Икона «Четырёхчастная (Четыредесятница)» — иконописные мастерские Москвы

Четырехчастные иконы представляют собой четыре разные иконы, каждая со своим сюжетом, писанные на одной доске. Когда именно появились на Руси такие иконы, точно неизвестно, но в Новгороде в 15 веке иконы подобного типа уже были.

Как правило, такая икона разделяется по центру распятием с изображением лика Христова или Его распятой фигуры. Чаще всего икона с распятием живописует деяния святых, когда на каждой из четырех икон изображается какой-то момент их жизни и подвига.

Одной из самых известных является четырехчастная икона Божией Матери под названием «Материнство». Она изображает Богоматерь с Младенцем Иисусом на руках в разные моменты Его младенчества и детства. Это икона византийского письма; предполагается, что она была написана в VI веке, на Руси же ее обретение произошло лишь во второй половине XVII века неподалеку от Минска. Легенда гласит, что икону нашли на дереве. Позднее на месте обретения иконы был воздвигнут храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Описание четырехчастной иконы Божьей Матери

Даже если сравнивать с обычными иконами, то икона Божьей Матери является довольно редкой. Если же начинают говорить о четырехчастных иконах, вспоминают в первую очередь именно икону «Материнство». Она выглядит следующим образом.

Четырехчастная икона Божией Матери

В левой нижней части находится икона «Взыграние Младенца», изображающая Младенца Иисуса, играющего с Матерью. Она бережно держит его на руках, а Он прижимается щекой к Ее лицу и гладит его рукой.

В правой нижней части находится икона «Воспитание», где Иисус на руках у Матери, подняв руку, по-видимому, что-то говорит, а Мать внимает ему, склонив голову.

В левой верхней части находится икона «Млекопитательница». Эта целомудренное изображение того, как Богоматерь вскармливает Божественного Младенца своим молоком.

В правой верхней части находится икона «Поможение родам», где Богоматерь держит перед собой, как щит, символическое изображение ребенка в утробе матери.

По центру расположено распятие с ликом Иисуса Христа.

Обращает на себя внимание, что на иконе «Поможение родам» Богоматерь изображена с непокрытой головой, как положено девушке, на всех же остальных трех иконах ее голова покрыта, как по традиции носили замужние женщины.

А еще нельзя не заметить, насколько печален ее лик. Обычно матери смотрят на своих маленьких детей с улыбкой, но эта Мать знает, какая мука предстоит ее Сыну, а потому взгляд ее исполнен печали и покорности Воле Божьей.

Икона «Четырёхчастная (Четыредесятница)» — иконописные мастерские Москвы

Описание иконы.

Икона «Четырёхчастная», была найдена в 1919 году искусствоведом, реставратором, позже – заслуженным деятелем культуры, Николаем Николаевичем Померанцевым в Московском Кремле, на колокольне Ивана Великого. В собрание Третьяковской Галереи из Государственного Исторического музея она поступила в 1930 году.

Икона написана на деревянной доске размером 20.5 × 14.5 см (врезная шпонка на обороте), яичной темперой по левкасу. Паволока особой выделки, с рисунком нитей в рубчик и в елочку.

Иконографически образ относится к категории сложных композиций, по типу изображения – к сюжетной композиции с клеймами. Четыре равных по величине части (клейма) иконы разделены гранями. В верхнем левом клейме изображён Иоанн Предтеча в пустыне (Лк.1:80), склоняющийся над чашей, в которой находится его отрубленная голова. Он простирает правую руку, а в левой держит крест и свиток. На развёрнутом свитке написан текст, призывающий к покаянию. На правом верхнем клейме изображена Богоматерь с Младенцем на коленях, сидящая на престоле. (Лк.1:28; Лк.1 :42). Рядом с Ней архангелы Гавриил (Дан.8:16; Дан.9:21; Лк.1:19; Лк.1:26) и Михаил (Дан.10:13; Дан.10:21; Дан.12:1; Дан.3:95; Чис.22:22; Нав.5:14; 4 Цар.19:35), стоящие со склонёнными головами и руками, простёртыми к трону.

В левом нижнем клейме представлены (без нимбов) стоящие апостолы, пророки и святители. Специалисты предполагают здесь изображения апостолов Петра, Павла и Андрея, пророков Самуила, Моисея, Давида, Соломона, Даниила, Анания, Азария, Мисаила, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Николая Мирликийского, митрополита Петра, Исайи, Леонтия. На клейме справа изображены мученики и мученицы, их возглавляет архидиакон Стефан, далее, предположительно, Георгий, Димитрий, Роман, Варвара, Параскева, Фёкла, Мария Магдалина, царицы Александра и Екатерина, царевич Иоасаф, Онуфрий Великий. (3 Макк.6:29; 1 Кор.12:28). Внизу, у ног Преподобных, изображены мертвецы в саванах, восстающие из гробов и простирающие к ним руки.

Небольшой размер фигур не отменяет приемы монументальной живописи того времени. Краски иконы густые, яркие. Цвета в основном зеленовато-синие, оливковые, лиловато-коричневые, киноварь и охра – отдельными пятнами. Вохрение белилами и светлой охрой по темно-коричневому санкирю, переходы от света к тени чёткие. Фон золотой, на нём остатки киноварных надписей с именами отдельных фигур, позём розоватый. Ассист сделан царапинами тонким острым предметом сквозь краску до золота.

Четырёхчастная икона реставрировалась несколько раз: в 1920-х годах в Комиссии И.А.Барановым (левое верхнее клеймо), нижние клейма раскрыты им же в ГТГ в 1949 – 1950 годах, в 1959 – 1960 годах в ГЦХРМ Е.И.Петренко-Барановой, под руководством Н.Н.Померанцева, было раскрыто последнее, правое верхнее клеймо.

История образа.

Четырехчастная икона («Четыредесятница») рассматривалась как иллюстрация служб Великого Поста. Великая Четыредесятница — пост перед пасхой, с понедельника на первой седмице по пятницу на шестой. Сюжет иконы связан именно с Великой Четыредесятницей, так как среди её клейм (на левом верхнем) есть изображение Иоанна Предтечи и его главы. Обретение Главы приходится обычно на время Великого поста.

На верхнем правом клейме изображена Божия Матерь на престоле с преклоняющимися архангелами, так как в субботу пятой недели Великого поста читается акафист Богоматери. В субботу на 2-й, 3-й и 4-й седмицах возносятся молитвы всем святым, изображенным на нижних клеймах иконы. Также в «неделю мясопустную» вспоминается Страшный суд — мертвецы, встающие из гробов на правом нижнем клейме. (К. Никольский, Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, СПб, 1907).

Особенности московской иконописной школы XIV — XV веков.

В московской иконописи первой половины XIV века сочетались различные художественные течения – местные, византийские, южнославянские. Перелом наметился в 40-х годах XIV века, после приезда константинопольских живописцев, приглашенных в Москву митрополитом Феогностом. В конце века «византийское» течение резко усиливается, это связано с появлением в Москве Феофана Грека. Его живописная манера отличается эмоциональным напряжением, выраженным в усиленной динамике поз, жестов и даже складок одежд. Иконописцы начали работать с мастером большого дарования, который способствовал повышению уровня московской школы.

С появлением Андрея Рублёва начинается самая значительная глава в истории московской иконописи. Ему удалось соединить местные традиции и лучшее из живописных приёмов византийских мастеров. В основе творчества Андрея Рублёва — добро и красота, гармоничное сочетание духовного и материального начал. Его «Спас» — не беспощадный судия, а любящий и всепрощающий Бог. Вершиной творчества Рублёва, как и всей древнерусской живописи, стала «Троица», которая является символом Добра, Жертвенности и Любви. Его идеалы просветленные, живопись спокойная и созерцательная. Он сознательно заменяет византийскую переутонченность форм простотой. Гармоничные сочетания поз, спокойной палитры, округлости форм создают впечатление единства и слаженности. Работы этого периода отмечены ясностью и гармонией, живописной прозрачностью и смягченностью образов, что можно проследить и в дальнейшем развитии школы.

На протяжении всего XV века этот стиль остаётся ведущим. Феофан Грек и Андрей Рублёв были самыми яркими представителями московской иконописи, именно благодаря им она пережила расцвет, а также сумела присоединить к себе новгородскую и псковскую школы. После смерти Андрея Рублёва, его традиции живописи сохранялись, но более высокого уровня искусства всё же достигнуть не удалось. Последователи рублёвского направления основное внимание уделяли не столько духовному наполнению образов, сколько их внешним чертам — легкости фигур, использованию плавных линий в написании ликов, созданию контрастной цветовой гаммы.

Еще одной характерной особенностью московской школы иконописи того времени стало введение в ряд иконописных образов и сюжетов реальных канонизированных светских и духовных лиц.
Автор текста: Марина Румянцева.

Значение четырехчастной иконы Божьей Матери с распятием

Можно с полным правом утверждать, что четырехчастная икона Божьей Матери это икона прежде всего для женщин, ведь на ней изображено самое главное в жизни каждой женщины – материнство, недаром и икона получила такое название.

Икона оберегает мать и дитя еще до того, как оно появится на свет

Пока дитя во чреве матери, икона оберегает их обоих от невзгод, а затем, когда наступает срок родин, помогает родильнице при тяжелых родах.

Четырехчастная икона Божией Матери

«Материнство», четырехчастная икона с распятием, значение которой понятно без слов, должна быть в доме каждой женщины. Ее часто дарят девушкам, выходящим замуж, или женщинам, ожидающим ребенка, особенно первенца. Но независимо от того, есть у женщины дети или нет, такая икона станет для нее оберегом и защитой – защитой от всего, что может навредить ее семье и детям.

Не имеет значения, в каком стиле она написана, этот список в любом случае соответствует православным церковным канонам. Перед ней молятся за здравие детей и родных, а молитва «Живые помощи» помогает беременным вынашивать ребенка без осложнений. Лучше всего дарить четырехчастную икону Божией Матери на Рождество Богородицы и на Успение Богородицы, либо в дату празднования иконы – 25 января. В этот день нужно молиться о здравии своих детей и родителей.

Описание икон заступниц России

Согласно легенде, первые изображения Богородицы были написаны евангелистом Лукой еще при его жизни, а Владимирскую икону он написал на столе в трапезной Иисуса.

В православной иконописи существует несколько видов изображений Богородицы: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Проводница), Элеуса (Нежность), Панахранта (Милосердная) и др.

В русской иконографии Богородицы получили развитие некоторые каноны ее изображений: самые известные иконы России представляют Пресвятую Богородицу, часто с Младенцем Иисусом на коленях, в виде красивой женщины с лицом, полным траур или просветленная боль, в которой мы можем прочитать смирение, но в то же время духовную силу.

нельзя не упомянуть и другие иконы Богородицы, почитаемые на Руси: Донская, Курско-Коренная, Феодоровская, Псков-Печерская, а также «Знак», «Слышащий», «Семь ударов», «Утоли мои старания», «Три радости» и многие другие.

Самые известные иконы

Следует помнить, что молитва перед любой иконой — это просьба к изображенному на ней святому передать нашу молитвенную просьбу Господу, поэтому икона Спасителя неизменно занимает видное место как в церквях, так и в домашних иконостасах.

Самые известные иконы

Самые известные иконы особо почитаемых святых

В православной традиции идея состоит в том, что многие святые помогают в определенных ситуациях. Поэтому великомученику Пантелеймону целителю молятся об исцелении от болезней; о крепких родственных связях — муромцам Петру и Февронии; Ns. Ксения Петербургская — об удачном замужестве; Ns. Василий — об успехах в бизнесе и решении финансовых проблем; Ns. Матрона Московская — об успешном решении жилищных проблем и других бытовых проблем; Ns. Анна — об исцелении от бесплодия.

Кроме того, известные иконы помогают тем, кто крестился во имя святого, ставшего их небесным защитником, поэтому довольно редкие иконы можно встретить даже в православных домах.

Молитва перед иконой, даже самой известной, должна содержать не только просьбы, но и благодарность, хвалу Господу и святому на иконе за проявленное нам милосердие. Святые изображения действуют как посредники между молящимися и Святой Троицей, единственной которой дана сила возносить молитвы по вере.

Самые известные иконы

За долгие столетия после их приобретения многие иконы приобрели славу чудесного благодаря явленным ими чудесным исцелениям, защите от врагов, пожаров и эпидемий. Наука не смогла объяснить чудо потока мирры, которое проявляется во многих иконах, но этот чудодейственный мир до сих пор исцеляет и служит подтверждением того, что икона — это не просто красивое изображение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: