Влахернская икона Божией Матери — святыня рода Головиных

Одним из наиболее редких образов Богородицы считается чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Ее доставили в Константинополь в 439 году, специально для нее по повелению императора Льва Великого была воздвигнута церковь в западной части города по прозванию Влахерны (некогда там был убит скифский вождь Влах). По преданию, именно на том месте Андрею Юродивому явилась Богоматерь.

Дата празднования: 20 июля

Икона получила название Влахернской Божией Матери, и хотя после пожара 1434 года, когда церковь была уничтожена огнем, икону перенесли в другой храм, название за ней сохранилось.

Описание иконы

Размеры иконы относительно невелики: 46 × 37,5 × 4 см. По типу иконописи — это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь, или Путеводительница. Необычна техника, в которой она выполнена: это воскомастика, позволяющая получать рельефное изображение. Благодаря этому образ словно выступает над доской, производя на верующих потрясающее впечатление и внушая благоговейный страх.

Влахернская икона Божией Матери

Еще большую ценность придает Влахернской иконе то, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик.

От других иконописных образов Богородицы Влахернский образ отличается выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (списках) иконописцы старались придать образам Богородицы и Младенца такую же рельефность.

Влахернская икона Божией Матери

LiveInternetLiveInternet

Одигитрия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводительница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Влахернская икона является редким образцом рельефных икон.

В источниках XVII века и в литературе XVIII-XIX веков она называется мастично-восковой. Ее основа — вырезанный в дереве плоский рельеф, покрытый слоем воско-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством. Еще во время пребывания Влахернской иконы в Константинополе Константинопольским Патриархом Паисием была составлена Свидетельствованная грамота, в которой отмечена одна важнейшая особенность Влахернской иконы: она сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», т. е. является мощевиком-реликварием. В литературе XIX века имеется упоминание о составе мощей — это пепел святых мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских.
Интересна история воздвижения Влахернского храма.

Влахернский храм

О многом говорит православному сердцу само имя местности в западной части Константинополя – Влахерны. Здесь, на месте убийства скифского вождя Влаха, в V веке при императоре Льве Великом была построена церковь во имя Пречистой. Именно в ней произошло знаменитое видение Богородицы Андрею Юродивому, которое мы чествуем как один из самых любимых на Руси праздников – Покров. В середине пятого века в эпоху правления византийского императора Льва I Макелы двое его приближённых Гальбий и Кандид отправились в паломничество на Святую Землю. В селении неподалёку от Назарета они решили переночевать в доме одной благочестивой женщины. Их внимание привлекли горящие свечи и курящийся фимиам. На вопросы, что за святыня хранится в доме, хозяйка долго не хотела давать ответ. Когда после неотступных просьб гостей она всё-таки уступила, то оказалось, что это была Риза Божьей Матери. Перед самым своим Успением Дева Мария подарила её одной благочестивой вдове, завещав передавать по наследству. Гальбий и Кандид смогли убедить женщину в необходимости отвезти святыню в столицу империи. В Константинополе по такому случаю решили воздвигнуть отдельный храм вокруг чудодейственного источника во Влахерне — живописном местечке на побережье бухты Золотой Рог, где издавна жили влахи, то есть румыны и западные славяне. В 474 положены были в эту церковь честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины; память этого события отмечается церковью 2 июля – в престольный праздник Ризположенских церквей. Храм этот сгорел в 1434 году.
***
Но был во Влахернах и другой богородичный храм, где находилась икона Присно Девы, сопровождавшая многих византийских императоров в их военных походах. В 435 г. византийская императрица Августа Пульхерия, возвела церковь. Император Юстиниан пристроил к ней две арки, и храм приобрел форму креста. Они всегда брали эту святыню с собою как главную свою защитницу, дабы «православное воинство ощутило себя под покровительством Божией Матери».

Икона эта, получившая название Влахернской, промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней. По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой. ***

Исторический путь Иконы

Изначально прославившийся многими чудотворениями, образ пребывал в Антиохии, затем в Иерусалиме. Супруга византийского императора Феодосия II (408 — 450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436 -437 годах, приобрела икону и отослала ее в Константинополь в дар сестре императора, св. Пульхерии. Икона была поставлена Пульхерией в храме, находившемся в Влахернах, и с тех пор святыня носит имя Влахернской. Вышеупомянутая Свидетельствованная грамота Патриарха Паисия впоследствии вместе с посланием протосинкелла Гавриила была прислана на Русь, видимо в ответ на запрос царя. В этих документах икона отождествляется с одной из древних святынь Влахернского храма. Согласно грамоте, во времена императора Ираклия икона Божией Матери «Одигитрия» спасла Константинополь от нашествия персов и аваров (626), а также происходило много чудес в обители Богоматери во Влахернах. После захвата Константинополя турками (1453) Влахернская икона была перенесена в монастырь Христа. Перед тем как храм монастыря был обращен в мечеть, благочестивые люди спрятали Влахернскую икону в оконной нише и замуровали ее. Позднее икона была чудесно обретена, и служка мечети, сняв драгоценный оклад, продал икону некой вдове, которая и принесла ее в дар протосинкеллу (настоятелю) Иерусалимского подворья в Константинополе Гавриилу. Согласно сведениям XVII века, Чудотворный образ был прислан в Москву из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу от протосинкелла Гавриила. Торжественная встреча иконы состоялась 16 октября 1653 (7162) года. Отношение к Влахернской иконе как к покровительнице Константинополя и греческих императоров сразу же поставило ее в ряд важнейших святынь русского государства. Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ, о ее чудесной помощи при спасении Константинополя от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресвятой Богородице, 1-й кондак которого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое Влахернскую икону. В праздник новолетия (1 сентября) этот образ также занимал одно из центральных мест — на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери,- как символ покровительства, которое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому государству. В этом качестве Влахернская икона сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь. В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец, которые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1813 году икона поновлялась после наполеоновского нашествия: ее дублировали на новую кипарисовую доску и украсили серебряной ризой. В этот период на ней были сделаны новые надписи по-гречески: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное Сокровище», а на нижнем поле — надпись по-русски о поновлении с датой 1 августа 1813 года. В 1918 году в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. Влахернская икона, была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 году, когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. …
*** В 1983 году икона была отреставрирована в ВХНРЦ Л. А. Дунаевым: с полей и фона иконы были сняты слои поздних записей, на фигурах из-за фрагментарной сохранности авторского слоя прописи были оставлены, за исключением небольшой пробы на левом плече Младенца. Фрагменты первоначальной живописи сохранились на изображениях левого глаза Богоматери и руки Младенца, держащей свиток. В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Известно три списка иконы, сделанных в различное время: 1. Принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. 2. Из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове). 3. Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва).

Из истории Влахернской иконы

Влахернская икона издавна стала считаться покровительницей как самого Константинополя, так и императоров Византии. Когда в 626 году город был осажден врагами, патриарх Сергий обошел его стены с иконой в руках, и врагам по их собственному утверждению явилась сама Богоматерь, после чего они в страхе отступили.

Еще одно чудо, связанное с Влахернской иконой, произошло в эпоху иконоборчества. Тогда икона вместе с горящей перед ней лампадой была замурована в стену монастыря Пантократора, там ее и обнаружили через сто лет, причем лампада продолжала гореть.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

Икона «Влахернская Божья Матерь (Одигитрия)»

Влахернская икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда царь всегда брал ее с собой в военные походы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее, а ее рельефный список, пожалованный отцу Григория Строганова и датируемый 17 или 18 веком, — во Влахернском храме в Кузьминках, который был выстроен специально для нее. Она стала семейной святыней рода Строгановых.

История иконы

Чудотворная икона Богородицы Влахернская явилась в Антиохии с именем “Одигитрии”. В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь.

Во время осады Константинополя персами и аварами патриарх Сергий обошел с иконой Влахернской Богородицы стены византийской столицы. При виде образа Пресвятой Божией Матери враги отступили.

Образ Пресвятой Богородицы не раз защищал жителей Константинополя от набегов и предавал воинам сил отстаивать границы священного города.

В VIII веке, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы “Одигитрии” и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями.

В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

По взятии турками Царьграда “Одигитрия” некоторое время скрываема была в Патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 октября 1654 — в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте.

В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.

Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.

Влахернский храм находился в небольшом пригороде на северо-западе от Константинополя. От имени храма позже икона Божией Матери получила свое название.

Молитва перед иконой

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Молитвословия

Тропарь

(при Акафисте, глас не указан)

Многоце́нное сокро́вище, Богоро́дице,/ многочу́дный о́браз твой святы́й Влахе́рнский,/ яви́ти благоволи́ла еси́ в Иерусали́ме земне́м,/ после́жде по всему́ ми́ру христиа́нскому чудесы́ его́ просла́вила еси́./ И ны́не прибега́ем к Тебе́ и про́сим у́бо Тя:/ исцели́ от греха́ сла́быя ду́ши на́ша,/ и во всех де́лех нам помози́,/ покая́нием воскреси́ ны,/ да возмо́жем в Иерусали́ме Небе́снем// Го́спода ку́пно с Тобо́ю во ве́ки прославля́ти.

Все началось с русских разбойников

Как говорит Предание Церкви, однажды юродивый Андрей (родом славянин, бывший рабом у одного византийского вельможи) и его друг Епифаний несколько часов молились рядом во Влахернском храме Константинополя и вдруг св. Андрей увидел Пресвятую Богородицу.

Божия Матерь шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.

И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась со слезами за людей. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом.

Наш корреспондент побывал во Влахерне (районе Стамбула) – на том самом месте, где было явление Покрова Божией Матери, которое и послужило началом описанных событий.

Тогда здесь стоял Влахернский храм, в котором находилась и знаменитая Влахернская икона Пресвятой Богородицы (по преданию, написанная апостолом Лукой). А рядом с храмом – святой источник Богоматери, сохранившийся до наших дней.

Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло чудесное явление Покрова Богородицы. Но позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян.

Их корабли были рассеяны внезапно налетевшей бурей, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий Олег», который позже все-таки прибил «щит на врата Цареграда».

После неудачного набега Русь крестилась, и Покров Пресвятой Богородицы – ее защиту от разбойников – стали особенно вспоминать именно на Руси.

Только почитание Пресвятой Богородицы как защитницы от разбойников переросло у нас в почитание Божией Матери как заступницы и за самих разбойников, узников – традиционно тюремные храмы на Руси освящают в честь этого праздника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: