10 заповедей божьих и 7 смертных грехов считаются основными правилами христианства, которым нужно придерживаться в мире. Они были даны Богом святому Моисею еще в начале развития религии. Для того чтобы спасти человечество от грехопадения и предостеречь от опасности, ведь систематическое занятие ими приведет к разрушению бессмертных душ, которые попадают в ад. Давайте подробнее узнаем о том, какие грехи и заповеди выделены в православных традициях.
Что такое грех
Грех – это то, что отдаляет человека от Бога. Грехи бывают разные – большие и малые, вольные и невольные, серьезные грехи и небольшие прегрешения. Некоторые из них называются «смертными», потому что приводят душу к смерти. Душа может умереть при живом еще теле. Сначала она поражается болезнью вследствие греха, мрачнеет, а затем, если не принять меры, может умереть.
После каждого греха душа заболевает, и лекарство есть только одно – покаяние. Посредством исповеди душа врачуется после отпущения греха. Слезами покаяния душа омывается, очищается. Но если человек возвращается к старым грехам, с душой происходит все заново.
Святой Игнатий Брянчанинов писал, что возвращаться на прежние грехи не только гнусно, но и опасно. И наказание за это есть только одно – вечное мучение. В Евангелии Христос исцелял людей и наказывал только одно после этого: «иди и больше не греши!». Т.е. больше не возвращайся к прежним грехам. «Да не хуже тебе что будет!». Значит Сам Господь предупреждал, что после возвращения к прежним грехам по исцелении последствия могут быть самые ужасные.
Смерть души нередко приводит к телесной смерти. Потому что человек мрачнеет, перестает стремиться к чему-то, верить, теряет цель в жизни. Поскольку душа связано с телом при этой жизни, то и тело начинает страдать. А когда душа исцеляется, то и тело нередко выздоравливает.
Что в православии считается убийством
Для того чтобы раскаяться в убийстве, нужно четко понимать, как его определяет православие. Явное физическое лишение жизни кого-либо — далеко не полное определение. Убийством считается и неоказание помощи страждущему, безразличие к страданиям другого.
С духовной точки зрения, убийством можно считать совращение кого-либо с истинного и доброго пути, втягивание в греховную жизнь. Далеко не всегда это явные и понятные действия, и человеку нужно внимательно переосмыслить свою жизнь, чтобы увидеть такой грех.
Отдельно надо остановиться на очень распространенном виде греха, который совершается каждый день многими людьми и все еще разрешено законом. Речь идет об абортах. Аборт — это убийство в самом чистом виде, совершаемое по доброй воле родителями ребенка.
Ответственность за такое решение несут и мама, и папа малыша, хотя окончательное решение всегда остается за женщиной. Тем не менее, если мужчина не поддержал женщину и из-за его действий (или наоборот, бездействия) и женщина совершила аборт — такой мужчина должен принести покаяние в убийстве собственного ребенка.
Памятник нерождённым детям. Словения
Важно! Несмотря на то, что убийство — тягчайший грех, иногда приходится внимательно пересматривать всю свою жизнь, чтобы понять, где человек мог согрешить против шестой заповеди.
О духовной жизни:
- Русская православная церковь в период гонений
- Как правильно прикладываться к иконе
- Как использовать масло Матроны Московской
Какие смертные грехи бывают
В творениях святителя Игнатия Брянчанинова есть подробное перечисление человеческих страстей с указанием, как избавиться от них.
Грехи, приводящие к смерти, называются так:
- Гордость. Это грех, заставляющий любить себя больше других людей. Гордый человек возвеличивает себя над остальными, считает себя лучше всех. Гордые не терпят укорения, критики, уничижения. Сюда относятся: пригвождение ума и сердца к земным вещам, чтение еретических книг, увлечение ересью, дебелость ума, неверие, хула, насмешничество, неповиновение властям, оставление молчания и смирения, потеря простоты, невежество, безбожие и, в конце концов, смерть души. Тщеславие – разновидность гордости, заставляющая человека любоваться и восхищаться своей внешностью, способностями. Человек тщеславный не понимает, что это – не его заслуга, а дар Божий. Вследствие тщеславия человек превозносится над всеми и унижает остальных.
- Сребролюбие. Стремление к богатству, любовь к деньгам, прибыли. Сребролюбие не дает человеку творить милостыню, сребролюбец жалеет даже копейку отдать бедным. Забота о богатстве не дает человеку спокойно жить, думать о духовном, молиться. Сюда относится также боязнь обеднеть, заболеть, постареть, быть изгнанным, неупование на Промысел Божий, излишняя любовь к земным вещам, желание присвоения себе чужого.
- Блуд. Это – половая жизнь до вступления в брачные отношения. Разновидность – прелюбодеяние, измена супругов. Эта страсть включает в себя похоть, неприличные помыслы, взгляды, блудные сновидения, мечтания, воспоминания. Христос называл прелюбодеем того, кто даже только посмотрел на противоположный пол с возжделением. Повинны в этом и те, кто смотрит неприличные изображения и фильмы, читает развратные книги, медлят в блудных размышлениях. Сюда относятся и противоестественные грехи, рукоблудие, скотоложство, кровосмешение и т.д.
- Зависть. Желание иметь жену ближнего, скот или что-то из имущества другого человека вопреки десятой заповеди, данной Богом Моисею. Завидовать можно также здоровью, благосостоянию, работе, богатству, талантам, времяпровождению и т.д. Зависть может довести человека до причинения зла ближнему.
- Чревоугодие. Сюда относится не только объедение, но и тайноядение, лакомство, гурманство, нарушение постов, пьянство, предпочтение телесного покоя, самолюбие.
- Уныние, печаль о земном, праздность, расслабление души, дряхлость ума, нерадение о душе, расслабление, оставление молитвы, душеполезного чтения, рукоделия, рассеянность, невнимательная молитва, долгое непосещение церковной службы, опоздание на службу и уход прежде конца, нега, многоспание, леность.
- Гнев, вспыльчивость, обида ближнего, толкание, ударение, злословие, желание мести, злоба, спор, крик, жесткие и колкие слова, злопамятство.
Понятно, что каждый может найти у себя ту или иную страсть, приводящую к смертному греху. Задача православного человека – выявить и постараться всю жизнь бороться с ней, чтобы в конце жизни предстать перед Господом чистым и святым. Бог, не хотящий смерти грешников, конечно, будет всегда помогать кающемуся человеку исправиться. Но сначала надо разобраться в себе и осознать, какая из страстей главенствует в данном человеке. Ведь познание – это и есть начало исправления.
Православная миссия и катехизация
Сегодня мы будем обсуждать очень важную тему. Мы занимаемся Ветхим заветом и, наконец-то, добрались до смертных грехов. Я думаю, что все вы выполнили домашнее задание, и нашли те места Священного писания, где говорится о наиболее тяжких грехах, настолько тяжелых, что за них полагается смертная казнь.
Я должен прежде всего рассказать о том, что такое смертные грехи не с внешней, а с внутренней точки зрения. Внешняя характеристика всем понятна. Это грехи этического (подчеркиваю) свойства, которые связаны с нарушением заповедей и предписаний Закона и которые караются смертной казнью. Человек в прямом смысле слова признается недостойным жить в обществе, в народе Господнем. Однако это внешняя характеристика, но еще есть внутренняя, которая касается вопроса о том, почему за одни грехи полагается смертная казнь, а за другие нет. Ведь нарушение не всякой заповеди, даже из числа десяти заповедей, которые Моисей получил на горе Синай (Хорив), приводит к смерти. Хотя их всего десять, и, казалось бы, здесь должны были быть собраны самые главные. Но тем не менее.
Например, заповедь «не укради». Если человек украл – это тяжелый грех, но ведь человека за это не убивали, за исключением случая кражи человека и продажи его в рабство. Могли отрубить руку, могли засудить, наказать, потребовать возмещения убытков. Так же как и по законам шариата в мусульманском, вполне средневековом мире за кражу положено отрубать руку. Это самое страшное, что могли сделать. Этот грех, к сожалению, на Востоке чрезвычайно распространен, несмотря на такие суровые наказания. Но все же он не карался смертью.
Почему же в одних случаях грех является смертным, а в других нет? В Библии существуют три версии дарованного на Синае закона, три редакции десяти заповедей: две в книге Исход, и еще одна в книге Второзаконие. Так какие же грехи смертные? Давайте вместе подумаем, прежде чем мы займемся конкретными вещами. Не будем торопиться – если не успеем все обсудить сегодня, продолжим разговор в следующий раз, а если будет нужно, соберемся и в третий раз. Очень важно, чтобы вы это поняли, потому что нарушение заповедей, за которым в Ветхом Завете следует смертная казнь, грозит тяжелейшими последствиями и христианам, хотя и не физической смертью. Христианство отменило смертную казнь за грехи, сделав акцент на духовных последствиях этих грехов. И бывает очень трудно определить, был совершен смертный грех или нет. Конечно, это можно определить по последствиям, по плодам, по результатам. Смертный грех всегда влечет за собой какие-то тяжелые последствия в жизни человека. Такие грехи приводят человека в очень тяжелое духовное состояние. Но этого мало: по этой логике любой нераскаянный грех может быть тяжелым и, в некотором смысле, смертным, так как он убивает душу. При этом один и тот же грех по отношению к одним людям может быть смертным, а по отношению к другим – уже не совсем смертным, и так далее. Здесь мы уже вступаем в область некоторого субъективизма. Однако Закон очень четко говорит о грехах, которые считаются смертными.
В этом вопросе есть две стороны: что грех несет нам и что он несет окружающим людям. Во-первых, смертный грех приносит беду самому грешнику, а во-вторых, он приносит большую беду всему обществу, в котором этот человек живет. Например, убийство.
Есть три категории смертных грехов: этические, аскетические и мистические. Об аскетических и мистических смертных грехах (которые не связанны с нарушением этических заповедей и предписаний Закона) мы будем говорить на третьем этапе оглашения, базируясь уже на ваших знаниях об этических смертных грехах и будучи уверены, что никто из вас таких этических грехов уже не совершает, а если совершал прежде, то покаялся в этом и искупил свой грех. Но это позже, чтобы не было путаницы. Поэтому важно помнить, какие грехи смертные, а какие нет. Например, воровство – это тяжелый, но не смертный грех. Хотя для кого-то этот грех может стать смертным, т. е. может дойти до смертного греха.
О воровстве мы будем говорить в связи с вопросом об аскетических смертных грехах. Например, если за воровством стоит зависть, то всем известно, что зависть входит в число смертных грехов, но только уже не этического, а аскетического характера. В Ветхом Завете вы не найдете зависти среди смертных грехов. Кажется, такая страшная вещь, но, тем не менее, ее нет, потому что Ветхий Завет оперирует категориями Закона, прежде всего этическими предписаниями.
Давайте сейчас не будем говорить о грехах аскетических. Главное, с чего надо начинать, – это этические смертные грехи, потому что вы сейчас читаете книги Закона и там об этом много говорится. Это очень важно. Если брать субъективный план, то человек, совершивший смертный грех, начинает говорить о себе как о грешнике, потому что по опыту людей смертный грех в первую очередь препятствует благодати и вере, препятствует общению с Богом. В каких-то случаях Бог перестает слушать человека. Люди были очень внимательны к этому: почему Бог одних людей слушает, а других не слушает? Почему?
В Ветхом Завете очень много таких случаев. Там, конечно, делается акцент на вере в истинного Бога – если человек уклонился от этой веры, Бог перестает его слушать. Смертным грехом является идолопоклонство. Это – всякое волшебство, астрология, чародейство, иногда нетрадиционные методы лечения, которые связаны с полуколдовскими действиями (которые сейчас уже могут называть и традиционными, и нетрадиционными), экстрасенсорика и тому подобное. Я не хочу сказать, что всякая экстрасенсорика, я глубоко уверен и знаю по опыту, что экстрасенсом является всякий человек на земле, потому что, по определению, экстрасенс
– это человек, обладающий сверхчувственными способностями. На человека, как очень сложную и мощную энергетическую систему, всегда можно смотреть с этой позиции, и в физическом, и в душевном, и даже в духовном плане, поскольку дух есть сила, а значит энергия. Даже по отношению к Божьему Духу святые отцы говорили, что это Энергия. Святой Григорий Палама в XIV веке говорил о благодати как Божественной энергии. Энергия есть, и многие вещи можно описывать с помощью этого понятия. Понятно, что энергии могут быть разными. Есть чувственная энергия, которую человек воспринимает непосредственно своими органами чувств, а есть такие энергетические воздействия, которые человек и сам оказывает на других, не ощущая их, и воспринимает их не органами чувств, а иначе. Вот экстрасенс – это человек, который сверхчувственно воздействует на других. Но и любой человек обладает такими способностями.
У человека есть, как известно, целый ряд энергетических центров, человек – это очень мощная энергетическая система. Но энергия энергии рознь. Есть энергии тварные и нетварные, есть энергия любви, благодати, а есть энергия зла. Причем иногда так могут оцениваться даже те энергии, которые мы привыкли воспринимать вне этического поля. Мы чаще всего не задумываемся, какова в этом смысле, скажем, электрическая энергия. Но я не однажды встречался с людьми убежденными в том, что электрическая энергия – это вредная, злая энергия, что человек ее освободил, но сам же от нее и страдает. Всем хорошо известно про воздействие электромагнитного поля. Попробуйте-ка поставить себе дачу под высоковольтную линию, и я на вас посмотрю через пять-десять лет, если еще живы будете. Не все так просто, мир очень сложен. Солнечная энергия – это тоже клубок разных энергий. Здесь нельзя упрощать, это сложные вещи. Если захотите, мы потом об этом поговорим, о разных энергиях, сейчас это не наша тема.
Наша тема – смертные грехи. Волшебство – это смертный грех? Смертный. Колдовство? Смертный. Ведьмовство? Тоже. Кто такая ведьма? – Та, кто больше знает, от слова «ведать», от санкскритского корня «знать». Корень санскритский, он присутствует во многих языках. Мы тоже различаем знание, как объективное, дискурсивное знание, и познание, или ведение. Например, мы говорим «боговедение», хотя говорим и «богопознание». Это синонимы. Но мы не говорим – «знание о Боге», мы говорим – «вера в Бога». И это неслучайно. Язычники могут говорить о знании. Христианин никогда так выражаться не будет, если он внимателен к своему языку. Если он хочет, как говорили святые отцы, выражать свою веру и духовный опыт «богоприличными словами».
Ве
дение Бога, боговедение – это положительное качество, это дар. Когда речь идет о ведьме или ведьмаке (если это мужчина), мы имеем дело с разными источниками знания и разным употреблением знаний, разным их использованием. К этому надо быть внимательным. В наше время существует огромное количество суеверий. Даже просвещенные люди бывают полны самых тяжелых, языческих суеверий. Например, в советское время представители разных научных обществ и организаций увлекались теософией. Советская интеллигенция вообще очень увлекалась теософией и антропософией, в которых присутствует огромный пласт языческого знания, настоящего язычества. У них и богослужение языческое, например в «Живой этике» мадам Блаватской или мадам Рерих. Это очень серьезные вещи. Почему люди этим увлекались? Да потому, что им в свое время просто «обрыдла» советская атеистическая идеология, а это были куда более тонкие вещи, говорящие о том, что людей больше интересует. Это было для многих шагом вперед, но христианством еще не было. Это уже было проникновением в более глубокие пласты жизни, хотя и в рамках язычества, и до определенной степени государством не запрещалось.
Вот идолопоклонство – смертный грех, который заключается в почитании вместо Творца тех или иных творений или ангельских сил, «сынов Божьих», звезд. Эти понятия – ангелы, звезды, «сыны Божьи» составляют синонимический ряд в Библии, это то, что существует на тварном небосклоне. Там есть свои иерархии – ангельские чины. Против такого почитания «сынов Божьих» – ангелов, космических иерархий, которые могли ставиться наравне с Богом, непримиримо выступает Ветхий Завет. Невозможно сочетать то и другое: почитание Бога как Творца и отношение к этим ангельским силам как к богам. К слову говоря, неслучайно по-гречески эти силы звучат как «дэмоны» – демоны. Демон часто переводится как «бес», например при переводе с английского. А если переводить с греческого, а это греческое слово, то оно будет пониматься как «сила». Например, «демон Максвелла» в кибернетике – черный ящик, где был этот демон Максвелла. Там не имеется в виду бес, в кибернетике никаких бесов нет. Вернее они могут там быть, но только так же, как они могут быть где угодно. В язычестве «демоны» – это некая тварная тайная сила, часто космическая, некое энергетическое начало. Почитание их влечет за собой то, что человек действительно лишается Бога. Согрешивший таким образом человек остается без Бога, потому что почитание Бога и почитание бесов, демонов, космических иерархий, ангельских сил как Бога напрямую является язычеством. Вы читали беседу «Магия, колдовство, ведовство, вампиризм» в серии бесед по христианской этике [Свящ. Георгий Кочетков. Беседы по христианской этике. Выпуск 2. 3-е изд. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006], поэтому я не буду на этом долго останавливаться. Кто не читал – прочитайте, это очень важно. Сейчас все это чрезвычайно расцвело под самыми разными наименованиями, в этом надо разбираться. Не надо быть подавленными, бояться: о, это бесовщина! Сейчас люди везде готовы видеть «хвостатого». Не надо. Это тоже может быть суеверием, когда человек всего на свете боится, потому что ничего не понимает. Не надо ничего бояться, надо знать, что есть что и что за чем стоит, где границы вещей и что они означают. В христианстве неслучайно, как и в ветхозаветной церкви, почитаются ангельские силы. Но почитание ангелов и Богопочитание никогда не смешиваются. Потому что стоит только начать почитать ангелов, космические силы, как Бога, и мы тут же превращаемся в язычников, в идолопоклонников, тут же совершаем смертный грех, а значит, убиваем себя и все вокруг.
Смертный грех похож на взрыв нейтронной бомбы: бомба взрывается, а ничего не разрушается, внешне все остается как было, на своих местах, но все живое, жизнь – уничтожается. Смертный грех работает именно таким образом. Внешне человек никак не изменился. Допустим, кто-то изменил жене или мужу, совершил прелюбодеяние. Как человек при этом изменился? Да почти никак. Только опытный взгляд увидит, что на самом-то деле он изменился, изменились его глаза, выражение лица, походка, реакции, состояние. Но это увидит только опытный человек. Не каждый священник, не каждый монах сможет это увидеть и понять, далеко не каждый верующий. В большинстве случаев сам человек будет думать, что все в его жизни как было, так и осталось. Ну что случилось? Ну, согрешил, или, как говорил Куприн, «грехопаднул» – от слова «грехопадение». Встал и пошел. Кажется, ничего не произошло. Внешне ничего не изменилось, а внутренне человек меняется, совершив смертный грех. Последствия очень велики, но обычно человек начинает различать их в себе значительно позже. Иногда проходят десятилетия. Это особенно страшно, когда человек уже ничего не может изменить. Неслучайно существует пословица: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Если бы молодые люди не просто знали, что можно, а что нельзя, но знали бы еще и почему
одно можно, а другое нельзя, а старые люди могли бы что-то исправить в своем прошлом, то многое бы в жизни было совсем по-другому. Поэтому мы всегда очень серьезно говорим со всеми про смертные грехи.
Вы сейчас сами увидите, когда мы коснемся всех смертных грехов, которые вы нашли в Священном писании и выписали, что последствия для самого согрешившего и последствия для общества, для всех людей вокруг, включая самых близких и любимых, любого
смертного греха чрезвычайно велики. Конечно, имеются ввиду все смертные грехи – и этические, то есть нарушения заповедей Закона Божьего, и аскетические, и мистические. Сегодня, повторяю, мы говорим только об этических. Мы не будем говорить ни о лени, ни о зависти, ни об унынии, ни о других вещах, таких как гордость, например, и так далее, которые относятся к аскетическим смертным грехам. Тем более мы не будем говорить о мистических смертных грехах, хотя вы и о них что-то знаете. Если вы вспомните Евангелие, там об этом говорится. Но все в свое время.
Я еще немного расскажу о том, что представляют собой смертные грехи типологически, чтобы вы понимали, почему этот разговор так важен и для вас, и для тех, кто живет вокруг вас, почему так важно предостерегать людей от грехов, всячески приводя их к покаянию. Потому что на нашей земле сейчас лежит такое количество смертных грехов, какого никогда не было за всю историю. XX век в этом отношении ужасен и беспрецедентен, а XXI век пока мало чем отличается от предыдущего. На нашем народе лежит такое количество смертных грехов, начиная с богоотступничества, идолопоклонства и кончая убийствами и прелюбодеяниями, абортами и «им же несть числа»… Поэтому мы, как говорится, здесь «впереди планеты всей» вместе с нашими друзьями из других стран бывшей империи, Советского Союза. Так вот, это принципиально важно, потому что смертные грехи страшно заразны. Бывают тяжелые болезни, которые мало того что сами по себе смертоносны, но еще ко всему прочему и страшно заразны. Они рождают эпидемии. Ведь неслучайно такая страшная сама по себе болезнь, как СПИД, еще и заразна. Или чума, холера, туберкулез – болезни, от которых может умереть огромное количество людей. Так и все смертные грехи – страшно заразны.
Поэтому нельзя делать исключений. А молодежи надо говорить: не экспериментируйте. Вам хочется поэкспериментировать в нравственной области, не только в области науки? Вам хочется поэкспериментировать в области этики, в области секса, в области развлечений, в чем угодно – не делайте этого. Знайте с юности заповеди Божьи. Сами их не нарушайте и другим не давайте их нарушать, потому что нередко случается так, что человек, совершенно не желающий грешить, оказывается в орбите смертных грехов только в силу их заразности. Потому что обстановка вокруг людей такова, что сопротивляться внушениям духовным, душевным, физическим, энергетическим, а иногда и социальным, и культурным, и каким угодно, которые влекут человека на смертный грех, уже невозможно. Почему сейчас среди молодежи такое огромное количество самых безрассудных, опасных и греховных вещей? Не потому, что молодежь хуже всех предыдущих поколений. Она нисколько не хуже сама по себе. Но количество смертных грехов, которые совершались поколениями, непосредственно им предшествовавшими, и теми, кто хоть немножко старше их, таково, что молодые люди сами уже не в состоянии с этим бороться. Они впадают иногда в самые тяжкие грехи не только потому, что им все интересно, любопытно и хочется поэкспериментировать, а потому, что, повторяю, они находятся как бы в ауре духовного, энергического, этического воздействия, что проявляется в каждом взгляде, манере одеваться, говорить, общаться, двигаться, учить и учиться, управлять и управляться. Вот почему Церковь – это единственное прибежище, где можно от этого спастись. Это убежище, буквально, и для грешников, и для праведников. Потому что только в Церкви, причем организованной, устроенной как община, как одна духовная семья, можно избежать этих искушений и грехопадений. Только в ней, альтернатив нет. Я был бы очень рад, если бы альтернативы были, если бы можно было какими-то кодексами, законами, прививками, внушениями экстрасенсорными или гипнотическими внушениями уберечь людей от духовной, душевной и физической смерти. Но нет таких средств, все претензии на это ложны. Я знаю это наверняка, мне много-много лет приходилось с этим сталкиваться и в этом убеждаться.
Вот что такое смертный грех. Вот какие грехи были выделены из огромного количества заповедей Ветхого Завета и названы смертными, для того, чтобы человек никогда не переходил эти границы. Больше всего на свете человек ценит свою жизнь. Поэтому если ему сказать: «Ты лишишь себя этой жизни, согрешив так-то и так-то» – человек думает значительно серьезнее, чем если ему просто сказать: «Не делай, милочка, того и того!» Никакая пенитенциарная, покаянно-исправительная система государства не способна уберечь людей от этого. Никакая, подчеркиваю. Вы прекрасно знаете, что именно у нас в России эта система особенно ужасна. Она еще больше развращает людей, она усугубляет все до того, что вообще стираются грани между грехом и не-грехом. Поэтому невозможно думать, что можно как-то исправить человека вне Церкви, вне общины, вне покаяния, вне дерзновения, вне духовного служения, вне той духовной взаимопомощи, которая всерьез может присутствовать только в Церкви. Это не значит в любом храме, в любом приходе, в любом христианине. Увы-увы. Об этом мы должны помнить.
Прежде чем говорить о смертных грехах конкретно, давайте поговорим по вашим вопросам, если они у вас есть, по смертным грехам в принципе: по их смыслу, по их сущности, по их как бы внутренней «начинке». У вас у всех есть жизненный опыт, вы люди взрослые, поэтому можно говорить обо всех проблемах, связанных со смертными грехами, в том числе и о сугубо личных.
Все-таки непонятно с прелюбодеянием, почему это смертный грех. Может быть, конечно, иногда и смертный. Но ведь это же обычно любовь. Вот Булгаков с Еленой Сергеевной… Он же изменил своей жене, она изменила мужу. Разве это был смертный грех?
Конечно.
Разве? А какое произведение получилось!
Нет-нет. Никакого произведения не получилось. Булгаков умер в ужасных, жутких мучениях.
Но ведь она была все время с ним рядом…
Да, конечно, но это ничего не меняет.
Ведь это же любовь…
Не факт. Вопрос в другом. Мы не будем никого конкретно судить. Ведь иногда бывает, что человек нарушает какие-то нормы устроения жизни только потому, что ему не дают возможности устроить свою жизнь нормально. Например, если человек попадает в заключение, где нет практически никакой возможности создать семью, нормализовать свою жизнь. Понятно, что в таких случаях, люди часто не думают ни о каких возможностях заключения брака. Представьте ГУЛАГ 30-х годов. А иногда общество неправильно себя организует. Взять, например, семейную жизнь, хотя это всего лишь часть жизни, где возможны и существуют смертные грехи. Вспомните «Анну Каренину» Толстого. Всем известно, что это классический роман, который говорит как раз о том, что в большей степени в том, что происходит, виновато общество. Часто люди оказываются в браке не по собственной воле. Это не значит, что их женили насильно, без их ведома. Бывает и так, но бывает и по-другому. Иногда жизнь насилует куда хуже, чем отдельные люди или социальные институты. Здесь все очень непросто. Неслучайно в наше время список оснований для церковного развода сильно увеличился. В Евангелии упоминалась только измена, прелюбодеяние, т. е. только предательство. А сейчас около десятка или полутора десятков только церковных оснований. Даже если человек пьяница, церковный суд в наше время уже будет считать это основанием для развода. Раньше такого не было. Говорили: «Терпи и все. Терпи всю жизнь, такой тебе попался муж. Разводиться же нельзя!»
Все, о чем мы говорим – это огромные, важнейшие и труднейшие области, которые достойны того, чтобы о них говорить специально. Но мы сегодня должны прежде всего понять, что такое смертный грех, как в него не впадать, как его избежать, какие бывают смертные грехи, где границы грехов смертных и несмертных, имея в виду пока только этические смертные грехи. Повторяю, мы никогда не судим отдельных людей, если нет для этого каких-то особых оснований. Человек должен сам себя судить по совести, Господь для этого и дал ему совесть. Человеку не нужно, чтобы кто-то его судил – Господь Судья: «У Меня отмщение, Я воздам»
(Евр с10:30). Поэтому мы стараемся никого не судить, за исключением тех случаев, когда нельзя не выносить суда, потому что его отсутствие само становится смертным грехом – грехом соблазна для других; однако такого суда нужно всячески избегать. Мы не должны осуждать других людей, потому что все последствия смертных грехов прежде всего грозят нам, потому что у каждого современного человека, как говорится, «у порога грех лежит», но Господь говорит: «Ты господствуй над ним». Каждый человек, включая телевизор, может нарваться на такое, что превышает его этические силы и возможности. Или идя в кино, в компанию друзей, сотрудников, приходя на работу, не говоря уж об армии, спорте, медицине и пенитенциарных учреждениях, да куда угодно. Сейчас нет безопасных мест. Есть только, повторяю, Церковь, и то ее еще надо найти. Это не так просто, это не лежит на поверхности, это не просто любой приход, любая религиозная организация, где-то зарегистрированная.
С этой точки зрения, говорят, что «с кем поведешься, от того и наберешься»…
Да, «дурные сообщества развращают добрые нравы», говорил апостол Павел, цитируя одного из античных поэтов. Мы неслучайно с этого начали первый этап оглашения: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс 1:1).
Еще раз повторяю, что уберечь человека от смертного греха можно только в Церкви, но это не значит, что в любом приходе. Церковь никогда равнодушно к этому не относится, но вопрос, кого и что мы будем понимать под Церковью. Сами по себе каменные, или деревянные, или еще какие-то стены не спасают. «Бог не в бревнах, – говорили наши предки, – а в ребрах». И Церковь точно также: не в бревнах, а в ребрах. Это совсем другое.
Почему Вы употребили слово «спаривание», я его терпеть не могу, это только к животным относится?
Совершенно верно, я потому и употребил это слово не по отношению к брачным отношениям, а по отношению к измене, когда человек ведет себя как животное.
А душевная влюбленность, душевное увлечение – это измена?
Нет, конечно.
Мы сейчас рассматриваем грехи, о которых написано в Ветхом завете, но они есть и в Новом завете. И, если в Ветхом завете говорится, что грех убивает в первую очередь душу самого человека, сначала душу, потом тело, а потом, распространяясь, как вирус, убивает и общество, не дает ему нормально, здорово жить, то в этом случае с грехом борются, физически убивая его носителя. Но в Новом завете не сказано, что так нужно освобождаться от этого вируса. Поэтому, когда мы обсуждаем грехи, может быть нам надо говорить не только о самих грехах, но и о способах их излечения?
Правильно. Я уже немного упоминал об этом. Для этого существует то, что мы называем покаянием. Но под покаянием подразумевается не просто исповедь. Исповедь – это признание. Можно признаться в своем грехе, но не покаяться. Можно «поисповедываться», но не покаяться, как, по существу, получилось с тем же Иудой. Он не покаялся, потому что ничего внутренне не изменилось. Он просто испугался и впал в уныние.
Где же эта грань между признанием и покаянием? Как из этого состояния выходить?
Это тоже очень важно, и мы будем об этом говорить. Но сначала нам надо понять, что такое смертный грех, а потом уже – как из него выбираться. Священное писание нам об этом говорит очень ярко, и в Ветхом завете, и в Новом. Это является преимущественно ветхозаветным сюжетом: грех – покаяние. Смирение, благоговение, терпение – это важнейшие ветхозаветные категории, связанные с верой и Законом, т. е. с заповедями, с тем, что правильно или неправильно в жизни, что хорошо или нехорошо, что по-доброму и не по-доброму, что красиво, а что и безобразно. Это все еще проблематика Ветхого Завета, потому что она связана с формой нашей жизни, с тем, что в нас и вокруг нас.
На прошлой встрече кто-то сказал: просил у Бога денег – нашел 500 рублей, потом мобильный телефон. Как это воспринимать? Меня этот вопрос мучает. Просил у Бога – и Бог дал? У меня у самой была такая ситуация. Мне очень были нужны деньги. Сидела у врача – на тумбочке лежит золотое кольцо. Я даже его взяла, в руках подержала. Но как взять? Я ведь знаю: оставила девочка, вернется вся в слезах. Взять – и что получится? Мне это Бог дал? Я отнесла медсестре. И в другой раз: нужны были деньги – на дороге кошелек лежит.
Здесь надо быть всегда осторожным. Видимо, здесь Бог дал. Но есть этическая норма – нужно сделать все, чтобы потерянные вещи вернуть хозяину. Если вы нашли деньги – дайте объявление. Не надо приносить и отдавать медсестре. Это было неправильно. Надо было медсестре сказать, чтобы она дала Ваш телефон, если кто-то будет ее спрашивать про кольцо. Или предложить повесить объявление о том, что найдены золотые украшения, обращаться по такому-то телефону, к такому-то человеку. А потом обязательно спрашивать у тех, кто позвонит, что они потеряли, сколько было денег, какими купюрами или какие именно украшения. Несколько контрольных вопросов, и станет понятно, хозяин перед вами или нет. Охотников поживиться за чужой счет, увы, много. Конечно, если находится хозяин, то, как бы ни были нужны деньги, человек должен отдать то, что нашел. Но если хозяин не находится, а человек сделал уже все, что мог – тогда другое дело.
А если хозяин дает вознаграждение?
В нормальном случае хозяин может дать вознаграждение, поскольку он должен быть благодарен, но он не обязан этого делать. Государство обязано вознаграждать за какие-то находки, кладов например, а здесь это его внутреннее побуждение, нравственная обязанность.
Что же получается? Действительно, Бога попросил – и Бог дал?
Дал. А почему нет? Вы думаете, Бог конкретные просьбы не исполняет? Очень даже исполняет! Самые что ни на есть конкретные. Но смотря где найти. Если есть что-то стационарное – продавец, медсестра, пост милиции, когда можно кого-то спросить – это одно дело. А если идет толпа народа и посреди этой толпы лежит купюра, кошелек или мобильный телефон, все движется, ничего стабильного – это другое дело. Понимаете, здесь много нюансов. Человек внутренне должен быть направлен на то, чтобы не взять чужого. Но он при этом знает, внутренне предвидит, когда Бог ему это дал, подарил, а когда нет. Только нельзя этим злоупотреблять, здесь нельзя лукавить, нельзя думать, что все, что мне выгодно, то Бог дал, а что невыгодно, того Бог не дал.
Меня мама воспитывала по принципу, что нельзя брать ничего чужого, даже если ручка лежит, потому что могут быть разные наговоры. А еще говорят «больше потеряешь».
Такие мотивации – это суеверие. Нельзя брать не потому, что это испорчено колдунами, а потому, что это тебе не принадлежит. Если ты нашел, но может найтись хозяин, ты должен отдать. И на тебе лежит ответственность и обязанность попытаться найти хозяина. Скажем, если ты нашел что-либо, то можно поднять и спросить, кто потерял.
И сразу десять человек подлетят.
Нет, это не так. Люди тоже не глупые. Не надо думать, что люди глупые.
А если все время только теряешь?
Значит, надо быть внимательнее. Надо помолиться Богу, чтобы не терять. Постоянные потери – признак того, что человек очень рассеян, невнимателен, это тоже плохо. Это уже душевно-духовное качество.
Мне запомнился случай из детства. Я тоже часто все теряла. Однажды мы с папой были в лесу и нашли какой-то шарф. Он сказал, чтобы я повесила его на куст у дороги. Пройдя немного дальше, мы встретили девушку, которая этот шарф искала. Она так обрадовалась! Я до сих пор помню это ощущение и своей радости, и общей.
Да, конечно. Я думаю, что у каждого из нас есть опыт, когда мы что-то находили и находились хозяева. Это большая радость. Мне тоже приходилось искать хозяев, по каким-то деталям и номерам телефонов определять координаты хозяев кошельков или каких-то других вещей, куда-то специально приезжать. И когда находился хозяин, это, конечно, было радостно. Нам приятно не только получить то, что кто-то потерял, но и отдать.
Говорят: не радуйся найденному…
Я думаю, что все это ерунда. Радуйся тому, что по воле Божьей, и не радуйся тому, что против воли Божьей. Какая разница – мы все что-то находим и все что-то теряем. Можно потерять голову или найти ее. Понимаете, это же касается не только материальных вещей. Взять чужую вещь – это грех. Нас всегда огорчает грех, даже если он не наш.
Давайте перейдем все же к смертным грехам. Я думаю, вам уже понятно, что такое смертный грех в Ветхом Завете, этический смертный грех. Теперь давайте посмотрим, что конкретно вы нашли? К сожалению, не все подготовились. Не забывайте закон: грех рождает грех. Такие задания для вас являются не просто школьными заданиями: получил двойку и ладно, завтра, может быть, исправлю. Когда вы их не выполняете, то это на уровне греха, в котором надо каяться, просить у Бога за это прощения, неважно, какие у вас были при этом обстоятельства. Ведь пообедать вы не забыли, поспать не забыли, помыться не забыли, заработать не забыли. А про Божье дело забыли. Нехорошо, это грех.
Я специально просил выписать цитаты. Это для вас очень важно. Мы же не схоластикой занимаемся, нам нужно не просто какие-то ключевые слова найти в каком-то незнакомом тексте, нам нужно, чтобы вы это запомнили. А запомните вы только тогда, когда с этим поработаете. Кто что выписал, какие смертные грехи нашли? Давайте смотреть ваши цитаты. Сколько нашли цитат: двадцать четыре, тридцать пять?.. Вот, вы видите, кто насколько внимателен или невнимателен к своему оглашению. А я вам говорил, что оглашаетесь вы сами. Не я вас оглашаю, Господь вас оглашает, но только когда вы сами трудитесь. А если вы сами трудиться не будете, хоть ангел с неба будет вас оглашать, никакого толку для вас не будет.
Избавление от страстей: 7 добродетелей
Святой Игнатий Брянчанинов в своих творениях дает пошаговую инструкцию по избавлению от страстей. Он открывает нам, какая добродетель является противоположной страсти, и как с помощью нее можно победить грехи.
Вот семь добродетелей, противоположные страстям:
- Смирение. Осознание своего ничтожества, страх Божий, боязнь наказания за грехи, изменение отношения к окружающим, осознание себя хуже их, нелюбовь к похвале, избегание славы мирской, послушание во всем Церкви и ее служителям, простота, молчание, видение своих грехов и страстей, желание бороться с ними, принятие критики, нестремление оправдаться перед людьми, молчаливое и кроткое перенесение обид, нежелание отомстить за свои обиды, прощение обид.
- Нестяжание. Удовлетворение имеющимся, нежелание быть богатым, раздавание бедным своего богатства, милосердие.
- Целомудрие. Хранение чистоты телесной и душевной. Отвращение от блудных книг, изображений, фильмов и т.д. Удаление от двухсмысленных бесед и флирта. Верность супругу до смерти. Хранение слуха, сердца от помыслов, зрения. Скромность в одежде, словах и помыслах. Служение больным. Концом целомудрия святитель называет чистоту, зрящую Бога.
- Блаженный плач о своих грехах. Довольство тем, что дал Господь. Благодарение Богу. Готовность терпеть все, что пошлет Бог.
- Воздержание в пище и питие. Трезвость, соблюдение постов, избегание лишних приемов пищи, уменьшение объема принимаемой пищи.
- Трезвение. Некоторые думают, что антагонизм уныния – радость и веселье. Однако святой считает, что радоваться особо православному христианину нечему. Даже святой Антоний, когда бесы говорили ему: «радуйся», отвечал, что недостоин этого чувства, потому что грешный. Нам ли предаваться безумной радости?! У каждого христианина всегда много работы над собой, много скорбей. А противостоять унынию можно только трезвением над своей душой, вниманием к помыслам и движениям души. Некоторые неправильно понимают и трактуют слова Спасителя : «радуйтеся и веселитеся», но это Он говорил о Небесной награде, которую нам еще надо заслужить. Эти слова были сказаны в конце заповедей блаженств. Следовательно, тот, кто выполнит эти все заповеди, может в конце удостоиться иной, Небесной радости от Бога. Но даже ее не следует желать и искать, как говорят святые, иначе можно впасть в прелесть – опасное духовное состояние. К трезвению относится внимательность на молитве, уменьшение количества сна, увеличение количества поклонов и времени пребывания на молитве.
- Кротость, незлобие, нежелание отомстить за себя, вежливое и ровное отношение ко всем. Терпение, незлобие, мир душевный.
Много работы каждому христианину над собой, своей душой, если, конечно, он хочет сподобиться Царствия Небесного. Но не стоит отчаиваться, надо надеяться на помощь Божию, которая непременно подается тому, кто хочет спастись. Ведь Господь хочет нашего спасения больше даже, чем мы сами. Поэтому надо обращаться к Нему за помощью, но и самим не лениться, прилагать усилия. «Царство Божие нудится», — это значит, что входят в Него только усердные, старающиеся, а не ленивые и расслабленные. Любой грех можно победить покаянием, как говорят святые.
прот. Андрей Ткачев о грехах смерти
Как бороться с грехами
Словосочетание «семь смертных грехов» в православии не демонстрирует определенное количество преступлений, а только численно указывает на условное подразделение их в семь фундаментальных групп.
Однако церковь иногда говорит и о восьми грехах. Если рассматривать этот вопрос подробнее, список может быть увеличен до десяти-двадцати.
Важно! Ежедневная борьба с грехами — важнейшее дело каждого православного человека, а не только монаха. Солдаты принимают присягу, чтобы защищать отечество, христиане же дают обещание отречься от дьявольских деяний (преступлений).
После совершения первородного греха, то есть ослушания Воли Господа, человечество обрекло себя на продолжительное пребывание в узах труднопреодолимых страстей. Рассмотрим их по порядку.
Исповедь в грехах
Гордыня
Это первый грех и самый страшных грех в православии, который был известен еще до сотворения человечества. Он презирает ближнего, омрачает ум и делает собственное «Я» самым главным. Гордость завышает самооценку и искажает рациональное видение окружения. Для победы над грехом Сатаны необходимо научиться любить Создателя и каждую тварь. Сперва на это потребуется приложение больших сил, но постепенное очищение сердца смягчит ум в отношении всего окружения.
Чревоугодие
Потребность в питье и еде — естественна, любая пища является даром Небес. Принимая ее, мы подкрепляем силы и получаем удовольствие. Грань, отделяющая меру от переизбытка, находится внутри души верующего. Каждому необходимо уметь жить как в бедности, так и в изобилии, не беря сверх положенного.
Важно! Грех не в самой пище, а в несправедливом и жадном к ней отношении.
Чревоугодие подразделяют на два вида. К первому относят стремление наполнить желудок колоссальным количеством еды, второй — желание усладить языковые рецепторы вкуснейшими блюдами, не зная меры. Пресыщенные животы не позволяют их хозяевам размышлять о возвышенном и одухотворенном.
Обжорство снижает качество молитвы и приводит к осквернению тела и духа.
Бес чревоугодия побеждается только молитвою и соблюдением поста, который служит колоссальным воспитательным орудием. Блаженным становится тот, кто сумеет развить в себе навык духовного и телесного воздержания, а также неукоснительное следование церковным заветам.
О духовной жизни:
- Тезоименитство в православии
- Библейские пророчества
- Экуменизм в православной церкви
Любодеяние
Священное Писание называют сексуальные связи вне брака тяжелым грехом. Господь благословил только супружескую близость, где муж и жена становятся одной плотью. Действие, благословленное в браке, будет преступлением, если выходит за моральные рамки.
Любодеяние позволяет телам соединиться, но в беззаконии и несправедливости. Каждая такая плотская связь оставляет глубокие раны на сердце верующего.
Важно! Только божественный брак создает правильную душевную близость, духовное единение, настоящую любовь и доверительное отношение.
Беспорядочный блуд этого не дает и разрушает моральный фундамент. Прелюбодействующие люди крадут у самих себя, пытаясь обрести радости нечестным путем.
Чтобы избавиться от страсти, необходимо свести источники соблазна к минимуму, не привязываться к раздражающим внимание объектам.
Сребролюбие
Это есть неописуемая любовь к финансам и материальным приобретениям. Общество сегодня создало культ потребления. Такой образ мыслей отводит личность от духовного самосовершенствования.
Богатство не является пороком, но жадное отношение к собственности порождает страсть сребролюбия.
Чтобы избавиться от греховности, человеку необходимо смягчать собственное сердце и помнить, что ближним твоим бывает тяжелее. Господь, Властелин Вселенной, никогда не оставит в беде милосердного и щедрого верующего.
Счастье не зависит от финансового богатства, а достигается через смягчение собственного сердца.
Гнев
Эта страсть является причиною большинства конфликтов, убивая любовь, дружбу и человеческие симпатии. В гневе перед личностью предстает искаженное изображение того, на кого мы сердимся.
Проявление страсти, которая чаще возникает от самолюбия и зависти, травмирует душу и влечет огромные неприятности.
Избавиться от нее можно с помощью чтения Священных Писаний. Работа и юмор также отвлекают от воздействия гневного образа мыслей.
Печаль
У нее множество синонимов: меланхолия, депрессия, тоска, горе. Она способна довести до самоубийства, если эмоции берут верх над здравым рассудком.
Продолжительная печаль начинает обладать душою и вести к разрушению. Этот грех усугубляет понимание настоящего, делая его тяжелее, чем оно есть на самом деле.
Чтобы побороть неприятную депрессию, человек должен обратиться за помощью к Всевышнему и обрести вкус к жизни.
Уныние
Эта страсть связана с телесной расслабленностью и ленью. Она отвлекает от дневной работы и молитвы. В унынии всякое дело кажется неинтересным и возникает желание его бросить. Каждому следует понимать: нельзя добиться успеха в делах, если подвергаться скуке.
Для борьбы подходит воспитание собственной воли, которая переломит всякую леность. Каждое важное дело, особенно в честь окружения, требует обстоятельного принуждения от личности.
Тщеславие
Страсть является стремлением к суетной славе, не дающей каких-либо преимуществ и богатств. Любой почет недолговечен в материальном мире, поэтому стремление к нему отвлекает от действительно верного размышления.
Тщеславие бывает:
- скрытым, обитает в сердцах обычных людей;
- выставленным напоказ, стимулирует на приобретение высочайших должностей.
Чтобы поделить стремление к пустой славе, следует учиться противоположному — смирению. Необходимо спокойно выслушивать критику других и соглашаться с очевидными мыслями.
Как различить праведную и грешную эмоцию
Гнев — ответная реакция человека на какое-то действие или ситуацию. Если в этот момент нас накрывает раздражительность, желание мстить, возникает новый конфликт, то следует задуматься, а не грешу ли я. В Евангелии и послании апостолов можно найти несколько мест, где Иисус гневался в моменты непослушания людей или нарушения ними заповедей Божьих. Праведный гнев Спасителя отличается от человеческого тем, что во время злости люди начинают ненавидеть обидчика, а Христос воевал с грехом, но по-прежнему любил грешника.
Гнев считается отрицательной эмоцией
Выражая негативные чувства по отношению к тем или иным событиям, мы не имеем права дать дьяволу контролировать нас, предоставив ему угодную область действий. Свое возмущение можно выразить по-разному, даже криком, но при этом, не оскорбляя возмутителя спокойствия, отдавая суд в руки Всевышнего.
Читайте о его грехах:
- Грех празднословия
- Грех злословия
- Грех лени
Важно! Как бы христианам ни хотелось найти оправдания гневным проявлениям чувств, неконтролируемым при этом действиям и выражения, за каждое слово и действие придется дать ответ Богу.
Полностью пребывая под покровом Духа Святого, имея веру в силу Божьего суда, можно научиться преодолевать злость, находясь в покое и мире. Только Бог дает силы смотреть на обидчика Его глазами и воздавать любовью к тем, кто несправедлив к нам, только с Господом можно избавиться от смертельного греха.
Очень сложно взять свой крест и идти за Христом. Без смирения, терпения и прощения невозможно обрести истинное покаяние, гневаясь даже справедливо, по человеческим понятиям, мы ничего не меняем. Видя сучок в глазу брата, не замечаем бревна в своем оке (Матф. 7:3).
Отличить праведный гнев от неправедного легко при помощи простого теста. Неправедные эмоции направлены против определенной личности, и при праведном отношении к человеку христиане проявляют эмоции по отношению к греху.
Виды проявления гнева
Любовь к самоправедности и самоправильности часто приводит к спорам, которые заканчиваются конфликтами и ссорами. При великом желании самоутверждения вместо конструктивного спора возникает поединок, тешащий самолюбие. При отсутствии доказательных аргументов в ход пускаются обиды, оскорбления, люди переходит на крик, теряя облик христиан.
По словам Ефрема Сирина, венцом победы покрывается первый, кто раскается в пылу ссоры, второй также будет под благословением, если сумеет принять раскаяние.
Гнев может проявляться раздражительностью, вспыльчивостью, ненавистью
Обидчивость и злопамятство само по себе уже грех, ибо при этом отсутствует прощение и смирение. Неумение отпускать обиду и таить зло подобно кислоте, разъедающей душу изнутри. Обида, рождающая гневные эмоции, в первую очередь наносит вред нам самим. Порой обидчик, которого мы ненавидим, давно забыл о споре, проблемной ситуации, живет себе в радости, а мы носим этот мешок с обидами и злостью, надрывая сердце.
Злость является острым оружием, у которого оба конца острые, стрессом при поражении страдает в первую очередь обижающийся. Хотите быть здоровыми физически и психологически — прощайте.
Категории степени проявления греха
- Низшей степенью греха является промах или ошибка в том или ином деянии, как недочет, погрешность, основанное на невнимательности.
- Средняя степень проявления греха есть сам Грех, основой для которого является страх или страсть. От этого грех делиться на два типа: активный и пассивный. Причём в страхе грех становится более активным, а в страсти пассивным. Вы сейчас возмутитесь сказав, что этого быть не может, что в страсти грех активен. Так как он ярко виден. Увы, нет. В страсти он как раз таки пассивен. Здесь главную роль играет не страх, а желание. И, как правило, оно осознанное и поддается рассудку. В этом состоянии грех легко скрыть, замаскировать иным состоянием, оправдать. А в страхе оправданий, как и возможности скрыть или замаскировать его не получится. Грех здесь становится активным, вся сущность переполняется жестами, словами, интонацией, свойственной именно тому, что было совершено. Ярко видна мимика.
- Высшей степенью проявления греха является порок. Это понятие включает в себя совокупность грехов, которые взаимосвязаны между собой одним законом (страхом или желанием). В пороке трудно говорить о страхе, здесь он проявляется в скрытой форме, и основной акцент идет на желание, которое проявляется в наслаждении и получении удовольствия.