10 ноября — память преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого.


Прп. Феофил Китаевский, Христа ради Юродивый. Икона

Феофил (Горенковский), Китаевский, Киевский
(1788 — 1853), иеросхимонах, Христа ради юродивый, преподобный Память 28 октября, 14 июля в день прославления в 1993 году (Укр.) и в Соборах Винницких и Киевских святых

В миру Фома Андреевич Горенковский, родился в 1788 году в семье священника в городе Махнове Киевской губернии. Мать не любила его, и с детства он скитался. К семи годам остался круглым сиротою, но, опекаемый Церковью, был зачислен в начальные классы Киево-Могилянской академии.

В 1810 году из академии его направили на должность диакона в город Чигирин, однако из-за недостаточных голосовых данных, перевели оттуда пономарем в Обухов.

Через два года вернулся в Киев и стал послушником Братского монастыря.

11 декабря 1821 года принял постриг, получив монашеское имя Феодорит.

Со временем, стал экономом Братского монастыря. Но душою желал пустынножительства и просил отпустить его в село Лесники под Киевом, где, по преданию, ещё преподобный Феодосий Печерский проводил время постов. Однако в подобном затворничестве ему было отказано, и тогда он решился на особо трудное подвижничество – подвиг юродства Христа ради.

9 декабря 1834 года принял схиму и был наречен Феофилом.

По воспоминаниям современников, академическое руководство не принимало «грязного, оборванного монаха Феофила

», но паломники ежедневно шли к нему и глубоко почитали старца, прославившегося своими пророчествами.

С 1849 года до дня кончины, иеросхимонах Феофил провел в Китаевской пустыни.

Блж. Феофил Киевский, Христа ради Юродивый. Икона у мощей святого

Скончался 28 октября 1853 года.
Немало исцелений свершилось после смерти старца, «ибо многие недужные и болящие, для которых бессильна была помощь человеческая, вразумляемы были в сновидениях, прибегнув к молитве блаженного Феофила и по своей вере удостоились получить исцеление

».

К известным пророчествам прп. Феофила относятся предсказания основания в Киеве Покровского женского монастыря, Преображенской пустыни Киево-Печерской лавры и Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

27 июля 1993 года был канонизирован решением Священного Синода Украинской Православной Церкви. Мощи святого были открыты для поклонения и постоянно находились в Свято-Троицком соборе Китаевской пустыни.

24 февраля 2009 года состоялось перенесение мощей преподобного из Троицкого храма Китаевской пустыни в храм Двенадцати апостолов.

1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых [1].

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя преподобного Христа ради юродивого Феофила Киевского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [2].

Молитвословия

Блж. Феофил Киевский, Христа ради Юродивый. Икона

Тропарь, глас 4
От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне Фео́филе,/ и Тому́ еди́ному рабо́тати пла́менне возжеле́л,/ непреста́нною моли́твою и юро́дством в пусты́ни Кита́евой подвиза́лся еси,/ уго́дником пече́рским подража́я./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми,// преподо́бне о́тче наш.

Ин тропарь, глас 8

Посто́м ду́шу твою́ просвети́л еси́,/ моли́твами непреста́нными се́рдце твое́ сосу́д Ду́ха Свята́го соде́лал еси́,/ преподо́бне о́тче на́ш Фео́филе,/ те́мже вся́ вра́жия ополче́ния кре́пко посрами́л еси́/ и я́ко победоно́сец и́стинный воздая́ние получи́л еси́ от Христа́ Бо́га.// Тому́ помоли́ся о душа́х на́ших.

Ин тропарь, глас 4

(из Службы, употребляемой в Китаевой пустыни)

Христо́во подо́бие стяжа́в,/ не име́л еси́ где главу́ подклони́ти,/ и жития́ твоего́ бу́йством/ му́дрость ве́ка сего́ посрами́л еси́,/ в небе́сная дух свой вознося́,/ Фео́филе о́тче преблаже́нне,/ моли́ о нас, кита́евски́й подви́жниче./ да обря́щем Боже́ственную ми́лость// и спасе́ние душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

От ми́ра су́етнаго изше́л еси́/ и в де́брех Кита́ева всели́лся еси́,/ преподо́бне о́тче на́ш Фео́филе./ Непреста́нным псалмопе́нием и юро́дством свои́м/ мно́гих на пу́ть спасе́ния наста́вил еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти́:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин кондак, глас 3

(из Службы, употребляемой в Китаевой пустыни)

Избра́н был еси́, Фео́филе о́тче, на по́двиг юро́дства Христа́ ра́ди,/ во е́же облича́ти грехи́ людски́я/ бу́йством жития́ твоего́/ и ми́ру богопроти́вному поруга́нием./ Обличе́нием бо сим мно́гих ко Христу́ приве́л еси́,/ в покая́нии зову́щих:/ поми́луй нас, Бо́же,// и уго́дника твоего моли́твами ча́сти спаса́емых сподо́би.

Преподобный Феофил Афонский мироточивый

Преподобный Феофил мироточивый, память — 21 июля

Преподобный отец наш Феофил, т.е. «любящий Бога», родился в местечке Зики, находящемся в Македонии, от родителей благочестивых и добродетельных, и потому воспитание получил истинно христианское. Когда пришел он в возраст, отдали его для начального образования в училище, а потом он посвятил себя и высшим наукам.

При врожденных способностях ума он в короткое время кончил внешнее свое образование, но при успехах внешнего любомудрия старался особенно об образовании сердца в правилах строгой христианской нравственности: любимым его занятием было, избегая бесед юношеских, чаще всего бесчинных, входить в общение со старцами и добродетельными мужами. К тому же большую часть времени посвящал он чтению Божественных Писаний, по заповеди премудрого Сираха, который говорит: «с разумливыми буди размышление твое и вся повесть твоя в законе Вышняго» (9, 20).

Следствием этого было то, что благочестивый юноша, преуспевая в различных подвигах добродетели, был, по слову святого Давида, «как древо при источниках вод, дающее во время плод свой» (Пс. 1:3). Чтение Божественного Писания и житий святых и благочестивых мужей невольным образом располагало его к посильному подражанию им: так, Аврааму подражал он в странноприимстве, прекрасному Иосифу в целомудрии, Иову в терпении и мужестве, Моисею и Давиду в кротости, и прочим праведникам в различных подвигах. А это самое обратило на него общее внимание, так что наконец, как образец добродетельной жизни, был он возведен на степень священства.

С того времени обходил он разные места, назидая христиан словом и примером своей жизни; впоследствии же и сам, для назидания душевного, прилепился к епископу рандинийскому Акакию и остался при нем. Этот епископ рукоположен был в сей сан патриархом Константинопольским Нифонтом и был самым искренним его другом. В то время святейшим патриархом Нифонтом получены были из Египта письма, в коих извещали его о великих преславных чудесах, явленных Богом чрез тогдашнего святого патриарха Александрийского Иоакима в постыжение и посрамление богоубийственного еврейского рода, в похвалу же и утверждение православной и истинной нашей веры и всех нас христиан.

Чудеса были следующие. Во всем Египте свирепствовала ужасная чума. Один из еврейских врачей, отъявленный враг христиан, распустил всюду между турками молву, что виною постигшего их несчастья — христиане, ибо христиане, объяснял им еврей, пускают в воду крест, что и сделалось причиною настоящей смертной болезни. Эта клевета на христиан распространилась повсюду, так что наконец сделалась ведомою и египетскому султану. Хотя султан был и мусульманин, но весьма любил и почитал святого патриарха, сколько за добродетель его, столько за мудрость и благоразумие, а потому донесение врагов креста Христова на христиан оставил без внимания.

Окаянный еврей, видя, что не достиг цели такою клеветою, измыслил на христиан новый ков. Верховный визирь был природный еврей. Этого-то любимца царева еврей-врач избрал орудием своей злобы против христиан. Визирь успел довести султана до того, что тот, несмотря на свое уважение к патриарху, потребовал его в Диван для личных объяснений во взводимой на христиан клевете. Патриарх явился на суд. Султан сначала вёл с ним длинную беседу о вере и наконец, видя, что он с сильным убеждением и ясными доказательствами оправдал веру христианскую и уничижил исламизм, приказал ему, в оправдание евангельских слов, переставить с места гору, соседственную Каиру.

Святейший патриарх не поколебался в духе веры. Испросив несколько дней для молитвы, он с верными христианами постом, бдением и молитвами умилостивлял Господа и просил, да не посрамит их в виду неверных и да не похулится ими святое имя Его. В назначенное время при стечении множества народа патриарх во имя Христово сказал горе, чтоб она двинулась со своего места и перешла на другое: гора сотряслась в основании и оставила свое место. Остановленная наконец тем же именем Христовым, она и поныне называется по-турецки Дур-Даго, Стань-гора. Это чудо поразило нечестивых.

Не зная, чем поколебать силу Христовой веры, враги её приготовили смертоносный яд и убедили царя, чтобы повелел он патриарху выпить его, ибо Христос, говорили они, сказал в Евангелии: «аще и что смертию испиют, не вреди им» (Мк. 16:18). Султан и это принял и приказал подать патриарху яд. Полный веры в силу креста Христова, патриарх осенил смертную чашу крестом и выпил поданное. Напрасно ожидали, что он тотчас умрет: патриарх остался совершенно невредим. После сего, ополоснув стакан водою, он просил, чтоб выпил её еврей: отказаться было нельзя, потому что сам султан того требовал. Итак, тот выпил воду и в то же мгновение умер. Пораженный такими чудесами, султан приказал обезглавить визиря, а на прочих евреев наложил пеню, чтобы на их иждивение были сделаны водопроводы от Нила внутрь Каира, а святого патриарха проевознёс почестями.

Когда о сих дивных событиях узнал из писем патриарх Нифонт в Константинополе, тотчас послал в Александрию епископа рандинийского Акакия, о котором говорено было выше, с преподобным Феофилом и другими, чтоб они узнали подробно и удостоверились собственными очами в том, что случилось. При этом святой Нифонт писал Александрийскому патриарху Иоакиму, благодаря Господа, что Он услышал молитву его и совершил чрез него такие чудеса во славу и величие рода христианского, и потом просил благосклонно принять посланных от него людей.

Итак, они немедленно отправились в Александрию и были приняты с великой радостью и благосклонностью святейшим патриархом, которых удержал их у себя довольное время. Преподобный Феофил своей добродетелью и образованием обратил на себя особенное его внимание. Из Александрии с епископом Акакием и прочими отправился он на Синайскую гору, а оттуда чрез пустыни во святой град Иерусалим. Там поклонились они живоприемному гробу Господа нашего Иисуса Христа и прочим святым местам, посетили Фаворскую гору, Дамаск. Здесь встретили они патриарха Антиохийского, от которого вручены были им письма к патриарху Константинопольскому. Из Дамаска возвратились они опять в Иерусалим, где епископ Акакий заболел и скончался.

По смерти Акакия, напутствуемые благословением патриарха Иерусалимского, с письмами для доставления патриарху Константинопольскому возвратились они в Константинополь и представились тогдашнему святейшему патриарху Пахомию, бывшему митрополиту сихнийскому, потому что святой патриарх Нифонт, пославший их с этими поручениями, в продолжение их странствования оставил кафедру. Патриарх Пахомий принял их с честью и благословил труды, подъятые ими в путешествии; в святом же Феофиле усмотрел мужа добродетельного и ученого, удержал его при себе и поручил ему письменные дела патриархии, с должностью нотария и экзарха великой Церкви.

Феофил нес эти обязанности довольно долго и уважаем был всеми за добродетели. Но видя и чувствуя, что при довольстве внешней жизни и при оказываемом ему уважении нет или мало существенной пищи для духа, он оставил свою должность и удалился на Святую Гору, в монастырь Ватопедский.

Чтобы без старческого руководства в жизни иноческой, при мудрованиях собственного сердца, не впасть в заблуждение и прелесть, он вверил себя находившемуся в то время на покое в Ватопедской обители епископу и безусловно подчинил ему свою волю, исполняя всякого рода послушания и каждодневно принося Господу Богу бескровную жертву. А когда отошел ко Господу старец-епископ, преподобный Феофил удалился в обитель Иверскую с целью и там найти образцы подражания.

Так, он учился у одного совершенному послушанию, у другого — смирению, от иного — любви к Богу и ближнему, кротости и долготерпению. Вследствие сего Феофил сделался сосудом избранным Святаго Духа и образцом иноческих добродетелей. Между тем, по поручению обители, как краснописец, он келейным занятием имел для себя переписку книг, обветшавших от долговременности. Из числа сих книг многие в библиотеке монастыря Иверского хранятся и доныне.

И так как, по слову Господню, «не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5:14), то и преподобный Феофил сделался славен своей добродетельной жизнью не только во Святой Горе, но и в окрестных дальних местах; так что Солунь, лишившаяся в то время архипастыря, усильно стараясь убедить святого Феофила к принятию архиерейского достоинства. Но смиренномудрый Феофил и слышать не хотел о том. Между тем, случилось тогда быть в Фессалониках патриарху Константинопольскому Феолипту: фессалоникийцы обратились к нему с прошением о даровании им в архипастыри афонского отшельника Феофила. Святейший патриарх, с своей стороны, принял в них участие и писал собственноручное письмо Феофилу (ибо прежде был очень дружен со святым Феофилом, как его соотечественник), прося его идти в Фессалоники для свидания и ни слова не упоминая о прошении солунян.

Преподобный понял, с какой целью приглашает его святой патриарх в Фессалоники, и потому, чтоб уклониться от столь высокого достоинства и избежать чрез то временной славы и почитания, немедленно принял великую схиму; святому же патриарху отвечал, что тяжкая болезнь заставила его принять великую схиму и отказаться от служения священнического и что по причине болезни он ни под каким видом не может прибыть по требованию его в Солунь. Таким образом, извиняясь в невозможности свидания со святым патриархом здесь, он просил у него прощения и молитв и просовокупил, что, по благодати Господней, увидится с ним в Царствии Небесном. Такой ответ, с одной стороны, опечалил святого патриарха, а с другой обрадовал, что Феофил так преуспевает в истинном смирении и иноческих подвигах.

Близ обители Иверской уединенно подвизался тогда игумен, по имени Дионисий. Любя безмолвие, и преподобный Феофил, с позволения игумена и братии, построил малую каливу вблизи игумена Дионисия и делил с ним труды глубокого отшельничества, назидаясь примером высокой его жизни и мудрыми его беседами. Взаимность любви их была так тесна, что, казалось, жила в них одна душа.

В это время прославился подвижнической жизнью некто, живший на Карее, Кирилл. Чтоб получить и от него душевную пользу и подражать его жизни, святой Феофил оставил свое безмолвие и перешел на Карею, к Кириллу. Когда находился у него преподобный, часто приходил к ним для служения прот Святой Горы, старец Серафим, бывший духовником Кирилла. Прот обратил внимание на Феофила, возлюбил его за святую жизнь, и с той поры, даже до смерти, Феофил и прот остались искренними между собою друзьями.

Но недолго оставался божественный Феофил на Карее. Сильное желание безмолвия увлекло его в пределы Пантократора, в келью святого Василия, имевшую все условия глубокого уединения и невозмутимой тишины безмолвия. Келья требовала поправок, а святой Феофил, не имея у себя ни лепты, не мог ни внести за нее монастырю условленную цену, ни обновить ее: в такой степени он усвоил себе иноческую нестяжательность. Прот, старец Серафим, помог ему в этой крайности. Таким образом, святой Феофил погрузился в пустыню на безмолвие, имея сподвижником одного брата Исаака.

Такое удаление святого Феофила от всех сильно подействовало на прота. Устроив вокруг протатского собора галерею, воздвигнув колокольню и расписав внутренность собора, он испросил себе у старцев Святой Горы увольнение от должности прота и удалился на пустынный покой, где вместе со святым Феофилом постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и святых Отцов, извлекая оттуда существенную и безсмертную пищу для безсмертного духа.

Исключительным же подвигом преподобного Феофила было так называемое святыми отцами умное делание, или хранение ума непрестанной сердечной молитвою Иисусовою, то есть: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». По слову святого Каллиста, есть два рода иноческого делания: одно — для укрощения страстей — и состоит в посте, бдении, коленопреклонениях и прочих подвигах внешних; а другое — для очищения ума и сердца от нечистых мыслей, что совершается строгим вниманием, с непрестанной молитвою сердечною ко Господу Иисусу, творимою втайне и с болезненным чувством и страдательным воплем души, как учат Божественные отцы. Умным сим деланием и священной молитвою, плачем и слезами, рождающимися от сей молитвы, он очистил сердце свое от страстей и нечистых помыслов и, низложив демонов вконец, сделался чистым избранным жилищем Святого Духа.

И так как, по словам святого Дионисия Ареопагита, Божественная любовь не видит и не знает ничего, кроме своего предмета, — преподобный Феофил, пламенея любовью к Богу, ни о чем ином не думал, кроме Иисуса: Иисус был дыханием его, Иисус был жизнью его, Иисус был всегда в сердце его. Феофил, подобно святому Павлу-апостолу, не жил более, но Христос жил в нем, а потому, подобно святому Павлу, удостоился он Божественных даров Святого Духа, предвидел будущее, знал тайны сердечные и помышления человеческие, «достиг в мужа совершенна и в меру возраста исполнения Христова», как говорит святой Апостол (Еф. 4:24).

Наконец, будучи исполнен дней, святой предузнал смерть свою и начал готовиться к исходу в вечность. Между прочим, написал он исповедание веры и завещание духовное, а пред смертью пожелал, чтоб совершили над ним таинство елеосвящения. Это было в пяток. Простившись со всеми, в субботу приобщился он в храме пречистых Таин Христовых в чувстве благодарения Богу о всем и наконец призвал ученика своего Исаака для объявления ему последней воли своей.

Смиренный в течение всей своей жизни, святой Феофил и по смерти не хотел почитания человеческого: он дал Исааку заповедь, чтоб не было объявляемо о смерти его, когда предаст он дух свой Богу, чтоб не призывались иереи для совершения над ним обычного погребения, но чтобы Исаак оцепил ноги его вервию и выбросил тело по возможности. Объявив таким образом последнюю волю ученику своему, преподобный Феофил распростерся на одре. «Господи Иисусе Христе! Приими дух мой», — произнес он и почил сном преподобнической смерти, в лето от Рождества Христова 1548-е, 8 (21) июля, в воскресный день, прежде восхождения солнца.

Послушный ученик его Исаак в точности выполнил заповеди святого: привязав к ногам его вервь, он увлек мощи его в лес. По всей Святой Горе разнесся слух о смерти преподобного; стечение монахов, особенно знакомых друзей преподобного, было большое: все желали видеть и поклониться могиле его и при ней принять благословение усопшего. Чтоб не лишить сего приходящих, ученик его показал им взрытое место, где будто бы погребен преподобный. Но монахи Иверской обители и Пантократора сомневались в месте погребения святого по какому-то тайному чувству, которое и не обмануло их; потом иноки обрели в лесу святые мощи Феофила, взяли их и хранили у себя в глубокой от других тайне.

По истечении 40 дней приходит Исаак в лощину увидеть мощи и к изумлению не находит их. По долгом испытании наконец он узнал, что мощи находятся в Пантократорской обители. Является туда и просит старцев, чтоб они отдали ему останки его отца, как его собственность, но пантократорцы и слышать не хотели об этом. Таким образом протекло довольно времени. К утешению Исаака, посетил тогда Святую Гору Макарий, епископ Ериссы. Исаак обратился к нему с жалобою на обитель Пантократорскую и просил принять со своей стороны участие в этом деле.

Макарий не замедлил. Пригласив афонских игуменов, прибыл он в Пантократор, отделил для сей обители от мощей святого Феофила руку, а прочие части предоставил ученику. Тогда перенесли их торжественно из Пантократора в келейную церковь святого Василия, где безмолвствовал преподобный, и с того времени начали они источать благовонное миро во свидетельство богоугодной его жизни.

Такова жизнь преподобного отца нашего Феофила Мироточивого; так он подвизался и так прославлен от Бога на земле и на небе, при жизни и по смерти. Да подражаем и мы преподобному в нестяжательности, кротости, смирении, чистоте, безмолвии и любви к Богу и ближнему, дабы и нам наследовать с ним Царствие Небесное во Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

портал «Русский Афон»

E-mail

Использованные материалы

  • Житие на Справочно-информационном портале Алчевского благочиния
  • В Китаевской пустыни Киева состоялось перенесение мощей преподобного Феофила:
  • Страницы сайта киевского Храма свт. Феодосия Черниговского:
  • Икона и житие преподобного Феофила Киевского
    :
  • Молитвы преподобному Феофилу Киевскому
    :
  • Служба преподобнаго отца нашего Феофила Китаевскаго. — К.: Китаева пустынь, 2009 (на правах рукописи) — тропарь и кондак
  • [1] Журнал № 15″, Журнали Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року

    , офіцийній сайт Українскої Православної Церкви,

    [2] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

    , 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, .

    Святый блаженный старец Феофил

    — Любите, — повторял он часто, — любите друг друга любовью святою и не держите гнева друг на друга. Не прельщайтесь ничем, не прилагайте сердца своего ни к чему земному: все это оставим здесь, только одни добрые дела пойдут с нами на тот свет.

    Родился преподобный в семье священника в 1788 году и был крещен с именем Фома. С самого рождения святой отказывался от материнского молока, изумленная мать вынуждена была кормить его жижей из овощей. По наговору суеверных соседок мать считала, что ее сын – оборотень и урод, принесенный ведьмой, и, ожесточившись на него, трижды пыталась утопить его. Сначала приказала это сделать служанке. Та дважды бросала ребенка в воду, но хранимое Богом дитя вынырнуло из воды и безмятежно спало. Служанка в испуге вернула младенца домой. Ожесточенная мать не вразумилась чудом, но схватила дитя и побежала топить сама. Она бросила его под мельничное колесо, но оно остановилось, сдерживая сильный напор воды. Выбежал мельник и достал дитя из воды. Господь хранил младенца, и он чудесным образом оставался живым и невредимым.

    Отец вынужден был забрать ребенка от обезумевшей матери и сначала прятать его у добрых соседей, а позже отвезти на воспитаниe в Братский монастырь на Подоле. Здесь он учился грамоте и принял монашеский постриг. Жил сначала в Киево-Печерской Лавре и позже был переведен в Китаеву пустынь. Лишь через много лет жестокосердая мать раскаялась и со слезами испросила прощение у сына.

    Возмужав, святой принял на себя подвиг юродства: стал скрывать под мнимым безумием подвиги и добродетели. Одежда его была ветхая с заплатами, выпачканная тестом и маслом. На одной ноге – истрепанный сапог, а на другой – валенок или лапоть. Голова всегда повязана была грязным полотенцем. На теле носил железный пояс с иконкой Богоявления в память трехкратного спасения от утопления. Получая пищу из братской трапезы, отец Феофил перемешивал все вместе – сладкое с горьким, а когда этому удивлялись, он пояснял: “Ведь и в жизни сладкое перемешано с горьким”. По Киеву блаженный ездил всегда сидя на повозке спиной к бычку, который был без упряжи и вожжей. Без возгласов и понуканий бычок привозил именно туда, куда хотел блаженный.

    За всеми странными и смешными поступками, словами блаженного несомненно скрывалась бескорыстная любовь к каждому человеку. С какой болью он возносил свои чистые молитвы о каждой душе. Часто юродивый подвергался оскорблениям и насмешкам, но он переносил их с кротостью и терпением. Однажды он сказал по этому поводу: “Молиться надо за врагов. Они большею частью сами не знают, что творят. Да они даже и благодетели наши: нападками своими они укрепляют в нас добродетели, смиряют на земле дух наш, а на небе сплетают нам райские венцы. Род человеческий приходит в изнеможение, подвижники ослабевают в силах, и тем только и спасаются, что их гонят и причиняют им скорби”.

    «Особенно ожесточался против него начальник пустыни иеросхимонах Иов. Предполагая во всех действиях и поступках блаженного одно только “ханжество и суеверие”, он преследовал старца на каждом шагу и, причиняя ему различные досаждения и скорби, надоедал Владыке постоянными на него жалобами и доносами. (…) Старец же на все эти обличения отговаривался только кротостью, молчанием, выставляя притчами различные Евангельские доводы. — Ты грамоте знаешь, знаешь?

    — Кабы не знал — начальником не поставили бы, — с улыбкою отвечал Иов.

    — И библейские книги читал? А?

    — Не только читал, да и на память многое знаю.

    — За что Каин убил своего брата Авеля? Скажи! Отвечай! За что?

    И проводив Иова из комнаты, захлопнул за ним дверь. Оскорбленный до глубины души начальник немедленно рапортовал о том митрополиту Филарету и, перечисляя все неблаговидные юродственные выходки Феофила, просил его из мирной и уединенной Китаевской пустыни удалить(…)».

    Велик был его подвиг смиренномудрия и превышающего силы человеческие терпения! Святой обличал и обращал на путь покаяния грешников, поддерживал подвижников, окормлял монашествующих и мирян, исцелял недужных, помогал обиженным и обо всех молился.

    Блаженный обличал тайные и явные грехи приходящих к нему в Китаево паломников, отчего одни плакали в раскаянии, а у других от страха и стыда волосы дыбом поднимались. Так, одной барыне он вылил в подол на новое шелковое платье целую миску борща (так обличил ее в прелюбодеянии).

    Известен другой случай. Старец терпеть не мог курильщиков табака. Однажды некий редактор газеты, увидев отца Феофила, выпустил табачный дым в несенную старцем тертую редьку. Блаженный в ответ брызнул на него блюдом. После этого неблагочестивого табачника стал преследовать запах и вкус редьки, и еще долгое время все вокруг отшатывались от него, признаваясь, что от курильщика сильно разит редькой. Лишь слезно покаявшись перед подвижником, он сподобился прощения и избавления от наказания.

    Множество чудес и удивительных событий связано с именем старца. Многие истории из его жития кажутся нам чуть ли не сказочными, но они истинны. Известно, что блаженный предсказал основание святой обители на Зверинецкой горе преподобным Ионой Киевским. Также строительство в Киеве женского Покровского монастыря и Спасо-Преображенской пустыни Киево-Печерской лавры (при Лаврском кладбище) за много лет до этих событий.

    В последние месяцы своей жизни старец уже охотнее беседовал с людьми и не скупился на советы и наставления, завещая каждому не забывать в молитвах своих “смердящего” Феофила.

    — Любите, — повторял он часто, — любите друг друга любовью святою и не держите гнева друг на друга. Не прельщайтесь ничем, не прилагайте сердца своего ни к чему земному: все это оставим здесь, только одни добрые дела пойдут с нами на тот свет. Хорошо будет жить в раю с Богом; но не приведи Бог быть в аду с демонами! Надо больше пещись о душе, нежели о теле, чаще молиться и оплакивать свои согрешения, да не только свои, но и ближнего своего; без этого ни одна плоть человеческая не спасется. Неверов ныне много стало, и многие отстали от стада Христова. Горе им! Ведь Пастырь у нас — Господь. Все его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Правда, есть больные и слабые овцы — то есть грешники, — но все же они плетутся за стадом. Но веру потерявшие — это те, которые совсем отстали и брошены на съедение зверям. Они ушли из стада Христова и гласа Его не слушают, ибо Овцы Мои гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут. Не вем вас; отыдите! — скажет и Он им в день Страшного Суда Своего.

    Скончался преподобный в возрасте 65 лет. От его многоцелебных мощей истекают чудесные исцеления. Сегодня честные мощи блаженного Феофила почивают в любимой им обители – Китаевской пустыни, куда, как и прежде, всякий может прийти и обратиться к святому. Стоит отметить, что всем известный и полюбившийся фильм «Остров» снят по мотивам жития преподобного Феофила Киевского.

    Дни памяти святого:

    10 ноября – день упокоения блаженного Феофила;

    27 июля – день прославления.

    Преподобный отче наш Феофиле, моли Бога о нас!

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: