Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека?

Библейские уроки

Опубликовано 05.04.2017

Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека? Такой вопрос на разных этапах жизни задавал себе, скорее всего, каждый верующий человек. Если Бог такой любящий, разве Он не может избавить человека от страданий? Почему Бог допускает эти плохие вещи в жизни людей, тем более верующих? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в нашей статье. А поможет нам сегодня Гордон Фергюсон, известный христианский учитель и автор многих книг.

Почему Бог допускает зло: понимание проблемы страданий

Проблема с пониманием причин, почему Бог допускает зло или существование зла — это большое препятствие в первоначальном формировании веры в Бога. Даже после того, как мы пришли к вере, Сатана будет использовать эту проблему, чтобы постараться сбить нас с пути в трудные времена нашей жизни. Несколько лет назад я прочитал короткую, но хорошо обоснованную книгу Томаса Уоррена под названием “Доказали ли атеисты, что Бога нет?”. Спустя годы я не нашел лучшей книги на эту тему с точки зрения логики. В итоге я написал урок, представив основные аргументы этой книги в форме проповеди. Материал в этой статье адаптирован из той проповеди, впервые произнесенной много лет назад.

Рассматривая эту тему, держите в уме 2 вещи:

  1. Независимо от того, сколько объяснений может быть дано, решающий вопрос всегда будет в том, проявим ли мы веру перед лицом жизненных бурь.
  2. Хотя логика и рассуждение не могут убрать из нашей жизни те необходимые препятствия, которые должна преодолеть вера, всё же многие ненужные препятствия могут быть удалены с помощью практических объяснений. Было бы большой ошибкой не убрать из нашей жизни эти ненужные препятствия.

Бесспорно, одно из самых вызывающих препятствий на пути к вере и доверию Богу основывается на вопросе: “Почему Он позволяет плохим вещам происходить с хорошими людьми?”, — как мы это часто формулируем. Среднестатистический человек сформулировал бы свой вопрос примерно так: “Почему Бог допускает болезни, зло, голод, природные катаклизмы и такие злодеяния, как войны, убийства, насилие и жесткое обращение с детьми?”. Агностик выразил бы своё беспокойство таким образом: “Если Бог желает зла, то Он не добр. Если Бог не желает зла, но оно происходит всё равно, тогда Он не всемогущ. Следовательно, поскольку зло существует, Богу не хватает или благости, или силы”. А атеист высказался бы еще сильнее: “Добрый и всемогущий Бог уничтожил бы зло полностью. Но зло существует. А значит, Бога нет!”.

Объяснений атеистов недостаточно

Заявление о том, что Бога не существует, поскольку в этом мире есть зло, является противоречивым утверждением, потому что, если Бога не существует, также не существует такого понятия, как «зло». Если нет Бога – нет и объективной морали. Все подвержено субъективным определениям и личным интерпретациям.

Например, теория эволюции утверждает, что выживают сильнейшие и более приспособленные. Поэтому, путешествуя по Африке и наблюдая, как тигр пожирает зебру, мы не делаем вывод, что тигр — «зло», или что его следует наказать и поместить в тюремную камеру. Вместо этого мы поражаемся чудесам природы. Если нет Бога, то нет абсолютно никакой разницы между нами и животными. И человек, который похитил, убил и съел другого человека, является просто-напросто сильным животным, которое выживает за счет другого, более слабого.

Определение основных понятий

Прежде чем мы продолжим, требуется определить основные понятия. Определения “добра” и “зла” жизненно необходимы. Единственное настоящее зло — это то, что в Библии называется “грехом”, потому что грех разрушает наши взаимоотношения с Богом и с нашими ближними. С другой стороны, единственное настоящее добро — это Библейская “праведность”, это то, что всегда хорошо, что развивает наши взаимоотношения с Богом и другими людьми. Мы можем назвать “инструментом зла” то, что приводит людей в итоге к неправильным вещам (ко греху). Это могут быть как “камни преткновения”, так и “камни, которыми вымощена дорога”, но они по своей природе не являются злыми. И мы можем назвать “инструментом добра” то, что приводит человека к подлинному добру.

Таким образом, одно и то же происшествие может быть как “инструментом добра”, так и “инструментом зла”, в зависимости от того, как человек посмотрел на него и как отреагировал на него. Болезнь — хороший пример того, что может быть как благословением, так и проклятием. Проблема со здоровьем может сподвигнуть человека или злословить Бога, или обратиться к Богу, в зависимости от сердца этого человека. На самом деле, боль сама по себе не обязательно является злом. Она может быть просто симптомом проблем со здоровьем, который мотивирует человека получить необходимую помощь, или она может быть неизбежным результатом перенесенной хирургической операции, спасшей человеку жизнь.

Определения некоторых качеств Бога необходимы для нашего понимания проблемы добра и зла. Когда мы говорим, что Бог “всезнающ”, мы говорим тем самым, что Он знает всё, что можно знать. Например, Он знал заранее, что человек согрешит и будет нуждаться в искуплении. Поэтому Он создал мир, учитывая это — мир, подходящий для духовного развития человека. Наш мир никогда не предназначался для того, чтобы быть вечным раем — для этого предназначены Небеса!

Когда мы говорим, что Бог “всемогущ”, мы осознаем, что Он может делать всё, что в принципе возможно сделать. Однако некоторые вещи невозможны по определению. Например, может ли Бог создать камень такой большой, что не сможет его поднять, или может ли Бог создать квадратный круг? Подобные вопросы производят такое впечатление, что, будь у Бога больше силы, Он бы смог. Но факт в том, что некоторые вещи — это не вопрос силы, даже Божьей силы! Он будет делать только то, что гармонирует с Его природой. Он не будет и не может лгать, например. И не будет вмешиваться в свободную волю человека. Описать Бога как справедливого — значит сказать, что Он должен вознаграждать добро и наказывать зло. Поскольку Он создал человека как существо со свободной волей, Его справедливость требует, чтобы Он позволял человеку совершать настоящий выбор.

Почему Бог допустил грехопадение?

Свобода человека — таинственна и непостижима. Почему человек вдруг совершает тот или иной поступок? Если его можно жестко объяснить, то это уже не свобода, а обусловленное некоторыми причинами действие. Адам и Ева решили проявить свою свободу таким образом. Почему Бог должен был не допустить грехопадение? Непонятно. Он бы тогда противоречил Сам Себе: сначала дать свободу, а потом не допустить ее проявления.

Да, Господь знает все. Но Промысел Его — это другое. Промысел — это когда зло, совершающееся по свободной воле кого-то, Бог обращает в добро. Промысел Божий действует не потому что нужно предотвратить зло или грех, задуманные людьми. Он может исправить уже совершившийся грех, обратить зло на пользу кому-то, но отменить сделанное по свободной воле человека он не может. Потому что тогда человек низводится на уровень какой-то марионетки, а Господь по-другому о человеке мыслит.

Свобода, данная нам, — обратная сторона любви. Нельзя любить насильно. Нельзя заставить любить. Бог не хочет такой любви. Любовь проявляется в послушании, в отвержении себя, в какой-то жертве. Любовь человека до грехопадения была естественной, не выстраданной. Чтобы она стала такой сейчас, нужно пройти испытание, искушение. И даже если падаешь, не проходишь сквозь трудности достойно, то есть возможность покаяться, чтобы снова вернуться к этой любви. И такой путь особенно ценен, когда имея возможность отступить, мы остаемся верными, или же даже отступая, возвращаемся.

Если человек хочет уйти из семьи, то он может это сделать. Он свободен. Но он может выдержать искушение и остаться. Может даже уйти, но затем раскаяться и вернуться, и отношения станут еще более крепкими в результате.

Вопрос об ответственности Бога за грехопадение слишком философский. На него не существует четкого ответа, потому что мы живем в мире уже после грехопадения. Оно уже совершилось и иначе не будет. Грехопадение — настолько далекое от нас и абстрактное событие, что трудно понять, почему и как оно произошло.

Мы вряд ли разберемся до конца, каким был рай, как конкретно происходило общение с Богом, как именно совершилось грехопадение и тем более почему. Можем лишь поразмышлять, потому что объективного знания об этих вещах нет. Но какой тогда смысл в вопросе, почему Бог допустил грехопадение? Зачем мы стараемся углубиться в такие далекие от нас предметы? Чтобы обвинить Бога и сказать, что все было неправильно изначально задумано? А если мы принимаем это, верим Богу, то стоит подумать, как поступать в нашей конкретной жизни.

Результатом размышлений о смысле грехопадения не должно быть наше неверие. Если мы хотим понять, «оправдать» Бога, можно рассмотреть и более близкое и понятное нам событие. Например, когда страдания, пусть даже и ребенка, привели к каким-то хорошим результатам. Как например жизнь слепой с детства и парализованной с юности блаженной Матроны Московской. Ее пример, выбор пути святости значительно ближе к нам — любой может изучить, прийти и проверить.

Ограждение христиан от греха злорадства

Иоанн Кронштадский высказывал мнение, что Бог не наказывает отступников, чтобы оградить остальных христиан от возможности позлорадствовать. Ведь созерцание чужого горя и получение удовольствия от вида чьих-то страданий, само по себе является грехом.

Кроме того, немедленное наказание за плохие поступки в земной жизни требовало бы соответственного поощрения за хорошие дела. Таким образом, люди думали бы, что после смерти нет ни возмездия, ни награды. А как никакие материальные блага не сравнятся с благами небесными, так же земные страдания ничто по сравнению с вечными муками грешной души.

Земная жизнь — лишь временное пребывание души, главное, что она получит в дальнейшем: вечное блаженство или вечную гибель.

Вокруг пожара в Соборе Парижской Богоматери поднялся необыкновенный ажиотаж, общественное мнение разделилось, обсуждают множество версий, знамений и т.д. Но это и естественно, сколько людей — столько и мнений, у кого какая внутренняя начинка, мировоззрение, сложившееся в течение жизни. Из этого внутреннего содержания каждый и выражает свое суждение.

Но мы, как люди верующие, православные, изложим свою точку зрения, которая, конечно, будет кардинально отличаться от мировоззренческих суждений светских, мирских версий. Отличаться потому, что будет иметь уже исторические и религиозные основания.

Итак, для чего строились и создавались храмы и церкви? Они возводились для совершения богослужения, для молитвы, но не как архитектурные памятники. В Евангельском повествовании Христос, выгоняя торговцев из храма, сказал: «Храм Мой, есть храм молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников».

Далее поговорим о храмах Богооткровенных религий, а не о капищах языческих. В Ветхом Завете (Библии) первый храм хотел построить Истинному Богу пророк Давид, но в силу того, что он много воевал и пролил человеческую кровь, Бог не благоволил ему строить храм. Поэтому первый храм построил его сын Соломон.

Главным архитектором храма, можно так сказать, был Сам Господь. Это был величественный и прекрасный храм. Сколько простоял этот храм? До тех пор, пока евреи служили Истинному Богу. Но постепенно они стали уклоняться в язычество и служить языческим богам, нравственно разлагаться. Пророки Исаия и Иеремия предупреждали и пророчествовали, что, если они не исправятся, их постигнет гнев Божий, и они будут наказаны языческим царем Навуходоносором. Но евреи не покаялись. Пришел царь Навуходоносор со своим войском и многих евреев убил, многих переселил в Вавилон. Так начался 70-ти летний вавилонский плен. Величественный храм был разрушен, церковная утварь и сосуды увезены в Вавилон. Вавилонскому плену посвящен 136 Псалом, который поется Великим Постом: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…».

После окончания вавилонского плена, евреи постепенно возвратились в обетованную землю и построили второй Иерусалимский храм, он простоял до времени пришествия Христа (Мессии) в мир, но был разрушен по той же причине, что и первый храм. В Евангелии читаем: «И когда приблизился Христос к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему, но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 41-44).

В Евангелии от Матфея читаем: «И вышел Иисус шел от храма, и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено» (Мф. 24, 1-2).

Пророчество Христа исполнилось. В 70-м году евреи подняли восстание, на подавление его был послан римский полководец Тит с четырьмя легионами воинов и исполнил то, о чем говорил Христос. Иерусалимский храм был вновь разрушен, от него осталась только «стена плача».

Мы специально привели примеры разрушения храмов из Ветхозаветной библейской истории, чтобы показать, что Бог попускал разрушать храмы именно тогда, когда народ отступал от Бога Истинного и впадал или в язычество или в неверие.

Общеизвестно, что Западная Европа уже давно отошла от Бога, Франция не избежала этой участи, атеизм и материализм, как некий вирус, буквально парализовал все французское общество, низвергнувшееся потом во французскую революцию. Для атеистов-материалистов церковные храмы (да и вообще всякая святыня) не нужны, а использовать их как архитектурные памятники Богу не угодно, потому что они имеют совсем другое предназначение. Именно поэтому Бог попускает их разрушение и уничтожение.

Для более глубокого объяснения этой темы, мы сделаем выписку из письма М.А. Новоселова, в котором он поместил произведение по поводу разрушения Реймского собора (Древний кафедральный собор Нотр-Дам в г.Реймсе (Франция, департамент Марна). Собор был сильно разрушен 7 сентября 1914 г. германской артиллерией. Многочисленные газетные статьи были посвящены обличению немецких варваров, поднявших руку на уникальный памятник: истории (в Реймсе крестился первый король Франции Хлодвиг и в память этого события в соборе столетиями короновались французские короли); архитектуры (готика XII-XIV вв.) и христианского искусства (в нем находились богослужебные книги Франциска Ассизского, распятие работы Людовика Святого, многочисленные скульптуры и др.). После войны Реймский собор был восстановлен.

В.В. Розанов: «…приходится слышать следующие недоуменные вопросы: как можно терпеть, чтобы величайшие святыни наши были захвачены руками ярых богоборцев? Кремль, наша древнерусская святыня? Святые останки великих праведников, наших предстателей пред Богом? Священные сосуды, с которыми соединены величайшие священнодействия? Допустимо ли, чтобы храмы обращались в театры, а алтари — в уборные для артистов? Не говорим уже о разнообразных унижениях и издевательствах, которым беспрестанно подвергаются наши священнослужители. О кощунственной ругани, которая постоянно раздается на страницах богоборных газет столичных и провинциальных. О насилиях, повсюду творимых над совестью и личностью верующих, вопреки декрету об отделении церкви от государства и множеству официальных разъяснений, подтверждающих этот декрет. И все это совершается на глазах у всех — открыто, беззастенчиво, нагло, безнаказанно! Разве это не возмутительно? Не ужасно? И до каких пор и пределов мы будем терпеть это торжествующее, смеющееся в глаза, хамское, чтобы не сказать — сатанинское, нечестие, оскорбляющее самые заветные, самые святые наши чувства? И, наконец, за что и зачем допущен этот ужас на нашей дорогой святой Руси?

Ответ на этот существенный для религиозного сознания вопрос я хочу извлечь из произведения известного писателя В.В.Розанова, написанного в 1914 году. Оно представляет собою небольшую статью, озаглавленную «К разрушению Реймского собора» и вошедшую в сборник статей под названием «Война 1914 года и русское возрождение». Эта статья ясно ставит и прекрасно разрешает вопрос, почему, при известных условиях, Высшая Сила попускает совершаться грубому попиранию святынь, многие века приносивших свет и доставлявших утешение и радость сердцам верующих: «…Реймский собор взволновал весь мир, — пишет В.В.Розанов. — И хочется сказать взволнованным: — о чем вы плачете? Что погиб памятник искусства? — Ведь об этом все крики, все вопли… Никто не плачет решительно, что погиб народный дом молитвы. Вспомнили все, что Реймский собор упоминается в Жанне Д’Арк Шиллера, и не вспомнили, что всего только вчера в нем молились горожане, крестьяне, военные — вообще, верующие… Все оплакивали музей и никто решительно не плакал о религии. И вот мне кажется, что гораздо раньше прусских ядер его разрушило общее, вовсе не прусское только, но вообще европейское отношение к религии, к молитве, к Богу… Бог отнимает у нас то, от чего мы сами отказались, и все больше отказываемся. Зачем вообще этот музей XIII века, который практически и в живых дыханиях перестал быть «собором» — собором для страны и государства, совершивших «отделение государства от церкви», — и оставлен только снисходительно для обывателей, для темных мещан и верующих женщин, «не понимающих пока своих предрассудков»?..

Ах, Европа, Европа, ах дорогая Европа; если бы ты переменила дыхание с этою ужасною войною и оплакала многое в себе, о чем давно не плачешь, но что поистине достойно слез!.. Дорогие европейские братья, вы должны плакать о каждой хижине-церкви, если она разрушается, о деревянных церквах стоимостью в две тысячи рублей — и тогда, только тогда у вас не будут разрушаться и Реймские соборы! Если нет религии — долой храмы! — Но есть ли религия-то? Разве не тысячи усилий положены писателишками всех рангов и философами всех степеней, чтобы «раскрыть глаза этим мещанишкам и верующим баранам на их глупость и невежество?».. Да вся литература уложена на разрушение Реймского собора? Боже, как жалко племя, не понимающее себя и судьбы своей.

Разве мы не несли в триумфах и не носили несколько десятков лет поганенков Дрэпера и Бокля, своих поганцев, начиная от Чернышевского, которые орали, кричали, визжали: «долой храмы, церкви и всю эту темную смрадную ветошь». Господа, да разве вы этого не слышали? Господи, неужели никто этого не видит, что под «разрушением Реймского собора» стоят тысячи одобрительных подписей, стоят такие авторитеты, что страшно выговорить…

Европа, пора задуматься! Страшен не вандал, у которого молот в руках, — страшен хитрец, у которого подленькая мысль в мозгу, плоская мысль низкой душонки, в которую не умещается понимание ничего благородного, ничего возвышенного, ничего небесного. Она хихикает, эта мыслишка, в убожестве не понимая, что она всего только мысль мыши, — видя толпу людей, которая стала на молитву. «Зачем? К чему? Ведь небеса пусты, а сердце всего только мускул с красною жидкостью».

Так нам пели с Запада. Русские дурачки подхватывали. Они все подхватывают, эти наши русские дурачки… Германия Бисмарка, верящая не в Бога, а «в свой кулак», только повторяет и осуществляет умственную Германию времен Молешотта и Бюхнера, Фейербаха и Макса Штирнера, поверившего в свой замечательный «мозг», — в тот мозг, который, по образному выражению толстобрюхого Карла Фохта, «выделяет мысль не иначе, как почки выделяют урину». Европа поклонилась этому замечательному «мозгу». Чего же она взволновалась, когда поднялся этот железный «молот»? — «Назвался груздем — полезай в кузов».

Нет, не теперь нам плакать, — и не об этом Реймском соборе. Давно надо было начать плакать: — о том, что отнята у нас душа бессмертная и на место ее мыслителишками вложена кривая сухая палка. Вот где пункт».

«Бог отнимает у нас то, от чего мы сами отказались, и все больше отказываемся» — вот разгадка тяготящих нас эти годы событий и ответ на связанные с ними недоуменные вопросы.

Вместе с автором приведенной статьи мы должны сказать и то, что «вся наша литература» (по крайней мере та, которая наиболее широко и глубоко захватила наше общество) уложена на попрание наших святынь, под которым, скажем словами Розанова, «стоят тысячи одобрительных подписей, стоят такие авторитеты, что страшно выговорить».

Вспомните всю неустанную деятельность нашей злополучной интеллигенции и ее вождей — «писателей всех рангов», в течение десятилетий разбрасывающих всюду тлетворные семена безбожного гуманизма и человекобожия; вспомните зараженную протестантскими идеями нашу духовную школу, выпускавшую рационалистов-пастырей и скептиков-учителей, от которых духовный яд неправославия распространялся в обществе и народе, идя как бы навстречу духовно-разлагающему влиянию интеллигенции; вспомните лицемерие светской власти, облекавшейся в ризу церковности для поддержания (в интересах государства) веры народной; вспомните, наконец, угодничество в ущерб, конечно, интересам церковным, духовных властей пред сильными мира сего; а главное — восстановите в своем сознании почти всеобщее непонимание существенных сторон церковного мировоззрения — теургической и мистической — и вы легко объясните себе, как естественное следствие всеобщего духовного недуга, все то кощунственное, святотатственное и богохульное, что пышным цветом раскрылось у нас в последние годы. Россия давно начала внутренне отпадать от Церкви, что же удивительного, если государство отвергло, «отделило» церковь и, по естественному и Божескому закону, подвергло ее гонению? Давнишнее и все углублявшееся многообразное отступление народа от пути Божия должно было вызвать кару Божию, может быть, для спасения от гибели того, что могло быть спасено через очистительный огонь испытания.

Мы не зря имеем свободу воли

Бог позволяет злу существовать в мире не только для того, чтобы у нас была полнота свободы воли, но и потому, что без зла у нас не было бы возможности узнать, что такое добро. Точно так же, как мы не узнали бы, что такое свет, если никогда не видели тьму, или не знали бы, что такое холод, если бы никогда не чувствовали тепло. Бог использует нашу реальность, чтобы мы поняли, что такое зло, а что добро, и выбирали доброе.

Подведем итог: мы, род человеческий, являемся источником проблемы и причиной нашей собственной боли и страданий. Если бы Бог хотел избавить мир от зла и злодеяний, всё, что Ему нужно было сделать — это уничтожить всех людей. Вот почему мы сами не можем решить эту проблему. И нам нужен Спаситель с силой, которая превосходит нашу собственную. Не только тот, кто может простить нас за все плохие решения, которые мы приняли, но тот, кто также сможет обновить наши разбитые сердца, кто даст пример и позволит нам начать всё с чистого листа.

И это суть истории о Мессии и Новом Завете.

Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org Перевод — Юлия Окерешко для

Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!

Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube

Наказание в земной жизни

В Новом Завете исследователи выделяют несколько моментов, в которых прямо говорится, что Бог может карать людей не только в будущей, но и в земной жизни. Так, Господь распорядился, чтобы посредством апостола Павла был ослеплен лжепророк. А супружескую пару Анания и Сапфиру за грех сребролюбия и лицемерия Бог карает смертью с помощью апостола Петра. Недаром ученики обращаются к Христу со словами: «Боже карающий, Боже милосердный», подчеркивая, что Он может карать при жизни.

Игумен Никон (Воробьев) в своих проповедях говорил, что Всевышний наказывает грешников еще в их земном существовании, но делает это так, что окружающие не замечают наказания. Возмездие может прийти в виде угрызений совести, кошмаров, одиночества. Все эти кары не очевидны для других людей, но вполне ощутимы для грешников.

Более наглядными являются болезни, потери любимых людей, или случаи, когда за проступки родителей расплачиваются их дети. Такая кара дает возможность в полной мере почувствовать тяжесть расплаты, когда за неблаговидные поступки человека страдают его близкие люди.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: