Причины принятия христианства на Руси (+таблицы и схемы)


Принятие христианства на Руси способствовало расцвету русского государства и в дальнейшем определило направление ее развития.В Х веке объективные причины предшествовали принятию христианства на Руси и в этом, прежде всего, было заинтересовано государство, раздираемое междоусобными распрями многочисленных внешних врагов. Назрела необходимость объединения народа, чтобы противостоять языческому многобожию, для чего и потребовалась единая идеология. В то время христианство было во всех европейских государствах, и Русь рисковала остаться в их глазах «варварской» страной со своим язычеством.

Принятие христианства усилило международный престиж Руси, способствовало расширению и укреплению взаимоотношений с Византией, дальнейшему развитию связей со странами Запада и южным славянским миром.

Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси

Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.

Князь Владимир Креститель Руси

Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.

Владимир при выборе государственной религии проводил «испытание вер», когда в Киев были направлены посольства от мусульман. От иудаизированных хазар и из Византии – все убеждали князя принять их веру. Но Владимир сам отослал свои посольства «в немцы», «в болгары», «в греки» для «испытания их служб».

Послов поразила красота православного богослужения, что повлияло на выбор князя Владимира, он принял решение в пользу христианства.

Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.

Кто крестил Русь

Киевская Русь стала православной во времена правления князя Владимира Святославича (Красно Солнышко). Изначально он воспитывался в языческой традиции, однако в зрелом возрасте осознал необходимость кардинальных перемен в обществе.

Владимир Святославич вошел в историю как Креститель всех земель Киевской Руси, человек, сделавший значительный вклад в развитие и процветание христианства. Среди причин, по которым он решился на смену государственной религии, значились политические, внутренние и другие.

Впоследствии Православная церковь объявила князя Владимира святым и официально канонизировала. День памяти Крестителя Киевской Руси отмечают ежегодно 28 июля. На эту дату также приходится праздник провозглашения христианства на русской земле.

Прежде чем ввести в государстве православие, Владимир Святославич долго размышлял над выбором веры. Новая религия должна была отвечать всем потребностям правящих кругов и населения, способствовать сплочению людей. Помимо христианства, правитель Руси рассматривал католицизм, мусульманство, иудаизм. Принятию и реализации исторического решения предшествовали встречи с представителями каждой из религиозных конфессий. По преданию, князя заинтересовал именно христианин. Он оказался философом и поведал правителю о предстоящем суде над человеческими душами, продемонстрировал ему впечатляющие картины будущего библейского события.

Причины принятия христианства

Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.

Обязательным условием со стороны императора стало принятие князем христианства. В 988 году князь Владимир со своей дружиной приняли крещение в Херсонесе, и только после этого произошло венчание с принцессой Анной.

Владимир, возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.

Князь Владимир

Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:

  • назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
  • укрепление связей с народами западных стран;
  • достижение стабильного положения Руси;
  • упрочение власти Князя Владимира;
  • приобретение в союзники Византии.

Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).

Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.

Еще больше запретов оказалось в иудаизме.

Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.

Причина 4: Духовные поиски Владимира

Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.

Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.

Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.

Значение крещения Киевской Руси

Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.

Князь Владимир со своей дружиной

Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.

Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:

  1. Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
  2. Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
  3. Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
  4. Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.

Причины принятия христианства

Выбирая свою веру

Важна и проблема «выбора веры», от решения которой зависел весь ход развития русской истории.

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии. Владимир, после похода против ятвягов, вернулся в Киев и принес жертву идолам вместе со своим народом; старцы и бояре сказали: «Бросим жребий на отроков и девиц; на кого выпадет, того принесем в жертву богам.» В это время в Киеве жил варяг, пришедший из Греции и исповедовавший христианскую веру. У него был сын, прекрасный лицом и душой; на этого молодого варяга выпал жребий. Посланные из народа люди пришли к старому варягу и сказали ему: «Жребий пал на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву.» Варяг ответил: «У вас нет богов, но есть дерево; сегодня оно есть, а завтра будет гнить, не есть, не пить, не говорить, но сделано руками человеческими из дерева; и один Бог, которому служат и поклоняются греки, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; и что сделали эти боги? Я не отдам своего сына демонам!» Посланники передали эти речи народу. Толпа взяла оружие, пошла к дому Варягов и сломала ограду вокруг него; Варяг стоял в зале со своим сыном. Люди кричали ему: «Отдай своего сына богам.» Он ответил: «Если это боги, то пусть они пошлют одного бога, чтобы забрать моего сына, и о чем ты беспокоишься?» Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась на варягов, срубила полог под ними и убила их. Несмотря на то, что отважный варяг пал жертвой торжествующего язычества, это событие не могло не произвести сильного впечатления. Язычество, идолы, были торжественно брошены вызов, они были торжественно прокляты; проповедь была произнесена громко; люди в пылу ярости убили проповедника, но ярость прошла, и страшные слова остались: «ваши боги-дерево; бог один, которому поклоняются греки, который все сотворил», — и владимирские идолы были безответны перед этими словами, и что могла сказать славянская религия в свою пользу, что она могла ответить на высокие требования, предъявляемые к ней проповедниками других религий? Самыми важными из них были вопросы о начале мира и будущей жизни. То, что вопрос о будущей жизни имел сильное влияние на языческих славян, как и на другие народы, видно из легенды о том, как болгарский царь обратился в христианство в результате впечатления, произведенного на него картиной Страшного суда. По русскому преданию, греческий проповедник употребил здесь то же средство и тоже произвел сильное впечатление на Владимира; после беседы с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и рассказывает им, что приходили проповедники из разных народов, каждый восхваляя свою веру. Наконец пришли греки, хулят все другие законы, хвалят тебя, говорят о начале мира, о бытии его, говорят лукаво, с удовольствием слушают их и иным светом говорят: если кто в их веру придет, мертвый воскреснет и не умрет после вовеки, если другой закон вступит в силу, то на том свете будет в огне гореть.

Так к Владимиру в Киев явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Принц отверг ислам под тем предлогом, что он запрещает употребление вина. «Радость России-пить, без питья России не быть», — якобы ответил он на искушения мусульман. Он не принял иудаизм, потому что у евреев не было своего государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Он не принял предложение, сделанное посланцами папы, сославшись на то, что его бабушка тоже отвергла католицизм. Только проповедь представителя Православной Византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру лучшей, а греческие храмы и церковные службы-самыми прекрасными.

За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

Это, прежде всего, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Таким образом, претензии папы на светскую власть, нежелание Католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, согласно которой князь был также главой религиозного культа. Православие было более терпимо к местным традициям, а Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Историческое значение принятия христианства

Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:

  • христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
  • изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
  • произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения. Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
  • произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
  • так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
  • появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве. Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).

Киевская Русь

Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.

Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.

Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:

Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.

Проблема выбора веры

Соседние государства стремились вовлечь Киевскую Русь в сферу собственных интересов:

  • Уже в IX веке на Руси появляются византийские и римские миссионеры, активно проповедующие христианство.
  • В 985 г. Владимир совершил удачный военный поход на волжских болгар. После установления договорных отношений болгарские послы пытались обратить русского князя в ислам.
  • В летописях содержатся сведения о попытках хазар обратить Владимира в иудаизм.

Согласно легенде, в исламе Владимиру не понравился отказ от алкоголя: “На Руси есть веселие питие”.

Обряд крещения

По воле князя Владимира 28 июля 988 года население Киева было собрано на берегу Днепра для крещения в его водах. Кто крестил киевскую Русь? Обряд проводился византийскими священниками, приглашенными для этого специально. Теперь эта дата отмечается как официальный праздник крещения Руси.

Обряд крещения

Владимир начал крещение с сыновей и своих приближенных. Потом приказал уничтожить всех идолов, а Перуна (главного идола) – скинуть в Днепр.

В определенный день киевлян массово крестили в реке Почайна, в том месте, где она впадала в Днепр.

С этой даты было положено начало распространению христианства, которое растянулось на несколько столетий. Причиной этому было язычество, оно оставалось во многих княжествах ещё очень сильным. Приходилось преодолевать много распрей, прежде чем православная вера целиком утвердилась как официальная религия.

Так в 1024 году во Владимиро-Суздальском княжестве произошел мятеж сторонников старой веры, а в 1071 году восстание в Новгороде они были подавлены. Ростов принял христианство только к концу ХI века, а Муром еще позже, ближе к ХII веку.

Основные предпосылки

В период правления княгини Ольги и князя Святослава на Руси процветало язычество. Оно было связано с существованием родоплеменных отношений. Примерно такое же верование было у множества соседних племен, что сближало их между собой. Христианская вера принималась в государствах с укрепившимся феодальным строем.

Характер родоплеменных отношений был сдерживающим фактором для распространения христианства. В этом и заключалась проблема, почему такое событие не могло здесь произойти быстро. При этом оно охватывало некоторые знатные слои населения. В частности, княгиня Ольга была в свое время крещена.

К наиболее развитым государствам, с которыми тесно контактировала Киевская Русь, относились Хазария и Византия. Они не были языческими странами, процесс христианизации в них уже наблюдался. По этому пути пошли князья Сербии и Польши.

Чтобы не отстать от прогрессивных государств и продолжать с ними сотрудничество, нужно было принять решение относительно изменения веры. В этом и состояли предпосылки крещения Руси и то, почему князь Владимир пошел на такой шаг.

Культурные и политические последствия

Русь приняла Крещение раньше, чем произошел раскол Восточной и Западной церквей (в 1054 году), но он уже был в стадии вызревания и выражался и в вероучении, и в отношении церкви и светской власти.

Князь Владимир Креститель Руси

В Византии церковное и государственное правосознание подразумевало императора, как хранителя и верховного защитника Церкви (эпистимонарха). Таким образом, он считался единым самодержцем (автократором) всего православного народа. Правителям других христианских государств он дарил титулы князей, архонтов, стольников.

Следовательно, Владимир после принятия киевской Русью христианской веры от византийцев, автоматически ввел свою страну в структуру византийского государства.

В XII веке великому Киевскому князю в Константинополе от византийского императора был присвоен титул стольника. Место Киевской же митрополии в диптихах Константинополя было одно из последних, первоначально – 61-е, в последующие годы (1306-1328) -77-е место.

Принятие христианства имело и культурные последствия, это выразилось в развитии (в формах средневековья) архитектуры и живописи, проникновении византийской культуры, являющейся наследницей древних традиций.

В особенности важно было развитие кириллической письменности и появление книг. Собственно, крещение Руси способствовало появлению первых памятников древнерусской письменности.

Варианты выбора

Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.

РасхождениеПравославиеКатоличество
ОбрядыПричащение велось хлебом и виномВином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки
ЯзыкЛюбойЛатынь
Отношения между церковью и государствомШло подчинение духовенства государственной властиГлавой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа

Распространение христианской веры

Сразу же после крещения Владимир приказывает построить церкви и поставить их на тех местах, где раньше стояли идолы. Так, церковь Василия Блаженного была построена на холме, где стоял идол Перуна и других богов. Владимир приказал основать церкви и назначить в них священников также и в других городах и привести людей к крещению во всех городах и селах.

Есть известие, что митрополит и епископы, посланные из Константинополя, с Добрыней, дядей Владимиром и священником Анастасием отправились на север и крестили народ. Естественно, они пошли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоча и Ловя, к северному концу этого пути – Новгороду Великому. Здесь крестилось много людей, и была построена церковь для новых христиан. Но с самого начала христианство не было распространено среди всех жителей. Из Новгорода, по всей вероятности, водным путем, проповедники отправились на восток, в Ростов. На этом закончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году. В 991 году он умер, и из Царь-Града был вызван новый митрополит Лев. С помощью епископа Иоакима Корсунянина, посланного в Новгород митрополитом Львом, язычество здесь было окончательно подавлено.

Так, христианство при Владимире распространялось главным образом по узкой полосе, примыкающей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра, вдоль Оки и Верхней Волги, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии монахи Печерского монастыря будут проповедниками христианства среди вятичей и Мери и будут там мучениками; летописец прямо говорит, что в свое время вятичи еще сохраняли языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимира, называет русских христиан малым стадом Христовым. Сам князь отвечает за распространение христианства к западу от Днепра, в тех странах, которые ему пришлось посетить из-за его связей с Польшей; есть известие, что в 992 году он отправился с епископами на юго-запад, учил, крестил людей, а в земле Червенской построил во имя его город Владимир и деревянную церковь Богородицы.

Митрополит и епископы прислали от короля замок. В Киеве, если раньше были христиане и церковь, то были, конечно, священники. Владимир также привез священников из Херсонеса. Но всего этого количества не хватало для крещения и обучения людей в Киеве и других местах.

А теперь есть известие, что из Болгарии прислали священников, которые могли учить народ на понятном им языке. Но сколько бы ни приходило греческих и болгарских священников, их не хватало для настоящей нужды. Необходимо было умножить число своих русских священников, что не могло произойти иначе, как через распространение книжного учения. Такое распространение было предпринято сразу же после народного крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное средство утвердить веру. Отцов и матерей не одобряли, поэтому Владимир велел взять детей у лучших горожан и поместить их в книгу поучения. Детей посылали учиться в церкви к священникам и духовенству.

Вывод

Принятие христианства не было однодневным процессом. Это был длительный и трудоемкий процесс преобразования государства. Т.к. держава и религия в те времена были неделимыми понятиями, то принятие новой веры полностью изменило страну. Именно с принятия христианства начинается отсчет новой эпохи. После введения нового вероисповедания Русь постепенно превратилась в могущественную державу, которая имела значительный вес на политической арене. История показывает, что сделанный князем Владимиром выбор, был весьма благоприятным с точки зрения дальнейшего развития государства.

Используемые источники:

  • https://fox-calculator.ru/slavane/prichinyi-prinyatiya-hristianstva-na-rusi-tablitsyi-i-shemyi/
  • https://10prichin.ru/istoriya/10-prichin-kreshheniya-rusi
  • https://history.wikireading.ru/305333
  • https://plusiminusi.ru/prichiny-i-posledstviya-prinyatiya-xristianstva-na-rusi/

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: