Что мы знаем о жизни Девы Марии? 12 фрагментов и фактов, которые донесло до нас Предание


Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ

Богородица (Богоматерь), Пресвятая Дева Мария (Мариам), Приснодева, Матерь Господа Бога Нашего
Иисуса Христа, зачавшая Его бессеменно от Святого Духа, до Рождества и по Рождестве Дева. Православная Церковь считает, что первое слово о Пресвятой Богородице произнесено еще в раю. Оно сказано самим Богом в обетовании об искусителе павших прародителей наших. Это обетование, называемое у изъяснителей Священного Писания «Первоевангелием», находится в словах Божиих, обращенных к змию-обольстителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Так как в образе змия скрывался «великий дракон, древний змий, называемый диаволом» (Откр. 12, 9), то под женою надо разуметь здесь не собственно Еву и не какую-либо другую обыкновенную жену – тем более, что потомство Евы до самого пришествия в мир Господа Иисуса Христа не имело большого успеха в борьбе с змием духовным. «Бог говорит змию, — замечает св. Епифаний, — вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем ее; но такого семени жены нигде нельзя найти; посему лишь гадательно относится к Еве вражда, которую поведет с потомством ее змий и бывший в змии завистник – диавол». Кто же эта жена, исправляющая грех Евы? Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Ева сделалась первою преступницею, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие». Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария, благословенная и ублажаемая, через которую Слово стало плотию наитием Духа Святого и силою Всевышнего. Семя жены, восторжествовавшее над темными силами, упразднившее смертоносного диавола, разрушившее его дела и своим страданием, смертью и воскресением сокрушившее самую главу змия-обольстителя, есть Спаситель мира – Господь Иисус Христос. Впоследствии это обетование Божие, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и уяснялось пророками. Конечно, главным средоточием пророческих предвестий был Господь Иисус Христос, но так как Пречистая Матерь Его также послужила делу спасения людей, то в Священном Писании есть пророчества и о Ней, излагаемые вместе с предсказаниями о Спасителе. Лучшими и самыми надежными изъяснителями этих пророчеств являются святые Отцы и Учители Церкви.

В Новом Завете имя Богородицы упоминается несколько раз в Мф. 1, 16, 18-25, Мф. 13, 55, Мк. 3, 31-32, Лк. 1, 26-56, Лк. 2, 1-40, 48, Ин. 19, 25-27, Деян. 1, 12-14, но мы имеем из этого источника лишь весьма немногие сведения о Ее жизни, так как евангелисты имели первою и главною задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа.

Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и, во всяком случае, отражают веру христианского общества с древних времен.

Церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была среднего или несколько выше среднего роста; волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Что касается Ее одежды, то Она довольствовалась естественным цветом ткани. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать.

Как замечает св. Григорий Неокесарийский, в Пречистой Деве нас изумляет не только Ее непорочная и чистая телесная красота, но и совершенство Ее души. И может ли быть иначе, если в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати? Одежда Ее скромная, чуждая роскоши, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, но приятный, речь кроткая. Ее разум подчинен лишь Богу и устремлен к Нему. Она испытывает ненависть только к греху. Помышления Ее душеполезны, свободны от всего лишнего и пагубного для души. Ее очи всегда обращены ко Господу, Ее уши настроены слушать слово Божие, Ее уста прославляют Господа и рассуждают о слове Божием, сердце Ее чисто и непорочно. Вся Она – чертог Духа, град Бога живого.

Св. Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство, так описывает свои чувства при этом свидании: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни мое тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы. Мое сердце изнемогло, мой дух изнемог от Ее славы и божественной благодати! Человеческий разум не может представить себе никакой славы и чести превыше того блаженства, которое я, недостойный, тогда вкусил».

«Кто может представить себе, — говорил император Лев Философ в своем слове на Успение Пресвятой Богородицы, — какой славы сподобилась Она ныне от Сына своего? Разных святых Бог по-разному увенчивает славою, по слову апостола; «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца… и славу луны, и славу звезд… Она имеет венец лучший, нежели все святые девы, потому что своею чистотою Она превзошла ангелов… Она имеет венец мучеников: стоя у креста… Она пострадала больше всех мучеников… Она имеет венец пророков, потому что воистину предрекла, что ублажать Ее будут все роды (ср. Лк. 1, 48). Она имеет венец евангелистов, потому что Она есть как бы книга ипостасного Слова. Она имеет венец апостолов: если апостол хвалится: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1Кор.9:1), то кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников, ибо твердо исповедовала «Величит душа Моя Господа… сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1, 46, 49). Она имеет венец смиренных, потому что сказала о себе: «Призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1, 48). Она имеет венец преподобных: Успение Ее перед Господом удостоилось большей славы, чем смерть всех преподобных. Она имеет венец постников, потому что подчинила тело духу своему. Она имеет венец милостивых: Святая Церковь молит Ее как источник милостей: «Милосердия двери отверзи нам!» Она имеет венец бессребреников, ибо родила Того, кто дал силу исцеления и сказал: «Давайте и дастся вам» (Лк. 6, 38), и сама подает благодать просящим. Она, наконец, имеет больший венец, чем все святые, потому что все святые стоят перед престолом Божиим со страхом, а Она – с материнским дерзновением, ибо многого может добиться молитва Матери, обращенная к милосердию Владыки».

Богородица с Младенцем Иисусом. Фреска ок. 225 г. Потолок катакомб св. Прискиллы в Риме.

Догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось постепенно, как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери в то же время, как шли споры о лице Иисуса Христа. Решительное влияние на определение учения о почитании Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название «Богородица», встречающееся еще у св. Афанасия Великого, было признано всеми и сделалось общеупотребительным.
Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие основные положения: Пресвятая Дева Мария есть

  • в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица
  • Приснодева, то есть до рождества, при рождестве и по рождестве Господа – Дева
  • Высшая из всех небесных сил и святых
  • Первая заступница и помощница наша перед Богом.

Почи­та­ние Бого­ро­дицы на Руси и в хри­сти­ан­ских кон­фес­сиях

На рус­ской почве почи­та­ние Бого­ро­дицы при­об­рело осо­бен­ное зна­че­ние, что выра­зи­лось, в част­но­сти, в утвер­жде­нии празд­ника Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы (14 октября), неиз­вест­ного осталь­ному хри­сти­ан­скому миру, и во все­на­род­ном про­слав­ле­нии Бого­ро­дич­ных икон.

Для срав­не­ния сле­дует заме­тить, что в про­те­стан­тизме прак­ти­че­ски отсут­ствует бого­слов­ско-мисти­че­ское пони­ма­ние зна­че­ния лич­но­сти Бого­ро­дицы и молит­вен­ное Ее про­слав­ле­ние. Формы же като­ли­че­ского бла­го­че­стия в отно­ше­нии Девы Марии с Пра­во­слав­ной точки зрения кажутся чрез­мерно чув­ствен­ными и нату­ра­ли­стич­ными.

Напри­мер, като­ли­че­ское име­но­ва­ние Бого­ро­дицы Славой Божией, святой Розой в смысле неко­его рай­ского цветка, сим­вола чистоты и непо­роч­но­сти орга­ни­че­ски чуждо Пра­во­сла­вию. Кроме того, в като­ли­че­ской тра­ди­ции досто­ин­ство Бого­ро­дицы пре­умень­шено дог­ма­том о Ее непо­роч­ном зача­тии. Согласно этому дог­мату, при­ня­тому в 1854 г., Бого­ро­дица была зачата сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, т.е. про­мыс­ли­тельно изъята из состава чело­ве­че­ства и еще до своего рож­де­ния осво­бож­дена от власти пер­во­род­ного греха. Пра­во­слав­ная Цер­ковь рас­смат­ри­вает этот догмат как ума­ле­ние нрав­ствен­ного совер­шен­ства и лич­ного подвига Божией Матери.

Особенности богослужения

На всенощном бдении во время полиелея священнослужители выносят Плащаницу. Это олицетворяет гроб с телом Пречистой. Ее кладут на середину храма. Перед ней происходит помазание святым маслом. Потом все прихожане прикладываются к Плащанице. Перед тем как приложиться, надо положить два земных поклона, а после – один.

По обычаю после всенощной служится Погребение Божией Матери. Это символизирует похороны Ее тела. При этом священнослужители выносят Плащаницу и несут ее вокруг храма, совершая крестный ход. При этом поют Трисвятое заупокойное. На всенощной не поется Честнейшую, а вместо этого поются специальные запевы на девятой песни канона. Тропарь, кондак, светилен, стихиры и величание этого праздника особенно умиленные.

Протеиерей Андрей Ткачев об Успении Пресвятой Богородицы

Почему так много чудо­твор­ных икон Бого­ро­дице

Велики помощь и заступ­ни­че­ство Пре­свя­той Девы в жизни Церкви. Чудо­твор­ные иконы отра­жают эту реаль­ность, фик­си­руя эти факты. Иконы отра­жают реаль­ность заботы Бого­ро­дицы о хри­сти­а­нах, кото­рые молит­венно обра­ща­ются к Ней.

Празд­нуя память той или иной иконы мы вос­по­ми­наем соот­вет­ству­ю­щее её напи­са­нию собы­тие и про­слав­ляем Пре­чи­стую Матерь нашего Спа­си­теля. Как известно, про­слав­ле­ние святых явля­ется формой про­слав­ле­ния Бога, ведь Он явля­ется источ­ни­ком свя­то­сти, “Будьте святы, ибо Я свят” (Лев.11:44-45).

Список чудо­твор­ных икон Бого­ро­дицы.

Земная кончина Пресвятой Богородицы

Перед самой кончиной Пречистая попросила Бога, чтобы все апостолы присутствовали во время Ее смерти. В то время они находились в разных концах света, проповедуя христианскую веру. Ее молитва была исполнена: по Божьему велению чудесным образом все апостолы были перенесены Ангелами к Ее одру.

Пресвятая Богородица молилась, и вдруг раздался шум. У всех на виду явился Христос и забрал Свою Матерь с Собой. На всех иконах Ее душа в руках Христа изображается в виде младенца. Это было радостное событие для Пречистой, конец Ее земных мучений. Наконец-то Она снова может всегда видеть Своего Сына и быть рядом с Ним. Поэтому это событие считается праздником в Церкви, а не днем скорби. Мы все радуемся вместе с Пречистой, называя этот праздник не смертью, а «успением», что в переводе означает «сон». Она просто уснула плотью, без мук, тихо отдала Свою Пречистую душу Своему Сыну.

Недоразумение перед захоронением

Апостолы взяли одр с телом Пресвятой Богородицы и торжественно с пением псалмов понесли его к месту захоронения. Впереди несли ветвь из райского сада, которую Ей принес Архангел. Но тут случилось недоразумение. Некий нечестивый человек захотел испортить этот праздник. Он подошел ко гробу Богородицы и прикоснулся к нему, желая опрокинуть. Но тут ангел явился и отрубил руки грешнику. Несчастный стал взывать к Богородице, моля о пощаде. Пречистая, конечно, простила его и исцелила.

Прибытие апостола Фомы и свершившееся чудо

Тело Пресвятой Девы положили в Гефсиманской пещере, закрыв камнем по иудейскому обычаю. Тут по промыслу Божию прибыл апостол Фома. Он не присутствовал при кончине Пресвятой Богородицы с прочими апостолами. Он очень расстроился, что не успел проститься с Ней. Фома упросил открыть пещеру специально для него.

И тут совершилось чудо: когда отвалили камень от пещеры, она оказалась пустой. В ней не было тела Пречистой Богородицы. Христос не захотел предать тлению тело Своей Матери и забрал Ее на небо вместе с телом.

О молит­вен­ном обра­ще­нии к Бого­ро­дице “спаси нас!”

Молит­вен­ное обра­ще­ние к Пре­свя­той Бого­ро­дице «спаси нас» может озна­чать про­ше­ние об избав­ле­нии или ограж­де­нии от опас­но­сти. Под опас­но­стью же могут под­ра­зу­ме­ваться раз­лич­ные угрозы. Во-первых, опас­но­сти могут носить рели­ги­оз­ный харак­тер: опас­ность не испол­нить какую-то норму Божьего закона, опас­ность в борьбе с силами зла, нако­нец, опас­ность укло­не­ния от жизни во Христе.

Во-вторых, под опас­но­стями могут под­ра­зу­ме­ваться угрозы, не свя­зан­ные напря­мую с хри­сти­ан­скою дея­тель­но­стью. Откли­ка­ясь на наши молитвы, Бого­ро­дица, как Пре­не­по­роч­ная Матерь Христа, может помочь нам хода­тай­ством, а может про­явить Свою силу и власть как Небес­ная Царица, напри­мер, послать в помощь моля­ще­муся анге­лов.

В‑третьих, в силу Её сугу­бого обо­же­ния и оче­вид­ной опре­де­лён­но­сти как Пред­ста­тель­ницы за чело­ве­че­ский род перед Своим сыном Иису­сом Хри­стом, мы можем обра­щаться к Бого­ро­дице о спа­се­нии своей души, но имея пра­виль­ное пред­став­ле­ние о том, что Она достигла этого не по есте­ству, а по бла­го­дати, при­част­но­сти к Богу.

В‑четвртых, это не един­ствен­ная форма молит­вен­ного обра­ще­ния к Бого­ро­дице о заступ­ни­че­стве, напри­мер, упо­треб­ля­ется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истин­наго. Того моли спа­стися душам нашим”.

Мария в Новом Завете

Мария, мать Иисуса Христа и ее роль в Новом Завете

  • благовещение ангела о рождении Иисуса => Лк 1:26-38
  • посетила двоюродную сестру Елисавету => Лк 1:39,40
  • величала Господа песней => Лк 1:46-55
  • ангел Господень явился Иосифу => Мф 1:18-25
  • родила Иисуса в Вифлееме => Лк 2:1-7
  • представила Иисуса в храм => Лк 2:21-24
  • бежала с Иосифом и ребенком в Египет => Мф 2:13-15
  • вернулись и поселились в Назарете => Мф 2:19-23
  • с двенадцатилетним Иисусом в храме => Лк 2:41-52
  • имела других детей => Мк 6:3
  • была на свадьбе в Кане => Ин 2:1-5
  • спрашивала о здоровье Иисуса => Мк 3:21
  • видела распятие Иисуса => Мф 27:55,56
  • у креста забота о ней была доверена Иоанну => Ин 19:25-27
  • среди учеников после Вознесения => Деян 1:14

Что такое “непо­роч­ное зача­тие Бого­ро­дицы”?

Учение като­ли­цизма о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом изъята от уз пер­во­род­ного греха “с самого пер­вого момента Своего Зача­тия”, рас­про­стра­ни­лось (в Запад­ной Церкви) во вре­мена позд­него сред­не­ве­ко­вья, но было дог­ма­ти­зи­ро­вано лишь в сере­дине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, высоко оце­ни­вая досто­ин­ства Божьей Матери, тем не менее нико­гда не учила, что Она была изна­чально сво­бодна от пер­во­род­ного греха. В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии про­во­дится чёткое утвер­жде­ние, что Дева Мария была пре­до­чи­щена Святым Духом во время Бла­го­ве­ще­ния, перед самым зача­тием Гос­пода Иисуса Христа (но не в момент Своего зача­тия от Иоакима и Анны). При­ме­ни­тельно к Спа­си­телю не при­нято исполь­зо­вать выра­же­ние “непо­роч­ное зача­тие”, но при­нято: «бес­се­мен­ное зача­тие от Свя­того Духа».

Сле­дует заме­тить, что отно­си­тельно вопроса о вре­мени очи­ще­ния Бого­ро­дицы соб­ственно от пер­во­род­ного греха в пра­во­славно-бого­слов­ской лите­ра­туре встре­ча­ются разные мнения. Согласно одним, пре­до­чи­ще­ние Её Духом Святым (перед зача­тием Мессии) было свя­зано и с Её очи­ще­нием от пер­во­род­ного повре­жде­ния; согласно другим, Бого­ро­дица была очи­щена от пер­во­род­ного греха в момент Соше­ствия Свя­того Духа на апо­сто­лов в День Пяти­де­сят­ницы; нако­нец, третьи счи­тают, что Её омытие от скверны пер­во­род­ного греха про­изо­шло через при­ня­тие Ею Кре­ще­ния (совер­шён­ного Еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом). Эти раз­но­гла­сия сле­дует отно­сить к част­ным бого­слов­ским мне­ниям.

Дева МарияПресвятая Богородица

Земная мать Иисуса Христа. Одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. Архангел Гавриил явился ей и возвестил, что, согласно божественному выбору, она станет матерью Иисуса — Сына Божьего. Согласно каноническому Евангелию, присутствовала и при распятии Христа. В конце земной жизни, тело ее отправилось на небеса.

Мария родилась в I веке до н.э. в городе Назарет, Израиль. Отец, Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны.

Почти пятьдесят лет прожили в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Супруги растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.

Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: двенадцатилетнюю Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако не посмел перечить воле священников и взял девочку в дом, назвав своей женой.

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.

Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения — в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.

Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сына Девы Марии нарекли Иисусом. Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Девушке же иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем находилась в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.

Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино. Богородице пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами Понтия Пилата, Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что ему суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

По преданию Богородица присутствовала при Вознесении Господнем. После этого оставалась в Иерусалиме вместе с другими учениками Христа, ожидая обещанного им схождения Святого Духа. Мария участвовала в распределении по жребию земель между апостолами, в которые должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Грузия, но, по повелению Иисуса Христа, туда отправился апостол Андрей.

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Богородица все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено.

В назначенный день в 48 году Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Богородицы покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила, что тело ее вознесено на небо вслед за душой, чтобы смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи.

Память о деве Марии

Память о деве Марии

В Православной Церкви Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы — 22 сентября Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии — 22 декабря Собор Пресвятой Богородицы — 8 января Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — 15 июля Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии — 13 сентября Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 году, 5-я суббота Великого Поста Обновление храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе, день освящения собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес, пятница Светлой седмицы

В Католической Церкви 1 января — Торжество Пресвятой Богородицы 2 февраля — Сретение (Очищение Марии) 11 февраля — праздник Девы Марии Лурдской 25 марта — Благовещение 13 мая — праздник Девы Марии Фатимской 31 мая — Посещение Марией Елизаветы 15 августа — Успение (Вознесение Богоматери) 8 сентября — Рождество Богородицы 15 сентября — день Девы Марии Скорбящей 7 октября — праздник Девы Марии Розария 21 ноября — Введение во храм 8 декабря — Непорочное зачатие Девы Марии 12 декабря — праздник Девы Марии Гваделупской

Храмы Пресвятой Богородицы

Храмы Пресвятой Богородицы

Католическая церковь Пресвятой Богородицы (Владивосток) Храм Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии (Кемерово) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе Церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской (Гатчина) Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Минеральные Воды) Собор Успения Пресвятой Девы Марии (Санкт-Петербург) Успенская церковь (Аликово) Храм Божией Матери Неустанной Помощи (Петрозаводск) Храм Лоретанской Божией Матери (Оренбург) Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург) Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Малая Грибановка) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове Храм Успения Богородицы (Астрахань) Храм Успения Пресвятой Богородицы (Богородицк) Храм Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке Церковь Рождества Богородицы (Раскильдино) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Апатиты) Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ПокровкеЦерковь Девы Марии (Гданьск) Церковь Девы Марии Лоретанской Церковь Девы Марии (Нюрнберг) Церковь Девы Марии (Сайдабад) Церковь Девы Марии (Цвиккау) Церковь Пресвятой Девы Марии (Ченнаи) Церковь Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Пекин) Церковь Пресвятой Девы Марии Небесной (Шанхай) Церковь Успения Пресвятой Девы Марии (Краков) Церковь Пресвятой Девы Марии Царицы Ангелов (Сингапур) Церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской (Гатчина) Церковь Вознесения Девы Марии (Мост) Собор Рождества Пресвятой Девы Марии (Кошице Церковь Пресвятой Девы Марии Лурдской (Шанхай) Церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Баку) Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (Дюссельдорф) Церковь Рождества Пресвятой Девы Марии (Сингапур) Собор Девы Марии (Аугсбург) Собор Девы Марии (Минск) Кафедральный собор Сегеда Собор Девы Марии (Сидней) Собор Девы Марии (Констанц) Собор Святой Марии (Сибиу) Собор Святой Девы Марии (Лимерик) Санта-Мария-де-Витория (Испания) Толедский собор Церковь Святой Марии (Берлин) Церковь Святой Марии (Брюссель) Церковь Святой Марии в Вюрцбурге Церковь Святой Марии (Дортмунд) Церковь Святой Марии (Каир) Церковь Святой Марии (Кайзерслаутерн) Церковь Святой Марии (Любек) Церковь Святой Марии (Мюльхаузен) Церковь Святой Марии (Осло) Церковь Святой Марии (Уиднес) Церковь Святой Марии (Ченнаи) Церковь Святой Марии (Штральзунд) Церковь Святой Марии (Целле) Финская церковь Святой Марии (Санкт-Петербург) Мариацкий костёл (Краков) Базилика Пресвятой Богородицы, королевы Польши (Лихень)

Пресвятая Богородица в культуре

Пресвятая Богородица в культуре

Живопись

Мадонны Джованни Беллини‎ Мадонны Рафаэля‎ Чёрная мадонна‎ Алтарь Барбадори Алтарь Мероде Алтарь Новициато Алтарь Святой Марии Благовещение (картина Леонардо да Винчи) Благовещение (картина Филиппино Липпи) Благовещение (картина Ян ван Эйка) Благовещение (Сан-Марко, Фра Анджелико) Благовещение со святым Эмидием Богоматерь с младенцем (Врубель) Вознесение Марии (картина Гверчино) Дармштадтская мадонна Дева Мария в доме святого Иоанна Диспута Дрезденский триптих Епифания (рисунок Микеланджело) Золотурнская мадонна Коронование Богоматери (картина Джамбоно) Коронование Богоматери (картина Монако) Крест с изображением распятия Мадонна Магнификат Мадонна (картина Мунка) Мадонна Ансидеи Мадонна Арачели Мадонна Бенуа Мадонна в беседке из роз Мадонна в кресле Мадонна в розарии (картина Луини) Мадонна в скалах Мадонна в церкви Мадонна во славе (картина Фьорентино) Мадонна во славе с серафимами Мадонна горы Кармель с душами в чистилище Мадонна делла Лоджиа (картина) Мадонна ди Лорето Мадонна ди Сант-Алессио Мадонна Дони Мадонна и младенец с ангелом Мадонна из Казале Мадонна из сцены «Благовещение» Мадонна каноника ван дер Пале Мадонна канцлера Ролена Мадонна Кастельфранко Мадонна Литта Мадонна на лугу Мадонна Оньиссанти Мадонна Порт-Льигата (первая версия) Мадонна с апельсиновым деревом Мадонна с веретеном Мадонна с гвоздикой Мадонна с длинной шеей Мадонна с Младенцем (картина Ло Спанья) Мадонна с младенцем (картина Лоренцетти, Брера) Мадонна с Младенцем (картина Лоренцо Джерини) Мадонна с Младенцем (картина Мастера женских полуфигур) Мадонна с Младенцем (картина Провоста) Мадонна с Младенцем (картина Фунгаи) Мадонна с Младенцем и двумя ангелами Мадонна с младенцем и святыми (картина Монтаньи) Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Бартоломео) Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Беато Анджелико) Мадонна с Младенцем под яблоней Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святым Иаковом Мадонна с Младенцем, святым епископом, Иоанном Крестителем и ангелами Мадонна с Младенцем, святым Иаковом Младшим, Иоанном Крестителем и ангелами Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем Мадонна с Младенцем, святыми Лаврентием, Иеронимом и двумя музицирующими ангелами Мадонна с тремя казначеями Мадонна с чётками (картина Мурильо) Мадонна со щеглом Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель Основание церкви Санта-Мария-Маджоре Мария во славе Маэста (картина Дуччо) Непорочное Зачатие (Мурильо) Обручение Девы Марии (картина Рафаэля) Отрочество Богоматери Погребение графа Оргаса Поклонение волхвов (Боттичелли) Поклонение младенцу Христу (картина Альбертинелли) Поклонение младенцу Христу (картина Филиппино Липпи) Поклонение младенцу Христу со святыми Варварой и Мартином Полиптих Валле Ромита Положение во гроб (картина Франческо Франчи) Пьета (картина Ван Гога) Распятие с Марией и Иоанном Рождество Богородицы (Мурильо) Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом Святое семейство со святой Елизаветой (картина Приматиччо) Семь радостей Марии Коронация Богоматери (картина Скакко) Смерть Марии Сталинградская Мадонна Страшный суд (полиптих ван дер Вейдена) Троица. Мадонна с младенцем у камина Уилтонский диптих Успение Богородицы (картина Тициана) Успение Пресвятой Девы Марии (картина Рубенса) Юность Девы Марии

Скульптура Алонсо Кано — Непорочное зачатие Филиппо Брунеллески — Мадонна и Дитя Донателло — Мадонна с Младенцем и четырьмя Ангелами Микеланджело Буонарроти — Мадонна у лестницы Микеланджело Буонарроти — Мадонна и Дитя Микеланджело Буонарроти — Madonna and Child with the Infant Baptist Генрих Макс Имгоф — Мадонна с Младенцем Статуя Деве Марии находится в Венесуэле Статуя Деве Марии в Чили в Сантьяго на горе Сан Кристобал Памятник Богородице с младенцем Христом в городе Йошкар-Ола Памятник Деве Марии в Бийске, Алтайский край Памятник Деве Марии в Эфесе,Турция Памятник Деве Марии в Венесуэле Памятник Деве Марии в Фуэнхироле, Испания Памятник Деве Марии в Сантьяго, Чили Памятник Деве Марии в Бразилиии Памятник Деве Марии в Португалии

Музыка Ave Maria (музыка) — десятки произведений Дева Мария (Sancta Maria) (композитор — Жан-Батист Фор) Ave verum corpus natum (композитор — Вольфганг Амадей Моцарт) О, Пречиста Дева (O Santissima Vergine) (композитор — Л. Гордиджиани) Молитва (Prayer) (композитор — Александр Варламов, слова Михаила Лермонтова) Молитва (композитор — Модест Мусоргский, слова Михаила Лермонтова)

Поэзия

Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный» Лермонтов «Молитва»

18.03.2020

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: