10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов христиан в православии на русском языке с пояснениями для взрослых и детей
Вторая заповедь Божья — не сотвори себе кумира: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Нет ни одного творения, которое может стать для верующего той же силой, которой является Господь. Взойдя на высокую гору для встречи с Господом, не нужно смотреть на отражение в протекающей рядом реке. Представ перед правителем, не нужно озираться на его слуг, в надежде услышать от них совет или получить помощь.
Разве мы обращаемся к посредникам в делах, где могут помочь только самые близкие? Разве Отец останется безразличным к переживаниям и трудностям детей? Со слугами легче тому, кто имеет грех за душой. А безгрешный не отвращает взор от Отца своего, а смело смотрит на того, кто милосерднее слуг.
Господь испепеляет грехи в каждом из нас, как солнечные лучи губительно действуют на вредоносных микробов, появляющихся в воде. От этого вода очищается, становится пригодной для питья.
Потому вторая заповедь – это запрет идолопоклонства и создания кумиров, идолов для почитания. Второй заповедью Господь запрещает почитание подобия или изображения того, что мы наблюдаем на небе (Солнца, Луны, звезд), и того, что живет на земной поверхности (растений, животных, людей) или находиться в морских глубинах (рыб).
Однако это не означает, что Господь запрещает поклоняться святым иконам и мощам, ведь это лишь изображение, образ Господа, ангелов или святых. Святые образа даны нам, как память о делах Божьих и святых Его, для для вознесения мыслей наших к Богу и Его святым.
Вторая заповедь Божья — не сотвори себе кумира: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей Пояснение второй заповеди детям:
Ребенку очень трудно понять, что такое кумир или зачем люди создают идолов. Нужно находить сравнение, наиболее близкое и понятное для ребенка.
Кумир – это то, что человек ошибочно принимает за самое главное и важное в жизни. Поклоняясь кумирам или идолам, человек может даже забыть о Господе. Но разве ребенок поменяет маму на куклу или папу на новый велосипед? Вспомним сказку о Кае и Герде. Мальчик поверил в то, что Снежная Королева – его кумир, забыв о простых вещах – доброте, любви. Но это не принесло ему счастья и ледяной замок с идеальными правильными холодными грушками стал для него клеткой, в которойц погибала его душа.
И только любовь Герды помогла помогла его сердцу растаять и мальчик вспомнил о Боге. Так и любой христианин должен в первую очередь любить и помнить о Господе, и только потом — о близких людях.
«Господь твой пусть будет единственным Богом, Хоть в жизни всегда разных идолов много, Служи лишь Ему всей душою своей! На Бога надейся, а не на людей!».
Объясняем 10 заповедей детям
Как нам радовать нашего Небесного Отца? Ничего непонятного, невозможного в этом нет – нужно просто стараться жить по заповедям Божиим, то есть делать то, чему Он нас учит и что даже требует, и не делать того, что Его оскорбляет.
Заповеди – это закон, который Бог дал людям. Когда люди выполняют этот закон, они живут в согласии с Творцом и Спасителем своей души. Заповедей не так уж много: самых древних, главных – десять. Сам Бог сообщил их великому святому древности – пророку Моисею, а тот передал их своему народу и записал в Священной книге – Библии:
Первая заповедь – “Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” – говорит просто о том, что нужно всегда верить в Бога. Это так же просто и естественно, как верить папе и маме, как верить солнышку в том, что оно будет греть и воде в том, что она будет мыть. Верь в то, что Бог есть всегда и везде, и эта вера должна быть самым главным в твоей жизни.
Вторая заповедь – “Не делай себе кумира” – говорит о том, что нельзя быть предателем, как Иуда. Нужно всегда быть верным Богу и не слушаться дьявола: мы ведь знаем, что он обманщик, лукавый, в Библии он назван “отцом лжи”. Он тихонько нашептывает нам свои дурные мысли (“Не делись конфетами с сестрой, их и так мало. Сам быстро все съешь, никто и не узнает”). Часто мы даже не подозреваем, кто это говорит, и думаем, что сами это придумали. Дьявол предлагает нам сделать что-то, что огорчит нашего Небесного Отца, предлагает нам о Нем забыть. “Кумир” – это все то, с чем мы забываем о Боге. Безумен тот, кто готов поменять маму на куклу, а папу на компьютер. Так же глуп и тот, кто, увлекшись игрушками – детскими или взрослыми – забывает Бога. Он думает, что приобрел много – власть, или богатство, или даже все счастье – но получает только мешок с трухой. Вот Кай забыл о Боге – о Добре и о Любви – и поверил обманщице. И разве был он счастлив со всеми своими ледяными игрушками и драгоценностями в замке Снежной Королевы? Только когда любовь Герды растопила его заледеневшее сердечко, он вспомнил о Боге, и снова стал живым человеком. Поэтому будем всегда более всего земного любить Бога, помнить о Нем, хранить Ему верность – и тогда вся жизнь наша будет освящена свыше.
Третья заповедь – “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” – требует от нас внимания и серьезности в разговорах с Богом и о Боге: нельзя это делать с хихиканьем, или с ругательством, или просто второпях, чтобы поскорей отделаться. Тебе, возможно, приходилось слышать, как глупо, бывает, ругаются во дворе мальчишки: “Вот тебе истинный крест, я тебе велик-то поломаю!”, или: “Ей-Богу, ты у меня в лоб получишь!” Или насмешничают: “Пусть тебе боженька помогает!” Или просят у Бога чего-нибудь плохого: “Пусть Бог сделает, чтобы эта тетка ногу сломала!” Или – что чаще всего бывает – говорят всякие скверные грязные слова, иногда даже рядом с именем Господа или Его Пречистой Матери. Все это очень, очень плохо. Это грех богохульства, и за это Бог всегда строго наказывает людей. Однако не только это является нарушением третьей заповеди. Если ты, например, с родителями молишься в церкви или дома, а при этом думаешь о чем угодно, только не о Боге (об игрушках, о зверушках, о подушках); если ты тараторишь молитву (быстрей бы дочитать!); если ты небрежно крестишься или плохо ведешь себя в церкви – ты нарушаешь заповедь Божию. Помни, Бог всегда рядом, все видит. Бойся оскорбить Его своей небрежностью или глупостью!
Четвертая заповедь – “Помни день субботний, чтобы святить его” – говорит о том, что нужно жить не только для себя, но и для Бога. Ты ведь понимаешь, что в семье все живут друг для друга: любят, заботятся, помогают. Что это за семья, в которой мама не хочет накормить ребенка, а папе лень с ним погулять? Где ребенок не слушается папу и издевается над мамой? Это не семь-я, а семь-врагов! Так и нам, чтобы быть не во вражде с нашим Небесным Отцом, а в любви, следует помнить о Боге и хранить день субботний (день, посвященный Богу) – жить для Бога. А это значит – ходить в церковь, молиться дома, помогать слабым и бедным, выполнять все заповеди, как бы ни было нам тяжело, скучно или лень. Это наш долг перед Небесным Отцом, и без этого мы не будем иметь права называться Его детьми.
Пятая заповедь – “Почитай отца твоего и мать твою” – напоминает о том, что любить, слушаться, помогать папе и маме, бабушке и дедушке, заботиться о них, когда это будет необходимо – наша обязанность перед Богом. Вспомни, сколько неприятностей бывает у непослушных детей! Вот Буратино папу Карло не послушался – и еле жив остался! Да и то потому, что был хоть и деревянным, но добрым мальчиком: он любил и жалел папу Карло. А вот Золушка так любила своего папу, что ради него готова была все терпеть от злой мачехи. И ты помнишь, как Бог вознаградил ее за любовь, послушание и доброту. А еще мы должны почитать, уважать и благодарить за помощь и вразумление всех наших учителей, воспитателей, священника и всех людей, которые заботились о нас, учили нас добру – этому тоже обязывает пятая заповедь Закона Божия.
Шестая заповедь – “Не убивай”. Конечно, самое страшное – это лишить другого человека жизни, которую даровал ему Господь. Но и убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. А если ты ведешь себя так, что другому человеку горько, грустно, больно, обидно, то этим тоже нарушаешь шестую заповедь. Даже в мыслях своих нельзя желать кому-то зла, плохо о ком-либо думать, ненавидеть, сердиться, ругать: ведь все это убивает любовь, а ведь ты знаешь, что главное чему учит Бог – это любить людей. Помнишь сказку Пушкина “О спящей царевне и о семи богатырях?” Как ужасна красивая царица, которая велела служанке убить молодую царевну! А как несимпатична злая Золушкина мачеха со своими дочерьми! Злые люди, в которых нет любви, и Богу и окружающим отвратительны. И если злодеи не покаются и не исправятся, то Бог их не простит, накажет. Ты же, дружок, старайся по заповеди Божией, всех любить, никому не желать и не причинять зла – и будешь тогда добрым человеком и хорошим христианином.
Седьмая заповедь – “Не прелюбодействуй”. Сейчас везде много неприличных картинок – и в журналах, и на улицах; по телевизору показывают разные гадкие развратные фильмы – не смотри на это, это все грех против Бога. Никогда не повторяй плохих слов, не подглядывай за взрослыми, да и за другими детьми, не трогай себя за скрытые места своего тела: если ты этим увлечешься, то может развиться страшная болезнь души и тела – блуд, и тебе придется много из-за этого мучиться. Будь внимателен и помни, что Бог все видит.
Восьмая заповедь – “Не кради”. Конечно, ты прекрасно знаешь, что воровать очень плохо. Но знаешь ли ты, что не только взять чужое – это грех, но и взять просто не твое (нашел и не вернул, присвоил) – тоже воровство? А бывает, что люди воруют в мыслях: жадничают, завидуют – разве это не грех? Такие жадины и воры всем противны, даже самим себе! Жизнь у них черная: всегда за чем-нибудь гоняются и не могут остановиться. Приобретают богатство – а оно уходит сквозь пальцы, потому что добыто нечестным путем. Добиваются влияния над людьми – но даже друзья от них уходят, потому что воров все презирают. Вон кот Базилио и лиса Алиса всю жизнь старались кого-нибудь объегорить – а где их богатство? Так и остались ни с чем в лохмотьях под забором! Карабас с Дуремаром важные люди, много чего имели да все потеряли, потому что на чужое имущество позарились. А Буратино не был ни жадиной, ни вором – всех злодеев победил и добрым людям помог. И ты, дружок, старайся быть таким же честным и добрым, как Буратино. Не жадничай и никогда не воруй – и помощь Божия будет с тобой в твоих добрых делах. Только всегда помни, что мелкого воровства не бывает, за любое Бог накажет: ворованное, говорится, впрок не идет, а особенно если украл в церкви у бедного, слабого человека – от этого даже твой дом может сгореть. Так что смотри, берегись!
Девятая заповедь – “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”, или попросту говоря “Не обманывай”. Ты привык по мелочам очень часто обманывать, лгать, и иногда (особенно со страху) бывает, что наврешь с три короба. Но знай, что вранье нестерпимо для Бога и угодно дьяволу – ведь не зря в молитве “Отче наш” дьявол назван лукавым, то есть обманщиком. Старайся изо всех сил не врать, не лукавить, не оправдываться – и Бог тебе поможет исправиться, загладить твой проступок или добиться своего честным путем. Ложь же всегда только кажется спасением, но в конце концов все равно раскроется (“Нет ничего тайного, что не стало бы явным” – сказал Христос), так что только еще и вдвойне будешь наказан! Один вред ото лжи! Вот человек один кричал: “Пожар, пожар!” Все думали, что правда пожар, и прибегали к этому человеку помогать тушить. А он, оказывается, шуточки так шутил! Думал, что развлекается, а люди ему верить перестали. Когда же по-настоящему загорелось, сколько ни кричал человек “Пожар!”, – уже никто ему не верил, никто не пришел, так все и сгорело. А вот Незнайка: как он наврал с три короба в Цветочном городе, как нахвастался перед малышками! И что воздушный шар он изобрел, и что он начальник над всеми малышами-путешественниками! Сначала его все уважали, но все равно вранье вскоре раскрылось: как же ему стыдно было, как он плакал! Хорошо еще малышки добрые были и простили его, а то от стыда хоть помирай! Вот ведь как плохо быть вруном: и стыд, и разорение, и наказание. Так что, дорогой мой, никогда не слушайся лукавого беса, не обманывай.
Десятая заповедь – “Не желай ничего, что у ближнего твоего”, то есть “Не завидуй”. Это значит – радуйся тому, что у тебя есть, и спокойно относись ко всем неудачам, а за все хорошее, что с тобой случается – не забывай поблагодарить Бога. Также учись радоваться за своих близких, друзей, за всех людей, когда видишь, что и им Бог послал что-то хорошее. Даже если у тебя такого нет, а тебе тоже хочется, то не завидуй! Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это будет дар Божий. Только не завидуй! Зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей. Вот завистницы гадкие, злые мачехи Золушки и Спящей Царевны – сколько же они горя своим близким принесли, да и себе жизнь испортили! А сватья баба Бабариха с Поварихой да Ткачихой из “Сказки о царе Салтане”! Они тоже очень много зла из зависти наделали – хотели извести молодую царицу с малышом-царевичем, да сами едва живы остались! Вот что зависть делает – гони ее от себя подальше, мой друг!
Шестая заповедь Божья — не убивать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Шестая заповедь – запрет на убийство любым способом. Запрет распространяется как на других людей, так и на самого себя (самоубийство). Самым страшным и тяжким грехом считается лишение жизни – наибольшего дара Божьего.
Самоубийство же – один из тяжких грехов, в котором усматривается не только грех убийства, но отчаяние и дерзкий бунт против Провидения Господнего. Самоубийце нельзя будет покаяться после смерти и просить спасения для своей души.
Шестая заповедь Божья — не убивать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей Пояснение шестой заповеди детям:
Лишение жизни одного человека другим – самый страшный грех.
Такой же грех – мучить животных, птиц, насекомых. Все они – творения Господа, о которых человек должен заботиться.
«Людей убивает Не только оружье! И жизнь сокращают Порою не ружья, А грубое слово, Поступок бездумный Жизнь рушит другого, Стар он или юный. Людей берегите, Заботьтесь, любите, Всех благословляйте И радость дарите!».
Седьмая заповедь Божья — не прелюбодействовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Прелюбодействие – нарушение супружеской верности. Незаконная нечистая любовь считается греховной. Нарушение супружеской верности и любви запрещено Господом.
Если же человек не связан клятвой верности с супругом или супругой, то ему следует придерживаться чистых мыслей и желаний, оставаться девственным в делах, словах.Что это означает? Нужно избегать того, что порождает нечистые чувства: ругань, бесстыдные песни, танцы, рассматривание соблазнительных изображений, зрелищ, пьянство.
Пояснение седьмой заповеди детям:
Связанный узами брака или клятвой верности человек не должен переступать через любовь, предавать любимого.
Сохранить семью можно только в том случае, если и мужчина и женщина будут хранить верность друг другу.
«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а). Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу. Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа. Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».
Седьмая заповедь Божья — не прелюбодействовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Восьмая заповедь Божья — не воровать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Воровство, а также присвоение любым способом того, что принадлежит другому человеку, запрещено Господом.
Плохим поступком считается воровство. Если человек нашел дорогую вещь на улице и присвоил ее себе – это также считается кражей. Правильнее попытаться найти того, кто потерял эту вещь. Такой поступок – проявление верности святому Богу.
«Тот, кто у людей забрал, Вещи их, путем нечестным, Человек тот вором стал, Это станет всем известно».
Восьмая заповедь Божья — не воровать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Девятая заповедь Божья — не лгать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Всякая ложь, неправда, наветы запрещены Господом десятой заповедью. Свидетельствовать неправду во время судебного разбирательства на другого человека, доносительство, клевета, сплетни недопустимы для христианина.
Нельзя врать даже при отсутствии намерения вредить ближнему своему. Поскольку такое поведение не согласуется с любовью и уважением к ближним.
Пояснение девятой заповеди детям:
Бывают ситуации, когда единственным способом избежать наказания может быть ложь. Но такой способ – всего лишь иллюзия.
Следуя путем лжи можно преодолеть отдельные трудности, но в конце концов обстоятельства сложатся так, что обман раскроется. Также нельзя говорить о людях неправду.
«Неправду о людях – не произноси! Для этого помощи Божьей проси, Чтоб видеть хорошее в ближних своих. Не злое, а доброе думать о них! Ложь может несчастье с собой принести, А правда к победе твоей привести».
Девятая заповедь Божья — не лгать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Урок с презентацией «Десять заповедей»план-конспект занятия (3, 4 класс)
ЗАНЯТИЕ 2
Десять Заповедей
Методическая разработка занятия 2
Тема: «Десять заповедей»
Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям
Задачи занятия:
Образовательные:
научить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
формировать у учащихся представление о жизни людей в ветхозаветные времена;
подвести школьников к осознанию того, что Десять Заповедей – это духовная Конституция, основа общежития землян, нравственный закон, без которого мир погрузился бы в хаос.
Развивающие:
развивать самостоятельное мышление, умение формулировать мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
ознакомить детей с репродукциями картин художников, использовавших тему Десяти Заповедей в своём творчестве;
ознакомить учащихся с духовной музыкой, творчеством Шекспира.
воспитывать у учащихся почтительное, бережное отношение к родителям;
воспитывать любовь и уважение к ближнему, умение прислушиваться к своеобразию другого человека, ценить его индивидуальность;
задуматься о причине страданий людей.
Оснащение (оборудование) занятия:
Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
презентация на тему урока;
музыкальная кассета «Аве Мария», проигрыватель;
маленькие карточки для блиц-опроса.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Ведущие технологии: игра, работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).
Учитель: Тема нашего занятия обозначена на доске. Давайте начнём его игрой и назовём её: «Мы – законодатели».
Итак, вы плывёте на океанском лайнере. Начинается шторм. Вы со своими семьями и друзьями оказываетесь выброшенными на необитаемый остров. Изо дня в день вы смотрите на безбрежный океан в надежде, что появится какое-то судно.
Наконец, вы начинаете осознавать, что, возможно, здесь предстоит прожить долгие годы. Приходит к вам и понимание того, что необходимы законы, по которым вы будете жить на этом самом острове. Законы – это правила, которые люди должны выполнять. Они есть в каждой стране.
Учитель: как называется свод законов, по которым живут россияне?
Правильно, Конституция. А кто может сказать, от чего зависит будущее общества, его сила?
Ученик: «Во главе государства должен стоять умный человек».
Учитель: «Умный человек может быть одновременно тираном (жестоким)».
Ученик: «Государство должно иметь хорошо обученную армию, чтобы с ним считались. В стране должен быть большой золотой запас».
Учитель: у нас хорошо обученная армия, но в ней иногда оскорбляют честь и достоинство новобранцев. А золотой запас, как показывает исторический опыт, может быть разворован.
Будущее любого общества – и нашей страны тоже — зависит от нравственного облика подрастающего поколения. Из вашей среды вскоре выдвинутся духовные и политические лидеры. Вы пополните ряды общественных деятелей, рабочих, создадите свои семьи. Какими будете вы – таким будет и общество, в котором вы живете; такими будут и армия, и президент, и благосостояние народа.
Итак, делимся на три команды. Каждая команда обитает на своём острове. Каждой команде после двадцатиминутных рассуждений – размышлений предстоит сформулировать основной принцип, или девиз, под которым будут создаваться законы на её острове. Результаты обсуждений будут докладывать капитаны команд.
Ученик: «На нашем острове будет действовать принцип – «Наивысшее благо для наибольшего числа людей».
Учитель: а кто из твоих островитян знает, что есть наивысшее благо для человека? Апостол Павел, например, некогда почитал за благо «жестоко гнать Церковь Божию и опустошать её» (Гал. 1:13,23). Он говорит о себе: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин» (Деян. 22:4).
Когда же к нему пришло духовное прозрение, он понял, что то, что он принимал за благо, было страшным заблуждением, ошибкой. Апостол Павел глубоко раскаивался в содеянном и позже писал, что он, некогда гнавший христиан, «ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» (Гал. 1:23). Видите – даже Апостол Павел ошибался в определении, что есть благо.
Ученик: А наша группа провозгласила принцип: «Всё решает большинство».
Учитель: воплощая свой принцип на практике, вы, возможно, столкнетесь с такими проблемами:
1. Обладает ли меньшинство какими-либо правами?
2. Что делать, если голоса разделились поровну?
3. Ваня, а что если большинство решит, что именно ты должен нырять в кишащий акулами океан, чтобы добыть пищу? Смех.
Ученик: а наш девиз такой: «Делай то, что тебе нравится, что доставляет удовольствие».
Оживление в классе.
Ваня: «Я, пожалуй, переберусь на твой остров». Дружный смех детей.
Учитель: а задумывались ли вы над тем, что то, что сегодня доставляет удовольствие, завтра может обернуться страданием? Курильщику доставляет удовольствие процесс курения, возможная расплата за это – рак легких.
Состояние опьянения, вызывающее эйфорию (приподнятое настроение), оборачивается на следующий день тяжким похмельем (болезнью).
Употребление наркотиков, создающих кратковременную иллюзию счастья, приводит к полному разрушению организма и ранней смерти.
Любители много и вкусно поесть расплачиваются утратой стройности, ожирением, болезнями.
Ученик: «Ну и как же тогда нам жить на этих островах? По каким законам»?
Учитель: чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам историю об Александре Смите, вынужденном поселиться, как и вы, на одном из островов Тихого океана.
28 апреля 1798 года вспыхнул мятеж на военном британском корабле «Баунти» (Слайд 1). Причиной мятежа (восстания) явилось жестокое обращение капитана с матросами. Мятежники в количестве 9 человек были высажены на острове Питкэрн. (Слайды 2-6).
8 человек умерли от употребления самодельного спирта. В живых остался только один моряк, и это был Александр Смит. На острове, кроме него, жили аборигены – шестеро мужчин, десять женщин, и девочка пятнадцати лет.
Смит случайно наткнулся на Библию и прочитал её. Я думаю, на Смита произвели сильное впечатление слова из книги пророка Исайи: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). Бывший мятежник воспринял эти слова как обращение Бога лично к нему и принял Божие водительство.
В результате началось моральное и духовное перерождение этого человека. По вечерам он собирал вокруг себя аборигенов и читал им Библию.
Смит решил создать с аборигенами общество, которое жило бы по законам, изложенным в библейском учении. Каждое сообщество людей выбирает эталон (образец), в соответствии с которым строит свои нравственные и духовные основы.
Через 20 лет остров Питкэрн случайно обнаружили два военных британских корабля. Экипажи кораблей нашли на острове христианскую общину в полном смысле этого слова. (Слайд 7).
На Питкэрне не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных; не было сумасшедшего дома, потому что там не было сумасшедших. Не было там и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности, как там. Отличительными чертами населения острова являлись миролюбие, высокая нравственность и благочестие.
Ученица: «А какой принцип лежал в основе тех законов, по которым жило население этого острова»?
Учитель: прочтите стих из Евангелия от Луки, написанный на доске, и сами ответьте на этот вопрос.
Ученик: эти принципы — «Любовь к Богу и ближнему».
Учитель: да. Любовь к Богу и ближнему — основа Десяти Заповедей, по которым жило население острова.
Ученица: «А что такое «Заповедь»?
Учитель: слово «заповедь» означает «правило, служащее руководством для кого-нибудь или чего-нибудь». Десять Заповедей – это нравственный закон, духовная «конституция» для всего человечества.
Ученица: «А как они появились»?
Учитель: На прошлом уроке мы узнали о том, что евреи, наконец, совершили исход из Египта, где пробыли в рабстве четыреста лет. В стране пирамид они постоянно видели грубое идолопоклонство. Не только видели, но и сами иногда принимали в нём участие.
Бог повел их на юг, к горе Синай, чтобы там обучить Свой народ, подготовить его к высшей ступени религиозной жизни. Он дал израильтянам заповеди, религию, благодаря которым нация рабов стала светом в духовном отношении для народов древнего мира. Бог даровал Синайское законодательство народу через Моисея.
Учитель: Лиза, кто такой Моисей?
Ученица: «Моисей – вождь еврейского народа. Он провёл израильтян посуху через Красное море к горе Синай».
Учитель: да. Десять Заповедей размещались на двух каменных скрижалях. «Скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исх. 32:6) (Слайды 8, 9). Бог Ветхого Завета предстаёт Богом страшным и, в Его святости, недоступным.
Ученик: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19:18,19). (Слайды 10, 11).
«И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх. 19:12).
«И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх. 19:21).
«Весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали» (Исх. 20:18).
Учитель: на слайдах 12- 15 вы видите гору Синай на фотоснимках. Я сделала их в одной из своих поездок специально для вас, для нашего урока.
В Евангелии раскрывается Бог уже доступный и простой, но какой ценой! Он стал Человеком и через это отдал Себя во власть злобы и неправды земной. Он отдал Себя на распятие.
Слова, из которых состоят Заповеди, просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что составили основу нравственности для всего человечества. Давайте последовательно ознакомимся с ними.
Ученики поочередно читают текст из книги «Исход», глава 20, стихи 1 – 17.
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмый – суббота Господу Богу твоему.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Учитель: первые четыре заповеди учат, каким должно быть отношение человека к Богу.
Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой».
Создатель говорит нам: «это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39). Надо понять и принять всеобъемлющую невидимую основу жизни. Отвержение невидимого Бога — результат духовного невежества.
Заповедь, предостерегающая от поклонения кумирам (идолам), я думаю, вам тоже понятна. Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня.
Пророк Иеремия говорит о том, как изготовляются идолы — «боги», которым поклоняются язычники: «Вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому, что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра сделать не в силах». «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников» (Иер. 10:3-5, 2).
Заповедь, призывающая нас не произносить имя Господа напрасно, означает, что мы не должны произносить имя Господа механически, поверхностно, без чувства благоговения, почитания. «Свято и страшно имя Его!», — восклицает царь Давид (Пс.110:9).
Соблюдение субботы прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, но теперь этот обычай был подтвержден законодательно. Бог установил в истории Израиля для народа день отдыха.
День покоя был задуман не только для того, чтобы человек мог расслабиться физически. Это было время для единения с Богом. Свободное время для единения с Богом. Человек не должен пренебрегать духовной стороной своей жизни. В первом столетии христианской эры возникло празднование не субботнего, но воскресного дня.
Почтение к родителям (пятая заповедь) издавна считалось нравственной обязанностью детей. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» (Притч. 30:17). Моисей наставляет свой народ: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их… Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 21:18,21).
Дети: «Ого, ничего себе»!
Учитель: да, — это грозные ветхозаветные предостережения детям, пренебрегающим послушанием родителям. Новый Завет также призывает к повиновению отцу и матери, и почитанию их: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1).
В отчем доме отец и мать обучают своих детей повиновению. Не научившийся повиновению дома, будет пренебрегать дисциплиной в школе, на работе, в государстве. Обзаведётся семьей, но и к супруге будет относиться неуважительно. Он не будет почитать Бога. Иисус Христос «был в повиновении» у земных родителей, и поэтому позже Он смог обратиться к Богу со словами: «Отче наш, Сущий на Небесах, да святится имя Твое…».
Учитель: А что означает «почтение» к родителям?
Ученик: «Надо быть вежливыми с ними. Слушаться их»
Учитель: это правильно. Но надо понимать, что почтение – это не холодная вежливость, но сердечное отношение. Родителям нужна душевная теплота. Делитесь с ними своими радостями и печалями. Чем старше будут становиться ваши родители, тем более они будут нуждаться в вас. Именно в вас, в вашем внимании. Это так просто – прикоснуться к человеку, погладить его, спросить, как у него дела, как настроение, сказать ему: «Я люблю тебя». Рассказать о какой-то проблеме, попросить совета. Эти ваши действия улучшат физическое и духовное состояние ваших родителей.
Родителей не выбирают. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Господь сказал Израилю: «Проклят злословящий отца или матерь свою» (Втор. 27:16). Бывает так, что человек конфликтует с матерью, обижает её, а потом сокрушается: «И почему у меня в жизни так много неприятностей, неудач»? И не понимает, что это – результат того, что он нарушил духовный закон, запрещающий злословить мать. С посторонними о родителях тоже надо говорить уважительно. Почтение должно выражаться и в словах, и в делах.
Иосиф, будучи наместником Египта, не только позаботился о пропитании своего отца в голодное время, но при встрече «поклонился ему лицем своим до земли» (Быт. 48:12).
Царь Соломон при встрече с матерью «встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3Цар. 2:19).
Иисус Христос в последние мучительные мгновения своей земной жизни, будучи на кресте, заботился о Той, Которая родила Его: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:25-27).
Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймёте, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью.
Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя короля Лира, отвергнутого своими двумя дочерьми, такие слова:
«Дуй, зимний ветер, дуй,
Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.
Насколько больней, чем быть укушенным змеёй,
иметь неблагодарного ребенка».
А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.
И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы»: «Что посеешь – то и пожнешь».
Вот вам пример. Сын ведёт отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я вёл отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведёт тебя по этой же дороге».
Учитель: Ребята, а встречались ли вы в своей жизни с проявлениями неблагодарности? Расскажите.
Шестая заповедь — «не убивай». Эта заповедь направлена на защиту жизни человека в обществе. Лишить жизни себя или другого – значит попытаться занять место Бога. Человека можно убить не только оружием, но и клеветой, раздражением, гневом. Причиной многих несчастий и пожаров, приведших к человеческим жертвам, явились небрежность и халатность. Будем помнить, что наша небрежность, клевета, несправедливый поступок могут превратить нас в убийц.
Заповедь «не прелюбодействуй» (не совершай действие против любви) провозглашает защиту семьи, утверждает святость брачных уз. Господь сотворил мужчину и женщину. Приготовил для них прекрасный дом – Эдемский сад. Там было всё необходимое для человеческой пары. Благословил их. Весь мир был храмом Господа, а Священником был Он Сам.
Господь установил правила брака, от исполнения которых зависит счастье супругов, будущее детей, благосостояние каждого поколения. Человек, разрушающий семью, разрушает будущее общества.
Брак взят Господом под защиту. В Израиле прелюбодеяние (нарушение верности супругу, супруге) каралось смертной казнью. «Да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10).
Прелюбодеев забивали камнями. Брак – это пожизненная связь между одним мужчиной и одной женщиной. Оправданием для развода может послужить только неверность одного из супругов.
«Не кради»! Кража – это воровство, хищение чьей-либо собственности (частной или государственной). Господь говорит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11).
«Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11:1). Воровство в Синайском законодательстве заклеймено как преступление: «Всякий, кто крадёт, истреблён будет» (Зах. 5:3).
«Приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется в конце дней своих» (Иер. 17:11).
Кража – это не только ограбление банка, инкассатора, но и уклонение от уплаты налогов, воровство яблока из чужого сада и просто бесплатный проезд. След на совести остается один и тот же.
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Чем совершеннее наша духовная жизнь, тем меньше мы судим других, а больше себя.
Новый закон не только осуждал внешнее злое дело, он проникал глубже и осуждал саму мысль злую, заповедав «не пожелай» ничего такого, что противоречит основным законам нравственности.
Ученик: «А если не жить по заповедям — тогда что?».
Учитель: Прочти нам стихи из Второзакония, главы 11, стихи 26-28.
Ученик: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня».
Учитель: Подробно о последствиях исполнения заповедей Божиих или отвержения их мы будем говорить на следующем уроке. В конце урока школьники делают рисунки в своих тетрадях на пройденную тему. В это время приглушенно звучит духовная музыка.
Домашнее задание – для желающих: на выданных вам маленьких карточках напишите краткий, в одно – два предложения — ответ на вопрос: «Зачем нам даны десять заповедей»?
Примеры ответов учащихся:
Родион: «Общество без заповедей — это как дом без стен, как ручка без чернил».
Егор: «Первые четыре заповеди для мира духовного, а остальные — для мира внешнего».
Костя: «Заповеди даны для того, чтобы человек понял суть жизни. Они даны для того, чтобы человек понимал, что такое любовь к Богу и ближнему».
Миша: «Без заповедей в мире воцарился бы хаос».
Дуся: «Если бы я попала в то место, где заповеди исполнялись бы, мне кажется, я была бы под сильной защитой и в безопасности».
Анфиса: «Заповеди даны для того, чтобы мы были добрыми и честными людьми. Чтобы мир был прекрасным и добрым».
Вероника: «Если бы везде исполняли 10 заповедей, то мир был бы самым прекрасным; было бы как будто в раю. Все бы долго жили, и было бы так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать».
Коля: «Без заповедей мир был бы ужасен»!
Мансур: «если бы не было заповедей, все люди бы распоясались».
Даша: «Чтобы человек стремился к лучшему».
Спасибо, друзья, до встречи!
Стр. из
Десятая заповедь Божья — не завидовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
Господь не позволяет делать что-то плохое другим, а также запрещает плохие желания и помыслы относительно окружающих или близких. В десятой за поведи говорится о таком грехе, как зависть.
Тот, кто мысленно желает чужого, тот может легко переступить черту, разделяющую плохие мысли и плохие дела. Само чувство зависти уже оскверняет душу.
Она становится нечистой перед Господом, ведь через дьявольскую зависть появился на свете грех. Истинный христианин должен очищать свою душу от внутренних нечистот, беречься от плохих желаний и оставаться благодарным Богу за то, что у него есть. Если же у знакомого или соседа всего много, то нужно радоваться за него.
Пояснение десятой заповеди детям:
Десятой заповедью Бог запрещает людям завидовать. Ведь это чувство мешает им жить радостно: среди близких и соседей, среди знакомых всегда найдется тот, чья жизнь может казаться лучше собственной.
Но в сказках есть много примеров того, что нельзя быть жадным и все время хотеть большего, чем у тебя есть. Например, жадная старуха из сказки Пушкина «Золотая рыбка». Если у твоих друзей случается что-то очень хорошее, то лучше искренне порадоваться за них и поблагодарить Господа за это.
«Не желай ничего, чем владеет ближний. Не мечтай, что предмет у кого-то лишний. Эти мысли тебе принесут страданья, Ведь за грех принесёшь ты себе наказание».
Урок духовности «Десять заповедей-основа жизни»
Урок духовности в 4 классе «10 заповедей- основа жизни»
Шарафутдинова Ирина Владимировна учитель начальных классов МКОУ «Основная школа с.Ерыклинск»Мелекесского района Ульяновской области.
Цели урока:
1. Познакомить детей с десятью заповедями Иисуса Христа.
-Чтобы жить благочестиво, мы должны знать и любить слово Божие. Как телу необходим хлеб,так душе-слово Божие; и как глазам нужен свет,чтобы видеть,так душе необходимо Божие учение,чтобы возрастать в добре и святости.
(Патриарх Московский и всея Руси «Библия для детей»)
-Что же такое благочестие
?
-Благочестие — соблюдение правил, веры, соединенное с добрым и хорошим поведением.
-Откуда же мы можем научиться правильно жить и правильно себя вести?
-Существует Закон Божий,который нужен для того, чтобы жизнь каждого человека и вообще всех была безопасна, чтобы человек не причинил вреда другим людям,животным,птицам, деревьям, всей земле и окружающему нас миру. Чтобы человек правильно развивался,был здоров и счастлив на протяжении всей своей жизни. И Закон Божий — это 10 заповедей.
-Как и когда появились эти заповеди?
-Послушайте Священную историю Ветхого Завета.
Рассказывает ученик.
Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, Господь возвестил пророку: «Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом». Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны 10 заповедей.
Что же такое заповеди?
— Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.
2. Знакомство с заповедями Иисуса Христа (презентация) 1 заповедь:«Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.
«Пусть только Господь царит в твоем сердце, И только Ему открой сердца дверцу! Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей! Пусть Он управляет и властвует в ней!».
2 заповедь : «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им». Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.
«Господь твой пусть будет единственным Богом, Хоть в жизни всегда разных идолов много, Служи лишь Ему всей душою своей! На Бога надейся, а не на людей!».
3 заповедь : «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.
«Имя Божье напрасно ты не говори! Уважение твое пусть в словах тех горит. Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит, Благодарность и вера в нем вечно звучит!».
4 заповедь :« Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему ».
Это значит, что седьмой день (воскресенье) должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но воскресный день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Исполняя четвёртую заповедь, в этот день нужно посетить храм и принять участие в богослужении и Причаститься Христу.
«С Богом жизнь для себя христианин выбирает, И поэтому церковь всегда посещает. Знать о Господе больше он очень стремится, И из Библии мудрости Божьей учиться». Посвящай время Господу – будешь успешен, И Его вечной милостью нежно утешен».
5 заповедь : «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен». Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.
«Относись с уважением к папе и маме! Мудрость, опыт родителей стоят внимания! Дорожи ими, слушайся и подчиняйся! Как у Бога характер свой сделать пытайся! И тогда будет жизнь твоя – благополучной. Долгой будет она, и, при этом, нескучной».
6 заповедь : « Не убий ».
Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.
Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.
«Людей убивает Не только оружье! И жизнь сокращают Порою не ружья, А грубое слово, Поступок бездумный Жизнь рушит другого, Стар он или юный. Людей берегите, Заботьтесь, любите, Всех благословляйте И радость дарите!».
7 заповедь :« Не прелюбодействуй ».
То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.
«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а). Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу. Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа. Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».
8 заповедь: « Не укради ».
Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.
«Тот, кто у людей забрал, Вещи их, путем нечестным, Человек тот вором стал, Это станет всем известно».
9 заповедь: « Не лжесвидетельствуй ».
Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.
Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.
«Неправду о людях – не произноси! Для этого помощи Божьей проси, Чтоб видеть хорошее в ближних своих. Не злое, а доброе думать о них! Ложь может несчастье с собой принести, А правда к победе твоей привести».
10 заповедь: « Не пожелай ничего чужого ».
Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога. Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.
«Не желай ничего, чем владеет ближний. Не мечтай, что предмет у кого-то лишний. Эти мысли тебе принесут страданья, Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».
3.Работа в группах.
Заполни таблицу «Заповеди»по образцу:
заповедь
от чего предостерегает заповедь
как советует поступить любящее сердце
«Почитай отца твоего
и мать твою»
от неуважения к родителям и вообще к старшим
слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости
«Не убий»
прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть
от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека
4.Закрепление.
Народная мудрость в пословицах.
-Соедини стрелками пословицы с заповедями.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. (Почитай отца твоего и матерь твою).
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. (Не лги)
Вору потакать – что самому воровать. (Не убивай)
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. (Не укради)
Насилие — яд для души. (Не завидуй) (Друг познается в несчастии)
Рефлексия:
— Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?
— Какие заповеди тебе были известны?
— О каких заповедях ты узнал на этом уроке?
11. Вывод
: Каждый человек должен соблюдать заповеди, так как:
-Заповеди даны Богом.
-Они учат отличать добро от зла.
-Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой, приближает его к Богу.
Если сказать кратко, то смысл заповедей в одном, чтобы мы уважали и любили друг друга. Я думаю, что после нашего урока всем вам захочется подумать о том, так ли живёт каждый из вас. Мне хочется, чтобы вы захотели перечитать все заповеди и приняли их в свой разум и душу. Будьте счастливы, и дарите счастье друзьям, близким и незнакомым вам людям.