Чем богоугодное умиление отличается от богопротивного
Умиление, как и многие другие человеческие чувства, в нравственном отношении может иметь как доброе, так и дурное наполнение.
Во времена Ветхого Завета для многих представителей Израиля, из-за огрубелости их сердец, богоугодное умиление было чем-то не очень знакомым и не очень понятным.
Просвещая и воспитывая избранный народ, напоминая ему, в чём заключается его миссия и его избранность, Бог отвращал его от соблазнов язычества, попускал бедствия, ниспосылал кары, и через это способствовал (в том числе) возбуждению в них умиления (ср.: «Показалъ еси людемъ твоимъ жестокая: напоилъ еси насъ виномъ умиления» (Пс.59:5)).
Подготавливая Израиль к грядущей встрече со Христом, Бог пообещал через пророка, что с Пришествием Мессии, Он пошлёт дух благодати и умиления на дом раба Своего, Давида. Под действием этого благодатного чувства во Христа должны были уверовать даже и многие из тех, кто участвовал в Его казни и убийстве (Зах.12:10).
Во времена Нового Завета умиление как чувство, основанное на радости от общения с Богом, благоговении и смирении перед Ним как перед Небесным Владыкой, в той или иной степени стало доступно всем истинно верующим христианам. Тем не менее, для того, чтобы постичь это состояние в глубине, от подвижника требуется немало усилий.
Одним из важнейших средств к достижению этого состояния служит отсечение воли греховной, отстранение от суеты мира, искренняя молитва, участие в Таинствах, послушание и доверие Богу.
В случае, если человек не живет в соответствии с нравственным законом, и даже не верует в Бога и Его очищающий Промысл, умиление тоже возможно, например умиление перед идолами, умиление, вызванное порывом определенных страстей (например, любовной страстью или страстью к стяжательству).
Такое умиление способно ещё больше отдалить человека от Бога, взрастить в нём пристрастие (к предмету умиления) или усилить уже пылающую страсть, подчинить его воле злых духов.
Именно о такой, греховной форме умиления сообщает апостол, говоря: «даде имъ Богъ духъ умиления , очи не видети и ушы не слышати, даже до днешняго дне» (Рим.11:8).
Преподобный Иоанн Лествичник говорит о «блаженной радостной печали умиления». Он пишет: «Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключаются в сотах… Такое умиление поистине есть дар Господа… Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом… В бездне плача находится утешение, и чистота сердца получает просвещение…».
См. РАДОСТОПЕЧАЛИЕ
История образа Пресвятой Богородицы Умиление
Первоначально святыня выполнялась на холсте, укрепленном на кипарисовой доске. Этот образ особо почитал монах Серафим Саровский, который умел видеть душу всякого человека и просить исцеления для каждого. Он молился перед этим ликом чаще всего, с возведенными к небесам руками. Святой прожил долгую жизнь и закончил свой земной путь в молитве перед изображением Защитницы. Серафим завещал этот лик Дивеевскому храму, располагающемуся недалеко от его скита.
Интересно! Лампадное масло, горящее возле облика Девы Марии, приобретало целебные свойства. Святой Серафим часто использовал это божественное средство, чтобы избавить многих несчастных от различных хворей.
Патриарх московский Алексей II получил «Умиление» в 1991 г. Святой образ Богородицы поместили в патриаршем монастыре. Каждый год лик выносят для поклонения в Богоявленный собор, вмещающий большое количество верующих.
Этот день считается праздничным: священнослужители облачаются в соответствующую одежду и несут торжественную службу. В дни 22 декабря, 1 августа и 10 августа в монастырях нужно ставить свечи перед Девой Марией с просьбой о здоровье близких, а также петь акафист (хвалебный хор). Икона Божией матери «Умиление» призвана вселять кротость и духовное смирение всем прихожанам.
«УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