Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах относится к Михайловскому благочинию Московской епархии.
Находится в муниципальном округе Раменки.
Адрес храма: Москва, ул. Косыгина, д. 30.
Храм Живоначальной Троицы построен в стиле позднего классицизма
В храме освящено три придела. Главный придел в честь Святой Троицы, другие два — в честь Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
История храма на Воробьевых горах начинается с 50 годов 15 века
Храм на Воробьевых горах связан с историей довольно древнего села Воробьево. Известен стал в летописях с 50 годов 15 века, когда его купила супруга великого князя Василия первого — Софья Витовтовна.
Софья Витовтовна — российская княгиня, жена князя московского Василия I. Единственная дочь великого князя литовского Витовта Кейстутовича. Именно она согласно древним летописям купила храм на Воробьевых горах
Село Воробьево принадлежало московскому боярину Юрию Воробьеву, которого в 1351 году отправили для утверждения на московскую митрополичью кафедру. По имени рода Воробьевых и было названо это село.
В упоминаниях самого Юрия Воробьева, он говорил о том, что когда он прибыл туда, там уже стоял православный храм. Церковь Троицы упоминается лишь в 1644 году как очень древняя церковь в селе.
Но многие утверждают, что до этого храма, в селе стояло еще 2 — 3 дворцовые церкви. Но они впоследствии были разобраны, и взамен этих построили единый Троицкий храм с несколькими приделами.
К концу 1790 года, храм сильно обветшал, и по приказу Екатерины Великой храм разобрали.
Другой храм, который мы видим сейчас, начали строить в 1811 году в стиле позднего классицизма. Архитектором создания храма стал А. Л. Витберг.
Александр Лаврентьевич Витберг — российский художник и архитектор шведского происхождения, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве. Он был архитектором храма на Воробьевых горах
Храм был построен в четырехугольном плане с порталами, украшенными колоннами, однокупольный. Рядом построили двухъярусную колокольню.
В этом храме в 1812 году молился сам Михаил Илларионович Кутузов.
Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, государственный деятель и дипломат.
В 1812 году молился в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
После наполеоновского нашествия здание храма уцелело. Строительство храма завершили в 1813 году. Дважды храм обновляли — в 1858 году и в 1898 году.
Информация о храме
Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.
Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.
Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле позднего классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпичной оградой конца XIX — начала XX в. с металлической решеткой.
В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.
До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.
Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х— начале 1950-х годов.
Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела — в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.
Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.
Святыни: В храме находятся иконы XIX века — «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона — с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.
Храм много раз хотели закрыть, но Господь сохранил его для верующих
Как и почти все храмы, в советские годы его несколько раз пытались закрыть.
Например, в конце 20 годов XX века храм хотели закрыть из-за строительства Дворца Советов, который хотели разместить на Воробьевых горах.
В 1940 году на этом месте хотели построить Московский Государственный университет, но не один из этих планов не осуществился, и храм не закрыли.
В 2000 годах очень часто храм посещал Владимир Путин. В 2004 году он присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане. В сентябре 2014 года он поставил свечку в храме за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии.
На фото еще молодой Владимир Путин посетил храм на Воробьевых горах, причем делал это не один раз
Храм также отнесли к памятникам культурного наследия Федерального значения по городу Москве.
А также на основании распоряжения Департамента города Москвы здание храма передали в собственность Русской Православной Церкви в 2016 году.
Бархатов.com
Одна из сохранившихся и ныне действующих Троицких церквей притаилась на Воробьевых горах – она хорошо известна посетителям смотровой площадки перед Главным зданием МГУ и пассажирам, переезжающим Москву-реку по метромосту. Эта церквушка белеет на фоне густых крон Воробьевых гор, как на узорчатом ковре, особенно осенью, а в ясную погоду сверкают золотом ее маленькие главки – и такой крохотной она кажется рядом с исполином-университетом. Еще совсем недавно были предложения отдать этот храм Московскому университету под домовую церковь, — так пытались уберечь в стенах его собственной домовой церкви на Моховой студенческий театр МГУ. И никто не задумывался, как столь многочисленные прихожане смогли бы уместиться в стенах маленькой старой церкви на том же праздновании Татьяниного дня.
Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.
Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.
А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования — прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.
Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга — их первая «великая стройка».
Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2 — 3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И.Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.
А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.
Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.
А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла — величественного здания Дворца Советов», — писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.
Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х — начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.
В храме ежегодно отмечают 3 престольных праздника
В храме отмечают три престольных праздника. Скорее неспроста именно эти святые были выбраны как престолы в храме. Разберем более подробно.
Праздник Живокачальной Троицы считается переходящим, то есть может попасть на любое число в календаре.
Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы.
Отмечается праздник на пятидесятый день после Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Праздник Святой Троицы — это событие обозначило Триединство Бога.
Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым — самая почитаемая в храме на Воробьевых горах
Один из пределов в честь преподобного Сергия Радонежского. Отмечают праздник в храме 8 октября.
Имя этого преподобного напоминает всем о том, что до какой высоты способна наша земля подняться, просвещенная Словом Христовым. Это человек, который не оставил после себя не одной книги, но при этом стоит у начала всей русской культуры Московского периода.
Этот человек всегда стремился к уединению, прославился многими чудесами. Также он основатель Троице-Сергиева монастыря.
Этот человек был любезен чистотой души и прямотой своих поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Верующие все почитают и молятся преподобному Сергию Радонежскому.
В храме на Воробьевых горах также установлена икона.
Икона Сергия Радонежского — одна из почитаемых икон в храме на Воробьевых горах. Один из приделов освящен в честь преподобного
Третий придел храма освятили в честь Николая Чудотворца. Отмечают праздник в храме 19 декабря.
Этот человек говорил речи, достойные опытного и мудрого старца, он пребывал в постоянных трудах и молитвам, помогал нищим и голодным.
Николай Чудотворец спасал и помогал людям до самой своей кончины.
Своими молитвами и чудесами он вызволял из темницы тех людей, которые были осуждены несправедливо, спасал тяжелобольных, спасал тонущих в море.
В храме на Воробьевых горах установлена икона Святителю Николаю Чудотворцу.
Святитель Николай Чудотворец — один из почитаемых святых у верующих. Этого святого также чтят в храме Троицы на Воробьевых горах, один из пределов которого, освящен в честь него
Престольные праздники
Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.
- Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
- Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
- 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
- 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря — праздник Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках
Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.
В храме очень много старинных святынь — иконы 17 и 19 веков
В настоящее время в храме находится иконы 17 и 19 веков. Они огромная ценность для храма, которую берегут. Очень многие люди приезжают, чтобы приложиться или хотя бы увидеть эти святыни.
Иконы 17 века, такие как: Господь Вседержитель с клеймами Распятия и Воскресения, икона Божией Матери «Страстная», икона Иоанна Предтечи, икона апостолов Иоанна, Петра, Павла и Матфея.
Иконы 19 века такие как: икона Святой Троицы Новозаветной, икона Гурия, Самона и Авива, икона Косьмы и Дамиана, а также два эмалевых медальона — Спасителя и Богоматери, икона Воскресения Христова, Икона Божией Матери «Печерская».
В храме на Воробьевых горах находятся иконы 17 и 19 веков.
В пределе, освященным в честь преподобного Сергия Радонежского в алтаре находятся иконы 17 века такие как: икона Святой Троицы, икона Божией Матери «Неопалимая Купина», Казанская икона Божией Матери, икона «Утоли моя Печали».
Иконы 19 века: икона Рождества Христова, икона Божией Матери, икона Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца.
Внешняя и внутренняя отделка храма красиво отделана
Также следует обратить внимание на внешнюю и внутреннюю отделку храма Святой Троицы на Воробьевых горах.
Так выглядит вход в храм. Сверху над дверьми мы можем увидеть икону Святой Троицы. Над иконой мы видим Спасителя и по бокам, святых в честь кого освящены приделы – сделано очень красиво и интересно.
На фото мы видим под цифрой 1 — икона над входными дверьми Святой Троицы, под цифрой 2 и 3 — святые, в честь которых освящены другие два придела в храме
Со всех своих сторон храм украшен очень красивыми росписями икон.
На фото можно увидеть, как по всему периметру храма на Воробьевых горах, он расписан росписями икон и моментами из Священного Писания
Внутренне убранство также богато, как и внешнее.
Внутреннее убранство храма на Воробьевых горах. Стены храма также очень красиво расписаны
Собор в честь Троицы Живоначальной (XIX в.)
В мае 1983 г. Данилов монастырь был возвращен Церкви, и с первых дней для восстановления обители сюда были приглашены для работы лучшие мастера. После освобождения здания храма от чужеродных наслоений от него фактически остался кирпичный остов, который требовал огромных трудов по реставрации. В процессе работ были восстановлены белокаменные портики и лестницы на южном и северном фасадах храма, которые были убраны еще в XIX в. Усилиями архитекторов, мастеров различных специальностей и братии монастыря собору был возвращен его прежний облик. В первоначальном виде были воссозданы малый купол, крест, оконные и дверные проемы, карнизы, белокаменный цоколь и другие утраченные детали. Но особенно сложные, требовавшие высокой квалификации работы были проведены в интерьере. От внутреннего убранства храма сохранились лишь фрагменты, но именно они, вместе с обнаруженными в Центральном государственном архиве древних актов проектными чертежами Осипа Бове, позволили воссоздать интерьер собора в виде, близком первоначальному. Так, были восстановлены все лепные украшения сложного рисунка, ансамбль настенной росписи.
Работы по восстановлению живописного убранства делились на два вида: реставрация сохранившейся росписи и написание утраченных сюжетных композиций и орнаментальных вставок. В процессе новейшей реставрации были восстановлены все живописные композиции. Частично сохранившаяся стенопись задала тон общей росписи. Не менее сложными были работы по воссозданию деревянной позолоченной резьбы иконостасов, киотов, напрестольных сеней в виде ротонд.
По всему периметру собора на уровне капителей колонн был протянут лепной декор изящной, богатой по содержанию рисунка лентой. В росписях на потолке и в «глухих» люнетах по всему периметру собора представлены библейские сюжеты.
Интерьер поражает великолепием декоративного убранства: гармонично сочетаются живопись, лепнина и золоченая резьба по дереву. Благолепие интерьера довершается мраморной отделкой пола, стен и ступеней амвона.
В подклете собора ныне находится храм Рождества Иоанна Предтечи. Всего лишь через три года после начала восстановительных работ, 27 апреля 1986 г., архимандритом Евлогием (Смирновым) был совершен чин освящения Троицкого собора. Как и в прежние годы, собор является духовным и архитектурным центром Данилова монастыря.
Настоятель храма Живоначальной Троицы — протоиерей Андрей Новиков
На сегодняшний день настоятель храма — протоиерей Андрей Новиков.
Настоятель храма — протоирей Андрей Новиков, служит в храме на Воробьевых горах с 2014 года
Сам батюшка родился в Одессе. В 2000 году окончил Киевскую духовную академию, а до этого обучался в Одесской духовной семинарии.
21 мая 2014 года он был назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Троицкого храма на Воробьевых горах в Москве.
Но уже 19 июня того же года он был зачислен в клир города Москвы и также был утвержден в должности настоятеля Троицкого храма.
В храме также служит и другие священники, такие как протоиерей, Константин Георгиевский, иерей Василий Савельев, иерей Сергий Зверев и многие другие.
Часы и время работы — на официальном сайте
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах Официальный сайт
У храма есть свой официальный сайт.
На сайте можно посмотреть святыни храма, узнать об истории его постройки, о настоятеле и священстве и многое другое. Храм находится по адресу: Москва, Косыгина ул., д. 30 (м. «Воробьёвы горы», смотровая площадка).
Часы работы: богослужения совершаются ежедневно — утреня и литургия в 8:00.
В двунадесятые праздники — литургии в 7:00 и 10:00, в воскресные дни — водосвятный молебен в 8:00 и литургия в 9:00. А накануне воскресных дней, понедельников, двунадесятых и великих праздников — вечернее богослужение в 16:00.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение