Русь Ведическая… Многим ли известно это понятие? Когда она существовала? Какие ее особенности? Известно, что это государство, существовавшее в дохристианский период. История Руси ведической мало изучена. Многие факты искажены в угоду новым правителям. А между тем, Русь тех времён была развитым цивилизованным обществом.
Так, ценностью в древнерусском обществе считались не многочисленные богатства, а вера в богов. Клялись русы своим оружием и своим Богом – Перуном. Если же клятва будет нарушена, то «будем мы золотые» — говорил Святослав, презирая золото.
Жили древние русичи с опорой на веды. Ведическое прошлое Руси окутано многими тайнами. Но все же исследователи проделали массу работы и уже на сегодняшний день о том далеком дохристианском периоде можно рассказать много интересных сведений. История ведической Руси будет поведана далее.
Что такое веды
Веды — это писания, откровения Бога. Они описывают природу мира, истинную суть человека и его души.
Буквальный перевод слова – «знание». Эти знания являются научными, а не подбором мифов и сказок. При переводе слова с санскрита, а это родной язык вед, оно обозначает «апаурушея» – то есть «не созданная человеком».
Помимо духовных знаний, веды содержат информацию, которая помогает людям прожить долго и счастливо. Например, знания, организующие жизненное пространство человека от постройки дома до умения жить без болезней и в достатке. Веды — это знания, которые помогают продлевать жизнь, объясняют связь микрокосмоса человека с макрокосмосом и многое другое, вплоть до планирования важных начинаний в жизни.
Зародились веды на территории Индии, став началом индийской культуры. Время их появления можно только предположить, так как внешние источники появились намного позднее самих вед. Изначально знания передавались устно на протяжении долгих тысячелетий. Оформление одной из частей вед относят к 5 веку до н. э.
Подробная запись вед приписывается мудрецу Шриле Вьясадеве, жившему в Гималаях более пятидесяти веков назад. Его имя «вьяса» переводится как «редактор», то есть тот, кто смог «разделить и записать».
Знания делятся на Риг-веду, Сама-веду, Яджур-веду и Атхарву-веду. Они содержат молитвы или мантры и знания по многим дисциплинам.
Древнейшим манускриптом является текст «Ригведы», написанный в 11 веке до н. э. Недолговечность материалов – древесной коры или пальмовых листьев, на которые наносились веды, не содействовала их сохранности.
Узнаем мы о ведах благодаря мнемоническим правилам запоминания и их устной передаче, основанной на санскритском языке.
Знания, передаваемые Ведами, подтверждаются современными учёными. Так, ещё до открытия Коперника в Ведах при помощи астрономических расчётов было подсчитано, на каком расстоянии находятся планеты нашей системы от Земли.
Религия восточных славян: праздники и обряды, культы
Все праздники в календаре восточных славян были тесно связаны с временами года, явлениями природы и культом предков.
Существовало множество праздников, ритуалов и обрядов, связанных с поклонениям божествам в честь основных моментов земледельческого календаря. Многие из языческих праздников существуют у славян и поныне, они тесно переплелись с христианскими традициями. Это такие праздники, как:
- Коляда — день зимнего солнцестояния;
- Масленица — праздник прощания с зимой и встречи весны;
- Иван Купала — день летнего солнцестояния;
Помимо праздников, аграрный культ восточных славян включал в себя множество ритуалов и обрядов, направленных на предсказание и увеличение будущего урожая. Во время вспахивания поля люди читали особые заговоры на богатый урожай, обычно они адресовались богине Леле.
Культ предков также был весомым в религии древнеславянского единства. Проявлениями этого культа историки считают проведение обрядов над умершими людьми, совершение Тризны и другие традиции.
3.1. Календарные праздники
У восточных славян каждое время года заслуживало празднество, ведь начало времени года влияло на на проведение земледельческих работ, совершение обрядов, направленных на укрепление любви, дружбы, семейного благополучия. В зимний праздник Коляда люди славили Бога, принесшего знание людям. В Кудесы было принято ставить гостинцы для духа-хранителя дома. В начале весны праздновали закликание весны и Масленицу. Много праздников было и летом: Купальница, Змеиный день, день снопа Велеса.
3.2. Свадебные обычаи и обряды
Незадолго до празднества жених и невеста посещали могилы умерших родных с целью получения их благословения. Это действо было важным для ощущения взаимодействия с Родовым Древом. На свадьбу приглашался волхв или жрец, который торжественно сочетал пару в союз. Волхв обращался с торжественными речами к верховным Богам: Ладе, Триглаву и Роду. Свадьбы проводились на лоне природы, молодые были в домотканых одеждах, украшенных вышивкой. Свадебный обряд проводился у священного дерева, обычно это была берёза. Молодые трижды обходили вокруг дерева, этот обряд символизировал солнце, единство и бесконечность жизни.
3.3. Погребальные обряды
Обряд погребения у древних славян имел две важные цели: создать связь между миром живых людей и мёртвых, правильно снарядить покойника в долгий путь в царство ушедших. Древние славяне хоронили покойников закапыванием в землю или кремацией. В большинстве обрядов горел костёр, ведь славяне были огнепоклонниками. Урну с прахом затем помещали в родовой курган. На поминках у всех восточных славян была обрядовая еда — это кутья, кисель и блины. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли свечи и костры, готовили еду. Это делалось с целью задабривания предков, которые могли оберегать семью, а могли и причинить зло.
Это интересно!
Чаще всего людей кремировали в лодках. Существовало поверье, о том, чтобы попасть в иной мир, душа должна была пересечь реку.
3.4. Обряд Имяречения
Обряд, проводимый волхвами, имел цель дать человеку славянское имя и открыть поток энергий, связанных с ним. Имяречение могло давать два имени: одно – тайное, другое – явное. Тайное имя нарекалось для того, чтобы сберегать человека от действия потусторонних недобрых сил. Явное имя могло обозначать яркие решительные качества его владельца: Буян, Ратибор, Искрен. Или же наоборот, свидетельствовать о желании родителей дать ребёнку спокойный и мирный нрав: Голуба, Любим, Велеслав.
3.5. Обряд пострига
Обряду пострига подвергали детей пяти-семи лет от роду. Это был знак перехода от опеки матери под опеку отца, возможность наполнения дитя возможностями, полученными от Богов. Постригаемого дитя садили около предмета, связанного с мужской или женской областью деятельности и выстригали волосы крестообразно. Обряд проводили утром, при солнечной погоде, в присутствии родителей, родственников, музыкантов и волхвов.
3.6. Обряды начала строительства дома
Дом категорически нельзя было строить месте бани или кладбища, а также на дороге, даже на старой и заброшенной. Первым делом по углам будущей избы хозяин располагал 4 камня, а в центр временно сажалось небольшое деревце. После этого Богам приносилась жертва. Сначала это могла быть курица или коза, а затем это стали символы богатства: мешочки с шерстью, зерном и монетами. Под первый венец из четырёх брёвен в углы закладывали обереги — ладан, монеты, шерсть животных. Под порог прятали камешки с нарисованными защитными символами.
3.7. Обряд Тризны
Под Тризной понимали обряд, проводимый в честь восславления умершего достойного человека. Чтобы вынести усопшего, в доме разбирали стену, чтобы в дальнейшем покойник не тревожил живых обитателей дома. Перед домом разводился большой костёр, на котором сжигали покойника. В память об умершем славянская община проводила различные состязания и поминальные мероприятия с питьём мёда, киселя и присутствием поминальных блюд. Над могилой покойника было принято громко плакать, для этого даже специально приглашались женщины-плакальщицы.
Русские веды
Учёные говорят о двух ветвях ведических знаний – индийской и славянской.
Русские веды сохранились меньше из-за влияния различных религий.
При помощи сравнения лингвистики и археологии Руси и Индии можно увидеть, что их исторические корни похожи и могут быть общими.
В качестве доказательств можно привести следующие примеры:
- Название и археологические особенности города Аркаима, останки которого обнаружены в России на Урале, похожи на индийские города.
- Сибирские реки и реки Центральной России имеют созвучные санскриту названия.
- Схожесть произношения и особенностей русского языка и санскрита.
Учёные делают вывод, что расцвет единой ведической культуры происходил на территории от берегов северных морей и до самой южной точки Индийского полуострова.
Русскими принято считать славяно-арийские веды — так называют сборник документов, отражающий жизнь человека на Земле более, чем за 600 000 лет. К славянским ведам относят и «Велесову книгу». По словам учёных Н. Николаева и В. Скурлатова, книга содержит картину прошлого русско-славянского народа. В ней русские представлены как «внуки Даждьбога», описаны праотцы Богумир и Ор, рассказывается о переселении славян на территории Подунавья. Рассказывается в «Велесовой книге» о ведении хозяйства славяно – руссами и о системе своеобразного миропредставления и мифологии.
Древнерусский город
О том, что славяне вовсе не были дремучими лесными варварами, можно судить хотя бы по тому, что скандинавские саги IX в. называют Древнюю Русь Гардарикой – «Страной городов». Вряд ли охочие до богатств скандинавы стали бы так называть страну с примитивными лесными поселениями.
Что говорят нам источники о славянских городах?
- По Б. Д. Грекову, полноценные города на территории Древней Руси появились как минимум в VII в. Причем точной даты их основания нет, и потому такие города называют «изначальными»: это Новгород, Ростов, Смоленск, Чернигов, Полоцк и, конечно же, Киев. Все эти города стояли на торговых речных путях «из Варяг в Греки», и потому славились своим богатством.
- Сначала город был «убежищем»-городищем с частоколом вокруг. Во время вражеских набегов здесь прятались мирные жители, а во времена мира городища обычно пустовали. Однако с появлением регулярного войска и, соответственно, князя, этим войском командующего, в городищах стали селиться дружины. Им требовались не только припасы, но и оружие, и одежда. Так что возле городищ стали формироваться посады, где жили ремесленники.
- При появлении частной собственности у знатных мужей появляются «грады» — хоромы. И именно они, в итоге, становятся настоящими городами. В итоге город становится центром не только политической, но и всей культурной жизни проживающих рядом людей.
Так что еще до образования государства восточные славяне уже имели собственную (весьма богатую!) историю и создали огромный пласт самобытной культуры.
Волхвы
Волхвами считали людей мудрых, обладающих знаниями. Их деятельность простиралась на многие области жизни. Так, ведьмы занимались бытовыми делами и обрядностью. Само слово «ведь – ма» обозначало «ведать» и «мать» — «женщина». Они «ведали» делами, которые можно было решить с помощью бытовой магии.
Волхвы-ведуны, называемые дидами или дедами, хорошо разбирались в священных сказаниях. Среди волхвов мудрецов были представители как простейшего знахарства, так и обладатели серьёзных научных знаний.
Волхвы ведической Руси прославились среди славян своими наставлениями, помощью в налаживании жизни и в желании понять Божью Веру. Их считали колдунами, отлично знакомыми с травничеством, гаданиями, целительством и предсказаниями.
В «Слове о полку Игореве» есть упоминание о Всеславе Полоцком, называемым так же Волхвом Всеславьевичем. Будучи княжеским сыном, Всеслав Вещий имел способность оборачиваться в серого волка, ясного сокола или гнедого тура, а так же гадать и устраивать наваждения. Обучался всему княжий сын у волхвов, куда отдал его на обучение отец.
С приходом христианства, почитаемые на Руси волхвы, участвовали в выступлениях против новой веры. Их деятельность признавалась противозаконной, а они сами были названы злыми колдунами, преступниками и чернокнижниками, отступниками. Их обвиняли в связи с демонами и в желании приносить людям зло.
Известное и подробно описанное событие произошло в Новгороде, когда мятеж против новой религии был организован волхвом. На сторону мудреца стал народ, но князем Глебом Святославичем был сделан подлый поступок. Князь зарубил топором организатора мятежа. Как звали волхва неизвестно, но впечатляет силы веры мудреца и его сторонников.
До крещения Руси популярность волхвов была часто больше, чем популярность князей. Возможно, именно этот факт повлиял на искоренение язычества на славянских землях. Опасностью для князей было влияние волхвов на людей как духовных наставников. А в колдовских и магических способностях этих людей не сомневались даже представители христианской церкви.
Среди волхвов были люди, которых называли кошунниками, гуслярами и баенниками. Они не только играли на музыкальных инструментах, но и рассказывали былины и сказы.
Пантеон богов в язычестве Древней Руси — боги в религии восточных славян
Языческая культура полнится множеством Богов, отвечающих за явления мира и природные процессы. Единого Бога у славян не было, люди поклонялись большому количеству высших сил в надежде на их покровительство в том или ином деле.
Основных божеств пантеона можно условно разделить на:
- Солнечных Богов (Сварог, Хорс, Ярило, Дажьбог);
- Функциональных (Перун, велес, Стрибог, Семаргл);
6.1. Древний славянский бог Род
Род являлся Верховным богом древних славян, он был покровителем неба, грозы, плодородия. Его считали повелителем всего живого, языческим Богом-творцом. В одиночку он создал из хаоса Правь, Навь и Явь, затем с сыновьями он сотворил Землю. Согласно преданиям, солнце вышло из его лица, месяц — из груди, звёзды — из очей его, зори — из бровей, ночи — из дум, а ветры — из дыхания.
6.2. Бог славян Хорс и его воплощения
Хорс — Бог солнечного диска, око неба. Победить его невозможно, поскольку он находится выше всех и к нему не подступиться. Представляется молодым красивым юношей, у которого 4 воплощения.
6.2.1. Бог славян Коляда
Коляда, сын Дажьбога, символизирует молодое солнце, которое сменяет старое. Также он сеял мир между соседствующими народами. Он подарил людям календарь и Веды, ставшие для них источником знаний о мироздании.
6.2.2. Бог славян Ярило
Покровитель светлых помыслов, чистого сердца и небесного светила. Благодаря энергии тепла от Ярило-Солнца возможна жизнь на Земле. Но если он сердится на человека, то сохнут реки и ручьи, горят посевы и наступает голод.
6.2.3. Бог славян Даждьбог
Один из Сварожичей, Бог солнца, податель тепла и света. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. Его имя слышится по сей день в короткой молитве «Дай, боже!».
6.2.4. Бог славян Сварог
Верховный владыка Вселенной, родоначальник светлых Богов. От него с помощью удара молота по камню родились Боги солнца, молнии, облаков, ветра, огня и вод.
6.3. Перун – бог грома и молнии
Бог-громовержец Перун покровительствовал князю и боевой дружине. Хранитель порядка и блюститель справедливости. Охраняет явный мир от неявного. Перун считался грозным богом, но отходчивым. На землю он посылал благодать в виде дождей.
6.4. Стрибог – бог ветра
Стрибог — бог ветра, руководитель воздушных течений. Может вызвать или укротить бурю. Его обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове.
6.5. Велес – языческий бог богатства
Второй по значению Бог после Перуна, покровитель трёх миров. Люди верили, что Велес дарует богатство и благополучие, к нему часто обращались купцы и мастера.
6.6 Лада – богиня любви и красоты
Лада, небесная мать, олицетворение женского идеала, хранительница домашнего очага. Почитается как Покровительница семейных уз, их крепости и согласия супругов, защитница детей.
6.7. Бог славян Чернобог
Великий Бог Нави, начало всех злоключений и пагубных случаев. Он изображался облачённым в броню, лицо его было яростным, а в руке он держал копьё.
6.8. Бог славян Мокошь
Она олицетворяла мать сырую землю и была посредницей между небом и землёй. Богиня плодородия, покровительница дождя, мелкого скота, Мокошь также охраняла женщин и их дела.
6.9. Бог славян Морена
Богиня бесплодной, бесполезной дряхлости, увядания жизни и наступления неизбежного конца — смерти. Этой богине не нужны были никакие жертвоприношения, кроме увядших цветов, опавших листьев, сгнивших плодов.
6.10. Низшие божества древних славян
Наряду с богами, славяне верили в существование низших духов, они могли быть полезными или опасными.
6.10.1. Звериные божества
В давние времена славяне считали зверей своими прародителями и поклонялись им. В каждом родовом племени было своё священное животное, это мог быть волк, медведь, конь, лось.
6.10.2. Домашние божества
Домашние духи могли быть добрыми, пакостливыми или злыми. Домовой, Запечник, Люб, Клетник были добрыми хранителями жилья. Кикимора, Мокруха, Барабашка — безобидные, порой шкодливые сущности. По-настоящему опасные духи, это: Злыдни, Пустодомки.
6.10.3. Божества-чудовища
По преданиям славян, в лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Все природные пространства были заселены духами, чудовищами и нежитями. Бесы, Бабаи, Вурдалаки, Гномы — это лишь малая часть злобных и опасных духов.
6.11. Идолы, атрибуты богов, храмы и культовые места
У язычников священными местами могли быть рощи, реки, озёра, особые камни. Родовыми храмами были курганы, на них иногда устанавливались идолы. Идолы или истуканы делались из дерева, глины или камня. Культовые места (капища) могли выглядеть как площадки с идолами и жертвенными ямами. Иногда капища ограждались частоколом, рвом с огнём или земляным валом.
Это интересно!
В последний период дохристианского язычества возникают храмовые постройки и комплексы, возводятся дома для родовых собраний и обрядов.
6.12. Служители культов, жертвоприношения и предсказания
Служителей языческого культа называли волхвами. Они составляли календари, хранили и передавали мифы, выполняли функции предсказателей и колдунов. Они умели общаться с Богами и творить чудеса. Жертвоприношения были типичным обрядом для языческих праздников. Идолам приносили мясо животных, зерно, плоды, чтобы попросить Богов о чём-либо или отблагодарить.
6.13. Культ предков
Обожествление умерших предков основывалось на убеждении в существовании неразрывной связи между живущими и усопшими людьми. Особо почитались ближайшие предки: прародители и родители, они являлись заступниками и покровителями Рода.
Известные волхвы
Причастен к волхвам древнерусский певец Боян Вещий. Одним из его даров было умение перевоплощения.
К известным волхвам – жрецам относят Богомила Соловья. Прозвали его так за красноречие и за исполнение языческих повествований. Свою известность он получил за организацию восстания против разрушения капища и языческих святилищ в Новгороде.
С появлением христианства на Руси волхвы преследовались и уничтожались. Так, в 15 веке в Пскове были сожжены «жёнки вещие» двенадцать человек. По приказу Алексея Михайловича в 17 веке проводили сжигание волхвов на кострах и закапывание ворожей в землю по грудь, а так же ссылали «мудрых» людей в монастыри.
Великий бог Перун
Перун
Перун — один из самых мощных функциональных богов. Сила его обусловлена родством со Сварогом: как и Даждьбог он считался первым сыном великого Рода. Перун обладал нечеловеческой мощью, метал молнии и напускал громовые раскаты. Бог покровительствовал воинам, поэтому особенно почитался славянами. Язычники обращались к нему за дождём для полива посевов и молниями, чтобы сразить врагов.
Когда и как возникла дохристианская Русь
Точное время, когда возникла ведическая Русь, неизвестно. Но есть сведения о воздвижении Первого Храма волшебником Коловрасом, есть и дата, вычисленная астрологами – 20-21 тысячелетие до н. э. Построенный из грубых камней, без применения железа, возвышался Храм на Алатырской горе. Его появление связано с Первым исходом племени русов с севера.
На русской земле поселились так же и арии, пришедшие из древнего Ирана и Индии ещё в третьем тысячелетии до н. э. осели они на Беловодье, где Богумир учил их искусству и ремеслу. Он же, являясь праотцом славян, подразделил людей на воинов, жрецов, торговцев, ремесленников и прочих. Столицу ариев на Урале называли Кайле – город, сейчас он носит название Аркаим.
Наши предки — это не один народ, а несколько
История Руси очень похожа на историю Ирландии. На далёком зелёном острове тоже проживало немало людей, происходивших из разных народов. Жили они удалённо друг от друга и никогда не формировали цельное государство.
Время от времени прибывали иностранные гости, которые смешивались с местным населением, так что не всегда можно было сказать, какого же оно — лицо истинного ирландца.
Древняя Русь тоже не состояла из какого-то единого народа. Археология позволяет нам выделить несколько племенных союзов:
- северяне;
- вятичи;
- радимичи.
У всех них будто бы есть общий предок — русы, но всё это гипотезы. А ещё на территории нашей страны вполне могли селиться балтийские, иранские и многие другие народы.
Всё это происходило столь давно и описано столь скупо, что остаётся только спорить.
Общество ведической Руси
Изначально у русов образовались центры развития – город Киев на юге и город Новгород на севере.
Русы всегда проявляли к другим народам доброжелательность и уважение, отличались душевностью.
До крещения Руси были в славянском обществе и рабы – челядь из пленённых иноземцев. Русославяне торговали челядью, но считали их младшими членами семьи. Невольники находились в рабстве определённый срок, после которого становились свободными. Такие отношения назывались патриархальным рабством.
Местом жительства словянорусов были родовые и межродовые поселения, в больших домах проживало до 50 человек.
Общинное общество возглавлял князь, подчинявшийся народному собранию – вече. Княжеские решения всегда принимались с учётом мнения военачальников, «дидов» и старейшин родов.
Общение на основе равенства и справедливости учитывало интересы всех членов общины. Живя по законам ведов, русы обладали богатым мировозрением и большими знаниями.
Быт древних славянских племен
Какие свидетельства о славянских племенах оставили нам Тацит, Прокопий Кесарийский, Ибн Фадлан и другие историки, чьи труды дошли до наших дней?
- Благодаря грекам мы знаем, что славяне были сильными и смелыми людьми, которые легко переносили холод. Греческие источники указывают, что славяне были очень быстры и неутомимы; питались грубой пищей. Не смотря на то, что греки негативно относились ко всем северным варварам, они отмечали, что славяне были высокими людьми с приятными лицами.
- Византийские источники не сохранили имен славянских вождей, хотя известно, что славянские племена постоянно терроризировали границы империи, постоянно вторгаясь на византийские земли. Зато византийские авторы упоминали, что славяне сражались пешими и без строго военного порядка. Отмечалась и чрезмерная жестокость на поле боя и милосердие к врагам. Пленных славяне обращали в рабство, но славянским рабам жилось гораздо легче, чем римским.
- В некоторых источниках упоминается, что славянские женщины нередко сражались наравне со своими мужчинами. Например, среди убитых славянских воинов, погибших при осаде Константинополя в 626 году, было много женщин.
- Древние славянские законы были примитивны, как у большинства племен того времени. Виру за убитого требовали редко, жили по принципу «око за око, зуб за зуб». Кровная вражда была обычным явлением того времени.
- Венеты, по Тациту, сражались в одних портах, то есть кольчуг либо не знали, либо презирали. Зимой носили шкуры, женщины одевались в длинные платья.
- Упоминая полянские племена, Нестор Летописец указывает на их образованность и кротость. А вот о древлянах отзывается нелицеприятно. С другой стороны, Нестор сам был выходцем из полян, так что такие негативные речи о чужом племени и не удивительны. Но верить им, вероятно, стоит не до конца.
- Известно, что славяне занимались земледелием и разводили домашний скот. Рацион был весьма скудным, в него входили дикие ягоды, коренья и грибы. Питались просом, гречихой и молоком, занимались бортничеством.
Особенности славянского быта заключается в том, что в отличие от своих соседей-сармат, славяне вели оседлый образ жизни и строили дома. Но так как земледелие, как правило, было подсечно-огневым, то при выработке плодородной земли вся община переезжала на новое место.
Уже в VI-IX вв. подсечно-огневое земледелие уходит в прошлое, теперь славяне пашут землю. В тот же период устанавливаются культурные и экономические связи с более развитыми соседями, в том числе Византией. Появляется «Закон Русский», а договоры с Византией составляются на двух языках. Правда, сами документы до наших дней не дошли, так что говорить о существовании письменности до появления кириллицы все-таки не стоит. Известно, что славяне пользовались «чертами и резами», но эти письмена до нас дошли в очень малом объеме.
Культура
О культуре ведической Руси нам известно по сохранившимся соборам, археологическим находкам и памятникам устных повествований – былинам.
О культурном уровне русов можно судить по высказываниям княжны Анны, дочери Ярослава Мудрого, которая стала королевой Франции. Она привезла с собой книги и считала «просвещённую» Францию большой деревней.
«Немытая» Россия поражала путешественников наличием бань и чистоплотностью славян.
Многочисленные храмы и святилища удивляли своим великолепием и архитектурой.
Ведические храмы
Над каждым населённым пунктом возвышался храм, посвящённый ведическому Богу. Само слово «храм» обозначало хоромы, богатый дом. Алтарь был назван так в честь священной горы Алатырь, возвышение «амвон»для произношения священником речи произошло от «мовь», что означает «молвить речь».
Красивейшие храмы ведической Руси возвышались над Святыми Уральскими горами рядом с Конжаковским камнем, над Азовом – горой в Свердловской области, над Иремелем – горой недалеко от Челябинска.
На многих христианских храмах сохранились изображения языческих богов, мифологических животных и славянских символов. Например, на каменном барельефе Дмитровского собора изображение вознесения Даждьбога.
С образцами храмового искусства древних славян можно познакомиться в храме ратарей – одобритов в Ретре.
Крещение в Корсуни
Есть две версии похода русского войска на Херсонес. По одной из них Владимир, как верный союзник византийского басилевса Василия II Болгаробойцы, вернул под его руку мятежный город. Херсонес примкнул к восстанию полководца Варды Фоки, отложился от Византии, и взятие города было не войной с басилевсом, а наоборот – помощью против бунтовщиков.
По другой версии Владимир действительно помогал Василию II во внутриусобной войне против Варды Фоки, для чего отрядил войско в 6000 воинов. Взамен ему был обещан союз и династический брак с сестрой императора, принцессой Анной. Этот союз ставил его на один уровень с византийскими басилевсами. Но император не торопился выполнять своих обязательств. Поэтому русское войско захватило Корсунь, что бы продемонстрировать серьёзность своих намерений.
Как бы то ни было, после взятия Корсуни Владимир дождался Анны с церковниками и принял крещение. После чего он сочетался браком и отправился в Киев. Покидая Херсонес, он вывез все иконы, утварь и мощи святых, а также греческие медные статуи. Но оставил после себя церковь святого Иоанна Предтечи.
Легенды
Множество сказок и легенд ведической Руси передавалось устно. Некоторые были со временем изменены. Но и сейчас тексты «Велесовой книги», «Слова о полку Игореве», «Боянового гимна» и «Добрыни и змея» воссоздают картину прошлого, легендарную историю Ведической Руси.
Восстановленные писателем Г. А. Сидоровым, эти письменные памятники поражают сокровенностью и глубиной знаний русославян. В сборнике писателя можно познакомиться с Мёртвым сердцем, дочерью Лады, легендами о храме Сварога, Руевите, волотах и др.