Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы


Киево-Печерский Успенский собор

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Великая Печерская церковь)
, главный храм Киево-Печерской лавры, был расположен напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры.

  • Престол: Успения Пресвятой Богородицы (главный), ап. Иоанна Богослова (нижний правый придел, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), первомученика архидиакона Стефана (нижний левый придел), св. Иоанна Предтечи (придел в северо-западном углу), ап. Андрея Первозванного (придел на хорах справа) и Преображения Господня (придел на хорах слева).
  • Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена в 1073 году по благословению прп. Антония игуменом Феодосием и епископом Михаилом (?).
Согласно Киево-Печерскому Патерику, Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам: возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать ее,

— и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила —
Она наместной да будет».

Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)

Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией.
Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя. Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 году начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 году было закончено.

В 1083 году пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

Греческие мастера — архитекторы, мозаисты и иконописцы — с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 году на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.

14 августа 1089 года Успенский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанном.

Церковь отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

В 1470 и 1722-1729, 1755, 1893 годах церковь реконструировалась.

В период немецкой оккупации Киева, 3 ноября 1941 года, собор был взорван. Существует несколько версий: собор был взорван фашистами; агентами НКВД; партизанами, намеревавшимися уничтожить посещавшего его президента Словакии Тисо.

В 2000 году Успенский собор был восстановлен. Во результате реконструкции Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.

Святыни

Успенский собор Киево-Печерской лавры, дореволюционное фото

Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила.
У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского, а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр (Могила), архимандриты Иннокентий (Гизель), Елисей (Плетенецкий), Памва Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Мероприятия перед отступлением

В середине сентября 1941 года глубокий прорыв танковых армий гитлеровцев привел к окружению более чем 400-тысячной советской группировки, оборонявшей Киев. Командованием был дан приказ оставить столицу Украинской ССР, перейдя на восточный берег Днепра.

Статья по теме Храм на войне. Почему Успенский собор был делом национального престижа В ночь с 17 на 18 сентября 1941 года управление Киевом было передано командиру 4-й дивизии НКВД по охране железных дорог полковнику Федору Мажирину. Ему предписывалось обеспечить минирование стратегически важных объектов Киева, а также мостов, которые предстояло взорвать после переправы наших войск. Минирование в Киеве выполняли специальные саперные подразделения Главного военно-инженерного управления Наркомата обороны СССР.

19 сентября, в день вступления фашистов, в Киеве были взорваны мосты, электроподстанция и водонасосная станция, а также еще ряд объектов. Кроме того, в городе было установлено большое количество радиоуправляемых мин, которые задумывались как ловушки для фашистов. В нужный момент, дождавшись скопления немцев поблизости, «адские машины» планировалось привести в действие.

Архитектура

Киево-Печерский Успенский собор, 1073 — 1078 гг. Реконструкция Н. Г. Логвина

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.
На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII-XVI веках. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр (Могила) для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Долгое время считалось, что древние части церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Киево-Печерский Успенский собор

Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Внутреннее убранство

Успенский собор Печерской лавры. Общий вид с севера (до разрушения)

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».
Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 году собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова. До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

Минная война

20 сентября 1941 года произошла самая удачная диверсия. С помощью мины, заложенной на смотровой площадке Верхней Лавры, был уничтожен командующий артиллерией 29-го армейского корпуса вермахта полковник барон Ганс-Генрих фон Зейдлиц-унд-Голау вместе со всем его штабом.

24 сентября 1941 года прогремела серия взрывов на Крещатике: на воздух взлетели здание «Детского мира» и бывшей кондитерской, а также здание гостиницы «Спартак». Расчет был верным: здания заняли гитлеровские военные структуры, и большое количество оккупантов погибло. Но, поскольку речь шла о центре города, жертвы были и среди мирных жителей.

Немецкие солдаты уничтожают пограничные знаки на польско-германской границе.

Контрразведывательные мероприятия немцев дали свой результат: в их руках оказались люди, знакомые с планом минирования Киева, что позволило помешать проведению дальнейших акций. Постановка радиопомех сделала советские радиомины неэффективными. 29 сентября 1941 года в Бабьем Яру началось массовое уничтожение киевских евреев. Некоторые историки утверждали, что репрессии стали следствием советских диверсий, однако это категорически неверно. План массового уничтожения еврейского населения столицы Украинской ССР был подготовлен заранее. История со взрывами стала лишь предлогом, не более того.

Долгое восстановление

В послевоенный период руины храма стали местом работы археологов. В начале 1970-х годов площадка была законсервирована. В 1980-х решено было начать реставрацию собора, которая, если называть вещи своими именами, являлась новым строительством.Когда дело дошло до начала активных работ, в стране разразился кризис. В итоге строительство и внешняя отделка были завершены уже в независимой Украине, в 2000 году. Что касается внутреннего убранства, росписи стен, то эта деятельность продолжается до сих пор. Современные украинские историки в массе своей продолжают педалировать «советскую» версию взрыва собора. Оно и понятно: сегодня в Незалежной гитлеровцы политикам милее и ближе, чем те, кто разгромил фашизм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: