Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны


Этимология

Слово «кондак» происходит от греческого κόνταξ (kontax

), что означает «стержень» или «палка» и относится конкретно к полюсу, вокруг которого прокрутка накручивается.[1] Этот термин описывает способ разворачивания слов в свитке при чтении. Первоначально это слово использовалось для описания раннего византийский поэтический форма, происхождение которой, безусловно, восходит к шестому веку нашей эры, а возможно и раньше. Тем не менее, сам термин происходит из девятого века.[2]

Существует также сборник песнопений, названный в честь жанра гимнов кондак, кондакарион

(Греческий: κοντακάριον) или
Кондакар
(Церковнославянский: Кондакар). В
кондакарион
это не просто собрание kontakia: в традициях Соборного Обряда (как обряд, практикуемый в Собор Святой Софии из Константинополь) это стало названием книги прелюдии или лампадарии, также известный как «псалтикон», в который вошли все сольные части гимнов, исполняемых во время утренней службы и Божественной литургии. Поскольку
Kontakia
обычно пели протопсальты во время утренней службы, первая часть утренней службы с ее прокеймена и
Kontakia
была самой объемной частью, поэтому называлась просто
kontakarion
.
Значок из Святой Роман Мелодист пение свой кондак (1649 г., Маларита, Беларусь).

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны — перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме — можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

  • Водосвятный молебен что это такое
  • Роман Сладкопевец — молитва, икона, тропарь — найдете здесь
  • Колокольный звон для очищения дома, души и тела —

История

Первоначально кондак был сирийской формой поэзии, которая стала популярной в Константинополе при Романос Мелодист, Анастасиос и Кириак в 6 веке и был продолжен Сергий I Константинопольский и Софроний Иерусалимский в 7 веке. Работы Романоса были широко признаны решающим вкладом в Византийская гимнографияв некоторых контактах он также поддерживал императора Юстиниана, написав государственную пропаганду.[3]

Кондак романа На Рождество Христово

также упоминается в его биографии. Вплоть до XII века он ежегодно пелся на императорском банкете в этот праздник объединенными хорами Собор Святой Софии и из Церковь Святых Апостолов в Константинополе. Большая часть стихотворения представляет собой диалог между Богородицей и волхвами.[4]

Кондак — поэтическая форма, часто встречающаяся в византийской гимнографии. Вероятно, он был основан на сирийских гимнографических традициях, которые были преобразованы и развиты в грекоязычной Византии. Это был гомилетический жанр, и его лучше всего можно было описать как «проповедь в стихах в сопровождении музыки». По своему характеру она похожа на ранневизантийские фестивальные проповеди в прозе — жанр, разработанный А. Ефрем Сириец — но размер и музыка значительно усилили драматизм и риторическую красоту зачастую глубокой и очень богатой медитации говорящего.

Средневековые рукописи, сохранившие около 750 кондакий с IX века, около двух третей были составлены с X века, но это были скорее литургические сочинения с двумя или шестью ойкоями, каждая из которых завершалась припевом, идентичным введению (прооимиону). Более длинными композициями были славянские акафисты, вдохновленные акростихом кондак, 24 строфы которого начинались с каждой буквы алфавита (Акафист).

Внутри соборного обряда был разработан усеченный обряд, который уменьшал кондак до одного ойкоса или просто до прооимиона, а музыка была переработана в мелизматическом стиле. Классический репертуар состоял из 42 kontakia-идиомелы и 44 kontakia-prosomoia, составленных из ограниченного числа модельных строф, состоящих из четырнадцати прооимиа-идиомелы и тринадцати окои-идиомелы, которые можно было комбинировать независимо.[5] В этом классическом репертуаре преобладали композиторы-классики VI и VII веков.

Форма

Форма обычно состоит из 18-24 метрически идентичных строф, называемых ойкои

(«Дома»), которому в другом метре предшествует короткая прелюдия, называемая
Кукулион
(капот) или
prooimoion
. Первые буквы каждой строфы образуют акростих, который часто включает имя поэта. Например, стихотворения Романа часто включают акростих «О скромных романах» или «Поэму о скромных романах».[2] Последняя строчка прелюдии вводит припев называется «эфимнион», который повторяется в конце всех строф.

Основная часть кондака пела из амвон священником (часто диакон; в противном случае читатель) после прочтения Евангелие, а хорили даже все собрание присоединилось к припеву. Длина многих kontakia — действительно, эпический характер некоторых — предполагает, что большая часть текста, должно быть, была представлена ​​в виде речитатив, но, к сожалению, оригинальная музыка, которая сопровождала kontakia, теперь утеряна.[6]

Первоначальный вид

Итак, в отличие от современных, древние кондаки отличались большим количеством строф – от двадцати до тридцати, они объединялись единым рефреном, который исполнял народ. Чтением строф занимался канонарх. Первая строфа была вступлением к теме и обычно была написана специфическим слогом, который не повторялся в остальных частях произведения, последняя же часть содержала в себе назидательное наставление и была больше похожа на молитву. Часто первые буквы строк составляли так называемый акростих – то есть вполне осмысленное предложение.

Первоначально кондак уподоблялся постройке, состоящей из множества отдельных комнат, поскольку «икос» можно перевести с греческого как «дом».

Литургическое место кондака

В рамках соборного обряда ритуальным контекстом длинного кондака был панничи

во время торжественных мероприятий (праздничное ночное бдение) и обычно совершался на Влахернская часовня.[7] Предположения о том, что kontakia заменили каноническую поэзию или наоборот, что Stoudites заменили kontakia на Hagiopolitan каноническую поэзию, всегда оставались спорными. Патриарх Герман I Константинопольский ранее основали собственную местную школу (даже если ее больше нет в современных книгах), в то время как студиты охватили жанр кондак своими новыми сочинениями. Единственное объяснение состоит в том, что одновременно должны были существовать разные обычаи, усеченный и длинный кондак, но также и ритуальный контекст обоих обычаев.

Усеченная форма состояла только из первой строфы, называемой «кукулион» (теперь называемой «кондак»), и первого ойко, тогда как другие ойкои были опущены. В рамках Ортрос ибо кондак и ойкос идут после шестой песни канона; однако, если типикон поскольку день требует более одного кондака на утрене, кондак и ойкос более значительного праздника поются после шестой оды, в то время как те из менее значительного праздника переносятся на место после третьей оды, перед кафизм.[8][9]

С конца XIII века, когда Суд и Патриархат вернулись из ссылки в Никае, прежний соборный обряд не был продолжен, а значит, изменилось и прежнее празднование кондака. Единственным праздновавшимся весь кондак был Гимн акафист. Его первоначальное место было в менайон праздник Благовещения (25 марта). В более поздних контакариях и ойкематариях, которые трактовали все 24 ойкои калофоническим способом, Акафист был написан как часть триодион, внутри ойкематариона полный кондак занимал половину тома всей книги.[10] Таким образом, это могло быть выполнено только короткими отрезками во всем Великий пост и стал своего рода паралитургическим жанром. В современной практике это сводится к ирмологическому мелосу, который позволял совершать весь Акафист на утренней службе четвертого воскресенья Великого поста.[11][12] Этот Акафист традиционно приписывался Романос, но недавняя стипендия не одобрила это. В славянской гимнографии так называемый акафист стал самостоятельным жанром, посвященным различным святым; хотя они не являются частью какого-либо предписанного служения, их можно в любое время помолить как молитвенные гимны.

Современная практика рассматривает кондак как надлежащий тропарь, основанный на тексте прооимиона, посвященного определенному празднику менеона или подвижного цикла.

Когда нужно читать Акафист

Молитва бывает разных форм, прежде всего — церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы — можно).

Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам — нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно — если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:

  • во время болезней;
  • при желании найти жениха или зачать ребенка;
  • когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
  • о прекращении войн;
  • просят и о бытовых нуждах.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто — люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.

Прооимия 4 классических контактов

Выбранные здесь примеры являются только вступлением (prooimion, koukoulion), и они относятся к старому базовому репертуару 86 kontakia, которые все были известны как часть соборного обряда. Таким образом, их можно найти с обозначениями в кондакарионе-псалтиконе.[5]

По мелодической системе соборного обряда определенные kontakia-idiomela служили мелодическими моделями, которые использовались для составления других кондей. Кондак на Пасху, например, был использован для составления старославянского кондака в честь местных святых. Борис и Глеб, два князя-мученика Киевская Русь. Заключительный стих под названием «ephymnion» (ἐφύμνιον) повторялся как припев после каждого oikos, и его мелодия использовалась во всех kontakia, составленных в echos plagios tetartos.

Кондак Пасхи

(Пасха)

Славянский кондакар имеет старое жестовое обозначение, которое относится (в первом ряду) к жестам рук, используемым хормейстерами для координации певцов. За исключением эфимниона, всю проимнион и ойкои читал солист по имени «монофонарис» (знак руки не был так важен, как во время эфимниона). Средневизантийские обозначения, используемые в греческом kontakarion-psaltikon, скорее показывают мелизматический мелос, стоящий за этими знаками.

Кондак пасхальный Аще и въ гробъ (Easter kontakion Εἰ καὶ ἐν τάφῳ) в echos plagios tetartos и его кондак-просомойон Аще и убьѥна быста (24 июля Борис и Глеб) (РУС-СПб РС. Q.п.I.32, ET-MSsc РС. Грех. Gr. 1280, F-Pn fonds grec Ms. 397)

Εἰ καὶ ἐν τάφῳ κατῆλθες ἀθάνατε, ἀλλὰ τοῦ ᾍδου καθεῖλες τὴν δύναμιν, καὶ ἀνέστης ὡς νικητής, Χριστὲ ὁ Θεός, γυναιξὶ Μυροφόροις φθεγξάμενος. Χαίρετε, καὶ τοῖς σοῖς Ἀποστόλοις εἰρήνην δωρούμενος ὁ τοῖς πεσοῦσι παρέχων ἀνάστασιν.

Аще и въ гробъ съниде бесъмьртьне нъ адѹ раздрѹши силѹ и въскрьсе ꙗко побѣдителъ христе боже женамъ мюроносицѧмъ радость провѣща и своимъ апостолѡмъ миръ дарова падъшимъ подаꙗ въскрьсениѥ

[13]

Хотя Ты сошёл в могила, О Бессмертный, все же Ты разрушил силу Аид, и восстала победой, Боже Христос, взывая к мироносицы: Радуйтесь! и даруя мир апостолам Твоим, Ты, дарующий воскресение падшим.

[14]

Другой пример, составленный из тех же эхо, — это Гимн акафист, первоначально предназначалось для праздника Благовещения (за девять месяцев до Рождества Христова).

Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы

(25 марта)

Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ πόλις σου, Θεοτόκε · ἀλλʹ ὡς ἔχουσα τὸ κράτος προσμάχητον, ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοί ∙ Αῖρε Νύμφη ἀνύμφευτε.

Възбраньнмѹ воѥводѣ побѣдьнаꙗ ꙗко избывъ ѿ зълъ благодарениꙗ въсписаѥть ти градъ твои богородице нъ ꙗко имѹщи дьржавѹ непобѣдимѹ ѿ вьсѣхъ мѧ бѣдъ свободи и да зовѹ ти радѹи сѧ невѣсто неневѣстьнаꙗ.

[15]

Тебе, лидер чемпионов, мы, слуги твои, посвящаем праздник победы и благодарения как спасенных от страданий, Богородица; но как ты одно с непобедимой мощью, от всех опасностей, которые могут быть, избавь нас, и мы воззовем к Тебе: Радуйся, Невеста Безбрачная.

[14]

Кондак Преображения Господня

(6 августа)

Этот kontakion-idiomelon Романа Мелодиста был составлен в echos varys (могильный режим), и prooimion был выбран в качестве модели для просоимиона воскрешающего kontakion Ἐκ τῶν τοῦ ᾍδου πυλῶν в тех же эхах.

Ἐπὶ τοῦ ὄρους μετεμορφώθης, καὶ ὡς ἐχώρουν οἱ Μαθηταί σου, τὴν δόξαν σου Χριστὲ ὁ Θεὸς ἐθεάσαντο · ἵνα ὅταν σὲ ἴδωσι σταυρούμενον, τὸ μὲν πάθος νοήσωσιν ἑκούσιον, τῷ δὲ κόσμω κηρύξωσιν, ὅτι σὺ πάρχεις ἀληθῶς, τοῦ Πατρὸς τὸ ἀπαύγασμα.

На горѣ прѣобрази сѧ и ꙗко въмѣщахѹ ѹченици твои славѹ твою христе боже видѣша да ѥгда тѧ ѹзьрѧть распинаѥма страсть ѹбо разѹмѣють вольнѹю мирѹ же провѣдѧть ко ты ѥси въ истинѹ отьче сиꙗниѥ

[16]

На горе Ты (sic) преобразился, и ученики Твои, сколько они могли вынести, узрел славу Твою, Боже Христос; так что когда они увидят Тебя распятым, они бы знали, что страсть Твоя пожелает, и проповедовал бы миру что Ты, поистине, Сияние Отца.

[14]

Кондак Воскресенья блудного сына

(9-я неделя перед Пасхой, 2-я неделя триодиона)

Последний пример — не модель, а кондак-просомойон, который был составлен на мелодию Кондак παρθένος παρθένο σ inμερον в echos tritos Романа-Мелодиста.[17]

Τῆς πατρῴας, δόξης σου, ἀποσκιρτήσας ἀφρόνως, ἐν κακοῖς ἐσκόρπισα, ὅν μοι παρέδωκας πλοῦτον · ὅθεν σοι τὴν τοῦ Ἀσώτου, φωνὴν κραυγάζω · Ἥμαρτον ἐνώπιόν σου Πάτερ οἰκτίρμον, δέξαι με μετανοοῦντα, καὶ ποίησόν με, ὡς ἕνα τῶν μισθίων σου.

По глупости оставив отцовскую славу Твою, Я растратил на пороки богатство, которое Ты дал мне. Посему я взываю к Тебе голосом блудного сына: Я согрешил перед Тобой, милосердный Отец. Прими меня, как одного раскаявшегося, и сделай меня одним из наемников Твоих.

[14]

Примечания

  1. Мпампиниотис, Георгиос (1998). Lexiko tis neas ellinikis glossas (Словарь новогреческого языка — на греческом)
    . Афины: Kentro lexikologias.
  2. ^ аб
    Гадор-Уайт, Сара (2017).
    Теология и поэзия в ранней Византии: Кондакия Романа-мелодиста
    . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С. 9–11. ISBN 9781316492512 . OCLC 992462921.
  3. Относительно открытия собора Святой Софии см. Йоханнес Кодер (2008).
  4. Визит волхвов к новорожденному младенцу отмечается в Православной церкви 25 декабря, а не 6 января Праздник Богоявления 6 января празднует Крещение Христа в Православной Церкви).
  5. ^ аб
    См. Издание Константина Флороса (2015).
  6. Лаш, архимандрит Ефрем (1995). Святой Роман Мелодист, О жизни Христа: Контакты
    . Сан-Франциско: Харпер. С. 1–12.
  7. Александр Лингас (1995).
  8. Литургика В архиве 2011-07-26 на Wayback Machine, раздел «Пение Тропариев и Контактей», Дата обращения 17 января 2012 г.
  9. Твпико́нъ, стр.7, 11, 12 и др.
  10. См. Oikematarion, написанный на Моне Эсфигмену (ET-MSsc РС. Грех. гр. 1262, фф.67в-131р).
  11. Литургика В архиве 2011-07-26 на Wayback Machine, раздел «Четвертое воскресенье Великого поста», проверено 17 января 2012 г.
  12. Твпико́нъ, стр 437
  13. Цитируется по Благовещенскому кондакару (РУС-СПб РС. Q.п.I.32, ф. 66).
  14. ^ абcd
    Перевод согласно Молитвенник опубликовано Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилл, Нью-Йорк).
  15. Цитируется по Благовещенскому кондакару (РУС-СПб РС. Q.п.I.32, ф. 36в-37р).
  16. Цитируется по Типографскому Уставу (РУС-МГТ К-5349, ф.75в-76р). Редакция Бориса Успенского (2006).
  17. О других контактах-просомоях той же модели читайте в статье идиомелон.

Рекомендации

  • Архиепископ Аверкий († 1976 г.); Архиепископ Лавр (2000 г.). «Литургия». Православная школа Святой Троицы, Русская Православная Церковь за рубежом, 466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, California 91011, USA. Архивировано из оригинал 26 июля 2011 г.. Получено 15 января 2012.
  • Твпико́нъ сіесть уста́въ (Название здесь переведено на русский язык; фактически на церковнославянском языке) (Типикон, который является Орденом)
    , Москва (Москва, Российская Империя): Сvнодальная твпографiя (Синодальная типография), 1907 г.
  • Флорос, Константин (2015). Das mittelbyzantinische Kontaktienrepertoire. Untersuchungen und kritische Edition
    .
    1–3
    . Гамбург (получил степень бакалавра в 1961 году в Гамбургском университете).CS1 maint: location (ссылка на сайт)
  • Флорос, Константин; Нил К. Моран (2009). Истоки русской музыки — Введение в кондакарянскую нотацию
    . Франкфурт, М. [u.a.]: Lang. ISBN 978-3-631-59553-4 .
  • Кодер, Йоханнес (2008). «Имперская пропаганда в Kontakia Романа Мелодии». Dumbarton Oaks Papers
    .
    62
    : 275–291, 281. ISSN 0070-7546. JSTOR 20788050.
  • Лингас, Александр (1995). «Место литургии кондака в Константинополе». В Акентьев, Константин С. (ред.). Литургия, архитектура и искусство византийского мира: Материалы XVIII Международного византийского конгресса (Москва, 8–15 августа 1991 г.) и другие очерки, посвященные памяти о. Джон Мейендорф
    . Византино Россика.
    1
    . Санкт-Петербург. С. 50–57.

Источники

  • «Синай, монастырь Святой Екатерины, г-жа Гр. 925». Kontakarion без нот, организованный как menaion, triodion (по крайней мере, частично) и pentekostarion (10 век)
    .
  • «Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека, г-жа Q.п.I.32». Нижегородский кондакар Благовещенского монастыря, представленный, описанный и переписанный Татьяной Швец (около 1200 г.)
    .
  • «Париж, Национальная библиотека Франции, греческий фонд, г-жа 397». Неполный кондакарион (Prokeimena, Stichologia for Christmas and Theophany, Allelouiaria, Hypakoai anastasima, kontakia) в стиле коротких псалтикон со средневизантийской круглой нотацией (конец XIII в.)
    .
  • «Синай, монастырь Святой Екатерины, г-жа Гр. 1280». Псалтикон (Prokeimena, Allelouiaria, Hypakoai, Anti-cherouvikon для литургии Преждеосвященных Даров) и Kontakarion (менайон с интегрированным подвижным циклом) со средневизантийской круглой нотацией, написанной в монашеском контексте (около 1300 г.)
    .
  • «Синай, монастырь Святой Екатерины, госпожа Гр. 1314». Psaltikon-Kontakarion (prokeimena, allelouiaria, kontakarion со встроенным гипакоаи, hypakoai anastasima, полный гимн Akathistos, kontakia anastasima, stichera heothina, приложение с припевами аллелуарии в октоэхосе Нефофите 14 века), написанное монахом октоэхоса неофита (14 век)
    .
  • «Синай, монастырь Святой Екатерины, г-жа Гр. 1262». Oikematarion kalophonikon, основанный на пападских сочинениях Михаила Анеотоса и kalopismoi Иоанниса Гликиса, скопированный Грегориосом Монахосом в Mone Esphigmenou на Святой горе Афон (1437)
    .

Редакции

  • Успенский, Борис Александрович, изд. (2006). Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века [Типографский Устав: Устав с Кондакара конец XI — начало XII вв. (т. 1: факсимиле, т. 2: издание текстов, т. 3: монографические очерки)]
    . Памятники славяно-русской письменности. Новая серия.
    1–3
    . Москва: Языки славянских культур. ISBN 978-5-9551-0131-6 .
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: