Библейские уроки
Опубликовано 05.04.2017
Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека? Такой вопрос на разных этапах жизни задавал себе, скорее всего, каждый верующий человек. Если Бог такой любящий, разве Он не может избавить человека от страданий? Почему Бог допускает эти плохие вещи в жизни людей, тем более верующих? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в нашей статье. А поможет нам сегодня Гордон Фергюсон, известный христианский учитель и автор многих книг.
Почему Бог допускает зло: понимание проблемы страданий
Проблема с пониманием причин, почему Бог допускает зло или существование зла — это большое препятствие в первоначальном формировании веры в Бога. Даже после того, как мы пришли к вере, Сатана будет использовать эту проблему, чтобы постараться сбить нас с пути в трудные времена нашей жизни. Несколько лет назад я прочитал короткую, но хорошо обоснованную книгу Томаса Уоррена под названием “Доказали ли атеисты, что Бога нет?”. Спустя годы я не нашел лучшей книги на эту тему с точки зрения логики. В итоге я написал урок, представив основные аргументы этой книги в форме проповеди. Материал в этой статье адаптирован из той проповеди, впервые произнесенной много лет назад.
Рассматривая эту тему, держите в уме 2 вещи:
- Независимо от того, сколько объяснений может быть дано, решающий вопрос всегда будет в том, проявим ли мы веру перед лицом жизненных бурь.
- Хотя логика и рассуждение не могут убрать из нашей жизни те необходимые препятствия, которые должна преодолеть вера, всё же многие ненужные препятствия могут быть удалены с помощью практических объяснений. Было бы большой ошибкой не убрать из нашей жизни эти ненужные препятствия.
Бесспорно, одно из самых вызывающих препятствий на пути к вере и доверию Богу основывается на вопросе: “Почему Он позволяет плохим вещам происходить с хорошими людьми?”, — как мы это часто формулируем. Среднестатистический человек сформулировал бы свой вопрос примерно так: “Почему Бог допускает болезни, зло, голод, природные катаклизмы и такие злодеяния, как войны, убийства, насилие и жесткое обращение с детьми?”. Агностик выразил бы своё беспокойство таким образом: “Если Бог желает зла, то Он не добр. Если Бог не желает зла, но оно происходит всё равно, тогда Он не всемогущ. Следовательно, поскольку зло существует, Богу не хватает или благости, или силы”. А атеист высказался бы еще сильнее: “Добрый и всемогущий Бог уничтожил бы зло полностью. Но зло существует. А значит, Бога нет!”.
Почему Бог не сделает так, чтобы страдания прекратились?
Бог мог бы вмешаться в любой момент и прекратить страдания. Он мог бы протянуть Свою руку и спасти нас от боли. Несмотря на всё, Он же всемогущ. Но если бы Он сделал это, то никогда бы не смог доказать, что сатана совершил ошибку. Грех влечёт за собой страдания. Бог знает это. Теперь Он хочет доказать это всему творению.
Богу очень грустно видеть, как Его творение страдает. Он хочет, чтобы это закончилось, и, чтобы Он мог протянуть нам руку помощи. Его конечная цель – прекратить страдания навсегда. Он хочет, чтобы всё Его творение пребывало в совершенной гармонии, как это было в начале. Но, на этот раз, Он хочет быть уверен, что никто не заразит грехом это новое творение. Поэтому Ему необходимо доказать, что грех влечет за собой только несчастье и страдания. И чтобы доказать это, Богу предстоит следовать тем законам, которые Он сам создал.
Определение основных понятий
Прежде чем мы продолжим, требуется определить основные понятия. Определения “добра” и “зла” жизненно необходимы. Единственное настоящее зло — это то, что в Библии называется “грехом”, потому что грех разрушает наши взаимоотношения с Богом и с нашими ближними. С другой стороны, единственное настоящее добро — это Библейская “праведность”, это то, что всегда хорошо, что развивает наши взаимоотношения с Богом и другими людьми. Мы можем назвать “инструментом зла” то, что приводит людей в итоге к неправильным вещам (ко греху). Это могут быть как “камни преткновения”, так и “камни, которыми вымощена дорога”, но они по своей природе не являются злыми. И мы можем назвать “инструментом добра” то, что приводит человека к подлинному добру.
Таким образом, одно и то же происшествие может быть как “инструментом добра”, так и “инструментом зла”, в зависимости от того, как человек посмотрел на него и как отреагировал на него. Болезнь — хороший пример того, что может быть как благословением, так и проклятием. Проблема со здоровьем может сподвигнуть человека или злословить Бога, или обратиться к Богу, в зависимости от сердца этого человека. На самом деле, боль сама по себе не обязательно является злом. Она может быть просто симптомом проблем со здоровьем, который мотивирует человека получить необходимую помощь, или она может быть неизбежным результатом перенесенной хирургической операции, спасшей человеку жизнь.
Определения некоторых качеств Бога необходимы для нашего понимания проблемы добра и зла. Когда мы говорим, что Бог “всезнающ”, мы говорим тем самым, что Он знает всё, что можно знать. Например, Он знал заранее, что человек согрешит и будет нуждаться в искуплении. Поэтому Он создал мир, учитывая это — мир, подходящий для духовного развития человека. Наш мир никогда не предназначался для того, чтобы быть вечным раем — для этого предназначены Небеса!
Когда мы говорим, что Бог “всемогущ”, мы осознаем, что Он может делать всё, что в принципе возможно сделать. Однако некоторые вещи невозможны по определению. Например, может ли Бог создать камень такой большой, что не сможет его поднять, или может ли Бог создать квадратный круг? Подобные вопросы производят такое впечатление, что, будь у Бога больше силы, Он бы смог. Но факт в том, что некоторые вещи — это не вопрос силы, даже Божьей силы! Он будет делать только то, что гармонирует с Его природой. Он не будет и не может лгать, например. И не будет вмешиваться в свободную волю человека. Описать Бога как справедливого — значит сказать, что Он должен вознаграждать добро и наказывать зло. Поскольку Он создал человека как существо со свободной волей, Его справедливость требует, чтобы Он позволял человеку совершать настоящий выбор.
Если Бог есть, почему умирают невинные люди и дети, особенно дети?
Ответ священника:
Действительно, многих волнует проблема существования зла, страданий, особенно – невинных. Православное Христианство отвечает на эти вопросы следующим образом.
1.Бог – Свят, то есть Сам Он не является источником греха и зла. Зло не существует и помимо Бога. Оно не обладает каким – то вечным, самостоятельным и автономным от Бога бытием. В этом Христианство разительно отличается от дуалистических религий (например, Зороастризма), полагающих, что зло и добро – это два вечных начала. Отцы Церкви говорят, что зло – безсущностно. Так же, как ржавчина, в чистом виде в природе не встречается. Она образуется на железе, и разрушает его. Бог Библии не является творцом зла: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2: 23 – 24). Тогда где источник зла? – Он кроется в неправильном произволении свободно – разумных существ: ангелов и людей. И те, и другие, наделены способностью самоопределения по отношению к Богу. Неправильный выбор, именуемый грехом, нарушающий установленные Богом духовные и нравственные законы их существования, и порождает зло. Именно грех Денницы (падшего ангела), а так же прародителей рода человеческого – Адама и Евы, стал причиной появления в мире зла, страданий и смерти. Всё человечество, как потомки падшего Адама, унаследовали состояние его повреждённой грехом природы: стали страстны (склонны более к греху, чем к добродетели), тленны (подвержены болезням, старению), и смертны (физически умирают).
2.Отсюда и становится понятным, почему люди страдают и умирают? – Они несут в совей природе: в теле и душе, глубокое повреждение, именуемое первородным грехом. Именно для того Сын Божий и приходил на землю две тысячи лет назад, чтобы Свей Искупительной Жертвой дать всему человечеству лекарство от греха, проклятия и смерти.
3.Итак, одной из важнейших причин страданий и смерти является сама человеческая природа, повреждённая в Адаме. Другой причиной является неправильный выбор, делаемый каждым потомком Адама: предпочитая путь греха, то есть нарушения объективных нравственных законов, человек страдает сам, и заставляет страдать других, в том числе, и своих детей. Например, алкоголик, зачиная своего ребёнка в пьяном угаре, обрекает его тяжелым наследственным болезням. Родители, подверженные страстям, передают склонность к ним, в виде, так называемого, родового греха, своим детям.
4.Но почему Бог попускает эти страдания, если – Всемогущ, и Он – есть Любовь? — Бог не желает лишать людей дара свободной воли, ибо это – величайший дар, способный сделать человека Богоподобным: «стать причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Отнять свободу, значит лишить людей возможности достичь своего предназначения, значит совершить насилие над ними. Итак, Бог, не отнимает у людей свободы, хотя и предупреждает о последствиях неправильного выбора: а это — болезни, страдания, душевные и физические. Но Он включает последствия злых человеческих поступков в Свой Промысел, обращая их к благу самого человека. Пример. Война, как считает подавляющее большинство людей, это средоточие максимального зла. Но, например, Великая Отечественная война, для многих русских людей, пришедших к тому времени в безбожие, стала поводом возвращению к вере, к обретению Бога. Сколькие, недавние неверующие, перед лицом смерти обращались к Нему в молитвах, каялись в грехах, а после войны становились священниками, монахами и старцами.
5.Наличие невинных страданий – это школа любви, необходимая каждому человеку, чтобы заботясь о больных и страдающих он смог стать Человеком.
6.И наконец, невинные страдания скорее подтверждают бытие Бога, нежели опровергают его, и вот почему. Если – бы не было Бога, не было – бы жизни после смерти, вся земная деятельность человечества обратилась – бы в бессмыслицу, а смерть – в величайшую трагедию: умер человек, и навсегда исчез. И не понятно, для чего он родился и рос, учился, чего – то добивался в жизни, строил, растил детей, познавал окружающий мир, добывал материальные блага, если смерть мгновенно и навсегда отбирает всё это у него? Особенно обессмысливаются детские, невинные страдания: они превращаются в слепую игру сил природы, или злого человеческого произволения. И только существование Бога, вечной жизни и посмертного воздаяния, наполняет детские страдания и смерть смыслом. С этой точки зрения оказывается, что путь этого ребенка не обрывается смертью, а страдания, понесенные в земной жизни, сменятся радостью Богообщения в жизни вечной.
Хочу порекомендовать Вам, Артемий, для более детального знакомства с аргументами Христианства в защиту бытия Божия, и ответами на возражения атеистов, интересный цикл лекций православного публициста Сергея Худиева: «Бог есть!» https://gorenka.org/index.php/lektsii-propovedi/12095-sergej-khudiev-bog-est-kurs-lektsii-po-obshcheniyu-s-ateistami , а так – же еженедельную передачу с его участием: «Сто вопросов атеиста» https://teos.fm/show/100-voprosov-ateista
«Страдания во плоти»
Все страдают. И страдания, которые люди испытывают на земле, не обязательно находятся в прямой пропорциональной зависимости от грехов, которые они совершили. Ученики Иисуса Христа, Божьи служители, знают, как извлекать из страданий для себя пользу.
В 1 Петра 4,1 написано: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить. .» Физические страдания сами по себе не могут положить конец греху. Наоборот, когда человек переживает боль, потери, трагедии, тогда грех, живущий в них, начинает заявлять о себе, и люди могут искушаться к гневу, горечи и унынию. Но ученик поступает, как его Учитель – Иисус поступал: Он отвергает эти мысли и умерщвляет их. Грех, который был обнаружен во время испытания, умирает. Это называется «страдать во плоти», потому что помешать плоти следовать своим похотям – это то же, что отвергать свою волю, и это вызывает боль. Так поступал Иисус, находясь на земле, и это является Божьей волей для нас. В результате грех будет побежден и ему на замену придёт добродетель.
Когда достаточное количество людей будет сознательно выбирать страдать во плоти вместо того, чтобы грешить, Бог сможет наконец сказать сатане: «Смотри, твой способ не сработал. Грех приводит лишь к страданиям, но некоторые люди выбрали Мой путь. Они выбрали не грешить. Это доказывает снова, что тебе больше нечего сказать! !»
Тогда настанет час расплаты.