«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
У каждой религии есть свои религиозные сооружения. Бывает такое, что мы находимся в поездке в другой стране и стараемся совершить экскурсии в различные места. Тогда мы и сталкиваемся с вопросом о том, можно ли посещать православным мечеть, синагоги или прочие молитвенные сооружения.
Правило посещения мечети №1: омовение и купание
Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.
В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).
Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).
Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)
Оставьте открытым только лицо: можно ли православным посещать мечеть и что для этого нужно
Вот уже 30 лет мусульман Кубани и Адыгеи, а их более ста тысяч, объединяет духовное управление. В соседней с краем республике открыты около 40 мечетей, в самом крае их семь. Христиане и мусульмане на протяжении долгого времени живут в мире и согласии, проводятся различные совместные мероприятия, направленные на противодействие радикальному исламу. Туристы, среди которых много православных христиан, стремятся попасть в мечети, познакомиться с культурой соседей, однако, чтобы войти в мусульманские храмы даже ради любопытства, стоит соблюдать некоторые правила. С ними познакомился корреспондент ИА KrasnodarMedia.
В период пандемии намазы в мечетях Адыгеи и Кубани запрещены. При входе в мечеть любопытным объясняют, что женщине надо переодеться — открытым должно остаться только лицо. Мужчин в шортах и футболках, даже в жару, здесь тоже не встретишь — положен длинный халат.
Оставьте открытым только лицо: можно ли православным посещать мечеть и что для этого нужно. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia
«Спрячьте голые ноги и грудь» — такими словами встречают женщин-туристов.
Одежду можно найти в ближайшем магазине для мусульманских женщин или у кого-то попросить напрокат. Мусульманки не откажут, наоборот, принесут самое красивое платье, полностью закрывающее женское тело. Загар и пышные формы тут некому демонстрировать. А природную красоту женщины-мусульманки может оценить только ее муж.
Еще одна важная деталь, которую объясняют при вопросе — можно ли заходить в мечеть православным — это разрешение. То есть, немусульмане, конечно, могут переступить порог дома Создателя, но в том случае, если им дали добро сами мусульмане. Они, как правило, не отказывают. Перед входом, а для женщин он отдельный, обязательно следует снять обувь. Про косметику и парфюмерию — отдельный разговор, ее должно быть как можно меньше. Интересный факт: единственные животные, которым разрешено входить в мечтети, это кошки.
Оставьте открытым только лицо: можно ли православным посещать мечеть и что для этого нужно. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia
Мужчина, представившийся Муслимом, объясняет, что ислам поощряет мирное существование представителей этой религии и другой— христианства, например.
«У нас в Адыгее живут ведь не только мусульмане, много русских людей, православных. Дружим и уважаем друг друга. А если вспомнить мусульманскую историю на протяжении всех ее веков, то напомню, что наша религия построена на принципах конструктивного диалога», — рассказывает Муслим.
Он провожает внутрь, по пути рассказывая что мечеть — это место сбора мусульман для совершения коллективной молитвы. Здесь же можно обучать основам религии, при некоторых мечетях есть школы для детей, где им также преподают арабский язык. На стенах нет икон, как в православных храмах и священнослужителей, которые ответят на любой вопрос. Здесь своя атмосфера и свои правила.
Оставьте открытым только лицо: можно ли православным посещать мечеть и что для этого нужно. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia
Муслим показывает два зала для совершения молитв. Один для мужчин, второй для женщин. Они разделены деревянной перегородкой. Женщина во время молитвы слышит голос имама.
Представитель Кубанской митрополии в свою очередь отметил, что посещение молитвенных зданий, мечетей разрешено не для молитвы в них, а для знакомства и понимания, в чем состоит религиозно-молитвенная практика других религий. То есть, с целью ознакомления, самообразования.
Что касается правил посещения храмов, то и в православии негоже женщине приходить в короткой юбке, с непокрытой головой и с разукрашенным лицом. На входе таким выдают длинные юбки и платки, просят привести себя в порядок.
Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха
Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.
Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №3: дуа по дороге
Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:
اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً
«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»
«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз
Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).
Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.
Могут ли православные молиться в мечети
Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов:
Церковные каноны — то есть правила церковной жизни — решительно возбраняют православным христианам совместную молитву с нехристианами или даже с последователями других христианских конфессий. Дело в том, что такая молитва может означать неверие в истинность и спасительность Церкви Христовой.
Именно в таком смысле следует понимать запрет на посещение молитвенных зданий иных религий: невозможно христианину прийти в мечеть на намаз или в синагогу на собрание верующих иудеев, или в синтоистское святилище.
Однако же посещение инорелигиозных молитвенных зданий для ознакомления с ними как с памятниками религии, истории и культуры, с познавательными целями, чтобы понять, в чем состоит религиозно-молитвенная практика тех или иных религий, под этот запрет определенно не подпадают.
Впрочем, здесь нужно помнить еще и о присутствии или отсутствии возможного гостеприимства со стороны представителей той или иной религии, чтобы посетители не вызывали у них отрицательной реакции.
Что касается посещения любопытствующими православных храмов — даже во время богослужения, то здесь важно помнить следующее. Один из смыслов богослужения состоит в проповеди, в свидетельстве о красоте и полноте жизни во Христе. Поэтому присутствие последователей других вер или неверующих, которым интересно то, что происходит на православном богослужении, и которые ведут себя с подобающим уважением к происходящему, никоим образом не возбраняется.
Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие страны большое количество мусульманских храмов, задаются вопросом — можно ли православному входить в мечеть? На это есть целый свод правил, которые относятся ко всем верующим, а также и православным, которые хотят посетить мечеть. Чтобы ответить на вопрос, можно ли православному в мечеть и узнать правила, необходимо обратиться к мусульманским источникам, где подробно рассказывается о правилах поведения в мечети. На все вопросы ответил Мунир – хазрат Беюсов, который является имамом Ленинградской области.
По словам имама Мунира, каждый верующий или неверующий может захотеть посетить мечеть, а по мусульманской вере это одно из лучших мест для молитв. Каждый мусульманин, совершая молитву, может придти в мечеть, а пятница считается священным днем для каждого верующего мусульманина, он совершает джума – намаз каждую неделю. В каждой мечети есть свои имамы, это то же самое, что и священники, а также люди, которые поют азан, кроме того в мечети всегда присутствует сторож и уборщик.
Имам мечети встречает всех посетивших храм и может объяснить, что нужно делать, кроме того, он вместе с верующими совершает молитву. Азанчей — тот человек, который призывает к молитве, в его обязанности входит слежение за расписанием намаза, кроме того, он помогает во время всеобщей молитвы. Сторож и уборщик совершают свою работу по охране и уборке храма, что очень важно. Вся территория мечети огорожена и считается священной зоной, так как верующие приходят помолиться, избавиться от греха, а также стараются учиться читать Коран, это позволит стать ближе к Всевышнему. То есть, по мусульманскому учению, отправившись в мечеть, человек не посещает ее как гость, а посещает дом Создателя.
Если человек православный или другой религии, то мусульманское вероучение не ставит запрет на посещение, но нужно соблюдать простые правила. Это началось еще со слов известного имама Абу Ханифа, который говорил, что Пророк после своих проповедей мог принять делегацию христиан в мусульманском храме, кроме того, когда были конфликты, сторонники Ислама помогали пленным и прятали их в мечети.
Обязательно нужно знать, что перед посещением нельзя употреблять чеснок или лук. Это правило было принято из – за специфического запаха. Дело в том, что считается, что такой “аромат“ будет создавать помехи быть сконцентрированным и вызовет скверные чувства. Кроме того, сюда можно причислить некоторые запахи – табачный дым, пот, различные мази, дешевые одеколоны. В доме Всевышнего молящийся не должен быть отвлечен, не должно быть резких запахов растений, а пищу можно принимать дома, после того, как совершается намаз.
Есть даже хадис, где один из сподвижников Пророка поведал интересную историю:
Не успели мусульмане взять Хайбар, как принялись употреблять пряность под названием чеснок. Вечером мусульмане пошли в храм. Когда запах чеснока почувствовал Пророк, он сказал, что тот, кто хотя бы немного поест этого растения, не должен приходить в мечеть. Верующие подумали, что Посланник Аллаха запретил чеснок, но потом быстро рассеяли сомнения, так как Пророк сказал, что он не может запретить то, что разрешил Всевышний.
Еще одно правило, которое нужно соблюдать — посещение мечети в раннее время. Придя в мечеть, можно будет занять лучшее место, людей будет очень мало и тогда каждый сможет рассмотреть орнамент стен, увидеть узоры и многое другое. Главное, чтобы немусульманин не мешал молящемуся и нельзя проходить перед головой человека, который совершает намаз.
Есть еще одно правило, но оно может быть отвергнуто, хотя каждый может взять себе на заметку. Дело в том, что в мусульманский храм добраться лучше всего пешком. Обычно это правило относится к тем, у кого храм находится рядом, когда пешком до него дойти очень легко. Дело в том, что сам Пророк просил, чтобы каждый добирался до мечети медленно, чтобы не было спешки. Например, в современном мире многие не успевают на намаз, поэтому приходится бежать.
Кроме того, Имам поделился мыслями о самой религии и подтвердил, что Исламское вероучение подарило всему миру уникальную культуру, великолепное нравственное наследие и многое другое.
Поэтому каждый мусульманин старается следовать предписаниям самого Пророка. Верующие разных конфесий обязаны соблюдать правила посещения мечетей, поэтому в них всегда будет чисто и спокойно. Современные люди всегда восхищались величием и красотой мусульманских храмов.
Содержание1 Есть специальные правила Литургии2 Еще примеры со всего света3 Близкие родственники могут помочь умершему в Вечной жизни Если говорить о предании, то Церковь доносит до людей, что существуют свидетельства .
Содержание1 Знаменитые католические святые2 Менее известные святые покровители3 Святой Элегий и Святая Жанна Можно сказать, что служители католической церкви заранее продумали все, так как среди персонажей .
В исламе огромное значение имеет правильное расположение мусульманина при молитве. Он должен быть расположен лицом в направлении киблы — Мекки, священного города мусульман. Но что делать, если точное расположение .
Наиболее мощная вещь которую католической родители могут сделать для своих детей-это научить их молиться. В зависимости от ребенка, это может быть простой или сложной задачей. Обучая ваших детей молиться, вы .
Шарон Коспер знает важность молитвы. В течение многих лет она начинает свои дни с тихой преданностью, и когда она делает усилие, чтобы провести время в молитве, Шарон замечает разницу. Но в некоторые дни, с тремя .
Однажды на миссии мне задали этот вопрос. Я ответил отрицательно (НЕТ), но не смог сходу объяснить почему. Теперь могу. Христианину всё позволено, но не всё полезно. В мечеть заходить не полезно и не нужно потому что :
1) Поместный собор в Константинополе анафематствовал Магомета, а в мечетях наоборот его почитают. 2) Большинство святых считает, что злой дух вдохновлял Магомета на написание Корана. А тексты Корана есть в мечети. 3) Мусульмане всегда хулят Православную Церковь и Евангелие, т.к. Магомет в Коране отрицает сохранность Священного Писания христиан.
Таким образом, из любопытства туда просто не за чем идти. Будут одни искушения. А мы каждый день молимся молитвой Господней, где есть такие слова: «но избави нас от лукавого». Так зачем самим идти к лукавому? Нет, не надо идти. Тем более христианину не пристало соблюдать мусульманские правила посещения мечети, именно потому, что он христианин, а не мусульманин. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а христиане верят в Христа Распятого и Воскресшего. По-христиански будет пройти мимо мечети.
Но кто-то же может ходить в мечеть? Правильно. Могут идти в мечеть проповедники Евангелия, если будут на это посланы.
Правило посещения мечети №5: дуа при входе
Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву:
أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ
«А’уҙубилляhи-ль-‘Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-ḱадими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉ—ĉаляту ва-с-саляму ‘аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фтаẍ ли абваба раẍматика».
«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».
Посещение мечети
Можно православному заходить в мечеть? Уже было сказано, что если посещение несет ознакомительный характер, то можно. Самое главное – соблюдение определенных правил. Так например перед посещением мечети необходимо знать некоторые тонкости:
- не желательно входить в мечеть во время молитвы,
- одежда должна быть скромной. Плечи и колени стоит закрыть. В некоторых мечетях даже предлагают накидки.
- волосы на голове у женщин должны быть покрыты косынкой,
- перед входом всем необходимо снять обувь,
- запрещено в мечети кушать и пить,
- не разрешается нарушать покой молящихся: проходить перед ними или близко стоять к ним,
- мобильный телефон стоит выключить,
- в основном в мечете разрешается делать снимки вне часов молитвы. Под запретом фотографирование людей во время их омовения или чтения молитвы,
- зайти в мечеть можно бесплатно, но никто не откажется от пожертвований.
Лучшая статья для Вас, переходите: Мужские браслеты на руку православные
Если у Вас есть какие-либо сомнения, то спросите у священника. Но можете также смотреть по своему состоянию, если Вы заставляете себя через силу идти в храм другой религии, то может не стоит этого делать?
Господь всегда с Вами!
Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф
При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.
Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:
لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد
«<…> и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф…» (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).
Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).
О посещении мечети женщинами
حَدَّثَنَا هَارُونُ بْنُ سَعِيدٍ الْأَيْلِيُّ ، حَدَّثَنَا ابْنُ وَهْبٍ ، أَخْبَرَنِي مَخْرَمَةُ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ ، أَنَّ زَيْنَبَ الثَّقَفِيَّةَ ، كَانَتْ تُحَدِّثُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ : إِذَا شَهِدَتْ إِحْدَاكُنَّ الْعِشَاءَ فَلَا تَطَيَّبْ تِلْكَ اللَّيْلَةَ
Рассказал нам Харун бин Саид Аль-Айли: «Рассказал нам Ибн Вахб»: «Поведал мне Махрама от его отца, от Бусра бин Саида, что Зайнаб Ас-Сакафия передала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если одна из вас исполняет ночную молитву, пусть не применяет благовония в эту ночь
«. До ислама арабская женщина сидела неотлучно дома, заключённая в четырёх стенах, за редким исключением. Свой дом покидала, та, которая имела какую-либо профессию и практиковала её, а также та, которая имела рабынь и служанок. Женщине позволялось выйти только в исключительных случаях, но даже иногда и это было ей запрещено. Ислам возвысил женщину и повысил её статус. Ислам даровал женщине право на свободу убеждений и собственного мнения, право на защиту своих интересов, а также право на выполнение законного и предписанного.
Женщины Хиджаза так же, как и мужчины уверовали и последовали за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), они так же, как и мужчины присягнули ему. Они наравне с мужчинами присутствовали на уроках в мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он позволял им исполнять коллективную молитву в мечети позади мужчин.
Это была свобода, которую невозможно представить на Аравийском полуострове. Итогом этого стала психологическая борьба между тем, к чему привыкли мужчины по отношению к женщинам и теми правами, которые женщины получили с приходом ислама. Однако арабское высокомерие и желание править женщиной овладело некоторыми мужчинами, и они не позволяли женщинам ходить в мечеть. Они пожаловались Посланнику свободы, пришедшему со светом ислама и он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах): «Не запрещайте женщинам своим ходить в мечеть, если они желают этого и просят вашего дозволения на это. Если женщина попросит разрешения мужа своего, пусть он не запрещает ей. Позволяйте женщинам отправляться в мечеть
«.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чувствовал, что в душе сподвижники его боятся смуты, боятся распустить женщин, и что они будут в них сомневаться, поэтому шариат наложил условия для посещения женщиной мечети, которые гарантировали сохранность от этих опасностей. Шариат обязал женщин отправляться в мечеть ночью, облачившись в одежды, не применяя благовоний и не наряжаясь.
Хадис: «Любая женщина, умастившаяся благовонием, пусть не исполняет с нами последней ночной молитвы
«.
Хадис: «Те из вас (женщин), кто идёт в мечеть, пусть не применяет благовония
«.
Хадис: «Любая женщина, умастившаяся духами, для того, чтобы проходящие мимо мужчины почувствовали её аромат — прелюбодейка, а каждый глаз — прелюбодей
«.
Наряду с этим, шариат обязал её идти по краю дороги, чтобы не толпиться среди мужчин. По завершении утренней молитвы, мусульманки, торопясь, сразу после приветствия, окутавшись в свои одежды возвращались в свои дома в утренней мгле, чтобы не быть узнанными. Мужчины, наоборот, должны не торопиться и ждать, пока выйдут женщины. Женщины должны становиться в конце молебного зала мечети за мужчинами и, даже если они заметили ошибку имама, они не должны говорить тасбих, им нужно хлопать в ладоши. Женщина должна отправляться в мечеть только с разрешения её мужа.
Но женщина остаётся женщиной, несмотря на свою религиозность, проявляется её сущность и женственность. Не прошло и четверти века, как женщина стала применять парфюмерию при выходе из дома, облачаться в самую красивую одежду, и применять украшения. Несомненно, это вызвало ревность мужчин к своим жёнам, и они стали запрещать им ходить в мечеть. Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) увидел, что так поступают его сыновья, и он напомнил им хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не запрещайте женщинам своим мечети, если они просят вашего дозволения на это. Не запрещайте женщинам ходить в мечети ночью
«.
Один из сыновей Абдуллы сказал: «Я всё равно не буду пускать своих жён. Кто хочет, тот пусть отпускает своих жён!». Другой добавил: «Клянусь Аллахом! Мы запретим им выходить! Клянусь Аллахом! Мы не позволим им использовать поход в мечеть для распространения разврата и отправление в мечеть для прикрытия обмана». Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) встал от услышанного и толкнул в грудь одного из своих сыновей, сказав ему: «Надоел уже ты! Да постигнет вас кара Аллаха!» С негодованием ругал и второго сына и сказал им обоим: «Я говорю вам: «Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а вы говорите: «Нет»! Я не заговорю с вами, пока вы не раскаетесь!».
Дело было не только в ревнивых мужчинах, но и в благочестивых женщинах, стремящихся сохранить устои веры. К таковым относится наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах). Она сказала: «Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что женщины после него не соблюдают столпов его учения, то он запретил бы им ходить в мечети, как это было запрещено когда-то женщинам сынов Израилевых, когда они стали появляться среди мужчин и побуждать их к греховному и скверному». Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал: «Женщине не запрещено ходить в мечеть при соблюдении условий, перечисленных учёными, взятыми ими из хадисов. Опираясь на эти условия, она не должна быть умащена духами, наряжена в украшения, не должна использовать браслеты для ног, которые издают звуки, облачаться в шикарные одежды, не смешиваться с мужчинами и юношами и всеми, кто может ею соблазниться и путь её в мечеть должен быть безопасен от греховного. Сам запрет отправиться в мечеть замужней женщине, при соблюдении выше перечисленных условий, является лёгким макрухом».
Аль-Айни сказал: «Это разрешение не является обязательным, иначе не нужно было бы спрашивать разрешения, и это может означать что тот, у кого просят разрешения может его дать или отказать».
Мужу не желательно запрещать жене отправляться в мечеть для исполнения молитвы, если она выполняет все выше перечисленные условия. Но даже если все условия соблюдены, ему не запрещено не отпускать её. Он имеет право запретить ей, если боится, что будет нарушено одно из условий. Если он точно знает, что эти условия нарушаются, то он обязан запретить ей идти в мечеть.
Женщина обязана прежде всего заботиться и беречь свою честь и репутацию, это намного важнее для неё, чем ходить в мечеть. Она должна знать, что получит меньше награды за исполненную молитву в мечети, чем за молитву, исполненную в своём доме. В других цепочках передачи приведенного хадиса указывается на то, что её молитва, исполненная дома — лучше молитвы исполненной в мечети. Приводит Абу Дауд и подтверждает его достоверность Ибн Хузейма, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте вашим женщинам мечети, но их дома лучше для них
«. Ахмад и Ат-Табарани приводят, что Умм Хумейд Ас-Саидия пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обратилась к нему со словами: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я люблю молиться с тобой». Он сказал: «
Я знаю, что ты любишь молиться со мной, но молитва твоя в доме твоём (спальне) лучше, чем молитва твоя в твоей комнате (нижней), твоя молитва в комнате твоей лучше молитвы твоей в твоём дворе, молитва твоя в своём дворе лучше молитвы твоей в мечети народа твоего (квартала, семьи), молитва в мечети народа твоего лучше молитвы твоей в моей мечети
«. После этих слов, она велела построить ей мечеть в самом дальнем и тёмном углу своего дома, и она молилась в ней, пока не встретила Аллаха (Велик Он и Всесилен). Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Суть того, что молитва женщины в укромном месте лучше заключается в безопасности от совершения всякого греха. Вероятность совершения грехов особенно увеличилась после того, как женщины стали наряжаться и украшаться, отчего и Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах) сказала то, что сказала».
Возникает вопрос: «Если дело обстоит так, что молитва женщины в её спальне лучше её молитвы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), почему он тогда запретил мужчинам препятствовать женщинам отправляться в мечеть?». Ответ в том, что есть разница между предоставлением права на свободу и использованием и применением этого права. До прихода ислама к женщине относились, как к предмету интерьера, если она была нужна мужу, он звал её, если нет, то она сидела, не вмешиваясь ни в какие дела. Ислам подарил женщине свободу, но и возложил на неё ответственность. Ислам желает, чтобы женщина пользовалась этой свободой, а не была её лишена. Да будет доволен Всевышний Аллах Умаром и его супругой. Умар не хотел отпускать её в мечеть, но не решался нарушить пророческий запрет. Он встретил её по дороге в мечеть, когда она шла исполнить утреннюю молитву и хмуро взглянул на неё. Она вернулась домой, не помолившись. Когда он сам вернулся после молитвы, он спросил её, почему она не помолилась в мечети, и она ответила ему: «Я думаю, что люди — это люди». После этого она не ходила в мечеть. В одном риваяте говорится о выходе ночью, в остальных источниках нет ограничений, связанных с местом и временем.
Аль-Айни сказал: «Не обусловленный (не ограниченный временем и местом) из этих риваятов переносится на обусловленное». Из слов Аль-Айни следует, что разрешение на посещение мечети имеет силу только ночью, потому что в это время женщины более сокрыты для чужих глаз. Как приводится Аль-Бухари: «Верующие женщины исполняли вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утреннюю молитву, закутавшись плотно в свои плащи. Исполнив молитву, они возвращались в свои дома, и никто не мог узнать их». Сказано, что невозможно было отличить мужчину от женщины. Также говорится, что люди не могли определить конкретно личность, то есть это Хадиджа или Зайнаб.
Хафиз Ибн Хаджар, наоборот, переносит обусловленное на не обусловленное, делая из этого вывод, что днём посещать мечеть для исполнения молитвы женщине проще, чем ночью. Он сказал: «Ночью больше вероятности для подозрений, чем днём».
Душа склоняется к тому, что разрешение ночного посещения мечети, не означает разрешения на дневное посещение, потому что искушение и вероятность подозрения исходят ночью только от женщины, а днём уже, как от женщины, так и от мужчины.
Остается упомянуть о некоторых мнениях и комментариях учёных в отношении посещения мечети женщиной. Автор «Аль-Хидая» сказал: «Нежелательно им (женщинам) посещать коллективные молитвы». Комментаторы «Аль-Хидая» сказали: «То есть молодым девушкам из них (женщин)».
Имам Аш-Шафии сказал: «При отсутствии искушения дозволено им идти в мечеть». Имам Абу Ханифа и его ученики сказали: «Не дозволено им идти в мечеть, потому что это приводит к искушению и это причина запрета, ибо то, что приводит к запретному является запретным».
Аль-Айни сказал: «Эти их слова (харам — запретность) означают нежелательность, особенно в это время, когда распространился разврат среди людей. Не осуждается посещение мечети старой женщиной для исполнения утренней, вечерней и ночной молитв по причине отсутствия искушения. Так сказал Абу Ханифа. Абу Юсуф и Мухаммад сказали: «Старой женщине можно посещать все молитвы, потому что нет искушения в ней».
Учёные маликиты делают разделение между старой и молодой женщиной, говоря, что в данном хадисе говорится о старых женщинах, а не о молодых. Некоторые из них, опираясь на слова Аиши (да будет доволен ею Аллах) говорят о запрете женщинам посещать мечеть. Ибн Хаджар — шафиитский учёный так комментирует слова матери правоверных: «Это следует рассмотреть. От её слов действие закона не меняется, потому что она обусловила его тем, чего нет, опираясь на предположение. Она сказала: «Если бы он (Посланник Аллаха) увидел, то запретил бы это». Он не видел и не запретил, поэтому закон сохраняет свою силу. Сама Аиша тоже не говорит явно о запрете, из её слов понятно, что она только склоняется к этому. Также Аллах, Свят Он, знал о том, что произойдёт, но несмотря на это, сказал Своему Пророку, чтобы он запретил женщинам посещать мечеть. Если запрещено им посещать мечеть по причине того, что они стали украшаться, то посещать другие места, такие, как рынки ещё более запретно для них. Тем более, что это совершают некоторые женщины, но не все, и если это запрещено, то это касается тех, кто это делает». Выводы из данного хадиса
1. Имам Ан-Наваи сказал: «В этом хадисе доказательство того, что женщина не должна покидать дом, кроме как с разрешения мужа. Этот хадис распространяется на мечети, поэтому в другие места он также имеет право запретить ей выходить».
2. Из хадиса следует что мужьям запрещено препятствовать исполнению предписанных, обязательных деяний, таких, как свидетельство, паломничество, посещение родителей, родных, потому что, если им запрещено препятствовать исполнению ими коллективной молитвы, что является сунной, то запрет на выполнение ваджиба тем более понятен.
3. Нужно воспитывать и наставлять даже взрослых детей, как это делал Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) со своими сыновьями. 4. В хадисе имеется указание на стремление сподвижников (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах) к сохранению сунны и их гнев при нарушении сунны.
Только Всевышний Аллах Всезнающий!
Источник:
alhakk.ru
Поделится публикацией
Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети
Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».
Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.
Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».
Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей
Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).
Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися
Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал – сорок дней, месяцев или лет».
Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.
Правило посещения мечети №11: не повышать голос
Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).
Посещение мечетей немусульманами
Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет следующее:
أما الكافر فله دخوله إن أذن له فيه مسلم … ودعت حاجة إلى دخوله سواء أكان جنبا أم لا
«Немусульмане имеют право заходить в мечеть, даже если они в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание); если им это разрешит любой мусульманин; если у них есть потребность заходить в мечеть».
… أما الكافرة إذا كانت حائضا وأمنت التلويث … والأقرب حمل المنع على عدم حاجتها الشرعية وعدمه على وجود حاجتها الشرعية
«Что касается немусульманки, которая в состоянии менструального цикла, то ей тоже можно заходить в мечеть, если нет опасения испачкать помещение; если у неё есть потребность, связанная с шариатом (например, получить ответ на шариатский вопрос и т. д.). Если же у неё нет шариатской потребности, то заходить в мечеть запрещено».
