Празднование иконы
История гласит, что изначально празднование в честь святого лика приходилось на 4 апреля. Однако вследствие того, что в 1866 году было покушение на жизнь императора Александра II, даже невзирая на то, что застрелить правителя не удалось, все же празднование было перенесено на другой день. С тех пор икону Богородицы «Избавительница» по старому стилю чтят 17 октября. Это не случайная цифра, ведь именно 17 числа императору Александру только уже III и его семье посчастливилось остаться в живых во время аварии у станции Борки. Полагалось, что икона Божией Матери «Избавительница от бед» посодействовала спасению императорской семьи. Теперь, по новому календарю день святыни празднуют 30 апреля и 30 октября.
Исчезновение иконы после революции
Долгое время «Избавительница от бед» украшала построенный для неё храм в Новоафонском монастыре. Чудеса от образа не прекращались, их записывали, скрепляя подписями многих свидетелей, в т.ч. высоких чиновников. Записи были короткие: такой-то казак или крестьянин исцелён от образа, число и месяц. На Кавказ стекались люди со всей России.
После революции 1917 г. новоафонской братии долго удавалось удерживать монастырь от закрытия и разорения. Но в 1924 г. обитель была окончательно закрыта и иноки разошлись по горным трущобам, спасая святыни монастыря. Икону «Избавительница» забрал один из монахов, впоследствии ставший священником в Гудауте (Абхазия).
Крестный ход и с иконой Божьей Матери»Избавительница»
Интересно. После Великой Отечественной войны отношение к Церкви улучшилось, и в Гудауте был открыт храм, где «Избавительницу» поместили в украшенный киот и открыли для почитания прихожанам.
Но вскоре Божией Матери изволилось покинуть Кавказ.
Ташлинская икона «Избавительница от бед страждущих»
Согласно истории Ташлинская икона «Избавительница от бед» была завезена в Россию в 1917 году. Она проделала долгий путь из Афона (священное место, земля, находящаяся под покровительством самой Богородицы) в Самарскую область. Там, по церковным заметкам, одной уроженке села Ташла на имя Екатерина Чугунова каждый раз во время сна приходила Пресвятая Дева.
Она отводила жительницу к оврагу, утверждая, что там, под землей, вблизи села зарыта икона «Избавление от бед». Когда женщина проходила неподалеку от того места, пред ней явился лик Богоматери, который держали два ангела, опуская образ в овраг. Екатерина поведали о сновидениях церкви и тот же час святыню разыскали, подняв из ямы, где позже возник чудотворный родник. Икона Божией Матери «Избавительница от бед Ташлинская» была отнесена в Свято-Троицкий храм, где и состоялось молебствие реликвии. Около чудодейственного источника был возведен колодец, и даже когда его забросили, там продолжала течь вода. После церковных преследований Ташлинская икона вернулась в храм, колодец отреставрировали, и по сей день люди сходятся к нему с прошением об исцелении.
После молитв монахинь чёрный слой стал исчезать, а образ проступать
Через время матушка Георгия, игуменья монастыря, прибиралась в запаснике и обнаружила эту икону. Какое-то внутреннее чутье подтолкнуло её к тому, чтобы взять образ с собой и повесить для молитвы.
И тут произошло невероятное. Постепенно, день за днём, некто невидимый будто снимал всю эту черноту, покрывавшую икону. Всё яснее стали проступать знакомые очертания — на молящихся монахинь, без сомнения взирала Царица Небесная.
Так чудотворная икона выглядит сегодня
В середине 2000 года образ стал достаточно ясным, но вот надпись на нём оставалась нечитаемой.
Однако заезжавшая в монастырь монахиня из Риги опознала икону «Избавление от бед страждущих». Также удалось выяснить, что на иконе практически не осталось краски. Она отслоилась со временем, а изображение будто бы проступает на самой деревянной доске.
В чем помогает икона
Икона «Избавительница от бед» помогает каждому, кто к ней обращается.
Она содействует во времена отчаяния, сохраняя веру в душе, дает благословение на долгий и счастливый брак
Кроме того, икона действительно избавляет, как того гласит название, и оберегает молящегося от грешных мыслей. Поддерживает образ Пресвятой и в период страданий способствует выздоровлению глаз от возможных заболеваний. Богородица защищает от пагубных привычек и помогает от них отречься.
Рекомендуем прочитать: О чем молятся Пряжевской иконе Божьей Матери?
К чудотворной иконе стали со всей России приезжать паломники
Постепенно о чудесной иконе узнали местные жители, а потом — и в других регионах страны.
В монастырь стали приезжать паломники, чтобы обратить к Царице Небесной свои молитвы и просьбы.
3 тысячи
примерно столько верующих приезжают ежегодно, чтобы поклониться иконе
И происходили чудеса! Дева Мария отвечала на молитвы и помогала людям, которые обращались за помощью.
Она действительно стала избавительницей от бед. Те, кто не могут приехать и помолиться сами, присылают письма. Ежегодно их около трёх тысяч.
Чудеса, которые творит икона, монахини записывают в специальную тетрадь: кого вылечило от болезни, кого спасло от беды.
Регулярно в монастыре проводят богослужения — перед иконой читают акафист.
Сегодня икону можно увидеть всё в том же Свято-Николаевском монастыре.
Свято-Николаевский женский монастырь, в котором хранится икона «Избавление от бед страждущих»
Молитвы перед иконой «Избавительница»
Тропарь, глас 4
Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бед,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,// спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Перевод: Как преяркая звезда просиял Божественными чудесами святой образ Твой, Избавительница, лучами благодати и милосердия Твоего озарив находящихся во тьме скорбей. Потому подай и нам, Всеблагая Дева, избавление от бед, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.
Ин тропарь, глас 4
Избавле́ние Принося́щая всем,/ от се́рдца Тебе́ призыва́ющим,/ принеси́ избавле́ние ско́рое/ и нам, в лю́тых беда́х погиба́ющим// и в Тебе́ Едино́й избавле́ние на́ше на Бо́зе полага́ющим.
Перевод: Приносящая избавление всем, от сердца Тебя призывающим, принеси быстрое избавление и нам, погибающим от тяжелых бед и возлагающим избавление наше на Бога и Тебя, Единственную.
Кондак, глас 8
Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́,/ бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше,/ заступле́нием Твои́м изба́вишася от злых,/ но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га,/ и нас свободи́ от лю́тых обстоя́ний,/ вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Изба́вительнице на́ша от всех бед.
Перевод: К иконе Твоей, Пресвятая Госпожа, нуждающиеся с верою обратившись, защитой Твоей избавились от бедствий, но как Матерь Христа Бога и нас освободи от жестоких бедствий, временных и вечных, да взываем к Тебе: «Радуйся, Избавительница наша от всех бед».
Маровская икона
Еще один чудотворный список с «Избавительницы» был сделан в Иерусалиме, в конце XIX в. Его привезли в Нижегородскую губернию. Когда образ провозили мимо села Мары, икона вдруг стала так тяжела, что воз не мог сдвинуться с места. Понимая волю Пресвятой Девы, образ оставили в местном Крестовоздвиженском монастыре. После закрытия монастыря в 1927 г. святую икону сохраняли жители Мары. В настоящее время святыня вернулась в возрождающуюся обитель. Образ прославлен многими чудесами.
Церковь на месте Маровского монастыря
О чем молятся перед образом
Название изображения говорит само за себя. Через ее любовь и милосердие к людям Господь дарует прощение грехов и помощь в бедах и болезнях.
Перед ликом Богоматери в Арзамасе верующие молятся:
- об исцелении своем и близких, особенно при болезнях глаз;
- удаче в делах;
- о терпимости к людям;
- крепких семейных отношениях.
К этому образу чаще всего обращаются верующие, на душе которых тяжелое прегрешение перед Богом и людьми.
Святыни города Арзамаса
Мало кто знает об этом городе, где вообще он расположен на карте России! Часто проезжая совсем рядом в паломничестве в Дивеево или Муром, не осознавая сколько там святынь, люди проезжают мимо и потом жалеют, что не заглянули в эту сокровищницу! В старину здесь было более тридцати церквей и четыре монастыря. Золотых куполов было больше, чем жилых построек. Сейчас же сохранилось всего 8 храмов и 2 монастыря. Но благодаря тому, что все самые ценные святыни в советское время были собраны в местном Антирелигиозном Музее, который расположился в грандиозном Воскресенском Соборе. Еще пару лет Арзамасские храмы были полуразрушены, пока мэр города не обязал 18 предприятий города взять под свое покровительство один из храмов города. После этого купеческий городок стал расцветать новыми яркими красками! А купола засверкали над невысокими старинными домами этого теперь уже провинциального городка. Мы выложили не все святыни, а только те, что представлены в официальном каталоге снимков чудотворных икон города Арзамаса.
1. Икона Божией Матери именуемая «В родах Помощница».
Образ Пресвятой Богородицы с написанием «Како помогает женам раждати чада». Икона эта весьма популярна среди будущих мам. Имеются свидетельства о даровании чада супругам, много лет не имевшим детей, после молитвы перед эти образом.
2. Семистрельная икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец».
Почитаемая икона Воскресенского Собора, написанная в 19-м веке, одним из учеников известного художника А.В. Ступина. Начиная с 1998 года икона регулярно мироточит. Сей факт официально засвидетельствовал епископ Балахнинский Иерофей.
3. Никола Можайский.
В изданной в 1911 году книге Н.М.Щеголькова «Исторические сведения о городе Арзамасе» указано, что это «чудесно сохранившийся памятник четырехстолетней старины». Около 1580 г. икона была преподана игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием в дар новообразованному Николаевскому женскому монастырю. Она прославилась многими чудотворениями и по сегодняшний день является одной из самых почитаемых святынь Арзамаса. Шитая риза образа святителя Николая — шедевр златошвейного искусства, которым в совершенстве владели сестры арзамасских женских монастырей.
4. «Христос в темничке».
Во многих монастырях и приходских церквях Нижегородской губернии, особенно в южных районах и, в частности, в Арзамасе и ближайших сельских храмах, с давних времен имело распространение скульптурное изображение Христа Спасителя в момент страданий. Сидящий Христос изображается в багрянице с тростью в руке и терновым венцом на главе, обычно скульптурное изображение помещается в деревянный застекленный футляр. В народе это изображение получило название «Христос в темничке». Дело в том, что у коренного населения Эрзянской земли во время распространения здесь Православия и строительства первых храммов практически не было живописных навыков, зато многие из местных лесных жителей были искусными резчиками по дереву. И, будучи просвещенными верой Христовой, они стали украшать храмы резными изображениями Спасителя, Богородицы и святых.
5. Животворящий Крест.
Это самая известная и почитаемая святыня Воскресенского Собора и всего города Арзамаса. Чудесным образом обретенное во второй половине 17-го века благочестивым арзамасцем по фамилии Шаянский. В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских (по другим сведениям Кащеевых). Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки. Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии, он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Молодой человек зашел на лодку и стал молиться. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.
Братья с радостью дали нужную сумму. Но, когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько не расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.
Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли — двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но как ни старались — внести святыню не удалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы, младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда, всем стало ясно, что святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием.
Распятие было поставлено в Ильинской церкви. В тридцатые годы 20-го века оно было перенесено в Воскресенский Собор, где тогда располагался Антирегилиозный музей. Много раз, по усердным молитвам жителей города перед Животворящим Крестом, Господь избавлял Арзамас от моровых поветрий, пожаров, бездождия и других бедствий. Перед образом Христа Распятого исцеляются люди от неизлечимых телесных недугов и обретают духовное утешение и укрепление все, кто с верой приходит к святыни.
6. Казанская икона Божией Матери.
По преданию, образ был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Но когда икону переносили в обитель, отслужив молебен около Макарьевского Кретовоздвиженского храма, не смогли дальше сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение Божие, икону оставили в Крестовоздвиженском храме, где она и находилась до революции. Затем попала в Музей Атеизма и ныне находится в Воскресенском Соборе.
Сегодня в киоте иконы хранится пояс, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, во время посещения этой великой святыни Арзамаса в 2011 году.
7. Серафимо-Панетаевская икона Божией Матери.
Точный список с чудотворной иконы «Знамение» Серафимо-Понетаевского монастыря.
8. Алтарные иконы Спасителя и Божией Матери.
Изображены как Царь и Царица — работа известного художника Н. М, Алексеева.
9. Воскресение Христово — Сошествие во Ад.
Одна из древнейших икон в Восерсенском Соборе. Другое название «Государево данье». Эту икону оставил здесь на благословение на устроение города и постройку храма Воскресения Христова сам Иван Грозный.
10. Тихвинская икона Божией Матери.
Древние списки икон выполнены в очень сложной технике золотого шитья по бархату с использоваанием драгоценных и полудрагоценных камней мастерицами монахинями Алексеевского женского монастыря.
11. Христос — Добрый Пастырь.
Очень изящное скульптурное изображение Спасителя из белого мрамора. Эта скульптура была приобретена арзамасским купцом в Западной Европе и размещена в одном из приходских храмов города, в качестве вклада на молитвенную память.
12. Икона св. мученика Иоанна Воина.
Этот чтимый образ известен еще с древних времен, в честь него специально был освящен один из приделов Воскресенского Собора. Перед этим образом испрашивают благословения юноши перед службой в армии, еще ему молятся при потере имущества, которое часто после этого находится.
13. Икона «Преподобный Серафим, молящийся на камне».
После прославления в 1903 году в лике святых преподобного Серафима Саровского в окрестностях Арзамаса стало очень популярным изображение святого старца, где его лик и руки были живописной работы, а все остальное выполнялось из ткани, бумаги, фольги и природных материалов. Один из самых богатых по сюжету и деталям образов была создана из подручных материалов монахинями, изгнанными из закрытого Дивеевского монастыря во времена революции.
14. Икона Божией Матери «Избавление от бед страждующих».
В 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы. Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. И насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божией и ручку Богомладенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят ангелы, и предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись.
После того, как число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ Пресвятой Богородицы источает само дерево.
Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.
15. Икона Божией Матери «Достойно есть» («Изрубленная»).
Образ был найден в 1997 году жителями города Арзамаса в хозяйственных постройках старинного дома и принесен в Свято-Николаевский женский монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.
В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижнем приделе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих радость» Богоявленской церкви монастыря.
У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной».
Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.
Тексты молитв
Молитвенные обращения те же, что и перед образом «Достойно есть»/«Милующая».
Первая
О, Пресвятая Дево Богородице, в скорбях наших едино утешение! Тобою, Дево Богородице, пение послушника афонского чудесне дополнися: восполни убо и наша силы духовные, яко да возможем достойно пети Тя, воистину рождшую Спасителя миру. Вознеси моление к Сыну Твоему о нас, да не оскудеет вера в нас грешных, юже диавол исхитити тщится в рабех твоих и во всем христианском роде. О сих сокрушенным сердцем помолимся. Помози нашему маловерию, еже в нас дела злонравныя посеявает, самолюбие же и гордыню, сребролюбие и сластолюбие, невоздержание и пианство, от нихже да избавимся предстательством Твоим, Пречистая, и да сподобимся спасение получити благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь, благодарение и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Святым и Единосущным Ему Духом, во веки веков.
Вторая
О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша… И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.