Что такое поклоны
Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.
Поклоны бывают:
- Поясные. Человек сгибается в поясе при поясном поклоне, не сгибая колен, касаясь рукой пола. Затем выпрямляет спину. Иначе называются «малыми».
- Земные. Называются иначе «великими». Человек при земном поклоне падает на колени, касаясь лбом пола. Потом встает, выпрямляется.
Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.
Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.
Устав о поклонах, от отцов преданный.
Входя в храм Божий, человек попадает в особую обстановку – на небо, находящееся на земле. Все здесь имеет стройность и духовную красоту и смысл. Все находится на своем особом месте, соблюдается свой чин и порядок – нет здесь ни хаоса, ни беспорядка. Иконы расположены в определенном порядке, пение совершается по строгим древним законам, за молитвой следует определенная молитва. И только в рядах молящихся сторонний человек не сможет заметить стройности и порядка. О наших хождениях по храму, о разговорах во время службы и говорить не приходится. Но даже в малом – в уместном и осмысленном крестном знамении и поклоне у нас нет единства. А ведь богомолец такой же участник богослужения, как и священник, как и певчий. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, одновременно с другими молящимися, а именно тогда, когда это указано.
Об уставе о поклонах мы и хотим поговорить, тем более, что этим интересовались многие люди, смущенные современным незнанием и полным самочинием в этом вопросе. В разных источниках можно сейчас встретить несоответствие друг другу и даже противоречия. Мы же возьмем за основу опыт известного исследователя и ревнителя Церковного Устава – епископа и исповедника Афанасия (Сахарова) (Ж 1962 г.).
Прежде всего скажем о том, что волнует почти всех – о земных (великих) поклонах – когда их уместно совершать и когда нет. Земные поклоны на богослужении совершаются в определенное время (как, впрочем, и поясные), а не по желанию. Они приличны дням покаяния – будничным и, тем более, постным. Но в дни праздничные: в великие праздники, в воскресные дни, — земные поклоны полностью отменяются, согластно установлению Святых Отцов. Так же в периоды от Пасхи до Троицына дня (Пятидесятницы) и от Рождества до Крещения (Святки) земные поклоны не полагаются. Например 90 правило VI Вселенского собора говорит: «От богоносных Отцов наших канонически предано нам: не преклонять колен в дни воскресные, ради чести Воскресения Христова
». При всем этом и поясные (малые) поклоны полагаются не произвольно, но в определенные моменты, соответственно со смыслом молитвословий.
На любом богослужении положены:
- при чтении или пении «Приидите, поклонимсяЕ
», «
Святый БожеЕ
», трехкратного «
Аллилуйя
», «
Буди имя Господне благословенноЕ
» — три поясных поклона; - на «Благословен еси Господи, научи мя оправданием ТвоимЕ
» — три поясных поклона;
- на всех ектениях, осеняя себя крестным знамением при пении «Господи, помилуй
» или «
Подай, Господи
», твори поясной поклон; - на стихирах и других молитвословиях тогда только полагается поклон, когда слова молитв побуждают к этому, например: «припадем
», «
поклонимся
», «
молимся
»; - перед и по прочтении Евангелия (на «Слава Тебе, Господи
») всегда полагается поясной поклон;
- при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе – поясной поклон, а на 13 кондаке, который читается трижды – поясной или земной, смотря по дню;
- при окончании службы, после «Честнейшую ХерувимЕ
» и перед «
Именем Господним благослови, отче
» — глубокий поясной поклон; - когда священнослужитель преподает мир, произнося «Мир всем
» или подобное, а хор отвечает: «
И духови твоему
» — поясной поклон
без крестного знамени
; - при словах «Главы ваша Господеви приклоните
» — наклонить голову без крестного знамени до окончания молитвы, но не кланяться;
- при осенении Крестом, Святым Евангелием или иконой – малый поклон с крестным знамением;
- при осенении свечами, при благословении рукой или при каждении предстоящих кадилом – поклон без крестного знамени ( лишь на Пасху при каждении с Крестом, в ответ на приветствие «Христос воскресе
» — отвечают, крестясь: «
Воистину воскресе
»); - при чтении или пении псалмов царя-пророка Давида не полагается поклонов;
- на отпустах при благословении рукой – поклок без крестного знамения, при благословении крестом – поклон с крестным знамением.
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем, иногда, еще и прижимают их к себе или целуют их.
На вечерни и утрени, а так же и на всенощном бдении:
- на вечерни воскресного или праздничного всенощного бдения после молитвы «Сподоби, ГосподиЕ
» земные поклоны прекращаются до вечерни под следующий день;
- среди шестопсалмия на троекратном «Аллилуйя
» — крестное знамение без поклонов на каждое «
Аллилуйя
», ради глубокой тишины; - на утрени при пении величания – поклон после каждого величания;
- при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя во вся веки
» – поясной поклон;
- при пении «Честнейшую ХерувимЕ
»: после возгласа «
Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим
» – поясной или земной поклон (смотря по дню); - на непраздничной утрени после «Достойно есть…
» — земной поклон.
Отдельным словом необходимо выделить две ситуации, сложившиеся в нашем приходе.
Во-первых – это поведение на богослужении наших соседей — сестер монахинь. Некоторые смущаются тем, как они совершают поклоны, другие вслепую им подражают, не зная правил. Монахи имеют свой особый монастырский устав и следуют в точности ему, нам же не следует ни осуждать их, ни бездумно подражать. Будем придерживаться устава, от Святых Отцов переданного для всей Церкви и через это понемногу узнавать о смысле богослужения.
Во-вторых – это устоявшееся со временем традиция в нашем храме – при каждении всей церкви настоятелем, прихожане переходят то на одну сторону храма, то на другую. При этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом, конечно, проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Во время такого каждения молящийся должен отступить и пропустить священника и после этого сразу встать на свое место, вернувшись мыслью к службе. Если священник кадит на людей, то надо поклониться и вернуться к богослужению, а не сопровождать его взглядом в течении всего священнодействия.
Может быть, этот список кому-то покажется утомительным для запоминания, но тем не менее он может помочь освоится в последованиях богослужений, если человек отнесется к этому серьезно и с усердием к установлениям святых отцов.
* * *
Также, стоя молитвы творим во едину от суббот (т.е. в воскресенье), но причину сего не все знаем. Ибо не только, как совоскресшие Христу и обязанные искать вышнего, стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, что день этот является образом будущего века… И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в этот день молитвы в стоянии совершать, чтобы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному переходу… Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что , человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на небо.
(свт. Василий Великий, правило 91)
Что означают поклоны
Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человек выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.
Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.
Святитель Антоний Храповицкий говорил, что земной поклон олицетворяет падение и восстание души человека. Когда мы падаем на колени, это показывает грехопадение, смирение. А когда затем встаем, это означает восстание,
покаяние, исправление. Поэтому в церкви не принято долго стоять на коленях, это обычай не православный. Надо упасть на колени, а затем встать.
Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.
К вопросу о земных поклонах в воскресные дни и в период Пятидесятницы
«Вся же благообразно и по чину да бывают.» (1Кор.XIV,40).
В наше время, к сожалению, можно наблюдать, как православный народ, воцерковившийся в своём подавляющем большинстве в постсоветский перестроечный период и, не имеющий глубокого укоренения в церковных традициях, не всегда правильно совершает поклоны во время богослужения в воскресные и праздничные дни. Речь пойдёт исключительно о земных поклонах, так как именно их не в должное время совершение является наиболее заметным и явным нарушением уставного богослужебного чина, вызывающим немалое смущение у старых и духовно опытных прихожан и священнослужителей. Однако вопрос о поклонах не такой простой, как это может показаться на первый взгляд…
Существует ряд канонических и уставных правил (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Никифора Исп. 10; Типикон, гл. 2, 48, 49; Триодь Постная, во Святую и Великую Среду вечера) (1), которые запрещают коленопреклонение во все воскресные дни и в период Пятидесятницы (От Святой Пасхи до Троицы). Но тут возникает вопрос: полностью ли отменяются земные поклоны в эти дни или бывают какие-то исключения из правил?
Некоторые современные литургисты канонические запрещения на земные поклоны относят только к когда-то существовавшим в древности (до 4 века) коленопреклонным ектениям, а в наше время как будто уже никаких ограничений в отношении земных поклонов в воскресные дни не существует (2). Но с этим довольно трудно согласиться, так
как чем принципиально отличаются древние коленопреклонные ектении от прочих земных богослужебных поклонов?.. Представляется, что святые отцы Церкви — составители канонов — имели в виду другое. Отнюдь не только одни коленопреклонные ектении. Скорее всего, 91-е правило святого Василия Великого имеет в виду как раз все без исключения богослужебные поклоны, которые обычно совершаются на будничных богослужениях. Тем более, что 90-е правило Трульского Собора было написано в конце 7 века, когда коленопреклонные ектении уже давно вышли из богослужебного употребления, а священные каноны, как известно, имеют непреходящее значение в Церкви. То есть, видимо, все положенные обычные богослужебные земные поклоны (3) в указанные дни заменяются поясными, чтобы, таким образом, отделить воскресное богослужение от будничного. Однако кроме обычных ежедневных богослужебных поклонов имеются ещё и особые, неординарные земные поклоны, которые специально оговариваются Уставом. Они, по всей видимости, составляют некоторое исключение из общего правила. К таким поклонам, например, относятся земные поклоны Честному Кресту в конце всенощного бдения на Крестопоклонной Недели Великого поста, а так же земные поклоны ставленника пред престолом в алтаре во время хиротонии, совершаемой в воскресный день, — которые никогда не отменяются (4). Напрямую об исключениях, собственно, говорит и 10-е правило святого Никифора Исповедника: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам». То есть и внебогослужебные (так как по Уставу к иконам прикладываются до или после богослужения) земные поклоны святым иконам и мощам так же не запрещается совершать в воскресные дни. Да это и понятно. Евангелие от Матфея нам говорит, что в самый день Воскресения, когда Мария Магдалина и другая Мария поспешили от гроба возвестить апостолам о воскресении Христа, то «когда… шли они… и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.XXVIII,9). Ясно, что ухватились за ноги и поклонились — это означает, что совершили земной поклон.
Итак, полностью разрешать все земные поклоны в указанный период будет являться прямым нарушением канонических правил. Но и полностью запрещать земные поклоны в воскресные дни тоже нельзя (5). В таком случае, в связи со всем вышесказанным, представляется правильной следующая уставная схема.
Во все воскресные дни (каждое воскресенье — это малая Пасха), в период от Великой Среды до праздника Святой Троицы (период Пятидесятницы), а так же в приравниваемые к ним Господские двунадесятые праздники и в период Святок (6) — ординарные (ежедневные, обычные) земные поклоны во время богослужения отменяются и заменяются поясными (в том числе отменяется и земной поклон во время пресуществления Святых Даров в алтаре служащим священником, что соответствует и традиции Афонских монастырей (7)). Неординарные же земные поклоны (особые) разрешаются. К неординарным земным поклонам, как уже было выше сказано, относятся уставные поклоны после выноса Креста на Крестопоклонной Недели Великого поста и праздника Крестовоздвижения, поклоны ставленников при хиротонии, поклоны пред святой Плащаницей, а так же связанные с проявлением личных благочестивых чувств: стояние на коленях во время таинства исповеди, внебогослужебные поклоны перед святыми иконами и мощами, поклоны в кувуклии Гроба Господня и прочие. Всё это касается в равной степени, как непосредственно служащих в алтаре священнослужителей, так и мирян, молящихся в храме. Что касается Богородичных двунадесятых праздников и прочих меньших праздников, то устав поклонов для них остается будничный, если они не совпадают с воскресным днём (8). На келью такое правило не распространяется, устав кельи может быть по благословению духовника иной (9).
«Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем» (10).
Примечания.
1. I Всел. 20: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу»;
Трул. 90: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение»;
Петра Алекс. 15: «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли»;
Василия Вел. 91: «Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт.1:5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно церковь научает питомцев своих бывающия в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному прославлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятидесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяямысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко, человеколюбием создавшаго нас, паки воззваны на небо»;
Никифора Исп. 10: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам»;
Типикон, гл. 2. «Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»;
Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях»;
Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»: «На Буди имя Господне: поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются»;
Триодь Постная. Страстная Седмица. Во святую и великую среду вечера: «И по пренесении честных Даров поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиах же даже и до Великаго Пятка совершаются».
2. Матеос Х. «Развитие византийской Литургии». https://azbyka.ru/razvitie-vizantijskoj-liturgii
3. Граббе Ю.П. «Как подобает стоять во храме православному христианину»:
Креститься с земным поклоном.
— В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.
— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
— В начале пения: «Достойно и праведно».
— После «Тебе поем».
— После «Достойно» или Задостойника.
— При возгласе: «И сподоби нас, Владыко» (перед «Отче наш…»).
— При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз при словах: «Всегда, ныне и присно».
— В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице, Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерни три поклона.
— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
— В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем». Всего 3 земных поклона.
https://azbyka.ru/kak-podobaet-stoyat-vo-xrame-pravoslavnomu-xristianinu
4. Коленопреклонные молитвы в день Пятидесятницы к данному вопросу вообще не имеют отношения, так как совершаются не во время литургии, а во время великой вечерни, которая уже относится к Духову дню — т.е. к понедельнику, а не к воскресенью.
5. Сахаров А. «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». Прим. 257. https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/3#note257
6. Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».
7. Вообще говоря, практика совершения земных поклонов в воскресенье имеет латинское происхождение. См. «Вопросы и ответы о Восточных Церквах
от архимандрита Роберта Тафта»: https://vselenstvo.com/library/asktaft9.htm
На православном Востоке такого никогда не было. «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен» (прп. Пахомий Великий).
8. Согласно Марковым главам Типикона только Господские двунадесятые праздники при совпадении с воскресным днем полностью отменяют и замещают собой воскресную службу Октоиха, Богородичные же двунадесятые праздники не отменяют воскресную службу, но соединяются с ней по Уставу (причем воскресные песнопения Октоиха исполняются первыми). На этом основании представляется невозможным приравнять Богородичные двунадесятые праздники (и прочие бденные праздники) к Воскресению. Так же см. Типикон, гл. 2 (прим. 1).
9. Типикон о земных поклонах в кельях говорит довольно скудно (см. прим. 1, 6). «Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев»,
том 2. Поклоны: «Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келье и справлять правило? — То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило по желанию можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовного отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение» (прп. Иосиф Оптинский). https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-optinskih-startsev-tom-2/18
10. Типикон, гл. 49. Понедельник 1-ой седмицы Великого поста. «О поклонех и молитве церковное законоположение».
Как правильно совершать поклоны
Поклоны надо класть правильно, не мешая другим и не получая при этом травм. Стоит вспомнить поговорку: «заставь дурака молиться Богу…» При совершении поясных поклонов надо опасаться вероятности растянуть спину. При хорошей спортивной подготовке надо коснуться пальцами правой руки пола. Но если есть боли в спине, можно просто немного поклониться. Если в храме много народу, довольно тесно, то не надо усердствовать и стукаться головой в спину впереди стоящего человека. Можно просто склонить голову, никому не мешая.
При совершении земного поклона есть вероятность получить травму головы, ударяясь сильно о пол. Здесь стоит поступать разумно, класть поклон, слегка касаясь головой пола. Также есть вероятность повредить ладони, поэтому надо приземляться на костяшки согнутых пальцев. На пол желательно постелить коврик.
Правила совершения поклонов
Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу – Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами.
То есть поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.
Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения
Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).
Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.
Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.
Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.
Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
О ПОКЛОНАХ НА БОГОСЛУЖЕНИИ
Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:
— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона; — на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
— на «Отче наш…» (в начале) — поклон; — в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон; — при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон; — на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону; — на каждом иерейском возгласе — по поклону.
О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!); — во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону; — на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону; — перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона; — после целования – 1 поклон; — на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону; — на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону; — на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон; — после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.
О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует; – на всех иерейских возгласах — по поклону; — после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон; — на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона; — на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон; — на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения; — на Трисвятом – 3 поклона; — на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону; — при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения; — по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона; — в начале Символа веры – крестное знамение без поклона; — в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон; — на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон; — на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон; — при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону; — по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон; — после «Достойно есть» или Задостойника – поклон; — на «Отче наш», в начале — земной поклон; — на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон; — на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон; — при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон; — после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной; — при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной; — при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.
Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:
При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;
— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;
— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;
— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;
— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.
Похожее
Когда правильно совершать поклоны
Во время совершения Божественной Литургии принято класть поклоны во время малого входа, Великого входа, на евхаристическом каноне при возгласе священника «Благодарим Господа», во время пресуществления Святых Даров (три поклона), при выносе Чаши, при возгласе: «всегда, ныне и присно и во веки веков» и при отпусте. Также можно класть поклоны в любой момент, когда потребует душа.
После принятия Святых Таин класть поклоны не принято ради благоговения перед вошедшим в душу Христом. Класть три поклона надо при входе в храм, а также перед выходом из него. Перед тем, как приложиться к иконе, надо положить два поклона до и один после. При благословении священника Евангелием или крестом надо совершить крестное знамение и поклониться. При возгласе: «мир всем», а также: «главы ваша Господеви приклоните», надо поклониться без совершения крестного знамения.
Перед Плащаницей надо положить три земных поклона: два до и один после того, как приложишься. То же самое надо проделать при прикладывании к святым мощам.
Заключение
Но необходимо помнить о том, что православие – это не свод законов. Внутри человека существует всегда свой собственный устав, который иногда не совпадает с установленными правилами. Поэтому если сердце человека просит преклонить колени перед Богом, можно поклониться даже тогда, когда это запрещается уставом.
И особенно не стоит одергивать грубо человека, кладущего земной поклон в неподобающее время, нарушая при этом благоговение и молитвенное настроение человека. Пусть лучше будет попран устав, чем разрушен молитвенный настрой. В этом случае не следует бездумно следовать букве закона, подобно фарисеям и книжникам. Все знают, чем закончилось это слепое соблюдение закона — распятием Христа.
прот. Андрей Ткачев о поклонах в молитве
ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВЪ О ПОКЛОНАХЪ.
Въ Церкви Божіей, по слову святаго апостола Павла, все должно быть благопристойно и чинно (I Кор. 14 гл., 40 ст.). Святые отцы, согласно сему наставленію святаго апостола Павла, изложили уставъ о поклонахъ въ церковныхъ службахъ для того, чтобы церковное богослуженіе было благопристойно и чинно. По уставу святыхъ отецъ въ церковной службѣ нельзя произвольно творить поклоны, чтобы тѣмъ не нарушить порядокъ церковнаго благочинія, но вмѣстѣ съ тѣмъ нельзя и оставлять тѣ поклоны, которые заповѣдываются уставомъ и приняты святою Церковью во всеобдержность.
Въ предисловіяхъ къ древнимъ псалтирямъ сказано: «Поклоновъ кромѣ уставныхъ никако же-дерзнемъ творити, да не будемъ соблазнъ людямъ…. А яко же нѣцыи творятъ поклоны во время святыя литургіи, или во иныя службы, кромѣ уставнаго повелѣнія, и то творятъ не по преданію святыхъ отецъ, ниже во спасеніе себѣ, но и паче въ грѣхъ. Подобаетъ бо въ церковныхъ собраніяхъ христіанскомъ хранити уставное повелѣніе, еже предано святыми отцы. Аше ли кто мощенъ, и отъ произволенія или усердія своего къ Богу, хощетъ вящьше уставнаго повелѣнія поклоны творити, или молитвы, се не въ церковныхъ собраніяхъ и службахъ исправляетъ, но въ келіи и дома особнѣ, келія и домъ бо устава не имѣютъ, но кождою убо бываетъ на произволеніе хотящаго спасгися». Въ настоящее время уставное повелѣніе о поклонахъ предано забвенію не только мірянами, но и священно-церковнослужителями, такъ какъ ими, большею частью, оставляются тѣ поклоны, которые показаны и требуются уставомъ и приняты во всеобдержность святою Церковію, и позволяютъ произвольно творить поклоны въ церковныхъ собраніяхъ и службахъ и тѣмъ нарушаютъ тишину и порядокъ церковнаго благочинія. – Поэтому полезно знать и исполнять уставъ святыхъ отецъ о поклонахъ въ церковныхъ собраніяхъ и службахъ.
Необходимо каждому мірянину или монаху, исходящему изъ дома или изъ келіи направляющему стопы своя въ церковь, совершить такъ называемый семипоклонный началъ какъ въ домѣ или келіи, такъ и въ церкви, – или такъ называемые исходные и приходные поклоны. Въ церкви во время чтенія молитвы Святому Духу, когда ею начинается какая-либо служба, нужно ограждать себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, который полагается только въ Великомъ посту. На Трисвятомъ полагаются три поклона въ поясъ, безъ поклоновъ поется Трисвятое послѣ великаго славословія и предъ чтеніемъ апостола. Во время пѣнія или чтенія молитвы Господней на литургіи полагается также поясной поклонъ, во всѣхъ же другихъ службахъ не полагается. На «Пріидите поклонимся) – три поясныхъ поклона, кромѣ этого, когда въ псалмахъ, стихиряхъ или тропаряхъ встрѣчаются слова: «кланяюсь, поклоняюсь, кланяемся, поклоняемся, или поклонимся», всегда нужно кланяться въ поясъ. На Аллилуіа послѣ славы за какимъ либо псалмомъ всегда нужно класть три поясныхъ поклона, только среди шестопсалмія аллилуіа читается безъ поклоновъ. – Во время чтенія на вечернѣ «Сподоби Господи» и во время пѣнія на всенощномъ бдѣніи «Буди Имя Господне»… полагаются также по три поясныхъ поклона. На вечернѣ, равно и на утренѣ предъ отпустомъ полагается четыре поясныхъ поклона: одинъ послѣ «Честнѣйшую».., одинъ на «Слава Отцу»…, одинъ на «И нынѣ и присно»…, и два на «Господи помилуй», «Господи помилуй. Господи благослови» На «Честнѣйшую Херувимъ», когда сія пѣснь бываетъ и въ срединѣ какого либо послѣдованія, всегда полагается поясной поклонъ. На припѣвахъ великаго и малаго повечерія: «Пресятая Владычицѣ Богородице моли о насъ грѣшныхъ»… полагается по поклону поясному. На «слава въ вышнихъ Богу» на этихъ же службахъ полагаются три поясныхъ поклона. На отпустѣ повечерій поклоновъ нѣтъ, такъ какъ положено прощеніе. На полунощницѣ при началѣ на слава Тебѣ Боже нашъ… нужно оградить себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, тоже самое нужно сдѣлать на утренѣ въ началѣ шестопсалмія. – Во время перваго и послѣдняго величанія празднику на утренѣ, когда бываетъ поліелей, полагается по одному земному поклону, на цѣлованіе праздничной иконы, или Евангелія въ воскресные дни или же креста въ крестный праздникъ до цѣлованія два земныхъ поклона и по цѣлованіи – третій также земной. На «Слава Тебѣ Господи» предъ чтеніемъ и послѣ чтенія Евангелія также полагается по одному поклону поясному. Послѣ осѣненія Евангеліемь отъ Царскихъ вратъ, послѣ цѣлованія его, полагается одинъ поясной поклонъ. – На начальныхъ запѣьахъ первой и послѣдней пѣсни во всѣхъ канонахъ всегда полагается по одному поясному поклону. На 8-ой катавасіи утренняго канона также полагается одинъ поклонъ, на пѣснь Богородицы: «Величитъ душа моя Господа»… съ «Честнѣйшую Херувимъ» полагаются 6 поясныхъ поклоновъ по числу 6 стиховъ, а послѣдній поклонъ – земный. Если же въ какой-либо праздникъ не поется: «Величитъ душа моя», то на ирмосахъ и начальныхъ припѣвахъ 9-й пѣсни полагается по одному поясному поклону. – Въ «Достойно есть» или на то, что поется вмѣсто «Достойно есть»… всегда полагается земной поклонъ. – На великомъ славословіи въ началѣ его всегда три поясныхъ поклона полагается, а на отпустѣ утрени, какъ и на вечернѣ, четыре таковыхъ же поклона. На отпустѣ 1-го часа три поясныхъ поклона. На литургіи полагаются слѣдующіе поклоны: на каждомъ прошеніи великой ектиніи по одному поясному поклону, на «Единородный Сынѣ»… нужно оградить себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, на выходѣ съ Евангеліемъ – поклонъ земный, предъ чтеніемъ и послѣ чтенія Евангелія на словахъ: «Слана Тебѣ Боже»… – по одному поясному поклону, на переносѣ святыхъ Даровъ – три поклона: два поясныхъ и послѣдній земной, предъ чтеніемъ или пѣніемъ: «Вѣрую» нужно оградить себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, на возглашеніи Господнихъ Словъ: «Пріимите и ядите»… одинъ поясной поклонъ, на словахъ: «Пійте отъ Нея вси»… также одинъ поясной поклонъ, послѣ освященія Святыхъ Даровъ одинъ земной поклонъ, послѣ «Достойно» также одинъ земной поклонъ. На словахъ: «Со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите»… «Всегда и нынѣ и присно и но вѣки вѣковъ» и на Господи помилуй по заамвонной молитвѣ по одному поясному поклону, на «Буди имя Господне»… три поясныхъ поклона, на огражденіи крестомъ отъ царскихъ вратъ на отпустѣ поясной поклонъ, но при огражденіи порознь каждый знаменуетъ себя крестомъ безъ поклона и цѣлуетъ крестъ въ правую ножку Спасителя. – На отпустѣ литургіи три поясныхъ поклона.
На молебнахъ на начальныхъ запѣвахъ первой и послѣдней пѣсни каноновъ по одному поясному поклону, на всѣхъ катавасіяхъ во всѣхъ пѣсняхъ по одному поясному поклону, а по катавасіи на трикратномъ Господи помилуй по три поклона.
На панихидахъ, когда поютъ 40 разъ Господи помилуй, по одному поясному поклону, а также и на литургійной заупокойной ектеніи по одному поясному поклону. Когда священникъ начинаетъ какую либо службу возгласами: «Благословенъ Богъ Нашъ», или «Слава Святый», или же «Благословенно Царство», то предъ сими возгласами всегда полагаетъ три поясныхъ поклона съ молитвою: «Боже, очисли мя грѣшнаго». «Создавый мя Господи и помилуй мя» и «Безъ числа согрѣшихъ, Господи помилуй и прости мя грѣшнаго». Такіе же поклоны онъ полагаетъ у престола и предъ выходомъ съ кадиломъ и Евангеліемъ и когда закончитъ кажденіе, а также когда выходитъ предъ царскія двери читать вечернія и утреннія молитвы среди шестопсалмія.
Когда какая нибудь необходимость вынудитъ кого нибудь прежде отпуста выйти изъ церкви, то при выходѣ и по возвращеніи такой человѣкъ по три поясныхъ поклона полагаетъ.
Когда монахъ или мірянинъ послѣ отпуста литургійнаго выходитъ изъ церкви, то по входѣ въ домъ или келію, поетъ или читаетъ: «Достойно есть…», послѣ чего полагаетъ земной поклонъ, также читаетъ или поетъ: «Слава и Нынѣ», – «Господи помилуй», два раза «Господи благослови» и полагаетъ при этомъ три поясныхъ поклона, послѣ чего произноситъ «Молитвами Пречистыя Твоея Матери (святаго, его же день) и всѣхъ святыхъ Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй насъ».
Предъ обѣдомъ послѣ: «Благословенъ Богъ нашъ»… полагается одинъ поясной поклонъ, послѣ «Отче нашъ»… «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», такой же поклонъ, послѣ «и нынѣ и присно…» такой же поклонъ, послѣ «Господи помилуй» два раза «Господи благослови» – таковой же поклонъ. Послѣ молитвы: «Христе Боже! Благослови…» полагается три поясныхъ поклона при словахъ: «Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному», «Создавый мя Господи и помилуй мя» и «Безъ числа согрѣшихъ. Господи, помилуй и прости мя грѣшнаго». Послѣ обѣда при словахъ: «Благословенъ Богъ нашъ всегда…» поясной поклонъ, послѣ «Достой о есть…» такой же поклонъ, послѣ: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» такой же поклонъ, послѣ «Господи помилуй» два раза «Господи благослови» такой же поклонъ. Послѣ словъ: «Благословенъ Богъ милуя у питая насъ отъ своихъ богатыхъ даровъ, тою благодатію и человѣколюбіемъ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ» полагаются 12 поясныхъ поклоновъ съ молитвою Іисусовою, послѣ которыхъ благодарятъ хозяина и затѣмъ еще три поклона при словахъ: «Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному», (поклонъ), «Создавый мя Господи и помилуй мя» (поклонъ) и «Безъ числа согрѣшихъ, Господи, помилуй и прости мя грѣшнаго» (поклонъ). Таковые и столько же поклоновъ поддается какъ предъ вечерью, такъ и послѣ вечери, т. е. предъ ужиномъ и послѣ ужина.
Какъ должны совершаться по уставу поклоны поясные и земные? Поклоны поясные называются иначе малыми и, по ученію церковнаго устава, совершаются чрезъ такое наклоеніе головы, при которомъ можно рукою достать до земли, или «елико можетъ человѣкъ право (т. е. прямо) стоя поклонитися, не падая колѣнами, ниже голову приклонити до земли». Земные поклоны называются еще великими и совершаются «елико мощи головою до земли довести»; для сего предъ каждымъ такимъ поклономъ кланяющійся долженъ принимать прямое положеніе тѣла, долженъ распрамляться во весь ростъ, а не гнуться въ дугу. Церковный уставъ обличаетъ тѣхъ, которые спѣшно творятъ поклоны и которые, по словамъ устава, «бываютъ аки юродѣ, ниже сами себя видятъ, что творятъ», а равно и тѣхъ, которые, когда творятъ поклоны не «зрятъ на предстоятеля церкви, но инъ инаго предворяютъ, мятутся, аки тростіе вѣтромъ колеблемы, не смотря лучшаго, ниже хотятъ научитися, но елико кто какъ составилъ свой нравъ, такъ и утверждается быти».
Нѣтъ сомнѣнія, что достоинство поклоновъ заключается не въ одномъ ихъ внѣшнемъ приличіи и благообразіи, но и во внутреннемъ душевномъ расположеніи кланяющагося. Вотъ свидѣтельство церковнаго устава объ этомъ: «Въ поклонахъ и молитвахъ будемъ подражательны глаголющему: Духъ есть Богъ, духомъ и истиною кланяющихся хощетъ». Истинное благочестіе требуетъ, чтобы мы служили Богу всѣмъ нашимъ существомъ: душою и тѣломъ. Поэтому худо поступаютъ тѣ, которые видятъ сущность богомолья въ однихъ только поклонахъ и другихъ наружныхъ дѣйствіяхъ, безъ участія духа, а равно и тѣ, которые кланяются однимъ духовнымъ служеніемъ Богу, а тѣломъ своимъ не упражняются въ подвигахъ благочестія. – Христіанская религія, это религія – духа и свободы. Поэтому, не стѣсняетъ ли церковный уставъ своимъ ученіемъ о поклонахъ свободу чадъ Церкви? Нисколько. Церковь, какъ мать чадолюбивая, не стѣсняетъ порывовъ благочестиваго чувства своихъ чадъ, но съ любовію взираетъ на тѣхъ изъ молящихся, души коихъ все болѣе и болѣе возвышаются къ Богу, но при этомъ во время общественныхъ и церковныхъ молитвъ не допускаетъ произвольныхъ дѣйствій, могущихъ нарушить тишину и порядокъ церковнаго благочинія. Вотъ доказательство этой истины. Колѣноприклоненіе употреблялось при богослуженіи какъ въ старомъ завѣтѣ (3 Цар. VIII, 54 ст. и Даніил. пр. VI, 10 ст.), такъ и въ новомъ (Еванг. Луки XXII, 41., Дѣян. VII., 60, IX, 40 ст., XX, 36., XXI, 5 ст. и Апокал. IV, 10 и VII., 11), а равно и древними христіанами, о чемъ свидѣтельствуютъ: Евсевій, святый Василій великій и многіе другіе; тѣмъ не менѣе это внѣшнее священное дѣйствіе Церковь своимъ чадамъ воспретила въ свои воскресные дни и въ дни отъ пасхи до пятидесятницы. Писатель второго вѣка – Тертуліанъ свидѣтельствуетъ объ этомъ слѣдующимъ образомъ: «Въ день Господенъ (т. е. воскресный) мы считаемъ неприличнымъ поститься или преклонять колѣна: той же свободою мы пользуемся отъ пасхи до пятидесятницы». Въ 20-мъ правилѣ 1-го вселенскаго собора читаемъ: «По елику суть нѣкоторые, преклоняющіе колѣна въ день Господень и во дни пятидесятницы: то дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносятъ молитвы къ Богу». То же гласитъ и 90-е правило Трульскаго собора, – которое поясняетъ, что отъ богоносныхъ отецъ канонически предано не преклоняти колѣнъ во дни воскресные ради чести воскресенія Христова.
Какъ указанными церковными законопопоженіями не стѣсняется свобода христіанская по вопросу о колѣнопреклоненіяхъ, такъ точно не стѣсняется, а тѣмъ болѣе не ограничивается эта свобода и по вопросу о поклонахъ ученіемъ церковнаго устава о семъ предметѣ. По уставу полагается 300 дненощныхъ поклоновъ, бываемыхъ въ церкви, кромѣ иолуношницы. Поклоны, воображенныя отъ святыхъ отцевъ, «нѣсть лѣпо презирати неже великому законоположителю», – читаемъ въ церковномъ уставѣ. Не презираютъ ли церковные поклоны тѣ, которые, считая ихъ лишними, ненужными, а потому безполезными, не кланяются по уставу Церкви? Да такіе христіане презираютъ церковные поклоны, такіе христіане охотно исполняютъ требованія земныхъ учрежденій, имѣющихъ своею цѣлью временное благополучіе человѣка, требованія – иногда мелочный, иногда прямо вредныя для людей, а не подчиняются требованію божественнаго учрежденіи – Церкви Христовой, – имѣющей своею цѣлью не только временное, но и вѣчное благополучіе своихъ чалъ.
– Святые, болѣе совершенные среди людей, считали и считаютъ церковные поклоны полезными и необходимыми. и потому и уставъ о нихъ положили. О ливійскомъ инокѣ Павлѣ древніе повѣствуютъ, что онъ ежедневно возносилъ З00 молитвъ, сопровождая каждую молитву поклономъ, а чтобы не сшибиться въ счетѣ ихъ, онъ клалъ за пазуху 300 камешковъ и при каждомъ поклонѣ и при каждой молитвѣ выбрасываль по одному. Если святые такъ смотрѣли на поклоны, то какое основаніе какое побужденіе и какіе молитвы мы, грѣшные, имѣемъ къ неповиновенію ученію Церкви о поклонахъ? Неужели свитымъ поклоны нужны, а намъ грѣшнымъ не нужны? Неужели поклоны для святыхъ были полезны, а для насъ грѣшныхъ вредны? Почему святые отцы сами употребляли поклоны во время молитвы и намъ заповѣдали такъ поступать? Они такъ поступали потому, что поклоны считали однимъ изъ лучшихъ средствъ къ приведенію духа вь молитвенное состояніе. Чрезъ поклоны тѣло приводится въ движеніе, получаетъ бодрость, легкость и живость и, такимъ образомъ, становится послушнымъ орудіемъ духа въ его молитвенныхъ занятіяхъ, и не только не препятствуетъ, а содѣйствуетъ имъ. Поэтому, тѣ христіане, которые тяготятся поклонами вообще и церковными поклонами осебенности, и неохотно творятъ ихъ, по уставу Церкви, не желаютъ сдѣлать плоть свою, всегда склонную ко сну, покою, нѣгѣ и, вообще, привязанную къ землѣ, послушнымъ орудіемъ своего безсмертнаго духа вь его молитвенныхъ занятіяхъ.
Возлюбленные отцы и дорогіе братіе! Потщимся во имя взаимнаго назиданія и нашего спасенія соблюдать и исполнять уставъ о церковныхъ поклонахъ, что бы въ нашей церкви, согласно наставленію апостола, было все благообразно и по чину и чтобы нашимъ нерадѣніемъ въ этомъ отношеніи не соблазнялись отщепенцы отъ Церкви Христовой, чадами которой, по милости Божіей, мы состоимъ.
Кишиневскій Епархіальный миссіонеръ, священникъ Ѳеодосій Воловей.
«Кишиневскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 31. Отд. Неофф. С. 1239-1246.
Другие материалы посвященные этой теме:
Чинъ совершенія поклоновъ.
Митрофорный протоіерей Борисъ Молчановъ – О ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНАХЪ.
Замѣтка о поклонахъ въ праздникъ Благовѣщенія.
Замѣтка о литургіи преждеосвященныхъ даровъ и о поклонахъ св. Четыредесятницы.
Сообразно ли съ духомъ церкви назначать въ наказаніе при исповѣди положеніе земныхъ поклоновъ и колѣнопреклоненіе въ церкви? (Разъясненіе недоумѣній).
- ← Митрофорный протоіерей Борисъ Молчановъ – О ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНАХЪ.
- Поклоны и колѣнопреклоненія у православныхъ и католиковъ. →
Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным уставом, а не от своего грешного самоволия. «Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя». (Мф. 6, 6) (свт. Филарет, митр. Московский) Креститься без поклонов следует:
1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза. 2. В начале пения или чтения «Верую». 3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш…». 4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий. Креститься с поясным поклоном следует: 1. При входе в храм и при выходе из него — три раза. 2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». 3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице. 4. При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…». 5. При словах «Честнейшую Херувим…». 6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем». 7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза. 8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым. 9. При окончании пения или чтения каждой стихиры. 10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.
Креститься с земным поклоном следует:
1. В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза. 2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем». 3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…». 4. По окончании пения «Тебе поем…». 5. После «Достойно есть…» или задостойника. 6. При возгласе «Святая святым». 7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш». 8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…». 9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона. 10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…». 11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона. Поясной поклон без крестного знамения кладется: 1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…». 2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого). Не допускаются земные поклоны: 1. В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения. 2. При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ НА ПРЕДСТОЯЩУЮ СЕДМИЦУ
от 31.10.2013г.
Во время церковной службы православными принято креститься и кланяться. Это связано с несколькими аспектами службы. Во-первых, крестное знамение, которым человек осеняет
себя, освящает и защищает наше тело и душу. То как складываются пальцы в это время имеет символическое значение: три пальца — триединство Святой Троицы и два — равнозначность божественной и человеческой сущностей Господа нашего Иисуса Христа. Во-вторых, крестное знамение и связанный с ним поклон — это социальный акт, высказывание, подчеркивающее исповедание веры, почтение, благоговение человека перед тем или иным объектом или фактом. В этом плане для участия в службе в качестве полноправного христианина необходимо знать когда надо креститься и как в это время кланяться.
1.Креститься без поклонов полагается:
- в начале и при окончании чтения Священного Писания – Евангелия, апостола, паремий;
- в середине шестопсалмия при словах аллилуия;
- при чтении и пении Символа веры на словах: «Верую…И во единаго Господа Иисуса Христа…И в Духа Святаго…»;
- на отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…»; при поминовении празднуемых святых;
- допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на Литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на прошении литии «Спаси Боже…»и при отпусте.
2. Креститься с поясным поклоном полагается:
- при входе в храм и при выходе из него три раза;
- при каждом прошении ектеньи;
- при возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как, например: «Слава Тебе, показавшему нам свет»;
- на Литургии при возгласах: «Станем добре. Станем со страхом…»; «Победную песнь поющее…»; «Примите, ядите…»; «Пийте от нея вси…»; «Твоя от Твоих…»;
- при окончании Символа веры на словах: «…и жизни будущаго века. Аминь»;
- при чтении и пении слов «Придите, поклонимся…»; «Святый Боже…»; «Аллилуия»;
- при окончании пения стихиры, тропаря или псалма;
- при произнесении имени Пресвятой Богородицы. На прошении «Спаси, Боже…»;
- на каноне от 1-ой до 9-ой песни при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или святым;
- при пении на утрени Песни Богородице при словах «Честнейшую…»и по «…величаем»;
- при произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…»и последнего перед отпустом;
- при окончании отпуста;
- при возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому…помолимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности молитву на молебне;
- при прохождении чрез церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон;
3. Креститься с земным поклоном полагается всегда, кроме особых дней (к таким, например, относятся дни от Пасхи до Пятидесятницы):
- на Литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…»;
- после возгласа «И сподоби нас, Владыко…»;
- при первом и втором явлении Святых Даров;
- кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе Святая Святым.
В дни Великого Поста многие поясные поклоны заменяются земными:
- при входе и выходе из храма;
- на славах при чтении кафизмы – три поклона;
- на каждом припеве Песни Богородицы;
- на «Достойно…»;
- на великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других;
- на вечерне и часах при пении тропаря;
- на Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…»- три поклона;
- на молитве преподобного Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной.
4. При лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном (поясным или земным, в зависимости от значимости святыни для поклоняющегося) дважды, легко приложиться устами, после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном.
5. Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Господи, помилуй» тому клиросу, который поет.
6. Преклонение головы предписывается уставом во время чтения Евангелия за богослужением и на Великом входе.
7. Поясной поклон без крестного знамения:
- при словах «Мир всем»;
- при словах «Благословение Господа нашего…буди со всеми вами»;
- при словах «И да будут милости Великого Бога …со всеми вами»;
- при словах диакона…»и во веки веков» (после «Яко свят еси…»);
- при словах священника Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии своем…кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество. священноархимандритство) твое да помянет Господь Бог во Царствии своем всегда и ныне и присно и во веки веков».
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся преклоняя голову; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не нужно креститься, а только преклрнять голову. Лишь в Светлую пасхальную Седмицу, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе!».
8. Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах Свет Христов…и при перенесении Святых даров во время пения Ныне Силы Небесныя…
9. Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом: Паки и паки, преклонше колена…помолимся, а также Великим постом при пении «Да исправится…«
По уставу не положено совершать поклонов в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной Седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Кресту), а также после причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до Сподоби, Господи…на вечерни в самый день праздника.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов
следует:
- В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
- В начале пения или чтения «Верую».
- На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
- В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
Креститься с поясным поклоном
следует:
- При входе в храм и при выходе из него — три раза.
- При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
- При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
- При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
- При словах «Честнейшую Херувим…».
- При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
- Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
- Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
- При окончании пения или чтения каждой стихиры.
- На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.
Креститься с земным поклоном
следует:
- В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
- В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
- На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
- По окончании пения «Тебе поем…».
- После «Достойно есть…» или задостойника.
- При возгласе «Святая святым».
- При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
- При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
- В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
- В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
- В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения
кладется:
- При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
- При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
Не допускаются земные поклоны
:
- В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
- При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
О необходимости посещать храм Божий О устройстве храма О поведении в храме О богослужениях, совершаемых в храме О смысле всенощного бдения и Божественной литургии О поклонах и крестном знамении О священническом благословении О поминовении О просфоре, антидоре и артосе О святой воде О церковной свече О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон Твои первые молитвы
КОГДА И КАК НУЖНО КРЕСТИТЬСЯ И ДЕЛАТЬ ПОКЛОНЫ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ
КОГДА И КАК НУЖНО КРЕСТИТЬСЯ И ДЕЛАТЬ ПОКЛОНЫ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ
КАК ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ И ПОЧЕМУ? Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
КРЕСТИТЬСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ СЛЕДУЕТ:
1) В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза. 2) В начале пения или чтения «Верую». 3) На отпусте «Христос, истинный Бог наш…». 4) В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
КРЕСТИТЬСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ НАДО:
1)При входе в храм и при выходе из него — три раза. 2) При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». 3) При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице. 4) При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…». 5) При словах «Честнейшую Херувим…». 6) При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем». 7) Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
КРЕСТИТЬСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ (встаем на колени и касаемся лбом пола): 1) В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза (в будни) 2) В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем» (в будни). 3) На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…» (в будни). 4) По окончании пения «Тебе поем…» (в будни). 5) После «Достойно есть…» или задостойника (в будни). 6) При возгласе «Святая святым» (в будни). 7) При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш» (в будни).
Обратите внимание, что в воскресные дни земные поклоны в храме запрещены!!!
ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ: 1) При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…». 2) При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
ЗАПРЕЩЕНЫ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ:
1) В дни воскресные, 2) В дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.