Определения
Определение Священного Собора Православной Российской Церквио единоверии. 22 февраля (7 марта) 1918 года
- Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.
- Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего Архиерея, особыми единоверческими Епископами, зависимыми от епархиального Архиерея.
- Епархиальные Архиереи имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о приходах православных, при обозрении епархии посещают и единоверческие приходы и служат в них по принятому в единоверческих церквах уставу; также и единоверческие Епископы, ведающие по поручению епархиального Архиерея единоверческими приходами, с его благословения посещают единоверческие и православные приходы и служат в последних по принятому в Православной Церкви чину, давая правящему Архиерею отчет по всей своей поездке.
- Единоверческие Епископы получают наименование по городу или иному населенному месту с единоверческим приходом, но не по таким, которые входят в титул правящего Архиерея.
- Единоверческие Епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определенном Уставом Собора.
- Кандидаты в единоверческие Епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего Архиерея, который и представляет акт избрания, со своим отзывом, на утверждение высшей церковной власти. Избранные единоверческие Епископы поставляются православными и единоверческими Архиереями.
- При единоверческих Епископах существуют на общих основаниях Благочинные с Благочинническими при них Советами.
- В приходах существуют Приходские Собрания и Совет на общих основаниях.
- Все священнослужительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются в общеустановленном церковном порядке по выбору приходских общин с утверждения единоверческого Епископа.
- В целях благоустроения и укрепления единоверия предоставляется единоверцам право для обсуждения вопросов о нуждах единоверия собираться на епархиальные, окружные и Всероссийские съезды. На окружных и Всероссийских съездах председательствует Архиерей, указанный Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а на епархиальных единоверческих съездах председательствует или местный единоверческий Епископ, по поручению правящего Архиерея, или сам епархиальный Архиерей.
- Все сношения с высшею церковною властью по делам единоверцев епархии ведутся чрез епархиального Архиерея. Ходатайства об учреждении в той или другой епархии единоверческой епископии, с указанием средств на содержание ее, вчиняются также чрез местного епархиального Архиерея.
- В единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы; начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина.
- На общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению православных и единоверческих приходов, песнопения исполняются по чину тех и других приходов попеременно.
- Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы совершается беспрепятственно, так как употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды тоже православны. Лица, переходящие из единоверческих приходов в православные и из православных в единоверческие, не должны подвергаться стеснениям. Примечание. В случае просьбы не менее четырех пятых полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные и в них устанавливается Богослужение по чину, благословенному Собором 1667 г., и обратно — православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого Епископа и в них совершается служба по старопечатным книгам.
- При браках, когда один из брачующихся единоверец, а другой православный, венчание совершается в единоверческой или православной церкви, по взаимному соглашению.
- Дети единоверцев, при поступлении в православные школы и училища, и дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают уставы и обычаи своих приходов.
- При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, открываются особые начальные и высшего разряда, а также и пастырские училища для воспитания в учащихся любви и привязанности к древнему укладу жизни, без похуления общецерковного обряда, для подготовки учащих в единоверческие училища и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом.
- Единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви и епархии, а единоверческие причты на местные духовно-учебные заведения и епархиальные благотворительные учреждения.
- Для единоверческих приходов, заявивших желание иметь единоверческих Епископов и указавших достаточные средства на содержание их и Канцелярий при них, с согласия епархиальных Архиереев, учреждаются кафедры единоверческих Епископов в епархиях: Петроградской — Охтенская с местожительством для Епископа в г. Петрограде, в Нижегородской епархии — Павловская с местожительством для Епископа в с. Павлове, в Уфимской епархии — Саткинская с местожительством для Епископа в Златоустовском Воскресенском единоверческом монастыре и в Тобольской епархии — Тюменская с местожительством для Епископа в г. Тюмени».
Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск второй. Приложение к «Деяниям» второе. Москва — 1918. Издание Соборного Совета. Определение I. С. 3-5.
Определение Священнаго Собора Православной Россійской Церкви О порядкѣ прославленія святыхъ къ мѣстному почитанію 21 Августа (3 Сентября) 1918 года.
- Прославленіе угодника Божія къ мѣстному почитанію въ Русской Православной Церкви совершается Соборомъ митрополичьяго округа съ преподаваемаго чрезъ особую грамату благословенія Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода. Примѣчаніе. Впредь до надлежащей организаціи митрополичьихъ округовъ и окружныхъ Соборовъ прославленіе совершается Святѣйшимъ Патріархомъ со Священнымъ Сѵнодомъ.
- Ходатайство о прославленіи угодника Божія къ мѣстному почитанію исходитъ отъ мѣстнаго православнаго населенія, съ благословенія епархіальнаго Архіерея.
- Для причтенія угодника Божія къ лику мѣстночтимыхъ святыхъ необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидѣтельствована даромъ чудотворенія по кончинѣ его и народнымъ почитаніемъ его.
- Прежде прославленія святаго чудеса его, записанныя чтущими его память и священнослужителями, провѣряются особой комиссіей, назначенной епархіальнымъ Архіереемъ, съ благословенія Митрополита или Высшей Церковной Власти.
- При провѣркѣ чудесъ заявители о нихъ и свидѣтели даютъ показанія подъ присягой о дѣйствительности записанныхъ чудесныхъ знаменій.
- Свидѣтельствованіе и открытіе мощей для причтенія угодника Божія къ лику мѣстночтимыхъ святыхъ необязательно. Если свидѣтельствованіе мощей угодника Божія производится, то оно совершается съ благословенія Святѣйшаго Патріарха и въ присутствіи его представителя.
- Съ благословенія епархіальнаго Архіерея составляется или просматривается ранѣе составленное житіе святаго и опредѣляется соотвѣтствіе житія свидѣтельствамъ и записямъ современниковъ святаго и лѣтописнымъ записямъ и сказаніямъ. Изъ житія святаго составляется прологъ или синаксарь для Богослужебнаго употребленія.
- Съ благословенія епархіальнаго Архіерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондакъ, стихиры и канонъ), а до составленія таковой — служба правится по общей Минеѣ. Вновь составленныя Богослужебныя пѣснопѣнія и молитвы допускаются къ Богослужебному употребленію съ благословенія Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода.
- День празднованія святому устанавливается съ благословенія окружнаго Собора или Высшей Церковной Власти.
- Имя святаго вносится въ общецерковный мѣсяцесловъ съ указаніемъ о мѣстномъ празднованіи святому.
- По полученіи благословенія на прославленіе угодника Божія о предстоящемъ торжествѣ возвѣщается ко всеобщему свѣдѣнію чрезъ напечатаніе въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» патріаршей граматы, краткаго житія прославляемаго святаго, тропаря и кондака ему, каковые къ данному времени должны быть составлены.
- Чинъ прославленія святаго составляется мѣстною епархіальною властью и утверждается Святѣйшимъ Патріархомъ со Священнымъ Сѵнодомъ.
- Причтеніе мѣстночтимаго святаго къ лику обще-церковныхъ святыхъ принадлежитъ Священнону Собору Россiйской Церкви. Но и до такого прославленія служба ему, какъ святому, можетъ быть совершаема, по желанію чтущихъ его лицъ, повсемѣстно.
- Имя святаго, прославленнаго къ обще-церковному праздноваванію, печатается въ обще-церковномъ русскомъ мѣсяцесловѣ уже безъ обозначенія мѣстнаго празднованія святому.
- О прославленіи святыхъ къ общецерковному почитанію Святѣйшій Патріархъ особымъ посланіемъ доводитъ до свѣдѣнія Вселенскаго Патріарха и предстоятелей другихъ автокефальныхъ Церквей.
Ставленники Распутина?
Итак, важный тезис Ф. А. Гайды: «Синод и до, и после Февральской революции находился в очень сложной ситуации. В эти годы члены Синода и епископат в целом имели стойкую репутацию ставленников Распутина. К 1917 году в общественных кругах существовало очень устойчивое представление о том, что Распутин через императрицу действует на императора и управляет им как хочет. А император назначает подсказанные им кандидатуры, в том числе и в Синод». Думается, стоит прояснить читателям эту историю с Распутиным, затрагивающую не только, выражаясь языком современной политики, «репутационные потери» Синода, но и вопросы нравственные. Если почтенные члены Синода чувствуют за собой тяжелую моральную вину из-за восхождения на самый верх церковной иерархии по мановению руки некоего странного «старца», а не за действительные духовные заслуги, стало быть, они принуждены молчать, ибо уста их запечатаны угрызениями совести. Но так ли это в действительности? Вряд ли. Газеты, поставленные под контроль неистовыми бунтовскими силами, могли писать о Синоде что угодно. А правда легко открывается тому, кто взглянет на список членов Синода, относящийся к началу 1917 года.
Революционный митинг. 12 марта 1917 г., Вятка
И что же? Влиятельнейшие синодальные фигуры вошли в состав сего богоспасаемого учреждения задолго до того, как на политической арене появился Распутин, или же являлись его противниками. Вот, например, «первоприсутствующий» в Синоде митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). В Синод он вошел в 1892 году, еще при Александре III, а вовсе не благодаря какой-то там протекции «старца». Более того, он активно противостоял влиянию Распутина. И если у владыки Владимира хватило смелости выступить против самого Распутина, разве какая-то газетная блажь, связывавшая Синод с распутинщиной, закрыла бы ему рот по нравственным или политическим соображениям? А вот владыка Харьковский Антоний (Храповицкий). Его назначили в Синод уже при Распутине. Но этот архиерей составил себе заслуженную репутацию прямого и явного противника «старца». Биография его хорошо изучена. О нем вышло множество книг и статей. Факты самым очевидным образом свидетельствуют: этот человек вообще никого не боялся, кроме Бога. Он не то что опасался какой-либо полемики, он полемику очень любил, чуть ли не искал ее! Проблемы с «устойчивым представлением общественных кругов», навязанные тряпичкиными революционной поры, вряд ли взволновали бы его хоть на секунду. Если же говорить о епископате в целом, а не только о Синоде, то русские архиереи высказывались за сохранение монархии, притом делали это публично. Так, например, епископ Пермской и Кунгурский Андроник (Никольский) в марте 1917 года (т. е. сразу после сведения Николая II с престола) опубликовал заявление «Ко всем русским православным христианам», а также выступил перед паствой в кафедральном соборе. Среди прочего он сказал: в России — «междуцарствие». Временному правительству, как высшему на данный момент органу государственного управления, следует оказывать послушание, но при этом надо молить Бога, чтобы Он не оставил Россию надолго без царя. «Да поможет Он нам, — писал владыка Пермской, — как триста лет назад нашим предкам, всем единодушно и воодушевленно получить родного Царя от Него, Всеблагого Промыслителя». В падении прежнего царя епископ обвинил бесчестных «царских слуг» и «советников». К этому остается добавить, что епископ Андроник являлся последовательным врагом Распутина, и ему, разумеется, никакая газетная клевета не мешала высказаться, как он считал нужным.
Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Собрание определений и постановлений Деяния — том 1 (часть1 часть2) Деяния — том 2 (часть1 часть2) Деяния — том 3 Деяния — том 4 Деяния — том 5 Деяния — том 6 Деяния — том 7 Деяния — том 8 Деяния — том 9 Деяния — том 10 Деяния — том 11
Социалисты в рясах
Можно ли говорить о серьезном кризисе веры и расколе между официальной церковью и ее прихожанами в России начала XX века?
Сейчас некоторые публицисты и даже историки пытаются объяснить революцию 1917 года тем, что якобы народ отвернулся от Бога и был за это наказан. На самом деле причина событий 1917 года не в духовном кризисе. Во второй половине XIX века после реформ Александра II в России развернулись модернизационные процессы. В результате отмены крепостного права в стране произошли демографические и социальные изменения, а взамен прежней патриархальной семьи возникла новая нуклеарная семья.
Мозаичная религиозность
В чем, на ваш взгляд, выражалась мозаичность русского религиозного сознания, о котором вы упоминали в своих научных публикациях?
Я цитировал религиозного философа начала XX века Льва Тихомирова, который отмечал, что в религиозном сознании россиян переплетались языческие пережитки, православные и рациональные представления. Подобная мозаичность тоже была следствием кризиса веры в России, совершенно по-разному проявлявшаяся в деревне и городе.
В конце XIX века многочисленные экспедиции Этнографического бюро под руководством князя Вячеслава Николаевича Тенишева собрали любопытный материал о картине мира русского крестьянства. В анкетных листах 1899 года встречаются средневековые утверждения, что звезды — это глаза ангелов, что при попадании молнии в дом огонь нужно гасить не водой, а только молоком.
Мифологизированность крестьянского сознания мешала развитию земской медицины — деревенские жители предпочитали ходить к знахарям, а не к земским врачам. Лихорадку, например, считали дочерью царя Ирода, и единственным лечением от нее признавали заговор.
Горожане в этом смысле были прогрессивнее?
В городской среде дело обстояло, конечно, получше, но поиски выхода из духовного кризиса обрекали горожан на обращение к различным сектам, к мистической и эзотерической литературе вроде учения небезызвестной Елены Блаватской.
Помимо этого, в крупных городах действовали многочисленные религиозно-философские общества, объединявшие видных деятелей интеллигенции и некоторых священников. На собраниях этих обществ выступали такие одиозные для русской церкви деятели, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.
Рабочие завода разбивают церковную утварь молотками
Фото: Владимир Родионов / РИА Новости
Почему одиозные?
Потому что они в своих духовных поисках попытались выработать новые религиозно-этические постулаты на базе христианства. Отсюда, например, идея Мережковского о «Новой церкви Третьего завета». Его конфликт с церковью не был частным событием, а вытекал из общего разрыва российской художественной интеллигенции с официальным православием. В культуре Серебряного века были явственно выражены традиции сектантства, в частности хлыстовства и скопчества, активно распространявшиеся на фоне революции 1905 года.
Например, на собраниях, устраиваемых публицистом Василием Розановым и поэтами Вячеславом Ивановым и Николаем Минским, проводились мистерии кровопускания и коллективного испития крови. Некоторое время в хлыстовской общине жил поэт Николай Клюев, сбежал оттуда перед угрозой оскопления, однако хлыстовские мотивы сохранил в своем творчестве, повлияв на Есенина и Брюсова.
Влияние хлыстов чувствуется в образах героев-революционеров Блока и Мандельштама. Известный филолог Александр Эткинд о.
С XVIII века русская культура развивалась в неразрывной связи с европейской культурой, а в официальных церковных изданиях Европа нередко демонизировалась, вследствие чего и русские писатели, философы подвергались нападкам со стороны церкви.
Все эти конфликты между церковью и обществом, а также внутри самой церкви вызревали многие десятилетия, а Первая мировая война резко их обострила и вывела на новый уровень.