Адрес: Г. Мцхета
Svetitskhoveli Cathedral, Mtskheta, Mtskheta-Mtianeti, Georgia
Каждый народ имеет свою главную святыню – самый знаменитый храм. Для Грузии – это Светицховели. С этим культовым строением связано множество легенд и историй. Светицховели, Мцхета – это основные и значительные достопримечательности Грузии. Поездка в Мцхету всегда стоит под №1 в турагентствах Грузии.
Легенды и история Светицховели
Самая первая легенда, которую можно связать с собором Светицховели датируется 33 годом нашей эры. Такая точность даты, безусловно, связана с распятием Христа.
Житель Грузии раввин Элиоз, узнав о суде над Христом, был отправлен своей матерью в Иерусалим. Его сестра Сидония попросила принести ей какую-нибудь память о Мессии. Элиозу удалось стать владельцем хитона, в который был одет Иисус. Этот хитон и принес своей сестре Элиос. Сидония прижала к груди святой артефакт, а после рассказа о распятии она скончалась.
Все попытки отделить хитон от Сидонии были безуспешны. Так ее и захоронили вместе с Ризой Христовой. На месте погребения Хитона вырос кедр.
Далее следует другая легенда непосредственно связанная с первой.
Со временем жители Мцхеты забыли о хитоне и Сидонии, но заметили, что больные (раненые) животные и птицы подходили к кедру и уходили оттуда здоровыми. Язычники стали почитать дерево, способное лечить. Святая Нино, оказавшись в Мцхете, попросила царя Мириана построить на месте захоронения Хитона христианский храм. Из кедра было вырублено семь столпов, которые послужили основанием деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и с него стало истекать миро. Его и назвали животворящий столп «Светицховели». Столп был сдвинут со своего места ангелом, и установлен над местом захоронения хитона. Вокруг него и был возведен первый храм, который позже несколько раз перестраивался. В центре храма Светицховели и сейчас стоит столп только вокруг него установлен каменный шатер украшенный фресками.
Современный кафедральный собор Светицховели был возведен в начале XI века (1010-1029 гг.). Основой храма послужила базилика, построенная в V веке царем Вахтангом Горгасалом. Идея перестроить базилику в купольный храм принадлежала католикосу Мелхиседеку в начале Золотой эпохи Грузии. Строительство было поручено архитектору Арсакидзе. Он увеличил по длине базилику и пристроил к ней остальные стены, создав поэму в камне, именуемую Светицховели. На храме имеется оттиск руки мастера, и надпись, благодаря которой известна фамилия зодчего. Следующая легенда, точнее, две версии сказа относительно десницы.
По одной из версий, мастеру отрубили руку, чтоб он больше никогда не построил ничего подобного. Другая версия легенды гласит о том, что молодому мастеру отрезали десницу по приказу царя, так как юношу взаимно полюбила девушка, на которую «положил глаз» сам царь.
О строительстве храма Светицховели имеется великолепный исторический роман Константина Гамсахурдии «Десница великого мастера».
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего – храмовый праздник Мцхетского патриаршего собора в честь 12 святых апостолов, именуемого Свети-Цховели (что означает в переводе с грузинского «Животворящий Столп»). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень – нешвенное одеяние Спасителя (Ин.19,23) – попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом. Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин.19,23-24; Пс.21,19).
В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной.
Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.
Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар – потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265–342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спилили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.
На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма гроба Господня в Иерусалиме.
В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября.
Описание храма
Собор Светицховели в Мцхете является уникальным храмом. В нем невозможно определить симметрию. Строился он на месте предыдущих церквей, стены которых не были разрушены полностью и сохранились как элементы архитектуры. Удивляет также отсутствие симметрии и порядка внутри храма: опорные колонны не только разной формы, но и установлены не в линию.
Внимания заслуживают двери центрального входа в храм. На них выгравирована сцена установки ангелами животворящего столпа.
В храме имеются религиозные и исторические артефакты. Среди них:
- купель для крещения, есть предположение, что в ней крестился царь Мириан – первый христианский царь Грузии;
- опорные столбы – храма, их сейчас 8, один из столбов (Животворящий) окружен каменным шатром, он перестал мироточить после нашествия шаха Аббаса I;
- фрески Светицховели – их в храме огромное множество, сюжеты многих рассказывают историю столпа, также имеются загадочные фрески, которые представляют странную визуализацию некоторых библейских фраз;
- захоронения – храм Светицховели в Мцхете был некрополем, где захоронены грузинские цари, некоторые из них не сохранилось;
- накидка пророка Ильи – считается, что она хранится за алтарем;
- Частица «Истинного креста», того, на котором был распят Христос.
Некоторые историки и теологи считают, что расположение монастырского комплекса Светицховели скрывает зашифрованное послание от предков.
Багратиони
ХИТОН БОГОРОДИЦЫ
Хитон – платье Матери Божией, которое Она, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества. Замечательна история этой величайшей святыни всего христианского мира.
Пречистый Хитон завещан был Пресвятой Девой перед Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие.
Одна из этих вдовиц пожелала, что бы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девице к другой. Так, в течение трех веков Священный Хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле. Ныне Пречистый Хитон хранится в Зугдидском музее (Грузия).
В 2000 году произошло чудо — на Хитоне появилось изображение Иисуса Христа. Увидеть его можно только с помощью кинообъектива.
После Успения Пресвятой Богородицы это величайшее сокровище христианства было передано Греческой Церкви.
Позднее проходящие через Грецию братья византийского Императора Льва Великого Калвин и Кандид в одном из женских монастырей узнали от насельниц о чудодейственной силе Хитона Божьей Матери — от него исцелялись болящие.
Кандид и Калвин пожелали завладеть этой святыней и по возвращении своем из Палестины изготовили точно такой же ковчежец, подобный тому, в котором находился Хитон. Ночью они поменяли ковчежцы.
Византийский император отнесся к святыне с большим уважением и поместил ее в специально построенный для этого монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы. Но в дальнейшем Хитон считался потерянным. Первые сведения о нем появились в V веке. До XIV века все исторические источники подтверждают, что Хитон находится в столице Византийской империи Константинополе.
После падения Византийской империи один Архиепископ привез в Мингрелию эту святыню, чтобы спасти ее от мусульман. В Грузию также попала средняя часть пояса Хитона Божьей Матери, на котором руками самой Пресвятой Богородицы вышито Ее изображение. По одним из исторических источников, его вывезла из Византии супруга Баграта III Елена и поместила в Бедийский монастырь.
Затем Хитон Божьей Матери появился во дворце Дадиани, откуда его перенесли в Хобский монастырь. В 1936 году, когда святыни, изъятые из церквей и монастырей, передали в музеи, Хитон Божьей Матери снова вернулся во дворец Дадиани.
В Христианском мире существует три нерукотворных изображения Христа: на Убрусе, Туринская Плащаница и изображение Спасителя на Хитоне Божьей Матери в Зугдиди.
О чудодейственной силе Хитона Божьей Матери существует много преданий. Первое чудо зафиксировано в 632 году. Известно, что Хитон Божьей Матери два раза спас столицу Византии Константинополь от нашествия сарацин и египтян.
Однажды Константинополь шесть дней находился в окружении армии сарацин, возглавляемой известным предводителем Моавом. Патриарх Фотий вынес Хитон и коснулся им моря, и бурные волны поглотили вражеские корабли…
Одно чудо было зафиксировано в Грузии в 1891 году. Разбойники украли Хитон из Хобского монастыря. В исторических источниках написано, что все население Мингрелии и Хоби приняло участие в его розыске, но безрезультатно. Однако через три дня Хитон был найден чудесным образом — в лесу, на месте, светящемся необыкновенным светом.
В XVII веке Антиохийский Патриарх Макарий писал в Иерусалимскую Патриархию: «Я счастлив тем, что нахожусь в Мингрелии в Цаленджикском монастыре и передо мной лежит Хитон Божьей Матери и я смотрю на него». Макарий Антиохийский положил дорогую ткань на Хитон, вырезал по нему аналогичный и освятил. Копия Хитона как святыня и сегодня находится в Константинополе.
ГВОЗДЬ ГОСПОДЕНЬ
Когда в IV веке равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина, во время паломничества в Святую землю был обретён Крест Господень, то вместе с Ним были найдены и четыре гвоздя, которыми Спасителя распяли в Страстную пятницу. Ныне хранящийся в Храме Христа Спасителя Гвоздь был привезен в Россию в конце XVII века грузинским царем Арчилом.
В IV веке император Константин послал его грузинскому царю Мириаму, принявшему христианство. С тех пор Гвоздь долгое время хранился у грузинских царей. В 1688 году один из них — Арчил Вахтангович — переехал в Москву и взял Святыню с собой. До 1715 г. гвоздь Господень хранился в домовой церкви царя Арчила. Когда же, по просьбе брата своего, Георгия, Арчил послал его в Грузию, где свирепствовало моровое поветрие, тогда губернатор, остановив ковчег со св. гвоздем в Казани, донес об этом императору Петру I. Государь повелел препроводить святыню в Москву для хранения в большом Успенском соборе. До революции Гвоздь выставляли на поклонение один раз в году – 10 (23) июля, в день Ризы Господней.
В XVIII —XIX вв. устройство хпанилища для Гвоздя описывали как достаточно сложное: золотой «четвероугольный» ковчег и «посох золотый с пятью яблоками наведенные финифтью, на коем гвоздь поставляется…», с грузинской надписью на конце («Царь Арчил, сын Вахтана Грузинского царя и сам царь… Имерии и Кахетии, вторицею соорудил сей ковчег для гвоздя Господня, в лето миросотворения 7196 (1688)». В XVIII—XIX вв. ковчег дополнительно украшался (например, в 1771 г. «княгиня грузинская Анна Георгиевна Бакарова приложила» к нему «три запанки с изумрудами и шпильку с цепочками золоченые, для удобнейшего прикрепления того ковчега к посоху»). К XX в. он имел уже новую нижнюю часть в виде «осмигранной» часовни. Верхняя, старая, была в виде съемного золотого купола с херувимами, украшенными «расписною и прозрачною финифтью, рубинами и изумрудами». Это оглавие XVII в. осталось от золотого чеканного ковчега со «створными» дверцами и несло грузинскую надпись «Царь всея Грузии Давид, сын Русуданы, соорудил влагалище для святого гвоздя» (пер. академика Броссе).
Это один из четырех Гвоздей, которыми в Страстную Пятницу был распят на Кресте Господь наш Иисус Христос. По виду это кованый, без следов ржавчины старинный гвоздь черного цвета с редкими золотистыми вкраплениями. Длина Гвоздя Господня — четырнадцать с половиною сантиметров, вес — около восьмидесяти четырех граммов.
29 июля 2008 года он был возвращён Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля. После Литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси, президент Д.А. Медведев вручил 9 реликвий Патриарху Алексию Второму, и в их числе – Гвоздь от Креста Господня.
К сожалению, ни Патриарху Алексию Второму, ни его преемнику не пришла в голову простая и справедливая мысль – вернуть Святой Гвоздь в Грузию, законному владельцу этой святыни – грузинскому народу.
Крест святой Нины
По преданию, однажды во сне святой Нине явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в своем уделе (Грузии), вручив девушке крест из виноградной лозы. Проснувшись, Нина взяла две виноградные ветви и, отрезав прядь волос, связала их крестом, как в видении. С этим крестом юная христианка пришла в Грузию. То, что крест сделан из виноградных веточек, естественным образом объясняет его неровную форму. Эта форма осталась характерной для Грузии. Сегодня крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино») является символом Грузинской Православной Церкви.
После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете, но после усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.
В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его, проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1808 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С этого времени крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.
Светицховели
В священной долине, где сливаются реки Кура и Арагви, в исторической столице царства Иберии — Мцхета (20 км от Тбилиси), находится древнейший православный собор Светицховели, тысячелетие являющийся главным собором и духовным символом Грузии, в котором проводились коронации и захоронения царей. Светицховели занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как самое большое здание из сохранившихся исторических памятников Грузии.
Согласно легенде, в I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать с ее рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.
Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».
В V веке на месте деревянной церкви возвели каменный храм. Его остатки можно увидеть через прозрачный стеклянный пол нынешнего собора.
В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. С этим строительством тоже связано одно предание. «Для возведения храма был приглашен зодчий Арсукисдзе. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели». Впрочем, вероятно, что этот факт все же имел место, так как над одной из арок фасада собора, действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».
Ставший главным собором и центром христианства в Грузии, Светицховели повторил весь исторический путь грузинского народа от осквернения сельджуками, когда храм использовался как хлев для верблюдов, до разграблений турками и персами. Потайные комнаты Светицховели служили укрытием для местных жителей во время набегов и хранилищем ценных книг и драгоценностей. В XIX веке, перед прибытием российского царя Николая I, уцелевшие древние фрески покрыли несколькими слоями извести. Их очистили от извести только в 60-х годах XX века.
Собор Светицховели отличается величественной и гармоничной архитектурой. Барельефы западного фасада почти полностью сохранились в своем первоначальном виде. На южном фасаде лучше всего заметна характерная асимметрия здания. Декоративные арки северного фасада подчеркивают высоту собора в 54 метра.
Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса Христа у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.
В южной части комплекса находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Его построили в начале XIV века, чтобы отметить, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа. К другим историческим памятникам относятся каменные купели IV века, в которых крестили царей, и остатки оригинального животворящего столба. Собор стал усыпальницей Багратионов. Перед алтарем храма захоронение грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали – основателя Тбилиси, Ираклия II, Георгия XII — царей династии Багратиони и других.
В Светицховели с компанией Viva-Georgia
Компания Viva-Georgia организует экскурсии в Мцхету и Светицховели. Во время поездки обязательно посещение храма Джвари, построенного на месте поклонного креста, некогда установленного Просветительницей Ниной и горный монастырь Шиомгвиме, являющийся одним из древнейших действующих мужских монастырей Грузии.
История
Светицховели – не первый храм, построенный на этом месте. В IV веке Мирианом III здесь была возведена деревянная церковь. Устоем ей служил ствол священного кедрового дерева, что впоследствии и дало название – Светицховели.
Церковь не простояла долго и уже в V столетии на ее месте была построена базилика. Ее строительство относят к заслугам царя Вахтанга Горгасала. В отличие от своей предшественницы, базилика простояла довольно долго. В 70-е года XX века до нее добрались советские исследователи и вскрыли верхние устои.
Тот Светицховели, которым мы можем любоваться сейчас, строился с 1010 по 1029 год. На месте разрушенной церкви Верховный Патриарх Мелхиседек I Грузинский построил тот самый храм. Руководил строительством зодчий Арсакидзе.
В 1830-е гг. были испорчены старинные Фрески, украшающие стены Светицховели: в ожидании приезда царя Николая I, был дан приказ закрасить роспись. Местная власть опасалась, что обветшавший вид фресок покажется Петербургской делегации непрезентабельным для храма национального значения. Впоследствии российские художники расписали Светицховели заново. А после этого было принято решение все же восстановить испорченные фрески.
Как добраться?
Светицховели расположен в Мцхете, найти его несложно – он виден из любой точки городка.
Если вы добираетесь из Тбилиси, садитесь на маршрутку на станции метро Дидубе, предварительно приобретя билет в кассе. Ходят маршрутки с 7.30 до 20.30 раз в 15-25 минут (обратно из Мцхеты последний рейс в 20.00).
Также можно добраться до Мцхеты электричкой, которая отправляется с вокзала Тбилиси и стоит 1 лари. Ехать до станции «Мцхета». В этом случае готовьтесь к полуторакилометровому пешеходному путешествию вдоль берега в сторону центра Мцхеты.
Риза Господня
Ризой называли в Израиле верхнюю одежду или плащ (гиматий), которым человек покрывался поверх хитона и прочей одежды. Впервые эта одежда Иисуса Христа упоминается в Евангелии от Матфея, в истории с женщиной, страдавшей 12 лет кровотечением.
Исцеление женщины, прикоснувшейся к ризе Иисуса Христа
Евангелист рассказывает, что вера женщины в силу Христа была так велика, что она сказала себе: «Если прикоснусь к краю одежды Его — исцелюсь», что впоследствии и произошло. Прикосновение с верой к плащу Христа спасло и исцелило эту женщину не только от физического недуга, но и духовного.
Исторический экскурс и предания
Израиль — это страна с большими температурными перепадами, поэтому ношение там верхней одежды даже летом вполне закономерно. Иисус и Его ученики часто ночевали в полях, поэтому теплая одежда у них была постоянно. Риза в данном случае представляет из себя бесшовный длинный хитон (рубашку), которая надевалась поверх основной одежды и белья.
Про одеяние Господне пишется еще в Псалтыре, когда Давид записал пророчество о последних мгновениях жизни Христа «Разделили Его одежды…» (Пс.21:19). Далее упоминание о ней идет в евангелии от Матфея в 9 главе, когда женщина исцелилась, прикоснувшись к одежде.
Последнее упоминание об одежде Христа относится к Евангелию от Иоанна к 19 главе, в которой апостол описывает, как солдаты у подножия креста бросали жребий, чтобы узнать, кто станет ее следующим владельцем. Дальнейшая история накидки известна по преданию и историческим церковным документам.
Риза Господня — одежда, полученная по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа
Существует несколько различных преданий (армянское, грузинское, сирийское и еврейское), которые описывают перемещение ризы, но при этом они противоречат друг другу. Западное предание говорит, что обнаружила ризу Господню царица Елена в IV в., когда совершала путешествие по Палестине. Она принесла реликвию в Трир, где ее сохраняли в местном соборе. Эта версия появилась в 1196 году и через 300 лет отсюда началось почитание трирской реликвии.
По грузинской версии части накидки по жребию отошли грузинскому солдату, который принес ее на родину и отдал в дар церкви. В дальнейшем она хранилась в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора. Существует альтернативная грузинская версия, по которой плащ попал в Грузию через еврейских поселенцев, которые со времен вавилонского плена жили на территории Иверии.
Они ежегодно отправлялись на Пасху в Иерусалим, где однажды один юноша Елиоз не стал свидетелем распятия Иисуса Христа и не уверовал в Него. Там же он выкупил часть ткани у воина, который ее выиграл и отнес в Мцхету.
Важно! Историки не могут однозначно сказать о правдивости той или иной теории, более всего ученые склонны верить, что риза была разделена на части и хранилась в разных местах земли. Большая часть одеяния хранилась в Грузии до начала XVII века.
Отличие ризы от хитона
До сих пор многие исследователи Писания не могут прийти к единому мнению: хитон и риза — это одно и тоже или нет? Из еврейских документов становится понятно, что в те времена было естественно носить два подобных хитона — один как верхнюю одежду в холодное время суток (риза), а другой как повседневную рубашку (хитон).
В Евангелии от Иоанна написано, что одежды они его разделили на 4 части, а хилтон разыграли целым. Отсюда можно сделать вывод, что именно верхнее одеяние было поделеноа на 4 части и отсюда столько версий по ее перемещению, а хитон нетронутым разыграли между воинами.
Иисус Христос перед казнью был одет в хитон
Риза была сшита из нескольких отрезов ткани, а хитон ткнулся бесшовным, именно поэтому его не смогли разделить — он бы распустился полностью на нитки. В итоге воины, которые следили за распятыми, получили по отрезу от плаща и один из них получил в придачу и целый хитон Христа (Ин.19:23). Таким образом сбылось полностью пророчество о распятии Спасителя, которое записал царь Давид в своем 21 псалме.
По преданию, хитон Христос получил от Девы Марии, которая соткала его для своего Сына. А после Его смерти, хитон спустя годы обнаружила царица Елена во время своего паломничества по Израилю. Она переправила хитон (и по некоторым версиям часть ткани от плаща) в город Трир как подарок своему сыну Константину, который впоследствии стал императором и сделал христианство официальной религией.
Сегодня Трир — это христианский город, в котором располагается самая древняя епископская кафедра в Северной Европе, ее утверждение датируется 250 годом н.э. Современные исследования показывают, что хитон, хранящийся в Трире, датируется 1 веком, а частицы пыльцы на нем идентичны тем же, что были обнаружены на Туринской плащанице. Это подтверждает истинность священной и древней христианской реликвии.
Особенности посещения
Можно посетить Светицховели самостоятельно, но лучше, конечно, сделать это в составе экскурсионной группы – гид расскажет вам много подробностей, тайн и легенд храма, от чего посещение запомнится вам более ярко.
Время работы храма: c 08:00 до 19:00 без выходных. Вход бесплатный. Требования к внешнему виду тут очень жесткие. Для мужчин недопустимы шорты, для женщин — брюки и открытые плечи.
Светицховели – грузинская святыня, просто обязательная к посещению, если вы хотите узнать о Грузии хотя бы самую малость. Здесь – ее древняя история, высокая духовность и многовековые традиции.
Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber
Галерея
Понравилась статья? Поделитесь! Facebook
Особенности и уникальность
Храму сложно найти аналоги. Его особенность заключается в отсутствии симметрии и какого-либо порядка. Так колонны, к примеру, расположены скорее хаотично, а не в линию, как это принято. Также интересно то, что собор строился на месте полуразрушенных церквей и сохранил в себе некоторые детали от них, что также подтверждает разный вид колонн. Это придает ему уникальности. Особую роль играют двери Светицховели: на них изображено как ангелы устанавливают животворящий столп.
Справка! Светицховели окружает крепостная двухъярусная стена, выстроенная в форме квадрата. Идея ее постройки принадлежала царю Грузии Ираклию II. Эта информация содержится в тексте, который высечен над одним из входов в храм. Часть стены состоит из речного камня. Для построек использовался кирпич.
Храм собрал множество религиозных артефактов, в их числе:
- большое количество старинных фресок, многие из которых относятся к легенде о животворящем столпе;
- купель, в которой по преданию крестили царя Мириана;
- 8 опорных столбов, один из которых — животворящий столп, важнейшая христианская святыня;
- царские захоронения;
- накидка святого пророка Ильи.
В кругах теологов есть мнение, что расположение храма является зашифрованным посланием из прошлого.
Праздник
С храмом связан особый праздник хитона — Светицховлоба, который традиционно празднуется в нем же 14 октября.