Преподобномученица Евгения и с ней Христа ради пострадавшие


Преподобномученица Евгения Римская, дева

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­ге­ния, ро­дом рим­лян­ка, жи­ла в Алек­сан­дрии, ку­да ее отец, Филипп, был по­слан им­пе­ра­то­ром Ком­мо­дом (180–192) в ка­че­стве на­мест­ни­ка Егип­та. Ев­ге­ния по­лу­чи­ла пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние и от­ли­ча­лась доб­рым нра­вом и кра­со­той. Мно­гие знат­ные юно­ши до­би­ва­лись ее ру­ки, но всту­пать в брак она не хо­те­ла. По­зна­ко­мив­шись с По­сла­ни­я­ми апо­сто­ла Пав­ла, она всей ду­шой устре­ми­лась к хри­сти­ан­ству и тай­но от ро­ди­те­лей, в со­про­вож­де­нии сво­их двух ра­бов, Про­та и Иа­к­ин­фа, пе­ре­одев­шись в муж­скую одеж­ду, уда­ли­лась в муж­ской мо­на­стырь. Там она со сво­и­ми ра­ба­ми и спут­ни­ка­ми при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние от епи­ско­па Элия, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то о ней в ви­де­нии, и он бла­го­сло­вил ее под­ви­зать­ся в мо­на­сты­ре в об­ра­зе ино­ка Ев­ге­ния.

Сво­и­ми по­дви­га­ми свя­тая Ев­ге­ния стя­жа­ла дар ис­це­ле­ния. Од­на­жды к ней за по­мо­щью об­ра­ти­лась бо­га­тая мо­ло­дая вдо­ва Ме­ла­ния. Уви­дев юно­го ино­ка, эта жен­щи­на вос­пы­ла­ла нечи­стой стра­стью, но бу­дучи от­верг­ну­та, она из­мыс­ли­ла кле­ве­ту о по­пыт­ке на­си­лия. Свя­тая Ев­ге­ния пред­ста­ла на суд к пра­ви­те­лю Егип­та, т. е. к сво­е­му от­цу, и бы­ла вы­нуж­де­на от­крыть свою тай­ну. Ее род­ные об­ра­до­ва­лись, най­дя ту, ко­то­рую дол­го опла­ки­ва­ли. Через неко­то­рое вре­мя все они при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Но Филипп по до­но­су языч­ни­ков был сме­щен с по­ста пра­ви­те­ля. Алек­сан­дрий­ские хри­сти­ане из­бра­ли его сво­им епи­ско­пом. Но­вый пра­ви­тель, опа­са­ясь на­род­но­го гне­ва, не стал от­кры­то каз­нить Филип­па, а по­до­слал убийц. Во вре­мя уеди­нен­ной мо­лит­вы епи­ско­па ему бы­ли на­не­се­ны ра­ны, от ко­то­рых он через три дня му­че­ни­че­ски скон­чал­ся. Ов­до­вев, Клав­дия с до­че­рью и слу­га­ми уеха­ла в свое по­ме­стье, на­хо­див­ше­е­ся в окрест­но­стях Ри­ма. Там Ев­ге­ния про­дол­жа­ла ино­че­скую жизнь. Она при­ве­ла ко Хри­сту мно­гих дев, а Клав­дия устро­и­ла стран­но­при­им­ный дом и слу­жи­ла вдо­вам. По про­ше­ствии несколь­ких спо­кой­ных лет им­пе­ра­тор Гал­ли­ен (260–268) вновь на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, и мно­гие из них на­шли убе­жи­ще у свя­тых Клав­дии и Ев­ге­нии. В то вре­мя оси­ро­тев­шая мо­ло­дая рим­лян­ка из цар­ско­го ро­да, Ва­сил­ла, услы­шав о хри­сти­а­нах и о свя­той Ев­ге­нии, за­хо­те­ла встре­тить­ся со свя­той и на­пи­са­ла ей пись­мо. В от­вет свя­тая Ев­ге­ния при­сла­ла сво­их дру­зей и спо­движ­ни­ков, Про­та и Иа­к­ин­фа, ко­то­рые про­све­ти­ли Ва­сил­лу, и она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Слу­жан­ка Ва­сил­лы рас­ска­за­ла ее же­ни­ху Пом­пею, что его неве­ста ста­ла хри­сти­ан­кой, и Пом­пей по­жа­ло­вал­ся им­пе­ра­то­ру на хри­сти­ан, про­по­ве­ду­ю­щих без­бра­чие. При­вле­чен­ная к от­ве­ту, Ва­сил­ла от­ка­за­лась всту­пать с Пом­пе­ем в брак, и за это ее за­ко­ло­ли ме­чом. Свя­тых Про­та и Иа­к­ин­фа по­та­щи­ли в идоль­ский храм для при­не­се­ния жерт­вы, но ед­ва они всту­пи­ли ту­да, идол упал и раз­бил­ся. Свя­тые му­че­ни­ки Прот и Иа­к­инф бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­тую Ев­ге­нию то­же на­силь­но при­ве­ли в храм Ди­а­ны, но не успе­ла она еще всту­пить в него, как всё ка­пи­ще вме­сте с идо­лом раз­ру­ши­лось. Свя­тую му­че­ни­цу бро­си­ли в Тибр с кам­нем на шее, но ка­мень сва­лил­ся, и она оста­лась невре­ди­ма. Невре­ди­мой оста­лась она и в огне. То­гда ее бро­си­ли в ров, где она на­хо­ди­лась 10 дней. В это вре­мя ей явил­ся Сам Спа­си­тель и воз­ве­стил, что она вой­дет в Цар­ство Небес­ное в день Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ко­гда в 262 го­ду на­сту­пил этот свет­лый празд­ник, па­лач умерт­вил свя­тую му­че­ни­цу ме­чом. Вско­ре при­ня­ла му­че­ни­че­ский ве­нец и свя­тая Клав­дия. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­ге­ния пре­ду­пре­ди­ла ее о дне смер­ти.

См. так­же:

  • Жи­тие и стра­да­ние свя­той пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ев­ге­нии свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
  • Преподобномученица Евгения еп. Александр (Милеант)

ЕВГЕНИЯ

Согласно Житию, приписываемому прп. Симеону Метафрасту, Е. род. в семье знатного рим. вельможи Филиппа, к-рый при имп. Коммоде (180-192) был назначен наместником Египта и переехал в Александрию вместе с женой Клавдией, сыновьями Авитом, Сергием и дочерью. Е. изучала философию, говорила на лат. и греч. языках, отличалась добрым нравом и красотой. Мн. знатные юноши сватались к ней, но Е. не хотела вступать в брак. После того как Е. случайно прочитала Послания ап. Павла, она уверовала во Христа, но, боясь гнева родителей, скрывала свою веру. Под предлогом прогулки она сбежала из дома и, переодевшись в муж. костюм, пришла в мон-рь вместе со своими слугами-евнухами Протом и Иакинфом. Находившийся в этой обители еп. Елий, к-рому во сне было открыто, что Е.- девица, крестил их и постриг в монахи.

Мученичество прмц. Евгении и с ней постродавших. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 91 об.) Мученичество прмц. Евгении и с ней постродавших. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 91 об.)

Е. вела подвижнический образ жизни и через неск. лет сподобилась дара чудотворения. После смерти игумена братия единодушно избрала Е. на его место. Некая женщина, по имени Меланфия, исцеленная Е., воспылала страстью к молодому игумену и, не добившись взаимности, оклеветала его перед правителем Египта в попытке насилия. Во время суда, к-рый Филипп учинил не только над Е., но и над всеми монахами обители, Е. пришлось открыть, что она девица. Правитель, узнав дочь, освободил ее вместе с братией и крестился. Императоры Септимий Север (193-211) и Антонин Пий (138-161) в ответ на просьбу Филиппа разрешили христианам строить в городах храмы. Е. собирала вокруг себя дев, и они вместе служили Богу, ее мать Клавдия построила странноприимный дом.

Узнав, что Филипп принял христианство, императоры назначили на его место нового правителя. Филипп был избран епископом Александрии. Вскоре по приказу нового правителя он был убит. Клавдия вместе с детьми переехала в Рим, ее сыновья получили высокие должности, а Е. продолжала наставлять дев в христ. вере.

При императорах Валериане (253-260) и Галлиене (260-268) возобновились гонения на христиан. Василла, одна из дев, уверовавших во Христа и крестившихся благодаря Е., Проту и Иакинфу, была казнена по приказу имп. Галлиена за отказ выйти замуж. 2 евнуха также были обезглавлены. Е. схватили и повели в храм Артемиды (Дианы) для принесения жертвы, однако храм разрушился еще до того, как она вошла в него. Тогда Е. привязали на шею камень и бросили в Тибр, но камень упал в воду, и дева пошла по воде, как по суше. Из печи, к-рая внезапно остыла, Е. вышла невредимой. После этого мученицу бросили в ров и неск. дней морили голодом, но пища посылалась ей с неба. Спаситель явился Е. и открыл день ее мученичества: она была казнена в праздник Рождества Христова. Святую похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима. После смерти Е. явилась матери и предсказала ее скорую кончину.

Текст Мученичества изобилует анахронизмами. В Александрии события происходили во время правления Коммода, в Риме — при императорах Валериане и Галлиене, т. е. почти век спустя. Со временем в сказании о Е. появились имена папы Сотера (162 или 168-170 или 177) и Корнилия (251-253).

Евнухи Прот, Иакинф и мц. Василла, по всей видимости, являются историческими личностями, но они не имеют никакого отношения к Е., кроме близкого расположения их захоронений. Отец Е. скорее всего вымышленный персонаж: в древних источниках не содержится сведений об Александрийском епископе или мученике с именем Филипп. Тем не менее Адон и Узуард (IX в.) помещают день памяти Филиппа под 13 сент. (как и в Римском Мартирологе), возможно из-за близости ко дню памяти Прота и Иакинфа (11 сент.).

Имя Клавдии, матери Е., упоминается только в римском итинерарии Notitia portarum, где говорится, что оно написано на могиле Е.

Имя Евгения (женское) в православии

Имя Евгения является женской формой мужского Евгений. Слово произошло от древнегреческого «евгенес», что в переводе означает «благородный».Зачастую так называли детей из дворянских сословий. Женское имя в те времена чаще всего можно было услышать во французском варианте — Эжен.

Слово Евгения есть в православных святцах, поэтому можно крестить новорождённых таким именем. Святые покровительницы имени — дева и преподобная мученица Евгения Римская; княгиня Евгения Сербская Милица; мученица Евгения (Доможирова).

День Евгении, именины или день ангела все Жени отмечают 6 января

Именины Евгении по церковному календарю в первую очередь встречаются в день накануне Рождества. А если еще вспомнить, что в некоторых трактовках имя Евгения означает “та, кто изменит судьбу рода”, то можно предположить, что все Евгении – особенные. Возможно, даже приближенные к Богу. И судьба у них особенная. Они могут быть наделены каким-то даром. День Евгении, именины, или день ангела, все Жени отмечают 6 января.

Какого числа День ангела Евгения (женщина)

Именины Евгении отмечаются 3 раза в году: 6 января, 18 января, 1 августа. Святые с именем Евгения в 2022 году почитаются 3 раза. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Евгения.

6 января Евгения Римская , преподобномученица, дева: родилась в Риме. После того как ее отца назначили правителем Египта, семья переехала в Александрию. Евгения получила хорошее образование. Затем тайно от родителей ушла в мужской монастырь. Там она приняла святое Крещение. Евгения Римская пострадала за веру в Иисуса Христа в 262 году, при императоре Галиене. Сначала ее предали пыткам, затем усекли мечом.

Именины Евгении отмечаются 3 раза в году

18 января Евгения Доможирова , мученица Новомученица с 2000 года: ро­ди­лась в 1871 го­ду в Ри­ге в се­мье ге­не­ра­ла. Получила образование в ин­сти­ту­те бла­го­род­ных де­виц в Вар­ша­ве и в шко­ле Крас­но­го Креста. В 1932 году ее арестовали. Обвинили в ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти и сослали в Казахстан на 3 года. Доможирова Евгения умерла в 1933 году, в Алма-Атинской тюрьме.Учитывается при поиске небесного покровителя человека, рожденного не ранее 2000 года.

1 августа Евгения Сербская , княгиня: имя при рождении – Милица родилась около 1335 года. В 1353 году она вышла замуж за будущего сербского князя Лазаря Хребеляновича. После гибели супруга она стала княгиней Сербии. По достижении совершеннолетия сына Стефана ушла в основанный ею монастырь Любостинию. В нем получила монашеское имя Евгения. Перед смертью приняла схиму с именем Ефросиния. Умерла в 1405 году.

Преподобный Евгений Вифинский

Его день памяти – 25 февраля. В это время все мужчины с именем Евгений празднуют свой день ангела. Но жизнь этого человека была известна совсем другим фактом.

У Евгения была дочь Мария, которая решила стать монахиней, но женского монашества тогда не было и она представилась парнем и ушла в монастырь под именем Марин.

Причем ей пришлось пройти через тяжелое для монаха испытание – девушка влюбилась в псевдоюношу и стала требовать от него интимных отношений, думая, что это парень. Естественно, она ничего не получила и решила отомстить возлюбленному, забеременев от другого и оклеветав монаха.

Марин сносил это спокойно и даже согласился уйти из монастыря в пустыню потому, что его выгнали. Ведь девушка принесла ребёнка якобы от него и сказала, что брат Марин виновен в этом. Спустя некоторое время, Марина снова приняли в монастырь, хотя и нехотя и только после смерти монахи узнали, что это была женщина.

Так и появилось женское монашество, а отца Евгения церковь позже тоже представила к лику святых. Его дочь воспитывала своего псевдосына, который в последствии стал иноком, а мать его исцелилась от безумия.

Евгений Антиохийский

Память этого Евгения празднуется 19 февраля. Этот Евгений был пресвитером в храме и считается одним из самых почитаемых в православной церкви святых.

Исповедники Евгений и Макарий служили в Антиохийской церкви. В это время в стране ненадолго был у престола Юлиан Отступник, который проповедовал язычество и насаждал культ древних богов везде. Евгению вместе с Макарием предложили принимать участие в языческих ритуалах, но будущие святые отказались это сделать, за что подверглись жестоким истязаниям.

Вместо смертной казни, Евгения и Макария осудили на медленную и мучительную смерть в пустыне. Местные жители знали, что в тех краях обитает огромный змей, уничтожающий все на своем пути. Однако святые не побоялись туда попасть и молния уничтожила змея. Когда опасность миновала, святые поселились в пустыне и отчаянно молились. Они умерли в один день.

Память Евгения Антиохийского отмечается в некоторых календарях 4 марта или 3 марта в высокосный год. Другой день празднования – 19 февраля.

Мученица Евгения Доможирова

Евгения Доможирова — дочь генерала, родилась в городе Риге. Пять лет она училась в институте благородных девиц в Варшаве и одновременно в школе Красного Креста. В 1896 году, когда ей исполнилось 25 лет, она поступила на работу в военный госпиталь в Варшаве, где проработала несколько месяцев, затем перешла в Александро-Мариинский институт и здесь проработала одиннадцать лет, сначала сестрой милосердия, а затем заведующей госпиталем. Замуж Евгения не вышла.

В 1907 году она переехала в Москву и работала сестрой милосердия в Институте московского дворянства. В 1912 году по болезни оставила работу. Но как только началась Первая мировая война, она, несмотря на свое слабое здоровье, поступила сестрой милосердия в госпиталь на Западном фронте, располагавшийся тогда в городе Полоцке. Здесь Евгения Доможирова проработала до крушения государства и фронта в 1917 году.

Постоянно дававшие знать о себе болезни побудили ее уйти из госпиталя, и она уехала в Тверь, поселилась в одном доме с сестрой и вскоре вышла на пенсию. Помогала городскому духовенству. Была хорошо знакома с тверскими священниками, которые в конце 1920-х — начале 1930-х гг. собирались для обсуждения вопросов составления обращений против закрытия храмов, организации помощи семьям арестованных священнослужителей. По благословению Крымского архиепископа Арсения (Смоленца) собирала сведения о закрытии храмов, об арестах среди духовенства, об увеличении налогов на священнослужителей.

15 марта 1932 года ОГПУ арестовало 11 тверских священников и мирян, и среди них — Евгению.

На допросах не отрицала своего знакомства с другими обвиняемыми, но отказалась признать их и свою деятельность «антисоветской»: «Куприянова, Бенеманского, Троицкую, Болотова я знаю хорошо, неоднократно у них бывала; бывали, исключая Куприянова, и они у меня. Знакома я с ними давно». Виновной в антигосударственной деятельности она себя не признала.

9 июля 1932 года тройка ОГПУ приговорила арестованных священников и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года.

Хотя все были приговорены к ссылке и должны были жить в Казахстане как административно-ссыльные, то есть вне тюремных стен и не за колючей проволокой, однако в приговоре тройки специально оговаривалось, что высланные должны следовать на место ссылки этапным порядком, то есть проходя через все тюрьмы России южного направления. Для осужденных это становилось своего рода дополнительным наказанием, иногда такое путешествие по этапу было тяжелее заключения и не все выдерживали его.

18 января 1933 года скончалась в семипалатинской (по другим данным, в алма-атинской) пересыльной тюрьме и была погребена в безвестной могиле.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: