Описание и значение иконы Спас Нерукотворный, в чем помогает и от чего защищает

Образ Спас нерукотворный по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы Спас Нерукотворный, и в каких случаях к ней обращаются за помощью.

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Или же наша православная группа в одноклассниках! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

История иконы Спас Нерукотворный

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения: • на полотенце (Мандилиона); • на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями. Дорогие Друзья, напоминаем, что у нас на страницах Вы можете купить икону Стас Нерукотворный, а также купить иконы Господа и купить иконы Иисуса Христа и даже купить икону Тайная Вечеря!

Тексты

Для верующих, желающих обращаться к иконе с просьбами о помощи по всем правилам, будут представлены тексты молитв и тропарь. Их можно читать как наизусть, так и по бумажке, в распечатанном виде.

Молитва

Первая молитва:

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

человек молиться

Вторая молитва:

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Значение иконы Спас Нерукотворный

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей: • Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой; • Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной; • Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих; • Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»; • На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.
Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.

Дальнейшая судьба чудесного плата

Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в., епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.

Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в. византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь. Этот день теперь является церковным праздником.

В 1011 г. неизвестным художником западной школы был сделан список, попавший в Рим. Хранился он в особом алтаре и назывался «вера эйкон» — истинный образ. Позже он стал известен под названием «Плат Вероники» и оброс собственными легендами. Таким образом Спас Нерукотворный имел большое значение и для развития западной иконографии.

К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) — легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.

В чем помогает Спас Нерукотворный:

• при избавлении страшных недугах; • при получении благодати для себя и своих родных; • для укрепления физического и душевного состояния; • для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач; • о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.
Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» — так было произнесено на шестом Всемирном Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

История происхождения

История возникновения иконы «Спас Нерукотворный» имеет несколько разных версий, каждая из которых звучит довольно правдоподобно. Первая версия относится к общецерковному восточному преданию. Это самая древняя версия, описывающая времена появления иконы с изображением лика Сына Божьего. Она отсылает нас к временам правления Абгара V, который правил городом Эдесса и был серьезно болен. По его поручению было велено нарисовать портрет Иисуса Христа, чтобы царь мог совершить молитву с просьбой о выздоровлении.

Художник, посланный на это дело, не смог нарисовать картину самостоятельно, а автором иконы стал сам Иисус Христос, который отер свой лик после омовения тряпкой, поданной царским художником. После того, как вода высохла, на тряпке остался образ Сына Божьего.

Рисунок имел одну особенность – борода выглядела таким образом, как будто только что намокла. Из-за этого у иконы есть второе, неофициальное название – «Спас Мокрая Брада».

Вторая версия возникла намного позже и относится к группе западных церковных преданий. По информации из разных источников, западная легенда о возникновении образа сформировалась в промежутке между 12 и 15 веками. Место художника занимает попутчица Христа Вероника, которая сопровождала его во время его крестного пути на скалу Голгофа. Согласно легенде, молодая еврейская девушка использовала свой льняной платок, чтобы утереть кровь и пот с лика Иисуса.

Обратите внимание! Главной отличительной чертой, по которой можно различить эти два изображения, является наличие тернового венка на голове Сына Божьего.

икона спас нерукотворный

Чудеса иконы Спас Нерукотворный

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.

Константинополь отобрал лик Христа у жителей Эдессы, но бесследно утратил его в 1204 году

В последующие годы существование нерукотворного Спаса остаётся основным аргументом сторонников почитания икон.

В 944 году Константинопольские войска в ходе военного противостояния отнимают лик, отпечатавшийся на полотенце, у жителей Эдессы.

Судьба каменного отпечатка осталась неизвестна.

Но он прочно вошёл в иконографию. Сохранить лик Спасителя Константинополе не смогли: в 1204 году город разграбили участники IV Крестового похода.

Участь святыни невыяснена. Есть предание, что она затонула вместе с кораблём расхитителей.

Где находится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом: • обрел зрение мужчина-слепец; • поддержка в прекращении восстании С. Разина; • паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века; • бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Роль и значение образа в христианстве

После смерти царя Авгаря его внук стал иконоборцем. Чтобы сберечь Святой образ от уничтожения, жители Эдессы спрятали его в стене и замуровали это место камнями. За прошедшие столетия поколения христиан, подвергавшиеся гонениям, утратили информацию о местонахождении образа. И только в VI веке епископ Эдессы Евлалий во время сна получил откровение о месте, где он был спрятан.

Святой Образ Спаса Нерукотворного имеет большое значение. Его чудесное обретение в VI веке совпало со временем иконоборчества. Известны случаи, когда в те времена христиан, почитающих иконы, убивали.

Поэтому икона Спасителя, созданная самим Иисусом Христом, явилась решающим аргументом в спорах с иконоборцами. Вселенский собор, проходивший в VIII веке, приводил образ Спаса Нерукотворного, как самое важное свидетельство в пользу иконопочитания.

В чем помогает

  • в избавлении от болезней и недугов;
  • защищает от неудач в жизни;
  • укрепляет душевное состояние;
  • защищает от греховных помыслов;
  • помогает при выборе верного пути в жизни.

Сохранились иконы, которые могли писать на основе изначального образа

Теперь уже не узнать, как выглядел лик Христа на полотенце. Но есть несколько образов, которые, как считается, написаны на основе первоначального образа:

1 Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите.

2 Мандилион из армянской церкви Св. Варфоломея в Генуе.

3 Триптих монастыря св.Екатерины на Синае.

Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница

В западной христианской традиции известны две реликвии, которые очень напоминают Спас Нерукотворный.

Плат Вероники

По преданию, некая девушка по имени Вероника вышла к Иисусу Христу, когда Он нёс крест, и вытерла Его лицо льняным платком, либо просто дала его, чтобы Тот мог утеряться сам.

В некоторых версиях она дала Спасителю воды. Лик Мессии отпечатался на платке. Есть две любопытные детали этой истории:

  • «Вероника» — возможное искажения латинского vera icon (истинный образ);
  • На плате Вероники Христос в терновом венце, но образ часто путают со Спасом, поэтому эта деталь в иконографии, бывает, изображается не на «подобающей» иконе. Немало Спасов с этим самым венцом.

В отличие от Спаса, плат Вероники не утерян. Более того — их минимум два (есть даже больше). Какой подлинный — спорят. Возможно, что и никакой, так как предание не зафиксировано раньше XIII века.

«Вуаль Вероники» в соборе Святого Петра в Ватикане.

Ватикан не демонстрирует этот плат и некогда уничтожал все существующие репродукции под страхом отлучения от церкви.

Иезуитский историк искусства Иосиф Уилферт сообщает, что видел реликвию и она выглядела как обычный платок с двумя невнятными коричневыми пятнами.

4 «Лик из Манопелло».

Венец отсутствует, что явно указывает на подделку.

Туринская Плащаница

Ткань с изображением на ней во весь рост человека, похожего на канонический образ Иисуса Христа. Преподносится, как погребальный саван Спасителя. Способ нанесения изображения долгое время оставался загадкой.

Попытки его воспроизвести вышли спорными. Христианский мир с осторожностью высказывается о подлинности реликвии. Есть компромиссное мнение, согласно которому, Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница — это одно и то же.

Просто в Эдессе ткань складывали в несколько раз, так что оставалось видно только лицо. Исторически это возможно. Спас последний раз видели в 1204 году, а о Плащанице впервые сообщили в 1353 году.

Описание иконы Иисуса Христа

Всевышнего могут изображать сидя на престоле, во весь рост либо же бюст. В одной руке у него находиться пергамент либо же библия. Другая же рука изображается в напутствующим знаке. Библию же изображают раскрытую либо же наоборот закрытую. Если же Евангелие раскрытое, то там рисуют два знака: название первой и последней букв в греческом алфавите. Это означает рассвет и закат.

На этой иконе Наш Господь изображается в тот период мирской жизни, вовремя которого Иисус проводил миссионерские беседы. Вокруг головы находится круглый нимб с вписанным в него крестом. На нем одеты синяя накидка поверх красного древнегреческого мужского платья. Верхняя накидка обозначает исток небо, а рубашка- людскую суть, страдание, и величавость. Этой одеждой показывают равноденствие мирского, религиозного и небесного.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: