Церковь в Останкино Троицы Живоначальной: обзор, история и интересные факты

Там, где еще несколько сотен лет назад простирались бескрайние поля, сегодня стоит изящный краснокаменный храм, выполненный в замысловатом в стиле «русское узорочье». Сегодня в районе Останкинской телебашни кипит бурная жизнь российской столицы. Каждый, кому доводится бывать неподалеку, имеет возможность полюбоваться прекрасными куполами церкви в Останкино, увенчанной пятью луковичными главами. По отзывам, данный храм смотрится необыкновенно красиво и замечательно вписывается в окружающий ландшафт.

Храм Троицы

Церковь Святой Троицы в Останкино: знакомство

Свыше трехсот лет она украшает город. История церкви в Останкино Живоначальной Троицы неотделима от истории российской столицы. Данный православный храм является важнейшим памятником культового старорусского зодчества, одной из кульминационных точек в развитии стиля «московское узорочье». Церковь в Останкино относится к Русской Православной церкви (Троицкому благочинию Московской епархии). Является частью комплекса памятников, представляющих музей-усадьбу «Останкино». Храм основан Щелкаловым Василием Яковлевичем, влиятельным думным дьяком и государственным деятелем при царе Иоанне IV, в 1558 году. Дата первого упоминания – 1584 г. Строилась церковь в период с 1677 по 1692 гг.

Общий вид храма

Архитектура Троицкого Собора

Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.

Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.

Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.

Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.

История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.

В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.

Описание

Здание церкви в Останкино примечательно тем, что является одним из строений конца семнадцатого века, фасады которых полностью закрыты декором. Сооружение относится к категории федеральных объектов культурного наследия.

Этот аутентичный, исконно русский храм дошел до наших дней практически без каких бы то ни было изменений с тех самых дней трехсотлетней давности, когда, по распоряжению тогдашнего владельца Останкино князя Черкасского, был заложен первый камень нового здания церкви, заменившей свою деревянную предшественницу. Известно, что немалую лепту в развитие церкви в Останкино внесло семейство графов Шереметевых. В девятнадцатом веке они являлись хозяевами имения.

Иконостасы Троицкого Собора

Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.

К ним относятся отображения:

  • апостолов Павла и Петра;
  • архангела Гаврила;
  • Димитрия Солунского из деиисусного ряда;
  • а также икона «Крещение».

    Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.

Церковь в Останкино (Москва): архитектура

По определению искусствоведов, архитектурный стиль данного храма относится к московскому узорочью. Во внешнем убранстве церкви обращает на себя внимание изобилие декоративных элементов, а также общая затейливость и сложность композиции. Фасад храма сплошь покрывают узорчатые изразцы.

Колокольня храма

В плане церкви также является не менее интересной ее нетрадиционность: полное отсутствие трапезной, самодостаточность церковных приделов, внутри отделенных от основного здания простенками и выглядящих как отдельные строения. Конструкция храма представлена бесстолпным четвериком, типичным для своего времени, установленным на достаточно высоком подклете, по сторонам которого расположены одинаковые приделы. С трех сторон храма простирается гульбище. При всем этом своеобразии, общая композиция сооружения является строго симметричной. Церковное крыльцо покрыто богато украшенным шатром, при виде которого возникает ассоциация с ярославским узорочным зодчеством.

Крыльцо храма

Настоящая изюминка внутреннего убранства церкви – ее девятиярусный, украшенный резным позолоченным декором с изображением витых лоз винограда, иконостас. Неожиданной аллюзией является то, что своей формой он напоминает орган, немыслимый в православном храме, но являющийся обязательным участником всех католических служб. Многие москвоведы называют автором проекта каменной церкви крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, хозяином которого был тесть князя Черкасского, Яков Одоевский.

Святыни храма

История Троицкого Собора

Сразу же после основания Троицкой Лавры, на её территории была возведена небольшая деревянная церквушка, в 1340 году освященная в честь Святой Троицы. После этого лавра спокойно доживает свой век до начала следующего столетия – а это более шестидесяти лет. За это время сам основатель, преподобный Сергий, успевает скончаться. Это происходит двадцать пятого сентября 1392 года.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

В 1408 году случается важнейшее историческое событие, определившее судьбу монастыря: в монастырь вторгаются татарские войска, он подвергается разграблению и осквернению, а в конце и сожжению, ордынским темником Едыгеем.

Большинство внутренних построек, в том числе деревянная церковь, были утрачены безвозвратно.

Несмотря на это, ученик и преемник Сергия Радонежского, преподобный Никон, выстраивает церковь заново.

Так что двадцать пятого сентября 1411 года освящается уже новый деревянный храм.

Но поворотным моментом стало то, что при строительстве церкви были найдены мощи преподобного Сергия, что и послужило идеей для строительства настоящего белокаменного собора, который бы увековечил память основателя Троицкого монастыря, очень почитавшегося в те годы у московских князей. Последние и заложили средства в строительство храма.

Начато оно было в 1422, а полностью закончено уже в 1425 году. По сравнению с другими храмами внутреннего ансамбля Троице-сергиевой лавры, данное возведение не кажется большим и выглядит несколько приземистым. Современники так же отмечали, что храм не отличался высотой.

Сегодня сложно сказать, было ли решение строить столь компактное сооружение вынужденным, или то была личная воля преподобного Никона. Однако все посещавшие собор, так или иначе отмечали тесноту внутреннего убранства.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Впрочем, ничего такого уж необычного в этом нет: в те времена строительство крупных каменных церквей вообще не было особенно распространено, а размеры самого храма достигали всего 9 сажен (19,2 м) в длину (включая алтарь) и 6 сажен (12,8 м) в ширину.

Никон с самого начал собирался украсить стены церкви живописными портретами и иконами. Расписать внутреннее убранство сооружения взялись известные творцы тех времён – монахи Московского Андронникова монастыря, можно сказать, являвшегося филиалом Троицкого Храма, также выстроенного Преподобным Никоным.

Современные исследования подтверждают, что оба этих великих художника и иконописца участвовали в создании иконостаса, а также привлекли к работе художников из собственных кругов; но выяснить точное происхождение старинных икон сегодня практически невозможно.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Единственное, что точно известно, это то, что знаменитая икона «Троица» 100% была написана Андреем Рублёвым. Именно эта икона является главной святыней монастыря.

Революция Октября стала ещё одним трагическим историческим явлением, вмешавшимся в обыденную жизнь Троицкой лавры, хоть по сравнению с татарским нашествием масштаб разрушений оказался не столь масштабным.

В 1920 году советское правительство закрыло собор, Сергиева рака была вскрыта, а мощи изъяты и обнажены, на всеобщее обозрение. Исторические свидетельства говорят о том, что верующие прикладывались к останкам, отворачивая взгляд от «наготы» (непокрытых мощей).

Тогда же, на рубеже 20-х-30-х годов, существовала непосредственная угроза полного уничтожения святых мощей, которые на тот момент были переданы в московские и сергиево посадские музеи. Антирелигиозные организации, ведя идеологическую пропаганду, угрожали кремировать священные останки. К счастью, варварство не было осуществлено.

После войны наступает второе рождение Троицкого собора: осуществляется масштабная реконструкция, проводятся серьёзные восстановительные работы по возвращению исконного облика собора, утерянного в военную пору. Реконструкция была завершена в 60-х годах.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

А на рубеже веков Патриарший архитектурно-реставрационный центр, созданный на территории лавры, начал преображать и благоустраивать окружающие храм территории. При этом в самом соборе были отбелены фасады, возвращена в нормальное состояние кровля четверика и апсид, восстановлена позолота и многое другое.

Об истории возведения храма

Деревянная церковь Троицы Живоначальной в Останкино была построена еще в 1617-м, к концу семнадцатого века она была заменена каменной, ставшей домовой церковью для владельцев имения, князей Черкасских. Тогда же возвели и 9-ярусный золоченый резной иконостас. Новая каменная церковь располагала тремя приделами: главным – во имя Живоначальной Троицы; северным – построенным в честь Тихвинского образа Божией Матери, и южным — посвященным святому Александру Свирскому. Известно, что накануне своего венчания на царство в этой церкви молился будущий император Александр II.

История храма

В двадцатом веке, подобно всем остальным российским церквям, храм Троицы Живоначальной в Останкине мало-помалу приходил в упадок. В 1919 году из верхней части верующих переместили в подклет, который стал четвертым приделом, посвященным святителю Николаю. В 1922-м из церкви были вывезены оклады с иконостаса и всех икон — всего свыше шестидесяти килограмм серебра.

В 1930-м здание храма было передано Антирелигиозному музею искусств и финотделу Дзержинского р-на Москвы. Нижний придел использовался как склад для хранения картофеля. С началом войны 1941-1945 гг. храм полностью был превращен в склад. В 1970-е началось медленное, но верное возрождение. Сначала был отреставрирован иконостас, отремонтированы фасад и кровля. В 80-е годы двадцатого века в здании церкви еще проходили концерты старинной музыки. Весной 1991-го вновь был освящен главный престол храма. На протяжении пяти лет после этого события восстанавливали и освящали уже все три верхние приделы.

В настоящее время церковь опять стала четырехпрестольной: нижний придел, используемый в качестве крестильного, освящен во имя Николая Чудотворца. Настоятелем храма является митрополит Юго-восточно-азиатский и Сингапурский Сергий, (Николай Николаевич Чашин).

История возведения храма

Русская Православная Церковь

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы.

На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-10 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч).

С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.

С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в.

В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.

В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Храмы и часовни

  • Троицкий собор (1422-23 гг.), в котором почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского; в иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева;
  • Успенский собор (1559-85 гг., построен по повелению царя Иоанна Грозного);
  • храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476-77 гг.);
  • храм прп. Никона Радонежского (1623 г.);
  • надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-99 гг.);
  • храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-37 гг.);
  • храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1686-92 гг.);
  • храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-53 гг.);
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.);
  • храм в честь Покрова Божией Матери (в академии);
  • храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в семинарии);
  • Успенская часовня над кладезем (1644 г. — кон. XVII в.).

Подворья и скиты

  • подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой Слободе и храм прп. Сергия в Сергиевском подворье;
  • храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад);
  • Пятницкое подворье на Подоле, храм в честь св. мц. Параскевы Пятницы, расположенный с юго-восточной стороны Лавры;
  • храм Преображения Господня в с. Радонеж Московской обл.;
  • Троицкое подворье в Санкт-Петербурге;
  • Варницкое подворье в Ростове Великом;
  • храм в честь св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде;
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты РФ (г. Сергиев Посад);
  • Всехсвятское подворье в Сергиевом Посаде;
  • Владимирское подворье (Владимирская обл., с. Тучково);
  • Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово);
  • Благовещенское подворье (Московская обл., с. Благовещение);
  • Богородское подворье (Московская обл., п. Богородское);
  • Деулинское подворье, храм Нерукотворного Спаса в с. Деулино Московской обл.;
  • Пересветское подворье в г. Пересвет Московской обл.;
  • подворье «Куликово Поле» (Тульская обл., д. Иваново);
  • Спасо-Вифанское подворье (г. Сергиев Посад);
  • Черниговский скит (г. Сергиев Посад);
  • скит Параклит (г. Сергиев Посад);
  • храм Корсунской иконы Божией Матери (с. Глинково Сергиево-Посадского района Московской области; подворье открыто Патриаршим указом от 16 августа 2022 г.).

Святыни

Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30. Вечернее богослужение в 16.45 по будням, в воскресные и праздничные дни в 17.00.

Наместники

  • с 30 ноября 1988 г. по 26 февраля 2022 г. — архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
  • с 26 февраля 2022 г. по 25 августа 2022 г. — епископ Сергиево-Посадский Парамон
  • с 25 августа 2022 г. — епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома

О деятельности прихода

Сегодня жизнь общины сконцентрирована вокруг следующих направлений деятельности:

  • Детская воскресная школа (обучение начинается с 5-летнего возраста).
  • Воскресная школа для взрослых.
  • Молодежный центр.
  • Детский пресс-центр и телестудия.
  • Социальная служба, оказывающая поддержку инвалидам, а также малоимущим и сиротам Московской области.

Иконы церкви

О богослужениях

Сегодня можно посетить ежедневные богослужения в церкви в Останкино по расписанию:

  • в 8:00 проходят молебны, затем проводится Литургия;
  • 16:45 — начало вечернего богослужения, в соответствии с церковным календарем.

В праздники и по воскресеньям Литургия служится дважды:

  • начало ранней Божественной литургии — в 6:30, затем наступает время водосвятного молебна;
  • позднюю Литургия служат — с 9:40, затем проводят панихиду;
  • помимо этого, по воскресеньям в 17:00 читаются акафисты.

Святыни Троицкого Собора

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря остаётся домом для ряда православных святынь. В их числе — мощи Сергия Радонежского, молельный зал украшает колоссальное медное паникадило XV века, а в Алтаре хранится стальное архиерейское кресло XVIII века.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Про мощи следует сказать, что сначала они были помещены в скромную деревянную раку. Однако при возникновении проблем с деревянным материалом, в XVI-м веке, было начато изготовление большой, тяжёлой серебряной раки. А в XIX-м веке для неё соорудили крышку.

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Медное позолоченое паникадило, украшающее храмовое пространство, было подарено храму Иваном IV. Люстра обильно украшена изображениями богоматери, апостолов и ангелов

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Ещё одна святыня храма появилась в XVIII веке: Митрополину Платону было дарено позолоченное кресло из стали, сделанное тульскими мастерами по специальному заказу. Кресло было передано в храм и по сей день остаётся здесь в качестве святыни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: