Традиции и обряды на праздник Федор Студит
Главная традиция 24 ноября — употребление горячих щей.
— Прозвище Фёдора (Феодора) — Студит — в русском народе истолковали по-своему, называя святого еще и Морозом. «Фёдор Студит землю студит», — говорили люди. И, видя неизбежное наступление зимы, добавляли: «Со Студита стужа — что ни день, то хуже». Сырость же в этот день предвещала продолжительные оттепели до самого Введения.
— Фёдоров день мудрые люди советовали проводить дома — поближе к печке и горячим щам. По этому поводу говорили: «На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься». Щи необходимо было употреблять сразу же после снятия с огня. Считалось, что от этого напрямую зависит температурный показатель зимы: чем больше горячих щей, тем теплее будет зима.
— 24 ноября считался одним из выдающихся дней в определении зимней погоды – каков день, такова и зима будет. Если день Фёдора Студита был теплым, то зима будет тепла, если же холоден, то и вся зима будет холодна. По Фёдору судили и о будущем урожае ягод и грибов. Если на небе было много звезд — к лету можно было запасать корзины и туеса. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеными ягодами — малиной, земляникой, черникой.
«Радуйтесь тогда, когда вы страдаете». Преподобный Феодор Студит, исповедник
Пара цитат святого: «Горе наш помысл, долу взор! Будем чисты и телом, и сердцем, будем тверды в надежде, свежи душой, как юноши, не будем бояться ничего на земле, кроме одного лишь Бога. И если мы так настроим себя, то будем вовеки ликовать с Ангелами и радоваться со всеми святыми».
«Никоим образом не будем стремиться к тому, чтобы получить здесь удобное и беспечальное житие. Напротив, радуйтесь тогда, когда вы страдаете, ликуйте, когда вы трудитесь, терпите лишения, стеснения и недостаток в различных нужных предметах, в деньгах, помещениях, пище, вине, обуви, одежде, занятиях и т. д., ибо в этом состоит наше мученичество и таким путем прославляется подвизающийся в послушании, как страдающий ежедневно».
Родился в 758 г. в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Св. Писание, святой Феодор успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере.
Приняв иночество, подвизался в устроенной его дядей Платоном, обители Сакудион (недалеко от горы Олимп в Вифинии), в которой позже стал настоятелем, подавая своей жизнью высокий пример добродетели. В 796 г. за ревность о хранении церковных правил и обличение беззакония императора Константина VI Багрянородного после жестоких мучений был сослан в заточение в г. Солунь.
В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращен из ссылки и получил в управление запустевший Студийский монастырь Скоро в обители собралось до тысячи иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского, а блаженный настоятель — наименование Студита (ок. 1065 г этот устав был принят преподобным Феодосием в Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям). Перу преподобного также принадлежит немало душеполезных книг, похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, многие каноны и трипеснцы.
При императорах Никифоре I (802-811 гг.) и Льве Армянине (813-820 гг.) св. Феодор много пострадал за иконопочитание и претерпел заточение сначала в Иллирии, в крепости Метопа, а затем в Анатолии, в Боните. После смерти Льва Армянина преподобный Феодор, освобожденный из заточения, поселился в г. Херсонесе (Вифиния).
Несмотря на тяжелый недуг, он ежедневно совершал Божественную литургию и поучал братию. Здесь он мирно скончался в 826 г. В тот же час преподобному Иллариону Далматскому (память 6/19 июня) была открыта Господом блаженная кончина угодника Божия. Он увидел, как воссиял свет небесный, послышалось ангельское пение и голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу».
В 845 г. мощи преподобного Феодора были перенесены в Студийский монастырь. Его брат, преподобный Иосиф, епископ Солунский тоже пострадал от иконоборцев, и скончался в 830 г. в Студийском монастыре, где почивают и мощи его.
Преподобный Феодор как при жизни, так и по кончине совершил много чудес. Призывающие имя его избавлялись от пожаров, от нападения диких зверей, получали исцеление недугов.
Тропарь преподобнаго Феодора Студита, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Фео́доре прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобнаго Феодора Студита, глас 2:
По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́/ страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги/ и А́нгелом совсе́льник, богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́доре./ С ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся// не преста́й о всех нас.
Приметы и поговорки на праздник Федор Студит
- Фёдор Студит землю студит.
- Со Студита стужа, что ни день, то хуже.
- С Мартынова и Студитова дня зима встает на ноги.
- Если 24 ноября светит солнце, то погода скоро испортится и похолодает.
- Идет мокрый снег или стоит ясная погода, то до 4 декабря еще случатся оттепели.
- Если на улице тепло, то зима будет теплой и наоборот.
- Если начался дождь – быть теплу до праздника Введения (4 декабря).
- Сильные ветры в этот день сулят холодную зиму.
- Если ночное небо усыпано звездами, то год будет грибным и ягодным.
- Если гуси гуляют по льду, значит, в Рождество 7 января наступит оттепель.
- Если на земле остались неубранными колосья, то на следующий год урожай будет плохим.
- Если на Фёдора пожениться или заслать сватов, то молодые будут несчастливы в браке.
- Родившиеся 24 ноября обладают суровым нравом. Они редко бывают счастливы. Носить им следует цитрин.
- Нужно обязательно выбросить посуду с трещинами в этот день, чтобы, согласно приметам, не испытывать бедности.
- Фёдор Студит землю студит.
- Со Студита стужа — что ни день, то хуже.
- На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься.
Книги и труды, послания
Феодор Студит, всю жизнь посвятивший богослужению, оставил после себя довольно много трудов, основную часть которых можно разделить на такие темы, как:
- опровержение иконоборчества;
- огласительные поучения;
- о Пасхе;
- разъяснение Божественной литургии;
- воскресные чтения.
Книга игумена Феодора Студита
Совершенно все творения преподобного Феодора можно приобрести через сайты православных книг, а также читать онлайн.
Наследие
Возрождение Феодором монастыря Студиос оказало большое влияние на более позднюю историю Византийское монашество. Его ученик, Наукратий, восстановил контроль над монастырем после окончания иконоборчества в 842 году, и на протяжении оставшейся части девятого века студитские аббаты продолжали традицию Феодора противостоять патриархальной и императорской власти.[64] Элементы Теодора Завещание
были дословно включены в типика некоторых ранних Афон монастыри.[65] Наиболее важными элементами его реформы были акценты на общежитие (общинная) жизнь, ручной труд и четко определенная административная иерархия.[66]
Феодор также превратил монастырь Студиос в крупный научный центр, в частности, благодаря его библиотеке и скрипторию, которые, безусловно, превзошли все другие современные византийские церковные учреждения в этом отношении.[67] Сам Феодор сыграл ключевую роль в возрождении классических литературных форм, в частности ямбического стиха, в Византии, и его критика иконоборческих эпиграмм установила связь между литературным мастерством и ортодоксальной верой.[68] После его смерти монастырь Студиос продолжал оставаться важным центром византийской гимнографии и агиографии, а также копирования рукописей.[67]
После «торжества Православия» (то есть восстановления икон) в 843 году Феодор стал одним из великих героев иконоборческой оппозиции. Не было формального процесса канонизация в Византии, но Феодора вскоре признали святым. На латинском Западе возникла традиция, согласно которой Теодор признавал папское первенство, на основании его писем Папе Пасха I, и он был официально канонизирован католической церковью. Его фестиваль 11 ноября в Восток и 12 ноября в Запад.[69]
Монашеское поприще
VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.
В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.
Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.
Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.
Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным. Например, его был составлен из множества разнообразных камней и украшен разноцветными красками.
Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.
Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.
использованная литература
Цитаты
- Браун 1933, п. 76; Чисхолм 1911, «Феодор — Феодосия», с. 769 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFChisholm1911 (Помогите).
- Чисхолм 1911, «Феодор — Феодосия», с. 769 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFChisholm1911 (Помогите).
- Он описывается как tamias tōn basilikn phorn
, «распорядитель имперских денег», должность, которая, кажется, была эквивалентна
базилик сакелларио
. Следовательно, он был чрезвычайно высокопоставленным чиновником, находившимся в близких отношениях с самим императором. (Pratsch 1998, стр. 18–21). - Феодор подчеркивает высокое положение ее родителей, Сергия и Евфимии, которые умерли во время чумы 747/48 года. (Pratsch 1998, стр. 26–27).
- Он был зигостаты
, должность, для которой его обучал собственный дядя. (Pratsch 1998, стр. 27–28). - Pratsch 1998, pp. 62–63 (включая сноску № 175).
- Pratsch 1998С. 28–29.
- Pratsch 1998С. 42–45.
- Pratsch 1998С. 67–69.
- Pratsch 1998С. 71–76.
- Pratsch 1998С. 80–81.
- Она была дочерью Анны, сестры Феоктиста. (Pratsch 1998, стр. 53, 83).
- Pratsch 1998С. 89–90.
- Pratsch 1998С. 98–101.
- Pratsch 1998С. 101–102.
- Pratsch 1998С. 107–110.
- Pratsch 1998С. 110–113.
- Pratsch 1998, п. 118.
- Pratsch 1998С. 120–122.
- Pratsch 1998, п. 125; для стихов, Спек 1984, Jamben
С. 114–174 (Эпиграммы 3–29). - Pratsch 1998, п. 126.
- Pratsch 1998С. 128–133.
- Pratsch 1998С. 122–123 (с примечаниями).
- Pratsch 1998С. 135–136.
- Pratsch 1998С. 139–140.
- Pratsch 1998, п. 142.
- Pratsch 1998С. 144–145.
- Pratsch 1998С. 147–149.
- Pratsch 1998С. 151–153.
- Pratsch 1998С. 153–157.
- Pratsch 1998С. 159–161.
- Pratsch 1998С. 162–163.
- Pratsch 1998, п. 167.
- Pratsch 1998С. 170–171.
- Pratsch 1998, п. 173.
- Pratsch 1998С. 175–176.
- Pratsch 1998, п. 183.
- Pratsch 1998С. 189–191.
- Pratsch 1998С. 192–196.
- Pratsch 1998С. 196–199.
- Pratsch 1998, п. 201.
- Pratsch 1998, pp. 203–204 (с примечанием 8).
- Pratsch 1998С. 204–223.
- Pratsch 1998С. 229–230.
- Pratsch 1998, стр. 231–234 и 247.
- Pratsch 1998, п. 234.
- Pratsch 1998С. 242–243.
- Pratsch 1998С. 245–246.
- Pratsch 1998С. 235–245.
- Pratsch 1998, стр. 245–246 и 252.
- Pratsch 1998С. 246–247.
- Pratsch 1998С. 247–251.
- Pratsch 1998С. 253–254.
- Pratsch 1998С. 255–258.
- Pratsch 1998, pp. 259–261 и 263.
- Pratsch 1998С. 263–267.
- Pratsch 1998С. 268–271.
- Pratsch 1998, п. 278.
- Pratsch 1998С. 281–288.
- Pratsch 1998С. 278–281.
- Pratsch 1998, п. 288.
- Томас, герой и констебль 2000, I.68.
- Pratsch 1998С. 288–291.
- Томас, герой и констебль 2000С. 68–69.
- Томас, герой и констебль 2000, I.72 и I.84.
- Томас, герой и констебль 2000, I.85-87.
- ^ аб
Pratsch 1998, п. 306. - Спек 1984, pp. 194 (с примечанием 18), 203.
- Pratsch 1998С. 311–313.
- Скоба 1888, п. 42.
Исследования
- Брейс, Чарльз Лоринг (1888). Геста Кристи, или История гуманного прогресса при христианстве
(4-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: A.C. Armstrong & Son.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Браун, Лоуренс Эдвард (1933). Затмение христианства в Азии: со времен Мухаммеда до четырнадцатого века
. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Чисхолм, Хью (1911). Британская энциклопедия: Словарь искусств, наук, литературы и общей информации, том 26
. Британская энциклопедия Co.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Хатли, Питер (1996). «Политика спасения: Феодор Студий о мученичестве (Мартирион
) и Выступление (
Парресия
)».
Dumbarton Oaks Papers
. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс.
50
: 263–287. JSTOR 1291747.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Пейдж, Кирби (1929). Иисус или христианство: исследование на контрастах
. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, Doran & Company, Incorporated.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Прач, Томас (1998). Theodoros Studites (759-826) — zwischen Dogma und Pragma: der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch
. Берн, Швейцария: Питер Ланг.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Спек, Пол (1984). «Ikonoklasmus und die Anfänge der makedonischen Renaissance». Вариа 1 (Пойкила Византина)
. Бонн, Германия: Д-р Рудольф Хабельт GMBH.
4
: 175–210. ISBN 3-7749-2150-4 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Thomas, J .; Герой, Анжела Константинидес; Констебль, Джайлз (2000). Документы византийского монастырского фонда: полный перевод типики и завещаний выживших основателей, том 1
. Вашингтон, округ Колумбия: Исследования Думбартон-Окс (том 35). ISBN 0-88402-232-3 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) (Текст онлайн)
Работает
Теодор был чрезвычайно плодовитым писателем; Среди его наиболее важных работ:
- Его письма, которые передают много личных подробностей, а также освещают ряд его исторических событий. Эд. с резюме на немецком языке Георгиоса Фатуроса, Теодори Studitae Epistulae
(=CFHB 31) (Берлин, 1992) [два тома]. ISBN 3-11-008808-8. - Его стихи, которые представляют собой важный этап возрождения классического стиха в Византии. Эд. с немецким переводом Пола Спека, Теодорос Студитес: Jamben auf verschiedene Gegenstände
(= Дополнение Византина 1) (Берлин, 1968). - Катехизии, два сборника обращений к монахам на различные темы, связанные с духовной жизнью. Первый сборник («magna») изд. А. Пападопулос-Керамеус, Теодори Studitae Magna Catachesis
(Санкт-Петербург, 1904); второе («парва») изд. Э. Овре,
С.П.Н. et Confessoris Theodori Studitis Praepositi Parva Catachesis
(Париж, 1891), французский перевод Анн-Мари Мор,
Petites catéchèses
(=
Les Pères dans la foi
52) (Париж, 1993 г.). - Похороны его матери. Эд. и тр. Св. Эфтимиадис и Дж. М. Фезерстон, «Установление священной линии преемственности: погребальный катехизис Феодора Стоудита для его матери (Bibliotheca hagiographica graeca 2422)», в M. Grünbart, ed., Theatron: rhetorische Kultur in Spätantike und Mittelalter
(= Millennium-Studien 13) (Берлин, 2007), стр. 13–51. ISBN 3-11-019476-7. - Похороны дяди Платона (Theodori Studitae Oratio funebris в Platonem ejus patrem spiritualem
, 99, с. 803–850). - Различные полемические дискурсы, связанные с вопросом поклонения изображениям, в частности Theodori praepositi Studitarum Antirrhetici adversus Iconomachos
,
PG
99, 327B-436A и
Theodori Studitae Refutatio et subversio impiorum poematum Ioannis, Ignatii, Sergii, et Stephani, Recentium christomachorum
Ср. выбор, переведенный Кэтрин Рот,
На святых иконах
(Крествуд, 1981). ISBN 0-913836-76-1 - Его Завещание
, продиктовал своему ученику Наукратиосу в конце своей жизни:
PG
99, 1813-24. Английский перевод Тимоти Миллера, в J. Thomas and A.C. Hero, eds.,
Документы византийского монастыря
(=
Исследования Думбартон-Окс
35) (Вашингтон, 2000 г.), I.67–83. ISBN 0-88402-232-3; Доступно онлайн. - Проповедь о Апостол Варфоломей, изд. с итальянским переводом Джорджо ди Мария в V. Giustolisi, ed., Tre laudationes bizantine in onore di San Bartolomeo apostolo
(Палермо, 2004).
Комментарий к Теодору
Как также упоминалось Кирби Пейдж в Иисус или христианство
, Чарльз Лоринг Брейс говорит нам в
Геста Кристи
что только в 9 веке Теодор впервые выступил против самого рабства:[70]
Однако никаких прямых слов против рабства от великого Учителя [Иисуса Христа] не поступало. Лишь в девятом веке после этого один из его скромных последователей, святой Феодор Студийский (Константинопольский), осмелился провозгласить заповедь: «Не имей раба ни для домашней работы, ни для работы на полях, ибо человек создан по образу Божьему «.