«Радуйтесь тогда, когда вы страдаете». Преподобный Феодор Студит, исповедник


Традиции и обряды на праздник Федор Студит

Главная традиция 24 ноября — употребление горячих щей.

— Прозвище Фёдора (Феодора) — Студит — в русском народе истолковали по-своему, называя святого еще и Морозом. «Фёдор Студит землю студит», — говорили люди. И, видя неизбежное наступление зимы, добавляли: «Со Студита стужа — что ни день, то хуже». Сырость же в этот день предвещала продолжительные оттепели до самого Введения.

— Фёдоров день мудрые люди советовали проводить дома — поближе к печке и горячим щам. По этому поводу говорили: «На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься». Щи необходимо было употреблять сразу же после снятия с огня. Считалось, что от этого напрямую зависит температурный показатель зимы: чем больше горячих щей, тем теплее будет зима.

— 24 ноября считался одним из выдающихся дней в определении зимней погоды – каков день, такова и зима будет. Если день Фёдора Студита был теплым, то зима будет тепла, если же холоден, то и вся зима будет холодна. По Фёдору судили и о будущем урожае ягод и грибов. Если на небе было много звезд — к лету можно было запасать корзины и туеса. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеными ягодами — малиной, земляникой, черникой.

«Радуйтесь тогда, когда вы страдаете». Преподобный Феодор Студит, исповедник

Сегодня празднуем память преподобного Феодора Студита, исповедника веры – человека, который не отступил перед сильными мира и именно потому победил силой Божией правды всю силу церковной и светской власти, которая слишком пеклась о земном.

Пара цитат святого: «Горе наш помысл, долу взор! Будем чисты и телом, и сердцем, будем тверды в надежде, свежи душой, как юноши, не будем бояться ничего на земле, кроме одного лишь Бога. И если мы так настроим себя, то будем вовеки ликовать с Ангелами и радоваться со всеми святыми».

«Никоим образом не будем стремиться к тому, чтобы получить здесь удобное и беспечальное житие. Напротив, радуйтесь тогда, когда вы страдаете, ликуйте, когда вы трудитесь, терпите лишения, стеснения и недостаток в различных нужных предметах, в деньгах, помещениях, пище, вине, обуви, одежде, занятиях и т. д., ибо в этом состоит наше мученичество и таким путем прославляется подвизающийся в послушании, как страдающий ежедневно».

Родился в 758 г. в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Св. Писание, святой Феодор успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере.

Приняв иночество, подвизался в устроенной его дядей Платоном, обители Сакудион (недалеко от горы Олимп в Вифинии), в которой позже стал настоятелем, подавая своей жизнью высокий пример добродетели. В 796 г. за ревность о хранении церковных правил и обличение беззакония императора Константина VI Багрянородного после жестоких мучений был сослан в заточение в г. Солунь.

В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращен из ссылки и получил в управление запустевший Студийский монастырь Скоро в обители собралось до тысячи иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского, а блаженный настоятель — наименование Студита (ок. 1065 г этот устав был принят преподобным Феодосием в Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям). Перу преподобного также принадлежит немало душеполезных книг, похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, многие каноны и трипеснцы.

При императорах Никифоре I (802-811 гг.) и Льве Армянине (813-820 гг.) св. Феодор много пострадал за иконопочитание и претерпел заточение сначала в Иллирии, в крепости Метопа, а затем в Анатолии, в Боните. После смерти Льва Армянина преподобный Феодор, освобожденный из заточения, поселился в г. Херсонесе (Вифиния).

Несмотря на тяжелый недуг, он ежедневно совершал Божественную литургию и поучал братию. Здесь он мирно скончался в 826 г. В тот же час преподобному Иллариону Далматскому (память 6/19 июня) была открыта Господом блаженная кончина угодника Божия. Он увидел, как воссиял свет небесный, послышалось ангельское пение и голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу».

В 845 г. мощи преподобного Феодора были перенесены в Студийский монастырь. Его брат, преподобный Иосиф, епископ Солунский тоже пострадал от иконоборцев, и скончался в 830 г. в Студийском монастыре, где почивают и мощи его.

Преподобный Феодор как при жизни, так и по кончине совершил много чудес. Призывающие имя его избавлялись от пожаров, от нападения диких зверей, получали исцеление недугов.
Тропарь преподобнаго Феодора Студита, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Фео́доре прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита, глас 2:

По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́/ страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги/ и А́нгелом совсе́льник, богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́доре./ С ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся// не преста́й о всех нас.

Приметы и поговорки на праздник Федор Студит

  • Фёдор Студит землю студит.
  • Со Студита стужа, что ни день, то хуже.
  • С Мартынова и Студитова дня зима встает на ноги.
  • Если 24 ноября светит солнце, то погода скоро испортится и похолодает.
  • Идет мокрый снег или стоит ясная погода, то до 4 декабря еще случатся оттепели.
  • Если на улице тепло, то зима будет теплой и наоборот.
  • Если начался дождь – быть теплу до праздника Введения (4 декабря).
  • Сильные ветры в этот день сулят холодную зиму.
  • Если ночное небо усыпано звездами, то год будет грибным и ягодным.
  • Если гуси гуляют по льду, значит, в Рождество 7 января наступит оттепель.
  • Если на земле остались неубранными колосья, то на следующий год урожай будет плохим.
  • Если на Фёдора пожениться или заслать сватов, то молодые будут несчастливы в браке.
  • Родившиеся 24 ноября обладают суровым нравом. Они редко бывают счастливы. Носить им следует цитрин.
  • Нужно обязательно выбросить посуду с трещинами в этот день, чтобы, согласно приметам, не испытывать бедности.
  • Фёдор Студит землю студит.
  • Со Студита стужа — что ни день, то хуже.
  • На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься.

Книги и труды, послания

Феодор Студит, всю жизнь посвятивший богослужению, оставил после себя довольно много трудов, основную часть которых можно разделить на такие темы, как:

  • опровержение иконоборчества;
  • огласительные поучения;
  • о Пасхе;
  • разъяснение Божественной литургии;
  • воскресные чтения.

Совершенно все творения преподобного Феодора можно приобрести через сайты православных книг, а также читать онлайн.

Наследие

Возрождение Феодором монастыря Студиос оказало большое влияние на более позднюю историю Византийское монашество. Его ученик, Наукратий, восстановил контроль над монастырем после окончания иконоборчества в 842 году, и на протяжении оставшейся части девятого века студитские аббаты продолжали традицию Феодора противостоять патриархальной и императорской власти.[64] Элементы Теодора Завещание

были дословно включены в типика некоторых ранних Афон монастыри.[65] Наиболее важными элементами его реформы были акценты на общежитие (общинная) жизнь, ручной труд и четко определенная административная иерархия.[66]

Феодор также превратил монастырь Студиос в крупный научный центр, в частности, благодаря его библиотеке и скрипторию, которые, безусловно, превзошли все другие современные византийские церковные учреждения в этом отношении.[67] Сам Феодор сыграл ключевую роль в возрождении классических литературных форм, в частности ямбического стиха, в Византии, и его критика иконоборческих эпиграмм установила связь между литературным мастерством и ортодоксальной верой.[68] После его смерти монастырь Студиос продолжал оставаться важным центром византийской гимнографии и агиографии, а также копирования рукописей.[67]

После «торжества Православия» (то есть восстановления икон) в 843 году Феодор стал одним из великих героев иконоборческой оппозиции. Не было формального процесса канонизация в Византии, но Феодора вскоре признали святым. На латинском Западе возникла традиция, согласно которой Теодор признавал папское первенство, на основании его писем Папе Пасха I, и он был официально канонизирован католической церковью. Его фестиваль 11 ноября в Восток и 12 ноября в Запад.[69]

Монашеское поприще

VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.

В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.

Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.

Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.

Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным. Например, его был составлен из множества разнообразных камней и украшен разноцветными красками.

Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.

Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.

использованная литература

Цитаты

  1. Браун 1933, п. 76; Чисхолм 1911, «Феодор — Феодосия», с. 769 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFChisholm1911 (Помогите).
  2. Чисхолм 1911, «Феодор — Феодосия», с. 769 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFChisholm1911 (Помогите).
  3. Он описывается как tamias tōn basilikn phorn
    , «распорядитель имперских денег», должность, которая, кажется, была эквивалентна
    базилик сакелларио
    . Следовательно, он был чрезвычайно высокопоставленным чиновником, находившимся в близких отношениях с самим императором. (Pratsch 1998, стр. 18–21).
  4. Феодор подчеркивает высокое положение ее родителей, Сергия и Евфимии, которые умерли во время чумы 747/48 года. (Pratsch 1998, стр. 26–27).
  5. Он был зигостаты
    , должность, для которой его обучал собственный дядя. (Pratsch 1998, стр. 27–28).
  6. Pratsch 1998, pp. 62–63 (включая сноску № 175).
  7. Pratsch 1998С. 28–29.
  8. Pratsch 1998С. 42–45.
  9. Pratsch 1998С. 67–69.
  10. Pratsch 1998С. 71–76.
  11. Pratsch 1998С. 80–81.
  12. Она была дочерью Анны, сестры Феоктиста. (Pratsch 1998, стр. 53, 83).
  13. Pratsch 1998С. 89–90.
  14. Pratsch 1998С. 98–101.
  15. Pratsch 1998С. 101–102.
  16. Pratsch 1998С. 107–110.
  17. Pratsch 1998С. 110–113.
  18. Pratsch 1998, п. 118.
  19. Pratsch 1998С. 120–122.
  20. Pratsch 1998, п. 125; для стихов, Спек 1984, Jamben
    С. 114–174 (Эпиграммы 3–29).
  21. Pratsch 1998, п. 126.
  22. Pratsch 1998С. 128–133.
  23. Pratsch 1998С. 122–123 (с примечаниями).
  24. Pratsch 1998С. 135–136.
  25. Pratsch 1998С. 139–140.
  26. Pratsch 1998, п. 142.
  27. Pratsch 1998С. 144–145.
  28. Pratsch 1998С. 147–149.
  29. Pratsch 1998С. 151–153.
  30. Pratsch 1998С. 153–157.
  31. Pratsch 1998С. 159–161.
  32. Pratsch 1998С. 162–163.
  33. Pratsch 1998, п. 167.
  34. Pratsch 1998С. 170–171.
  35. Pratsch 1998, п. 173.
  36. Pratsch 1998С. 175–176.
  37. Pratsch 1998, п. 183.
  38. Pratsch 1998С. 189–191.
  39. Pratsch 1998С. 192–196.
  40. Pratsch 1998С. 196–199.
  41. Pratsch 1998, п. 201.
  42. Pratsch 1998, pp. 203–204 (с примечанием 8).
  43. Pratsch 1998С. 204–223.
  44. Pratsch 1998С. 229–230.
  45. Pratsch 1998, стр. 231–234 и 247.
  46. Pratsch 1998, п. 234.
  47. Pratsch 1998С. 242–243.
  48. Pratsch 1998С. 245–246.
  49. Pratsch 1998С. 235–245.
  50. Pratsch 1998, стр. 245–246 и 252.
  51. Pratsch 1998С. 246–247.
  52. Pratsch 1998С. 247–251.
  53. Pratsch 1998С. 253–254.
  54. Pratsch 1998С. 255–258.
  55. Pratsch 1998, pp. 259–261 и 263.
  56. Pratsch 1998С. 263–267.
  57. Pratsch 1998С. 268–271.
  58. Pratsch 1998, п. 278.
  59. Pratsch 1998С. 281–288.
  60. Pratsch 1998С. 278–281.
  61. Pratsch 1998, п. 288.
  62. Томас, герой и констебль 2000, I.68.
  63. Pratsch 1998С. 288–291.
  64. Томас, герой и констебль 2000С. 68–69.
  65. Томас, герой и констебль 2000, I.72 и I.84.
  66. Томас, герой и констебль 2000, I.85-87.
  67. ^ аб
    Pratsch 1998, п. 306.
  68. Спек 1984, pp. 194 (с примечанием 18), 203.
  69. Pratsch 1998С. 311–313.
  70. Скоба 1888, п. 42.

Исследования

  • Брейс, Чарльз Лоринг (1888). Геста Кристи, или История гуманного прогресса при христианстве
    (4-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: A.C. Armstrong & Son.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Браун, Лоуренс Эдвард (1933). Затмение христианства в Азии: со времен Мухаммеда до четырнадцатого века
    . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Чисхолм, Хью (1911). Британская энциклопедия: Словарь искусств, наук, литературы и общей информации, том 26
    . Британская энциклопедия Co.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Хатли, Питер (1996). «Политика спасения: Феодор Студий о мученичестве (Мартирион
    ) и Выступление (
    Парресия
    )».
    Dumbarton Oaks Papers
    . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс.
    50
    : 263–287. JSTOR 1291747.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Пейдж, Кирби (1929). Иисус или христианство: исследование на контрастах
    . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, Doran & Company, Incorporated.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Прач, Томас (1998). Theodoros Studites (759-826) — zwischen Dogma und Pragma: der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch
    . Берн, Швейцария: Питер Ланг.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Спек, Пол (1984). «Ikonoklasmus und die Anfänge der makedonischen Renaissance». Вариа 1 (Пойкила Византина)
    . Бонн, Германия: Д-р Рудольф Хабельт GMBH.
    4
    : 175–210. ISBN 3-7749-2150-4 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
  • Thomas, J .; Герой, Анжела Константинидес; Констебль, Джайлз (2000). Документы византийского монастырского фонда: полный перевод типики и завещаний выживших основателей, том 1
    . Вашингтон, округ Колумбия: Исследования Думбартон-Окс (том 35). ISBN 0-88402-232-3 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) (Текст онлайн)

Работает

Теодор был чрезвычайно плодовитым писателем; Среди его наиболее важных работ:

  • Его письма, которые передают много личных подробностей, а также освещают ряд его исторических событий. Эд. с резюме на немецком языке Георгиоса Фатуроса, Теодори Studitae Epistulae
    (=CFHB 31) (Берлин, 1992) [два тома]. ISBN 3-11-008808-8.
  • Его стихи, которые представляют собой важный этап возрождения классического стиха в Византии. Эд. с немецким переводом Пола Спека, Теодорос Студитес: Jamben auf verschiedene Gegenstände
    (= Дополнение Византина 1) (Берлин, 1968).
  • Катехизии, два сборника обращений к монахам на различные темы, связанные с духовной жизнью. Первый сборник («magna») изд. А. Пападопулос-Керамеус, Теодори Studitae Magna Catachesis
    (Санкт-Петербург, 1904); второе («парва») изд. Э. Овре,
    С.П.Н. et Confessoris Theodori Studitis Praepositi Parva Catachesis
    (Париж, 1891), французский перевод Анн-Мари Мор,
    Petites catéchèses
    (=
    Les Pères dans la foi
    52) (Париж, 1993 г.).
  • Похороны его матери. Эд. и тр. Св. Эфтимиадис и Дж. М. Фезерстон, «Установление священной линии преемственности: погребальный катехизис Феодора Стоудита для его матери (Bibliotheca hagiographica graeca 2422)», в M. Grünbart, ed., Theatron: rhetorische Kultur in Spätantike und Mittelalter
    (= Millennium-Studien 13) (Берлин, 2007), стр. 13–51. ISBN 3-11-019476-7.
  • Похороны дяди Платона (Theodori Studitae Oratio funebris в Platonem ejus patrem spiritualem
    , 99, с. 803–850).
  • Различные полемические дискурсы, связанные с вопросом поклонения изображениям, в частности Theodori praepositi Studitarum Antirrhetici adversus Iconomachos
    ,
    PG
    99, 327B-436A и
    Theodori Studitae Refutatio et subversio impiorum poematum Ioannis, Ignatii, Sergii, et Stephani, Recentium christomachorum
    Ср. выбор, переведенный Кэтрин Рот,
    На святых иконах
    (Крествуд, 1981). ISBN 0-913836-76-1
  • Его Завещание
    , продиктовал своему ученику Наукратиосу в конце своей жизни:
    PG
    99, 1813-24. Английский перевод Тимоти Миллера, в J. Thomas and A.C. Hero, eds.,
    Документы византийского монастыря
    (=
    Исследования Думбартон-Окс
    35) (Вашингтон, 2000 г.), I.67–83. ISBN 0-88402-232-3; Доступно онлайн.
  • Проповедь о Апостол Варфоломей, изд. с итальянским переводом Джорджо ди Мария в V. Giustolisi, ed., Tre laudationes bizantine in onore di San Bartolomeo apostolo
    (Палермо, 2004).

Комментарий к Теодору

Как также упоминалось Кирби Пейдж в Иисус или христианство

, Чарльз Лоринг Брейс говорит нам в
Геста Кристи
что только в 9 веке Теодор впервые выступил против самого рабства:[70]

Однако никаких прямых слов против рабства от великого Учителя [Иисуса Христа] не поступало. Лишь в девятом веке после этого один из его скромных последователей, святой Феодор Студийский (Константинопольский), осмелился провозгласить заповедь: «Не имей раба ни для домашней работы, ни для работы на полях, ибо человек создан по образу Божьему «.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: