Акафистная икона Божией Матери
Среди чудотворных икон Богоматери есть святыня, которая находится на особом счету. По преданию, икона Акафистная вышла из-под руки евангелиста Луки и обладает исключительной божественной силой.
Икона Акафистная является древнейшей святыней. Есть несколько разновидностей икон под названием Акафистная. 25 января празднование совершают по иконе, которая именуется Хилендарской. Во время пожара, когда загорелся иконостас, икона осталась невредимой. Над ней был прочитан акафист, поэтому она получила одноименное название. Эта икона послужила прообразом для написания образа «О Всепетая Мати», или «Скоропослушница». Этот образ был назван так за быструю помощь после искренних молитв, к ней обращенных. Третьим известным образом является икона, изображающая правление Богородицы. На ней выписаны слова из акафиста, прославляющие Богоматерь, носящую непорочно зачатое Божественное Дитя.
История и описание Акафистной иконы
Акафистная икона Божией Матери была написана с применением восковой мастики, поэтому изображение со временем претерпело изменения. Ее размеры невелики, однако ценность очень высока. Точное время написания иконы неизвестно, однако сведения о святыне появились уже в 1274 году, когда она была на Афоне.
Святыня множество раз пропадала, но каждый раз чудесным образом возвращалась в храм. После похищения пиратами в 1592 году Богоматерь явилась во сне капитану и повелела вернуть святой лик. После внезапно разыгравшейся бури икона была возвращена в монастырь.
На иконе изображена Богоматерь, сидящая на троне с Младенцем на руках. По иконографическому типу это икона «Умиление». Богомладенец выписан слева от Девы Марии, которая правой рукой благословляет верующих, а в левой держит свиток с Писанием. На других списках Божия Матерь изображена сидящей на троне без Младенца.
Где находится Акафистный образ Богоматери
Акафистная икона Богоматери находится на острове Афон. Списки с нее есть во многих храмах и церквях России. Их можно найти в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Красноярск. Также иконы Богоматери есть в церквях городов Владимир, Кострома, Ульяновск. Поклониться святыне можно в большинстве церквей и храмов.
В чем помогает чудотворный образ Богоматери
Молитвы Богоматери возносят в надежде найти защиту и покровительство. Молятся перед ней о защите от врагов, пожаров и иных бедствий. Образ Акафистной Божией Матери не зря называют Скоропослушницей. Искренние обращения за помощью всегда быстро исполняются, и Божия Матерь приходит на помощь верующим в трудные минуты.
Молитва перед Акафистной иконой Богоматери
«Пречудная и милостивая Богоматерь! К Тебе обращаемся с искренними молитвами. Услышь рабов Божьих, не отверни своего взора и даруй нам покров от любой напасти, помоги утвердиться в вере православной и направь наши помыслы добрые на деяния Богоугодные. Избави, Богородица, дома наши и города от нападков вражеских, защити от пожарищ и бедствий стихийных. Да будем славить имя Господа нашего Всемогущего во веки веков. Аминь».
Дата празднования
Праздничная служба проходит 25 января (12 января по старому стилю). В этот день каждый может посетить церковь или помолиться Богоматери перед домашним иконостасом. Священнослужители призывают каждого открыть свое сердце и душу перед Высшими Силами, без утайки поведать в молитве о своих прегрешениях и попросить защиты у Богоматери.
Каждая молитва приближает нас к праведной жизни и помогает справляться с трудностями на жизненном пути. Не отказывайте себе в возможности посетить церковь, чтобы проникнуться святостью и честно рассказать перед иконами о своих бедах. Просьбы о помощи обязательно будут услышаны, если они будут идти от чистого сердца, без корысти и злого умысла.
Empty
- Печать
- Электронная почта
В монастыре Дионисиат на Святой Горе Афон находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная («Приветствие Богородицы», «Похвала Пресвятой Богородицы» или Мироточивая). Древнейшая на Афоне чудотворная икона входит в иконостас левого придела «Похвалы Пресвятой Богородицы» соборного храма Дионисиатской обители. Согласно древнему монастырскому преданию это одна из 70 икон, написанных евангелистом Лукой. Она выполнена не красками, а из восковой мастики, черты лика размыты по причине истечения мира. Размеры её малы: в высоту 33 см и в ширину 27,5 см.
Эту икону держал в руках патриарх Константинопольский Сергий I, обходя стены осаждённого аварами Константинополя (624). Заступничеством Пресвятой Богородицы неприятельский флот был рассеян штормом, и город спасен. Перед этой иконой впервые был совершен Акафист Пресвятой Богородице.
Также, во время освобождения Константинополя от крестоносцев Акафистная икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога. Монастырю икона была подарена императором Трапезунда Алексеем III (1337-1390 гг) в честь основания.
С Акафистной иконой связано много чудес. Похищенная пиратами (1592), она была возвращена ими в Дионисиат, после того как Пресвятая Богородица явилась в открытом море капитану корабля и грозно сказала: «Зачем посадил Меня в темницу, лукавый человек? Отвези Меня в жилище Мое!» Пират не обратил внимания на сон и продолжал свой путь далее. Вдруг на море поднялась страшная буря, грозившая гибелью кораблю. Тут пират вспомнил об иконе, бросился к ящику, где она находилась, и, к своему ужасу, увидел его разбитым на несколько частей, а святую икону — всю омоченную миром. Пират взял икону в руки, и буря тотчас прекратилась. Тогда пираты поспе¬шили возвратиться в монастырь, отдали икону инокам и рассказали о бывшем чуде. 2 пирата (по другим данным их было больше) покаялись и стали монахами.
Другое чудо произошло с начальником Афонской академии знаменитым церковным и общественным деятелем 18 столетия Евгением Вулгарисом. Он подробно описал исцеление от опухоли в груди в 1758 г. от этой иконы.
В 1767 году Акафистная икона снова была украдена, на этот раз разбойниками турками. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос.
Местные жители не желали возвращать икону в обитель, за что впоследствии и были наказаны. Остров, воспротивившийся воле Царицы Небесной, поразила язва, и жители сами отдали икону в Дионисиатскую обитель. Кроме того, в знак раскаяния они пожертвовали монастырю земли на острове Скопелос.
Литургию в приделе, где находится Акафистная икона, служат ежедневно, а каждый вечер перед Чудотворным образом читается Акафист Пресвятой Богородице. На великие праздники (Пасху, Рождество, Богоявление и Рождество Иоанна Предтечи) икона переносится в кафоликон и ставится в киоте перед левой колонной. Серебряная позолоченная риза, согласно надписи на ней, изготовлена «мастером Георгием» в 1786 г и принесена в дар обители «архиереем Иеремией». На её оборотной стороне изображено вручение иконы преподобному Дионисию императором Алексеем III Комнином.
Празднование в честь Акафистной иконы совершается в субботу на пятой неделе Великого поста.
Смотри также
Три чуда от иконы Божией Матери «Троеручица»
25 июля Церковь празднует память чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», которая хранится во Введенском храме сербской древней Хиландарской обители на …
Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса)
Ватопедский монастырь является сокровищницей православных святынь, среди которых наиболее известны Пояс Пресвятой Богородицы и икона Ее, именуемая «Всецарица» («Пантанасса»), к …
Икона Парамифия (Увещание, Ватопедская, Отрада и утешение)
Парамифия (21 января / 3 февраля) — по греч. Увещание — один из самых почитаемых на Святой Горе Афон образов …
Тихвинская икона Богоматери (Слезоточивая)
Свое название икона получила в связи с чудом, случившимся накануне одной из кровопролитных войн 19 столетия.Тихвинская икона Богоматери (Слезоточивая) находится …
Ксенофонтская икона Божией Матери «Одигитрия»
Ксенофонтская икона Божией Матери «Одигитрия» на протяжении веков хранилась в соборном храме Афонского Ватопедского монастыря. В 1730 году святыня (несмотря на …
Иконы Афона: Монастырь Хилендар, три чудотворных образа Пресвятой Богородицы
12 января (25 по н. с.) в монастыре Хилендар на Святой Горе Афон торжественно празднуют память святителя Саввы Сербского и …
Икона святого великомученика Георгия
Монастырь Зограф, расположенный недалеко от морского причала, окруженный высокими раскидистыми деревьями у склона зеленого холма, посвящен святому Великомученику Георгию. Среди …
Икона Пресвятой Богородицы Кукузелисса
Чудотворная икона Божией Матери, не раз спасавшая лавру святого Афанасия, получила свое название в память о событии, случившимся с протопсалтом …
Икона Великомученика Пантелеимона
В русском Пантелеимоновом монастыре на святой горе Афон находится икона великомученика и целителя Пантелеимона. Его иконографический образ всем хорошо знаком: …
Икона Богородицы Милующая
Икона Пресвятой Богородицы «Милующая» находится в Ватопедском монастыре в приделе, освященном в честь святого великомученика Димитрия. Написание ее датируется XV …
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Описание иконы Акафистная Хиландарская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии [2011]
Икона Божией Матери «Акафистная» находится в иконостасе соборного храма Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Данных о появлении и истории прославления образа на Святой горе не сохранилось. Предание относит время ее пребывания на Афоне к концу XII века, когда святым Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого подтверждения этому рассказу не содержится. Единственным достоверным сообщением об иконе, записанным со слов очевидцев, является история о ее чудесном спасении во время пожара в монастыре в 1837 г. Иконографический тип иконы – «Умиление». По некоторым сведениям это греческая икона XVI в. хорошей сохранности. Младенец изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона помещена в серебряный оклад, вероятно, русской работы XIX в., […]
Икона Акафистная Хиландарская — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников [2011]
Существует несколько разновидностей икон с наименованием «Акафистная». Икону, празднование которой совершается 25 января, называют Хилендарской. С этим образом связано следующее событие. В 1837 году по неосторожности экклесиарха (человека, который заведовал в монастыре порядком богослужения) в храме Хилендарского монастыря на Афоне загорелся иконостас. От огня иконостас практически весь выгорел, но образ Божией Матери остался совершенно невредимым. После чудесного спасения иконы от огня перед ней был прочитан акафист Пресвятой Богородице. С тех пор образ стал называться Акафистным. Интересно, что монахи Хилендарского монастыря ещё называют эту икону Скоропослушницей, за скорую помощь Богородицы после молитвенного обращения к Ней перед этой иконой.
Описание иконы Пресвятой Богородицы Акафистная Хиландарская
Акафистная Хиландарская» икона Божией Матери находится в соборном храме Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Местное афонское предание относит появление иконы в монастыре к концу XII века и связывает его со святым Саввой Сербским, которому она помогла найти сокровища на которые было завершено строительства монастыря. Однако ни один из списков жития святого не упоминает о данной иконе. Возможное указание на неё содержится в эпилоге «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы» где идёт перечисление чудотворных монастырских икон. В нём указано: «Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно». Со слов очевидцев записана история чудесного спасения иконы во время пожара в монастыре в 1837 году. По мнению Саввы Хиландарца с этого события началось почитание иконы. Икона относится к иконографическому типу «Умиление». Размер иконы без оклада 80 на 60 см, в окладе — 87 на 65 см. По мнению византолога А. М. Лидова Хиландарская икона имеет[…]
Описание иконы Акафистная Хиландарская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Само название этой иконы «Хилендарская» уже показывает, что она находится в том же Афонском Хилендарском монастыре, где и вышеупомянутые иконы Богоматери: «Млекопитательница» и «Попская». В 1837 году по неосторожности экклесиарха загорелся в главном соборном храме иконостас, в котором стояла чудотворная икона Акафистная. И хотя иконостас едва не испепелился весь, но святой образ Богоматери нисколько не пострадал от огня и к утешению верующих остался невредимым. Так как перед этой иконою во время пожара читался акафист, то она и получила название Акафистной. С именем этой иконы предание связывает рассказ о том, что св. Савва Сербский, во время строения своей Хилендарской обители, при случившейся нужде, получил от сей иконы откровение о сокровище, находившемся близ устрояемого им монастыря. Говорят, что он действительно потом нашел это сокровище и благодаря ему ускорил дело сооружения построек, необходимых для обители. Насколько достоверно это предание, сказать трудно, тем более, ч[…]
Описание иконы Акафистная Хиландарская
Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор — С. В. Булгаков [1913]
Акафистная Хиландарская св. икона находится в Афонском Хидандарском монастыре. В 1837 г. во время пожара иконостаса она чудесно осталась невредимою. Б это время пред ней читался акафист, отсюда и название ее.
Иконография
Иконографический тип — «Умиление». По наблюдениям А. М. Лидова (дневники путешествий 1996; неопубл.), это греч. икона XVI в. хорошей сохранности. Младенец изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона заключена в серебряный оклад, по всей вероятности рус. работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.). На окладе надпись: Коневская Богоматерь
. Размер образа в окладе ок. 87×65 см; без оклада ок. 80×60 см.
Икона находится в местном ряду иконостаса Введенского собора (вторая от храмового образа), справа от царских врат. Перед иконой помещены 3 лампады и большая свеча.
Литература
- Краткое описание двадесять монастырей, обретающихся во Святой Горе Афонской. Солунь, 1839. Л. 4;
- Краткая история славяно-сербской Хиландарской Лавры на Св. горе Афонской: 1. Основание Лавры. 2. Достопримечательности Лавры. СПб., 1862. С. 15;
- Путеводитель по Св. горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей. СПб., 18673. С. 161;
- Панов Г. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 наименований и изображений Пресвятой Богородицы. СПб., 1871. С. 5–6;
- Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1846 году. К., 1877. Ч. 2. Отд. 1. С. 17;
- Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Богоматери и других святых. СПб., 1892. С. 57, илл.;
- Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 116;
- Бухарев И. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: (История их и изображения). М., 1901. С. 4–5;
- Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и преобразований. М., 1904. С. 262;
- Слава Богоматери: Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах Божией Матери. М., 1907. С. 227;
- Поселянин Е. Богоматерь. С. 119;
- Зонова О. В. Богоматерь Умиление XII в. из Успенского собора Московского Кремля // ДРИ. М., 1972. С. 270–271;
- Живопись Древней Руси XI — нач. XIII в.: Мозаики. Фрески. Иконы / Сост. Салько Н. Б. Л., 1982. Табл. 192, 194;
- Штавльанин-Ђорђевић Љ. Чудеса Пресвете Богородице Агапиjа Криђанина и нова чуда Богородице Троjеручице манастира Хиландара // Археографски прикази. Београд, 1984–1985. Књ. 6–7. С. 289–290;
- Сава Хиландарац. Историjа манастира Хиландара: Успомена на седамстогодишњицу оснивања. Београд, 1997. С. 101.
Богородица Акафистная (копия) Акафист
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Акафистная»
Кондак 1
Избранней Предвечным Царем во спасение роду христианскому Небесе и земли Царице, яко нашей несумненной Предстательнице и всемощной Заступнице, с любовию и умилением сие акафистное пение приносим: Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Икос 1
Ангелу небесному житием своим уподобившемуся, некоему старцу, в затворе на святей горе Афонстей житие свое проводящему и пред иконою Божией Матери каждодневно акафистное пение со словами «Радуйся» возносящему, бысть иногда глас, от иконы тоя исходящий: «Радуйся и ты, старец Божий!». Сему дивному гласу внимая, и мы со благочестивым старцем Владычице Небесней воспеваем: Радуйся, от сотворения мира Богом в Невесты Себе предназначенная. Радуйся, в храме святом Его в чистоте неземной воспитанная. Радуйся, Спасительницею мира еще от пророков предсказанная. Радуйся, Материю Божиею стать удостоившаяся. Радуйся, рождеством Преславнаго Сына Своего нам радость избавления от вечной смерти принесшая. Радуйся, быть Материю всему роду христианскому Сыном Своим предуготованная. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 2
Видя Пресвятая Богородица, яко ужасом велиим старец объят бысть, кротким гласом глагола ему: Не убойся, обаче во обитель свою потекши, объяви братии и игумену о вразех, иже близко суть. Аще кто слаб бе в дусе терпения, да скрывается, дондеже пройдет искушение, обаче ищущие страдальческих венцев да остаются и, приим от Господа награду, воспоют Ему на небе: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом своим невозможе постигнути старец, яко икона Пресвятыя Богородицы, пред нею же он акафист в келии читаше, неведомою силою к вратам обители перенесена бысть. Падше пред образом с благоговейною молитвою, старец таже с пречистым образом на руках ко игумену явися, воспевая Деве Чистой: Радуйся, от нашествия вражия чада Своя защищающая. Радуйся, милость Свою им неустанно подающая. Радуйся, от погибели вечной души наша отводящая. Радуйся, беды великия рукою крепкою предотвращающая. Радуйся, о спасении нашем постоянно пекущаяся. Радуйся, к горнему царствию души праведные возводящая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 3
Силою свыше укрепленные и к Твоему всемилостивому заступлению с верою притекшии, непреоборимая Защитнице наша, двадцать шесть сильных духом иноков, в числе коих бе и сам настоятель, пребываху в обители. Старец, ему же небесное откровение бысть, такожде пребываше купно с ними, бе бо для оных утешителем в предстоящем искушении, неустанно вопиющим к Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи намерение обратити в католичество православныя христианы, врази во обитель приидоша и к башне, в ней же мужественныя иноцы пребываху, приступивши, лестными увещаниями склонити их ко отречению от православия потщахуся. Увещавая их признати папу главою вселенския церкви, латиняне за сие поборником православия всякия милости обещаху. Обаче вернии сыны своея православныя церкви непреклонными оставахуся и пред иконою Матери Божией тако моляхуся: Радуйся, от латинян наша несумненная Защито. Радуйся, в вере православной наше необоримое Укрепление. Радуйся, от ересей и лжеучений наше крепкое Ограждение. Радуйся, в тяжких бедах наше сладостное Утешение. Радуйся, в Царствие Божие наша мудрая Руководительнице. Радуйся, пред Господом наша милостивая Заступнице. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 4
Бурею ненависти к вере православной одержимии, православия врази башню хврастием и древом обложиша и, не медля, запалиша ю. В пламенней молитве Господу благодарение воздавши, якоже сподоби я прияти мученичестии светлыя венцы, иноцы пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше милость Твою, Богородице, чрез чудотворную икону Твою явленную, ею же Ты предварила еси старца о бедствии, вернии зело обрадовани быша, яко икона Твоя таже бысть обретена невредимою под развалинами обители. Мы же, таковей велией милости Твоея дивяшеся, вопием Ти: Радуйся, яко паки на радость людем в иконе Своей явилася еси. Радуйся, яко тою иконою чудеса велии источила еси. Радуйся, Тобою бо мы в добродетелех укрепляемся. Радуйся, Твоим бо заступлением мы перед неверными похваляемся. Радуйся, Тебя бо мы пред всем миром величаем. Радуйся, на Тебя бо мы всецело уповаем. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 5
Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Приснодево Марие, во утешение и укрепление братии Зографския обители, пред нею же лампада теплится неугасимо. Иноцы за Литургиею акафистное пение пред нею возглашают, по сему она наименована «Акафистная» бысть. И познавши силу, в ней явленную Тобою, песнь благодарения возносят Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Проявив велию любовь к людям, Ты, яко нежная и заботливая Мати, явила еси еще одну Свою икону именуемую «Хилендарская», яже бысть в Афонстей Хилендарстей обители, идеже пребывают Твои иконы «Млекопитательница» и «Попская». За таковое Твое попечение о людех Своих, восхваляем Тя: Радуйся, Путеводительнице подвижников благочестивых к Горнему Царствию. Радуйся, иноков пустыннолюбивых приводящая к Небесному Иерусалиму. Радуйся, гору Афонскую благоуханием исполнившая. Радуйся, на обители Хилендарстей Твое благоволением явившая. Радуйся, душевныя и телесныя болезни иконою Твоею скоро врачующая. Радуйся, в залог милости Твоея икону Твою даровавшая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 6
Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородице, наипаче бо чрез иконы Твоя изливаеши струи милостей и щедрот всем бедствующим и требующим помощи Твоея. Сего ради, славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия нам икона Твоя, Приснодево, чудом новым от нея истекшим, егда возгореся по нерадению экклесиарха иконостас, иже бысть в соборнем храме и в нем же бяше чудотворная икона Твоя. И аще иконостас едва не испепелися весь, обаче святый образ Твой, Богомати, не пострада от огня, пребывая невредимым к утешению верующих, поющих Ти: Радуйся, икону Твою честную несгораему в огни соделавшая. Радуйся, силою Божественною силу огненную погубившая. Радуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в земле Афонстей умножившая. Радуйся, весь мир иконами Своими освятившая. Радуйся, мира излиянием от икон Твоих милосердие Твое к нам показующая. Радуйся, благодатию и славою чудес предивно сияющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 7
Хотя Человеколюбец Христос явити любовь Свою к людем, Честною Его Кровию искупленным, дарова Тебе, Матерь Свою, роду христианскому в покров и защищение. Не лиши и нас Твоего теплаго заступления, славящих пречестное имя Твое и поклоняющихся чудотворному образу Твоему, Сыну Твоему зовущих: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и предивное чудо яви Акафистная икона Твоя, Пресвятая Богородице, бысть бо от нея откровение святому Савве Сербскому о сокровище, иже бе близ святыя обители его. Сие сокровище нашедши, обитель старец благоустрояше, славя чудную Помощницу свою: Радуйся, в нуждах наших скоро помогающая. Радуйся, на благоустроение обителей средства щедро посылающая. Радуйся, обители святыя попечением Твоим не оставляющая. Радуйся, недостающее в них присно восполняющая. Радуйся, на молитву верных паки призывающая. Радуйся, подвизатися в благочестии им неустанно помогающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 8
Странное чудо зрим о Тебе, Богомати, Ты бо от чудотворныя иконы Твоея скорую помощь верным подаеши. За сие иноцы Хилендарския обители, величая икону Твою Акафистную еще и Скоропослушницею, Господу благодарение возносят: Аллилуиа.
Икос 8
Весь мир любовию Твоею объемлеши, Приснодево, в иконе Твоей приснопоклоняемей всю поднебесную обтекающи. Ты бо, якоже и Сын Твой, не хощеши смерти грешника, но еже обратитися и живу ему быти. За таковое милосердие Твое взываем Тебе сице: Радуйся, временно наказующая и вечно милующая. Радуйся, истинному покаянию нас научающая. Радуйся, в земном уделе нас не оставляющая. Радуйся, в обителях небесных нас радостно встречающая. Радуйся, спасительною истиною нас вразумляющая. Радуйся, от погибельнаго пути нас сохраняющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 9
Всяких милостей и щедрот Подательницу, немолчно Тя хвалят сердца наша, Пресвятая Богородице. Ты же буди нам Ходатаицею к Сыну Твоему в день Страшнаго Суда, воспомянув тогда грешных моления и сподобив пети Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещаннии не возмогут достойно воспети Твой сладостный лик, ниже изъяснити силу чудес Твоих на всякую пользу человеком являемую, мы же похвальная воспеваем Тебе сице: Радуйся, Божией воли нам тайны открывающая. Радуйся, Его праведный гнев милостивно умягчающая. Радуйся, лучами чудес Своих нас просвещающая. Радуйся, вдов и сирот покровом Своим покрывающая. Радуйся, пресветлая Божественная красото. Радуйся, богомудрых премудрая доброто. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 10
Спасения ищуще, к Твоему милостивому заступлению прибегаем, Милосердная Мати, и чудотворныя иконы Твоя со благоговением и верою чествуем. Темже, воспоминая неисчетная чудотворения Твоя, вопием Всемогущему Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стено необоримая всем людем Ты еси, Пресвятая Дево. Ты бо слезы наша отираеши, мир смущенным душам нашим подавая. Ты бо не оставляеши нас в годины лихих испытаний, силы душевныя и телесныя благодатию Своею нам подкрепляя. Сего ради услыши нас, зовущих Ти: Радуйся, на земли нас не оставляющая. Радуйся, руку помощи всем призывающим Тя простирающая. Радуйся, Тебе Материю Божиею именующим непрестанно помогающая. Радуйся, в бедах на нас находящих ны укрепляющая. Радуйся, яко вся возможна Тебе нам показующая. Радуйся, путь ко спасению нам указующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 11
Пение всеумиленное пред иконами Твоими приносим Ти раби Твои, Богородице. Не презри нас, Госпоже Всемилостивая, но благопослушлива буди к нам, с верою и благоговением Твоему Божественному образу поклоняющимся и Сына Твоего восхваляющим богокрасною песнию: Аллилуиа.
Икос 11
Светлыми лучами чудес Твоих, Богородице Дево, души наша светло просвещаеши, от тьмы погибельныя их исхищая. Мы же с любовию чтуще Тя, яко Матерь Сына Божия и рода христианскаго, вопием Ти: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами. Радуйся, яко покров Твой Святый простираеши над нами. Радуйся, яко Неопалимая Купина нетленною пребываеши. Радуйся, яко Живоносный Источник жажду вечныя правды в людех утоляеши. Радуйся, яко Цвет Неувядаемый души наша благоуханием исполняющая. Радуйся, яко Стена Нерушимая от бурь житейских нас защищающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 12
Благодать Божественную явно в чудотворных иконах Твоих пребывающую не отними от нас, Пресвятая Дево, за грехи и беззакония наша. Не остави нас Своим чудным заступлением и на Страшнем Суде Сына Твоего прощение у Господа нам исходатайствуй, да во славе неизреченней узрим Христа Бога нашего и воспоем Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще песни хвалы и благодарения Тебе, Дево Всепетая, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и покланяемся Тебе с любовию, о нас молящейся пред Господем, веруем бо и уповаем, яко испросиши нам у Него спасение и жизнь вечную, вопиющим Ти сице: Радуйся, Бога и человека соединившая. Радуйся, спасение человеческое устроившая. Радуйся, цветами добродетелей верных украшающая. Радуйся, ризою Своею с материнскою любовию их покрывающая. Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром ограждающая. Радуйся, во благих намерениях нам присно помогающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.
Кондак 13
О Всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, милостивно приняв сие акафистное пение, избави нас от всякия напасти, болезни и внезапныя смерти, и яко старцу Божию некогда «Радуйся!» возгласила еси, тако и нам возгласи: «Радуйтеся и вы, чада Божии!», вопиющим Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.
Происхождение названия
Сведения о происхождении названия иконы неопределенны, возможно, в названии образа запечатлелось воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Богоматери, также, по наблюдению еп. Порфирия (Успенского), оно может служить указанием на иконографию композиций рамы с изображением сцен Акафиста. Аналогичное наименование, судя по поздней надписи (на поле иконы кон. XIX в., на окладе 1875), имела икона Божией Матери «Умиление» из Успенского собора Московского Кремля (XII в. ГММК. Инв. 5154 соб. 55x42x5 см): «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского», однако иконографический тип, воспроизведенный на этой иконе, иной, чем на образе из Хиландарского монастыря.