Икона святого Ильи Пророка — о чем перед ней молятся


Святой Илья – наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.

Икона “Илья Пророк” способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах. К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней. Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.

История иконы

Великий старец жил на земле за 9 столетий до рождения Мессии. Имя Илия означало «Угодный Господу». Святой проявил себя ревностным последователем истинной религии, его проповеди, вселявшие в сердца народа любовь к Господу, слушали с большим почтением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другим было не под силу.

Пророк Илия, являющийся вторым избранником Господа после Моисея, способен исцелять от тяжких недугов, прогонять злобу из людских сердец, а также посылать дожди в период засухи.

Святой стремился обратить заблудшие души к богопочитанию и покаянию. Пришло время, когда засуха высушила последний источник воды. Илья, как и все люди, голодал, но не отворачивался от веры и силы, ниспосланной ему Свыше. В один из самых тяжелых моментов святой попросил у бедной женщины приюта и еды. За доброту, в которой вдова не отказала, ее дом больше не знал голода.

В молитве Илья обращался к Богу, моля дать ему силы. Необъяснимое чудо воскрешения тоже восходит ко времени его жизни и считается одним из чудес, совершенных великим пророком.

Но, несмотря на чудеса, он подвергся гонениям и скрывался от языческих преследований. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших.

В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

В библии мы можем прочитать, что Илия еще при жизни был вознесен на огненной колеснице в небеса к богу.

Свидетелем этого чудесного события был его ученик Елисей, которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.

Божий человек, жрецы и тельцы

В русском переводе Библии пророк называется «Илией». Еврейский аналог этого имени Элийягу (‏אֵלִיָּהוּ) означает «Мой Бог — Господь», точнее «Мой Бог — Яхве» (Яхве — «Господь» по-еврейски). При этом «Яхве» обозначало не простое, но собственное имя Бога, которое не произносили вслух.

По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, при рождении пророка его отец видел, как «некие благообразные мужи пеленали его огнем и питали пламенем огненным». И младенец действительно стал ревностным, пламенным служителем единого Бога.

Пророк Илия жил в Северном Царстве Израиля во время правления нечестивого царя Ахава, который прогневал Бога тем, что в угоду жене- финикиянке насаждал культ языческих богов Ваала и Астарты.

За это Илия предрёк всему Израилю засуху: «И сказал Илия (…) Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1)

Описание святого лика

В старину всех святых иконописцы изображали практически одинаково. У них были борода и длинные волосы, плащ и свиток в руках. Иногда на головах пророка можно было увидеть еще и шапочку.

Отличали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все образы несколько видоизменены, однако общий смысл и сюжеты все же сохранились. Данное утверждение касается и икон, на которых изображен Илья Пророк. Чаще всего встречается два тематических изображения, связанных с ним.

Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи Пророка». На самом деле, конечно, сюжетов гораздо больше. Однако эти два изображения встречаются в храмах и в домах верующих чаще остальных.

Самый древний образ появился во времена существования Византии. На иконе святитель представлен как монах с грозным и хмурым взглядом, его одеянием служит красный шерстяной плащ, лик украшен длинными волосами и густой бородой, а головным убором выступает церковная шапочка.

На образах, созданных позднее, наблюдатель может заметить в руках преподобного старца кинжал, который является символом его неприязни ко всем иноверцам.

В некоторых монастырях хранится два варианта изображения Пророка в разные моменты его жизненного пути.

  1. На первом полотне святой сидит на камне посреди пустыни и глубоко размышляет о чем-то, рядом с ним находится пещера. Голова монаха повернута, а в правом углу полотна изображен тот самый прирученный ворон, которого посылал Господь, чтобы накормить преподобного старца. Легенда гласит, что этот сюжет затрагивает промежуток времени, когда святитель еще духовно не достиг Небесных сфер.
  2. Другой образ демонстрирует Пророка, возносящегося к Господу на огненной колеснице. Его взгляд направлен вниз на землю, от которой он постепенно и навсегда удаляется.

На заметку! Церковное памятование святителя отмечается 20 июля, в России этот день считается особо чтимым. Накануне праздника издревле выпекали ритуальное печенье и символично оканчивали полевые работы. В само торжество запрещалось совершать любую работу, так как люди верили, что суровый христианин Илия способен наказать за проявление неуважения к его памяти.

Самые древние дошедшие до нас изображения

Считается, что из ныне сохранившихся икон святого древнейшая находится в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан, Италия). Оно относится примерно к 370 г. Историки затрудняются точно определить датировку этой фрески, так как она имеет плохую сохранность. Однако из существующих фрагментов понятно, что это образ «огненного вознесения» св. Илии.

Еще одна икона, относящаяся к 549 г., также известна в базилике Сент-Апполинаре итальянского города Равенны. Он находится на иконе Преображения Господня: здесь Илия изображен на облаке.

Икона Илии Пророка

Символическое изображение Преображения Господня в базилике Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549). Пророк Илия изображен в виде старца справа, слева пророк Моисей.

Также к VI в. относится мозаика монастыря св. Екатерины (гора Синай). Это также Преображение, где св. Илия показан благословляющим. Он облачен хитон с черным поясом, украшенным крестами, милоть.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Крестьяне с давних времен привыкли обращаться к чудотворной иконе преподобного старца, чтобы предотвратить засуху и обогатить землю благодатной влагой. Иногда же люди обращаются к пророку, чтобы установить солнечную погоду.

Также просьбы касаются:

  • укрепления веры в сердце;
  • осознания своей греховной природы;
  • восстановления мира в семье;
  • защиты от телесных немощей и ран;
  • преодолении бедности и безденежья;
  • замужества девиц;
  • помощи в любых делах.

На Руси образ считался священным и находился практически у каждого христианина.

  • Многие верующие считают, что чудотворная икона способна очистить человеческую душу от скверны и ненависти к своим собратьям. Святой содействует удачному исходу доброго мероприятия.
  • Молитвы перед священным полотном помогают не терять веры, а также дарят благословение, защищают от бедности и болезней. С иконой Пророка в дом приходит процветание и мир.
  • В самом молитвенном прошении говорится о том, что святитель является человеколюбцем и верным служителем Бога. Христианин просит вознести его покаяние до Небесного Отца и получить заступничество от нескончаемых страстей и пороков, навеянных человеческим врагом. Верующий надеется, что преподобный укрепит веру в Господа, придаст характеру кротости, смирения, терпения и любви к ближним. Пророка, бывшего на земле и видевшего горести, восхваляют, а после славят Отца, Сына и Святого Духа.

На заметку! Изображения преподобного старца часто приобретают фермеры и военные. В традициях ВДВ святитель Илия — заступник и великий покровитель, поэтому практически в каждое войсковой части построена часовня, в которой центральное место занимает именно полотно Пророка.

Значимость

Изображения этого святого часто можно встретить в домах фермеров, а также военных. Воздушно-десантные войска считают его своим заступником и покровителем, поэтому в каждой воинской части есть часовня, главное место в которой занимает образ святого Ильи Пророка. Икона, значение которой невероятно велико для верующих, считается одной из самых известных и почитаемых.

Святой на древней Руси считался не только великим чудотворцем, но и громовержцем, который управляет стихиями. В первую очередь это касалось дождя. Икона «Илья Пророк» присутствовала практически в каждом доме. Когда люди переживали за богатство урожая — чтоб он не высох или же, напротив, не сгнил, они усердно молились пророку. Икона с его изображение помогала и помогает справляться с любыми трудностями — нехваткой материальных благ, психическими или физическими болезнями. Кроме того, она способна отводить от человека внезапно настигающую смерть. И в этом, судя по отзывам, верующие постоянно убеждаются.

Икона Ильи Пророка в чем помогает

Как молиться

Образ этого святого должен присутствовать в каждом доме. Перед ней нужно ставить свечи и молиться. Существует много случаев, когда, как считается, Илья Пророк обязательно помогает. Молитва, прочитанная перед его иконой, должна идти от души.

Если человек преклоняет колени перед образом в храме, он должен соблюдать некоторые правила: отправляйтесь в божью обитель только с открытым сердцем и с благими намерениями. Перед входом следует подать нуждающимся.

Заходя в храм, нужно перекреститься и поклониться. После этого следует подойти к иконе Ильи Пророка и зажечь перед его образом свечку. Освободившись от всех посторонних мыслей, следует сконцентрироваться на своей просьбе. Если человек молится дома, тогда он должен поставить перед собой икону и зажечь рядом свечу.

Молитва перед иконой Пророка Ильи

«Святой пророк Господа Илья, обращаюсь к тебе, человеколюбцу и праведнику Божьему. Вознеси молитвы недостойных рабов (имя) до Отца нашего, да услышит Он наше покаяние, сокрушение о грехах постыдных. Да поможет нам заступничество небесное отойти от порока и ухищрений дьявольских. Укрепи веру нашу, даруй смирение и кротость, любовь к ближнему, терпение. Избавь, великий угодник, молитвой своей от гнева Создателя. Ты, в мире поживший и горести вкусивший, славим тебя, желая вечных благ в Царствии Господнем. Славу возносим Отцу нашему, милостивому Иисусу Христу и Святому Духу во веки веков. Аминь».

О чем молятся верующие

К святому чаще всего обращаются:

  • во время стихийных бедствий, будь то засуха, или, напротив, затяжное ненастье, буря, град, другие катаклизмы;
  • прося помощи во время гонений за веру, при нападении врагов;
  • в случае греховных искушений, с просьбой укрепить веру и молитву.

Так народная любовь к пророку породила большую и разнообразную традицию его изображений. Прибегая к этим образом с верой, что святой обязательно поможет, многие получают просимое.

Наталья Сазонова

Дни празднования

Почитание иконы происходит в известный в народе православный праздник Ильин день. Верующие люди отдают дань почтения Божьему пророку Илье 2 августа. А огромное количество традиций, связанных с этим днем, делает празднество одним из любимых и почитаемых торжеств в России.

Они поражают бесов и людей, которые не следуют Закону Божьему. Его образ повсюду несет собой гнев, ужас, смерть и разрушение. В этот день в народе запрещается купаться. Так как в это день очень часто случаются грозы. И во время купания могут погибнуть люди. Также согласно народным приметам, люди, которые купаются в этот день могут заболеть или утонуть.

Кроме того, если случалась гроза, то запрещалось в это время находится в воде, бегать по улицам, стрелять и петь. Бабушки в этот день учили своих детей и внуков плотно закрывать двери, задергивать занавеси на окнах и зажигать лампадку.

Только вера и соблюдение всех заповедей Господних подарит вам счастливую судьбу, любовь и благодать.

Где находятся иконы

Самый популярный образ святого старца на территории России хранится в соборе, освященном в его честь и построенном на Обыденском переулке. На 20 клеймах, которые украшают полотно, демонстрируются главные события из жизненного пути преподобного старца.

В этом же храме находится и другой образ, тоже чрезвычайно почитаемый православным народом. Он создавался в честь торжества по случаю 200-летия собора. На полотне старец представлен сидящим в пустынной местности.

В храме Пророка, находящемся в Новгородской области, также хранятся две чудотворные иконы с изображением преподобного святителя. Одна создавалась 200 лет назад, её используют в ежегодном крестном шествии. Другому образу около двух десятков лет, но, несмотря на молодость этого творения, прихожане полюбили его.

Иконы, изображающие преподобного старца, продаются повсеместно в церковных лавках на территории монастырей. Перед образом ставят свечи, молитва произносится чистосердечно и сконцентрировано.

Икона в храме Ильи Пророка в Израиле

Уже несколько столетий паломники со всего мира прибывают на гору Кармил, чтобы лично прикоснуться к святыням, связанным с именем этого божьего проводника. Место для строительства храма выбрано не случайно. Согласно легенде, именно в одной из пещер в этой горе пророк Илья достаточно долгое время был вынужден прятаться от преследователей.

Именно здесь ему удалось одержать победу над языческим жрецом. Храм построен непосредственно над этой пещерой и имеет форму креста. Расположенный во внутреннем дворике небольшой алтарь очень похож на тот, который в свое время создавал сам Илья.

Рядом с ним стоит аккуратная статуя этого пророка, занесшего руку с клинком над головой языческого жреца. Когда армия арабов воевала с евреями, то мусульмане, отрубив ее, посчитали, что тем самым уничтожили ту помощь, которую она оказывала христиан.

Храм построили относительно недавно: в день памяти Святого пророка Ильи в первой четверти двадцатого столетия. Ежегодно к нему стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться перед иконой с его изображением и покрестить перед ней детей.

Клин православный

Автор: Епископ Николай Погребняк

Во плоти ангел, пророков основание, Вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный. (Тропарь пророку Илии)

Пророк Илия. Иконы иконостаса собора Рождества Богоматери новгородского Антониева монастыря. 1560 г.

Нет на Руси ветхозаветного пророка, более чтимого, чем пророк Божий Илия — об этом свидетельствует и большое количество посвященных ему храмов, и множество замечательных икон, и то, с каким торжеством 20 июля/2 августа праздновался день его памяти. Чем же так покорил грозный Илия-пророк сердца православных русских людей? Было бы наивным полагать, что лишь суеверный страх перед «разъезжающим по небу на огненной колеснице Илией-громовником» явился причиной народной любви к пророку Божию, ведь тысячелетние почитание его на Русской земле свидетельствует о том, что из всех святых Ветхого Завета он — не только самый известный, но и любимый. Эта общенародная любовь к нему нашла воплощение и в замечательных памятниках церковного искусства.

Приступая к разговору о пророке Божием Илии, прежде всего хотелось бы привести слова апостола Павла о сути апостольского служения: …Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3). Заметим, что эти слова очень актуальны сегодня: к сожалению, в наше время в «околоцерковной» литературе появляются сомнительного происхождения пророчества, которые не только не отвечают приведенным словам первоверховного апостола, но, наоборот, запугивают, повергают в растерянность и уныние. Между тем, Священное Писание как Нового, так и Ветхого Завета неоднократно утверждает, что многое и великое, данное нам через закон, пророков и прочих писателей (Сир., предисловие), имеет своей целью домостроительство благодати Божией (Еф. 3:2-6) — наше спасение: к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков (1 Пет. 1:10).

Пророки… Как правило, появление этих боговдохновенных проповедников в Ветхом Завете связано с серьезными потрясениями в религиозной жизни богоизбранного народа — различным отступлением от веры. Древнееврейским словом «нави» называли не только предсказателя будущего — смысл его можно передать как призванный [Богом] посланник. На греческий язык его перевели как профитис — тот, кто говорит от другого лица, вестник. Ветхим Заветом усвоены для пророков также такие именования, как человек Божий, прозорливец, провидец (1 Цар. 9:7-9; Ам. 7:12). Дар пророчества характеризуется совершенно особым, неповторимым опытом Откровения, когда Слово Божие, властно звучавшее в душе пророка, требовало возвещать волю Божию людям; при этом пророк вынужден был подчас поступать вопреки своей воле, вступать в противоречия с господствующим общественным мнением, быть постоянно готовым на долготерпение и злострадания (Мак. 5:10). Пророки не испытывали сомнения в божественном происхождении своих речений и возвещали волю Божию именно от лица Божия: пророческие речи начинались словами: «Ко амар Яхве» — тако глаголет Господь.

Главным в содержании пророческих речений и деяний, при всем их разнообразии, было одно: призвать народ вернуться к Богу и верить в Него одного. При этом повиноваться воле Божией народ может только добровольно: страх Божий можно иметь только по любви к Нему Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! (3 Цар. 17:1) — слова пророка Божия, вошедшего в историю своей пламенной любовью к Богу. Илия (евр. Элийягу) вполне оправдывал в земной жизни свое имя: Яхве — Бог мой. Этот пламенный пророк восстановил союз избранного народа с Богом Живым, и за великую ревность по законе взят даже не небо (1 Мак. 2:58) огненным вихрем на колеснице с огненными конями (Сир. 48:9).

Илия Фесвитянин — так именовался он по своему происхождению из небольшого Галаадского городка Фесви — человек Божий, ревностный поборник веры во Единого Бога, грозный обличитель идолопоклонства и всякого нечестия, не оставил после себя книжного слова. В Библии нет составленных им самим книг, но о нем говорится немало, а Священное Предание (богослужебные тексты и памятники иконописи) не только рассказывает о важнейших эпизодах его жития, но и открывает возможность реального общения с этим пророком — общением таким же живым, какое возникает при чтении пророческих книг Ветхого Завета. Кроме того, двадцативековой опыт молитвенного обращения Церкви Христовой к пророку Илии засвидетельствовал неисчислимое количество случаев его благодатной помощи; подтверждение тому — стоящие по всей земле храмы и монастыри, ему посвященные.

Пророческое служение Илии относится ко времени царя Ахава и началось тогда, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного самодержца, финикиянка Иезавель, решила установить в Израиле разнузданные языческие культы Ваала и Астарты. Всех ревнителей благочестия из страны изгнали, а при дворе учредили многочисленный штат жрецов: четыреста пятьдесят пророков студных, служивших Ваалу, и четыреста пророков дубравных (3 Цар. 18:19), которые были жрецами Астарты. [2]

Грозным мстителем за попрание святыни стал Илия Фесвитянин, совершивший много чудес, которые должны были вразумить нечестивого царя. Нечестие царя достигло крайней степени, и пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, в царский дворец, и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигнет трехлетний голод: Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержителе, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих (малая вечерня, стихира на стиховне). Но Ахав не раскаялся, и противостояние между царем и пророком закончилось торжеством человека Божия. На горе Кармил (Кармель) во время жертвоприношения, устроенного с целью убедиться в сравнительном могуществе Яхве и Ваала, языческие жрецы потерпели полное поражение и собственноручно были избиты Илией: Пророче и предтече благодати, божественный Илие, Ахава нечестиваго царя ты, яко законопреступника обличив, студныя священники яко непреподобны погубил еси (канон, песнь 1) [12].

На одной из древнейших наших икон, изображающей Илию пророка в пустыне (Псков, XIII в., ныне — в Государственной Третьяковской галерее, ГТГ), победе пророка над языческими жрецами посвящено несколько житийных клейм [1]. На одном из них изображен кланяющийся пророку Илии слуга царя Ахава Авдий (как говорит о нем Писание, человек весьма богобоязненный) — он сообщает пророку, что царь его ищет. На следующем клейме Илия обличает нечестивого Ахава, а затем следуют сюжеты с неудавшимся жертвоприношением языческих жрецов и богоугодной жертвой Илии, а в заключение -Илия, закалывающий языческих жрецов. Средник иконы — пророк в пустыне, внимающий гласу Божию, что не в трусе Господь, и не во огни Господь, но в гласе хлада тонка — тамо Господь (3 Цар. 19:11-12). Это утешение Божие — явление в дуновении тихого ветерка — произошло на горе Хорив, когда разъяренная Иезавель поклялась убить пророка, и он, чудесно питаемый ангелом (о чем рассказывает одно из клейм), спасался от смерти в пустыне:

Преславно божественною ты воображенною силою облекся, пищею четыредесятогодневною, Илие чудный, долгий шествовал еси путь; темже в Хориве глаголал еси: благословен Бог отец наших.

Хлад кроток показа и тонок — Господа — тебе, Илие, по Бозе ревнующу Вседержителю, не дух бурен, ни трус, ни огнь страшаяй; темже Иисусу кроткому пел еси: благословен еси, Боже отец наших (канон, песнь 7).

В числе известнейших изображений описанного здесь момента из жизни пророка Божия — композиция «Илья пророк в пустыне», помещенная в росписи 1199 г. в алтаре церкви Спаса на Нередице [8].

Примечательны слова Божии о том, что среди падшего и развращенного Израиля Он оставил Себе семь тысяч верных мужей, не преклонивших колен перед Ваалом. По повелению Божию Илия вновь возвращается в землю Израильскую. Здесь, близ Иордана, у селения Авел-Мехолы, Илия и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою… (3 Цар. 19:19-20)

Особо отметим несколько излюбленных иконописцами основанных на Священном Писании моментов жития пророка Божия, постоянно изображаемых на иконах. Прежде всего, это сюжеты, связанные с пребыванием пророка в доме Сарептской вдовы: Светильниче невечерний… напитал еси вдовицу елеем и муки малою горстию, и сына ея молитвою воскресил еси (стихира на малой вечерни). В упомянутой Псковской иконе из села Выбуты сразу три клейма: встреча пророка с вдовицей, Илия за трапезой в ее доме и воскрешение умершего сына вдовицы.

Последний эпизод всегда служил основанием для молитвенных обращений к пророку Божию о помощи в различных болезнях и недугах; в стихирах на стиховне это нашло отражение: …Честный во пророцех великий Илие, празднующих твоими молитвами, от бед избавляй и скорбей, и лютых нахождений; да всегда тебе, преславный пророче, христоименитии людие, почитаем и ублажаем.

Пророче, проповедниче Христов… коемуждо болящу присно предстоишь, в Вышних служа, вселенную благословлявши; всюду прославляешь, проси очищения душам нашим Свое благодатное служение людям Илия пророк передал и своему ученику и преемнику Елисею — об этом свидетельствует тропарь: свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати.

Обратим внимание на подчеркнутое в каноне действие пророка, преобразовательно указывающее на его почитание Бога — Святой Троицы: Назнаменова славу Троическую яве дуновением тричисленным, матери детища жива дарова (песнь 4).

Еще один распространенный на Руси иконописный сюжет — Илия пророк, питаемый вороном в пустыне у потока Хорафа, что против Иордана (3 Цар. 17:3-7). Особено часто встречается этот сюжет на иконах XVI в., но хотелось бы остановиться на более поздней, конца XVIII в., иконе, происходящей из-под Вереи (ныне — в ГТГ). На среднике — Илия пророк сидит, опираясь на посох, возле пещеры у потока Хорафа; он повернулся к ворону, принесшему ему пищу. На клеймах — их двадцать! — все важные эпизоды жития пророка: рождество пророка; Ангелы, повивающие его огненными пеленами и «дающие ему ясти пламя» (это — сюжет из Похвального слова пророку Илии: предание о том, что мать Илии еще до его рождения видела, как некие мужи в белых ризах имя ему творяху и огнем повиваху и огнь даяху ему ясти); еще одно клеймо -предсказание философа о пророческом даре Илии. Следующая группа клейм относится уже к началу пророческого служения Илии: это явление Господа Саваофа, обличение нечестивого царя Ахава и предсказание трехлетней засухи. Сарептской вдовице посвящены клейма: встреча Илии с вдовицей у городских ворот, беседа Илии с вдовицей; Илия приходит в дом, где лежит ее больной сын; Илия воскрешает умершего отрока. На следующих клеймах — подробный рассказ о состязании с жрецами Ваала и их наказании, молитва Илии о дожде, обличение Ахава. Встреча Илии с Елисеем рассмотрена также очень подробно: это и помазание Илией Елисея на пророческое служение, и благословение пашущего Елисея, и переход пророками по суху реки Иордан. Завершает композицию огненное восхождение пророка Илии [1].

В почитании пророка Илии есть еще один важный аспект, отмеченный в тропаре, где он именуется вторым Предтечей пришествия Христова. Иоанн Креститель, пришедший в духе и силе Илии (Лк. 1:17) очень часто изображается вместе с пророком: так, Илия и Предтеча помещены в росписи Феофана Грека 1378 г. в барабане церкви Спаса Преображения в Новгороде [2].

Илия воспринимался на Руси и как прообраз монашеского подвига; в его образе подчеркивались качества, созвучные монашеским нравственным идеалам, поэтому нередко его изображали вместе с великими преподобными отцами, — примером может служить небольшая двусторонняя икона из Новгородского Софийского собора (ГТГ), где Илия изображен вместе с преподобными Пименом Великим и Моисеем Мурином [19]. В пророческом ряду иконостасов наличие иконы пророка Илии было практически повсеместным.

В православном сознании, — и это очевидно подтверждается Священным Преданием, как литургическим, так и иконографическим, — пророческое служение есть всегда напоминание о страхе Божием, призыв к покаянию, призыв к стяжанию Божественной любви.

Поясним это на примере богослужения праздника — стихир на Господи, воззвах (малой вечерни). Наказанный за отступление от Бога царь Израильский Ахав пытается переложить свою вину на пророка Божия: Нечестивый царь не терпя твоего обличения, тебе, божественный пророче, глаголет: Ты ли еси томя и развращая Израиля? Ты же рекл еси: не аз, о царю, но ты и дом отца твоего: понеже Бога твоего, сотворшего тя, оставил еси, и чуждыя ввел еси. Но молитвами, Христе, Твоего пророка, от таковыя прелести избави нас, и спаси души наша (малая вечерня, стихира на Господи, воззвах). Примечательно, что эта стихира поется со стихом: Яко утвердися милость Его на нас, — даже нечестивого Ахава стремится пророк вернуть через покаяние в область Божественной любви. Милость Божия способна коснуться жестокого сердца нечестивого царя — вспомним, как это было после убийства Навуфея: Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни… (3 Цар.21:27-29). Стихира на стиховне (на Слава) говорит об этом так: Божественный пророче, ты молитвою твоею огнь с небесе свел еси, и царя уверил еси глаголати: воистинну Един Бог, иже Илиею проповедаемый. Чем можно стяжать любовь Божию? Реальными делами милосердия. Милость человеку Божию оказала Сарептская вдовица, и не оставил ее Господь: Божественный пророче, ты вдовицу с сыном препитал еси, и молитвою горсть муки и чванец масла умножив, по глаголу Господню, горсть муки и чванец масла не умалися (малая вечерня, стихира на стиховне).

Нужно подчеркнуть, что в богослужении красной нитью проходит мысль о том, что непримиримый к врагам Божиим, «студным пророкам», пророк Илия был милосерден и милостив к людям: Божественный пророче, ты молитвою и милованием паки небеса отверзаеши (стихира на малой вечерне); Радуйтеся, [Илие и Елисее], заступницы теплии, и предстатели и врачеве душ и телес Христолюбивых людей (стихиры на Господи, воззвах); кореносекатель явился еси злобы (канон, песнь 4).

Пророка Божия прославили своими песнопениями преподобный Ефрем Сирин, составивший написанное седмистопными стихами Слово на день праздника; святитель Герман, патриарх Константинопольский, написавший одну из стихир; преподобный Иоанн Дамаскин — автор канона со стихирами; преподобные Георгий, епископ Никомидийский, и Иосиф — составители помещенных в греческих минеях канонов.

Если достоверно известны посвященные пророку песнопения, относящиеся уже к IV в., то самые ранние сохранившиеся его изображения — это, конечно, византийские мозаичные иконы Преображения Господня. В конхе Равеннской церкви священномученика Аполлинария, построенной в середине VI в. (вскоре после завоевания Равенны византийским полководцем Велисарием), есть необычное изображение Преображения Господня: вместо Спасителя в центре композиции помещен Крест, а возле него в облаках парят пророки Моисей и Илия; к этому же времени относится и изображение пророка Илии в мозаичном Преображении монастыря ев Екатерины на Синае [8]. Из древнейших икон, изображающих самого пророка, известна икона XII в. из того же Екатерининского монастыря.

Песнописцы и художники брали за основу для своих творений не только Священное Писание (история жизни и деятельности пророка Божия изложена в 3 Цар. 17-19 и 4 Цар. 1-2), но и древние апокрифы — на них, несомненно, опирались писавшие в IV в. святитель Епифаний Кипрский и «персидский мудрец» Афраат, мученик Сирийской церкви. На апокрифических текстах основано и содержащееся в старых минеях Похвальное слово пророку Илии — оно приписывается равноапостольному Клименту Охридскому. В Древней Руси поздние апокрифические сказания о пророке Илии были распространены достаточно широко [о них см.: 16], но содержащиеся в них совершенно фантастические, а подчас и еретические моменты на иконографию пророка повлияли мало; не забудем, что пророк Илия был непримиримым ко всякого рода идолопоклонству.

В церковном отношении к пророку Божию, ревностному борцу с языческим зловерием, делался акцент не только на эту сторону его служения, но и на благодатную помощь его людям. Составленный в начале XVII в. чиновник Новгородского Софийского собора зафиксировал древнее последование с крестным ходом, совершавшимся в неделю по Ильине дне в Новгороде. После молебна с чтением канонов о бездождии (или о безведрии — по обстоятельствам) совершался чин малого освящения воды. Крестный ход из Софийского собора во главе с архиепископом направлялся по Ильине улице в Знаменскую церковь, а затем с выносной чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы к Волхову. Здесь архиерей садился в насад (большую ладью) и плыл вниз по течению реки, а затем посуху возвращался на Ильину улицу к Знаменской церкви. В XVIII в. древние чинопоследования уже вышли из употребления, но содержащаяся и в современном требнике молитва в бездождие начинается призыванием заступничества пророка Илии Фесвитянина, ревности ради [к Богу] дождю удержатся по велевшему, и паки молитвою дождь плодоносный ей даровавшего.

Продолжение статьи

Источник: www.mepar.ru Фото: www.obraz.org

Книга в иконографии Иконография детства Спасителя

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Наставления пророков

Чему нас учат библейские пророки? Они показывают верующим правильный путь служения богу, жизнь в чистоте и святости. В библейские времена все пророки были гонимы, о чем подтверждал Иисус Христос в евангелии: «Нет пророка в своем отечестве». Гонения были вызваны словом правды и обличением в грехах, ведь люди не желали слышать истину о себе. Но пророкам всегда сопутствовала благодать божья, которая укрепляла их дух в противостоянии греху.

Господь специально посылает пророков на землю, чтобы они свидетельствовали о его силе и власти. Люди часто забывают о том, кто их истинный отец и создатель, и начинают создавать идолов. Так было во времена пророка Илии, когда царь иудейский впал в идолопоклонство. Так было и во времена Иисуса Христа, когда место первосвященника покупали за деньги. Иоанн Креститель стал последним пророком на земле, возвестив приход Спасителя мира.

Иисус был последним посланником небес, он искупил род людской от грехов и дал всем людям на земле возможность обрести царствие небесное. После Иисуса Христа бог не посылал на землю пророков за ненадобностью. Теперь все христиане земли ожидают второго пришествия Христа, чтобы узреть воочию славу божью на земле.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: