Коварство лицемерного беса — какими бывают эти представители нечистой силы
Что такое страсть блуда
Св. Иоанн Кассиан считает борьбу с духом блуда второй по значимости и очередности:
«…Борьба паче других долгая, всегдашняя и весьма немногими начисто препобежденная, брань лютая, которая начинает бороть с первого возраста зрелости и не престает прежде препобеждения прочих страстей. Поелику восстание здесь бывает двоякое, двояким вооруженное оружием к борьбе, то и противостоять ему надо тоже с двояким оружием в руках. Недостаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие, удерживающее сердце от блуждания и возвращающее его в себя, паче же всего глубокое истинное смирение, без которого ни над какою страстью никогда не может быть приобретена победа».
Св. Ефрем Сирин называет бесстыдство матерью блуда:
«…Женщины если увидят, что обходишься с ними вольно и говоришь о пустом, то, побудив еще к худшему, доведут тебя до падения. — Но смотри и затем, чтоб другие под видом сокрушения и благоговения не расслабили ума твоего речами своими. Некто из святых сказал: длят они речи, покушаясь преклонить тебя на страсть».
Св. Иоанн Лествичник говорит:
«Есть блуд и без познания жены, который, как противоестественный, большей подвергает муке. Это некая смерть и погибель, которую мы всегда носим в себе, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзаю объявить писанием, потому что руку мою удерживает сказавший: бываемая отай от них срамно есть и глаголати и писати (Мф. 5, 12)…
Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нерастлении нашего тела; бесы же ни о чем другом столько не веселятся, как о блуде злосмрадном, и никакой страсти не любят так, как эту, осквернительницу тела».
Почему бесов называют лукавыми
Коварство лицемерного беса — это лукавство. Именно поэтому представителей нечистой силы называют лукавыми — данное качество им действительно присуще. Все бесы хитры, непредсказуемы, они практически всегда желают обмануть человека с недостаточно крепкой верой.
В молитвах нередко люди просят защиты от лукавого. Здесь имеется в виду любая нечистая сила, а не только бесы. Черти, демоны, бесы — от лукавства всех этих представителей нечисти может защитить молитва.
Хитрость, игривость, притворство, коварство, лукавость — все эти качества от беса. Многие люди обладают ими. Считается, что они находятся под влиянием нечистой силы. Это она толкает их на обман, месть, получение запретных удовольствий.
Проявления страсти блуда
Проявление страсти блуда при общении с женщинами
Общение с лицами противоположного пола при нарушении дистанции и пределов кротости, осторожности и целомудрия ведет к разжжению похоти.
Св. Нил говорит об этом так:«Елей питает пламень светильника; обращение же с женщинами разжигает огнь сласти похотной».
«Сластолюбивый при встрече женщин делается весел и привлекается красотою их; телесная доброцветность сводит его с ума, восхищает благообразие лица, очаровывает статность стана,и в беседах с женщинами тает он от удовольствия; при воспоминании виденного похотливо мечтает, живо представляя в уме женские лица, страстные их выражения, обворожительные улыбки,мановения очей, нарядность одежд, льстивые речи, сжатие губ.С мужчинами ему скучно; а если увидит женщин, просветляется, бегает взад и вперед, чтоб оказать свои услуги; тогда откуда берется у него и голос к пению, уменье сказать острое слово, посмеяться и показать себя занимательным и приятным» (Св. Ефрем Сирин).
Блуд и чревоугодие
Святые отцы учат, что чревоугодие и похотливость тесно связаны друг с другом.
«Воздержание порождает целомудрие; чревоугодие же есть матерь блудной похотливости»( Прп. Нил Синайский).
«Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева —виновник чистоты» (Св. Иоанн Лествичник).
Блуд, общение и память
«Как соразмерное плавление очищает серебро, а продолженное сверх меры производит в нем утрату: так и целомудренный навык портит долговременное представление в мыслях женщины» (Прп. Нил Синайский).
«О том, чтоб не упиваться вином и не проводить времени с женщинами, излишне и говорить; так как всякий сам ясно видит, сколь чуждо это добродетели. И не в этом только одном необходимо беречься устремления бесов, но и с мужчинами не должно вести разговоров изнеженных, могущих возбудить похотную сласть и повлечь душу в погибель. От свидания с женщинами отказываемся мы не потому, чтоб почитали женщин лукавыми, но потому, что чрез свидание и беседу с женщинами врагу легко нас низложить и довести до преступления заповеди Божией. Нам же надо отвсюду беречься приражения лукавых духов, возлагая надежду на всеоружие и силу Святого Духа. Кто запирает от врага одну дверь, а две отворяет ему и думает о себе, что он в безопасности, тот обманывается. Нет; отовсюду необходимо себя обезопасить и не давать предлога ищущему предлогов» (Св. Ефрем Сирин ).
«Избегай обращения с женщинами, если хочешь быть целомудренным, и никогда не давай им свободы смело обращаться с тобою; ибо в начале они или действительно имеют, или лицемерно оказывают несмелую стыдливость, а впоследствии отваживаются на все. И бывает это для тебя удою, уловляющею в смерть, хитросплетенною сетью, влекущею в погибель. Да не введут они тебя и в обман скромными речами; потому что и в них тоже сокрыт злой яд звериный (звери из бездны)» (Прп. Нил Синайский).
«Некто, увидев необыкновенно красивую женщину, прославил о ней Творца. От воззрения на нее возгорелась в нем любовь к Богу, и из очей исторгся источник слез. И дивно было видеть, как то, что для другого послужило бы в погибель, для него паче естества стало венцом (победы). Если такой человек всегда в подобных случаях имеет такое же чувство и делание, то он восприял нетление прежде общего воскресения.
Таким же правилом должно нам руководствоваться и в отношении к сладкопению и песням. Боголюбивые и мирскими, и духовными песнями возбуждаются обыкновенно к святому радованию, Божией любви и слезам, а сластолюбцы — к противному» (Св. Иоанн Лествичник).
Дьявол пользуется человеческой памятью, чтобы возжигать гнездящиеся в душе страсти. От воспоминаний о женщине дьявол переходит к написанию в уме соблазнительных картин, а в душе сладострастных чувств. Посему при первом же блудном помысле или воспоминании о женщине (лице другого пола), должно сразу же отсекать его и водворять Иисусову молитву.
Преподобный Ефрем советует:
«Если хочешь быть целомудренным, храни воздержание и прерви вредные свидания. В какой мере приближается чело век к тому, что производит соблазн, в такой мере невозможно сердцу его пребыть без смятения помыслов и воспламенения лукавых пожеланий; потому что видимое лицо и речи возбуждают его к страсти. Как губка, поднесенная к чему-нибудь влажному, раздувается и вбирает в себя влагу: так и человек, нетвердый помыслом, если сближается или долго беседует с рассуждающими по-плотски, вбирает в себя вред; посему, упившись сим, и без вина делается опьяневшим, и от того самого, что наполнен уже вредным, не принимает духовного слова» (Св. Ефрем Сирин).
Блудная страсть и зрение
Наши органы чувств являются «воротами» души. Чтобы дом души был в чистоте, ворота должны быть заперты. Больше всего впечатлений и информации человек получает через зрение. Поэтому к его охранению должно быть особенное внимание.
Св. Ефрем Сирин напоминает, что:
«Брань, возбужденная рассеянным оком, и в присутствии и в отсутствии предмета разжигает душу похотъю. Даже и во сне представляет предмет сердцу; потому что бесы живописуют искусительную вещь в мысли и занимают ум, возобновляя образ искусительного предмета, виденного прежде очами человека. Сего-то ради молится пророк: отврати очи мои, еже не видети суеты…
Кто не противится похоти, но дает очам своим свободно блуждать, тот, конечно, склонился уже умом пред страстями, и если бы не стыд человеческий, неоднократно растлил бы и тело. Почему если не будет он трезвиться и постоянно иметь страх Божий пред очами своими, то не замедлит растлить и тело свое.
Ибо за сим демоном, который учит глаза рассеянности, следует другой демон, который вещественно соделывает грех во плоти.
Если второй увидит, что первый успел развлечь душу и сделать ее рассеянною, тотчас начинает советовать, чтобы совершен был и плотской грех. Побежденному оком своим начинает он советовать нечто подобное сему: «Вот, в намерении ты согрешил и прелюбодействовал сердцем, заповедь уже нарушил, и грех преступления заповеди вменен уже тебе. Поэтому удовлетвори теперь похоти. Ибо и сделать и вожделевать одно и то же. Насладись, по крайней мере, своим вожделением». — Но ты не верь его вымыслам; по слову апостольскому: не неразумеваем умышлений его (2 Кор. 2, 11), ибо сим хочет он уловить душу твою. Этому демону, советующему совершить беззаконный грех, надо сказать: «Хотя пал я оком и прелюбодействовал сердцем; однако ж прелюбодейное сердце свое сокрушаю покаянными воздыханиями и падшее око омываю слезами. Ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)» (Св. Ефрем Сирин ).
Диавол уговорами хочет довести человека до падения. Пока падения не произошло — грех не совершен действием. Все, что предшествовало действию, есть грех сердечный, внутренний, который можно омыть слезами и изгладить из души, не доводя до растления тела. Это разные степени греха. Диавол же — уговорщик: убедив сойти на ступень вниз, заставляет спускаться дальше: «раз нарушил одно — нарушь другое, нарушил второе — нарушь и третье». Стоит только подчиниться ему — и пропал. Посему сопротивляющийся должен так устраиваться на брань: если и согрешил, то постараюсь покаяться, если и согрешу — то постараюсь как можно меньше оскорбить Господа, если и оскорбил — зачем оскорблять еще, зачем падать до конца и расстраивать себя. Сопротивляешься — и сопротивляйся, что есть сил, до конца.
«Се и Сам Бог, Творец и Создатель всего рода человеческого, зная лучше всех природу творения Своего, туда направляет врачевание, откуда главным образом исходят причины страстной болести сей, когда говорит: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Делая замечание о сладострастии глаз, Он не столько их обличает, сколько то внутреннее чувство, которое худо пользуется их услугою в смотрении. Это сердце, больное и уязвленное стрелою похотения, смотрит с вожделением, — благодеяние зрения, дарованное Творцом на добро, обращая по своей страстности на служение худым делам и скрытую в нем самом болезнь сладострастия изводя в явь по поводу воззрения. Почему и спасительная заповедь предписывается тому, по чьей страстности происходит злое уязвление чрез зрение. Ибо не говорится: всяким хранением блюди очи твои, но: всяким хранением блюди свое сердце (Притч. 4, 23)» (Св. Иоанн Кассиан).
Вид нарядной женщины потопляет хуже волн. Из волн по любви к жизни можно еще выплыть; вид же женщины, прельстив, заставляет пренебречь и самою жизнью..
«Взор женщины — ядовитая стрела, ранит душу и вливает в нее яд; и чем более застаревает сия язва, тем большее производит повреждение…
Воззрение на женщину в невоздержном возбуждает непотребную страсть; а целомудренного располагает к прославлению Бога» (Прп. Нил Синайский).
Св. Ефрем Сирин предупреждает:
«Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой…
При распалении плоти не касайся тела, чтоб не произвести сильнейшего распаления…
Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтоб не осквернился ум твой. Якоже бо дым очима (Прит. 25, 20), так и срамное слово вредно душе» (Св. Ефрем Сирин).
«Если разговариваешь с цветущею красотою, то блюди око, чтоб не возмутило ума твоего вожделение; и тогда начнешь длить речи, полные страстного движения, и окажется, что краями только уст беседуешь о целомудрии, душою же предаешься похотению и всецело им занят. Потому лучше, когда случится тебе иметь такую встречу, скорее, прервав речь, браться тебе за молчание. Ибо Писание говорит: прельсти же его многою беседою (Притч. 7, 21). Частые такого рода беседы причиняют немаловажный вред душе» (Св. Ефрем Сирин).
«Демон блуда приводится в бездействие не только воздержностью от снедей, но и воздержанием очей, еже не видети суеты (Пс. 118, 37). В оке, рассеянно вращаемом, есть уже блуд, о котором засвидетельствовал Господь: всяк, иже воззрит ни жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Такое прелюбодеяние искореняет в себе, кто око обращает долу, а душу к Господу; а кто возобладал над чревом, тот возобладал и над взором. Страшный у нас предатель — рассеянное око» (Св. Ефрем Сирин).
«Когда увидишь женщину благообразную, которая блистает красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты и какую-то искусственную выразительность в лице, и она распаляет твойпомысл и усиливает в тебе вожделения, размысли, что приводящее тебя в удивление — земля, что воспламеняющее тебя — пепел; — и душа твоя перестанет неистовствовать. Приникни помыслом на кожу лица ее и тогда увидишь всю малоценность благообразия; потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония. Представь также, что она стареет, изменяется, умирает и весь этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись — и, устыдившись, принеси покаяние» (Св. Ефрем Сирин ).
Действие страсти блуда
«Чем выше и небеснее есть достоинство целомудрия, тем сильнейшие вызывает оно наветы вражеские. Почему тем усиленнее должны мы соблюдать не только воздержание тела, но и
сокрушение сердца, с непрестанными молитвенными воздыханиями, чтоб пещь плоти нашей, которую царь вавилонский непрестанно покушается поджечь поджожками плотских подсад,
непрестанно же угашать и охлаждать нисходящею в сердца наши росою Духа Святого» (Св. Иоанн Кассиан ).
«Как свинье приятно валяться в грязи; так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.
В чистоте обитает великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма…
Для очей Божиих нет скрытного места. Да не обольщает тебя противник, внушая: не узрит. Близ ног Божиих стоишь ты. Не пренебрегай этим. Ибо написано: небо Мне престол, земля же подножие ногама Моима (Деян. 7, 49).
Если ты целомудрен, не превозносись своим воздержанием, но в смиренномудрии моли Господа, чтоб до конца был твоим хранителем. Ибо нередко внезапное вторжение четвероногих в виноградник вдруг губило плод по нерадению стража» (Св. Ефрем Сирин).
Иногда миряне начинают забываться и осуждать других за то, что те живут нечестиво и развратно. Таковым, впадшим в высокое мнение о себе, хочу напомнить, что единственно благодатью Божией мы бываем хранимы, а не своими усилиями. Стяжавший целомудрие достоин похвалы, но возгордившись, забыв о Хранителе и Источнике целомудрия, может вскоре низко и постыдно пасть. Будь осторожен в целомудрии своем и о сохранении чистоты своей благодари Бога.
«Будь внимателен к себе, чтоб вместо Святого и Пречистого Владыки не ввести тебе в храм скверного врага и чтоб не был растлен храм твой бесстыдством сего врага, ненавистника добру. Он бесстыден и упрям в своем намерении; многократно выгоняешь его вон с упреком, но он бесстыдно усиливается войти. Если введешь его в храм свой, Бог оставит тебя. И храм твой преисполнится всякой нечистоты, зловония и мрака [3, 114]» (Св. Ефрем Сирин).
«Если помилуешь противоборца, то будет у тебя враг; и если пощадишь эту страсть, то она восстанет на тебя» (Прп. Нил Синайский).
Эта страсть коварна и прикидывается спящей. Поэтому св. Нил советует:
«Если страсть похотная при обращении с женщинами будет покойна, не верь обещаемому ею бесстрастию. Ибо и пес, окруженный толпою, машет хвостом, но когда выйдет из нее, тотчас оказывает свойственную ему лютость» (Прп. Нил Синайский).
«Лисица притворяется спящею, а бес целомудренным; та — чтоб обмануть птицу, а этот — чтоб погубить душу. Не верь во всю жизнь свою бренному телу сему; и не полагайся на него, пока не предстанем Христу.
Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества; ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим» (Св. Иоанн Лествичник).
«Когда воспоминание о женщине станет бесстрастно; тогда заключай, что вступил ты в пределы целомудрия. Когда же представляемый тобою образ ее за душу тебя берет, тогда знай, что ты еще чужд этой добродетели. Но и в первом случае не останавливайся на таковых помыслах и долго не беседуй мысленно с женским образом; потому что страсть сия любит возвращаться назад, и опасность от нее близка…
Разумей, что отдельные виды блуда бывают совокуплены вместе — блуд телесный и блуд духовный. Когда блудный помысл срастворяется с духом твоим, тогда душа твоя сочетаваетсяс обольстительным в ней отпечатлением.
Демон принимает на себя лицо женское, чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа (жены) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же неимеющим существенности призраком, чтоб не сделать чего-либо подобного и плотью. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния» (Прп. Нил Синайский).
Демон блуда по–разному нападает на людей в зависимости от их духовного состояния. Преподобный Нил свидетельствует:
«На ревностного борца подвижническогонападает быстро, внезапно осыпая его стрелами страстной похоти, потому что не может долго сносить жжения огня светоносного, исходящего из подвижнических трудов его; а к тому, кто от обольстительности сласти похотной ослабел в строгости самообуздания, малопомалу подступает на собеседование с сердцем его, чтоб оно, разгоревшись злыми похотениями, предалось беседе с ними, пленилось ими и совершенно отложило ненависть к сему греху» (Прп. Нил Синайский).
Св. Иоанн поясняет:
«С новоначальными падения в плотские грехи случаются обыкновенно от обилия яств; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Св. Иоанн Лествичник).
Отсюда разумей, что необходимо постоянное самопонуждение, самообуздание и самопринуждение. Почувствовал, что ослабел, — молись и незамедлительно восстанавливай прежний порядок и строй.
«Естественный образ жизни один и тот же определен Создателем и нам, и животным; се дах вам, — говорит Бог человеку, — всякую траву в поле, вам и зверем будет в снедь (Быт. 1, 29, 30). Посему, получив общее с бессловесными пропитание и своими примышлениями превратив оное в более роскошное, не по справедливости ли должны мы быть признаны неразумнейшими бессловесных, если звери остаются в пределах естества, не нарушая постановленного Богом, а мы — люди, одаренные рассудком, — совершенно отступили от древнего законоположения?
Ибо какие лакомства у бессловесных? Какие хлебники и повара тысячею искусств уготовляют услаждение бедному чреву? Не любят ли они древней скудости, питаясь травой, довольствуясь тем, что случилось, и в питие употребляя воду, и ту иногда редко? Потому и плотским удовольствиям предаются они реже, не воспламеняя пожеланий никакой утучняющей пищей и не всегда зная различие мужеского и женского пола. Ибо чувство это дает им одно время в году, в которое естественный закон средством к продолжению рода изобрел совокуплять их для посеяния подобных себе; в другое же время до того они чуждаются друг друга, что совершенно забывают о сем пожелании. А в людях от дорогих яств ненасытимая похоть любодейства всеяла неистовые пожелания, ни в какое время не дозволяя утихнуть страсти» (Прп. Нил Синайский).
«Поскользнувшиеся и падшие в ров похоти далеко отпадают от восходящих и нисходящих по оной (Иаковом виденной) лествице, и чтоб опять приступить им к такому восхождению, потребны для них многие поты и крайнее пощение…
Не вдавайся в обман, юноша! Видел я некоторых, молящихся о любимых ими лицах, которые, будучи побуждаемы на то блудною страстью, думали, однако ж, что исполняют долг святой любви…
Иной раз похоть, родившись внутри души, переходит и в тело, а иной раз от тела переходит она в душу. Последнее обыкновенно бывает с живущими в миру, а первое — с проходящими монашескую жизнь, по скудости у них вещества (или материала похотного).
Когда, после долгой борьбы с бесом, союзником нашей бренной плоти, изгоним его наконец из сердца своего камнями поста и мечами смирения: тогда сей окаянный, как червь, пресмыкаясь внутри тела нашего, усиливается осквернить нас, некиим щекотанием возбуждая безвременные и бессловесные движения» (Св. Иоанн Лествичник).
Св. отцами установлено, что молитва с земными или поясными поклонами прогоняет падших духов. Поэтому болезнь или время сна делает нас более уязвимыми. Блюдись!
«Чего глаза не видели, того и гортань по одному слуху не сильно желает вкушать; так и чистые телом получают от своего неведения (сласти блудной) большое облегчение в брани против блуда» (Св. Иоанн Лествичник).
Посему разумей, как важно беречь целомудрие своих детей, юношей и девушек.
«Как земному царю мерзок предстоящий ему и в то же время отвращающий от него лицо свое и с врагами его беседующий: так и Господу мерзок бывает предстоящий на молитве и принимающий нечистые помыслы» (Св. Иоанн Лествичник).
Влияние телесного воздержания и хранения органов чувств на страсть блуда
«Блуд берет в своинствование себе пресыщение, становится в ряд противников ума и до конца сражается против него вместе с врагами его.
Любящий безмолвие бывает трудноуязвим для стрел сего врага; а смешивающийся в толпу непрестанные получает от него раны» (Прп. Нил Синайский ).
«По пресыщении нашем дух чревоугодия отходит и посылает на нас духа блудного, извещая его, в каком состоянии мы находимся, и говоря: «Иди и возмути такогoто; чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Этот, придя, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мечтаниями и тело истечениями» (Св. Иоанн Лествичник).
Мирянин, вкушая пищу, вовремя останавливай себя — при первых признаках пресыщения ею, — напоминая себе о том, что вслед за тем похоть может взять власть над плотью твоей, и не устоишь.
«Препобеждение этой страсти условливается совершенным очищением сердца, из которого, по слову Господа, источается яд и этой болести. От сердца бо,— говорит Он, — исходят помышления злая; прелюбодеяния, любодеяния и проч. (Мф. 15, 19). Итак, прежде надо очистить то, откуда исходит источник жизни и смерти, как говорит Соломон: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходище живота (Притч. 4, 23); ибо плоть покорствует его произволению и власти. Закону постнического скуднопитания всеконечно должно следовать со всем усердием, чтоб обилием яств насыщенная плоть, воспротивясь велениям души, в буйстве не низвергла долу правителя своего — духа. Но если мы всю суть сего дела совместим в одном измождении тела, не постничествуя в то же время душою от прочих страстей и не занимая ее ни поучением в божественном, ни другими духовными деланиями, то никак не возможем востечь на самый верх истинной чистоты; потому что в таком случае то, что в нас есть господственное, будет осквернять наше тело, хотя бы оно было чисто. Итак, нам должно, по указанию Господа, прежде очистить внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто (Мф. 23, 26)» (Св. Иоанн Кассиан).
«Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда» (Св. Ефрем Сирин).
«Охраняй непорочность тела своего. Если сохранишь ее по любви ко Христу, то удобно возможешь преуспевать во вся кой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святой возрадуется о тебе, что ты свой храм Божий наполняешь благоуханием чистоты и правого изволения, — и укрепит тебя на всякое дело благое. А к преуспеянию в добродетелях и в божественной чистоте имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка и обуздание ока. Все их три надо держать. Если сохранишь, положим, первые два, а глаз не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной чистоты. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Не назирай чуждые красоты (Сир. 9, — и ум твой да будет пригвожден к страху Божию (Пс. 118, 120)» (Св. Ефрем Сирин).
«Не беседуй долго с представившимся тебе лицом, чтоб оно не зажгло в тебе пламени сластолюбия и не запалило гумна души твоей.
Как искра, надолго оставленная в соломе, производит пламень, так продолжительное памятование о женщине возжигает похоть» (Прп. Нил Синайский).
Похоть и винопитие
Вино воспаляет инстинкты тела, делает ум слабым к контролю помыслов и противоборству блудному похотению. Вино как стенобитная машина — вышибает все запоры и ворота и делает сердце беззащитным перед натиском блудного врага. Поэтому и говорит св. Ефрем:
«Не ходи в келлию к упивающимся, чтоб не погубить тебе внезапно богатства целомудрия» (Св. Ефрем Сирин).
Блудная страсть и сон. Скверные сны
Эта страсть простирается на нас и во сне. Следует учиться противостоять ей и в это время физиологического естества.
«Качество помыслов, которое среди развлечений дня не совсем тщательно охраняется, обнаруживается во время ночного покоя; и потому когда случилось сказанное наругание (т. е. ночное осквернение), то в этом не сон должно почитать виновным, а нехранение внимания в предшествующее время и видеть в сем обнаружение скрывающейся внутри болести, которую ночной час не породил впервые (как не бывшую прежде), а только скрытую во внутренних фибрах души вывел на поверхность кожи во время подкрепления тела сном, обнаруживая внутренний лихорадочный жар страсти, который сами мы возжгли, питаясь в продолжение всего дня недобрыми помыслами. Так и телесные болезни не в то время порождаются, в какое видимо обнаруживаются, но наживаются в предшествующее тому время, когда кто, без осторожности питаясь всякою вредною для здоровья пищею, собирает в себя болезнеродные соки» (Св. Иоанн Кассиан).
Поэтому одной из причин скверных снов надо предполагать неосторожность к охранению своего целомудрия днем. Подобный сон должен быть сигналом к осторожности и блюдению себя.
«Бывают истечения во сне иногда от изобилия пищи и вообще от излишнего покоя плоти; иногда — от гордости, когда мы, долго пребывая свободными от истечений, этим возносимся; иногда — от того, что осуждаем ближнего; иногда же — и от одной зависти бесовской. Бог попускает сие иному, чтоб безгрешным сим злоключением поучить его смирению…
Этот бес тщательнее всех других наблюдает случай, когда мы не можем помолиться против него телесно. И тогда сей непотребный особенно покушается нападать на нас» (Св. Иоанн Лествичник).
«Чтоб даже во время сна нечистые грезы не оскверняли нас, для этого всегда надо держать равномерноумеренный пост. Ибо кто нарушит разумную меру строгости в воздержании от пищи, тот потом непременно зайдет и за должную меру послабления себя в сем. С изменением же меры подкрепления себя пищею неизбежно должно изменяться и качество нашей чистоты. Но при сем должно иметь постоянное смирение сердца и терпение, равно как внимательное предохранение себя в течение дня от гнева и прочих страстей. Ибо коль скоро западет в нас огньгнева, то после легко проникнет к нам и жар похоти…» (Св. Иоанн Кассиан).
Телесный пост способствует нашей чистоте, однако, благословенный плод легко может быть потерян, если проявить невнимание и недооценить присутствие других страстей. Все должно быть с рассуждением, умеренно, выверено, взвешено, равномерно, соразмерно всему остальному.
«Когда ложишься спать, не подстилай под себя сверх потребности; потому что нега естественным образом может распалить тело твое и сильно разжечь угль сладострастия» (Св. Ефрем Сирин).
«Когда повергаемся на постель, тогда наиболее должнымы трезвиться; потому что тогда ум без тела борется с бесами; и если он еще не отсек сочувствия сласти похотной, то охотно делается предателем.
Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях; ибо у бесов и то есть в намерении, чтоб сновидениями осквернять нас, бодрствующих» (Св. Иоанн Лествичник).
Далее — Окончание сборника.
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!
Назад к списку
Похожие материалы:
Мера всему — совесть
Как найти свою меру посещения храма Божия, когда уже возраст достаточно преклонный и не знаешь, что тебе принесет грядущий день? Напомню: именно для этого Господь дал нам совесть. Из проповеди прот. Сергия Филимонова.
Правильное воздержание с рассуждением
Как найти меру воздержания. Основные святоотеческие правила излечения от страсти чревоугодия. Из сборника «Страсть чревоугодия и борьба с ней». Окончание.
Бес полуденный — виновник лености
Беса полуденного священнослужители связывают с грехом уныния. Уныние в православной традиции — это леность, телесное и духовное расслабление. Полуденный бес — это тот, кто искушает монахов отдать предпочтение послеобеденному сну, а не молитвам. Для монаха полдень — это действительно половина дня. В старину в монастырях вставали еще раньше, а приемов пищи было два — обед и ужин. После еды уставшему даже за половину дня монаху хотелось спать, и бес пользовался желанием его тела.
Так описывал влияние полуденного черта Святитель Феофан: Главный признак присутствия полуденного беса возле человека — кризис в духовной жизни, охлаждение к церкви и молитвам, леность. У каждого верующего человека бывают периоды, когда молитвы и походы в церковь не приносят покоя в душе, нет желания ехать в храм или читать молитвы — попросту лень.
Как избавиться от влияния полуденного беса? Поможет только самоконтроль и сила воли. В любом деле человек может добиться результата, если будет заставлять себя идти к цели, совершая для этого некие ежедневные действия. Что-то же вас заставляет ходить на работу каждое буднее утро? Есть известное каждому человеку слово — «надо». Им и руководствуйтесь каждый раз, когда вас одолевает полуденный бес.
Бес пьянства — виновник запойного алкоголизма
Священник Дмитрий Фетисов утверждает, что плачевная ситуация с большим процентом алкоголиком в странах СНГ связана с бесами. День почитания святого Вонифатия, которому принято молиться от алкогольной и наркотической зависимости. По новому стилю он выпадает на 1 января — день, когда большинство людей занято совершенно противоположным, а именно употреблением спиртных напитков.
Такое отношение к праздникам — это именно то, что нужно бесу пьянства. Считается, что такая нечистая сила сопровождает каждого запойного алкоголика. Когда человек совершает грех, бес пьянства получает возможность добраться до него. Пьянство — одна из самых серьезных проблем современности, и судя по ее размеру, можно сказать, что большинство людей не обладает достаточной силой воли для сопротивления нечистой силе.
Бес пьянства — это добровольно призываемая каждым вторым человеком нечистая сила. Церковь считает алкоголиками людей, которые употребляют спиртное не реже, чем раз в двадцать дней. Под это определение попадает подавляющее большинство жителей России. Избавиться от влияния беса пьянства можно с помощью поста и молитвы.
Какие еще бывают бесы и демоны
Бесов и демонов неоднократно пытались классифицировать еще в Средние века. В большинстве трактатов демонологического и религиозного характера можно встретить информацию о том, какие бывают бесы и демоны, а также прочая нечистая сила. Бесы, черти и демоны стоят на разных ступенях иерархии. Некоторые демонологи считают, что их сила зависит от количества загубленных душ. Иначе говоря, нечистая сила способна продвигаться по «карьерной лестнице».
По Альфонсу де Спина, например, живущий в домах полтергейст — отдельный вид бесов, а инкуб или суккуб может оказаться как демоном, так и бесом. Каждая ведьма или колдун обладают домашним бесом-помощником, а особенно сильные маги могут получать помощь от демона-покровителя. Существует также особые демоны и бесы, которые досаждают только святым.
Живший в 16 веке демонолог П. Бинсфельд классифицировал нечистую силу по семи грехам. То есть, это бесы похоти, алчности и другие. Кроме этого, демонов можно классифицировать по ангельским чинам. Михаил Пселл классифицировал нечистую силу по ее месту обитания. Это огненный бес, водяной, земной и воздушный. Существует также подземная нечистая сила, которая вызывает землетрясения и аварии в шахтах, а также светобоязненные демоны, непостижимые для человека.
В целом существует множество видов бесов, демонов и чертей. Различные авторы использовали разные методы классификации нечистой силы. Знать, чем отличаются между собой ее представители, необходимо каждому человеку. Эти знания пригодятся людям, которые не желают жить в грехе и становиться жертвой темных сил.