Библейские уроки
Опубликовано 05.04.2017
Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека? Такой вопрос на разных этапах жизни задавал себе, скорее всего, каждый верующий человек. Если Бог такой любящий, разве Он не может избавить человека от страданий? Почему Бог допускает эти плохие вещи в жизни людей, тем более верующих? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в нашей статье. А поможет нам сегодня Гордон Фергюсон, известный христианский учитель и автор многих книг.
Почему Бог допускает зло: понимание проблемы страданий
Проблема с пониманием причин, почему Бог допускает зло или существование зла — это большое препятствие в первоначальном формировании веры в Бога. Даже после того, как мы пришли к вере, Сатана будет использовать эту проблему, чтобы постараться сбить нас с пути в трудные времена нашей жизни. Несколько лет назад я прочитал короткую, но хорошо обоснованную книгу Томаса Уоррена под названием “Доказали ли атеисты, что Бога нет?”. Спустя годы я не нашел лучшей книги на эту тему с точки зрения логики. В итоге я написал урок, представив основные аргументы этой книги в форме проповеди. Материал в этой статье адаптирован из той проповеди, впервые произнесенной много лет назад.
Рассматривая эту тему, держите в уме 2 вещи:
- Независимо от того, сколько объяснений может быть дано, решающий вопрос всегда будет в том, проявим ли мы веру перед лицом жизненных бурь.
- Хотя логика и рассуждение не могут убрать из нашей жизни те необходимые препятствия, которые должна преодолеть вера, всё же многие ненужные препятствия могут быть удалены с помощью практических объяснений. Было бы большой ошибкой не убрать из нашей жизни эти ненужные препятствия.
Бесспорно, одно из самых вызывающих препятствий на пути к вере и доверию Богу основывается на вопросе: “Почему Он позволяет плохим вещам происходить с хорошими людьми?”, — как мы это часто формулируем. Среднестатистический человек сформулировал бы свой вопрос примерно так: “Почему Бог допускает болезни, зло, голод, природные катаклизмы и такие злодеяния, как войны, убийства, насилие и жесткое обращение с детьми?”. Агностик выразил бы своё беспокойство таким образом: “Если Бог желает зла, то Он не добр. Если Бог не желает зла, но оно происходит всё равно, тогда Он не всемогущ. Следовательно, поскольку зло существует, Богу не хватает или благости, или силы”. А атеист высказался бы еще сильнее: “Добрый и всемогущий Бог уничтожил бы зло полностью. Но зло существует. А значит, Бога нет!”.
№27 (168) / 1 октября ‘01
Церковный календарь
В этой теме:
Церковный календарь
Святый праведный Симеоне, моли бога о нас
Церковный календарь
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы
Как Бог терпит войны? Так же, как и всякое дело человеческой свободы. Но этого мало. Господь из бедствия извлекает духовную пользу для человечества. «В роде человеческом немного найдется таких личностей, которые совсем не увлекались бы частными видами корысти и самоугождения ; напротив того, наибольшая часть сильных деятелей увлекается или страстью к завоеваниям, или исканием собственного удовольствия — и, однако, от страстей их, ищущих только своего, какой-нибудь народ не приходит в расстройство на несколько веков. Даже сами возбужденные честолюбием или другими страстями дела завоевателей обращаются в общее благо, так что, под управлением Божиим, действия бичей человеческого рода бывают непроизвольным орудием планов наказания и помилования. Где в народе усиливается нечестие, растление нравов, там допускается этим бичам производить разрушения, истреблять много людей, изменять границы государств. Очистительное сие наказание продолжается на время, потом порядок общей жизни опять восстановляется. Грозные завоеватели действуют в обществах человеческих подобно бурям в природе. Бури хотя производят много потрясений и переворотов в природе, но очищают воздух, так что после того он становится благораствореннее. Подобное бывает и в политическом мире после разрушительных действий, производимых завоевателями».
Если миром называть только отсутствие военных действий, то можно уверенно сказать, что не всякий мир есть благо. Мир могут содержать между собою люди, соединившиеся для дурных целей, например разбойники, червонные валеты. Мирны были Содом и Гоморра пред своим разрушением, Ниневия пред проповедью Ионы. Плох и тот мир, когда представители истинной веры примиряются со всеми неправильностями общественной и государственной жизни. Ненавистен Богу тот мир, когда от малого до большого каждый предан корысти, и от пророка до священника все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет» (Иер. 6, 13–14). Писание не заповедует мира во что бы то ни стало, но внушает: если возможно, мир имейте со всеми людьми (Рим. 12, 18), т. е. будьте мирны, но не в ущерб истине и благочестию. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6, 26). Неразборчивое человекоугодие есть измена Христу. Он сам говорит: огонь пришел Я низвесть на землю. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение (Лк. 12, 49 и 51). Не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Здесь Господь говорит о том разделении, об имени Его по вере и жизни, которое в первую очередь отозвалось в Его семейной жизни, затем в народе иудейском произошла о Нем распря (Ин. 7, 43,12; 9, 16; 10, 19); далее это разделение вышло за пределы еврейской земли в Грецию, Рим и Египет, охватило всю землю и продолжается доныне. Эта борьба света с тьмою необходима, чтобы ложный мир обратить в мир истинный. Не всегда эта борьба выражается в форме международной войны, но должно сказать, что редкая война совершенно лишена религиозного характера. По крайней мере, русский солдат доселе уверен был, что он борется за веру, царя и отечество.
Протоирей Стефан Остроумов
В других номерах:
Определение основных понятий
Прежде чем мы продолжим, требуется определить основные понятия. Определения “добра” и “зла” жизненно необходимы. Единственное настоящее зло — это то, что в Библии называется “грехом”, потому что грех разрушает наши взаимоотношения с Богом и с нашими ближними. С другой стороны, единственное настоящее добро — это Библейская “праведность”, это то, что всегда хорошо, что развивает наши взаимоотношения с Богом и другими людьми. Мы можем назвать “инструментом зла” то, что приводит людей в итоге к неправильным вещам (ко греху). Это могут быть как “камни преткновения”, так и “камни, которыми вымощена дорога”, но они по своей природе не являются злыми. И мы можем назвать “инструментом добра” то, что приводит человека к подлинному добру.
Таким образом, одно и то же происшествие может быть как “инструментом добра”, так и “инструментом зла”, в зависимости от того, как человек посмотрел на него и как отреагировал на него. Болезнь — хороший пример того, что может быть как благословением, так и проклятием. Проблема со здоровьем может сподвигнуть человека или злословить Бога, или обратиться к Богу, в зависимости от сердца этого человека. На самом деле, боль сама по себе не обязательно является злом. Она может быть просто симптомом проблем со здоровьем, который мотивирует человека получить необходимую помощь, или она может быть неизбежным результатом перенесенной хирургической операции, спасшей человеку жизнь.
Определения некоторых качеств Бога необходимы для нашего понимания проблемы добра и зла. Когда мы говорим, что Бог “всезнающ”, мы говорим тем самым, что Он знает всё, что можно знать. Например, Он знал заранее, что человек согрешит и будет нуждаться в искуплении. Поэтому Он создал мир, учитывая это — мир, подходящий для духовного развития человека. Наш мир никогда не предназначался для того, чтобы быть вечным раем — для этого предназначены Небеса!
Когда мы говорим, что Бог “всемогущ”, мы осознаем, что Он может делать всё, что в принципе возможно сделать. Однако некоторые вещи невозможны по определению. Например, может ли Бог создать камень такой большой, что не сможет его поднять, или может ли Бог создать квадратный круг? Подобные вопросы производят такое впечатление, что, будь у Бога больше силы, Он бы смог. Но факт в том, что некоторые вещи — это не вопрос силы, даже Божьей силы! Он будет делать только то, что гармонирует с Его природой. Он не будет и не может лгать, например. И не будет вмешиваться в свободную волю человека. Описать Бога как справедливого — значит сказать, что Он должен вознаграждать добро и наказывать зло. Поскольку Он создал человека как существо со свободной волей, Его справедливость требует, чтобы Он позволял человеку совершать настоящий выбор.
Почему Бог допускает гибель невинных детей?
Друзья! В процессе обсуждения постов, с которыми вы теперь знакомы, на различных ресурсах образовался круг вопросов, представляющих наибольший интерес у самых различных интернет- аудиторий. Я систематизировал эти вопросы и подготовил ответы на них, чтобы услышать ваше мнения по предложенным вариантам.
Вопросы по опубликованным ранее темам, также не останутся без внимания. Успехов нам!
1.Тезис оппонента: почему, если ваш Бог – Отец милосердный, Он допускает гибель невинных детей?
2.Тезис оппонента: Знанием может считаться только то, что может быть получено опытным путем и логически обосновано. А у вас одни фантазии, если бы всё было так как вы говорите, это бы уже давно преподавали в школах.
Ответ 1: Мир, в котором мы живём — несовершенен. В этом несовершенном мире мы проявляем свободную волю. Проявление человеком свободной воли в мире где есть свет и тьма, добро и зло, неизбежно приводит к ошибкам в масштабе личности и к трагедиям в масштабе цивилизации. Если вы посмотрите пост Замысел Творца, смысл этого несовершенства будет для вас понятен. Задача Бога состоит не в том, чтобы обезопасить каждое свое творение от случайностей эволюционного мира, от физического увечья или нечаянной гибели, а в том, чтобы сохранить самое значимое, что успевает приобрести человек в своей жизни и застраховать его комическую ценность. Такой страховкой является предоставление посмертия (продолжения жизни), и пускай все материалисты, а вместе с ними клирики всех конфессий сейчас поднимут вой, но я утвердительно скажу, — воскресают практически все. Относительно легкое воскресение, то есть продолжение жизни в иной реальности, и является проявлением той Отцовской заботы, которая компенсирует трагические последствия стечения обстоятельств или пагубные для жизни человека решения. Благодаря Его заботе для нас смерть не является бетонной стеной, через которую надо карабкаться, ломая ногти, а представляет собой «лежачий полицейский», через который надо спокойно переехать (*). Это небольшое препятствие не переезжают только те, кто осознанно и планомерно в течении жизни убивал свою душу, спускаясь по ступенькам лестницы: «тень — ошибка — зло — грех – порок», — но таких «умельцев» реально немного. Остальные воскреснут (**). Воскреснут вне зависимости от возраста в котором они умерли или погибли, и опыта духовной работы, которая была проделана.
Отдельная и очень больная тема смерть совсем маленьких детей. Если ребенок уходит, не достигнув возраста принятия первого нравственного решения, это примерно возраст 5.5-6лет, то есть до того момента, когда мы рождаем свою душу (см. пост Душа), то его воскресение целиком зависит от выхода в посмертие одного из его биологических родителей. То есть, если его отец или мать смогут преодолеть в себе это горе и прожить достойную жизнь, то, тем самым они обеспечат продолжение жизни и своему трагически ушедшему сыну или дочке. Встречи в посмертии родителей с потерянными в раннем возрасте малышами, являются, пожалуй, самыми трогательными и пронзительными сценами в мироздании. Родители могут задержаться на первом Обительском мире, пока их ребенок не подрастет и не начнет нормально развиваться.
В нашей земной жизни нет не одного опыта, отсутствие которого, нельзя было бы компенсировать в посмертии.
Мы все «маленькие» дети, и много от нас не ждут, ведь нам толком никто не объяснял как надо жить. Конечно есть мудрые книги и мы знаем про великих людей, проживших яркие и достойные жизни, но те, кто нас опекают, прекрасно понимают, как нам тяжело верить не видя, Того,в кого мы верим,и они надеются, что этой «малой» но великой веры, нам будет достаточно, что бы мы не превратиться в животное.
Наш Отец любит нас не за «что-то», и «потому что», а потому, что мы его дети. И коль уж нам довелось родится и жить на очень сложной, но интересной планете, то все наши страдания по этому поводу компенсируются Его избыточным милосердием. Любовь Отца — нелицеприятна. Бог – Отец всех, а не только формально верующих.
И не ругайте вашего ангела – хранителя, за то, что не уберег вас от неудачного падения или серьезной болезни (***). Они хранители, а не спасители, и не спасатели, и охраняют человеческое в человеке, а не его телесность.
(*) пост «Жизнь и смерть» будет опубликован в апреле текущего года.
(**) пост «Мы не умираем» будет опубликован в марте текущего года.
(***) пост «Ангелы – «чудеса» будет опубликован в апреле текущего года.
Ответ 2: Сто лет назад в школах не преподавали ни квантовую физику, ни генетику, но это не означает, что сто лет назад у человека не было ДНК. То, что вы называете знанием, является лишь малой частью той фактологии, которую человек извлекает из опыта взаимодействия с реальностью. Относительность таких знаний обусловлена жесткой привязкой к инструментарию, который используется для их извлечения. А инструментарий современной науки (как и науки прошлых лет) крайне несовершенен. Завтра придумают или телескоп, или микроскоп «поинтереснее», и будут очередной раз что-то переписывать и вносить правки. И за утверждения о том, что электрон является элементарной частицей, очень скоро ученым будет так же неловко, как в своё время за утверждения, что земля плоская.
В этом блоге мы пытаемся рассуждать о необходимости проницания реальности на всю её глубину или во сём её спектре: «факт — смысл – ценность», то есть пытаемся и о смыслах, и о ценностях говорить на том же «фактологическом» уровне, как и о самих фактах. И смыслы, и ценности могут и должны составлять тот же предмет интереса и знания, как и все научные феномены.
Я уверен, что и в вашей жизни имеют место какие-либо смыслы и вы оппонируете к каким-то ценностям, почему вы не хотите и то, и другое сделать предметом вашего интереса, именно «предметом», который можно рассматривать и изучать? За фактами стоит наука, за смыслами и идеями — философия, за ценностями — религия (см. пост Религия Откровения). Я прекрасно понимаю, что в сознании огромного количества наших с вами современников слово религия имеет ярко выраженную конфессиональную окраску, но отказываясь от принадлежности к той или религиозной традиции, не спешите отказываться от попыток построить отношения с тем, что вам бесконечно дорого, а также от желания познавать смыслы вашей жизни и освещать эти смыслы светом идеала.
Не предавайте вечность, ваша жизнь значительно длиннее биографии вашего тела.
Только активное включение сознания во все три направления построения отношений с реальностью, ещё раз: «факт — смысл – ценность», — обеспечивает человеку её адекватное восприятие. Любое смещение акцента в пользу науки, философии или религии, приводит к неполноценному взаимодействию с реальностью, а значит и к неадекватному её восприятию. На полюсах этой неадекватности с одной стороны примитивный материализм (не могу потрогать, значит этого нет), с другой религиозный фанатизм. В обоих этих точках наша цивилизация уже была, может пора куда-то на согласования выруливать?
Философские беседы. Разговор на самые важные темы.