Комментируя вышесказанное, имам аш-Шабрамаллиси пишет:
قوله : ودعت حاجة أي تتعلق بمصلحتنا كبناء المسجد ولو تيسر غيره ، أو تتعلق به لكن حصولها من جهتنا كاستفتائه أو دعواه عند قاض
«Под словом “потребность” подразумевается потребность, нужная нам (мусульманам), например, строительство мечети (ремонт и т. д.), даже если есть возможность нанять для этого мусульманина. Или же если у иноверца потребность в удовлетворении своего интереса, например, он хочет получить от имама и т. д., ответ на вопрос или же если он хочет подать жалобу Кадию»
[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т.1, с. 219].
Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат -Талибин» пишет:
ولا يؤذن له في دخولها لأكل ولا نوم، لكن يؤذن لسماع القرآن أو الحديث والعلم، قال الروياني: وكذا لحاجته إلى مسلم، أو حاجة مسلم إليه
«Нельзя разрешать немусульманину заходить в мечеть для того чтобы поесть, поспать, но можно разрешить для того чтобы он послушал чтение Корана, хадисов, шариатские науки. Имам Ар-Рав’яни дополняет: «А также можно разрешить ему заходить в мечеть, если ему нужно что-то от мусульманина, находящегося в мечети, или же мусульманину, находящемуся в мечети, что-то нужно от него»
[См.: Равзат ат-Талибин, т. 9, с. 499].
Так же имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’» пишет:
قال أصحابنا: لا يمكن كافر من دخول حرم مكة
«Ученые нашего (шафиитского) мазхаба говорят, что нельзя разрешать немусульманам заходить на территорию Харама (г. Мекка и определенная территория вокруг неё)»
[См.: Аль-Маджму’, т. 2, с. 201].
Известный учёный ханафитского мазхаба ибн ‘Абидин в своих комментариях «Радд аль-Мухтар», передаёт слова имама ас- Сархаси:
فأما عندنا لا يمنعون كما لا يمنعون عن دخول سائر المساجد
«Согласно нашему (ханафитскому) мазхабу нельзя запрещать иноверцам заходить в Масджидуль-Харам (мечеть в Мекке), а также и в другие мечети»
[См.: Радд аль-Мухтар, т. 4, с. 209].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Иноверцы имеют право заходить в любую мечеть, кроме мечетей на территории Харама (Мекка и определенная территория вокруг неё), если им даст на это разрешение любой совершеннолетний мусульманин или мусульманка; если у них есть потребность заходить в мечеть, например, узнать что-то про Ислам и т.д.
По мазхабу имама Абу Ханифы немусульмане имеют право заходить в любую мечеть без каких-либо условий.
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/
Правило посещения мечети №14: не выходить после азана
Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.
Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер» (Ибн Маджа).
Правила поведения в мечети
Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.
Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.
В мечеть заходят с правой ноги
Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).
Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа)
Мусульманину перед входом необходимо прочитать короткое дуа, как тому учил заключительный Божий Посланник (с.г.в.): «Когда один из вас заходит в мечеть, то пусть скажет: «О Аллах! Открой мне ворота Твоей милости» (хадис от Муслима).
Снять обувь и аккуратно её убрать
При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.
Поприветствовать присутствующих
Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.
Совершить молитву приветствия
Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от классического намаза, за исключением намерения (нията).
Не проходить перед молящимися
Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 – дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.
В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.
Не доставлять дискомфорт другим
Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.
Не повышать голос
Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.
Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением Судного дня люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).
Не заниматься торговлей
К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).
Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь
Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.
Совершать молитву должным образом
Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).
Совершать дуа
Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.
Нежелательно постоянно спать в мечети без причины
Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.
Достоинства посещения мечетей
– Получение большей награды
– за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).
– Единение уммы
– посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.
– Посещающие мечети
– гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются «домами Творца», а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.
– Получение знаний
– верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.