Спасо-Преображенский собор в Чернигове: история, фото и отзывы туристов

Древним храмам, как правило, не везет. Точное время и обстоятельства их закладки зачастую неизвестны, имена зодчих стерлись из памяти, даже внешний облик постройки в течение столетий нередко меняется до неузнаваемости. Тем не менее, существует традиционная схема возникновения древнейших церквей, и история Спасо-Преображенского собора в Чернигове вполне в нее укладывается.

Интересные даты

Долгое время этот православный храм считали самым старым среди аналогичных сооружений еще с княжеских времен. Конечно, речь шла о тех, которые сохранились до наших дней. Однако последние исследования показали, что старейшим является Софийский собор, сотрудники которого еще в 2010 году заявили, что последний основан в 1011 году. И в доказательство они привели многочисленные надписи на его стенах. Хотя данная версия пока еще окончательно не доказана, однако некоторые исследователи уверены, что год, когда был заложен Спасо-Преображенский собор в Чернигове, – 1036-й.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Православная Жизнь

Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.

Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.

Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого. Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в. возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».

Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв. В планировании пространственного решения объединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье. Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.

Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный пирамидальный вид, который усиливался низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни. Фасады собора были украшены орнаментными узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет. Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.

Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток, смальты.

Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.

В Спасо-Преображенском соборе похоронены князь Мстислав с семьей, князь Святослав, его убитый сын — муч. Глеб, другие князья, также славные иерархи Черниговской епархии – Лазарь Баранович, Амвросий Дубкевич и др. Главный престол Собора освящен в честь Преображения Господня. До середины ХІХ в. существовали еще два боковых престола — Трех святителей и Покрова Богородицы. С 1857 южный престол был переосвящен в честь Черниговских мучеников Михаила и Феодора.

В 1246г. князь Михаил Всеволодович вместе со своим боярином Федором уехал в ставку Батыя по ярлык на Черниговское княжество. В орде их убили за неподчинение исполнить языческий обряд очищения – пройти между двух огней и поклонится идолу Чингисхана. «Христиане поклоняются Создателю, а не тварям, я христианин и согласен поклонится Хану потому, что Бог вручил ему долю царств, но не поклонюсь тому, чему поклоняются жрецы», — были последние слова князя. После мученицкой смерти, их тела бросили в поле на съедение псам. Но тела продолжали оставаться нетронутыми. Христиане забрали мощи мучеников и отвезли в Чернигов, где и хранились в Спасо-Преображенском соборе (В 1572г. по приказу царя Ивана Грозного перенесены в Москву). Князь Михаил и боярин Федор были признаны православной церковью как мученики. Поступок князя, который в отличие от многих других русских князей получивших за покорность княжества был бескомпромиссным верующим и погиб за свои христианские убеждения, настолько впечатлил сына хана – Сартака, что они принял христианство, а в 1261г. в Орде была создана Сарайская православная епископия!

В серебряной раке хранились в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г. мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе. С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается покровителем «чернобыльцев». Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей. Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам «дал» часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.

В Соборе под спудом находятся мощи святых блаженных — князя Игоря Ольговича и митрополита Константина.

Митрополит киевский Константин – один из немногочисленных русских святых домонгольского периода. Незадолго до своей кончины митрополит. Константин вручил Черниговскому епископу Антонию свое запечатанное завещание и взял с него клятву, что завещание будет выполнено. В этом завещании он просил не погребать его тела, а выбросить за город на съедение псам, т. к. считал себя виновником всех смут, связанных с киевской митрополией и недоразумением с двумя действующими митрополитами – Климом – самовластно поставленный князем Изяславом и Константином, присланным из Константинополя по просьбе сына Владимира Мономаха — князя Георгия. В итоге Константинопольский патриарх по просьбе князей, дабы не сеять смуты среди народа, прислал другого митрополита – Федора. Связанный клятвой, преосвященный. Антоний выполнил завещание святителя. В течение трех дней тело находилось за городом. В эти дни, как отмечают летописцы, в Киеве была страшная буря и гроза. После трех дней тело святителя было найдено невредимым и с честью погребено в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. После погребения буря в Киеве прекратилась и наступила тишина.

Киевский князь Игорь Ольгович, при крещении Георгий, был правнуком Ярослава Мудрого, сыном Олега Святославича. Его старший брат, умирая, завещал Игорю Ольговичу свой престол на киевское княжество. Однако князья были благосклонны к принятию на престол князей из рода Мономаха, а именно внука Владимира — Изяслава. Они попросили прийти его и взять престол. В ходе такого «приглашения» состоялась битва, где Игорь Ольгович потерпел поражение и четыре дня провел в болотах Дорогожичей (ныне район г. Киева — Куреневка). Его посадили в тюрьму – срубе переяславского монастыря Святого Иона. Там князь Игорь принял монашество, но не имел права выходить из монастыря. Как не просил его брат Святослав отпустить схимника к себе в Чернигов, Изяслав был непреклонен, что еще больше распалило вражду между Ольговичами и Мономахами. Когда князь Изяслав пошел с войной на Чернигов, то киевские бояре и враждебно настроенный люд сами решили расправится с князем-монахом. Как не пытался защитить несчастного и митрополит Климентий, и брат Изяслава – Владимир, Игоря Ольговича придали долгой и мучительной смерти. Сразу на площади возле растерзанного мертвого тела стали происходить чудеса, а люди брали себе его кровь и кусочки оставшейся одежды как реликвии. Брат Святослав забрал мощи к себе в Чернигов и положил их у Святого Спаса в усыпальнице.

Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.

По материалам Рilgrims.in.ua

История создания

В 1024 году известный черниговский князь Мстислав Владимирович Храбрый одержал победу в долгих междоусобных войнах и принялся значительно расширять свои владения. Его земли простирались от Сиверщины до Северного Кавказа. В это время на территории Днешнего Града, или Детинца, как его сейчас называют, стали сооружать очень большой княжеский двор. В этом комплексе центральным строением стал именно Спасо-Преображенский собор в Чернигове, история которого неразрывно связана с историей Киевской Руси.

Известно, что в том же году его основатель умер. На момент его смерти стены храма, как свидетельствуют летописцы, были уже подняты на высоту, равную четырем метрам.

Достроенный уже в годы правления Святослава Ярославича, удивительно красивый Спасо-Преображенский собор в Чернигове стал главной святыней этой земли. Именно здесь хранятся многие редкие чудотворные иконы, покоятся мощи святых.

После смерти князя Храброго, его основателя, со стройки собора сняли всех мастеров. Они были переброшены на возведение храма св. Софии Новгородской. Поэтому достроен Спасо-Преображенский собор в Чернигове был только в середине одиннадцатого века.

РОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРА

Считается, что Мстислав Владимирович Храбрый, князь Черниговский, начал возведение главного храма своей столицы около 1030 года или, если взять чуть более широкие хронологические границы, в впервой половине 1030-х годов. К тому времени ему удалось примириться с братом, великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и прочно осесть на Черниговщине. Левобережье Днепра, согласно договору между князьями-братьями, находилось в полноправном владении Мстислава. Древний Чернигов должен был стать достойным центром Мстиславовой отчины, противовесом Киеву, новым политическим и культурным центром Руси. В христианскую эпоху любой большой город, тем более такой, которому предназначался удел столицы, не мог обойтись без великолепного собора.

Грандиозность постройки определялась уровнем притязаний заказчика. Размеры, формы, внешнее оформление храма и его интерьеры напрямую зависели от того, насколько громко хотел заявить о себе окружающему миру устроитель и как глубоко выстраивались его отношения с Богом.

ЗАГАДОЧНЫЕ ЗОДЧИЕ

Очевидно, что архитекторами черниговского собора были иноземные мастера. Специалисты в области архитектуры называют планировочно-пространственное решение Спасо-Преображенского храма уникальным. Подобные конструкции практически неизвестны в древнерусском зодчестве. К XI веку храмозданная инженерная мысль христианской Европы выработала два основных типа храма: более древний базиликальный, получивший особое распространение в Западной и Центральной Европе, в пределах влияния Римско-католической церкви, и крестово-купольный, характерный для Византии и стран, испытавших византийское влияние. Спасо-Преображенский собор чудным образом совместил в себе обе традиции, эта постройка одновременно имеет черты базилики и византийского крестово-купольного храма. Сложно сказать, кто возглавлял артель зодчих: были ли это архитекторы из какого-то католического государства, знакомые с тонкостями строительных технологий Византии, или, наоборот, греческие мастера, овладевшие навыками возведения церквей типа базилики. Иногда утверждается, что Мстислав Храбрый, до Чернигова длительное время имевший княжеский стол на окраине русского влияния, в городе Тмутаракани, что на Таманском полуострове, пригласил мастеров именно оттуда. Строители собора явно знали о принципах культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время подобные храмы, как считается, возводились. Однако все же более вероятным следует видеть константинопольское происхождение авторов собора. Исследователь П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие Спасо-Преображенский храм в Чернигове и Софию Киевскую, представляли одну и ту же артель, которую пригласили из столицы Византии.

МОНАРХИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Возникает вопрос: почему главный собор во владениях Мстислава Храброго был освящен в честь Преображения Господня?

Преображение — один из самых значительных праздников Православной Церкви, отмечаемый 6 (19) августа. Он относится к числу двунадесятых праздников. Корни особенного почитания Преображения Господня на Руси уходят еще в эпоху равноапостольного Владимира Святославича, великого князя Киевского, крестителя восточнославянских земель. Древнейшее указание на это сохранилось в источниках под 996 годом. Летописи сообщают о битве между ратью Владимира Святославича и печенегами в предместье Киева Василеве. Силы князя были невелики, он предпочел отступить, но дал обет отстроить храм, если печенеги уйдут: —

«Тогда обещася Володимер поставити церковь в Василеве святаго Преображениа, бе бо в той день Преображение Господне».

Опасность миновала, и великий князь Киевский сдержал слово. Таким образом, Василевский Преображенский храм стал одним из первых православных храмов, выстроенных в Киевской Руси после начала ее христианизации, а современники тех событий, новообращенные христиане, обрели зримое доказательство покровительства Господа. В эпоху Средневековья люди жили в особой атмосфере чудес, которые воспринимались как повседневная реальность. Чудеса и то, что с ними связано, во многом определяли человеческую деятельность. Поэтому чудесный исход противостояния в день Преображения давал все основания с особым вниманием и благоговением относиться к самому празднику и, более того, связывать успех военных предприятий именно с Преображением.

Следующие значительные этапы в развитии Преображенского культа на Руси относятся к XII и XV столетиям. Если обратиться к истории, то можно прийти к выводу о преобладании строительства Спасских храмов и монастырей в годы наиболее серьезных переломов в политической жизни Руси: распада Киевской державы и утверждения новых княжеских линий (XII век), а затем формирования единого Русского государства (XV век).

Вот примеры из XII столетия. Владимир Мономах, основавший или возобновивший город Владимир (на Клязьме) в 1108 году, отстраивает в нем именно Преображенскую церковь, явившуюся первым каменным сооружением в тех местах: —

«Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса».

Несколько позже, в 1164 году, Андрей Боголюбский, первый князь Владимирский, выстраивает во Владимире белокаменную Спасо-Преображенскую церковь на Мономаховом дворе. Известно и о позднейшем существовании Спасского монастыря во Владимире на месте княжеского дворца.

В XV веке особую роль Преображенский культ играл для московского дома Даниловичей. А началось это почитание еще раньше. О внимании уже первых Даниловичей к Преображению говорит то обстоятельство, что возведенный Иваном Калитой (князь Московский в 1325—1340 годах) московский храм, вокруг которого сложился придворный монастырь великокняжеской семьи, был посвящен Преображению Господню (храм Спаса Преображения на Бору в Кремле). Согласно летописным свидетельствам, Иван Данилович Калита имел особую любовь к Спасо-Преображенскому монастырю: он —

«возлюбил его паче инех манастыреи и часто приходя в он молитвы ради и многу милостыню даяше мнихом ту сущим…»

Пик культа Преображения совпал с эпохой Ивана III (он возглавлял Московское государство в 1462—1505 годах) и был связан с военной деятельностью великого князя — неутомимого собирателя русских земель. В день Преображения Господня неоднократно начинались боевые походы, в Преображенских храмах совершались молитвословия за успех военных предприятий.

Таким образом, в период русского Средневековья прослеживается достаточно сильный Преображенский культ.

Преображение, явившее миру Иисуса Христа-Бога, Царя царей, согласно церковному пониманию, имело в сознании людей Средневековья явный монархический аспект. В повышенном внимании к данному празднику проявлялись и державные устремления князей, оно символизировало сакральную сторону их власти.

Помимо монархического, Преображение Господне явно имело и воинский аспект. Вспомним, что Мстислав был крупным воителем своего времени, неслучайно получившим прозвище Храбрый. В 1031 году совместно с Ярославом Мудрым он совершил успешный военный поход на Польшу, откуда вернулся с богатыми трофеями и большим числом пленных. Вполне возможно, что закладка Преображенского собора в Чернигове отражала не только монархические, но и воинские христианские взгляды Мстислава, а поводом для посвящения главного храма Чернигова стал именно польский поход 1031 года. Отдавая дань Преображению, Мстислав мог перебрасывать мостик между собой и своим отцом, великим князя Владимиром Святославичем, тем самым подчеркивая преемственность власти.

Значение

На протяжении почти девяти столетий он являлся кафедральным для местной епархии. Его считали центром государственной и общественной жизни. Под его сводами похоронены многие князья и духовные владыки. Здесь покоятся мощи князя Мстислава Храброго, а также Святослава Ярославовича и его сыновей Глеба и Олега. В 1246 году здесь были похоронены святые мученики Михаил и Федор. Однако в 1572-м, по указу царя Ивана Грозного, мощи были перевезены в Москву.

Некоторые исследователи считают, что именно здесь был погребен князь Игорь — герой «Слова о полку Игореве». Он правил Черниговом с 1198-го по 1201-й гг. Здесь же похоронены иерархи местной епархии Лазар Баранович и Амвросий Дубкевич. В эпоху древней Руси в соборе находилась одна из самых, пожалуй, почитаемых на Руси икон – Смоленская икона Божьей Матери, или Одигитрия. Правда, спустя время Владимир Мономах перевез святыню в Смоленск.

Происхождение названия и его значение

Праздник Преображения Господня это один из важнейших праздников для православной церкви. Он относится к двунадесятым праздникам, которые по важности занимают следующее место после Пасхи, и празднуется 19 августа.

Сам праздник учрежден в воспоминание о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Он явился своим избранным ученикам в своей небесной славе, теперь совмещая в себе и человеческое, и духовное начало. Его празднует и восточная, и западная церковь, но для русского человека его празднование имеет особо важный статус.

Второе название праздника – Яблочный Спас, и оно есть только в русском языке, так как только на Руси в этот день освящаются яблоки, а не виноград, как было принято в Константинополе. Русская церковь оплела Преображение отдельными традициями. В этот день ослаблялся строгий пост, разрешалась рыба и масло, а еще до этого дня были под запретом любые фрукты и овощи, позволялись только огурцы.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Фото, архитектура, история, описание, как добраться

Для празднования Преображения яблоки завозились везде и продавались нарасхват. Каждый, кто имел свои яблоки или мог купить их, считал великим счастьем возможность раздать освященные в церкви яблоки своим слугам, бедным или больным людям.

Особый статус праздника, его причисление к числу величайших и добрые традиции угощения вместе с позволением теперь есть все, что растет на огороде, приводило к строительству соборов и больших церквей в честь этого церковного празднования.

Общий вид

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, план которого демонстрирует достаточно большое по древнерусским меркам — 18,25х27 метров — трехнефное строение с тремя апсидами и шестью столбами, неоднократно перестраивался. В восемнадцатом и девятнадцатом веках, например, у него были надстроены две башенки. И только после этого Спасо-Преображенский собор в Чернигове получил свой нынешний вид.

Фасад по периметру сложен чрезвычайно нарядной кладкой, сделанной из кирпича скрытым рядом. Он оформлен оригинальными пилястрами, причем в первом ярусе – практически плоскими, тогда как во втором — профилированными.

Пространственная планировка, которую имеет Спасо-Преображенский собор в Чернигове (фото его привозит домой каждый человек, приезжающий в город), поистине уникальна. Такой оригинальной конструкцией не обладает ни один древнерусский храм.

В результате раскопок было выявлено, что по восточным углам к основному зданию были пристроены небольшие часовенки, которые до сегодняшнего дня не сохранились. И сегодня Спасо-Преображенский собор в Чернигове, фото которого является тому доказательством, стоит без них.

Не сохранилась и круглая башня, прилегающая с северной стороны к притвору. От нее вела на хоры лестница. А с юга была изначально пристроена трехапсидная церковка, которая была крещальней. Кроме того, когда в 1239 году собор во время нашествия монголо-татар был практически разрушен, упали купола и своды.

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Удивительным образом в соборе сохранился в полной ценности иконостас, устроенный уже после великого пожара. Известно, что иконостас был создан в г. Нежин, местными мастерами Саввой Волощенко и Степаном Белопольским. Проект иконостаса создал Иван Ясныгин, губернский архитектор. Для росписи был назначен священник из Борзны Тимофей Мизко.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Фото, архитектура, история, описание, как добраться

Сам иконостас представляет собой липовый каркас высотой в 12 м и шириной в 20 м, полностью украшенный росписью и резьбой. Работы над ним затянулись и продолжались более 2-х лет. Иконостас занимает всю высоту и ширину храма, он разделен на три отдела – для каждого из приделов храма.

В нем два яруса икон, фон иконостаса серебряный, а выступающие колонны, карнизы и прочее – отделаны золотом. Для центрального придела в иконостасе особенно выделены и украшены Царские врата: овальные открывающиеся створки с просветом между ними и остальной частью иконостаса.

Высота врат примерно 7 аршин, это около 5 м. В просвете над вратами расположено фигурное изображение святого Духа в виде голубя. Всего для иконостаса было написано 63 иконы.

Сложность, длительность и внимание к деталям в такой работе привела к тому, что выделенной на иконостас суммы полностью не хватало.

По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более.

Тогда местный епископ продал хранившиеся иностранные монеты, которые были здесь из пожертвований в уже закрытые и упраздненные монастыри.

Этой суммы хватило на оплату остальных расходов, и работа над иконостасом была завершена.

Для современных историков и культуроведов иконостас представляет собой интерес и имеет несомненную культурную важность. Им регулярно занимаются исследователи древности, как в Украине, так и за рубежом.

Иконостас дошел до нашего времени без единой переделки и является таким же, каким был изначально, за исключением проводившейся реставрации икон.

Архитектурное решение

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, стиль которого представляет собой соединение схемы крестово-купольного византийского храма с некоторыми элементами романской базилики, необычайно красив. В процессе его строительства мастера использовали технологию смешанной кладки. При этом одновременно с плинфой -характерным для древнерусского зодчества тонким обожженным кирпичом — был использован природный камень. Архитекторы, изучавшие принцип и технологии возведения, с восхищением отмечают, что конструктивное решение собора удивительно четкое, практически идеальное.

Фото[править]

  • Спасо-Преображенский собор
  • Спасо-Преображенский собор
  • Спасо-Преображенский собор. Интерьер
  • Спасо-Преображенский собор. Интерьер
  • Спасо-Преображенский собор
  • Спасо-Преображенский собор
  • Спасо-Преображенский собор
  • Спасо-Преображенский собор
  • Спасо-Преображенский собор

Влияние времени

За свою почти тысячелетнюю историю этот древний памятник культуры претерпел многочисленные разрушения и перестройки. В годы, когда Чернигов в 1239 году был взят войском хана Менгу, собор подвергся полному разграблению. По преданию, именно здесь закрылись, обороняясь, последние защитники павшего города. Оборону Чернигова возглавлял князь Мстислав. Его жена, для того чтобы не оказаться в руках врага, выбросилась из окон красного терема собора.

Епископская кафедра была перенесена из Чернигова в город Брянск. И только в 1675 году — при архиепископе Лазаре Барановиче — начали проводиться восстановительные работы. Тогда и были надстроены апсиды.

Реконструкции

Следующую основательную перестройку храма осуществляли в 1791-1798 годах, после пожара, когда здание сильно пострадало. Именно в это время были утрачены многие древнерусские фрески.

Летописцы пишут, что в 1783-м в Чернигове был проездом Потемкин, который очень сильно заинтересовался этим собором. И в результате его ходатайства на ремонт было выделено достаточно средств. Однако, к большому сожалению, перестройка больше навредила храму. Она причинила такой вред, который не смогли нанести даже все предшествующие разрушения.

Тогда по бокам собора были пристроены две остроконечные башни. Это стало придавать собору определенную схожесть с костелом. Кроме того, они служили в качестве солнечных часов.

Интерьер

Во внутреннем убранстве собора чувствуется торжественное и строгое сочетание вертикалей с горизонталями. Особенно стоит отметить очень древние реликты, такие как фрески и рельефы на парапетах хоров, а также первоначально заложенные колонны. К сожалению, далеко не всё из домонгольского убранства храма сохранилось, а то, что дошло до нас, спасено фрагментарно и выглядит далеко не лучшим образом. Основную часть росписей интерьера уничтожил пожар в середине восемнадцатого века.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове история

Знаменитую фреску «Равноапостольная Фекла» сняли еще в 30-е годы большевики, затем она была уничтожена в годы Второй мировой. Остальные немногочисленные, но очень древние росписи пятнами выделяются из-под плохо различимого рисунка фресок девятнадцатого столетия. Оказывается, интерьер собора был снова расписан в 1820-м, а спустя полвека обновлен. Именно тогда и погибли древние рисунки.

В результате исследований внутри собора были обнаружены остаточные куски пола, сделанного в разное время. Оригинальное покрытие состояло из шиферных плит, на которых был врезанный рисунок, заполненный мозаикой. Одним из главных его элементов являются концентрические круги. Первоначально внутри алтаря пол был выложен керамическими поливными плитками. Однако уже в двенадцатом веке его заменили гладкими шиферными блоками. Особую ценность в культурном и историческом аспекте имеют шиферные рельефы на парапетах хоров.

В интерьере удлиненное помещение великолепно сочетается с двухъярусными внутренними аркадами, которые взмывают в подкупольное пространство. По всей их длине изначально были обустроены деревянные настилы для северных и южных хор. Они усиливали горизонтальное членение внутреннего убранства. Подобные аркады более характерны для византийского зодчества той эпохи. Однако они были редкими во времена Киевской Руси. И это одна из характерных особенностей, которыми славится Спасо-Преображенский собор в Чернигове, который по великолепию своего убранства нисколько не уступал известным первопрестольным церквям.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове план

ХРАМ СНАРУЖИ

Планировка Спасо-Преображенского собора довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре. В частности, историк искусства А. И. Комеч пишет: «В литературе, посвященной древнерусскому зодчеству X—XV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов: четырех-, шести-, восьмистолпные. Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она неверно интерпретирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с бази-ликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа. Как правило, все древнерусские храмы XI—XII вв. (кроме самых простых) — четырех-столпные, они бывают с нартексом (понятие о нем почти исчезло из наших архитектурных описаний) или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки. Спасо-Преобра-женский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью».

Современный облик собора сильно отличается от первоначального. В XI веке храм имел только одну башню — северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведенного в XVIII веке, являлась неодинаковой. Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел: завершающие их закомары начинаются на одной высоте, но, поскольку пролеты разные, то поднимаются они неодинаково. Можно видеть, что выше всего проходят арки западных прясел на боковых стенах наоса; в симметричных им восточных пряслах арки идут заметно ниже. Видимо, отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором — профилированными.

КЛАДКА СТЕН

Исследователи Черниговского собора Ю. Ю. Шевченко и Т. Г. Богомазова о. В то же время в кладке встречается любопытный прием: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются стремя плинфами, расположенными горизонтально — друг над другом. Подобная кладка в Византии не применялась.

ОКНА

В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причем среднее окно чуть выше остальных. Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется — «византийским».

КИРПИЧНЫЕ ОРНАМЕНТЫ

«В центральной апсиде, фасадах и северо-западной башне Спасского собора, — снова цитируем Ю. Ю. Шевченко и Т. Г. Богомазову, — использованы „елочные» кладки (типа римской кладки „в колос»). Они характерны для архитектуры VIII—IX веков Крыма и Тамани, IX—XI веков Волжской Болгарии, а также известны в это и более позднее время в среднеазиатской архитектуре. Меан-дровый пояс той же соборной башни еще более ранний элемент, состоящий из У-образных двойных компонент (второй знак вертикально перевернут)». Такое орнаментальное решение характерно для одновременных со Спасским собором построек в Индии и Средней Азии.

Особенности

Существует мнение, что строители храма повторяли в некоторой степени схему церкви Десятинной – первого каменного храма Древнерусского государства. Кроме того, высказывалось предположение, что мастеровые, создавшие собор в Чернигове и киевскую Софию, были членами одной византийской артели.

Издавна существовал старинный обычай: в храме вывешивали флаги защитников города. С начала прошлого столетия здесь выставлены и казацкие флаги, а также восемнадцать стягов черниговского ополчения при войне с Наполеоном и одиннадцать времен Крымской войны.

Святыни

В ризнице до сих пор сохранилось много богослужебных предметов. Некоторые из них подарены церкви горожанами и имеют большую ценность. Среди них оклад Евангелия — уникальная ювелирная работа, имеющая рельефные изображения.

Известно, что в алтаре был серебряный с позолотой двухъярусный саркофаг весом в шестнадцать килограмм. Во время пребывания в Чернигове в 1787 году императрица Екатерина II подарила храму старинный крест и соборное кресло, а также много старинных риз.

Главными святынями, которые хранились здесь до 1917 года, были мощи митрополита Константина и князя Игоря Ольговича. Они были погребены под стенами храма. Кроме того, здесь же хранились и мощи святителя Феодосия Углицкого — черниговского архиепископа, которые лежали открытыми в серебряной раке, весящей около двух с половиной центнеров.

Здесь же хранилась и одна из самых чтимых на Черниговщине икон — Божьей Матери Рипкинской. Но самой знаменитой считается Одигитрия. Во времена Киевской Руси эту святыню в Спасо-Преображенский собор в Чернигове привезла дочь императора Константина, которая была замужем за князем Всеволодом. Рожденный в этом браке Владимир Мономах с 1097 года был правителем Смоленска, где он отстроил храм. Закончив его, он перевез эту икону из Чернигова. И с тех пор она стала зваться Смоленской. Рассказывают, что благодаря ей хан Батый в 1239 году не смог взять город.

ЧЕРЕЗ ВЕКА

Более девяти веков Спасо-Преображенский собор являлся духовным центром Черниговской земли. Помимо своей церковной роли, он имел большое политическое и общественной значение. Под сводами храма совершались торжественные архиерейские службы, сюда свозились святыни Русской Церкви, здесь князья клялись в верности друг другу и решали важнейшие вопросы государственной жизни.

Первое датированное историческими источниками свидетельство о Спасо-Преображенском соборе относится к 1034 (или 1036) году. В «Повести временных лет» читаем: —

«Мьстислав изыиде на ловы и разболеся и умре. И положиша и в церкви святаго Спаса, юже создал сам, бе бо выдано ея при нем вьзвыше, яко и на коне стоячи рукою досячи».

Переводится это свидетельство так: «Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую он сам создал: ведь были при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою».

Эта беглая заметка древней русской летописи примечательна вдвойне. Она не только подтверждает, что именно Мстислав Владимирович Храбрый был заказчиком строительства черниговского собора, но и отмечает любопытный промежуточный этап работ. Вероятно, к 1034 (или 1036) году, судя по указанию на возможность всадника, стоящего в стременах, дотянуться до верхнего на тот момент ряда кладки, высота стен собора составляла около четырех метров. Если сооружение храма велось без перебоев и длительных остановок, такого состояния здания, учитывая его размеры, скорее всего, можно было достичь не менее чем за пару строительных сезонов (особенности климата обуславливали проведение строительных работ только в течение теплого времени года).

Впрочем, некоторые исследователи считают, что оборот «бе бо» относит сообщение о недостроенном храме к предыдущей фразе — к моменту его закладки, а не к моменту погребения Мстислава в завершенном храме. Принимая во внимание ряд косвенных признаков, эти ученые предлагают новую датировку: к 1034 (1036) году собор уже был построен, нижняя его часть, те самые четыре метра, появились еще до Мстислава, а Мстислав приступил к строительству в 1024—1026 годах.

ЦЕНТР МИТРОПОЛИИ

После смерти Мстислава Храброго все его земли были объединены под властью Ярослава Мудрого. Великий князь Киевский Ярослав, снова безраздельно властвовавший на Руси, посадил на черниговский стол своего сына Святослава. Считается, что Святослав поощрял строительную деятельность в своем княжестве. В числе каменных построек, возведенных в годы его правления на землях Черниговщины, был и окончательно достроенный Спасо-Преображенский собор, который стал кафедральным храмом Черниговской епархии. Учрежденная еще в конце X века епархия являлась третьей по своему иерархическому статусу во всей Руси. На некоторое время во второй половине XI века правящий черниговский архиерей даже получил митрополичий титул. Видный современный историк Церкви Б. Н. Флоря пишет: —

«В настоящее время можно считать установленным, что… в Переяславле (Переяславль Южный, ныне — Переяслав-Хмельницкий, районный центр Киевской области. — Авт.) существовала особая, отдельная от Киева титулярная митрополия, учрежденная в 60-е годы XI века, что было следствием своеобразного политического устройства Руси при Ярославичах — Изяславе, Святославе и Всеволоде, получившего в науке условное название „триумвирата». Одновременно была создана и титулярная митрополия в Чернигове, данные о которой сохранились в греческих источниках и в Несторовом житии преподобного Феодосия Печерского. Вероятно, с установлением единовластия Всеволода Ярославича после 1078 года и со смертью Черниговского митрополита Неофита была упразднена сначала Черниговская, а затем, с кончиной Переяславского митрополита Ефрема, и Переяславская митрополия».

Установление единовластия князя Всеволода в Киевской Руси стало следствием кончины его родных братьев. Святослав Ярославич Черниговский вслед за своим дядей Мстиславом Храбрым упокоился в Спасо-Преображенском соборе.

БЕДЫ И ПОБЕДЫ

Любопытное свидетельство, связанное с целованием креста в Черниговском соборе, сохранила под 1146 годом Ипатьевская летопись. Согласно этому документу, князья Владимир и Изяслав Давидовичи, владевшие тогда Черниговом, заключили крестоцелование с князьями Игорем и Святославом Ольговичами. Летописец замечает, что епископ Онуфрий увещевал черниговское духовенство: «Если кто данное крестное целование нарушит, то будет проклят двенадцатью господскими праздниками».

Вскоре Игорь Святославич занял киевский великокняжеский стол, но киевляне не захотели принимать его. После неудачного сражения Игорь был пленен и насильно пострижен в монахи. В 1147 году разгневанные киевляне расправились с князем-иноком. Через три года Святослав Ольгович перенес его мощи в Черниговский собор. Впоследствии убиенного Игоря причислили к лику святых.

С 1246 года в Спасо-Преображенском соборе Чернигова покоились мощи мучеников — убитых в ставке Батыя князя Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора. При Иване Грозном, после общецерковной канонизации угодников и распространения их почитания, святые останки были перевезены в Москву.

Вообще, Батыево нашествие имело печальные последствия для местной архиерейской кафедры. Как разгром Киева, в конце концов, привел к отъезду митрополитов «всея Руси» из Софии Киевской в поисках новой резиденции, так и черниговские епископы были вынуждены искать себе новое пристанище. Одно время они осели в Брянске, затем кафедра вовсе упразднялась, а приходы Черниговщины поступили в окормление смоленских владык. Фактически кафедру возобновили в 1640-е годы, но архиереи продолжали жить то в Киеве, то в Новгород-Северске. Окончательно местопребывание епископов Черниговских в городе по названию их титула утвердили в 1672 году.

ЧЕРНИГОВСКАЯ ФЕКЛА

Проходили столетия, собор постепенно ветшал. Возвращение епархиального центра в Чернигов потребовало срочной реставрации храма в честь Спаса Преображения.

В 1675 году усилиями архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) здесь были проведены восстановительные работы. Основательная перестройка храма предпринималась в конце XVIII — начале XIX веков, после того как он пострадал от большого пожара 1750-х годов.

Огонь уничтожил внутренние помещения, убранство собора, сильно повредил ценнейшие домонгольские фрески. В ходе реставрации облик храма довольно сильно изменили: в юго-запад-ном углу на месте древней крещальни построили круглую башню, симметричную левой изначальной башне с лестницей на хоры. На обе башни водрузили, по моде времени, высокие шпили, перед порталами выстроили тамбуры. В XIX столетии осуществлялась роспись собора, в результате которой остатки первых фресок оказались либо записаны, либо сбиты.

К концу XIX века, на волне роста научного интереса к исследованию прошлого, начались исследования памятника архитектуры. Уже в советское время, в начале 1920-х годов, под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили фреску XI века с поясным изображением святой Феклы. Оригинал фрески, увы, погиб в годы Великой Отечественной войны, но сохранилась ее точная копия, созданная в 1934 году.

Богослужения в Черниговском соборе прекратились в 1926 году на шестнадцать лет. Во время оккупации немцы возобновили здесь литургическую жизнь, и она не замирала вплоть до времен хрущевской борьбы с религиозными «пережитками». С 1961 года по конец 1980-х годов собор находился в ведении местного музея.

Храм сегодня

Спасо-Преображенский собор в Чернигове 1036

Где остановиться[править]

  • Успенский Елецкий мужской монастырь (Чернигов)

При Успенском Елецком монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее)

Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова).

Адрес:

14000, Украина, г. Чернигов, ул. Князя Черного, 1

Телефон:

(0462) 77–88–90

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: