Седьмой Вселенский Собор — последний из дохалкидонских Соборов

В VIII веке в Византии стала распространяться ересь иконоборчества. Первым гонителем иконопочитания стал император Лев Исаврианин (717 741) абсолютно невежественный в церковных делах. Он решил, что уничтожение почитания икон вернет Империи, утраченные ею области, и что евреи и магометане сблизятся с христианством.

В результате возник взгляд, поддерживаемый многими государственными деятелями империи и священнослужителями, на иконопочитание как на идолослужение.

При этом подавляющее большинство Отцов Церкви выступили против этого. Они подверглись гонениям и многие погибли, приняв мученическую смерть. Положила конец этой распри святая Ирина, восстановившая иконопочитание на VII Вселенском Соборе.

Седьмой Вселенский Собор был созван против ереси иконоборчества

Седьмой Вселенский Собор (также известный, как Второй Никейский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара). Он состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского. Собор созвали против ереси иконоборчества, которая появилась за 60 лет до него, при византийском императоре Льве Исавре.

Таким образом он желал устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами и поэтому принял решение упразднить почитание икон. Иконоборцы продолжили свою деятельность при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

VII Вселенский собор. Икона. Седьмой Вселенский Собор был созван против ереси иконоборчества

Необходимо отметить, что одной из причин созыва vii Вселенского собора стало то обстоятельство, что ранее иконоборцами бы созван Иконоборческий собор (Иерийский собор). Это собрание высшего духовенства христианской церкви, состоявшееся в 754 году во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари).

Созвал его император Византии Константин V. Иконоборцы на нём ставили вопрос о том, что поклонение изображению на иконе — это языческий обычай. На соборе нём были утверждены следующие догматы:

  1. Иконы повелевалось почитать за идолов.
  2. Все поклоняющиеся иконам были преданы анафеме, включая патриарха Германа Константинопольского.

787

в этом году был собран Седьмой Вселенский Собор

На Седьмом Вселенском Соборе присутствовало 338 епископов христианской церкви на Востоке. Таким образом, здесь присутствовали практически все известные представители православной церкви того времени.

Среди них иконопочитатели представлены не были[, это были епископы-иконоборцы, которые заняли место смещённых иконопочитателей, или епископы, получившие специально созданные для них кафедры.

При этом необходимо отметить, что на Соборе многие из них отреклись от иконоборчества и с покаянием обратились к ортодоксальному христианству.

В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю).

Святые отцы 7 вселенского собора представлены на отдельной иконе. Так же стоит отметить, что картина Седьмой Вселенский Собор принадлежит перу такого известного художника как Сальвадор Дали.

Литература

  • Воспоминание Седьмого Вселенского Собора // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 11. — С. 250.
  • Асмус В. В., прот.
    Седьмой Вселенский Собор 787 г. и власть императора в Церкви // Regnum Aeternum. — 1996. — № 1. — С. 47—68.
  • Диль Ш.
    Императрица Ирина // Византийские портреты / пер. с франц. М. Безобразовой. — М.: Искусство, 1994. — С. 62—82.
  • Зайцев Д. В., Н. Л.
    Иона // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXV : «Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский». — С. 434—437. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  • Карташёв А. В.
    VII Вселенский Собор 787 г. // Вселенские соборы. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — С. 574—679. — 679 с.
  • Лозинский С. Г.
    Глава II. Образование Папского государства (VI—VIII вв.) // История папства. — М.: Издательство политической литературы, 1986. — 384 с. — (Библиотека атеистической литературы).
  • Фирсов Е. В.
    Акты Второго Никейского (Седьмого Вселенского) собора (787 г).. — СПб.: Нестор-История, 2016. — 596 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-4469-0891-2.
  • Цыпин В., прот., Асмус В., прот.
    Вселенский VII собор // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 645—660. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.

Подготовкой Седьмого Вселенского Собора руководила императрица Ирина

В конце 783 года византийский император Лев IV скоропостижно скончался. Его вдова, императрица Ирина, предотвратила заговор в пользу Никифора, единокровного брата ее мужа, и сосредоточила всю власть в своих руках.

Это позволило ей, как противнице ереси иконоборчества, начать решать вопросы созыва Собора, который мог бы осудить её. Для этого императрице Ирине пришлось организовать избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла.

Перед своей смертью он отрекся от престола и удалился в монастырь, жалея о своем невольном соучастии в иконоборчестве и советуя для устранения раскола Церкви созвать Вселенский Собор.

Вместо патриарха Павла был избран императорский секретарь (асикрит) Тарасий, известный своей ученостью.

Избрание на Патриаршество мирянина было вызвано необходимостью поставить во главе Церкви не только ученого богослова, не замешанного в иконоборчестве, но и рассудительного государственного мужа, чья помощь была необходима Ирине в деле восстановления церковного мира.

Тарасий согласился занять Константинопольскую кафедру лишь после того, как император и императрица публично высказались за проведение Вселенского Собора, несмотря на недовольство отдельных лиц из «народа» (очевидно, военных).

На Рождество 784 г. свт. Тарасий был возведен на высшую ступень церковной иерархии.

Один из отцов святой Тарасий был Константинопольским патриархом 22 года.

Тарасий оставался Константинопольским патриархом в течении 22-х лет Избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания.

Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия. В Рим к папе Римскому Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе.

Папа Римский Адриан I ответил 2 посланиями от 26 окт. 785, в которых с особой настойчивостью проводилась идея главенства Римской Церкви.

Понтифик заявил, что считает возможным восстановить иконопочитание только на основании святоотеческого предания, выдержку из которого он приводил в своём письме.

Там папа назначил на Собор двух легатов: пресвитера Петра и игумена Петра, а также назвал Ирину и её сына новым Константином и новой Еленой. Видя ревность о православии императрицы и патриарха, Адриан согласился на проведение Собора при выполнении следующих условий:

  • торжественное анафематствование иконоборческого собора 754 года в присутствии папских легатов;
  • предоставление императрицей, патриархом и Сенатом письменной гарантии неприкосновенности папских легатов;
  • возвращение в ведение Римской церкви областей Южной Италии, ранее переданных императором Львом III Исавром в ведение Константинопольского патриархата;
  • неиспользование Константинопольским патриархом титула «вселенский».

Седьмой Вселенский Собор длился месяц и состоял из восьми заседаний

В мае 787 года Ирина вновь разослала приглашения с просьбой прибыть на Собор в Никею. Состав делегаций практически не изменился. От Рима были те же легаты; трёх восточных патриархов, не имевших возможности приехать из-за войн с арабами, представляли их синкелы Иоанн и Фома.

Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350 — 368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл 8 заседаний, последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына.

Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвёртом заседании — по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона

«Монах в гарнитуровых штанах»

Но главное, на иконопочитателей ополчились политики, поставившие невежество народа в вину «клерикальному» режиму. Им уже мало было одной «отмены» икон — заговорили о секуляризации всего церковного имущества.

В 60-е годы VIII века начались гонения на монахов и монастыри — как якобы рассадники иконопочитания, а заодно и кузницы кадров «церковников». Дело шло чуть ли не к полной отмене монашества. Иконоборцы вели себя жестко: иноков принуждали облачаться в светлые одежды и жениться, а отказавшихся ослепляли и ссылали, иногда даже казнили. Монастыри конфисковывали, устраивали в них казармы для солдат или просто разрушали.

В провинции инициаторами гонений было начальство, в столице же бесчинствовала науськанная им толпа.

Иконоборчество и его жертвы: вот что бывает, когда Церковь втягивают в политику

На Седьмом Вселенском Соборе был принят орос, восстановивший почитание икон

По итогам работы Седьмого вселенского Собора был принят орос. Орос 7 Вселенского собора восстановил обычай почитания икон и разрешил употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением»:

…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.

  1. Если кто не исповедует Христа Бога нашего изобразимым по человечеству, да будет анафема!
  2. Если кто не приемлет художественного изображения Евангельских сцен, да будет анафема!
  3. Если кто не приветствует таковые изображения, сущие во имя Господа и святых Его, да будет анафема!
  4. Если кто отвергает какое-либо писанное или неписанное церковное предание, да будет анафема!

Рекомендации

  1. ^ аб
    Гиббон, стр.1693
  2. Собор Иерии, Канон 19: «Если кто-либо не принимает этот наш Святой и Вселенский Седьмой Синод, да будет анафема Отца и Сына и Святого Духа, и от семи святых Вселенских Синодов!» https://www.fordham.edu/halsall/source/icono-cncl754.asp
  3. Уоррен Т. Тредголд (1997). История византийского государства и общества
    . Издательство Стэнфордского университета. п. 388. ISBN 978-0-8047-2630-6 . Получено 27 января 2013.
  4. Острогорский, с.178.
  5. Гиббон, стр.1693.
  6. Острогорского, с.178
  7. «NPNF2-14. Семь Вселенских соборов — эфирная библиотека христианских классиков». www.ccel.org
    .
  8. Хасси, Дж. М. (1986). Православная Церковь в Византийской империи
    . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. С. 49–50.
  9. ср. Жан Кальвин, Институты христианской религии 1.11
  10. Видеть: https://www.knigafund.ru/books/12281/read
  11. См .: Н. Таннер, «Atti del Concilio Niceno Secondo Ecumenico Settimo, Tomi I – III, Introduction e traduzione di Pier Giorgio Di Domenico, saggio encomiastico di Crispino Valenziano», в «Gregorianum», N. 86/4, Rome, 2005 , п. 928.
  12. Католическая церковь, Atti del Concilio Niceno Secondo Ecumenico Settimo (Citta del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2004) ISBN 9788820976491
  13. ISBN 9785446908912

Источники

  • Кальвин, Джон, Институты христианской религии
    (1559), переведенный Генри Бевериджем (1845). Пибоди: Хендриксон, 2008.
  • Гиббон, Эдвард. Упадок и падение Римской империи
    . Нью-Йорк: Random House Inc., 1995. ISBN 0-679-60148-1
  • Острогорский, Георгий. История Византийского государства
    . Нью-Брансуик: издательство Rutgers University Press, 1969. ISBN 0-8135-0599-2
  • Рааб, Климент. Двадцать Вселенских соборов католической церкви
    , 1937.
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Джексон, Сэмюэл Макаули, изд. (1914). «название статьи необходимо». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа – Герцога
    (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: фанк и Вагналлс.

В наши дни действует догмат иконопочитании отцов Седьмого Вселенского Собора

Отцы Седьмого Вселенского Собора в наши дни почитаются поместными православными церквями. Так принят догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора. После его закрытия епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины.

Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Решения собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. После него начался спор о сущности Духа Святого. Дело в том, что Карл не соглашался с выражением патриарха Тарасия:

«Святой Дух исходит от Отца через Сына», — и настаивал на другой формулировке: «Святой Дух исходит от Отца и от Сына».

Поскольку слова «и от Сына» звучат по латыни как filioque, дальнейшие споры по этому вопросу стали называться спорами о filioque. В своем ответе Карлу папа встал на сторону собора.

Франкский король Карл не признал решений Седьмого вселенского Собора.

Собор и отцы, к сожалению, не смогли остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. При этом деяния Вселенских Соборов и святых отцов их оказали существенное влияние на православные Символ веры.

Благодаря им в православном мире распространилось почитание святых, их иконописных изображений, святых мощей. После Седьмого Вселенского Собора были признаны иконы ангелов и святых, чего не смог добиться Третий Вселенский Собор и Пятый Вселенский Собор. Необходимо помнить, что это последний всемирный Собор, признанный Православной Церковью.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Примечания

  1. Карташёв. Вселенские соборы, 2002, с. 577.
  2. 12Феофан Исповедник.
    л. м. 6277, Р. Х. 777 // Хронография.
  3. Карташёв. Вселенские соборы, 2002, с. 613.
  4. Карташёв. Вселенские соборы, 2002, с. 615—617.
  5. Ирина отказалась удовлетворить эту просьбу папы.
  6. Карташёв. Вселенские соборы, 2002, с. 622.
  7. Lynda Garland.
    Constantine VI (780-797 A.D.) and Irene (797-802 A.D.) (англ.) (2002).
  8. Карташёв. Вселенские соборы, 2002, с. 619.
  9. Карташёв. Вселенские соборы, 2002, с. 624.
  10. ΘΕΟΛΟΓΙΑ ΤΗΣ ΕΙΚΟΝΑΣ — ΑΙΡΕΤΙΚΕΣ ΑΠΟΚΛΙΣΕΙΣ (Εισήγηση στο Φροντιστήριο Κατηχητών της Ι. Μητροπόλεως Κερκύρας και Παξών την 25η Ιανουαρίου 2010)
  11. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Tomus 13 col. 378
  12. Догма́тъ тре́хъ сѡ́тъ шести́десѧти седмѝ ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ седма́гѡ вселе́нскагѡ собо́ра, нїке́йскагѡ // Кни́га пра́вилъ свѧты́хъ а҆по́столѡвъ, свѧты́хъ собо́рѡвъ вселе́нскихъ и҆ помѣ́стныхъ, и҆ свѧты́хъ ѻ҆те́цъ. — Репринт. воспр. изд. 1893 г. — Сергиев-Посад : Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
  13. Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2008. Архивировано 19 июня 2008 года.
  14. Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее (Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. — Казань: Центральная типография, 1909. — Т. 7. — С. 284–285. — 332+iv с.).
  15. Русский перевод дан по книге: Карташёва А. В.
    Вселенские соборы.
  16. Надпись построена на игре слов Λέων — лев, хищный зверь
    и Ειρήνη —
    мир, спокойствие.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: