О пользе душевной при чтении канонов
Превеликую пользу получает христианин, молясь каноны. Они духовно просвещают верующего человека, открывают ему высоту богословия. Духоносные авторы запечатлели в каждом каноне неисчерпаемые сокровища христианской веры. Тот, кто со вниманием молится каноны, постоянно черпает из них все новые и новые Божественные истины, относящиеся к нашему вечному спасению. Безмерную глубину и широту Божией любви к людям, священную историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, высокие образцы христианской нравственности и многие другие душеспасительные назидания христианин узнает через каноны. Эти священные песнопения дают молящимся умиление и кротость, прогоняют уныние, печаль, малодушие, искореняют греховные помыслы, рассеивают сомнения, утверждают в вере, наполняют сердца радостью о Господе.
Чтобы святые каноны стали вожделенной духовной пищей для души, необходимо очистить себя от греховной скверны постом, молитвой, слезным сокрушением о грехах, святым таинством Покаяния. Есть верующие, которые молятся только каноны святителю Николе (в надежде иметь удачи во временной жизни), преподобному Паисию Великому (об избавлении от вечной муки умерших без покаяния), а также каноны: общий за умерших и за единоумершего (единоумершую). Остальные же каноны их мало интересуют. Такое отношение к святым канонам неправильно. Можно не достигнуть желанной цели в своей молитве, если пренебрегать канонами Пресвятой Троице, Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелам, святым угодникам Божиим, праздникам церковным и т. д. Кто с усердием молится каноны, щедро получает Небесные милости, приобщаясь к богослужебной жизни Святой Церкви. Его жизнь начинает протекать по церковному руслу, ведущему к Горнему миру. За него непрестанно возносят молитвы перед Богом святые, с которыми он вступает в тесное молитвенное общение.
Если вначале вам будет совсем непонятно содержание церковно-славянского текста, то по этой причине не следует оставлять чтение канонов. Наоборот, необходимо чаще и усерднее молиться каноны, и Господь будет неотступным Помощником в вашем благом делании. Бог ответит на вашу молитву, если она искренняя и горячая, исходит из глубины сердца, даже тогда, когда вы еще не понимаете ее славянского выражения. Нужно только иметь желание осмысливать текст, переводить его с помощью церковно-славянского словаря, размышлять о содержании. Со временем у вас появятся радость и умиление душевное от молитвы; казавшиеся ранее непривычными слова постепенно станут сладчайшей Божественной трапезой в вашей духовной жизни. Перед молитвенным чтением канонов необходимо ознакомиться со всеми пояснениями, указаниями и сносками, относящимися к уставному порядку. Кто даже впервые приступает к молению канонов, без всяких затруднений сможет выяснить их последовательность. Начинающим полезно предварительно несколько раз прочитать вслух не спеша непривычный славянский текст. Старайтесь постоянно обогащать свою память священным содержанием канонов.
Благая весть
Праздник Благовещения — один из наиболее почитаемых в православии. Отмечается он Церковные службы в этот день проходят особенно радостно, приподнято, у прихожан в храмах просветлённые лица, и поистине ангельскими голосами звучит с клироса кондак Благовещения в честь Богородицы. Называется он «Взбранной воеводе…» и отличается трогательной красотой и умилением перед Великим Таинством. Ликованием и почтением, искренней надеждой исполнены слова кондака, в которых звучит просьба людская к Пречистой заступиться за нас, грешных. Помимо религиозного, произведения этого жанра имеют важное литературно-художественное значение.
Краткое объяснение терминов и сокращений, относящихся к канонам и молитвам
Все каноны в разделе изложены применительно к домашней молитве без священника, а поэтому не публикуется текст Евангелия и других молитв священника.
Слава — где написано «Слава», то нужно читать: слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне — где написано «И ныне», то нужно читать: и ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь.
Поклон — всегда, когда в скобках указано «поклон», то полагаем на себя крестное знамение и совершаем наклонение головы до уровня пояса.
Тропарь — особая песнь, читаемая перед каноном, которая в кратких словах содержит или хвалу святому, или раскрывает величие и образ его духовного состояния, или сжатое описание его жития.
Кондак — читается по 6-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или краткое повествование о священном событии праздника.
Икос — особое песнопение после кондака, кратко характеризующее праздник или святого.
Седален — читается по 3-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или празднику.
Ирмос — в каждой песне канона первый стих, который поется особым напевом. По содержанию раскрывает различные моменты Ветхозаветной Церковной истории, а также умилительные прошения к Вседержителю и святым.
Запев — перед каждым стихом в песне канона краткое молитвенное обращение к тому святому, которому читается канон. Например: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас». Где в канонах написано: «Запев», то нужно читать слова запева, помещенные после ирмоса первой песни.
Богородичен — в каждом каноне последний стих каждой песни канона посвящен Богородице. В некоторых канонах Спасителю тоже имеется «Богородичен».
Катавасия — в молебных канонах поется после каждой песни, как усиленная молитва-прошение к святому, которому читается канон.
Задостоиник — после 9-й песни канона молитва к Пресвятой Богородице с прошением принять наше духовное делание.
Знакомство с кондаками
Давайте разберёмся, кондак — что это такое? Так называли в Греции, точнее в Византийской империи, торжественные гимны, посвящённые Богородице, празднику Рождества Христова, различным святым. Церковные песни были, как правило, возвышенного, патетического содержания и прославляли то духовное лицо, о котором шла речь. Таким образом, кондак — что это? Хвалебная песнь религиозного содержания. Создавалась она по определённым правилам и имела строго регламентированную форму исполнения. Первые авторы пользовались силлабической системой стихосложения, добиваясь чёткого ритма в поэтическом тексте, чтобы его было легче и удобнее петь. Строфы должны были содержать поучения и наказы для паствы. Их произносил с амвона священник. А припев (рефрен) исполнялся хором певчих и народом, присутствующим в церкви.
Начало общее всем канонам
Малый, семипоклонный начал. Совершается всегда в начале и в конце церковных и домашних молитв.
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон). Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон). Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).
Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон). И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон). Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).
Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон без кре́стнаго зна́мения).
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон). Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон). Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).
По обычнем начале мирянин глаголет:
За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).
Святы́и Бо́же, Святы́и Кре́пкии, Святы́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра́ди. Го́споди поми́луй (трижды). Слава, и ныне.
Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да святи́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь. (поклон).
Го́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу (поклон).
Прииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).
Псалом 142. Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й. И не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́и. Я́ко погна́ враг ду́шу мою́, и смири́л есть в земли́ живо́т мой. Посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ку, и уны́ во мне дух мой, во мне смути́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, и в де́лех ру́ку Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя Го́споди, исчезе́ дух мой. Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне Го́споди путь, вонь же пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х Го́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой благи́и наста́вит мя на́ землю пра́ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́, и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.
Слава, и ныне. Аллилу́ия, Аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же (трижды, с поклонами). Го́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.
Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне.
Стих 1: Испове́дайтеся Го́сподеви я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Стих 2: Обыше́дше обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им.
Стих 3: Не умру́, но жив бу́ду и пове́м де́ла Госпо́дня.
Стих 4: Ка́мень, Его́ же небрего́ша зи́ждущии, Сей бысть во главу́ у́глу, о́т Господа бысть Сей, и есть ди́вна во о́чию на́шею (после каждого стиха глаголем: Бог Госпо́дь).
Начало канонов одинаково до Бог Господь и стихов 1–4 включительно, а далее порядок таков: читаются тропари канонов, псалом 50 и начинается канон (один или несколько).
Часто усердные христиане одновременно молятся не один, а два или больше канонов. Обычно это каноны Господу Исусу (Господский) и Пресвятой Богородице (Богородичен) или святому. Выбор канонов в домашней молитве — личное дело и усердие каждого верующего, а вот порядок их чтения имеет свои правила. Устав описывает не только порядок чтения канонов, но и тропарей, кондаков и седальнов по 3-й песни к каждому из них.
Кондак сегодня
Гимны, сочиняемые в православии по образцам святого Романа, носили первенствующий характер вплоть до 8 века. Они были длинными, в каждом примерно по 20-30 строф, разделённых припевами. Исполнение их во время служб занимало большое количество времени, что создавало некоторые неудобства. Поэтому примерно с 8 века на смену кондаку как жанру приходит канон. Однако это не значит, что гимны перестали звучать в и соборах. Они всё так же выполняли важную функцию прославления и чествования того праздника, для которого были написаны. Просто произошло некоторое видоизменение жанра. Значение слова «кондак» в современном богослужении таково: это 2 строфы торжественного песнопения, исполняемые вместе с икосами после канонов. Этот же термин используется для обозначения строф акафистов. Сейчас обычно поют полный кондак, только отпевая лиц духовного звания. В остальных же случаях ограничиваются его усечёнными, укороченными формами.
Порядок чтения канонов
Все каноны различны, но условно их можно разделить на несколько видов:
- Господские каноны. Это каноны Господу Исусу (Спасителю), Пресвятой Троице, Кресту и другим Господским праздникам, к которым относят: Пасху Христову, Рожество Христово, Вход Господень во Иерусалим, Преображение Господне, Воздвижение, неделю о Фоме и другие. Обычно в таких канонах запев празднику (например, «Слава Господи, Рождеству Твоему») или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
- Богородичные каноны. Это каноны, посвященные Пресвятой Богородице и Богородичным праздникам, таким как: Рожество Богородицы, Благовещение, Успение, явление иконы Казанской и другие. Обычно в таких канонах запев «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
- Каноны святым. Это каноны, посвященные памяти святых.
Каноны по чину:
- Спасителю (или Кресту)
- Богородице
- Архангелы
- Ангелы
- Святый пророк Иоанн Предотеча, Креститель Господень
- Апостолы
- Пророки
- Священномученики и священноисповедники
- Великомученики и мученики
- Святители
- Преподобные
- Христа ради юродивые
- Праведные
Устав о тропарях перед каноном
Канон Господский и Богородичен
Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу (дважды). Слава, и ныне. Тропарь канона Богородице. По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Слава, седален канона Господу. И ныне, седален канона Богородице. По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли поеши два канона: Спасу (или Кресту) и святому (или Ангелу); глаголи тропарь Спасу, дважды. Слава: святому. И ныне: Спасу. Тако же и Богородице со святым.
Канон Господский и святому (Богородичен и святому)
Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице) дважды. Слава, тропарь канона святому. И ныне, тропарь канона Господу (или канона Богородице). По третьей песне: кондак и икос канона святому. Слава, седален канона святому. И ныне, седален канона Господу (или канона Богородице). По шестой песне: кондак и икос канона Господу (или канона Богородице).
Канон Господский, Богородичен и одному или нескольким святым
Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу (дважды), тропари канонов святым (сколько будешь читать канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице. По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Кондаки и икосы из канонов святым. Седален канона Господу. Седален из канонов святых (сколько молишься канонов). Слава, седален святому последнего канона. И ныне, седален канона Богородице. По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли случится пети празднику Христову (или Кресту), Богородице и святому коему, то прежде глаголи тропарь празднику, дважды. Таже, Слава: святому. И ныне: Богородице.
Канон Богородичен и одному или нескольким святым
Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице (дважды), тропари всех, кроме последнего, канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два тропаря, тогда на И ныне читают второй тропарь Богородице). По третьей песне: кондаки и икосы читаем святым по порядку, как молишься каноны. Затем седальны также по порядку. Слава, седален святому последнего канона. Посем, тропарь празднику, Христову или Богородицы, коему изволиши пети, глаголи дважды. Слава, и ныне: паки той же. Аще ли поеши два канона: Христову празднику и Богородицы, то глаголи прежде Христову празднику тропарь дважды. Слава, и ныне: празднику Богородицы.
Порядок чтения катавасии
Когда молишься сразу несколько канонов, то по прочтении каждой песни читаются вместе по порядку катавасии всех канонов и лишь после последней катавасии — Господи помилуй (трижды с поклонами).
Аще ли Спасу, Богородице, Ангелом и святому: глаголи тропарь Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице (вси по единощи).
Аще ли поеши единому святому, то глаголи тропарь святому, дважды. Слава, и ныне: богородичен воскресен по гласу тропаря святаго. И ныне, седален канона Богородице. По шестой песне: кондак и икос канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два кондака, то их читаем по порядку, затем — икос).
Когда молишься два или несколько канонов святым: дважды тропарь канона первому святому, тропари остальных канонов святым читаем однажды. Слава, тропарь последнего канона. И ныне, богородичен последнего канона. По третьей песне: кондак и икос второго канона, третьего и других по порядку. Седален первого канона и других по порядку. Слава, седален последнего канона. И ныне, богородичен его. По шестой песне: кондак и икос первого канона. Всегда, сколько бы канонов ни молились,— читается или поется только ирмос первого канона. Перед каждым стихом читается запев, который помещен в первой песне каждого канона. Лишь в том каноне, который читается последним— в двух последних стихах говорится — перед предпоследним стихом — Слава, перед последним — И ныне.
После тропарей читается.
Псалом 50. Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й. И по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́и мя от беззако́ния моего́ и от греха́ моего́ очи́сти мя. Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х. Яко да оправди́шися в словесе́х Свои́х и победи́ши внегда́ суди́ти. Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся. Омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Cлу́xy моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́рзи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Tвоего́ и Ду́хом Влады́чным утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от кро́вий, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Яко а́ще бы восхоте́л же́ртвы, дал бых у́бо; всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу — дух сокруше́н: се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на; и да сози́ждутся сте́ны Иеросали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожига́емая. Тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельца́.
Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь.
И читается канон.
Из истории термина
О том, как возник жанр кондак, что это такое, мы узнаём из древней христианской легенды. Некогда в Константинополе (5-6 века) при церкви Богоматери служил богобоязненный, искренне верующий человек по имени Роман. Был он настоящим праведником, чем заслужил уважение и доброе расположение тогдашнего патриарха Евфимия. И хотя у Романа ни слуха не было, ни голоса, патриарх именно его просил прислуживать ему на клиросе во время торжественных служб. Завистники постарались опозорить скромного пастора. Однако тот смиренно молился Господу и Богородице, и случилось чудо. Святая Дева явилась Роману и наделила его восхитительным голосом и стихотворным даром. Вдохновение снизошло на служителя Божия, и он сочинил первый в кондак. Что это, вы поймёте, прочитав известные строки торжественного гимна в честь Рождества, который начинается такими словами: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…» Переведённый на языки всех народов, исповедовавших христианство, кондак стал образцом гимнотворчества. А сам Роман получил прозвище Сладкопевца, под таким именем и войдя в историю.
Устав о седальне по 3-й песни канона
Посем канон, ему же изволиши: празднику или святому.
Подобает ведати: аще поеши два или более канонов, то ирмосы всегда поем только 1-го канона, а прочие ирмосы оставляются.
К первым канонам говорятся к каждому тропарю свои запевы; Слава, и ныне, не говорится, а говорится у последнего канона к последним тропарям; к предпоследнему: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху; и к последнему: И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь.
Катавасии вси припеваем каждого канона и по поклону полагаем, и после еще поем: Го́споди, поми́луй (трижды, с поклонами).
Указ о седальнах, по 3-й песни. Егда поеши канон Спасу, Кресту и Богородице, особь по единому: после Катавасии и Го́споди, поми́луй (трижды, с поклонами): Слава, и ныне: седален (или ипакой), единожды. Аще два седальна имать, то седален, единожды; Слава, и ныне: другии.
Егда же два канона, Спасу (или Кресту) и Богородице: глаголи кондак и икос (младшаго канона) Богородице. Слава: седален Спасу. И ныне: седален Богородице. Тако же и Богородице со святым (или Ангелом).
Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому: кондак и икос Богородице; кондак и икос Ангелом; кондак и икос святому; седален Спасу; седален Ангелом; Слава: седален святому; И ныне: седален Богородице.
Аще ли святому единому: седален святому, единожды; Слава, и ныне: богородичен (иже на ряду).