Сретение Господне 15 февраля — народные приметы, запреты дня. Какие молитвы, кондак и тропари читать, обряды и ритуалы.


История возникновения и значение церковного праздника

На церковнославянском языке «сърѣтение» означает «встречу». Это непереходящий двунадесятый праздник, который каждый год приходится на одно и то же число. В этот день встретились младенец Иисус, которого Дева Мария принесла в храм, и старец Симеон.

История праздника начинается во времена правления египетского царя Птолемея II Филадельфа. По легенде, праведный Симеон был одним из писцов, переводивших Священное Писание для царя Птолемея с еврейского на греческий язык.

В книге пророка Исаии переводчик столкнулся с фразой «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Симеон удивился и решил, что писец, составивший предложение, неправильно понял значение слова в первоисточнике. Решил исправить «дева» на «жена», чтобы предложение стало логичным с точки зрения физиологии. Но перед юношей возник ангел. Божественный посланник не только запретил вносить правки, но и заявил, что Симеон будет жить до тех пор, пока не убедится в правильности пророчества.

В день, который впоследствии стал Сретением, Дева Мария отправилась с младенцем в храм. По иудейским традициям женщине после родов надлежало совершить 2 обряда. Принести очистительную жертву: ягненка и голубя. Бедные семьи приносили двух голубей. И если родился мальчик, то на 40-й день после рождения принести его в храм для посвящения Богу.

Симеона к моменту встречи легенда описывает, как 300-летнего праведного старца. Накануне ему вновь явился ангел и направил в храм. После окончания службы Дева Мария вышла из храма и встретила Симеона. Праведный старец взял на руки Богомладенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко». Пророчество исполнилось. Обет, наложенный ангелом, – тоже. Теперь Симеон мог наконец умереть.

Церковь вкладывает в событие и другой, более глубокий, смысл. До встречи действовали правила Старого Завета. С приходом мессии старые правила перестали действовать и, как Симеон, отошли в прошлое, уступая место новой эпохе и христианству. Встречу в храме трактуют как встречу Старого и Нового Заветов.

На древнееврейском имя праведного старца šim’on означает «слышание». До прихода мессии люди слышали пророчества, но не могли убедиться в истинности. Церковное Сретение знаменует начало эпохи «видения».

Успенский Н.Д. Устав пения тропарей и кондаков по входе на литургии.

Разбивка страниц настоящей электронной главы сделана по изданию: Н. Д. Успенский, т. III. Москва, 2007 г.

Н. Д. УСПЕНСКИЙ

УСТАВ ПЕНИЯ ТРОПАРЕЙ И КОНДАКОВ ПО ВХОДЕ НА ЛИТУРГИИ 1

В ХРАМЕ СПАСИТЕЛЯ (ИЛИ В ПРИДЕЛЕ)

В НЕДЕЛЮ (ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ)

1. Если случится Господский двунадесятый праздник, — тропарь и кондак праздника (см., например, 14 сентября).

2. Если случится Господский праздник недвунадесятый, — тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 августа, аще случится в неделю).

3. Если случится Богородичный двунадесятый праздник, — тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю).

4. Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, — тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 октября, аще случится в неделю).

5. Если случится предпразднство или попразднство Господского или Богородичного праздника, — тропари: воскресный, предпразднства или праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и предпразднства или праздника (см., например, 8, 14 сентября, аще случится в неделю).

6. Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, — тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября).

7. Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, или служба шестеричная или без знака, — тропари: воскресный, святого (одного или двоих); кондаки: воскресный,

1 Из Православного церковного календаря на 1974 год. Все даты указаны по старому стилю.

294

святого (одного или двоих) и общий Богородицы «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. II-V).

В ПРОЧИЕ ДНИ СЕДМИЦЫ

8. Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, — тропарь и кондак праздника (см., например, 8, 14 сентября).

9. Если случится Господский праздник недвунадесятый, — тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 августа).

10. Если случится Богородичный праздник недвунадесятый (иконы Богородицы или другой), — тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 октября).

11. Если случится предпразднство или попразднство Господского праздника, — тропари: предпразднства или праздника и святого; кондаки: святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е).

12. Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, — тропари: храма, предпразднства или праздника и святого (если два святых, то и второго); кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е).

13. Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, — тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см.25 ноября).

14. Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, — тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е).

15. Если случится служба святому шестеричная или без знака в понедельник, вторник и четверг, — тропари: храма, дня седмицы (в четверг — два), святого Минеи (одного или двоих), кондаки: дня седмицы (в четверг два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е).

16. Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, — тропари: дня («Спаси, Господи, люди Твоя»), святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня

295

седмицы («Вознесыйся на Крест волею»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е).

17. Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 11-14).

18. Если случится служба святому шестеричная или без знака в субботу, — тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы») и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: святого Минеи, «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. XII).

19. Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую — тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную).

20. Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста — тропари дня («Апостоли, мученицы»), «Помяни, Господи», «Слава»; кондак «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

21. В Радоницу — тропари: «Запечатану гробу» и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е).

В ХРАМЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ИЛИ В ПРИДЕЛЕ)

В НЕДЕЛЮ (ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ)

1. Если случится Господский двунадесятый праздник, — тропарь и кондак праздника (см., например, 14 сентября).

2. Если случится Господский праздник недвунадесятый, — тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 августа, аще случится в неделю).

3. Если случится Богородичный праздник двунадесятый, — тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю).

296

4. Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, — тропари: воскресный, праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и праздника (см., например, 1 октября, аще случится в неделю).

5. Если случится предпразднство или попразднство Господского праздника, — тропари: воскресный, предпразднства или праздника, храма и святого; кондаки: святого, предпразднства или праздника. Если же нет тропаря и кондака святому, то кондаки: воскресный, храма и предпразднства или праздника (см. 14 сентября, аще случится в неделю).

6. Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, — тропари: воскресный, предпразднства или праздника и святого; кондаки: воскресный, святого и предпразднства или праздника (см. 8 сентября, аще случится в неделю).

7. Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, — тропари: воскресный, праздника; кондаки: воскресный и праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября).

8. Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, или служба шестеричная или без знака, — тропари: воскресный, храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: воскресный, святого Минеи (одного или двоих) и храма.

В ПРОЧИЕ ДНИ СЕДМИЦЫ

9. Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, — тропарь и кондак праздника (см., например, 8 и 14 сентября).

10. Если случится Господский праздник недвунадесятый, — тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 августа).

11. Если случится Богородичный праздник недвунадесятый (иконы Богородицы или другой), — тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 октября).

12. Если случится предпразднство или попразднство Господского праздника, — тропари: предпразднства или праздника, храма и святого; кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е).

297

13. Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, — тропари: предпразднства или праздника и святого; кондаки: святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). :

14. Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, — тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября).

15. Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, — тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е).

16. Если случится служба святому шестеричная или без знака в понедельник, вторник и четверг, — тропари: храма, дня седмицы (в, четверг — два) и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы (в четверг — два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е).

17. Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, — тропари: дня седмицы «Спаси, Господи, люди Твоя», храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава» «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е).

18. Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12-15).

19. Если случится служба святому шестеричная или без знака в субботу, — тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы») и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: храма, святого Минеи (одного или двоих), «Слава» «Со святыми упокой», «И Ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. XII).

20. Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую — тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную).

21. Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста — тропари дня: («Апостоли, мученицы», «Помяни, Господи», «Слава»; кондаки «Со святыми

298

упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

22. В Радоницу — тропари: «Запечатану гробу», храма и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е).

В ХРАМЕ СВЯТОГО (ИЛИ В ПРИДЕЛЕ)

В НЕДЕЛЮ (ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ)

1. Если случится Господский двунадесятый праздник, — тропарь и кондак праздника (см., например, 14 сентября).

2. Если случится Господский праздник недвунадесятый, — тропари: воскресный, праздника и святого Минеи; кондаки: воскресный, святого Минеи и праздника (см., например, 1 августа, аще случится в неделю).

3. Если случится Богородичный двунадесятый праздник, — тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (см., например, 8 сентября, аще случится внеделю).

4. Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, — тропари: воскресный, праздника и святого Минеи; кондаки: воскресный, святого Минеи и праздника (см., например, 1 октября, аще случится в неделю).

5. Если случится предпразднство или попразднство Господского или Богородичного праздника, — тропари: воскресный, предпразднства или праздника, храма и святого Минеи; кондаки: воскресный, храма, святого Минеи и предпразднства или праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю).

6. Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, — тропари: воскресный и праздника; кондаки: воскресный и праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября).

7. Если случится бдение святому, — тропари: воскресный и святого; кондаки: воскресный, святого и «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. III).

8. Если случится полиелей, или славословие, или шестеричная служба, или без знака, — тропари: воскресный, храма

299

и святого Минеи; кондаки: воскресный, храма, святого Минеи и «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. II, IV, V),

В ПРОЧИЕ ДНИ СЕДМИЦЫ

9. Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, — тропарь и кондак праздника (см., например, 8 и 14 сентября).

10. Если случится Господский праздник недвунадесятый, — тропари: праздника и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и праздника (см., например, 1 августа),

11. Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, — тропари: праздника и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и праздника (см., например, 1 октября).

12. Если случится предпразднство или попразднство Господского или Богородичного праздника, — тропари: предпразднства или праздника, храма и святого Минеи; кондаки: храма, святого Минеи и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е).

13. Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, — тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября).

14. Если случится бдение святому, — тропарь святого; кондаки: святого и «Предстательство христиан» (см., например, 26 сентября).

15. Если случится полиелей или славословие святому, — тропари: храма и святого; кондаки: храма, святого и «Предстательство. христиан» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 43-е).

16. Если случится служба святому шестеричная или без знака во все дни, кроме субботы, — тропари: дня седмицы (в четверг — два), храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы (в четверг — два), храма, святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 7, 17-е).

17. Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство и попразднство или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12-15).

300

18. Если случится служба шестеричная или без знака в субботу, — тропари: дня («Апостоли, мученицы»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38-е).

19. Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую — тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную).

20. Заупокойная служба в субботу Димитриевскую,; во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста — тропари: дня («Апостоли, мученицы», «Помяни, Господи», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

21. В Радоницу — тропари: «Запечатану гробу», храма и святого Минеи; кондаки: храма, святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е).

Примечания.

Заупокойные приношения, т. е. поминовение на проскомидии (заказные литургии), могут быть во все дни седмицы, но «Со святыми упокой» в воскресенье никогда не поется (см. Типикон, гл. II—V).

Не поется «Со святыми упокой» и в седмичные дни, в том числе и в субботы, если прилучится бдение, или полиелей, или великое славословие. Поется только, если прилучится шестеричная служба или без знака в Уставе (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38, 40—43-е).

Никогда не поется «Со святыми упокой» в предпразднство и попразднство и в период пения Цветной триоди (кроме Троицкой субботы) (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е, и службы Триоди цветной).

В ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦУ И ПЯТИДЕСЯТНИЦУ

Тропари и кондаки поются по уставу, указанному в Триоди постной и цветной, в Минее и Типиконе.

301

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ПЕНИЮ ТРОПАРЕЙ И КОНДАКОВ

1. Перед предпоследним кондаком всегда поется «Слава», а перед последним — «И ныне».

2. Если только один кондак, то перед ним поется «Слава, и ныне».

3. Если святой храма совпадает со святым дня седмицы, то поется только один тропарь и кондак, без повторения их.

4. Если святой Минеи по чину выше святого храма, то тропарь и кондак святому Минеи поются раньше тропаря и кондака святого храмового.

Обряды, ритуалы, традиции на Сретение

С праздником Сретение связано много традиций и ритуалов. Так традиционно в этот день курам, чтобы они хорошо неслись и были яйца вкусные и крупные, давали овес. Выгоняли в первый раз скотину в загон из теплого хлева. Проверяли семена на всхожесть, чтобы посеять только самые лучшие. Белили деревья в саду. Все это проводилось до обеда, а после уже можно было отмечать и сам праздник Сретения.

По этому поводу пеклись блины, символизирующие Солнце, а также пелись песни, прославлявшие это небесное светило, поскольку по народному календарю Сретение Господне является также днем встречи зимы и лета.

15 февраля совершались обряды, посвященные встрече весны, на удачу, исполнение желания и многие другие. Главное, чего нельзя делать на Сретение Господне, – это заниматься домашними делами и грустить, так как Солнце не любит печаль, а значит, не ответит своим теплом, таким нужным как людям, так и животным.

Тропарь Великого четверга: между Причастием и предательством

До конца времен остаются связанными темы Тайной Вечери и предательства. Предательство остается возможным и для того, кто получил дар участия в Трапезе Божией и кому омыл ноги и назвал своим «другом» Сам Господь. Тропарь Великого четверга комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

Версия для печати

Тэги:

Богослужение Страстная седмица Язык богослужения

Обряд в Сретение на семейное благополучие

Утром с трех «плачущих» сосулек набрать воды и отнести ее в храм, где освятить. Вернувшись, перелить в емкость и поставить на стол, покрытый скатертью белого цвета, на котором поместить три свечи, освященные сегодня же. Затем трижды шепотом прочитать «Отче наш» и отпить трижды из емкости. Потом наклониться над стаканом и произнести такие слова: «Вода из сосулек плакучих набрана, ими выплакана, теперь мне не плакать, не реветь, а только от счастья веселеть. Так тому быть – так тому бывать»! Теперь можно воду выпить до конца, а свечи поставить в разных комнатах догорать.

Обряд в Сретение, чтобы желание исполнилось

В полдень 15 февраля подойти к воротам храма, повернуться к ним лицом и прошептать свое желание, потом поклониться. Повернуться к ним спиной и сказать такие слова: «Задуманное в ворота Божиего дома сказаны, никем не пересказаны, мною проговорены, поклоном закрепленные. Сегодня Мать Божия младенца принесла и мое желание услышала. Так пусть же оно исполнится. Трижды прошу. Спиной ухожу». Уйти следует, не оглядываясь и ни с кем не разговаривая до самого дома. Переступив порог, трижды перекреститься.

Обряд в Сретение от проблем в жизни

Каждый человек мечтает, чтобы его обходили стороной проблемы. В этом может помочь специальный обряд, проведенный на рассвете праздника Сретения. Нужно взять белый лист бумаги, на котором написать свою проблему, например, тяжелая работа, болезни, мало денег или же одиночество. Затем его свернуть в трубочку, которую разрезать на три части, чтобы получилось три круга. На стол поставить церковную свечу, вокруг нее положить первый круг, затем насыпать освященной соли, и выложить второй круг, капнуть немного святой воды, а затем третий – завершающий. Теперь прочитать трижды такие слова: «Матерь Божия сына в храм принесла, все невзгоды мои забрала. Встреча наша с Господом произошла, ушла моя беда – безденежная, одинокая, болезненная и всякая другая». По завершению трижды сказать «Отче наш». Пойти в церковь, прихватив с собой свечу, стоящую в центе круга. На ее пламени потом же сжечь бумажные круги, а пепел развеять по ветру.

Обряд в Сретение Господне на удачу

Купить 15 февраля в храме шесть свечей, освятить их, а также посвятить воду. Все это принести домой, переступая порог, читать молитву Богородице, а затем выпить принесенной воды. После этого немного налить ее в емкость, поставить на стол со скатертью (хорошо бы тканевой), а вокруг зажечь 6 свечей. Глядеть на воду и говорить такие слова: «Водица, горе унеси, а удачу принеси. Стану я, помолясь, тебе покорясь, сделай меня счастливчиком навсегда. Уйдет от меня беда»! Пусть свечи до конца догорят, а водой из стакана нужно умыться. Огарки отнести в храм и положить туда, где собираются все церковные огарки. Обязательно дать милостыню трем нуждающимся.

Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы говорили о ектении об оглашенных, в котором мы молимся, чтобы Господь помиловал оглашенных, наставил в истинах святой веры и удостоил Святого Крещения. Этим прошением завершается литургия оглашенных и начинается литургия верных. Во время сокрещенной великой ектении священник читает тайную молитву. В ней он благодарит за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит Его помощи совершить службу достойно, с чистой совестью.

Затем начинается малая ектиния, на которой мы просим вслед за диаконом о мире и спасении души, о сохранении всей Церкви и конкретного храма, о избавлении от скорби, гнева и нужды. В это время священник тайно произносит вторую молитву верных, повторяя в ней прошения первой, и просит Господа даровать верным преуспе́яние в доброй жизни, духовное разумение и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн для стяжания вечной жизни.

После этого открываются Царские врата. Диакон во время каждения читает про себя 50 — й псалом. Начинается Херувимская песнь.

Молитвы на Сретение Господне

Тропарь Сретению Господню, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Тропари на каждый день — кому молится православная церковь в течение недели?

Комментариев нет

В православной традиции каждый день недели имеет определенную тематику, согласно которой во время богослужения читаются и поются тропари дня. Тропарь, по определению, которое дает нам церковная наука гимнография – это короткое песнопение, в сжатой форме определяющее суть праздника, описывающее житие святого, восхваляющее Бога или Богоматерь. Традиция петь тропари очень древняя, поэтому все они написаны на церковнославянском языке и утверждены богослужебным Уставом. Читать тропари на каждый день принято в том числе во время домашней молитвы, присоединяя их к утреннему и вечернему правилу, а также к Правилу ко Святому Причащению.

Кому посвящены тропари на каждый день недели?

Тропарями дня принято называть только те из них, которые поются и читаются с понедельника по субботу, так как, по церковному Уставу, воскресная служба стоит особняком от остальных богослужений, и не относится к будним седмичным богослужениям. Поэтому существует шесть видов тропарей на каждый день:

  • тропарь святым бесплотным силам, глас 4;
  • тропарь Крестителю, пророку и Предтече Господнему Иоанну, глас 2;
  • тропарь Честному и Животворящему Кресту Господню, глас 1;
  • тропарь святым апостолам, глас 3;
  • тропарь чудотворцу Николаю, глас 4;
  • тропарь всем святым, глас 2;
  • тропарь, поемый об усопших, глас 2.

Гласы, указываемые в названиях тропарей дня, обозначают распев (мелодию), в соответствии с которыми следует их исполнять. При домашней молитве их можно просто прочитать.

Особые тропари на каждый день

Помимо стандартных тропарей дня, существуют еще и тропари святым, память которых отмечается в тот или иной день. Их можно найти в православных календарях либо на православных сайтах, содержащих календари. Как и тропари на каждый день, эти песнопения можно добавлять к келейно молитве. Исключением является Великий пост – во время него читаются особые молитвы из Постной Триоди.

Читать тексты православных тропарей на каждый день седмицы

В понедельник (совершается память всех Небесных Сил Бесплотных)

Тропарь, глас 4-й

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы; сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2-й

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Во вторник (совершается память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тропарь, глас 2-й

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 2-й

Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние.

В среду и пятницу (совершается почитание Креста Господня)

Тропарь, глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

В четверг (совершается память Святых Апостолов и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца)

Тропарь апостолам, глас 3-й

Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь святителю, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак апостолам, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякого всеплодия, Едине сведый сердечная.

Кондак святителю, глас 3-й

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христовобо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таиник Божия благодати.

В субботу (совершается память всех святых, известных и неизвестных, а также поминовение всех усопших православных христиан)

Тропарь святым, глас 2-й

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Тропарь за упокой, глас 2-й

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша прости; никто же бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Кондак за упокой, глас 8-й

Со святыми, упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Кондак святым, глас 8-й

Яко начатки естества Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики; тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

На Сретение почитают икону Пресвятой Богородицы, называемую «Утоли мои печали». История ее появления связана с предупреждением Симеона Богоприемца о том, что Иисуса предадут и его мать будет тяжко страдать. Перед ней следует читать:

Богородица, смягчи сердца наши злые, погаси пламя злящихся на нас да очисти души наши от гордыни. Молимся Тебе, Матушка Бога Нашего, словами молитвенными умягчая боль Твою от ран страшных, Тебя терзающих. Благослови нас и защити от самих себя, не дай пропасть во гневе своем и закрыть душу от слов спасительных. Единственная Ты надежда на смягчение наше. Милостью Твоей живем и радуемся каждому дню дарованному.

Молитвы

ТРОПАРИ ДНЕВНЫЕ с кондаками, прокимнами, аллилуиа и причаст.

В понедельник

Тропарь, глас 4: Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2: Архистратизи божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных архистратизи.

На литургии:

Прокимен, гл. 4: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Стих:

Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Аллилуиа, гл. 5:
Хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его.
Стих:
Яко той рече, и быша: Той повеле, и создашася.
Причастен:
Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Во вторник

Тропарь, глас 2: Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство господне, предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуйся, благовестил еси и сущым во аде Бог явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 3: Пророче божий, и предтече благодати, главу твою яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем: ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние.

На литургии:

Прокимен, гл. 7: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него. Стих:

Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.
Аллилуиа, гл. 4:
Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Стих:
Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
Причастен:
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

В среду

Тропарь, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверным людем Твоим на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4: Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею благоверных царей, победы дая им на супостаты, пособие имущым Твое оружие мира, непобедимую победу.

На литургии:

Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем. Стих:

Яко призре не смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди.
Аллилуиа, гл. 8:
Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое.
Стих:
Лицу твоему помолятся богатии людстии.
Причастен:
Чашу спасения прииму и имя Господне призову.

В четверг

Тропари, глас 3: Апостоли святии, молите милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашым.

Глас 4: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондаки, глас 2: Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех, и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, едине сведый сердечная.

Глас 3: В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: христово бо, проеподобне, евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник божия благодати.

На литургии:

Прокимен, гл. 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Стих:

Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Аллилуиа, гл. 1:
Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых.
Стих:
Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его.
Причастен:
Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

В пятницу

Тропарь, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверным людем Твоим на сопротивная даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4: Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею благоверных царей, победы дая им на супостаты, пособие имущым Твое оружие мира, непобедимую победу.

На литургии

Прокимен, гл. 7: Возносите Господа Бога нашего ипоклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих:

Господь воцарися, да гневаются людие.
Аллилуиа, гл. 1:
Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.
Стих:
Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.
Причастен:
Спасение соделал еси посреде земли, Боже.

В субботу

Тропари, глас 2: Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивший и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас того яко блага молите спастися, молимся, душам нашым.

Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Кондаки, гл. 8: Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Яко начатки естества, насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, многомилостиве.

На литургии

Прокимен, гл. 8: Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии. Стих:

Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.
И умершим, гл. 6:
Души их во благих водворятся.
Аллилуиа, гл. 4:
Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Стих:
Многи скрби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Стих:
Блажени, яже избрал и приял еси, Господни, и память их в род и род.
Причастен:
Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
Другой:
Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

Освещение свечей

Сретенская свеча «Громница» считалась своего рода символом данного праздника. Существует поверье, что как она загорается, так и загорается огонёк веры человека, зажегшего её. Принесенные из храма свечи на праздник было принято хранить весь год и использовать их полагалось только во время молитвы. Считалось, что освященная сретенская свеча обладала особой силой и приводила желания молящегося в исполнение.

Церковные свечи освящаются для посвящения Богу, и сгореть такая свеча должна строго по назначению и принестись в «жертву» Богу.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 17, стихи 12 — 19

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

священник Антоний (Борисов)

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 — 23

И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

священник Павел (Великанов)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: