Что важнее для усопших проскомидия или обедня. Отличия проскомидии от молитвы за здравие и за упокой

Сорокоуст

В наше время к нему относятся как к некоему мистически-магическому ритуалу, ради которого следует «заскочить» в храм по пути. Когда и как заказать сорокоуст о здравии и упокоении, можно ли читать дома, в чем смысл, какая польза для души — большую подборку ответов на распространенные и необычные вопросы подготовил протоиерей Георгий Городенцев.

Какие сорокоусты бывают?

  • О здравии;
  • О упокоении

Это значит, что они могут подаваться с просьбой о поминовении о здоровье и спасении живых, а также о упокоении ушедших, особенно новопреставленных. Кроме того, может и меняться срок поминовения. Так оно может быть подано на полгода или на год. Отсюда понятно:

Что значит «сорокоуст новопреставленной на полгода»

Это такое же заупокойное поминовение за недавно умершую женщину, подаваемое на этот указанный срок. Впрочем, такое же может быть подано и за умершего мужчину; да и срок может быть больше, например, — год. Но и они, по обычаю, называются сорокоустами, хотя и поминаются гораздо больше сорока дней.

Евхаристия

Проскомидия – что это?

Проскомидией

называют первую часть
Божественной литургии
(или
обедни
). Обедня – простонародное слово. Так на Руси именовали утреннюю церковную службу, которая заканчивалась до обеда.

На проскомидии священнослужители приготавливают хлеб и вино к таинству евхаристии ()

. Хлеб символизирует собой Плоть, а вино – Кровь Спасителя, пролитую за нас. Таинство совершается в память о Тайной Вечере, на которой Иисус Христос впервые провёл обряд причащения для своих учеников. Оно напоминает нам о том, что Спаситель ради нашего спасения оставил нам не только поучения и заветы, но и отдал всего себя. Причащаясь, мы соединяемся с Богом, получаем его благодать.

Также евхаристия символизирует единение всех христиан

. Не зря Иисус Христос, угощая учеников, отламывал куски от одного хлеба. При возникновении Церкви прихожане сами приносили на службу разные сорта хлеба, красное вино, а также масло, сахар и другие продукты. Лучшие из них использовались во время литургии, остальное съедались за общим обедом после её окончания. Так подчёркивалась общность всех, кто присутствовал в храме.

Именно поэтому в переводе с греческого «проскомидия» значит «приносить». Хлеб, используемый во время обряда, называют «просфора» — от греческого «дар».

Сегодня традиция приносить в храм необходимые для литургии продукты утрачена. Хлеб выпекают обычно жены священников или вдовы из числа прихожан. Требования к нему следующие:

Как пшеница даёт жизнь только после своей смерти, размолотая и превращённая в хлеб, так и Спаситель дал человечеству шанс на жизнь вечную, умерев на кресте.

Вино для проскомидии берут красное, изготовленное из винограда. Именно такое вино пил Иисус Христос, о чём упоминается в Библии. Начиная с XIX века, в храмах используют для этой цели кагор. В те времена вино этой марки было лучшим. Принято разбавлять его водой. Это напоминание о моменте, когда воин копьём пронзил ребро Спасителя, висевшего на кресте. Из раны потекли кровь и вода.

Во время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.

В некоторых храмах существует деление записок на обычные

и
заказные
. Когда мы подаём
обычную записку
, на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.

Имена из заказных записок

дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.

Церковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.

В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.

Записки об упокое

Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.

Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.

Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:

Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.

История происхождения

В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «сороки», — по типу современных благочинных округов. В каждом таком «сороке» было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, «придельных попов». В таком сороке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока.

По замечанию историка русской церкви профессора Е. Е. Голубинского (1834—1912), «сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения» (3-й, 9-й, 40-й по смерти).

Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II

Отпевание

Отпевание – заупокойное богослужение, провожающее душу покойного в мир иной. Отпевание совершается для того, чтобы в молитве попросить у Всевышнего отпустить грехи усопшего, и дать обрести ему покой в загробной жизни.

Отпевают покойников в храме на третий день после смерти (если смерть случилась во вторник, то отпевание пройдет в четверг). Если день отпевания пришелся на Пасхальную неделю, то вместо скорбных заупокойных молитв поют радостные песнопения Светлой Пасхи. Отпевание переносится на следующий день, если оно выпадает на праздник Рождества Христова и на день Светлого Христова Воскресения.

Совершать отпевание рекомендуется в храме, но, если это невозможно, церковь не запрещает делать это дома. Гроб остается открытым на протяжении всего чина отпевания. На лоб покойного кладут венец из бумаги в знак того, что человек уходит в мир иной, как победивший воин. Белый саван, которым укрывают покойного, означает покровительство церкви, которая вечно будет молиться о душе усопшего.

Когда заказывают сорокоуст?

Вообще говоря, сорокоуст можно заказать в любое время. Но чаще всего за здравие его заказывают при каких-то семейных или прочих неурядицах; при болезнях близких; в ответственных случаях жизни, например, важных поездках, особенно заграницу; поиске работы и в прочих подобных обстоятельствах.

За упокой же обычно заказывают сразу после смерти близких нам людей, а также за особо любимых нами родственников, память о коих мы храним всю жизнь. Такие сорокоусты могут быть, как уже сказано, и на полгода, и на год.

LiveInternetLiveInternet

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной Литургии

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосерди

Водосвятный молебен

У каждого из нас в жизни бывают такие моменты, когда просто необходима помощь Свыше. Во многих житейских ситуациях: в болезнях и недугах; при устройстве на работу и в начале всякого дела; в недоумении, как поступить и в решении важных вопросов; о сохранении семьи и при поиске своей половинки мы просим Господа, Богородицу и святых спасти, благословить, сохранить, защитить и помочь нам. В Русской Православной Церкви существуют краткая служба, особое богослужение, которое называется МОЛЕБЕН.

Молебны совершаются в храме или частных домах. В храме они совершаются после литургии и по просьбам и нуждам верующих. На молебны верующие подают записочки о здравии тех людей, которым нужна помощь, либо благодарят Господа, Богородицу и святых. Во время молебна священник молится о тех людях, которые указаны в записочках К молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. Молебны бывают простые и водосвятные. На водосвятном молебне освящается вода — происходит чин малого освящения воды.

Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…, Не умолчим никогда, Богородице…

При этом иерей кадит крестообразно воду. После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.

По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18), в котором святой Павел говорит о Христе: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».

Затем читается Евангелие (Ин. 5, 2-4): «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды.

Затем священник читает молитву об освящении воды. Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды) и «Твоих даров…».

Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.

Святую воду после молебна прихожане уносят с собой и ее можно и нужно употреблять, окроплять жилище (место работы) и всякую вещь. («О еже быти воде сей целительной душ и телес и всякия сопротивныя силы отгнательной …» из последования малого освящения воды). Это значит, что Благодать Святаго Духа, которая посылается на воду при ее освящении, имеет целебные свойства и отгоняет нечистую силу.

Молебен о здравии

Что такое молебен? Это краткая служба, в которой верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвою к Господу Богу, Божией Матери и святым. За Божественной Литургией мы слышим прошения о повседневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего мистического содержания литургии. Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский — «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне.

Болеем ли мы? — Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? — На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? — Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? — Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? — Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых — водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово…

На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение — молитва о болящих и служение молебнов по обету).

Молитва об упокоении

Господи, Господи! Праведен еси Ты, и суд Твой праведен: Ты, в предвечной Своей Премудрости, положил еси предел жизни нашея, егоже никтоже прейдет. Премудры Твои законы, неизследимы путие Твои! Ты повелеваеши ангелу смерти изъяти от тела душу у младенца и старца, у мужа и юноши, у здраваго и больнаго по несказанным и недоведомым нам судьбам Твоим; но веруем, яко на сие есть Твоя святая воля, зане, по суду правды Твоея, Ты, Преблагий Господи, яко премудрый и всемогущий и всеведущий Врач душ и телес наших, болезни и недуги, беды и злоключения посылаеши человеку, яко врачевство духовное. Ты поражаеши его и исцеляеши, умерщвляеши в нем мертвенное и оживотворяеши безсмертное, и, яко чадолюбивый Отец, наказуеши, егоже приемлеши: молим Тя, Человеколюбче Господи, приими преставльшагося к Тебе раба Твоего (рабу Твою) (имя), егоже (юже) взыскал еси человеколюбием Своим, наказавый тяжкою болезнию телесною, во еже спасти душу от болезни смертныя; и аще вся сия приял(-ла) есть от Тебе со смиренномудрием, терпением и любовию к Тебе, яко вседетельному Врачу душ и телес наших, яви убо ему (ей) днесь богатую милость Твою, яко претерпевшему(-ей) вся сия грех своих ради. Вмени ему (ей), Господи, сию привременную тяжкую болезнь в некое наказание за прегрешения, содеянныя в сей юдоли плача, и исцели душу его (ея) от недугов греховных. Помилуй, Господи, помилуй взысканнаго(-ую) Тобою, и, наказаннаго(-ую) временно, молю Тя, не накажи лишением вечных Твоих небесных благ, но сподоби его (ю) наслаждатися ими во Царствии Твоем. Аще же усопший(-шая) раб Твой (раба Твоя), не разсуждая в себе, чесо ради бысть сие прикосновение целительныя и промыслительныя Десницы Твоея, стропотно что рече в себе, или, по неразумию своему, возропта в сердце своем, яко бремя сие возмни себе неудобоносимым, или, по немощи естества своего, стужаше долгою болезнию и огорчися злоключением, молим Тя, Долготерпеливе и Многомилостиве Господи, прости ему (ей) сия согрешения по безпредельной Твоей милости и безприкладному Твоему милосердию к нам грешным и недостойным рабам Твоим, прости ради любви Твоей к роду человеческому; аще ли же беззакония его (ея) превзыдоша главу его (ея), болезнь же и недуги не подвигоша его (ю) к полному и искреннему покаянию, умоляем Тя, Начальниче жизни нашея, умоляем Твоими искупительными заслугами, помилуй и спаси, Спасе, раба Твоего (рабу Твою) от вечныя смерти. Господи Боже, Спасителю наш! Ты, по вере в Тя, даровал еси прощение и отпущение грехов, даровав помилование и исцеление тридесятиосмилетнему разслабленному, егда рекл еси: «Отпущаются тебе греси твои»; с сею же верою и упованием на Твою благость, прибегаем к Твоему, о Иисусе Прещедрый, неизреченному милосердию и во умилении сердца нашего молим Тя, Господи: рцы убо и днесь тако слово помилования, слово отпущения грехов усопшему(-шей), приснопоминаемому(-мой) нами рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), да исцелеет духовне, и да вселится в месте светле, в месте покойне, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и да пременятся тамо болезни и недуги его (ея), слезы страданий и скорбей в источник радости о Дусе Святе. Аминь.

Молитва о здравии

О Господь мой, Создатель мой, прошу помощи Твоей, даруй исцеление рабе божьей /рабу божьему/ (имя), омой кровь ее /его/ лучами Твоими. Только с помощью Твоею придет исцеление ей /ему/. Прикоснись к ней /нему/ силою чудотворною, благослови все пути ее /его/ ко спасению, выздоровлению, исцелению. Подаришь телу ее /его/ здравие, душе ее /его/ — благословенную легкость, сердцу ее /его/ — бальзам божественный. Боль отступит, и силы вернутся, и раны заживут ее /его/ телесные и душевные, и придет помощь Твоя. Лучи Твои с Небес дойдут до нее /него/, дадут ей /ему/ защиту, благословят на исцеление от недугов ее /его/, укрепят веру ее /его/. Да услышит молитву сию Господь. Слава и благодарность силе Господа. Аминь.

Свеча о упокоении

В православной церкви свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним, которым Спаситель избавил род человеческий от вечной смерти, а Своим Воскресением даровал человечеству вечную жизнь. Подойдя к распятию и находящемуся перед ним квадратному подсвечнику (тетраподу), необходимо зажечь свою свечу от любой горящей свечи, находящейся на подсвечнике, и поставить ее в свободную ячейку.

При этом верующий человек должен прочесть хотя бы краткую молитву (необязательно вслух): «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имярек)». В этом случае поставленная нами свеча будет являться выразительным свидетельством нашего живого участия в надежде Церкви на будущую блаженную жизнь умершего человека, о котором мы молимся.

Свеча о здравии

Молясь о себе или о здравии и благополучии своих близких, после возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых мы поставим свечи. Например, «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Или: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)».

У человека, случайно, по неведению поставившего свечи о здравии на тетрапод (подсвечник для поминальных свечей), нет оснований для безудержного отчаяния. По слову Священного Писания, «у Бога все живы».

Сорокоуст о упокоении

Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение . Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом”. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

Сорокоуст “Об Упокоении” мы мы просим помолиться за усопших родных, друзей, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие родные, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Сорокоуст о здравии

«Сорокоуст» — это заказное поминовение о здравии или об упокоении. В течение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. Затем эта частичка вместе с другими погружается в конце литургии в Кровь Христову, при этом священник молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, все поминавшиеся люди и живые, и усопшие участвуют в литургии, то есть за них приносится благодарственная жертва Богу. Это возможно полное для человека (как живого, так и умершего) участие в Божественной жизни. В Таинстве Евхаристии (литургии) могут принимать участие только крещеные в Православной Церкви люди, соответственно в записках, которые подаются на проскомидию, можно писать только крещеных людей.

Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресение), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. В некоторых храмах существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия — вынимаются частички.

Панихида

Панихи́да (также паннихида; параста́с; греч. μνημόσυνο; от греч. παννυχίς — «всенощная») — исторически принятое в русском православии название заупокойного чинопоследования; может быть как частным богослужением (требой), так и общественным. Неправильно смешивать с чином погребения (отпевания) .

По своей структуре представляет собой заупокойную утреню (чем, видимо, и вызвано название) с литиёй. Может совершаться в доме умершего, в храме и на могиле: в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, а также годовщину его смерти, в день рождения и именин.

Заупокойную литию (заключительная часть панихиды) отправляют перед выносом тела усопшего из дома, при встрече тела в притворе храма, по возвращении родных в дом после погребения и в других случаях.

Завершающее песнопение панихиды — Вечная память, которая часто поётся всеми присутствующими.

При совершении панихиды на канун (невысокий столик с распятием) ставится коливо (кутия), которое после благословения его иереем вкушается всеми участниками поминальной службы.

Панихиды, совершаемые во Вселенские родительские субботы, именуются Вселенскими:

Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения

Богослужения в Горненском женском монастыре

Елеонский Православный женский монастырь и церковь Вознесения

Русский Православный Гефсиманский женский монастырь и церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины

В чем смысл сорокоуста и какая от него польза

Основной смысл его в том, что имена поминаемых записываются в особые книги или тетради, и затем они поминаются на литургии. При этом священник во время совершения проскомидии на каждое помянутое имя вынимает частичку из больших, служебных просфор: за здравие – из заздравной просфоры, а за упокой – из заупокойной.

Сорокоуст

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Как на земле нет ничего выше Божественной литургии и святых Даров, так нет и большего поминовения о здравии и за упокой, кое совершается на литургии. Причем, по смыслу сорокоуста такое поминовение должно совершаться каждый день из сорока положенных, или, ещё полезнее для души, — полгода или год в соответствующих сорокоустах.

Помню, что когда я был священником кладбищенского храма, то до 90 процентов времени проскомидии занимало именно поминовение по сорокоустам. Они записывались в толстенные тетради, где отдельно были заздравные, отдельно заупокойные; а также они делились по времени:

  • на сорок дней;
  • на полгода;
  • на год

И каждый священник нашего храма обязательно и старательно поминал все эти сорокоусты, прочитывая данные тетради от начала до конца, и вынимая при этом частички из соответствующих просфор.

Причем, несмотря на то, что все они были записаны по датам, и каждый день вычеркивались уже вычитанные (т.е. те, которые читались весь положенный им срок), меньше их не становилось. Потому что каждый день поступали все новые и новые. Естественно, поскольку храм был кладбищенский, больше подавали за упокой. Прихожане старались поминать своих родственников, особенно умерших, именно этим, самым сильным и приятным для их душ поминовением.

Что дает это поминовение живым?

Живых оно направляет к спасению души, помогает в житейских бедах и невзгодах, помогает в семейных жизни и умиротворении семейных неурядиц. Потому что это поминовение легче восходит к Спасителю, Кровию Которого мы искуплены от наших грехов. И Господь ради этих самых сильных молитв устрояет к добру души и жизнь живущих.

Что дает сорокоуст усопшему?

Еще важнее такое поминовение для душ умерших, особенно в первые сорок дней по их смерти. Когда их вечная участь еще не определена, они лишь проходят мытарства, и помочь им могут только наши молитвы и добрые дела в их память.

А для них это тоже самое, что хлеб насущный! И самой такой сильной молитвой, как уже читатель, наверное, понял и является сорокоуст. Вот в чем его смысл, значение и польза от него!

Впрочем, и душам тех, кто умер уже давно, он также весьма полезен. Так как ослабляет их бремя греховное, и, если они в аду, уменьшает тяжесть их мук.

Что происходит с душой после смерти

Испытание души после смерти

Особо усердная же молитва может даже вывести душу грешника из ада! Если же души наших умерших родственников и близких в раю, то своей заупокойной молитвой за них мы их самих понуждаем там, на небе молиться за нас Богу. А Он по их молитве подаст нам Свои духовные и прочие блага!

Чем отличается проскомидия от обедни

Основным отличием проскомидии от обедни является обрядность и время поминовения. Во время проведения службы священник читает молитву и вынимает несколько частей из просфоры. А при проведении обряда обедни церковный служитель читает записки, а церковный хор в это время поет «Достойно есть». Оба обряда осуществляются гласно или тайно.

Что такое проскомидия в православии мы разобрали. Но перед ее проведением диакон и священник очень тщательно подготавливаются, что дает возможность провести священнодействие согласно всем православным правилам. Существует несколько наиболее важных и просто необходимых нюансов, соблюдать которые необходимо:

  • перед тем, как выйти к алтарю, обязательно читается молитва. Она же повторяется непосредственно перед алтарем;
  • священнослужитель для проведения священнодействия обязательно облачается в одежду, специально предназначенную именно для этого обряда;
  • служитель церкви проводит процедуру омовения рук, в процессе которой читает стихи из 25-го псалма.

Сама служба занимает небольшое количество времени. Диакон совместно со священником становятся непосредственно напротив жертвенника, на котором размещаются сосуды священные, наполненные звездицей, покровцем, потиром, копие и дискосом. Обряды с использованием священного хлеба осуществляются под чтение молитвенных стихов.

После прочтения молитвы служители церкви готовятся к литургии, которая является торжественной частью службы. Она должна также проходить по правилам определенного характера:

  • прославление всеми прихожанами и диаконом трапезы святой;
  • чтение нескольких молит, специально предназначенных для этого обряда;
  • просьба диакона у священнослужителя приступить к следующей части литургии.

Однозначно ответить на вопрос что лучше проскомидия о здравии или молебен сложно. Каждый церковный обряд по-своему индивидуален и полезен. Для того, чтобы определиться, какая именно вам необходима молится в сложившейся ситуации, рекомендуется обратиться за помощью к священнослужителям.

Господь всегда с Вами!

). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши

» (). «
Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира
» (). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. «Я вас избрал и поставил вас

, – говорит Спаситель Своим Апостолам, –
чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам
» (). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право,
и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков»
(). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним
» ().

Как заказать сорокоуст правильно?

Для этого надо обратиться в православный храм, желательно такой, где каждый день совершается литургия. И там при входе обычно находится женщина, которая и объяснит, как правильно его подать.

Смирение

Сколько стоит сорокоуст с выниманием частиц?

В разных храмах он может стоит по-разному. За одно имя, поминаемое за литургией 40 раз, вам могут предложить пожертвовать от 400 рублей и выше. Чем больше имен, тем больше стоимость. Конкретную же цену можно узнать, обратившись в конкретный храм.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Подавать записки можно за любого?Нет, Церковь молится за всех: и крещенных, и некрещеных, но на Евхаристии, когда вынимаются частички из просфоры, поминают только членов Церкви, то есть, крещеных.
  • Если подали записку о поминании, но не знали, что человек не крещен. Что будет?Если совершили это не умышленно, но думая, что человек крещен, то ничего не будет: ни человеку, чье имя записали, ни тому, кто подал записку.
  • Что будет, если поминать некрещеного, зная об этом?Тому, кого поминаете ничего не будет. Тому, кто сделал это умышленно надо покаяться священнику, чтобы не отягощать душу грехом (в противном случае, возможно, придется претерпеть какое-либо искушение, то есть, неприятность. Например, кто-то обманет).
  • Что будет, если нечаянно записал имя человека живого в поминание, как усопшего?Если это произошло случайно, без злого умысла, не переживайте. Господь знает намерения и дела, что хотели сделать наоборот. Поэтому так и будет: ошибку Он исправит – помянет за здравие того, кто жив.
  • Если колдуя, умышленно поминают живого за упокоение?Тому, против кого замышляется зло ничего не будет, если он уповает на Господа. Христос сильнее бесовских проделок. Если человек носит крестик, молится, хоть и кратко, например, Иисусовой молитвой, то зло вернется к тому, кто его наколдовал. Верьте Богу, и ничего плохого вам не смогут сделать.

Заключение: Представьте душу человека, как сосуд, наполненный горькой водой, на 40 литров. За него помолились – заменили литр горькой воды на столько же сладкой. Помолившись сорок раз – в сосуде вся жидкость заменится сладкой. Но грехов у нас гораздо больше, и мы совершаем их постоянно, поэтому полного замещения греховной составляющей, на подаваемую Благодать не получаем. Чем больше принимается мер для очищения души, а их много, тем быстрее наступает эффект. Желая помочь человеку:

Сорокоуст о Здравии: что это такое? Ответ Священника

  • выпутаться из беды;
  • получить исцеление;
  • укротить злой нрав;
  • наладить семейные отношения;
  • уберечь от всякого зла, надо молиться постоянно.

«Сорокоуст» – это поминание усиленное, то есть, призываются Силы Небесные 40 раз (либо по дням, либо по церквам). Но следует помнить, что Таинство – это не магия. Если сам человек ненавидит церковь, или близкие не хотят за него молиться, а надеются только на священника, то скорых результатов может и не быть.

Монастырь или храм – куда лучше заказывать?

Более точно этот вопрос можно сформулировать так: куда заказывать, в тот храм, где литургии служатся каждый день, или в тот, где они служатся лишь в определенные дни? Естественно, по смыслу сорокоуста и согласно всему вышесказанному, лучше заказывать туда, где литургия служится ежедневно.

В этом смысле монастырь, конечно, предпочтительнее, так как там богослужения, как правило, совершаются каждый день. К тому же монахи более благочестиво и старательно относятся к службе, в частности, к поминовению сорокоустов.

Но в остальном благодать, подаваемая при поминовении оных, одна и та же, что в монастыре, что в приходском храме. Однако отдельный вопрос – поминовение сорокоустов в тех храмах, где литургии служатся не каждый день. Там их поминают по-разному. В одних их просто в положенный срок вычитывают каждый день, есть литургия или нет. В других поминают только на литургиях, — сорок или более литургий.

Можно ли заказывать сорокоуст о здравии самому себе?

Конечно, можно; особенно при разных житейских невзгодах. Только в этом случае желательно помянуть тех, кто в этих невзгодах также страдает, например, членов своей семьи.

Вечное поминовение

Можно записать на вечное поминовение не только себя, но и своих близких. Это особый вид поминовения православного христианина в течение того времени, пока стоит тот храм или монастырь, куда подана треба о поминовении. Опытно духовные люди говорят, что если некому будет молиться на земле, то молиться будут ангелы на небе.

Зачем заказывают сорокоуст о здравии в трех церквях в один день?

Для сугубой молитвы. Хотя такая практика не очень распространена по разным причинам. Да, в сущности, и молитва в одной церкви достаточна, если только мы сами при этом молимся Богу, прося у Него то, что хотим получить.

Сколько раз можно заказывать сорокоуст об упокоении одного человека?

Сколько угодно раз, даже всю оставшуюся жизнь! Это зависит от нашей любви к усопшему, нашего усердия при его поминовении, а также от наличия у нас соответствующих материальных средств. Ведь в таком случае разумнее раз за разом подавать на целый год. А это материально довольно дорогое поминовение.

Где можно заказать сорокоуст за самоубийц

Православная Церковь не молится за самоубийц, поэтому в наших храмах такие сорокоусты не принимают. Между прочим, там при их принятии, как правило, сразу же уточняют, нет ли среди записанных имен самоубийц, некрещенных, и т.п.

Правда, наверняка найдутся лукавые сборища каких-нибудь сектантов или мошенников, которые такой сорокоуст за большие деньги примут. Но если эти обманщики и будут молиться за самоубийцу, от этого его участь в загробном мире, в лучшем случае, не изменится, а в другом — станет только намного хуже.

Как же поступать родственникам таковых несчастных, наложивших на себя руки? Православные христиане могут молиться за них своей личной молитвой, как дома, так и во время богослужения в церкви. На литургии есть особые моменты, когда молящимся за ней прихожанам особенно удобно можно помянуть любых своих родственников (даже самоубийц) за упокой. Это проскомидия, когда сам священник вынимает частички за упокой; а также слова священника «Мир всем» после Великого входа.

Помогает ли сорокоуст от порчи?

Разумеется, помогает. Но при этом надо помнить, что порча наводится колдовством. Когда колдуны призывают себе на помощь бесов, которые и творят нам разные пакости, в частности, наводят порчу. Однако делать это они могут лишь по причине наших грехов, и чем их у нас больше, тем больше вреда бесы нам нанесут.

Если человек за свои грехи подвергся порче, то первым делом ему надобно их уменьшить. Конечно, сорокоуст в этом помогает. Но главное здесь покаяние человека в своих грехах на исповеди перед священником, а также причащение святых Таин. К причастившемуся, т.е. соединившемуся со Христом, бесы, как правило, подходить бояться.

Причащение

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного

(). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг
. Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Как читать сорокоуст дома?

На утренних молитвах каждого христианина есть поминовение за здравие и за упокой наших живых и мертвых родственников. Если православный исправно вычитывает эти молитвы и поминовения, то это и есть его самый что ни на есть главный «сорокоуст», читаемый всю жизнь.

Если же кто-то захочет и кроме сего еще особо помолиться за своих близких, то он может совершать это и вне утренних молитв. Только тогда, если взялся вычитывать за них сорокоуст, то и неукоснительно молиться надобно за них сорок дней подряд.

Записки на проскомидию

В терминологии церковной присутствует понятие записка на проскомидию. Перед началом литургии, прихожане имеют возможность на листе бумаги написать имена своих близких. А во время службы священник будет за них молиться. Не единожды все видели, что в ломтике хлеба изъяты кусочки.

Во всей просфоре их количество равно количеству имен, указанных в записочке. Во время литургии мякиши находятся возле большой просфоры, а по ее завершении они опускаются в чашу, наполненную вином. В этот момент священник, ведущий литургию, читает особенную молитву. Стоит отметить, что в записке можно указывать имена только тех людей, которые крещенные в православной церкви.

В православной вере существует две разновидности записок:

Полезные статьи:

  • о здравии;
  • об упокое.

Проскомидия о здравии

заказывается непосредственно перед началом в церкви службы. Достаточно на листочке, который можно взять в храме возле прилавка со свечками, написать имена тех людей, о здравии которых вы хотите, чтобы помолились.

Аналогично совершается проскомидия за упокой

. Очень важно правильно прочитать надпись на листочке, чтобы не перепутать. В церкви можно заказать и поминовение на проскомидии. Для этого достаточно с вечера принести записочку и обязательно указать желаемую дату литургии.

Что будет, если подать на сорокоуст за упокой по живому

Смотря при каких обстоятельствах и с какой целью. Если эта цель злонамеренная – причинить вред поминаемому человеку, то скорее, наоборот, совершивший такой тяжкий грех нанесет этим вред самому себе.

Фото Федора Архутича

Но бывают и другие ситуации.

В житиях святых упоминается случай, когда родители одного юноши, попавшего в плен к иноплеменникам, считали его погибшим, и творили о нем заупокойные поминовения; вероятно, подавали и сорокоусты за его упокой. Но такая молитва родителей, творимая ими по неведению, оказалась для него весьма благотворной. Ибо во время нее он чувствовал облегчение в плену, а в конечно счете даже был от него освобожден и вернулся в отчий дом.

Так что здесь главным является намерение поминавших. Если они хотели добра поминаемому, ошибочно считая его мертвым, то Бог воздаст ему живому это самое добро, но уже как живому. Это ведь мы можем ошибаться, мня о живых, что они умерли. Но Господь всеведущ — и знает кому что воздать!

Что делать, если заказали сорокоуст о здравии и

болящий пошел на поправку

И прекрасно! Значит молитва ему помогла — пусть же он и дальне поминается в церкви. Ведь поминанием о здравии молятся не только о телесном здоровье, но и о прочем благополучии человека, за которого молятся. Так что лишнее добро ему не помешает, ведь оно никогда не бывает лишним!

больному стало хуже

Тогда следует усугубить свои молитвы, чтобы помочь болящему. Впрочем, все в руках Божиих.

человек умер

На всё воля Божия. Следует молиться о упокоении души усопшего. Обратиться в храм, где подан сорокоуст. И попросить переписать имя в тетрадь «за упокой» на оплаченный срок. Впрочем, если есть желание, то можно, доплатив, дополнить его до сорока дней, в которые душа покойного будет проходить мытарства.

Проскомидия о здравии что это

В православной вере наиболее важной во время службы в церкви является литургия или обедня, во время которых осуществляется таинство причащения. Для проведения этого обряда требуется вино красных сортов, просфора или ломтик хлеба.

  • Необходимые составляющие обряда подготавливаются заранее, по-особенному. Священник, совместно с дьяконом, облачаются в священную нарядную одежду и на алтаре совершают обряд, в течение которого читают специальные молитвы. Стоит отметить, что проскомидии бывают как о здравии, так и об упокое.
  • Для проведения обряда необходимы просфоры и вино красного сорта. Именно эти продукты во время установления таинства употреблял Иисус. С древних времен для приготовления хлеба священного прихожане приносили в церковь различные сорта хлеба, из которых выбирались наилучшие, используемые во время церковных действий.
  • Оставшиеся хлебобулочные изделия служители церкви употребляли во время трапезы дружеской, которая в обязательном порядке случалась по завершению литургии.
  • На прием пищи приглашались все прихожане храма. Также в храм люди приносили масло, вино, сахар, ладан и много других продуктов питания, просто необходимых для приготовления трапезы. Все эти дары назывались просфоры на проскомидии.

В современном мире все обстоит немного иначе. Идя в церковь, прихожане не берут с собой разные яства, а просфорой принято называть хлеб, который самостоятельно выпекают жженый священников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: