Смоленская икона Божией Матери — история чудотворного образа


Смоленская икона Богородицы: история происхождения

По преданию, Смоленская икона Божией Матери, была написана евангелистом Лукой (1 век) для Феофила, правителя Антиохии. С 5 века она находилась в Константинополе (современный Стамбул, Турция) в монастыре Панагии. На поклонение к иконе Божией Матери приходило много верующих. Храм, где она находилась, прозвали Одигон, что в переводе с греческого «Путеводитель». Икона же получила название «Одигитрия» (Путеводительница).

На территории Руси этот образ появился не позднее середины 11 века. Есть версия, что она была передана в качестве благословения на брак византийской царевны Анны с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Их сын, киевский князь Владимир II Мономах, в 1095 году перенес чудотворный образ в Смоленск. В городе специально для него в 1101 году был построен Успенский собор. С этого времени икона стала именоваться Смоленской, по месту, где она на протяжении девяти веков была Хранительницей города.

Смоленская икона Божией Матери

Описание иконы

Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Пресвятая Дева облачена в одежды багряного (на современных списках часто красного) цвета, что подчеркивает Ее статус как Царицы Небесной. Иисус также в царственном одеянии золотого цвета, то есть в образе Вседержителя. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу.

На левой руке Богородица держит Младенца Иисуса, а правой как бы указывает на Него. Значение этого жеста заключается в том, что Путеводительница указывает путь к спасению через Иисуса Христа.

По иконографическому типу Смоленская икона Божией Матери относится к одному из древнейших изводов, характерных для византийского письма.

Списки

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Почитание Смоленской иконы на Руси

В 1239 году, когда на запад Руси надвигалось полчище Батыя, Богородица через Смоленскую икону явила Свою защиту. Благочестивый воин по имени Меркурий услышал от Смоленской иконы голос Божией Матери. Пресвятая Дева повелела поднять всех горожан на защиту города. Ночью 24 ноября вражеское войско собирается неожиданно напасть на город. Все жители Смоленска встали на защиту. Сам Меркурий бесстрашно сражался и пал в неравном бою. Впоследствии воин был причислен к лику святых. В день его гибели перед Смоленской иконой стали совершать благодарственный молебен.

В 1395 году Смоленск подпал под власть Литовского княжества. А в 1398 году Смоленская икона в качестве приданного дочери литовского князя Витовта Софии была привезена в Москву. Местом ее хранения стал Благовещенский собор в Кремле. Но в 1456 году смоленские жители выпросили у московского князя Василия Темного свою святыню. 28 июля (10 августа по новому стилю) москвичи крестным ходом провожали почитаемый образ Божией Матери. В Москве же был оставлен список (копия) иконы. После этого события ежегодно стал совершаться праздничный крестный ход от Кремля до Новодевичьего монастыря. Обитель была построена как раз на месте прощания со Смоленской святыней.

В 1514 года, на следующий день после дня празднования Смоленской иконы (29 июля), русские войска штурмом взяли Смоленск. Город вернулся в состав Русского государства.

В настоящее время местонахождение подлинной Смоленской иконы неизвестно. После освобождения города Смоленска в 1943 году от фашистов этот образ бесследно исчез.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска находится список чудотворной иконы 17 века.

История появления святого образа

Образ очень древний, точно установить, как он оказался в России уже невозможно. Но большинство историков сходятся в том, что привезли икону из Византии. Там она была известна, как защитница Константинополя, часто подвергавшегося набегам. Считается, что одна из дочерей византийского императора вышла за русского князя. Как приданое, царевна привезла с собой святыню в 1046 г.

Собственно тип «Путеводительницы» сложился еще в первые века христианства в Палестине. С самого древнего образа были сделаны несколько копий, которые расходились по всему христианскому миру. «Смоленской» икона Божией Матери «Одигитрия» стала именоваться после того, как Владимир Мономах перенес ее в этот город. Икона разместилась в специально отстроенном храме.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

В 15 в. Смоленск захватили литовцы. Направляясь в Москву, один из панов забрал святыню в качестве подарка. Так она оказалась в Благовещенском соборе Кремля. Есть и другие версии этого события:

  • Икону привез изгнанный смоленский правитель.
  • Литовский князь подарил образ своей дочери, которая была замужем за московским правителем.
  • Икону вывезли татары.

Так или иначе, святыня некоторое время пребывала в Москве. В середине 15 в. от имени епископа послы обратились к великому князю — они умоляли вернуть «Смоленскую» икону Божией Матери. Люди твердо верили, что без ее заступления не смогут противостоять многочисленным врагам. Князь усмотрел в этом возможность объединения, поэтому разрешил вывезти образ. Но сначала было решено сделать точный список.

Праздник Смоленской иконы Божией Матери

Ежегодно 9-10 августа в Смоленске отмечается праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери. В этот день проводятся торжественные мероприятия. С 2016 года в городе проходит международный фестиваль колокольного звона «Одигитриевский». Также в эти дни организуются ярмарки декоративно-прикладного искусства.

Празднование Смоленской иконы Божией Матери установлено несколько раз в году. 10 августа — в память возвращения чудотворного образа из Москвы в Смоленск. 18 ноября — в память победы России над французами в 1812 году. 7 декабря по новому стилю — в память защиты города Смоленска от нападения войск Батыя.

Смоленская икона Божией Матери: почитаемые списки

В Успенском соборе Смоленска хранится почитаемая Смоленская икона Божией Матери (список). История этой копии начинается в 1602 году. Она находилась на крепостной оборонительной стене города. Во время нашествия Наполеона в 1812 году этот чудотворный образ пребывал в стане русских войск. После каждой одержанной победой перед Смоленской иконой служили благодарственный молебен. Накануне Бородинской битвы был совершен крестный ход. А после полной победы над французами чудотворный образ вернулся в Смоленск.

В 1831 году во время эпидемии холеры над входом в новгородской церковь Преображения под обвалившимся слоем штукатурки было обнаружено фресковое изображение Смоленской иконы, датируемое 14 веком. Явление этого образа было воспринято верующими как явленная милость благодатной помощи Богоматери. Вскоре эпидемия в городе прекратилась. В 1848 году при вспыхнувшей новой волне эпидемии была написана копия с этого образа. В народе ее прозвали «Холерная» — многие жители обращались к ней за помощью и получали исцеление от холеры.

Смоленская икона Божией Матери: о чем молятся

Смоленская икона считается Покровительницей дома и семьи. Верующие обращаются к Пресвятой Богородице перед Ее чудотворном образом с молитвой о благополучии семейной жизни, защите дома от вражеских козней, о материальном благополучии. Также перед этим образом молятся о путешествующих, чтобы Божия Матерь оградила в пути от неприятностей и бед.

Но следует помнить, что нет специальных икон для определенных молений.

«Имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятой Богородицы может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ее, потому что приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице и, по вере, может низводить к человеку Ее благодатную силу и помощь» (святитель Филарет Московский, 1783-1867).

Святая заступница

Почитание Божией Матери особенно характерно для Православия и Католицизма, для поклонения существует много праздников, написаны сотни образов. В чем помогает «Смоленская» икона верующим? Если вспомнить название иконографического типа, можно понять самый главный смысл написания: Пресвятая Дева направляет, руководит сердцем человека, показывая ему верную дорогу в рай — через Христа. Соответственно, данный образ может помочь тем, кто имеет мало веры.

Учитывая историю, связанную со многими решающими сражениями, икона является покровителем всех, кто находится на военной службе. Молятся ей во время путешествий. Также она поможет принять правильное решение в неопределенной ситуации. Считается, что образ покровительствует семье, поскольку крепко связан в народном сознании с безопасностью, защитой от нападений. Поможет помириться враждующим сторонам.

Чудеса от Смоленской иконы

Особо почитаемая верующими Смоленская икона Божией Матери прославилась различными чудесами. Многие из них до сих пор документально не зафиксированы.

6 декабря 1986 года в храме святителя Николая Чудотворца в Чикаго (США) от Смоленской иконы Богородицы произошло истечение слез. Многие считают, что так Пресвятая Богородица призывала сохранять чистоту Православной веры в Америке.

В 1935 году в Свято-Гурьевском храм (деревни Петьял, республика Марий Эл) прихожанкой была принесена Смоленская икона. В это время рядом с храмом на склоне холма забил источник. Прежде его, по утверждению местных жителей, не было. Чудо появления целебного источника связали с проявлением милости Пресвятой Богородицы. Сейчас многие верующие от этого источника получают исцеления от нервных и психических заболеваний. Имеются сообщения, что в 1990-е годы некоторые женщины наблюдали явление Божьей Матери у Смоленского источника.

Иконография

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Молитва перед Смоленской иконой Божьей Матери

О, Пречудная и Превысшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: