Сборник молитв Архангелу Михаилу на все случаи жизни

Михаил – главный ангел. Пожалуй, для всех нас, архангел Михаил – это самый известный и наиболее почитаемый представитель ангельского мира. Его имя упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете, о Нём написано множество легенд и сказаний.

Архистратига Михаила знают и почитают во множествах религий мира. Архангелу Михаилу молят о защите, об исцелении от болезней, при входе в новый дом и во многих других случаях.

Несколько слов об ангелах и ангельском мире

Ангельский мир – это Великий духовный мир, созданный Богом, в котором живут разумные, добрые существа. Этот мир создан очень давно и населён просветлёнными и очень добрыми существами — ангелами. Ангелы – это общее название этих существ, которое в переводе означает «Вестник». Вестники Воли Божьей – вот их основное предназначение, но в то же время каждый ангел – это отдельная Личность, которая наделена своей волью и свободой выбора.

Пока мы только вскользь коснёмся устройства этого удивительного мира, но в следующих постах обязательно рассмотрим его повнимательней. Лишь только упомяну о том, что этот мир тоже имеет свою иерархию. Самое низшее звено в этом дивном мироустройстве является наиболее близкий для нас – ангел-хранитель, а вот приставка «арх» указывает на наиболее возвышенное служение Богу, по сравнению с другими. Архангелы стоят выше ангелов-хранителей и их основное кредо – это наши небесные учителя, которые показывают нам как надо поступать правильно, укрепляют в людях святую веру (Откр 12:7). И самый первый из них – это Архистратиг Михаил. Архистратиг в переводе означает «Главнокомандующий»

Архангел Михаил в Священном Писании

Имя этого архангела неоднократно встречается в Библии. Буквально оно переводится «кто как Бог». Несмотря на то что в Ветхом Завете крайне редко ангелы называются по именам, Михаил напрямую упоминается в священных еврейских текстах не однажды.

Святитель Иннокентий Херсонский

Для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею бранью против порока и нечестия, и всегдашним смирением и самоотвержением. Он первый восстал против Люцифера, когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная брань, – низвержением Денницы с неба. С тех пор Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее.

Анализируя Священное Писание, христианские богословы пришли к выводу, что с Михаилом связаны и другие ветхозаветные явления архангелов, не называемых по имени:

  • спасение еврейских юношей из раскаленной печи во время вавилонского плена (Дан. 3:95);
  • преграждение пути Валааму (Чис. 22:22);
  • гибель 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба (4 Цар. 19:35);
  • явление Иисусу Навину вождя воинства Господня в образе человека с обнаженным мечом в руке (Нав. 5:13–15).

Книга пророка Даниила

Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. (Дан: 10: 13-13) Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. (Дан 10:21)

На страницах канонических книг Нового Завета этот архангел напрямую называется только один раз. Апостол Иуда Иаковлев, упоминая книгу «Успение Моисея», сообщает, что Михаил запретил диаволу владеть телом пророка Моисея.

Апостол Иуда Иаковлев

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь. (Иуд. 1:9)

Неоднократно фигурирует он и в апокрифических книгах, но особое место отведено ему в пророчествах о Страшном суде у пророка Даниила и в «Откровении» Иоанна Богослова.

Пророк Даниил

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1)

Откровение апостола Иоанна Богослова

И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною. Откр. 12:7-9.

Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Архангел Михаил, Византия, Синай, XII в. Хранится в алтаре базилики

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами,

отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они –
светы вторые.
Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди.

Изд-во «Христианская жизнь» 2010 г.

Роль архангела Михаила

Из Священного Писания мы узнаем также об особой роли архангела Михаила в борьбе добра со злом, которая произошла до того, как был сотворен человек. Некогда в духовном мире, населенном ангелами, произошла «революция»: Люцифер («светоносный»), один из близких к Богу ангелов, восстал против Него: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13–14).

Многие поддались дьявольскому искушению, но Михаил со словами «Кто подобен Богу? Никто как Бог!» поднял всех, кто не последовал за Люцифером, на битву со злом. Со своим войском он одержал победу, в результате которой бесовские силы были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15).

Однако противостояние светлых и темных сил на этом, разумеется, не закончилось, оно будет продолжаться до Страшного суда, и каждый человек — участник этой борьбы.

Федор Достоевский

Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, – знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. («Братья Карамазовы», Кн. 3, гл. III)

Как выглядит Архистратиг

Образ Небесного воина запечатлен на многих картинах и иконах. Изображают его в образе юноши с крыльями. Копье, или меч Архангела Михаила, как символы Небесного воеводы, — всегда находятся в руке.

В канонической иконографии сюжет битвы с сатаной имеет следующее изображение.

Михаил Архангел с копьем на коне

Святой Михаил и диавол, изображенные на следующей картине, символизируют вечную битву между добром и злом. Эта битва охватывает на протяжении веков все человечество, итог которой — пребывание с Господом вверху, либо в огненном озере, или геенне — внизу.

Архангел Божий Михаил, поражающий сатану.

В чем помогает архистратиг Михаил

Архангел Михаил был почитаем во всем христианском мире с первых веков. Он принимал большое участие в судьбах церкви и целых государств.

Покровитель воинов и защитник от всякого зла

Победитель дьявола всегда был помощником воинов. Недаром иначе его называют главнокомандующим — архистратигом (от греческого αρχιστρατηγός). В Византии, восточной части Римской империи, по приказу императоров чеканились монеты с его изображением: монархи и военачальники считали его своим покровителем.

На Руси он также считался покровителем защитников своей земли. Его фигура украшала шлемы древнерусских воинов.

Защитник душ умерших и спящих

Благодаря пророчествам Священного Писания, в которых говорится, что архангел Михаил в последние времена будет предстательствовать за тех, в ком сохранится хотя бы малейшая толика добра, в христианстве сложилось представление о нем как защитнике душ умерших и спящих людей.

В Византии многие знатные люди были похоронены в храмах архангела Михаила в надежде на его защиту в день Страшного суда.

Целительная сила и помощь в освящении дома

Почитание архангела Михаила как целителя также восходит к первохристианским временам. В Малой Азии нередко происходили исцеления на источниках, освященных в его честь, а затем в этих местах возводились храмы. Позже рядом с ними строились лечебницы, получавшие то же имя.

После Крещения Руси эта традиция прижилась и в нашей стране: при многих русских больницах до революции существовали Михайло-Архангельские часовни.

К архангелу Михаилу обращаются и в том случае, когда начинают строить дом или въезжают в новую квартиру. Победивший дьявола защищает и человеческое жилище от зла.

Как изображают Архангела на иконах

В христианстве существует огромное количество ликов с изображением данного ангельского персонажа. Неудивительно, ведь его образ очень важен для верующих.

Как правило, на иконах Архистратиг, как глава святого воинства, предстаёт облачённым в воинскую одежду (тавлион – плащ с прямоугольной вышивкой и хитон). Встречаются поясные изображения или в полный рост.

Архангел Михаил

Начиная с 17 столетия, возникают образы Лоратного ангела Михаила – на них он одет в костюм византийского придворного с такими характерными деталями:

  • далматикой – длинной, облегающей ризой, имеющей расшитый подол и плечи, объёмные рукава;
  • лорой – тканной деталью большого размера, переброшенной через плечо. Обычно она украшена при помощи драгоценных камней, жемчужин;
  • сапогами – также с декорацией из золота и ценных минералов.

Популярны сцены, где Михаила изображают в виде римского полководца в короткой тунике с металлическим панцирем поверх неё. Ангел имеет наплечники и набедренники с замысловатым рельефом, а сверху наброшена алая офицерская мантия, которая завязывается в районе левого плеча.

Есть отличия в воинских доспехах на иконах – всё зависит от нации, изображающей вестника с Небес, времени и обстоятельств написания образа. Как бы там ни было, ангельская одежда призвана сделать акцент на высоком чине, занимаемом Архистратигом.

Нередко держит он в руках орудие – копьё, обыкновенный или огненный меч, а иногда оба оружия одновременно. Встречаются и другие предметы: жезл, зерцало, лабарум. А, учитывая, что Михаил станет одним из судей во время Страшного суда, то иногда ему пририсовывают весы.

Чудеса архангела Михаила

Священное Писание сохранило множество свидетельств чудесных явлений, связанных с именем архангела Михаила.

Чудо в Хонех

В IV веке в малоазийском городе Колоссы, находившемся в долине реки Лик, существовал христианский храм. По преданию, его воздвиг один из горожан в благодарность за исцеление своей дочери в водах чудотворного источника, который был освящен в честь архангела Михаила.

В первые века христианства язычники нередко подвергали гонениям последователей Христа и разрушали храмы. На этот раз они решили воспользоваться силами природы и соединили русла двух бурных рек, стекающих с гор, так, чтобы поток смыл церковь.

Чудо архангела Михаила в Хонех

Один из пономарей (по другой версии диакон) этого храма по имени Архип обратился с горячей молитвой к архангелу, на которую тот не замедлил откликнуться. Он явился на пути бурлящей воды, ударил жезлом по камням, отчего в горах образовалась трещина, в которую устремилась вода. Таким образом храм был спасен, а город в память о чудесном событии назвали Хоны — «расселина».

Колосс был расположен на территории современной юго-западной Турции, неподалеку от Денизли. В дохристианские времена это был процветающий город, стоявший на пересечении торговых путей. Однако к I веку он стал постепенно приходить в упадок предположительно по причине изменения маршрутов торговых караванов.

В Новом Завете он упоминается в послании апостола Павла к колоссянам — жителям Колосса, тогда еще не переименованного в Хоны. После завоевания Византии турками Хоны неоднократно подвергались разграблениям, и ко второй половине XIII века город был практически уничтожен.

В память об этом событии в Православной церкви был установлен праздник под названием «Воспоминание чуда архистратига Михаила в Хонех». Оно нашло отражение в иконографии, в его честь в России освящали церкви.

Чума в Риме

В VI веке тысячи человеческих жизней унесла первая в истории человечества эпидемия чумы. Она началась в 541 году в Египте и распространилась в Малой Азии, а затем в Европе — на территории современных Италии, Испании, Франции и Германии. По имени императора восточной части Римской империи Юстиниана I, перенесшего страшное заболевание, эпидемия была названа Юстиниановой.

Весной 590 года в опустевшем Риме диакон Григорий, ставший впоследствии Папой Римским Григорием I Великим, организовал крестный ход и молебен, призывая оставшихся горожан к покаянию. В тот момент, когда процессия проходила мимо мавзолея, воздвигнутого над усыпальницей императора Адриана, над куполом был явлен образ архангела Михаила. В его руках был окровавленный нож, который он вытер и вложил в ножны. Вскоре после этого чудесного явления болезнь отступила от города.

Спасение Сипонта

В VI веке воинственное племя лангобардов, выходцев из западной Германии, воевало с Италией. При осаде города Сипонта по молитвам местного епископа явился архангел Михаил, который пообещал скорую победу над лангобардами. По преданию, нападавшие были оглушены громом и ослеплены облаком, из которого сыпались молнии, огонь и дым. Вскоре они покинули город.

Благодарные жители решили возвести церковь во имя архистратига, но, вновь явившись епископу, он сообщил, что в пещере, расположенной неподалеку, уже есть храм в его честь.

Удивленные горожане обнаружили вытесанную из камня церковь, в алтаре которой забил источник целебной воды. Местечко получило название Monte Sant’Angelo и стало очень почитаемым в христианском мире. Сегодня в этот городок, расположенный на мысе Гаргано, по-прежнему стекаются паломники.

Иконография

Согласно сложившейся иконописной традиции, во многом повторяющей предание и житийную литературу, архангелы могут быть изображены в воинских облачениях: доспехах, хитоне и плаще с «тавлионом» (расшитый золотом ромбовидный знак, указывающий на высокое положение). В восточных храмах были распространены ангельские образы в византийских придворных одеждах, так называемых «лоратных» – далматике и лоре.

Иконография: Михаил, архангел Датировки: XVI в. 1592 год.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 197 см, ширина 66,5 см Архангел Михаил изображен в рост, в трехчетвертном повороте. Хитон зеленоватый, гиматий алый, крылья коричневатые. По краю нимба точечный орнамент (имитация жемчужной обнизи). Лик написан по более темному санкирю, мягким вохрением. Фон — светлая охра. Инв. № КХМ КП 02062. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На Седьмом Вселенском Соборе было принято постановление писать небесные силы бесплотные в ныне классических, иконных одеяниях – хитонах и гиматиях (см. ангелов преподобного Андрея Рублева).

Существует множество вариаций иконографии, где святой Михаил Архангел изображен в военных доспехах. Как правило, они происходят от ветхозаветного сюжета о чудесном «Явлении Архангела Михаила Иисусу Навину», – предводителю многочисленного еврейского войска явился таинственный муж, облаченный в латы. Он не только воодушевил растерявшегося перед неприступной твердыней, военачальника евреев, но и научил, как сломить сопротивление города-крепости Иерихона.

В самом традиционном варианте извода, «Чиноначальник Михаил» одетый, как воин, держит в руке меч, а на коленях перед ним стоит Иисус Навин, развязывающий ремни на своей обуви. Именно так описывает этот сюжет «Ерминия» (древний справочник по иконографии), она же выделяет его в отдельную иконографическую линию. На Руси иконография эта известна с домонгольского времени. В Успенском Соборе Московского Кремля находится икона «Явления Архистратига», датируемая двенадцатым веком.

Интересный факт

Ветхозаветный сюжет о победе над Иерихоном любили изображать на воинских знаменах. Такими были стяги Дмитрия Пожарского и великого князя Василия Третьего.

Изображения вместе с арх. Гавриилом

Икона архистратига Михаила

Иконография: Михаил, архангел Датировки: XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 147 см, ширина 104 см Изображение поясное, фигура обращена вправо. Архангел слегка склоняет голову, жестом правой руки обращается к Спасу, левой сжимает, как бы опираясь на него, ярко-красный посох-мерило.Инв. № 12730. © Государственная Третьяковская галерея, МоскваЛитература:Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 74.

Включение в иконную композицию пары Архангела Михаила и Архангела Гавриила, было обыкновенным и для византийской и русской иконописи. На Руси, это двойное изображение, возможно, берёт свое начало от так называемого «Ангельского деисуса» – древней иконы, скорее всего, домонгольского периода. Образ уцелел и ведет свое бытование в Третьяковской галерее.

Икона Архангела Михаила и Гавриила

Иконография: Собор архангелов Датировки: XIII в. Вторая половина XIII века.Происхождение: Из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 165 см, ширина 118 см Икона изображает архангелов Михаила и Гавриила в рост, держащих тондо с ликом Христа Эммануила. Инв. № ДРЖ-3103. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

Слово «деисус» происходит от греч. «деисис», – моление, особый сюжет, представляющий Богородицу, ангелов или святых в состоянии молитвы перед Богом, а так же центральный ряд икон традиционного иконостаса. Эта триадная икона – как бы усеченный «оплечный» деисусный ряд, со Спасом-Эммануилом в центре и архангелами по левую и правую сторону. Существует непризнанное в церковных и научных кругах мнение, что это, возможно, один из видов икон Святой Троицы.

«Архангельский Собор»

Ещё один распространенный извод содержит в себе фигуры восьми архангелов, – это иконография праздника «Собор Архангела Михаила (И прочих Небесных сил бесплотных)».

Собор архистратига Михаила икона

Иконография: Собор архангела Михаила Датировки: XVI в. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 67,7 см, ширина 54,4 см Многофигурная композиция, посвященная единогласному прославлению ангелами Бога. Композиционный центр иконы составляет изображение двух ангелов держащих на руках над престолом фронтальное поясное изображение Спаса Эммануила в круглой славе. Кроме ангелов на иконе изображены ангельские чины: серафим и херувим.

«Архангельский собор» представляет собой динамичную многофигурную композицию, выстроенную вокруг образа Спасителя (или Спаса-Эммануила), архангелы изображаются в полный рост, в руках они держат небольшие зерцала (полупрозрачные или бело-голубые сферы) с начертанным на них именем Господа Иисуса Христа («IС» и «ХС»). Вторым рядом в иконе могут быть написаны ангелы.

Другой вариант иконографии заключает в себе только изображения Михаила и Гавриила, так же с зерцалами, со Спасом-Еммануилом в центре и с монограммой Христа или Креста. Часто встречаются иконы этого типа, выполненные в академическом или полуакадемическом стиле. Парное изображение ангелов как бы удваивает молитвенную силу образа, напоминая о постоянном участии бесплотных сил в делах промысла Божия о человеческом роде.

«Благословенно воинство Небесного Царя»

икона воинства небесного

“Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)

Икона Воинства Небесного (или «Благословенно воинство Небесного Царя») была написана по заказу царя Иоанна Васильевича (IV) Грозного для Успенского собора Кремля, где и хранилась в особом киоте, рядом с царским местом (с 1919 года ведёт бытование в Третьяковской галерее). Название её происходит из богослужебного песенного текста, посвященного мученикам:

«Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» (Октоих, стихира V гласа к мученикам).

Шествие святого войска под начальством «небесного воеводы» Архангела Михаила на крылатом огненном коне, композиционно размещено в центральной части. Воины идут в три ряда, от пылающего огнем города (Содома) к добродетельному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе и увенчанному шатром. Сюжет взят из книги Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова, по которому, гору с «градом небесным» как бы опоясывает «чистая река воды жизни» (Откр XXII, 1). Перед крепостной стеной его представлены Богородица с Младенцем Христом, который вручает ангелам небесные венцы победителей. Ангелы, летящие навстречу воинам, увенчивают праведников.

Возможно, эта иконография цитирует послание апостола Павла к евреям: «…ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем» (Евр XIII, 14). Отчасти, она перекликается и с богослужебными текстами Октоиха, прославляющего мучеников, но, сильнее всего прослеживаются коннотации с Откровением Иоанна Богослова, содержащим не только подробное описание Града Небесного Иерусалима, но и «греховного Содома». Сюжет восходит и к книге пророка Данила и его эсхатологическому видению о «погибельных царствах».

Интересно, что многие исследователи полагают, будто икона была написана в честь взятия Казани русскими в 1551 году. Накануне похода, митрополит Макарий пообещал своеобразную индульгенцию – прощение и отпущение грехов всем участвовавшим в нем и мученический венец тем, кто, возможно, отдаст жизнь за веру православную. Иконографический замысел приравнивал подвиг погибших к мученичеству, а павшие воины становились часть небесной Воинствующей Церкви.

Грозных сил воевода

Иконография: Архангел Михаил грозных сил воевода Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 22 см, ширина 27 см Архангел изображён как архистратиг Сил Небесных скачущим на коне в воинском облачении. На полях изображено двое святых. Над ним, вверху иконы, изображён Спас Эммануил. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Примерно в это же время появляется на Руси и образ «Архангел Михаил грозных сил воевода». На ней Архистратиг изображен летящим на красном крылатом коне.

Это образ Архангела — защитника молящегося от видимых и невидимых врагов как в земной жизни, так и после смерти. Одновременно в нем содержится символическое отображение важнейших христианских догматов – о Предвечном совете, о воплощении Сына Божия, о будущем Страшном суде.

Чудо в Хонех

Икона архангела Михаила

Иконография: Чудо архангела Михаила в Хонех Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 94 см Архангел Михаил спасает от разрушения посвященную ему церковь в Хонех, закрывая водам доступ в церковь. Перед храмом стоит молящийся Архипп Херотопский. И-893. © Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 2. Кат. № 110.

Источником иконографии «Чудо Архангела Михаила в Хонех» стало известное предание о явлении Архистратига и его чудесной помощи в греческом городе Хоны (до этих событий – Колоссы, общине которого было адресовано новозаветное «Послание к Колоссянам» апостола Павла). Сюжет стал настолько значительным, что Византийской Церковью было установлено специальное празднество, ежегодно отмечаемое 6 сентября. В основе его лежит древнее «Сказание о чуде в Хонех», в редакции Симеона Метафраста.

В греческих Колоссах находился знаменитый в окрестностях города, источник, открывшийся после посещения этого места апостолом Иоанном Богословом, который предсказал явление Архангела Михаила в этом месте. Вода его обладала благодатными свойствами, а чудеса, творимые от неё, обратили к христианству множество язычников. Так, чудесно исцелилась немая дочь знатного горожанина, который влил воду в уста девицы, по велению Архангела, пришедшего к нему в сонном видении. Благодарный, пораженный чудом, отец крестился со всей семьей и построил у святыни храм во имя Михаила.

Служивший при обители инок, старец Архипп, славился своим благочестием и мудростью. Он заботился о целебном источнике и многих обратил в христианство, чем вызвал гнев местной языческой общины. Однажды, разъяренные язычники придумали способ уничтожить храм вместе со стариком: они решили объединить две небольшие реки в одно русло и, устроив плотину, а потом, сломав ее, устремить мощные потоки на церковь.

Архипп узнал о злом замысле, он молился Михаилу все время, пока шли работы, а когда поток воды уже устремился на храм, перед стариком появился Архангел и сказал ему встать «одесную», то есть справа от себя. После, Михаил ударил своим жезлом в скалу, рядом с алтарем – камень раздвинулся, образовалось устье, и, по слову Архистратига, вода устремилась по землю. Михаил пообещал старцу, что это место будет свято навсегда. Язычники, видевшие чудо бежали, а Колоссы получили новое название — Хоны (щель, расселина).

Иконография стала очень популярна на Руси с конца шестнадцатого века, времени, пришедшего на расцвет монашеской жизни, когда высоким идеалом становится строгая аскеза. Сугубо превозносится и прославляется подвиг иночества, который олицетворяет собой образ старца Архиппа, показавшего всю силу монашеской молитвы, в её возможности противостоять пороку.

Как правильно обращаться к архангелу Михаилу

В православии принято считать, что молитва — это личный разговор человека с Богом, ангелами или святыми людьми. Ее «успех» или «неуспех» вовсе не зависит от «правильных» или «неправильных» действий, поэтому молитву нельзя рассматривать как заклинание, обладающее магической силой. Ответ, который получает молящийся, зависит от его собственного душевного устроения и от милости Господа.

Между тем слова, с которыми мы обращаемся в молитве, безусловно, имеют большое значение в первую очередь для нас самих, поэтому произносить их нужно с вниманием и сосредоточенностью, обращаясь к архангелу от чистого сердца. Молиться можно и своими словами, и используя тексты, составленные ранее. Главное, чтобы они были созвучны нашей душе.

Митрополит Антоний Сурожский (Блюм)

Недостаточно молиться лишь pади того, что это «пpавильно», «так надо». Молиться надо так, чтобы мы постепенно вpасли в молитву. Если вы идете на концеpт, вы, скоpее всего, неспособны воспpинимать музыку с тем же чувством, с каким композитоp воспpинимал жизнь, кpасоту, смысл – все, что он заключил в свое твоpение. Но если во вpемя концеpта вы дадите музыке унести вас, охватить вас, воздействовать на вас, вы постепенно станете более воспpиимчивы к тому, что хотел пеpедать композитоp.

Как помогает и от чего защищает Архангел Михаил

В апокрифах упоминаются такие обязанности небесного стража:

  • встреча душ после смерти, подготовка ко входу в рай и сопровождение их на Небеса;
  • защита праведников во времена гнета и гонений, в Судный день.

Он оберегает каждого человека еще с самого рождения и до смерти, хранит Книгу Жизни, в которую записывает все благие и злые поступки.

Так как Архангел Михаил является главой войска, то он особо содействует в военных делах, покровительствует военнослужащим, солдатам, которые стоят за веру и правду своей земли, государства. Но при этом считается, что образ святого помогает всем, кто имеет отношение к водной стихии, в первую очередь, морякам. Поэтому он в значительной степени будет оберегать служащих на флоте, поэтому для них это будет хорошим подарком. Но защищает не только физические тела, но и души, стоящие перед выбором предназначения, направляя их на путь праведный. Он является символом надежды и спасения, охраняя душу от злых намерений, наполняя верой и Божьей благодатью. Святой споспешествует не только в борьбе с внешними известными и неизвестными врагами, но и нашими внутренними, ведь мы знаем, что греховность имеется в нас самих. Когда человек сможет научиться держать свой разум под контролем, очищая его от всяких греховных мыслей, тогда осознает истинную суть зла, как распознать и противиться ему, оставаясь верным Господу и Его святым заповедям.

Икона Архистратига Михаила защитит дом от всяких бед, незаконных вторжений, бандитов и воров, плохих людей и нечистых сил, стихийных бедствий, неудач, горя и любого видимого и невидимого вида зла.

Михаил Архангел

Если вы находитесь в одной из следующих ситуаций, вам необходимо обратиться к Архангелу:

  • имеете необходимость в исцелении от различного рода болезней;
  • испытываете физические и душевные недуги;
  • стоите перед выбором истинного предназначения, правильного жизненного пути;
  • нуждаетесь в помощи в военном деле;
  • планируете построить новые храмы или восстановить разрушенные;
  • вас окружают враги, нужна защита от них;
  • находитесь в трудностях, тяжелых жизненных обстоятельствах, и хотите найти выход из них;
  • предстоит важное событие, экзамены, дальняя дорога;
  • чувствуете страх, тревогу и сомнения, нуждаетесь в укреплении веры, смелости и силе от Бога.

Человек сможет получить ответ на любую его молитву, если не преследует только эгоистичные цели, просит со всей искренностью и не будет бездействовать, но сделает все зависящее от него. При этом он должен оставаться духовно чистым и праведным, ведь только через познание своей внутренней сути можно приблизиться к познанию Бога.

Какие молитвы нужно читать

В православных молитвословах содержится несколько молитв архангелу Михаилу на разные нужды.

Молитва архистратигу Михаилу от врагов и всякого зла

Молитва архангелу Михаилу от всякого зла каждодневная

На фото изображен текст молитвы Архангелу Михаилу от врагов. Часть 2.

Молитва архангелу Михаилу о заступлении, помощи и от болезней

На фото изображена молитва о здравии Архангелу Михаилу.

Тропарь архангелу Михаилу, глас 4

На фото изображен Тропарь Архангела Михаила, глас 4.

Молитва архангелу Михаилу на каждый день

На фото изображена молитва Архангелу Михаилу на каждый день «О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас».

Молитва

Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и Пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во Ангелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго денни́цы на Небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию, бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых! Бу́ди во́ждь и сора́тай непобеди́мь христолюби́вому во́инству на́шему, венча́я его́ сла́вою и побе́дами над супоста́ты, да позна́ют вси противля́ющиися нам, я́ко с на́ми Бог и святи́и Ангели Его́. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я. Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что́ есть во́ля Бо́жия о нас блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти, и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́ниями пло́ти, увлека́яся, по подо́бию несмы́сленных дете́й, скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и Небе́сная. Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дней вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чувств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́ние зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия. Егда́ же прибли́зится час сконча́ния на́шего и свобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас, Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да охраня́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же несть печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная, и сподо́бимся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, и Тому́ возда́ти сла́ву, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Архистратигу Божию Михаилу

О, святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, рабов Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О, всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Значение иконы архангела Михаила

Изображения архангела Михаила, которые созданы православными иконописцами, всегда соответствуют утвержденному канону, согласно которому ангелы предстают на иконах в виде молодых людей с крыльями, облаченных в хитоны и гиматии (плащи). Их головы венчают тороки (ленты).

Икону или фреску с изображением главы ангельского воинства от других ангельских чинов можно отличить по копью, пике или мечу, которые он держит в правой руке. С помощью этого орудия он поражает диавола. В левой руке в разных вариантах можно встретить зеркало, символизирующее прозрение, ветвь финика, означающую победу, или чашу весов, напоминающую о грядущем последнем суде для каждого человека.

Нередко иконописцы «облачают» архистратига в алые воинские одежды или кольчугу. Широко также распространены иконы с изображением чуда, сотворенного архангелом в Хонех.

Чудотворная икона в Москве: Архангел Михаил с деяниями

Архангел Михаил с деяньями.

Архангел Михаил с деяньями. Архангельский собор Московского Кремля.

В Архангельском соборе Московского Кремля ведет свое бытования особо чтимая икона Архистратига с клеймами. Её так же датируют концом четырнадцатого, началом пятнадцатого века, эта довольно таки объемная композиция 235,5 × 182,2 см, с изображенной в среднике, весьма динамичной фигурой архангела, в традиционном воинском облачении, с мечом в руке. В восемнадцать клеймах по периметру композиции содержатся сюжеты чудес и явлений архангела. В одном из клейм изображен сюжет гостеприимства Авраама, с тремя ангелами – более известным, как Троица.

Архангельский собор расположен на Соборной площади Московского Кремля.

В частной коллекции при Фонде Андрея Первозданного, в Москве, находится редчайшая икона Архангела Михаила «Лоратного», представляющая собой памятник пятнадцатого века.

Дни памяти

В православной традиции главным праздником, связанным с именем архистратига Михаила, считается 21 ноября. Эта дата была выбрана в IV веке не случайно. В тот период среди христиан распространилась еретическое учение, сторонники которого поклонялись ангелам как творцам мира и его правителям.

На Лаодикийском соборе была осуждена ересь и принято решение установить день памяти ангельских сил под предводительством архистратига восьмого числа девятого месяца каждого года. Число 9 соответствовало девяти ангельским чинам, а 8 символизировало восьмой день творения, когда состоится Страшный суд.

День выбрали по календарю, действовавшему в то время в Римской империи, но в России он соответствовал 8 ноября. При переходе на новый стиль дата сместилась на две недели, и теперь мы отмечаем Собор архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных 21 ноября.

Воспоминание чуда, сотворенного архангелом в Хонех, отмечается 19 сентября по новому стилю. В этот же день совершается память диакона, по молитвам которого оно произошло, — преподобного Архиппа Херотопского.

Покровитель военных и защитник от всякого зла

Перед иконой Архистратига Михаила принято молится о попечении отечества, о «соратничестве воинству», при любых угрозах жизни и душе. Он – главный покровитель военнослужащих.

9

Май

1918 года

В годы Гражданской войны в городе Уральске был учрежден Крест (орден) Святого Архистратига Михаила. Им награждали бойцов, особо отличившихся в сражениях против Красной армии.

Традиционно, вспоминая его чудо в Хонех, силу заступника христианства, Михаила просят о защите Святой Церкви и веры православной. Особо молятся ему об откровении воли Божьей, о даровании образа покаяния и о защите души после смерти.

Архангелы благовествуют людям, укрепляют в человеческих душах святую веру, избавляют от диавольских козней, просвещают разум светом святого Евангелия.

Богослужения

21 ноября во всех православных храмах совершаются торжественные богослужения в честь ангельских сил и их начальника — архангела Михаила. В текст службы «вплетаются» канон, тропарь, кондак и величание. Кроме того, на прокимне читаются соответствующие фрагменты из Ветхого Завета.

Величание

Кондак, глас 2

Иисуса Навина чтение. [Глава 5.]

Судей Израилевых чтение. [Глава 6.]

Пророчества Исаиина чтение. [Глава 14.]

Молебен

Если кто-то из близких находится в местах военных действий или существует опасность для его жизни, следует посетить православный храм и заказать молебен Архистратигу Михаилу. В записке можно называть имена не только этих людей, но и всех близких и родственников. Когда священник будет читать молебен, подающему требу желательно лично присутствовать в храме и участвовать в службе, так как православные молитвы -это не заклинания, которые достаточно лишь вычитать.

Текст можно найти в полных православных молитвословах, или изданным отдельной книгой. При наличии времени и сердечного расположения молитвы можно читать самостоятельно. О том, как часто читать молебен, желательно спросить у священника, это зависит от каждого индивидуального случая.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: