Киево-Печерская Лавра (Киев) — история монастыря, святыни с фото и описанием


Киево-Печерская лавра — особо почитаемый религиозный комплекс, обладающий важным историческим и духовным значением. На территории Украины насчитывается всего три лавры, освящённых в честь Успения Богородицы, и эта монастырская обитель — одна из них. Впрочем, ценность православной святыни признают не только на её родине — в 1990 году ЮНЕСКО включило монастырь в список Всемирного наследия.

Паломники знают, что лавра считается третьим Уделом Богородицы. Так называют землю, которая находится под особым покровительством Божией Матери. Кроме того, сооружение — одна из первых обителей Древней Руси.

История будущей святыни началась в 1051 году и тесно связана с монахами Антонием и Феодосием, поселившимися в пещерах. С течением времени количество их последователей увеличивалось, и тогда иноки решили возвести кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель разрасталась и вскоре превратилась в монастырь. Религиозный комплекс стали звать «Печерским», что по-древнерусски означало «пещерный».

Монастырь не раз осаждали и грабили. Лавра страдала от набегов половцев, торков, монголо-татар. В 1596 году её безуспешно пытались захватить униаты. Не менее богатыми на печальные события были и последующие столетия. Немало перипетий на долю обители выпало в советское время: братию расстреляли, а комплекс ликвидировали, затем превратили в полицейский участок. В 1941 году немецкие оккупанты взорвали Успенский собор.

Возрождение монастыря началось в июне 1988 года. В настоящее время лавра разделена на две части: Нижняя находится в ведении УПЦ (Украинская православная церковь), а Верхняя — часть историко-культурного заповедника.

© Liubov Tukalo

Святые и пещеры Свято-Успенской Киево-Печерской лавры

Религиозное сооружение имеет развитую пещерную сеть, которая соединяется с киевскими катакомбами. Общая продолжительность подземных лабиринтов составляет почти 600 метров, а глубина залегания — от 10 до 15 метров. В свою очередь пещеры принято делить на две зоны: Ближние либо Антониевы и Дальние или Феодосиевы. На их территории находятся Святые мощи и Святые источники.

Ближние пещеры

Ближние основаны тем самым Антонием, речь о котором шла выше. Сегодня здесь можно увидеть мощи святого — хранятся в огороженном отсеке неподалёку от церкви в его честь. Рядом с останками подвижника находится крипта «Батыем убиенных».

В подземных помещениях навсегда обрели покой 79 святых. Среди них — нетленные останки монаха и автора «Повести временных лет» Нестора Летописца, мозаичиста и иконописца Алипия Печерского, богатыря Ильи Муромца. По легенде, именно ангелы перенесли сюда тело эпического героя.

Внимательные посетители Ближних пещер заметят вмурованные в стену окна затворников. К сожалению, их современное состояние отличается от первозданного — изменились в результате переделок. Обратите внимание и на пол, покрытый чугуном. Плиты были изготовлены в 1830 году в Туле.

Дальние пещеры

Получили своё второе название благодаря Феодосию, похороненному в одной из подземных келий. К сожалению, сейчас никто не знает их точное местонахождение. Есть версия, что останки погребены в Успенском соборе. Зато обитель подвижника удалось идентифицировать — обнаружили в 1988 году. Рядом с помещением располагается самая крупная подземная церковь Киево-Печерской лавры — Феодосийская.

Самым древним подземным сооружением комплекса считают храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Список построек замыкает церковь Рождества Христового.

Напротив религиозного здания хранятся мощи безымянных православных святых, прозванные мироточивыми главами. В других криптах и раках последнее пристанище нашли останки 49 канонизированных святых.

Переход к Дальним пещерам, © Анна Кудрявцева

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Святой равноапостольный князь Владимир

Митрополит и братия Киево-Печерской лавры

Самым первым игуменом будущей святыни был Феодосий — второй основатель лавры. Именно он ввёл общежительный устав, занимался благоустройством келий для братии, а также выполнял прочие обязанности. Среди настоятелей мужского монастыря, внёсших весомый вклад в его развитие, также значатся архимандрит Игнатий, Никон, Варлаам, Стефан.

Список выдающихся священнослужителей продолжают архиепископы Ювеналий, Иоанн, Антоний, митрополиты Варлаам, Иоасаф, Тимофей, наместник Иларион.

Во время борьбы с унией лавру возглавляли Иннокентий Гизель, Захария Копыстенский, Петр Могила и Никифор Тур.

В настоящее время предстоятелем Украинской православной церкви и священноархимандритом считается митрополит Онуфрий (в миру Березовский Орест Владимирович). Интронизация состоялась в августе 2014 года.

С 30 марта 1994 года наместником здесь служит митрополит Павел (Пётр Дмитриевич Лебедь).

Здесь похоронен Юрий Долгорукий, © Анна Кудрявцева

Настоятели и наместники

  • прп. Антоний (до 1032 — ?)
  • прп. Варлаам (1052 — 1062)
  • прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
  • прп. Стефан (1074 — 1078)
  • прп. Никон (1078 — 1088)
  • Иоанн I (1088 — 1103)
  • свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
  • Тимофей (1124 — 1131)
  • Акиндин (1124 — 1131)
  • прп. Пимен Постник (1132 — 1141)
  • Феодосий II (1142 — 1156)
  • Акиндин I (1156 — 1164)
  • Поликарп I (1165 — 24 июля 1182)
  • Василий (1182 — 1197)
  • Феодосий III (1198 — 1203)
  • прп. Акиндин II (1203 — 1232)
  • Поликарп II (1232 — 1238)
  • Агапит I (1238 — 1249)
  • свт. Серапион (1249 — 1274)
  • Агапит II (упом. 1289)
  • Иоанн II (упом. 1292)
  • Азария (упом. 1300)
  • Варсонофий (упом. 1321)
  • Максим (упом. 1335)
  • Давид (упом. 1377 — упом. 1392)
  • Авраамий (упом. 1396)
  • Феодосий IV (упом. 1398)
  • Никита (упом. 1399)
  • Иоанн
  • Азарий
  • Варсонофий
  • Никифор (упом. 1416 — упом. 1434)
  • прп. Игнатий (1435/1436 — 1438)
  • Авраамий (17 октября 1437)
  • Николай (упом. 16 июня 1446 — ?)
  • Макарий I
  • Николай, повторно (1455 — 1462)
  • Иоанн III (упом. 1470)
  • Иоасаф I (упом. 1477)
  • Феодосий V (Войнилович (1480 — 16 марта 1486)
  • Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 — ?)
  • Феодосий VI
  • Сильвестр I
  • Вассиан I (Шишка)
  • Иона I
  • Сильвестр II, иерусалимец
  • Иоанн IV
  • Григорий
  • Филарет (Волынец), повторно (упом. 1500 — 25 августа 1501)
  • Вассиан II (28 ноября 1506 — 1508)
  • Иона II (1509)
  • Макарий II
  • Варлаам II
  • Никандр
  • Петр
  • Протасий I (упом. 1514)
  • Игнатий II (июль 1522 — июнь 1525)
  • Антоний (апрель 1524 — 1525)
  • Антоний, вторично (упом. 1526 — 1528)
  • Иоаким (упом. 1532)
  • Геннадий (упом. 1535)
  • Протасий II (упом. 1535)
  • Иоакинф (упом. 1536)
  • Иоаким (1538)
  • Софроний (1540 — 1541)
  • Вассиан III (1541 — упом. 1544)
  • Серапион
  • Иосиф (1550 — 1555)
  • Иларион (Песочинский) (1556 — 1572)
  • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
  • Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 — 1590)
  • Никифор (Тур) (1590 — 1598)
  • Константинопольские патриархи (1598 — 1687)
    • Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 — 1605)
    • Елисей (Плетенецкий) (1605 — 1624)
    • Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
    • свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
    • Иринарх (февраль — май 1646)
    • Иосиф (Тризна) (1647 — 1655)
    • Иннокентий (Гизель) (1656 — 8 ноября 1683)
    • Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
    • Паисий (1690 — 1691) [7]
  • Московские и всея Руси патриархи (1688 — 1721)
    • Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 — 6 февраля 1697)
    • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
    • Иларион II (1709)
    • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 — 1714)
    • Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
    • Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)
  • Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 — 1786)
    • Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 [8])
    • Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
    • Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
    • Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
    • Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 — 8 октября 1751)
    • Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
    • Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)
  • Киевские митрополиты (1786 — ?)
    • Каллист (Стефанов) (1786 — 1792 [9])
    • Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
    • Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
    • Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
    • свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
    • Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
    • Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
    • ….
    • Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
    • Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
    • Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 — 24 декабря 1878 [10])
    • Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
    • Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
    • Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 — 22 февраля 1893 [11])
    • Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
    • Антоний (Петрушевский) (1896 — 1909 [12])
    • Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
    • Климент (Жеретиенко) (1917 — 23)
  • Московские и всея Руси патриархи (1924 — ?)
    • Климент (Жеретиенко) (30 сентября 1923 — 25 октября 1924 [13])
    • Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
    • Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)
    • 1930 — 1941 — закрыта

    • Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947)
    • Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
    • Нестор (Тугай) (1 августа 1953 — 1961)
    • 1961 — 1988 — закрыта

    • Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
  • Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 — 1989)
  • Елевферий (Диденко) (1989 — 22 января 1992)
  • Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)
    • Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
    • Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
    • Ахила (Шахтарин) (март-апрель 1992 — март 1994) и/о [14]
  • Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский
  • Соборы, храмы и церкви

    На территории комплекса находится немало церквей, колоколен, башен, корпусов, часовен и других построек. Все они по-своему ценны и интересны, однако самым главным сооружением признан Успенский собор (ещё называют «Великой церковью»). Храм восстановлен и освящён в августе 2000 года. За основу был взят первозданный вид собора, утраченный в ноябре 1941 года.

    • Наследие XVII века — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ищите неподалёку от Дальних пещер. В архитектуре храма использованы колонны коринфского ордена, пилястры и карнизы.
    • Церковь «Всех скорбящих радость» младше примерно на два столетия. Поэтапное строительство окончательно завершилось в 1866 году. До советского периода здесь хранился ковчег со Святыми Дарами.
    • Ещё один недавно возрождённый архитектурный памятник — Аннозачатьевская церковь. Сооружение соединено подземным ходом с пещерами.
    • Между Ближними и Дальними пещерами расположился храм «Живоносный источник», освящённый в честь Божией Матери в 2001 году.
    • В честь всех преподобных отцов лавры возведена «Тёплая церковь». Так её прозвали прихожане и братия из-за того, что святыня сильно всем полюбилась.
    • К постройке примыкает Крестовоздвиженский храм — одно из значительных сооружений комплекса. Являет собой пример традиционной киевской архитектуры с тремя куполами и скромным оформлением фасада. Внутри посетителей ждёт яркая цветовая палитра, живопись выполнена художником Данилой Давыдовым.
    • Экономические ворота оформляют вход в церковь Всех Святых. Двухъярусное сооружение отличается изысканностью. Привлекает к себе внимание и интерьер с позолоченным иконостасом и мозаичными киотами.
    • В русско-византийском стиле выдержана Трапезная церковь. Обладает самым большим куполом без внутренней опоры на Украине. У стен постройки похоронены Столыпин, Кочубей и Искра. Внутри паломников ждёт орнаментальная живопись в стиле модерн, мраморный иконостас, майоликовый пояс, киоты.

    Трансляция из Киево-Печерской лавры на официальном сайте

    Трапезная церковь, © Оксана Разорёнова

    История

    Основные исторические вехи Киево-Печерской обители:

    ДатаСобытие
    начало XI ст.священнослужитель Илларион на возвышенности вырыл пещеру для молитв
    1051 г.Антоний и Феодосий основали Печерский монастырь и дальний туннель
    1062 г.учреждение Ближних пещер, иноки переселились в кельи над землей, назначение игуменом Варлаама
    1073 г.построили Успенский собор, кончина Антония
    1074 г.почил о Господе старец Феодосий, захоронение его в отдаленных пещерах
    1091 г.перемещение останков Феодосия в главный Успенский храм
    1096 г.на святилище напали половцы
    1106 г.постройка надвратной Троицкой часовни
    1108 г.канонизировали Феодосия, сооружена каменная братская трапезная
    1159вероятность присуждения обители звания «Лавра»
    1151,1169,1171,1203,1240 гг.разграбление и разорения святого места разными войсками
    с 1223 по 1233 гг.написание «Киево-Печерского патерика»
    1470 г.восстановление монастырских строений после неоднократных нападений
    1481 г.статус Лавры подтвержден патриархом Константинопольским
    1561 г.на средства князя К. Острожского восстановлен Успенский собор
    1579 г.сооружение и установка монумента К. Острожскому
    с 1596 по 1615 гг.поползновения папы Римского и польского владыки подчинить Лавру униатам
    1614 г.архимандрит Елисей основал в святом месте собственную типографию
    1616 г.печатание первого фолианта под названием «Часослов»
    1631 г.открытие высшего учебного заведения и объединение его с братским училищем
    1643 г.митрополит П. Могила канонизировал 69 лаврских Святых
    1674 г.сооружение деревянной колокольни
    1679 г.появление Аннозачатиевской часовни
    1688 г.сохранение за Печерской обителью звания «Лавра» и подчиненность его Московскому Патриархату
    С 1691 по 1700 гг.строительство храмов: Варлаамского, Рождества Богородицы, Феодосия, Всех Святых, Воскресения Господня, Крестовоздвиженского, возведение крепостного ограждения
    1718 г.огнем уничтожены некоторые строения и библиотека
    1721 г.создание Святого Синода и переподчинение ему лаврских площадей
    с 1722 по 1763 гг.воссоздание Успенского собора, возведение 2-х колоколен, появление мастерской иконописи
    1786 г.монастырь подчинили митрополиту Киевскому
    с 1841 по 1845 гг.возведение крепостного ограждения и братской больницы в нижней зоне Лавры
    1893-1895 гг.постройка Трапезной палаты и возле нее церкви
    1894-1901 гг.под управлением В. Верещагина расписан Успенский собор
    1919 г.на монастырских землях создана рабочая ремесленная и с/х община
    1919-1912 гг.советское правление конфисковало ценные церковные реликвии
    1923 г.в Лаврских владениях открыли музейное учреждение «Быта и культа»
    1926 г.основание «Всеукраинского экспозиционного поселения»
    1930 г.монахов выселили из обители
    1941 г.подорвали Успенский собор
    1942 г.в нижней Лаврской части возобновили монастырь
    1943 г.фашисты разграбили монастырские сокровища
    1944 г.вновь начал функционировать музейный заповедник
    1961 г.обитель в нижней зоне Лавры закрыли
    1988-1990 гг.церкви передали пещерные комплексы и наземные постройки, начал снова работать монастырь и была основана Духовная семинария. Достопримечательность внесли в перечень ЮНЕСКО
    1995 г.возрождена типография
    2000 г.восстановлен Успенский собор
    2001 г.праздник по случаю 950-летнего юбилея обители.

    Богослужения и хор

    Пение всегда было приоритетным занятием в лавре. Известно, что до революции в обители было несколько тысяч насельников, а главнейшее христианское богослужение здесь проводилось до 12 раз в день. Пение благотворно воздействовало не только на братию, но и на паломников.

    Воцерковленный человек сразу заметит особенности здешнего пения: канон преподобного Андрея Критского поётся нараспев с канонархом (священнослужитель, возглавляющий глас перед пением), нараспев поётся и акафист Успения Пресвятой Богородицы.

    Традиция проводить богослужения с канонархом на клиросе была присуща комплексу ещё в дореволюционный период. Тогда же при монастыре была общеобразовательная школа, в которой учились и хоровому пению. С 2009 года здесь организован детский хор из 50 участников. Ребята поют в Аннозачатьевской церкви во время воскресной литургии.

    Расписание богослужений в Киево-Печерской лавре на официальном сайте

    Церковь Рождества Богородицы, © Анна Кудрявцева

    Набеги и восстановление монастыря

    Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

    • разрушение в 1096 году;
    • разорение в 1240;
    • поджог в 1483.

    В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

    В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

    Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

    Экскурсия

    При планировании экскурсии следует учесть, что часть комплекса подчиняется монастырскому уставу в то время, как другая часть (Верхняя) — историко-культурному заповеднику. При нём также действует несколько тематических музеев.

    Монашеская обитель открыта с 06:00 до 20:00, пещеры можно посетить с 09:00 до 16:00. Вход бесплатный. Для более обстоятельного знакомства обратитесь в паломнический отдел, который каждый день по мере набора групп, с 09:00 до 16:00, проводит экскурсии. В программу входит просмотр храмов и строений комплекса, пещер, всё сопровождается детальным рассказом о святых, архитектурных особенностях и основных исторических моментах. Сумма пожертвования для взрослого — 60 гривен, студенты, пенсионеры — 50 гривен, школьники, инвалиды — 30 гривен.

    Попасть в заповедник удастся только по билетам: вход — 100 гривен, экскурсионное обслуживание — 120 гривен, индивидуальное экскурсионное обслуживание — 1 000 гривен, семейный билет — 240 гривен.

    Виртуальный тур по Киево-Печерской лавре

    Экономические ворота и церковь Всех Святых, © Анна Кудрявцева

    Антоний — отец русского монашества

    Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

    Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

    Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

    И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

    На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

    В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

    Преподобный Антоний Печерский

    Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…

    Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

    Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

    Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

    Молодой монах Феодосий

    После преподобного Варлаама управление монастырем на длительное время перешло к Феодосию Печерскому, которого наравне с Антонием считают основателем монастыря. Но чем именно прославился Феодосий?

    Он был где-то на 25 лет моложе Антония и считался его учеником. Феодосий пришел в обитель где-то в 1032 году, в возрасте приблизительно 24-х лет. До этого он вообще жил в Курске, служил в храме и мечтал о монашестве. Покинуть родной дом и мать его сподвигли слова Христа:

    Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. (Мф. 10:37)

    Когда Феодосий оказался в Киеве, то обошел все обители. Но никто не хотел стричь его в монахи из-за юного возраста. По промыслу Божьему согласился только Антоний.

    Как Антоний оказался в Чернигове

    С житием преподобного связана история еще одних пещер, уже не в Киеве, а в Чернигове, на Болдиной горе. Почему святой оставил свою обитель и переехал в совсем другой город?

    Монахи неоднократно сталкиваются с клеветой в свой адрес. Так произошло и с основателем Печерской обители. Кто-то сказал правящему киевскому князю Изяславу, что Антоний скрытно поддерживает полоцкого князя Всеслава, захватившего власть в Киеве, даже дает ему советы. Кроме того, Изяслав обижался на преподобного за то, что он стриг в монахи его бывших воинов.

    Черниговский князь Святослав решил тайно вывести Антония Печерского в свой город. Так на Болдиной горе возник монастырь, как и Киевская обитель, посвященный Пресвятой Богородице.

    Прожил преподобный до 90 лет, в последние годы окончательно устранившись от управленческих дел, всецело посвятив себя молитве.

    Хранительница благочестия

    Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви.

    Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фото: Дмитрий Богачук

    – Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

    – Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

    Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Фрагмент Свенской Печерской иконы

    По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.

    Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

    Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
    – Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания?
    – Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

    – В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

    – Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

    Прп. Нестор Летописец

    Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец – автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В ХІІІ веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых – Киево-Печерский патерик.

    Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

    – После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

    – История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

    Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

    Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

    – Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

    – В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

    В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

    В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

    В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

    Великая церковь Киево-Печерской лавры, Верещагин В.П.

    Важное место в истории монастыря данного периода занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр (Могила). Одной из главных сфер его деятельности была забота об образовании. В 1631 году святитель основал в Киево-Печерской Лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и многие другие. В 1632 году, для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии был преобразован в Киевскую духовную академию.

    После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

    – Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

    – После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

    Старая открытка с видом на Киево-Печерскую Лавру

    – Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

    – Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

    – Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

    – За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

    Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

    В начале 1920-х годов благодаря энтузиазму представителей творческой интеллигенции был организован Музей культов и быта для предотвращения уничтожения духовных и художественных ценностей обители. В годы воинствующего атеизма в Лавре был создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. В 1926 году Киево-Печерская Лавра была признана историко-культурным государственным заповедником. Однако в начале 1930 года монастырь был закрыт. В том же году были закрыты Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами заповедника. Во время Второй мировой войны немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор.

    Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро.

    На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

    Трапезная церковь

    – Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

    – Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

    И по сей день в Лавре происходят чудеса

    И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

    Мироточивые главы неизвестных Святых

    – Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

    – Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: