Чадоподательница: молитва к Тихвинской иконе Божией Матери

Одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая по преданию, она явилась людям в 1383 году недалеко от города Тихвин. В 1560 году на берегу реки Тихвинки был заложен первый камень Тихвинского монастыря.

День празднования: 9 июля

Тихвинская икона Божией Матери

История иконы

Считается, что Тихвинскую икону Божьей Матери писал известный евангелист Лука. Икону он преподнес в дар Феофилу Антиохскому, дополнив подарок текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В Константинополе для нее возвели Влахернскую церковь, которая поражает своим великолепием. Эта церковь является одной из самых значимых в истории восточных христиан.

В 1383 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы явила себя людям в Святой Руси. По преданию, святой образ несли ангелы на руках. Так икона по воздуху перенеслась из Византии. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Как говорит легенда о появлении Тихвинской иконы Божьей матери, верующие со священником вышли на берег реки для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. За грехи икона покинула византийский народ, но появилась на территории Святой Руси в православной церкви.

На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения. Через некоторое время ее заменили каменной, а сейчас там действует Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, как не трудно понять в городе Тихвине находится икона, где верующие могут поклоняться этому образу. Во время Второй мировой войны, икона оказалась в рижском храме. Оккупанты Тихвинского монастыря сначала отправили ее в Псков, а затем доставили в Ригу. На российскую землю, в город Тихвин, она была возвращена в 2004 году. В связи с этим церковь установила празднование возвращения иконы Тихвинской Божьей матери в православном календаре.

Тихвинская икона Божьей Матери

Правила чтения

Акафист читается в праздник, 26 июня, для прославления и воспевания священного образа Богородицы.По благословению священника текст хвалы читается иногда в течение 40 дней, каждый день. Но для такой работы необходимо предварительно посоветоваться со священником. В некоторых церквях есть традиция читать акафистов каждое воскресенье, возможно, тем, кто молится, будет удобно присоединиться к церковной пастве.

Вы можете читать Акатисту самостоятельно, по собственному желанию, если чувствуете духовную потребность или если нет возможности пообщаться со священником. Других особых правил чтения песен нет. Все требования такие же, как и для других чемпионов этой категории гимнографии.

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей младенцев. К ней обращаются матери, чьи дети болеют, капризничают и плохо спят.

Именно поэтому Тихвинская икона Божией матери также называется Чадоподательница, то есть оберегающая детей, а также дающая здоровых детишек.

Считается, что она оберегает детей школьного возраста от дурного влияния, Тихвинская икона помогает им найти свой путь в жизни, помогает сделать правильный выбор. Икона укрепляет духовную связь между родителями и детьми. У нее просят помощи люди, которые хотят найти ответ на мучающий их вопрос. Икона Божьей Матери защищает человека от обмана и наговоров. Поэтому, если возникают трудности с другими людьми, многие духовники советуют взять образ Тихвинской Божьей матери и помолиться перед ним для того, чтобы прояснить ситуацию и понять, как действительно обстоят дела.

Тихвинская икона Божьей Матери обладает чудотворной силой. Она всегда появлялась в малообжитых землях, где не было распространено христианство.

Она защищала и оберегала людей от бедствий, войн и пожаров.

Именно поэтому так велико значение святого образа Тихвинской иконы в Православии.

Чадоподательница

Так называют Тихвинскую икону Божией Матери из села Три озера в Татарстане. Недавно этот чтимый образ был привезен на Православную выставку в Самару.
С этой иконой я познакомился еще два года назад. На первой в Самаре Православной выставке. Тогда священник Александр из Татарстана прямо перед стендом «Благовеста» помазывал елеем всех желающих приложиться к Тихвинскому образу Божией Матери. А мы все, сотрудники «Благовеста», подолгу смотрели на эту икону. Ведь она была прямо напротив нас! И вот что интересно: через день-два я ловил себя на том, что мне так хочется не отрываясь смотреть и смотреть на это дивное изображение! А когда выставка закончилась, еще долго не забывался милующий взгляд Ее очей…

Полгода назад из Татарстана пришло электронное письмо, в котором родственники протоиерея Стефана Акашева просили помочь в поисках родни. Я ответил отказом. Ничего мне не известно о предках этого легендарного священника. И вот на недавней Православной выставке в середине декабря ко мне подошла молодая женщина и назвалась… родственницей отца Стефана. Оказалось, писала мне как раз она — Светлана Александровна Шевченко, и писала по просьбе ее матери, Татьяны Николаевны Кавиной, которая приходится отцу Стефану двоюродной внучкой. Но самое большое удивление ждало меня впереди. Оказалось, мать и дочь приехали на выставку в Самару с тем самым чудотворным образом Тихвинской Божией Матери — Чадоподательницы, как ее еще называют.

О протоиерее Стефане Акашеве когда-нибудь напишут остросюжетный роман. Коллективизация застала 30-летнего священника в оренбургском селе Верхняя Платовка. Все его достояние — храм, маленькая дочка да жена-красавица. Вот ее-то, матушкина красота, и стала причиной несчастий пастыря. Председатель колхоза вызвал священника к себе в кабинет и потребовал… отдать ему на поругание жену. Уж больно она приглянулась новому «хозяину жизни». В противном случае грозил настрочить донос, и тогда главу семьи заберут «куда следует». Священник Стефан, конечно же, отказался. И вскоре председатель осуществил угрозу. Отца Стефана увезли в оренбургскую тюрьму, а потом отправили на долгие годы в Котлас. А из родного села приходили недобрые вести. Председатель угрозами и насилием добился-таки своего. Жена священника жила у него, и уже ждала ребенка. Сколько слез пролил на молитве батюшка, знает только Господь и высокое северное небо. Но услышал его молитву Всевышний. Не долгим было торжество осквернителя семейного очага. И вскоре его самого определили в тот же самый барак, что и отца Стефана. И тоже по чьему-то доносу. Бывший председатель со слезами раскаивался в совершенном грехе, просил прощения у отца Стефана. И умер на его руках. Им же был отпет и закопан в мерзлую землю.

А вскоре наступил конец ссылки. Вернулся в родное село отец Стефан. Но домой даже не зашел. Там уже рос чужой ребенок. Предательства жены простить он не смог. Стал жить отдельно, принял тайный монашеский постриг с именем Серафим. Но в нужде он свою бывшую семью не оставлял: через прихожан передавал им корзины с продуктами и деньги.

Потом отец Стефан был переведен в Самарскую епархию. Служил в селе Заплавном, и там открылся у него редкий дар исцеления духовно болящих. Со всего Союза потянулись к нему в храм страждущие. Он ставил одержимых под колокол и велел звонить над ними до трехсот раз. А бесноватые в это время читали «Богородицу». Сотни людей исцелились по его молитве…

Умер он в 1975 году, был похоронен на сельском кладбище в Заплавном. Там и должен был мирно покоиться его прах до всеобщего Воскресения. Но в 1992 году имя отца Стефана неожиданно попало на страницы газет, в хронику происшествий. Еще бы! Ведь однажды утром жители Заплавного обнаружили его могилу раскопанной, кости пастыря разбросанными в безпорядке. И, главное, нигде не смогли найти ни его священнического креста, ни головы. Следы «жигулей» уводили в сторону Оренбурга. Следствие не установило виновных в вандализме. И потому осталась единственная версия — это сделали сатанисты. Видно, так досадил дьяволу при жизни этот сельский батюшка, что и спустя 17 лет после его смерти не забыл враг той «язвы», которую нанес ему отец Стефан в этом храме.

Моя родная бабушка и Степан Акашев были двоюродными братом и сестрой, — рассказывает Татьяна Николаевна Кавина. — Точно это мне не известно, возможно, они были родными братом и сестрой. Мама этого хорошо не помнила, а бабушка рано умерла. Моя мама была самой маленькой в семье. Когда мама уехала в Казахстан, все родственные связи оборвались. Фамилия у моей бабушки была Акашева. Мы долго искали какие-то сведения о дедушке-священнике, и все не могли найти. Тогда мы с дочкой стали об этом молиться. Я просила Богородицу помочь в поиске данных о дедушке Стефане. И вот ко мне приходит знакомая женщина, дает книжку «Подвижники Самарской земли». Когда я открыла книгу, сразу увидела знакомую фотографию. Этот снимок двоюродного дедушки я видела в альбоме моей мамы. Целая глава в той книге была посвящена моему родственнику. Я попросила женщину продать мне книгу. Но она книгу мне подарила. В 2003 году съездили мы с дочерью в село Заплавное. Видимо, дедушка нас там ждал! Приняли нас замечательно. Потом я разговаривала с протоиереем Николаем Манихиным в Тольятти. Он хорошо знал нашего дедушку. С тех пор мы молимся об отце Стефане, заказываем в храме о его упокоении.

— Какие-то семейные предания об отце Стефане сохранились у вас в роду? — спрашиваю Татьяну Николаевну.

— Мама рассказывала, что он был очень добрый. Приходил к нам в дом и весь словно светился добром. Но с ребятами был строг иногда. Это когда они что-то неправильно делали, шалили. Маминому отцу он говорит: Иван, твой Михаил то-то не так сделал… Когда украшали храм перед приездом Архиерея, мамины сестры-братья колокол поднимали. И в этот момент мой дедушка видел Ангелов! Он рассказал об этом отцу Стефану, и тот подтвердил: да, Ангелы помогают поднимать на храм колокола… Дедушка мой был звонарем. Все в семье помогали храму, чем могли. Вся семья мамина была при церкви. Мама рассказывала: когда отец Стефан читал в храме проповеди, люди плакали. И на исповедь к нему стояли большие очереди, он подолгу исповедовал. И многие плакали. А мама моя девочкой все спрашивала: чего они плачут? А ей говорили те, кто постарше: это грехи их плачут, так их пробирает священник Стефан! Весь храм на коленях стоял, когда он проповеди читал. Потом ему надолго запретили служить. Для него это была острейшая боль…

На этом семейные предания о священнике Стефане Акашеве не заканчиваются. Когда Светлана Шевченко рожала второго ребенка, ей сделали кесарево сечение. И… ее сердце остановилось. Врачи констатировали клиническую смерть. Когда ее душа на мгновенье отделилась от тела, Светлана вдруг увидела там, в мировой безпредельности, встречавших ее блаженную Ксению Петербургскую (ей она молилась о благополучных родах) и прадедушку отца Стефана. Вскоре ее сердце вновь забилось.

Желание послужить Богу в этой семье было особое, крепкое. Хотелось даже для этого уехать из города. Татьяна Кавина поехала в Ключевскую пустынь, к отцу Илариону, просить благословение на монастырь. Он ответил ей так: весь род у тебя при храме был — все твои деды-прадеды храмовые люди, и ты при храме будь!

Протоиерей Стефан Акашев.

Тогда еще не знала Татьяна Николаевна, что не только отец Стефан, но и его отец (ее прадед Михаил) были священниками!

Работала она в церковных лавках в Тольятти, была «при храме». Но все же хотелось ей другого служения. Тогда ее дочь поехала в Болгары, к священнику Владимиру Головину, спросила его, где им лучше спасаться? А была мысль уехать на родину предков, в Верхнюю Платовку, и там работать при храме. Но батюшка сказал: «Воля Божия вам ехать в Татарию, в село Три озера».

Это известие пришлось по сердцу Светлане Александровне. А ее маму скорее ошеломило. Стала она сугубо молиться об открытии воли Божией. И вдруг увидела сон: будто всю ночь простояла она в пустом белом храме без алтаря, без свечей — стояла на коленях и молилась Тихвинской иконе Божией Матери, которая висела перед ней в воздухе. И еще краешком глаза увидела она в храме три кучки мусора в уголке. С этим проснулась. И сразу подумала: наверное, это какое-то искушения. Что это за храм без свечей, без алтаря? Без икон по стенам… И вот приехали они «на разведку» в село Три озера Спасского района Татарии. Познакомились с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы священником Георгием Кондратьевым, и он повел их в центральный придел старинной церкви.

— Тут я вскрикнула от изумления и говорю ему: «Да я здесь всю ночь стояла на коленях!» Это был тот самый храм. Побелено все, и пол цементный, и нет еще икон на стенах, и алтарь иконостасом не отделен. А в стороне те самые — три кучки мусора. Поняла я, это Сама Богородица показала мне место, где надо послужить, — рассказывает Татьяна Ковина. «Видимо, Богородица благословляет вас на служение Себе», — сказал нам и священник.

— …Это чудотворный образ! От него столько помощи людям.., — рассказывают, дополняя друг друга, мать и дочь, Татьяна и Светлана. Перед революцией икона долго плакала, так им бабушки рассказали. Потом эта икона пропала на время, но одна женщина ее сохранила. А спустя годы привезла этот образ в Болгары, в Свято-Авраамиевский храм, к отцу Владимиру. Потом эту икону вернули в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Три Озера. «Наша икона чудотворная, ее называют Чадоподательницей. Многие помолятся перед этим образом и вскоре рожают детей. Иногда икона благоухает и мироточит. Мы сами были не раз этому свидетелями», — говорят мать и дочь.

Пока мы разговаривали, к Тихвинской иконе выстроилась уже немалая очередь. Пора браться вновь за работу! Светлана быстро записывает имена тех, кто заказывает обедни в их храме, молебны перед иконой. Татьяна протирает тряпочкой киот с чудотворным образом, отвечает на вопросы. Приятно и весело на них смотреть. Вот оно, то самое высокое служение, которого так трепетно искали их сердца! Думаю, их дедушка-прадедушка отец Стефан смотрит на них с Неба с радостью и любовью. А к отцу Александру, который уже с другой иконой, целителя Пантелеимона, приехал к нам на эту выставку, в присутствии сотрудницы «Благовеста» подошла женщина со спящим в коляске грудным ребенком. «Вот, благодаря молитвам перед привезенной вами в позапрошлом году «Тихвинской» — ребенок у нас родился. Лизонькой назвали…»

— Чадоподательница!.. — только и сказал счастливой матери отец Александр.

По просьбе Татьяны Кавиной сообщаем телефон контакта в Тольятти: 8-927-775-55-97 — чтобы смогли откликнуться другие родственники священника Стефана Акашева.

Антон Жоголев

Чудесные списки иконы

Наиболее интересным является список Тихвинской иконы Божией матери в Москве, который был привезен в Успенский собор в далеком 17 веке. В самом начале этого века на Новгород пришли шведы, которые хотели завоевать город и люди предполагали бежать из монастыря, где была икона. Как только они хотели передвинуть образ, он будто приковался к земле и сдвинуть, казалось бы, не сверхтяжелую икону оказалось недоступным для обитателей монастыря. Люди поняли намек на маловерие и остались в городе, в частности в монастыре.

Тихвинская икона Божией Матери

Шведы продолжали атаковать стены монастыря, а Тихвинская икона помогала защитникам и наводила на шведов различные образы. Они видели, как приближается войско со стороны Москвы и также видели Небесное воинство, которое становилось над монастырем. Ничего не удалось захватчикам, а со временем из Москвы прибыли послы, которые сделали список святого образа, который и отправили в столицу, а также благодаря этому образу заключили перемирие со шведами. Помимо этого, во многих городах есть церковь Тихвинской иконы: Брянске, Суздале и многих других городах.

Молитва перед Тихвинской иконой

Тропарь, глас 4

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши,/ пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице,/ да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския/ невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих/ и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу,// Де́во Неискусобpа́чная.

Перевод: В сей день как солнце пресветлое воссияла нам на воздухе всесвященная икона Твоя, Владычица, лучами милости мир просвещая! Ее великая Россия, как некий дар Божественный свыше благоговейно приняв, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебе родившегося Христа, Бога нашего, величает радостно. Ему молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех козней вражеских и спасет с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева брака не познавшая.

Кондак, глас 8

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́ Бо́га,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Перевод: Прибегнем, люди, к Деве Богородице Царице, благодаря Христа Бога, и, к Ее чудотворной иконе с умилением взирая, припадем и возгласим Ей: «О Владычица Мария, посетив страну сию Твоего священного образа явлением чудесным, сохраняй в мире и благополучии Отечество наше и всех христиан, являя их наследниками Небесной жизни, ибо мы к Тебе с верою взываем: Радуйся, Дева, мира спасение!»

Молитва первая

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́. Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице. Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас недосто́йных раб Твои́х и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим и проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию поклоня́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостививши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей; услы́ши нас моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м и испроси́ у Бо́га, Сы́на Твоего́, па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиреному́дрие, супру́гам любо́вь и согла́сие, ча́дам послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние: всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсе́янныя собери́, заблу́ждшыя на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша к зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́: преста́вльшыяся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х. Ты по Бо́зе на́ша Наде́ждо и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(6 оценок, среднее: 4,83 из 5)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: