Святая Троица в Библии: триединство как природа Бога


Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с символическим значением, то изображая сцены с Авраамом и женой, странниками, то вырисовывая сюжет явления трех ангелов пред Авраамом.

Однако наиболее известной среди всех икон является икона Святой Троицы, представляющая Триединство Господа, написанная Андреем Рублёвым.

Образы Святой Троицы в мате­ри­аль­ном мире

Как же Гос­подь Бог может быть одно­вре­менно Один и Троица? Не надо забы­вать, что к Богу непри­ло­жимы при­выч­ные для нас земные изме­ре­ния, в том числе кате­го­рия числа. Ведь исчис­лять можно только пред­меты, раз­де­лён­ные про­стран­ством, вре­ме­нем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет ника­кого про­ме­жутка, ничего встав­ного, ника­кого сече­ния или раз­де­ле­ния. Боже­ствен­ная Троица есть абсо­лют­ное един­ство. Тайна тро­ич­но­сти Бога недо­ступна чело­ве­че­скому разуму (см. подроб­нее). Неко­то­рыми види­мыми при­ме­рами, гру­быми ана­ло­ги­ями Её могут слу­жить:

  • солнце – его круг, свет и тепло;
  • ум, рож­да­ю­щий неиз­ре­чен­ное слово (мысль), выра­жа­е­мое дыха­нием;
  • сокры­тый в земле источ­ник воды, ключ и поток;
  • при­су­щие бого­об­раз­ной чело­ве­че­ской душе ум, слово и дух.

Немного о Сотворении мира

Сотворение мира

Единая при­рода и три само­со­зна­ния

Будучи еди­ными по при­роде, Лица Святой Троицы раз­ли­ча­ются лишь лич­ными свой­ствами: нерож­дён­ность у Отца, рож­де­ние – у Сына, исхож­де­ние у Св. Духа. Отец – без­на­ча­лен, не сотво­рен, не создан, не рожден; Сын – пред­вечно (вне­вре­менно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исхо­дит от Отца.

Личные свой­ства Сына и Св. Духа ука­заны в Сим­воле веры: «от Отца рож­ден­ного прежде всех век», «от Отца исхо­дя­щего». «Рож­де­ние» и «исхож­де­ние» невоз­можно мыс­лить ни как одно­крат­ный акт, ни как неко­то­рый про­тя­жен­ный во вре­мени про­цесс, поскольку Боже­ство суще­ствует вне вре­мени. Сами тер­мины: «рож­де­ние», «исхож­де­ние», кото­рые откры­вает нам Свя­щен­ное Писа­ние, явля­ются лишь ука­за­нием на таин­ствен­ное обще­ние Боже­ствен­ных Лиц, это лишь несо­вер­шен­ные образы их неиз­ре­чен­ного обще­ния. Как гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, «образ рож­де­ния и образ исхож­де­ния для нас непо­сти­жим».

В Боге три Лич­но­сти, три «Я». Но ана­ло­гия чело­ве­че­ских лиц здесь не при­ме­нима, Лица соеди­ня­ются не сли­ва­ясь, но вза­имно про­ни­кая так, что не суще­ствуют один вне дру­гого. Лица Пре­свя­той Троицы нахо­дятся в посто­ян­ном вза­им­ном обще­нии между Собою: Отец пре­бы­вает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10).

Три Лица, имеют:

  • одну волю (жела­ние и воле­изъ­яв­ле­ние),
  • одну силу,
  • одно дей­ствие: любое дей­ствие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Един­ство дей­ствия в отно­ше­нии Бога сле­дует пони­мать не как некую сумму трех взаимо-соли­дар­ных дей­ствий Лиц, а как бук­валь­ное, стро­гое един­ство. Это дей­ствие всегда пра­во­судно, мило­сердно, свято…

Иконография

Иконографическая традиция изображения Троицы, в первую очередь, отражает несколько библейских эпизодов, из которых широко распространены Предвечный совет и Гостеприимство Авраама, реже упоминаются явление Троицы Александру Свирскому и Святая Живоначальная Троица с деяниями [3]

Большой Московский собор 1666-1667 гг. запретил изображать Бога Отца (43 глава). Это касалось распространённых в то время иконописных сюжетов:

  • Шестоднев — «образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща»;
  • Отечество или Новозаветная Троица — «образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде голубя»;
  • «Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст».

Отец – источ­ник бытия Сына и Св. Духа

Отец (будучи без­на­чаль­ным) явля­ется единым нача­лом, источ­ни­ком в Святой Троице: Он вечно рож­дает Сына и вечно изво­дит Свя­того Духа. Сын и Святой Дух одно­вре­менно вос­хо­дят к Отцу как к одной при­чине, при этом про­ис­хож­де­ние Сына и Духа не зави­сит от воли Отца. Слово и Дух, по образ­ному выра­же­нию свя­того Иринея Лион­ского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его при­рода едина, но и потому, что к един­ствен­ному лицу вос­хо­дят те Лица, что из Него.

Отец не обла­дает боль­шей вла­стью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Бог Отец

Создатель людей, вселенной, начало начал. Он не рождён, не сотворён, вечен. Дух Святой и Иисус Христос (Бог Сын) – его продолжение, воплощение. Понять, прочувствовать это практически невозможно. Бог Отец знает всё наперёд, даже судьбу отдельного человека. Только Ему ведомо, в какой день закончится земное человечество и человек сумеет перейти в Царство небесное. Поэтому те, кто пытается предугадать конец света, ставят себя выше Бога Отца. Однако Бог Отец знает о каждом практически всё вокруг. Он начало и конец, высшее, что существует над всеми нами.

Истин­ное знание о Боге-Троице невоз­можно без внут­рен­него пре­об­ра­же­ния чело­века

Опыт­ное позна­ние Тро­ич­но­сти Бога воз­можно лишь в мисти­че­ском откро­ве­нии по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати, чело­веку, чьё сердце очи­щено от стра­стей. Святые отцы опытно созер­цали Единую Троицу, среди них можно особо выде­лить Вели­ких Кап­па­до­кий­цев (Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского), свт. Гри­го­рия Паламу, прп. Симеона Нового Бого­слова, прп. Сера­фима Саров­ского, прп. Алек­сандра Свир­ского, прп. Силу­ана Афон­ского.

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:«Я еще не начал думать об Еди­нице, как Троица оза­ряет меня Своим сия­нием. Едва я начал думать о Троице, как Еди­ница снова охва­ты­вает меня».

Важные ссылки

Боже­ствен­ные каче­ства Отец Сын Святой Дух
Вечный Рим.14:25 Откр.1:17 Евр.9:14
Творец всего Пс.99:3 Кол.1:16 Ис.40:13
Вез­де­су­щий (может нахо­диться повсюду одно­вре­менно) Иер.23:24 Мф.28:20 Пс.138:7
Все­зна­ю­щий (всё знает) Мф.11:27 Ин.21:17; см. тж. Мф.11:27 1Кор.2:10
Обла­дает волей и совер­шает сверхъ­есте­ствен­ные дей­ствия Еф.1:5 Мф.8:3 1Кор.12:11
Даёт жизнь Быт.1:11-31; см. тж. Ин.5:21 Ин.1:4; см. тж. Ин.5:21 Рим.8:10; см. тж. Ин.3:8
Укреп­ляет веру­ю­щих Пс.137:3 Флп.4:13 Еф.3:16

При­ме­ча­ние:

В гре­че­ском тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».

Как понять слова «Бог есть Любовь»

Согласно опре­де­ле­нию, дан­ному Апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и чело­ве­че­ство, то есть свое тво­ре­ние, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта тво­ре­ния, не имел бы совер­шен­ного бытия в Себе, и акт тво­ре­ния был бы не сво­бод­ным, но вынуж­ден­ным самой «при­ро­дой» Бога. Согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Еди­ного Бога – это со-бытие́ Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, пре­бы­ва­ю­щих между собой в «вечном дви­же­нии любви», по слову бого­слова VII века пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника.

Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипо­ста­сям, оста­ва­ясь при этом пол­но­стью откры­тым для их ответ­ного дей­ствия, так что все три сопре­бы­вают в любви друг с другом. Жизнь Боже­ствен­ных Лиц есть вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние, так что жизнь одного ста­но­вится жизнью дру­гого. Таким обра­зом, бытие Бога Троицы осу­ществ­ля­ется как любовь, в кото­рой соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние лич­но­сти отож­деств­ля­ется с само­от­да­чей.

Историческая справка о святыне

Чудотворная икона Святая Троица отличается сюжетом, за основу которого положили историю из Книги Бытия, в которой в восемнадцатом разделе рассказывается о встрече трёх путников (олицетворяют собой триединство Всевышнего и Авраама).

Первоначально композицию создавали, используя одни сюжеты, взятые из Библии: путников, Авраама с его супругой и разнообразные бытовые сцены. Именно вследствие этого святыне даровали ещё одно название и стали называть её не просто «Святой Троицей», а «Гостеприимством Авраама».

С течение времени часть реальных событий на иконе начали наполняться кардинально новым значением – символичным. Вместе с тем ангелы (предстающие на иконе в образе путников) начали почитаться аналогично символу Триединства Всевышнего, а проявление последних Аврааму обрело название «явления Святой Троицы».

По этой причине всего существует несколько вариаций написания иконы:

  1. Первая – изображает всех троих ангельских сущностей равноправными.
  2. Вторая – на ней отдельно выделяется центральный ангел, у которого на голове красуется большой нимб (в некоторых вариантах ангела отмечает знак Всевышнего).

Учение о Святой Троице – основа хри­сти­ан­ства

По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, догмат о Святой Троице есть важ­ней­ший из всех хри­сти­ан­ских дог­ма­тов. Св. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский опре­де­ляет саму хри­сти­ан­скую веру как веру «в неиз­мен­ную, совер­шен­ную и бла­жен­ную Троицу».

Все дог­маты хри­сти­ан­ства поко­ятся на учении о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах, Троице Еди­но­сущ­ной и Нераз­дель­ной. Учение о Пре­свя­той Троице есть высшая цель бого­сло­вия, поскольку познать тайну Пре­свя­той Троицы в ее пол­ноте – значит войти в Боже­ствен­ную жизнь.

Для разъ­яс­не­ния тайны Святой Троицы святые отцы ука­зы­вали на чело­ве­че­скую душу, явля­ю­щу­юся Обра­зом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа», – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пре­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли. Точно также дух наш исхо­дит от ума и содей­ствует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдель­ный дух, всякая книга имеет свой соб­ствен­ный дух. Не может мысль быть без духа, суще­ство­ва­ние одной непре­менно сопут­ству­ется суще­ство­ва­нием дру­гого. В суще­ство­ва­нии того и дру­гого явля­ется суще­ство­ва­ние ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как сказал о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов. «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе имеет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» – учит св. Никита Сту­дий­ский.

Хри­сти­ан­ское учение о Святой Троице есть учение о Боже­ствен­ном Уме (Отце), Боже­ствен­ном Слове (Сыне) и Боже­ствен­ном Духе (Святом Духе) – Трех Боже­ствен­ных Лицах, обла­да­ю­щих единым и нераз­дель­ным Боже­ствен­ным Суще­ством.

Бог обла­дает все­со­вер­ше­ным Умом (Разу­мом). Боже­ствен­ный Ум без­на­ча­лен и бес­ко­не­чен, бес­пре­де­лен и неогра­ни­чен, все­ве­дущ, знает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее, знает не суще­ству­ю­щее как уже суще­ству­ю­щее, знает все тво­ре­ния прежде их бытия. В Боже­ствен­ном Уме при­сут­ствуют идеи всего миро­зда­ния, при­сут­ствуют замыслы о всех твар­ных суще­ствах. «Все от Бога имеет свое бытие и суще­ство­ва­ние, и все прежде бытия нахо­дится в Его твор­че­ском Уме», – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов.

Боже­ствен­ный Ум пред­вечно порож­дает Боже­ствен­ное Слово, Кото­рым Он творит мир. Боже­ствен­ное Слово есть «Слово Вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Испо­вед­ник. Боже­ствен­ное Слово Все­со­вер­шенно, неве­ще­ственно, без­звучно, не тре­бует чело­ве­че­ского языка и сим­во­лов, без­на­чально и бес­ко­нечно, вечно. Оно всегда при­суще Боже­ствен­ному Уму, рож­да­ется от Него извечно, почему Ум назы­ва­ется Отцом, а Слово – Еди­но­род­ным Сыном.

Боже­ствен­ный Ум и Боже­ствен­ное Слово духовны, ведь Бог нема­те­ри­а­лен, бес­те­ле­сен, неве­ще­стве­нен. Он есть Все­со­вер­шен­ный Дух. Боже­ствен­ный Дух пре­бы­вает вне про­стран­ства и вре­мени, не имеет образа и вида, выше вся­кого огра­ни­че­ния. Его Все­со­вер­шен­ное Бытие бес­пре­дельно, «бес­те­лес­ное, и не име­ю­щее формы, и неви­ди­мое, и неопи­су­е­мое» (св. Иоанн Дамас­кин).

Боже­ствен­ный Ум, Слово и Дух все­цело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипо­ста­сями). Ипо­стась или Лицо есть личный способ бытия Боже­ствен­ной сущ­но­сти, кото­рая в равной мере при­над­ле­жит Отцу, Сыну и Свя­тому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Боже­ствен­ной при­роде или сущ­но­сти, еди­но­при­родны и еди­но­сущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совер­шенно равны по Своему Боже­ствен­ному досто­ин­ству.

Каждое Лицо обла­дает все­мо­гу­ще­ством, вез­де­при­сут­ствием, совер­шен­ной свя­то­стью, высо­чай­шей сво­бо­дой, несо­здано и неза­ви­симо от чего-либо твар­ного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свой­ства Боже­ства. Учение о трех Лицах в Боге озна­чает, что отно­ше­ния Боже­ствен­ных Лиц для каж­дого Лица трой­ственны. Невоз­можно пред­ста­вить себе одно из Боже­ствен­ных Лиц без того, чтобы сразу не суще­ство­вали два Других.

Отец есть Отец только в соот­но­ше­нии с Сыном и Духом. Что же до рож­де­ния Сына и исхож­де­ния Духа, то одно пред­по­ла­гает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает», – учит св. Иоанн Дамас­кин.

Отец, Сын и Святой Дух – это три пол­но­цен­ные Лич­но­сти-пер­соны, каждая из Кото­рых обла­дает не только пол­но­той бытия, но и явля­ется все­це­лым Богом. Одна Ипо­стась не есть треть общей сущ­но­сти, но вме­щает в Себя всю пол­ноту Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы испо­ве­дуем «Отца и Сына и Свя­того Духа – Троицу еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную» (из Литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста). То есть три Ипо­стаси не делят единую сущ­ность на три сущ­но­сти, но и единая сущ­ность не сли­вает и не сме­ши­вает три Ипо­стаси в одну.

Святая Животворящая Троица

(Пятидесятый день после Пасхи)

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера. Этот праздник считается днем рождения Церкви. В этот день Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в Таинстве Крещения, поскольку без благодати Божией невозможна духовная жизнь.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано евангелистом Лукой в его книге «Деяния святых апостолов» (книга включена в канон Нового Завета).

Пятидесятница — (евр. «Шавуот») т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи — был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за 1500 лет до рождества Христова у подножия Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы. Многие евреи, рассеянные по разным странам Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали еврейский язык, однако старались соблюдать свои религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов, за несколько столетий до Рождества Христова Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков это событие. Готовясь вернуться к своему Небесному Отцу, Господь Иисус незадолго до распятия беседует с апостолами о предстоящем сошествии Святого Духа, объясняя им, что Утешитель — Дух Святой- должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей (14-15 гл. Евангелия от Иоанна).

Готовясь к принятию Святого Духа, после Вознесения Господа на небо, ученики Христовы, вместе с Пресвятой Девой Марией и другими верующими на Пятидесятницу собрались в Иерусалиме в Сионской горнице (комната, где незадолго до распятия Господь совершил Тайную Вечерю). Праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-й день после Воскресения Христа.

И вот, в девятом часу утра, над Сионской горницей послышался шум, как от ветра. Одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Каждый, на кого этот язык опускался, начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, радостным, полным жизни, духовных сил и горячей любви к Богу. Свои чувства апостолы стали выражать в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном языке, а на каких то других , неизвестных. Каждый, кто слышал их, слышал свою родную речь. Дар говорения на языках был дан апостолам для того, чтобы они могли успешнее проповедовать Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.

Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в его духовном Царстве.

АКАФИСТ

(Пресвятей и Животворящей Троице)

Кондак 1

Предвечный Царю веков и Господи, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, Емуже, в Троице Святей славимому Богу, всяко колено покланяется Небесных, земных и преисподних: темже и мы, яко крещеннии в Трисвятое имя Твое, аще и недостойнии, хвалебное сие дерзаем принести Тебе пение: Ты же, яко Творец, Промыслитель и Судия наш, вонми гласу раб Твоих, и не отстави милости Твоея от нас, да из глубины души выну зовем Ти:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Икос 1

Архангели и Ангели, Начала и Власти, Престоли и Господствия, предстояще самому Престолу Славы Твоея, не довлеют изрещи величия совершенств Твоих: многоочитии же Херувими и шестокрилатии Серафими, закрывающе лица своя, точию с трепетом и любовию взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Нам убо, иже прах и пепел есмы, кольми паче удобее любити молчание; но, да не толиких щедрот, в создании и искуплении на нас излиянных, непамятливи явимся и неблагодарни, подражающе горнему славословию, с верою и любовию взываем:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, неисповедимая совершенств Высоте и неизследимая таин Пучино! Свят еси Господи Боже наш, везде сый и вся исполняяй, Единый и Тойжде вчера, днесь и во веки! Свят еси Господи Боже наш, вся могий, нарицаяй не сущая яко сущая, низводяй даже до ада и паки возводяй! Свят еси Господи Боже наш, испытуяй сердца и утробы человеческия, исчитаяй звезды и всем им имена нарицаяй! Свят еси Господи Боже наш, Егоже вси путие истинны и все судьбы оправданы вкупе и вожделенны! Свят еси Господи Боже наш, отдая грехи отцев на чада, милуяй же и награждаяй в роды родов! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 2

Видев Тя Исаия на Престоле высоце и превознесенне, глаголаше: “о окаянный аз, яко человек сый и нечисты устне имый, и Господа Саваофа видех очима моима”. Егда же угль горящий, носимый от Ангела, прикоснуся устом его, чисте восхваляше Тебе Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога. Попали убо, о Пресвятая Троице, огнем Божества Твоего терние и наших многих беззаконий, да чистым сердцем возопием Тебе: Аллилуиа!

Икос 2

Разум неуразуменный разумети ищя великий во пророцех Моисей, глаголаше: “Яви мне лице Твое, да разумно вижду Тя”. Ты же к нему: “Задняя Моя узриши, лице же Мое не явится тебе: не бо узрит человек лице Мое и жив будет”. Нам же, аще и недостойным, благоволил еси явити Себе в лице Единороднаго Сына Твоего: темже благодарне вопием: Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, Серафимов пламенногорящая любы и Херувимов выну светящая премудросте! Свят еси Господи Боже наш, Небесных Престолов превышний Царю и премирных Господствий всеистинный Господи! Свят еси Господи Боже наш, Вышних Сил непобедимая крепосте и горних Властей всемогущий Властителю! Свят еси Господи Боже наш, Архангелов всерадостное благовестие и Ангелов неумолкающая проповедь. Свят еси Господи Боже наш, разумных Начал верховное Всеначало, и всех прочих небесных чинов державный Повелителю; Свят еси Господи Боже наш, Един имеяй безсмертие и живый во свете неприступнем, со избранными же Твоими, яко со други, лицем к лицу беседуяй! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего!

Кондак 3

Силою неизреченнаго могущества Твоего вся содержиши, Словом неизследимыя Премудрости Твоея вся строиши, Духом уст Твоих вся живиши и радуеши, о Трисолнечне Вседетелю! Измерил еси небо дланию и землю пядию, носиши и питаеши всю тварь, вся по имени призываеши, и несть могий утаитися властительныя десницы и взора Твоего: сего ради со всеми вышними и нижними силами, со умилением припадающе, зовем Ти: Аллилуиа!

Икос 3

Имеяй всякое создание работно повелению Твоему, всюду являеши следы Промысла и неизчетных совершенств Твоих: темже невидимая Твоя и присносущную силу и Божество, твореньми помышляема, видяще, со удивлением и радостию зовем:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, властительный Содетелю видимых и невидимых, и любвеобильный Строителю настоящих и грядущих! Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, от четырех стихий составивый тварь и четырьми времены круг лета венчавый! Свят еси Господи Боже наш, повелевый солнцу светити во дни, и луне со звездами просвещати нощь! Свят еси Господи Боже наш, изводяй ветры от сокровищ, одеваяй небо облаки, и посылаяй дождь и росу в прохлаждение зноя! Свят еси Господи Боже наш, препоясуяй холмы радостию и долы веселием, украшаяй крины сельныя и венчаяй поля класами! Свят еси Господи Боже наш, посылаяй пищу птенцем врановым, напаяяй вся звери сельныя, и полагаяй щедроты Своя на всех делех Своих! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего!

Кондак 4

Бурю внутрь имея душепагубныя ереси, вторый Иуда, Арий безумный, отвержеся Тебе Сына Божия, Единаго от Пребожественныя Троицы быти; мы же аще и ино лице Отчее, ино Сыновнее, ино Святаго Духа глаголем: но Отчее, Сыновнее и Святаго Духа едино Божество, равну силу, соприсносущно величество, сердцем и устны исповедуем, и яко Трисолнечным светом в купели крещения озареннии, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому Богу покланяемся, зовуще: Аллилуиа!

Икос 4

Слышавше пастырие и учителие Святыя Церкви Ариа, яко лютаго зверя, вторгшася в словесное Христово стадо, и восхищающа овцы от истиннаго исповедания православныя веры, сошедшеся в Никеи на Соборе, Бога, а не тварь, Христа исповедаша, и равна Отцу Сына и Святаго Духа чтуще, громогласне возгласиша:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, Боже Отче, Боже Сыне, Боже Душе Святый, Единый Истинный Боже, а не три бози! Свят еси Господи Боже наш, несозданный Отче, несозданный Сыне, несозданный Душе Святый, Едине вкупе несозданне, а не три особь несозданны. Свят еси Господи Боже наш, Отец раждаяй предвечно Сына, Сын раждаемый безлетно от Отца, Дух Святый из Него же от век происходяй, но не раждаяся! Свят еси Господи Боже наш, Отец, воззвавый нас от небытия, Сын, искупивый нас падших Крестом Своим, Дух Святый, освящаяй и животворяй всех Своею благодатию. Свят еси Господи Боже наш, в духе, душе и теле нашем трехчастную скинию на вселение Свое основати благоволивый, и всеконечне грехом разрушитися ей в нас не попустивый. Свят еси Господи Боже наш, знамение Триипостаснаго Существа Своего на всех делех рук Своих, в мире видимом и невидимом, положивый! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего!

Кондак 5

Пребезначальная и Вседетельная Троице, создав нас по образу и по подобию Твоему, заповедала еси творити угодная пред Тобою: мы же, окаяннии, злую волю нашу возлюбивше, обеты Крещения отвергохом, образ Твой помрачихом; ныне же паки к Тебе прибегаем и молимся: “Подаждь нам благодать Твою, исхити нас из рук враг видимых и невидимых и спаси ны, имиже веси судьбами, да во веки веков зовем Тебе: Аллилуиа”.

Икос 5

Видя разум превосходящая совершенства Твоя и неизреченная благодеяния к бедным сынам Адамлим в Тя бо, Триединаго Бога истинно веруяй, мертвый духом оживляется, оскверненный совестию очищается, погибший спасается, благодарным умом, благодарным сердцем, благодарными усты, от Тебе созданными, преклоньше колена, глаголем:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, в Триипостаснем Совете Твоем положивый сотворити человека и в тело его, от персти взятое, дыхание жизней из уст Твоих вдохнувый! Свят еси Господи Боже наш, образом и подобием Твоим в лице Адама всех нас почтый, и рая сладости наследники учинивый! Свят еси Господи Боже наш, разумом превыше всего видимаго вознесый нас, и тварь всю дольнюю под нозе наши покоривый! Свят еси Господи Боже наш, древо жизни в пищу нам даровавый и даром безсмертия ны обогативый! Свят еси Господи Боже наш, преслушавших заповедь прародителей наших и по грехопадении не оставивый, но на уповании спасения прямо Едема вселивый! Свят еси Господи Боже наш, изведый и нас из чрева матере нашея и благодатию Евангелия, по рождении, освятивый! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 6

Проповедник правды и ревнитель Святаго Имени Твоего, Илия досточудный, воззван от Ангела, ста в горе Хорив: бысть же дух крепок, низлагаяй горы, бысть трус велий и огнь палящ, но не в сих Тя виде, и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь; покрыв убо лице милотию, с веселием и страхом взываше: Аллилуиа!

Икос 6

Возсиял еси в просвещение всему миру сияние трисветлаго Божества Твоего, отгнал еси вся идольская заблуждения, Триипостасный Боже и Господи; весь же род человеческий от долгия тьмы язычества в чудный свет Евангелия привел еси, имже озареннии, славим вседержавный Промысл Твой о нас, зовуще:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, до конца растленную грехом тварь водами потопными потребивый и в лице Ноя обновивый весь род человечь! Свят еси Господи Боже наш, отлучивый отца верующих Авраама от смешения язык и в потомстве его истинную Церковь основавый! Свят еси Господи Боже наш, изведый люди Своя из Египта, препитавый их манною в пустыне и введый в землю, кипящую медом и млеком! Свят еси Господи Боже наш, воздвигий Давида, исполнивый Духом Своим пророки и теми среди Израиля веру в Обетованнаго Искупителя сохранивый! Свят еси Господи Боже наш, пленом вавилонским согрешшия люди Своя наказавый и, по скончании его, паки Иерусалиму возградитися повелевый! Свят еси Господи Боже наш, Маккавеи в вере и преданиих отеческих непоколебимыми до смерти показавый, и Церковь подзаконную, яко невесту, до пришествия возлюбленнаго Жениха, целу соблюдый! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 7

Хотя проявити величие любве и милосердия Твоего к падшему роду человеческому, егда прииде кончина лета, послал еси Единороднаго Сына Твоего, рождаема от Жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, Иже, пожив на земли яко человек и искупив ны Крестом Своим, вознесеся на небо, отнюдуже, исполняяй обетование, низпосла нам Пресвятаго Духа Своего, да зовем вси: Аллилуиа!

Икос 7

Дивное воистинну и новое показал еси чудо, дивный в высоких, Господи, егда по низпослании Пресвятаго Духа на избранныя ученики и апостолы, извел еси их на проповедь всему миру, да возвестят великое имя Пресвятыя Троицы и пленят вся языки в послушание веры: тем же, чудящеся силе и действию богодухновенных словес их, с радостию зовем:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, избравый немощная, худородная и буия мира, да посрамят крепкия, славныя и премудрыя! Свят еси Господи Боже наш, воодушевивый безчисленныя сонмы мучеников, да тьмами мучений и смертей запечатлеют истину Евангелия и силу благодати Христовой! Свят еси Господи Боже наш, сердце равноапостольнаго Константина знамением Креста преклонивый, и тем конец лютым гонением на христиан положивый! Свят еси Господи Боже наш, седмию Вселенскими Соборы богоносных отец, яко седмию столпы, Церковь оградивый и еретическим треволнением неприступну сотворивый! Свят еси Господи Боже наш, богомудрым учителем и великим подвижником благочестия, яко пресветлым звездам на тверди Церкви, возсияти даровавый! Свят еси Господи Боже наш, и владыку земли Российския Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу от прелести многобожия свободивый! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 8

Странно и чудно у дуба Мамврийска узрев Тя Авраам во образе Триех Мужей, аки к единому беседоваше, глаголя: “Господи, аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего». Трием убо, в Триех явльшихся ему Лицах, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому же в существе Богу, до земли поклонися, зовый: Аллилуиа!

Икос 8

Весь еси везде и всегда, не точию могуществом неизчетныя силы Твоея, но и богатством вседетельнaro промышления Твоего о всяцем создании Твоем: нам же, якоже рече Сын Твой, и власи главнии вси изочтени суть у Тебе, да ни един из них падет без воли Твоея: темже, уповающе на Промысл Твой, со дерзновением и любовию зовем:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, благоволивый всему роду человеческому разделитися на племена и языки, и коемуждо их место и время жительства указавый! Свят еси Господи Боже наш, Имже сильнии пишут правду, соблюдаяй избранных Своих, яко зеницу ока! Свят еси Господи Боже наш, от Негоже исходит всяка премудрость и разум, всяка крепость и сила, всяко здравие и лепота! Свят еси Господи Боже наш, наводяй и отъемляй брани, венчаяй победою правое оружие, нeправое же, посреде самых побед, предопределяяй к сокрушению! Свят еси Господи Боже наш, даяй знамения на Небеси и на земли, посылаяй огнь, язву и глад на люди, да не до конца заблудят от путей Твоих! Свят еси Господи Боже наш, возносяй смиренныя от земли, еже посадити со князи людей Своих, и низлагаяй гордыя, яко не обрестися месту их! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 9

Всякое естество, горе и низу, непрестанно славит Тя, предвечнаго Творца и Бога: на небеси едини, Свят, Свят, Свят, день и нощь взывают, друзии же венцы своя к подножию ног Твоих полагают: на земли же со всею тварию мы, яко украшеннии образом присносущныя Твоея славы, к Тебе молимся и от Тебе великия и богатыя милости чаем, зовуще: Аллилуиа!

Икос 9

Ветии многовещанныя, аще и много труждаются мыслию ко испытании, о Таинстве Пресвятыя Троицы, но не могут разумети, како естеством Един есть Бог, в Триех же совершенных Лицех: мы же веруем точию сему и исповедуем, какоже, не испытуем, и неизчетная благодеяния к нам коегождо из Триех Божественных Лиц добре ведуще, с верою и благодарением зовем:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, праведным судом Твоим всем нам в землю, от неяже взяты есмы, возвратитися, и паки в день воскресения из нея востати положивый! Свят еси Господи Боже наш, солнцу, луне и звездам некогда померкнути, земле и всему, еже на ней, огнем преобразитися предопределивый, да вместо их явится Небо ново и земля нова, в нихже правда живет! Свят еси Господи Боже наш, уставивый день, воньже предстанут на суд вся племена и языцы, да восприимет кийждо по делом своим! Свят еси Господи Боже наш, имеяй в день воздаяния реши праведным: “Приидите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира». Свят еси Господи Боже наш, от Негоже нераскаяннии грешницы услышат тогда со страхом: “Отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”. Свят еси Господи Боже наш, обещавый Церковь Свою до конца мира непоколебиму соблюсти, во еже неодоленней быти ей и от врат адовых! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 10

Спасти хотя мир, явилася еси на Иорданстей реце, Пресвятая и Пребожественная Троице: Отец во гласе с Неба, свидетельствуяй о возлюбленнем Сыне, Сын во образе человечестем, приемляй Крещение от раба, Дух Святый, сходяй на Крещаемаго в виде голубине: темже во Имя Единаго Бога, в Три же Лица – Отца, Сына и Святаго Духа, научихомся просвещати Крещением всякаго грядущаго в мир человека, зовуще: Аллилуиа!

Икос 10

Царю Превечный, сияяй солнце Свое на благия и злыя, праведныя любяй, грешныя же милуяй, скверну душевную и телесную нашу омый, обитель Свою в нас, аще и недостойных рабех Твоих, сотворити благоволи, потреби нечистая наша помышления, изглади неподобная деяния, направи язык глаголати благоугодная пред Тобою, да чистым сердцем и устны со умилением зовем:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, о Немже апостольский лик яве глаголет, к Нему же пророческий собор выну взирает! Свят еси Господи Боже наш, Его же полк мученический боголепно исповедует, и преподобных воинство Пресвятое имя славословит! Свят еси Господи Боже наш, о Нем же пустынников множество присно воздыхает, от Негоже постников подвиги венчаются! Свят еси Господи Боже наш, Емуже святители и пастыри благодарственное приносят пение, Имже вселенстии учители во спасение наше богомудрствуют! Свят еси Господи Боже наш, приими мольбу о нас и предстательство всех святых, паче же простирающую к Тебе о нас руце Свои Деву Пречистую! Свят еси Господи Боже наш, огради нас святыми Твоими Ангелы, и отжени от нас духов злобы поднебесных! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 11

Пение всякое изнемогает, тщащееся принести должное благодарение Тебе о всех и за вся, в Троице славимому Богу: не обретается бо ни разума, могуща сраспростретися мыслию ко множеству щедрот Твоих на нас, ни слова, во еже достойне изрещи я: обаче за вся, нами видимая и нам подаемая, буди Тебе, Пресвятая Троице, благодарение от нас, честь и слава, яковы же Ты Сама Твоего величества достойны и Тебе угодны веси: мы же, покланяющеся Тебе, со смирением и любовию зовем: Аллилуиа!

Икос 11

Яко светоподательна Тя во обетованиих Твоих светильника, сущым нам во тме неведения о будущем жребии нашем явльшася, благодарне исповедующе и поне единаго из блаженств, Единородным Сыном Твоим возвещенных, улучити желающе, всеумильно с верою вопием:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, уготовавый избранным Своим блага, ихже око не виде, ухо не слыша, и яже на сердце человеку не взыдоша! Свят еси Господи Боже наш, Его же вси чистии сердцем узрят, якоже есть, и познают, якоже от Него сами познани суть! Свят еси Господи Боже наш, в Немже вси алчущии и жаждущии правды обретут, николиже оскудевающее насыщение! Свят еси Господи Боже наш, от Него же миротворцы, яко подражатели вся умиротворившаго Единороднаго Сына Твоего, возлюбленными сынами нарекутся! Свят еси Господи Боже наш, у Него же кротцые наследят землю, и нищии духом улучат некончаемое Царствие! Свят еси Господи Боже наш, обещавый вечное помилование милующим, и безконечное радование плачущим! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего!

Кондак 12

Благодать Твою всесильную подаждь нам, Пресвятая Троице: приими исповедание грехов наших пред величеством славы Твоея, призри на воздыхания наша, низпосли нам духа умиления и щедрот, да, очищеннии душею и сердцем, сподобимся неосужденно звати к Тебе на земли, якоже взывают Ангели на Небеси: Аллилуиа!

Икос 12

Поюще Твое всечеловеколюбное смотрение, славим Тя вси, Пребезначальная Троице, веруем во Единаго Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, иного, разве Тебе, Господа не вемы, к Тебе припадаем и Тебе молимся, вопиюще:

Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, буди нам во спасение, да не убоимся никоегоже зла, и в защищение живота нашего, да не устрашимся никоегоже врага! Свят еси Господи Боже наш, грешныя кающияся спасаяй, спаси убо и нас многогрешных! Свят еси Господи Боже наш, умножаяй всем милость Твою, умножи ю и на нас, и помилуй ны, яко немощни есмы! Свят еси Господи Боже наш, продолжи нам век к покаянию и не осуди нас на посечение с смоковницею безплодною! Свят еси Господи Боже наш, избави ны искушений, от мира, плоти и диавола находящих, и укрепи в вере и любви к Тебе! Свят еси Господи Боже наш, сподоби ны лицем к лицу узрети Тя, и внити в светлый чертог Твой на брак Агнчий! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

Кондак 13

О Пресвятая, Животворящая, Неразделимая и Вседетельная Троице, Отче, Сыне и Душе Святый, Едине истинный Боже и Творче наш! Нынешнее наше приемши благодарение, низпосли нам благодать и силу от высоты Святаго Престола Твоего, да, поправше вся плотския похоти, во всяком благочестии и чистоте поживем до конца дней наших, выну восхваляюще Пресвятое имя Твое и зовуще: Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)

МОЛИТВА

Пресвятая Троица, Единосущная Державо, все благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам, грешным и недостойным, прежде, неже на свет произъидохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни и яже уготовала еси нам в веце грядущем? Подобаше убо за толикия благодеяния и щедроты благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред трисветлое Лице Твое безстудно явитися, но ниже Имене Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу возвестити, яка чистыя и праведныя любяши, грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше вместо благих дел приими: и подаждь нам духа истиннаго пакаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

КАНОН

(Святой Троицы)

Тропарь, глас 8-й

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Канон, глас 4-й

Песнь 1

Ирмос:

Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова Богописанный закон: тину бо отряс очесе умнаго, видит Сущаго, и научается Духа разуму, хваля Божественными песньми.

Припев:
Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.
Рекоша чистая и честная уста: разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем вышнем Престоле соседя, излию Духа, возсияти желающим благодать независтную. (Дважды

.)

Слава:

Предел прешедшее истиннейшее Слово, тихообразно совершает сердце: дело бо скончав, возвесели други, дыханием нужным и огненными языки, подав Духа Христос, якоже обещася.

И ныне:

Тойже.

Песнь 3

Ирмос:

Разверзе утробы нечадствовавшия узы, досаду же неудоботерпиму благочадствующия, едина молитва пророчицы древле Анны, носящий дух сокрушен, к Сильному и Богу разумов.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Непостижима есть Богоначальнейшая: вития бо изъяви безкнижныя, рыбари премудрыя, заушающия словом, и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа. (Дважды)

Слава:

Бяше исходен от нерожденна Света, всесильный сияющий Свет, Егоже Сыном Отеческия власти, ныне являет срасленное озарение, огненный глас в Сионе языком.

И ныне:

Тойже.

Господи, помилуй.

(
Трижды
)
Слава, и ныне:
Седален, глас 8-й

Спасовы рачителие радости исполнишася, и дерзновение прияша, прежде боящиися: яко Дух Святый днесь свыше сниде на дом ученический, и ин иная глаголаше к людем. Языцы бо разсеяшася, видими яко огнь: и сих не опали, но паче ороси.

Песнь 4

Ирмос:

Царю царей, яковый от яковаго Един Слове произшедый от Отца безвиновнаго, равномощнаго Твоего Духа апостолом истинно послал еси, яко Благодетеля поющим: слава державе Твоей, Господи.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Баню Божественную пакибытия словом растворив, ссложенное естество, дождоточиши ми струю от нетленнопрободеннаго Твоего ребра, о Божий Слове, запечатлея теплотою Духа. (Дважды

)

Слава:

Прекланяют вся Утешителю колена, Сыну же Отчу, Отцу срасленному, в Лицех бо видеша трегубых Существо же истинное, неприкосновенное, безлетное, единое: возсия бо свет благодать Духа.

И ныне:

Да исполнятся вси богоначальнейшим, елицы служителие Трисветлаго Существа: паче естества бо совершает яко Благодетель, и огнесветит Христос во спасение, всю дая благодать Духа.

Песнь 5

Ирмос:

Решительное очищение грехов, огнедухновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная. Ныне от Сиона бо изыде закон, языкоогнеобразная Духа благодать.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Якоже благоволи самовластно, необладанный исходит Дух от Отца, умудряя в языцех апостолы, печатлея живоносное слово, отчесильное, сообразное, егоже Спас рече. (Дважды

)

Слава:

Да исцелит убо смысл от греха, и се устрояше апостолов, Бог Слово Всеначальное, пречистый дом, в немже единомощнаго же и ссущественнаго ныне вселяет Духа свет.

И ныне:

Тойже.

Песнь 6

Ирмос:

Очищение нам Христе и спасение, Владыко, возсиял от Девы, да яко пророка от зверя морскаго персей Иону, от тли исхитиши всего Адама всеродна падшаго.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Истинный нам правый во утробах вечно приимшим Дух, да обновиши Отчеисходный, и всесовокупленно, вещества ненавистнаго палительный скверн, нечистоты же смыслов чистительный, Вседержителю. (Дважды

)

Слава:

Желательное достояние апостолом, сионяном чающим Твоего пришествия, познание Дух Отчерожденна Слова, речь жестокую языческих ласкательств скоро показав, огнедохновенно утверждаеши.

И ныне:

Тойже.

Господи, помилуй.

(
Трижды
)
Слава, и ныне;
Кондак, глас 8-й

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Икос

Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим Иисусе, внегда унывати духом нашим, не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих: но присно нас предвари. Приближися нам, приближися везде Сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе Щедре, да совокуплени Тебе поем, и славословим Всесвятаго Духа Твоего.

Песнь 7

Ирмос:

Согласная возшуме органская песнь, почитати златосотворенный бездушный истукан: Утешителева же светоносная благодать почествует, еже вопити: Троице Единая, равносильная, Безначальная, благословена еси.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Гласа пророковещательнаго не разумевше, глаголаху безумнии виносотворенное пиянство, речи яко странны слышаша апостолов: благочестивии же Тебе вопием божественно: Благодетелю всех благословен еси. (Дважды

)

Слава:

Божественное учение возгреме видяй видения Божественный Иоиль, Богоначальнейшаго, имже излию, рек, якоже Слова, Духа Моего свозопиющим: Естество Тривещанное Светлое, благословен еси.

И ныне:

Троичную убо раздели зря благодать, яко да явит три Ипостаси, почитати в простоте власти, но во едином ныне дни Господском, Сын, Отец и Дух благословен.

Песнь 8

Ирмос:

Разрешает узы, и орошает пламень трисветлый Богоначалия образ, поют отроцы, благословит же Единаго Спаса и Вседетеля, яко Благодетеля, сотворенная всяческая тварь.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Память Христос человекоспасительных словес, яже от Отца слышав апостолом рече, Дух устрояет языкоогненным видением, посаждая благословенно усвоенную, учуженная же поет Тя тварь. (Дважды

)

Слава:

Спасительно самовладычный Един, Свет самосиятельный, и подательный света сый, пришел еси исполняя апостолы, Честный яко верх Твоим рабом, насытительный же Дух подаваеши.

И ныне:

Пояху пророк духонасыщенная уста, Твое телесное, о Царю, пришествие, и Дух от недр Отчих произшедший, Несозданный, Зданнодетелен, сопрестолен Тебе, единаго вочеловечения верным честь.

Песнь 9

Ирмос:

Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Пети подобаше естественножизненную Отроковицу: Едина бо во чреве скры Слово, таящееся недугующаго человеческаго естества. Иже в десных странах ныне седяй Отчих, посла Благодать Духа. (Дважды

)

Слава:

Елицем дхну боготочная благодать, светящеся, блистающе, изменяеми странным изменением благолепнейшим, равносильствующую несекомую уведевше премудрость, Трисветлое Существо славим.

И ныне:

Тойже.

Может ли хри­сти­а­нин обра­щаться к каж­дому из трёх Лиц Святой Троицы?

Несо­мненно: в молитве «Отче наш» мы обра­ща­емся к Отцу, в иису­со­вой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю» – к Свя­тому Духу. Кем же каждое из Боже­ствен­ных Лиц осо­знаёт Себя и как нам пра­вильно осо­зна­вать наше обра­ще­ние, чтобы не впасть в язы­че­ское испо­ве­да­ние трёх богов? Боже­ствен­ные Лица не осо­знают Себя, как обособ­лен­ные Лич­но­сти.

  • Мы обра­ща­емся к Отцу, вечно рож­да­ю­щему Сына, выра­зи­те­лем Кото­рого явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Сыну, вечно рож­да­ю­ще­муся от Отца, чьим выра­зи­те­лем явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Свя­тому Духу, как выра­зи­телю Сына, кото­рый вечно рож­да­ется от Отца.

Таким обра­зом наши молитвы не про­ти­во­ре­чат учению о един­стве (в т.ч. воли и дей­ствия) и нераз­дель­но­сти Лиц Святой Троицы.

Троица и Библия

Бог – одно абсо­лютно совер­шен­ное боже­ствен­ное Суще­ство в трех Лич­но­стях. Мы назы­ваем Отца, Сына и Свя­того Духа Лич­но­стями, поскольку они обла­дают лич­ност­ными свой­ствами. Между ними суще­ствуют лич­ност­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Как известно из исто­рии, Феофил, шестой епи­скоп Антио­хии Сирий­ской, первым упо­тре­бил слово «Троица» в своей работе «Против Авто­лика» (168 г. н. э.)

Когда хри­сти­ане гово­рят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Лич­но­сти в трех Богах.

Они верят в одного Бога, позна­ва­е­мого в трех Лич­но­стях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Для чего необ­хо­димо знать учение о Святой Троице

В первую оче­редь пости­же­ние учения о Пре­свя­той Троице необ­хо­димо во испол­не­ние Боже­ствен­ного ука­за­ния, дан­ного через апо­стола; ради еди­не­ния с Богом и насле­до­ва­ния вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога, и послан­ного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин всякий раз испо­ве­дует истину о Пре­свя­той Троице, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием через пер­сто­сло­же­ние.

В более част­ной пер­спек­тиве это знание необ­хо­димо:

  1. Для пра­виль­ного, осмыс­лен­ного пони­ма­ния Свя­того Еван­ге­лия и апо­столь­ских посла­ний. Без знания основ учения о Троице невоз­можно не только ура­зу­меть про­по­ведь Христа — невоз­можно даже понять, Кто в дей­стви­тель­но­сти явля­ется этим Бла­го­вест­ни­ком и Про­по­вед­ни­ком, Кто есть Хри­стос, чей Он Сын, Кто Его Отец.
  2. Для пра­виль­ного ура­зу­ме­ния содер­жа­ния Книг Вет­хого Завета. Ведь несмотря на то, что Писа­ние Вет­хого Завета глав­ным обра­зом сооб­щает о Боге как о Едином Вла­дыке, оно, всё же, содер­жит места, кото­рые могут быть исчер­пы­ва­юще истол­ко­ваны лишь в свете учения о Нём как о Тро­ич­ном в Лицах. К таким местам отно­сится, напри­мер: а) повест­во­ва­ние о явле­нии Бога Авра­аму в образе трёх стран­ни­ков (Быт.18:1-16); б) стих псал­мо­певца: «Словом Гос­под­ним небеса утвер­ди­шася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). В дей­стви­тель­но­сти Свя­щен­ные Книги Вет­хого Завета содер­жат не два и не три, а мно­же­ство таких мест. (Достойно заме­ча­ния, что поня­тие «Дух» далеко не всегда обо­зна­чает третье Лицо Пре­свя­той Троицы. Иногда под таким обо­зна­че­нием под­ра­зу­ме­ва­ется единое Боже­ствен­ное дей­ствие).
  3. Для пони­ма­ния смысла и зна­че­ния Крест­ной Жертвы. Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому при­не­сена эта Жертва, каково досто­ин­ство этой Жертвы, какова цена нашего Искуп­ле­ния). Если бы знание хри­сти­а­нина было огра­ни­чено зна­нием о Боге как о Едином Вла­дыке, он встал бы перед нераз­ре­ши­мым вопро­сом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе?
  4. Без знания о Боже­ствен­ном Три­един­стве нельзя пол­но­ценно понять и многих других поло­же­ний хри­сти­ан­ства; напри­мер, истины о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Если бы мы, по неве­де­нию учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отно­ше­ния к миру рас­про­стра­ня­ется Его бес­ко­неч­ная Любовь, на Кого она изли­ва­лась до Тво­ре­ния мира, в веч­но­сти. Если бы мы пола­гали, что Любовь Бога рас­про­стра­ня­ется только на Его тво­ре­ние, в част­но­сти на чело­века, легко было бы соскольз­нуть к мысли, что Он — Любя­щий, а не (Сам в Себе бес­ко­неч­ная) Любовь. Учение же о Троице сооб­щает, что Трии­по­стас­ный Бог всегда пре­бы­вал и пре­бы­вает во внут­ри­тро­ич­ной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын — Отца и Духа; Дух — Отца и Сына. При этом Каждая Боже­ствен­ная Ипо­стась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изли­вает Боже­ствен­ную Любовь, но и Тот, на Кого изли­ва­ется Боже­ствен­ная Любовь.
  5. Незна­ние учения о Троице служит почвой для воз­ник­но­ве­ния заблуж­де­ний. Слабое, поверх­ност­ное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не явля­ется гаран­тией от укло­не­ния в ересь. Исто­рия Церкви содер­жит массу тому под­твер­жде­ний.
  6. Не зная учения о Пре­свя­той Троице, невоз­можно зани­маться мис­си­о­нер­ской рабо­той, во испол­не­ние запо­веди Христа: «идите, научите все народы…» (Мф.28:19).

Почему хри­сти­ане верят в Троицу?

Библия ясно гово­рит, что есть только один Бог, но все три Лич­но­сти име­ну­ются Богом.

Есть только один Бог:

  • Слушай, Изра­иль: Гос­подь Бог наш, Гос­подь един есть (Втор.6:4).
  • Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет (Ис.43:10)

Отец – Бог:

  • Бла­го­дать вам и мир от Бога Отца нашего и Гос­пода Иисуса Христа (2Фес.1:2).

Сын – Бог:

  • …Слово было Бог (Ин.1:1-5,14). Иисус име­ну­ется Словом.
  • Я и Отец одно (Ин.10:30-33).
  • Фома, ученик Иисуса, обра­тился к Нему: «Гос­подь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

Иисус не упрек­нул Фому в ошибке. Наобо­рот, Иисус принял это обра­ще­ние. Другие люди в Писа­нии, напри­мер Павел и Вар­нава (Деян.14), запре­щали людям покло­няться им как богам.

  • А о Сыне: «пре­стол Твой, Боже, в век века; жезл цар­ствия Твоего – жезл правоты…» (Евр.1:8).
  • Посему и Бог пре­воз­нес Его и дал Ему имя выше вся­кого имени, дабы пред именем Иисуса пре­кло­ни­лось всякое колено небес­ных, земных и пре­ис­под­них, и всякий язык испо­ве­дал, что Гос­подь Иисус Хри­стос в славу Бога Отца (Фил.2:9-11).

Павел, автор Посла­ния к филип­пий­цам, гово­рит об Иисусе то, что Ис.45:23 гово­рит о Гос­поде (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Гос­подь, тот самый Гос­подь Бог Вет­хого Завета.

О Боже­ствен­но­сти Иисуса также гово­рится в сле­ду­ю­щих стихах: Ис.7:14; 9:6; Ин.1:1, 18; 8:58-59; 10:30; Деян.20:28; Рим.9:5, 10:9-13; Кол.1:15-16; 2:9; Тит.2:13; Евр.1:3, 8; 2Петр.1:1; 1Ин.5:20.

Святой Дух – Бог:

·

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому и утаить из цены земли? …ты солгал не чело­ве­кам, а Богу (Деян.5:3-4).

Более 60-ти раз Писа­ние одно­вре­менно упо­ми­нает Отца, Сына и Свя­того Духа.

·

Мф.3:16-17: «И кре­стив­шись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверз­лись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Кото­рый сходил, как голубь, и нис­пус­кался на Него. И се, глас с неба гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние».

·

Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа…»

·

2Кор.13:13: «Бла­го­дать Гос­пода (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и обще­ние Свя­того Духа со всеми вами».

·

Еф.4:4-6: «Одно тело и один дух, как вы и при­званы к одной надежде вашего звания; один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние, один Бог и Отец всех, Кото­рый над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

·

Тит.3:4-6: «Когда же яви­лась бла­го­дать и чело­ве­ко­лю­бие Спа­си­теля нашего, Бога, Он спас нас не по делам пра­вед­но­сти, кото­рые бы мы сотво­рили, а по своей мило­сти, банею воз­рож­де­ния и обнов­ле­ния Святым Духом, Кото­рого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спа­си­теля нашего…»

См. также 1Петр.1:2; 1Ин.3:23-24; Иуд.20-21; Рим.14:17-18; 15:13-17; 15:30; 1Кор.6:11, 17-19; 12:4-6; 2Кор.1:21-22; 3:4-6; Гал.2:21-3:2; Еф.2:18; 3:11-17; 5:18-20; Фил.2:1; Кол.1:6-8; 1Фес.1:1-5; 4:2,8; 5:18-19; 2Фес.3:5 и Евр.9:14.

Как объ­яс­нить учение о Св. Троице не-хри­сти­а­нину?

Для луч­шего объ­яс­не­ния дог­мата о Пре­свя­той Троице святые отцы исполь­зо­вали ряд обще­до­ступ­ных ана­ло­гий. В рамках одной из них Бог, как Высо­чай­ший, Вер­хов­ный Ум, сопо­став­ля­ется с чело­ве­че­ским умом (см. подробно: Догмат о Пре­свя­той Троице).

При­ме­ча­тельно: с утвер­жде­нием, что в устрой­стве мира усмат­ри­ва­ется разум­ность, могут согла­ситься даже языч­ники и ате­и­сты. В этом отно­ше­нии данная ана­ло­гия может слу­жить хоро­шим апо­ло­ге­ти­че­ским сред­ством.

Суть ана­ло­гии состоит в сле­ду­ю­щем. Чело­ве­че­ский ум выра­жает себя через мысль.

Обычно чело­ве­че­ская мысль бывает сфор­му­ли­ро­вана в сло­вес­ном выра­же­нии. Имея это в виду, мы можем ска­зать: чело­ве­че­ская мысль-слово рож­да­ется умом (от ума) по подо­бию того, как Боже­ствен­ное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рож­да­ется Отцом, от Отца.

Когда мы хотим выра­зить нашу мысль (озву­чить её, про­из­не­сти), мы исполь­зуем голос. В данном случае голос может быть назван выра­зи­те­лем мысли. В этом можно видеть подо­бие со Святым Духом, Кото­рый явля­ется Выра­зи­те­лем Слова Отца (Выра­зи­те­лем Бога-Слово, Сына Божьего).

***

По пре­да­нию, когда Бла­жен­ный Авгу­стин про­гу­ли­вался по берегу моря, раз­мыш­ляя о тайне Святой Троицы, он увидел маль­чика, кото­рый вырыл ямку в песке и пере­ли­вал туда воду, кото­рую зачер­пы­вал ракуш­кой из моря. Бла­жен­ный Авгу­стин спро­сил, зачем он это делает. Маль­чик ему отве­тил: – Я хочу вычер­пать всё море в эту ямку! Авгу­стин усмех­нулся и сказал, что это невоз­можно. На что маль­чик ему сказал: – А как же ты своим умом пыта­ешься исчер­пать неис­чер­па­е­мую тайну Гос­подню? И тут же маль­чик исчез.

***

«Триада поис­тине есть Монада, ибо так суще­ствует, и Монада поис­тине есть Триада, ибо так ипо­ста­зи­ро­вана». прп. Максим Испо­вед­ник

Празднование дня иконы

К сожалению, икона Троицы так и не получила собственного праздника. Скорее всего, это связано с неоднозначным отношением православного духовенства к этому графическому отображению Божественного триединства.

Однако существует большой церковный праздник – День Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда и альтернативное название – Пятидесятница).

Считается, что в этот день человечеству открылась истина о триединстве Бога. Правда, связывают его не с ветхозаветным, а евангельским событием. В этот день произошло сошествие Святого Духа на апостолов.

В соответствии с Ветхим Заветом и Пятикнижием, в этот день пророк Моисей на горе Синай получил Скрижали. В них содержались десять заповедей Божьих, по которым должен жить богопослушный еврей (а позже – и христианин).

В каких ситуациях Живоначальная Троица поможет вам?

Теперь давайте разберёмся, в каких ситуациях священный лик сможет вам помочь.

Итак, обращаться с мольбами к иконе следует с такими проблемами:

  • Православные христиане, усердно молящиеся у иконы Святой Троицы, смогут получить прощение своих прегрешений;
  • Также образ поможет им сориентироваться на сложном жизненном пути, найти правильную тропку, а ещё – успешно справиться с любыми испытаниями и ударами судьбы;
  • Кроме того, икона позволяет верующему рассмотреть желаемую и такую необходимую ему надежду, избавит душу от гнетущих переживаний и волнений;
  • Если человек оказался в трудной ситуации, на него навалилось большое количество проблем – лик помогает справиться с ними самым лёгким и гармоничным образом;
  • Образ Святой Троицы позволяет устранить негатив с энергетического поля человека, но для этого должно соблюдаться одно важнейшее условие – наличие веры без тени сомнения и полной искренности в своих просьбах.

В каких проблемах вам поможет икона Святой Троицы (3 фото видео)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: