«Схимитрополит» Зосима из Луны и сторонники «СССР»

Про Владыку Русской Православной Церкви Зосиму (Остапенко) публикуют неоднозначную информацию.

На официальном сайте Московского Патриархата он значится как достойный иерарх, имеющий титулы и награды.

А новостное издание «Кавказский Узел» рассказывает о некоторых перегибах и превышениях власти.

Об архиепископе Зосиме (Остапенко), ныне управляющем Соликамской епархией, пойдет речь.

Архиепископ Зосима Остапенко остался сиротой в 14 лет и после армии учился в духовной семинарии

Будущий иерарх, Владимир Михайлович Остапенко, родился в Казахстане, Целиноградской обл., с. Новочеркасское, в семье служащих. Оставшись сиротой в 14 лет, закончил школу-интернат, после которой 2 года отслужил срочную службу в Вооруженных Силах Советской Армии.

После армии поступил в Московскую духовную семинарию. Во время учебы выполнял послушание в храме Московской области, Одинцовского района, с. Дмитровское.

После окончания семинарии, в г. Махачкала выполнял послушание псаломщика в храме Успения Божией Матери.

Через семь лет, архиепископом Антонием рукоположен во диаконы, через месяц — в иереи.

Назначен на службу штатным священником в храм Архангела Михаила г. Грозный.

Через три года переведен в Кретстовоздвиженский храм, который был на то время единственным в Калмыкии, в с. Приютное. Через год переведён в Элисту и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма. Пострижен в монашество с именем Зосима, в честь преподобного Зосимы Соловецкого

По истечении двух лет, по благословению Архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония, принял постриг с именем Зосима, возведен в сан игумена и назначен благочинным всех калмыцких приходов.

Будучи благочинным, открыл первую воскресную школу в епархии, построил в Элисте Казанский Кафедральный собор, заложил в епархии фундаменты под строительство двух храмов. Избирался депутатом Верховного совета Калмыкии.

Через восемь лет его избрали на должность епископа Элистинского и Калмыцкого. Патриарх Московский Алексий II возвел его в сан архимандрита, затем во епископа. По истечении одиннадцати лет — в сан архиепископа.

1995

в этом году Зосиму Остапенко возвели в сан епископа

Через пять лет, Решением Священного Синода Владыка Зосима становится управляющим Владикавказской и Махачкалинской кафедры. В этом же году Архиепископ Зосима Владикавказский назначен на должность настоятеля Аланского Успенского мужского монастыря (с. Хидикус, Республика Северная Осетия-Алания).

Через год Архиепископу Зосиме присваивают титул «Владикавказский и Аланский», в связи с вновь образованной Махачкалинской епархией.

Через четыре года по состоянию здоровья отправлен в отставку, и переехал в Москву. Через пять месяцев, определен Архиепископом Соликамским и Чусовским.

Даты жизненного пути Владыки Зосимы

ДатаСобытие
12 июля 1950День рождения
1968Окончил школу
1968-1970Служба в армии
1970-1974Учеба в Московской ДС
13 декабря 1981Рукоположен во диакона
27 декабря 1981Рукоположен в иерея, г. Грозный
1984Назначен на приход в Калмыкию
1985Назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма, г. Элиста
21 августа 1987Пострижен в монашество
7 октября 1995Возведен в сан архимандрита
24 декабря 1995Хиротонисан во епископа
6 октября 1995Назначен архиереем Элистинской и Калмыцкой епархии
24 февраля 206Возведен в сан архиепископа
22 марта 2011Назначен Владыкой Владикавказским и Махачкалинским
3 июня 2016Отправлен на покой
21 октября 2016Назначен архиереем Соликамской епархией

У архиепископа Зосимы есть медали и ордена, причем не только церковные

Награда отца ЗосимыНазвание
Орден Дружбы народов, Россия
Медаль «Во славу Осетии» республики Северная Осетия

Орден Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени, Русская православная церковь

Орден преподобного Сергия Радонежского II степени, Русская православная церковь

Орден прп. Серафима Саровского II степени, Русская православная церковь

Орден свт. Иннокентия Московского II степени, Русская православная церковь

Медаль «За заслуги», Федеральная миграционная служба, РФ

Память о Зосиме Сокуре

Уйдя из жизни, великий донецкий старец и поныне духовно окормляет православных христиан благодаря многочисленным видео- , аудио- , печатным материалам.

Фильмы

В 2012 году в Киеве проходил 10-й кинофестиваль «Покров». На нем был представлен фильм «Отец Зосима», режиссера Ольги Мирончук. Лента повествует о жизненном и духовном пути знаменитого донецкого старца, она стала незабываемым событием в жизни многих людей не только из Украины, но и России, других стран.

В фильме можно увидеть людей, близко и хорошо знавших о. Зосиму, послушать их воспоминания. Благодаря им вырисовывается правдивый и величественный облик донецкого старца, с огромной любовью относящегося ко всем людям. В конце фильма представлен текст духовного завещания батюшки, — единственно правдивая версия, оставшаяся на сегодняшний день.

Про о. Зосиму снято и много других видеофильмов, например, в 2003 году – «Поминальная молитва», «Дорога длиною в жизнь». Все они ближе знакомят нас со старцем, его поучениями, пророчествами.

Книги

Неоднократно выпускались книги с жизнеописанием и наставлениями о. Зосимы. Они раскрывают облик и сущность жизненного подвига великого старца.

Вот некоторые из них:

  • Слово о святой Руси (изд. Сретенского монастыря);
  • О чем скорбит душа (аналогично);
  • Любовь превыше всего (изд. «Православный благовестник»).

Посмертное почитание батюшки только умножается в Русском Православии. Выходят новые книги, появляются видео с воспоминаниями о почившем старце. Все больше христиан обращаются к его поучениям, ища в них духовную помощь и совет.

Интервью Владыки Зосимы и его проповеди

  • Интервью архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы порталу «Интерфакс-Религия»
  • Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима: Православие в Осетии имеет глубочайшие корни
  • Епископ Элистинский и Калмыцкий ЗОСИМА (Остапенко) (РПЦ МП): «Нельзя допустить такого активного продвижения католицизма в России, которое было при Папе Иоанне Павле II»
  • Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима: Как Кавказ не может без России, так и Россия без Кавказа — неполноценна
  • Слово Архиепископа Зосимы Об осквернении статуи Будды в Элисте
  • Проповедь Владыки Зосимы в празднование Крещения Господня

У архиепископа Зосимы Остапенко был конфликт с паствой в Северной Осетии

После назначения на Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру, архиепископ Зосима, как правящий архиерей, проводит свою кадровою политику. Действия владыки, человека бескомпромиссного, и категоричного в высказываниях, привели к открытому конфликту.

Причиной противостояния стало назначение в Дагестан наместника Аланского Свято-Успенского Мужского монастыря архимандрита Антония (Данилова).

Верующие прихожане полюбили отца Антония, и не желали с ним расставаться.

Несмотря на просьбы народа, архиепископ оставался непреклонен. Он мотивировал, что большой миссионерский опыт отца Антония принесет на новом месте больше пользы, а в будущем архимандрит будет возведен в сан епископа.

Массовые негодования верующих, подогреваемые горячим кавказским темпераментом, перешли в конфликт между епархией и правительством республики. Правительство приняло сторону народа.

Группа верующих, не согласных с архиереем, изложила свое недовольство на бумаге, собрала подписи, и направила в Москву. Конфликт пришлось разрешать Патриарху. В результате, Владыка Зосима отозвал приказ о назначении архимандрита Антония.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Личность митрополита Зосимы

Во второй половине ХV века на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути ее социально-политического развития. Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам.

К этому же времени относится и возникновение и распространение московско-новгородской ереси «жидовская мудрствующих». Сущность этого еретического движения, политические и религиозные воззрения еретиков до сих пор во многом неясны. Нельзя с полной уверенностью назвать истинных основателей лжеучения, нельзя определить преследуемые ими цели.

Но все же, несмотря на загадочную таинственность, окружающую еретиков, из их среды, по мнению многих исследователей и ученых, можно выделить нескольких человек, сыгравших особую роль в движении жидовствующих. В их число входит и предстоятель Русской Церкви с 1491 по 1494 годы митрополит Зосима Бродатый.

Вопрос о религиозных убеждениях митрополита Зосимы – один из важнейших. Многие историки, в том числе А.В. Карташев, С.М. Соловьев, митрополит Макарий (Булгаков)[1] и некоторые другие, относят его к последователям распространившейся в то время в Москве ереси жидовствующих. Как первое, хотя и косвенное тому доказательство приводится длительная проволочка с выбором преемника почившему митрополиту Геронтию. А.В. Карташев, в частности, пишет: «Естественно возникает предположение, что придворные сферы, зараженные тайным учением жидовствующих, вели интригу за проведение на митрополичий стол кандидата, для них благоприятного. Результат интриги оправдывает нашу гипотезу. Поставленным в митрополиты 26 сентября 1490 года оказался архимандрит Симоновского монастыря Зосима»[2]. И действительно, усилия на интриги затрачены были не зря, так как «поставление митрополитом еретика Зосимы» привело тайное общество жидовствующих в господствующее положение не только в сфере административно-государственной, но и в области церковного управления.

Для того чтобы разобраться в истинном характере религиозных воззрений Зосимы, прежде всего следует обратить внимание на исторический аспект и основные догматические положения ереси, к числу последователей которой его очень часто относят.

Итак, ересь жидовствующих ведет свое начало с 1471 года, когда в свите приглашенного в Новгород киевско-литовского князя Михаила Олельковича оказался «жид Схария». Вместе с чернокнижником, чародеем и астрологом Схарией в Новгород прибыли и другие евреи. Иудеи не случайно начали подкоп под Православие с Новгорода. Этот важный торговый центр Руси был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого града по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

И как раз на тот период приходится ожесточенное противодействие Москве со стороны литовской партии. В битве на реке Шелони 14 июля 1471 года московское войско наголову разбило новгородское ополчение. В августе 1471 года побежденные новгородцы подписали договорные грамоты с Иоанном III, по которым московский государь еще делал всевозможные послабления новгородской самобытности, но взял с новгородцев обязательство не переходить на сторону Литвы и посвящать своего архиерея непременно в Москве.

В 1484 году, после ряда новых смут и волнений, архиепископом в Новгороде стал Геннадий, архимандрит Чудовского монастыря. И все эти годы, начиная с 1471-го, ересь жида Схарии тайно расходилась по Новгороду. Иудей этот не был озабочен пропагандой в народе. Его интересовало духовенство и верхи общества. Прежде всего Схарии удалось обольстить двух священников – Дионисия и Алексия. Через них лжеучение проникло в Москву, когда оба тайных еретика были приглашены в столицу великим князем. Продолжая 1000-летние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божиего и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его воплощение, отрицали Второе пришествие Христово и Его Страшный суд. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание. Особенно ненавидели они монашество. В организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность; проникновение в высшие слои правительства и духовенства; ритуал, включающий «обряд» поругания святыни. Являясь непримиримыми врагами христианства, жидовствующие скрывали свою ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Обольщая астрологией и чернокнижием, Схария и другие прибывшие с ним иудеи хвалились каббалою, древними преданиями, якобы дошедшими до них от Моисея. Многие уверяли даже, что имеют книгу, полученную Адамом от Бога, что знают все тайны природы, могут объяснить сновидения, угадывать будущее, повелевать духами. Словом – ведуны и чародеи.

Таким образом, жидовствующие имели хотя бы условную вероучительную систему, выраженную, впрочем, во всевозможных отрицаниях христианских догм и постулатов. Обратимся теперь к митрополиту Зосиме. Действительные взгляды и воззрения его нам мало известны, поскольку исследователи говорят лишь об одном сочинении митрополита, известном под названием «Извещение о пасхалии». Но Н.И. Костомаров утверждает, что он был «склонен к безверию и материализму»[3]. Доказательством чего, например, может служить неверие его в загробную жизнь, несвойственное жидовствующим. Иосиф Волоцкий приписывает митрополиту следующие слова: «Что такое царство небесное, что такое второе пришествие, что такое воскресение мертвых? Ничего этого нет: кто умер, тот умер, и только; дотоле и был, пока жил на свете». Можно предположить, что Зосима не стремился отягощать себя какими-либо религиозными рамками и обязанностями, не являясь, по сути даже и жидовствующим. По слову Н.И. Костомарова, «отрицание будущей жизни несогласимо было с общепринятыми иудейскими верованиями, и, кажется, Зосима не принадлежал ни к какой ереси, а просто ничему не верил, потому что ни о чем не заботился»[4].

Потому, вероятно, Зосима и был выдвинут в качестве претендента на первосвятительский престол: человеком, озабоченным лишь чувственными наслаждениями, просто управлять. Подтверждением чему может служить хотя бы Собор 1491 года, осудивший, по настоянию Геннадия Новгородского, некоторых еретиков. Вместо смертной казни, на исполнение которой настаивал Новгородский архиепископ, еретики всего-навсего были сосланы в различные монастыри, откуда продолжали рассылать свои пагубные письма, пропитанные ересью. Такое наказание по суровости века и по важности разврата было весьма человеколюбиво и могло быть вынесено лишь при вмешательстве митрополита, который, изгоняя несогласных с ересью и боровшихся против нее, говорил, что священник в церкви должен проповедовать лишь всеобщий мир.

Как уже отмечалось выше, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, например мужеложству и даже скотоложству. Его нравственное состояние, таким образом, не выдерживало никакой канонической критики. Иеромонах Тарасий (Курганский) пишет об обычаях, принятых в кругах жидовствующих, к которым непосредственное отношение имел и Зосима, приводя слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Половая распущенность, составляющая сущность их жизни и только прикрываемая лжебиблейским учением, достигла крайних пределов явления патологического. Не говоря уже о смешениях противоестественных, они с каким-то непонятным здоровому человеку наслаждением оскверняли целомудренных совершенно особым способом: “Привожаху блудницы в своя храмины, – пишет преподобный Иосиф, – и скверняхуся с ними блудом и мыяхуся с ними в лохане и скверную сию воду взимаху и вливаху сию в вино и мед и посылаху то вино и мед святителям и священникам, и к болярам и к гостем и ко всем православным христианам”. Преподобный Иосиф нисколько не преувеличивает, утверждая, что подобного ничего и “пси не вкушают”»[5]. Кроме того, и в этом между собой согласны все историки, Зосима очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства.

По иронии судьбы именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, в новосозданной к концу XV столетия пасхалии озвучивает жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится градом «нового Константина». А великий князь централизованной Руси в лице Иоанна III преображается в «нового Константина». Можно, однако, предположить, что все возвеличивания митрополитом великого князя сводились, по сути, лишь к одному – к возможности заручиться надежной поддержкой правителя в борьбе с защитниками Православия, открыто выступившими против Зосимы.

По словам Н.И. Костомарова, «Зосима недолго мог скрываться. Ревнители благочестия скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками, о которых слух расходился в народе, и стали обличать его. Митрополит, прежде проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться великому князю на своих врагов, и великий князь подверг некоторых заточению»[6]. Но после того как преподобный Иосиф Волоцкий обратился к епископату со смелым призывом прогнать еретика с престола святого Петра и запрещением испрашивать у митрополита благословения («учите все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением»[7]), против Зосимы поднялась вся Церковь. И в результате решением Собора 1494 года бывший митрополит сослан был сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь на исправление. Даже здесь проявилось печалование о нем верхушки жидовствующих и личное доброе отношение к нему Иоанна III, основанное сугубо на лести: низложен был Зосима не за ересь, в которой его обвиняли, а за пьянство и нерадение о Церкви.

Подводя итог, можно смело утверждать, что митрополит Зосима является одним из худших первосвятителей Русской Церкви за всю ее многовековую историю. Возможно и не являясь убежденным последователем ереси жидовствующих, он все же по своей тяжкой приверженности всевозможным страстям не был, согласно канонам, достоин не только предстоятельства, но даже и низших степеней священства. Однако в противостоянии митрополиту Зосиме и его единомышленникам Русская Церковь приобрела уникальный опыт борьбы за чистоту Православия, борьбы, опирающейся на соборный церковный разум.

[1] См. об этом: Карташев А.В.

Очерки по истории Русской Церкви. М.: Республика, 1994;
Макарий (Булгаков),
митрополит. История Русской Церкви. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994–1996.

[2] Карташев А.В.

Указ. соч. С. 237.

[3] Костомаров Н.И.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Олма Пресс, 2004. Кн. 3. С. 22.

[4] Там же.

[5] Тарасий (Курганский)

, иеромонах. Перелом в древнерусском богословии. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2003. С. 44.

[6] Костомаров Н.И.

Указ. соч. С. 24
.
[7] Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16–19 декабря 1996 г. / Отв ред. М.С. Уваров. СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. С. 2.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: