Евангельский рассказ о Марфе и Марии: нужно бросить все бытовое? Этого хочет от нас Бог?


Евангельский рассказ о Марфе и Марии: нужно бросить все бытовое? Этого хочет от нас Бог?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. (Лк. 10:41–42)

Рассказ о Марфе и Марии, вероятно, один из самых часто читаемых за Божественной литургией евангельских отрывков. Возвращаясь к одному и тому же тексту из раза в раз, мы, с одной стороны, часто сталкиваемся с тем, что перестаем обращать на него пристальное внимание ума и сердца. С другой стороны, мы имеем возможность каждый раз замечать нечто новое, побуждающее нас задуматься и, возможно, измениться.

Две сестры — Марфа и Мария — очень хорошо нам знакомы. Одна суетлива, но заботлива, другая же тиха, но внимательна. Порой мы даже примеряем на себя один из этих образов, чтобы понять, каковы мы на самом деле и как нам угодить Богу. В чем же именно ошибка, или, лучше сказать, недочет Марфы? В чем именно упрекает ее Господь? И какой урок мы можем из этого вынести?

Следует обратить внимание на слова Евангелия, которое говорит, что Марфа не просто заботилась об угощении, а именно о большом угощении (Лк. 10:40). И в словах Господа мы видим указание на то же самое, она не просто заботится и суетится, но суетится о многом (Лк. 10:41). Несомненно, мы можем вынести из истории с Марфой и Марией тот факт, что не стоило совершенно отказываться от заботы о гостях и их угощении. Вполне возможно, что Мария тоже сделала для этого все необходимое, но не чрезмерно, она села у ног Христа, потому что именно это и было для нее самой главной заботой .

Марфа же увлеклась. Так бывает и с нами. Мы порой будто бы забываем о том, что является самым важным, а что второстепенным. Начинаем увлекаться различными традициями, историей, внешней красотой наших храмов и всем прочим, что само по себе безусловно важно, но без внимательного отношения ко Христу не имеет никакого значения. Порой кажется, что «вот сейчас я сделаю еще вот это, тут еще подкрашу, тут обустрою еще что-то поудобнее, а потом уж сяду у ног Иисусовых и буду сосредоточенно внимать тому, что Он говорит, чему Он учит». Как часто подобный ход мыслей становится замкнутым циклом самообмана!

Ведь всегда можно сделать что-то еще лучше, еще удобнее, еще красивее, а на главное так и не отыскать времени — и не только не найти времени, но еще и упрекать тех, кто находит время на самое главное в жизни, а если и не упрекать, то завидовать им. В то время как одно только нужно (Лк. 10:42): сделать самое необходимое для жизни внешней и тотчас же предаться главному — молитве, любви к Богу и ближним, внутренней жизни сердца.

Это совсем не означает, что нужно бросить все бытовое: работу, семью, светскую жизнь — нет, и хотя «Бог — это Тот, Кто требует абсолютной любви» (см. С. Кьеркегор «Страх и трепет»), это отнюдь не значит, что доказать эту любовь можно, бросив все то, что дорого и ценно. Это так же невозможно, как и пытаться доказать любовь к супругу или супруге, проявляя неуважение и безразличие к своим родителям. Вместе с тем лишь наполняя всю прочую жизнь Христом, мы можем действительно стать христианами, можем действительно умереть для мира, чтобы жить со Христом в Боге (см. Кол. 3:3).

Если чему и учит нас человеческая история, так это тому, что мы можем лишиться всего, что у нас есть, в одно мгновение. Все то, что ценно и дорого в наших очах, может завтра оказаться у нас отобранным. Однако именно жизнь нашего сердца никто не в силах у нас отобрать. Ее невозможно уничтожить, она никогда не потеряет свою цену. И потому позаботимся уже сегодня, здесь и сейчас, о жизни своего сердца, о том, к чему оно влечется, что является для него подлинным сокровищем.

Что же касается вещей внешних, то уделим им лишь столько, сколько они заслуживают, ведь довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:34).

Текст — отрывок из книги митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова) «Вглядываясь в Лик Христа. Евангелие как приглашение к радости».

Эта книга — опыт чтения Евангелия как опыт узнавания Бога, полный радости, удивления и благодарности. Открывая страницы Евангелия, автор всякий раз стремится расслышать в нем личное обращение Господа к нам, увидеть вечную новизну евангельской вести, переворачивающей наши представления о нас самих, мире и Боге. В океане смыслов Евангелия владыка ищет ответы на вопросы о встрече с Христом, следовании за Ним, о тайне Креста и о том, как христианину следует относиться к выпадающим на его долю испытаниям.

М.: Никея, 2021

Служение Марии

Было бы постыдно, если бы Мария сидела у ног Иисуса и не помогала Марфе, если бы Иисус был просто обычным гостем.

Но Иисус не был обычным гостем, и Мария знала это. Он был Богом во плоти, и величайший способ, которым вы можете служить Богу, когда Он находится в вашем доме, — это сидеть у Его ног и продолжать принимать от Него! Вот что радует нашего Господа.

Когда вы приходите к Иисусу, чтобы получить от Него как можно больше, Он любит это. Вот почему Иисус был доволен Марией. Вот почему Он защищал её поступок, говоря: “Нужно одно, и Мария выбрала эту хорошую часть.”

Что такое “одно”, которое необходимо? Не для того ли, чтобы занять себя служением Господу? Стоит ли беспокоиться о многих вещах? Нет, единственное, что вам нужно, — это сидеть у ног Иисуса и держать свои глаза, уши и сердце на Нём.

Одна сестра увидела Иисуса в естественном состоянии, нуждающегося в её служении. Другая сестра видела в Нём Бога, облаченного в плоть и обладающего всей полнотой для её жизни.

Как вы думаете, какая сестра похвалила Иисуса и заставила Его почувствовать себя Богом, каковым Он и является? Мария. Марфа, очевидно, забыла, что находившийся в их доме Богочеловек умножал хлеб и рыбу, чтобы накормить множество. Он пришёл не для того, чтобы его кормили, а чтобы кормить!

Не беспокойтесь

К сожалению, иногда самое трудное для нас — это сесть и послушать! И не менее трудное, что мы можем сделать, — это отказаться от собственных усилий и полагаться исключительно на незаслуженную милость Иисуса.

Часто мы похожи на Марфу — озабочены, заняты и обеспокоены многим. Всё это может быть вполне нужными делами, о которых мы беспокоимся. В случае с Марфой, — она изо всех сил старалась служить Господу. В тот день она сделала много дел, но упустила единственное, что было действительно необходимо.

Верующие, которые делают то, что необходимо, не беспокоятся ни о чём другом. С другой стороны, верующие, которые не делают этого «одного», в конечном итоге беспокоятся о многих вещах. Верите ли вы, что нужно только одно — упасть к ногам Иисуса и принять от Него?

Итак, практично ли просто быть занятым Иисусом? Абсолютно.

Всему своё время

Марфа и Мария

Мы находим, что позже, в Евангелии от Иоанна

, Мария взяла фунт очень дорогого масла из шиповника, помазала ноги Иисуса и вытерла Его ноги своими волосами, чтобы подготовить Его к погребению
(Иоанна 12:3-8)
.

Утром воскресения некоторые женщины пришли с ароматами, чтобы помазать тело Иисуса, но было уже слишком поздно. Они поступали правильно, но в неподходящее время. Господь уже воскрес…

Жёны мироносицы у гроба Господня

(Лук 24:1-3)

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

Марфа была озабочена житейскими делами. Мария же поступила правильно в нужное время. Это показывает нам, что, когда вы поступаете правильно в нужное время, и Бог сделает всё, к чему вы прикасаетесь, удивительно благословенным.

Подобно Марии, сосредоточьтесь на красоте, славе и любви Иисуса. Выберите не беспокоиться о многих вещах или быть постоянно занятым собой.

Пётр и Иисус

Подобно Петру, отвернитесь от бури и посмотрите на Иисуса, и вы начнёте ходить над бурей.

Возлюбленные, решите сосредоточиться на Господе и отдохнуть в Его завершенной работе. Каков Иисус, таков и ты в этом мире!

Марфа и Мария возможно были участницами Вечери в Вифании

Одна из женщин обмазала Христу ноги (или голову, Евангелия не совпадают) миром и обтерла своими волосами. Миро — ароматическое масло, используется в богослужении.

Евангелие от Иоанна сообщает о том, что этой женщиной была Мария, сестра Марфы и Лазаря:

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

Там приготовили Ему ве́черю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

(Ин. 12:1-3)

Другие Евангелия не содержат имени помазавшей ноги Христу женщины. У Луки эта женщина именуется грешницей. Это позволило толкователям предположить, что Мария, сестра Марфы — и есть Мария Магдалина.

Марфа и Мария ‒ сестры воскрешенного Христом Лазаря

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее…

(Ин. 11:1)

Лазарь умирает. Христос знает об этом и идет в Вифанию. Его там встречают:

Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.

Веришь ли сему?

Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

(Ин. 11:20-29)

Вифания — селение, где остановился Христос перед входом в Иерусалим. Из текста понятно, что Иисус не раз бывал там. Он давно знает всю троицу:

Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря…

(Ин. 11:5)

Вифанию отождествляют с городом Аль-Азария, где находится могила Лазаря.

После воскресения Лазаря на глазах у сестер, иудеи во главе с первосвященником Каиафой окончательно решили убить Иисуса.

Христос воскрешает Лазаря, и, опасаясь преследования со стороны иудеев, уходит в пустыню, в город Ефраим. Но к сестрам в Вифанию он еще вернется.

Других сведений о сестрах не сохранилось

Больше никакой информации о Марфе и Марии нет. Священное Предание записывает их в число жен-мироносиц.

После они якобы отправились проповедовать христианство по разным странам. Сведений о месте и дате смерти нет.

В Православной церкви сестер поминают в 3-е воскресенье после Пасхи. Храмы в их честь называют Марфо-Мариинскими.

Именами сестер назвали службу православного паломничества

Раньше паломники на свой страх и риск отправлялись в путешествие к святым местам. Сейчас путешествовать стало намного проще: появилось много организаций, помогающих верующим добраться до святынь.

Такие организации называются службами православного паломничества

Схиархимандрит Илия, духовник Свято-Введенской Оптинской пустыни благословил создание одной из таких служб. Ее назвали в честь сестер, Марфы и Марии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: