Молитва, тропарь, кондак и величание Успению Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 1
В Рождестве девство сохранила еси, / во Успении мiра не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: / и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.
При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем — не оставила мира, Богородица: Ты перешла к жизни, так как Ты — Мать Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу, / и в предстательствах непреложное / Упование гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь к животу / престави во утробу Вселивыйся / приснодевственную.
В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу гроб и смерть не удержали: Тебя, как Мать Жизни, переселил к жизни Вселившийся в Твою приснодевственную утробу.
Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.
Молитва
О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление. Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение. О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя. Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний. О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную. Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.
Храм Всех Святых
В рождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Тропарь праздника трижды, глас 1 При рождестве Ты сохранила и продолжаешь хранить девство /, во Успении (смерти) мира не оставила и никогда не оставляешь, о Богородица, / Ты перешла к жизни и вечно жива как Матерь Истинной Жизни, / и Твоими молитвами избавляешь от смерти наши души. |
28 августа — традиционная дата празднования Успения Пресвятой Богородицы. Почему день смерти Пресвятой Богородицы — радостный и светлый праздник Православной Церкви? Почему православные христиане не скорбят, а веселятся над гробом Матери Божией? На эти вопросы призвана ответить данная статья.
Необычайное отношение Церкви к смерти Пресвятой Богородицы чувствуется уже в названии праздника: кончина Божией Матери сравнивается с мирным и спокойным сном — успением, поэтому и назван он Успением, а не Смертью.
По окончании праздничного богослужения настоятель храма протоиерей Виктор обратился к собравшимся на празднике верующим с проповедью, в которой ответил на вопросы о сущности нынешнего торжества.
Умирая, современные люди испытывают страх перед смертью. На похоронах ужасная гримаса смерти искажает лицо не только покойного, но и всех собравшихся у его гроба.
Мысли о дорогостоящих похоронах, разлуке с близкими, незавершённых делах, потере красивого тела и богатства отравляют и без того горестные последние минуты земной жизни большинства современных людей.
Умирающий боится своей кончины ещё и потому, что догадывается о суровом ответе за грехи, который потребует с него Господь.
Или же он сомневается в том, что за гробовой чертой его вообще что-то может ожидать.
Всегда ли было так? Или смерть может быть иной?
Так было не всегда. Даже древние язычники твёрдо верили в загробную жизнь.
Кельты со всей серьёзностью договаривались о возврате долга через годы после смерти, античные греки бесстрашно погибали в битвах, надеясь на вечное счастье в чертогах небесной воительницы Афины.
Ещё более твёрдо верили в вечную жизнь православные христиане.
Мученики радовались, умирая, потому что знали, что идут навстречу Тому, ради Кого они жили, страдали и теперь принимают свою кончину.
Тем более надлежало радоваться о смерти Пресвятой Богородице, идущей в вечную обитель к Своему Сыну Господу Иисусу Христу.
Однако апостолы, расставаясь с Пречистой Богородицей, приуныли и начали скорбеть. Чтобы утешить их, Господь явил всем видение, как Он в окружении ангелов возносит душу Своей Матери на Небо.
Каждый православный христианин может наглядно лицезреть на иконе праздника этот эпизод Священной Истории Церкви.
Тогда апостолы с благоговением погребли тело Божией Матери.
Отчего мы скорбим, а святые радуются, умирая?
Ещё одна причина — наша совершенная неготовность к смертному часу.
А Пресвятая Богородица подготовила Себя заранее Своей безгрешной жизнью, как по Её примеру делали все святые. Божия Матерь помолилась Сыну, чтобы проститься со всеми близкими учениками Христовыми перед кончиной.
Господь исполнил благое желание Своей Матери: все ученики, кроме апостола Фомы простились с Ней.
Но и святой апостол Фома опоздал ко гробу не случайно. По его просьбе на третий день ученики открыли гроб, но тела Небесной Владычицы там уже не было.
Святая Церковь верит, что Господь воскресил Свою Матерь и взял Её к Себе на Небо с телом, подобно тому, как Господь Сам вознёсся на сороковой день после Пасхи.
Некоторые святые отцы даже повествуют о явлении воскресшей Богородицы святым апостолам.
Поэтому неудивительно, что верующий народ дал празднику Успения имя Богородичной Пасхи.
Как и Её Пресвятой Сын, Богородица не оставила нас, как ныне поётся в церковном песнопении: «Во Успении мира не оставила еси» (точный смысл фразы в переводе с церковно-славянского языка «во Успении (то есть в Смерти) не оставила и стой поры никогда не оставляешь).
Поэтому горячо любимый народом праздник учит каждого православного христианина надлежащему отношению к смерти как долгожданной встречи со Христом, подготовка к которой и должна составлять всё содержание человеческой жизни.
Двунадесятые праздники
Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото 31.12.2004 г.
Двунадесятые праздники
Благовещение Пресвятой Богородицы
1. «Архангельский глас вопием Ти…» – величание Благовещению (Знаменного распева).
2. «Благовестите день от дне…» – прокимен на утрени (Знаменного распева в гармонизации архим. Матфея).
3. «Еже от века днесь познавается таинство…» – второй светилен Благовещения (Знаменного распева в изложении диак. С.З. Трубачева).
4. «Ангельских сил Архистратиг…» – светилен Благовещения (муз. диак. С.З. Трубачева).
5. «Совет Превечный» – стихира Благовещения на «Господи, воззвах» (Монастырского напева в изложении А. Касторского).
6. «Совет Превечный» – стихира Благовещения на «Господи, воззвах» (перел. для однородного хора архим. Матфея).
7. «В шестый месяц Архистратиг послан бысть» – стихира на литии в день Благовещения, глас 1 (Киевского распева по методике А.Д. Кастальского).
8. «Благовествует Гавриил» – стихира на литии в день Благовещения, глас 2 (Знаменного распева).
9. «Днесь спасения нашего главизна» – тропарь Благовещению, глас 4 (Греческого распева в изложении архим. Матфея).
Богоявление (Крещение Господне)
1. «Величаем Тя, Живодавче Христе» – величание Крещению Господню (Знаменного распева в гармонизации Ледковского).
2. «Приидите, увидим, верни» – cедален по полиелее, подобен «Удивися Иосиф» (Напев Киево-Печерской лавры).
3. «Возвращашеся иногда Иордан» – тропарь и кондак предпразнству (5 января) (Греческого распева).
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
1. «Велий Господь и хвален зело…» – антифоны Введения (1-й, 2-й и 3-й) на Литургии (Знаменного распева).
2. «Величаем Тя, Пресвятая Дево» – величание Введения (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского в переложении архим. Матфея).
3. «Песнь победную поим…» – ирмосы 2-го канона на Введение во храм Пресвятой Богородицы (Греческого распева в гармонизации А.Е. Ставровского).
4. «Днесь храм одушевленный» – песнопение по Евангелии (по 50-м псалме, «Слава…» вместо «Молитвами Богородицы…») (Знаменного распева).
5. «Ангели вхождения Всечистыя зряще…» – припевы на 9 песни канона Введения (напев ирмология Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева).
6. «По Рождестве Твоем, Богоневесто Владычице» – cтихира Введения на входе, глас 8 (Знаменного распева).
7. «Днесь благоволения Божия предображение» – тропарь Введению (Греческого распева по обиходу А. Ставровского).
Воздвижение Креста Господня
1. «Величаем Тя, Живодавче Христе» – величание на Воздвижение Креста (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского в переложении архим. Матфея).
2. «Величаем Тя, Живодавче Христе» – величание на Воздвижение Креста (Путевого распева).
3. «Господи, помилуй», сотница – из чина Воздвижения Креста (муз. гр. Ф. Львовского в переложении архим. Матфея для мужск. хора).
4. «Днесь Владыка твари» – стихира самогласна на поклонение Кресту (Муз. Л.В. Ладыженского в преложении архим. Матфея).
5. «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень…» – задостойник Воздвижения Креста (Знаменного распева).
6. «Величай, величай, душе моя, Пречестный Крест Господень…» – задостойник Воздвижения Креста. (муз прот. П. Турчанинова, переложение Е.С. Азеева).
7. «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» – запевы Кресту Господню на молебне Воздвижения (в изложении архим. Матфея).
8. «Крест начертав Моисей…» – ирмосы Воздвижения Креста (напева Киево-Печерской Лавры).
9. «Крест начертав Моисей…» – ирмосы Воздвижения Креста (напева Владикавказского Покровского женского монастыря в изложении архим. Матфея).
10. «Вознесыйся на Крест волею…» – кондак Воздвижению Креста (Греческого распева в изложении архим. Матфея).
11. «Вознесыйся на Крест волею…» – кондак Воздвижению Креста (муз. неизвестного автора).
12. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» – тропарь Воздвижению Креста (муз. П.Г. Гончарова в переложении архим. Матфея для мужск. хора).
13. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» – тропарь Воздвижению Креста (Знаменного распева в излож. А.Д. Кастальского).
14. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» – тропарь Воздвижению Креста (в обработке С.В. Крылова).
15. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» – тропарь Воздвижению Креста (обиходное в изложении архим. Матфея).
16. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» – тропарь Воздвижению Креста (по А.Д. Кастальскому, № 18. В изложении архим. Матфея).
17. «Знаменася на нас…» – причастен Воздвижения (по Н.А. Римскому-Корсакову в гармонизации архим. Матфея).
18. «Крест – хранитель всея вселенныя…» – светилен Воздвижения (муз. диак. С.З. Трубачева в редакции архим. Матфея).
19. «Святый Боже…» – Трисвятое на выносе Св. Креста и Св. Плащаницы (муз. Ив.С. Лямина. Ноты подарены сыном автора Ив. (Иваном) Ив. (Ивановичем) в феврале 1988 г. в Париже).
20. «Днесь пророческое исполнися слово» – седален по 2-м стихословии Воздвижения Креста, глас 8 (Знаменного распева).
21. «Крест воздвизаемь…» – стихира Воздвижения на «Господи, воззвах», глас 6 (Знаменного распева).
22. «Крест воздвизаемь…» – стихира Воздвижения на «Господи, воззвах», глас 6, подобен «Все отложше» (напева Седмиезерной пустыни).
23. «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся…» – стихира на поклонение Кресту (муз. С. Панченко).
24. «Радуйся, Живоносный Кресте» – стихира на стиховне, самоподобен, глас 5 (Знаменного распева в гармонизации П. Мироносицкого в ред. архим. Матфея).
25. «Радуйся, Живоносный Кресте» – стихира на стиховне, самоподобен (Знаменного распева).
26. «О преславнаго чудесе! Живоносный сад Крест Пресвятый…» – стихира на хвалитех (Знаменного распева).
27. «О преславнаго чудесе! Живоносный сад Крест Пресвятый…» – стихира на хвалитех, самоподобен, глас 8 (напева Оптиной пустыни из старых нот иером. Нафанаила).
28. «О преславнаго чудесе! Живоносный сад Крест Пресвятый…» – стихира на хвалитех, самоподобен, глас 8 (в изложении А.Д. Кастальского в переложении архим. Матфея для мужск. хора).
29. «О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается» – стихира на хвалитех, самоподобен (двенадцатистрочный).
30. «Бог Господь», «Спаси, Господи, люди Твоя» – тропарь Кресту (Греческого распева).
31. «Бог Господь» со стихами и «Спаси, Господи, люди Твоя» – тропарь Кресту (Греческого распева в гармонизации архимандрита Матфея).
32. «Спаси, Господи, люди Твоя» – тропарь Кресту, глас 1 (Знаменного распева).
Вознесение Господне
1. «Вси языцы восплещите руками…» – антифоны Вознесения Господня (в изложении архим. Матфея).
2. «Тя, Избавителя мира Христа Бога…» – блаженны на Литургии из 9 песни канона Вознесения Господня.
3. «Величаем Тя, Живодавче Христе…» – величание Вознесения Господня (Знаменного распева по А.В. Касторскому в переложении архим. Матфея).
4. «Спасителю Богу…» – ирмосы Вознесения Господня (сокращенный Знаменный распев в гармонизации А.Е. Ставровского).
5. «Еже о нас исполнив смотрение» – кондак Вознесению (Лаврское).
6. «Взыде Бог в воскликновении» – причастный стих (в изложении архимандрита Матфея).
7. «Недр Отеческих не разлучився…» – стихира на входе, глас 6, подобен «Все отложше» (напев Семиозерной пустыни).
8. «Егда вознеслся еси во славе» – стихира на литии, глас 4 (Киевского распева).
9. «Возшед на небеса…» – стихира на литии, глас 1 (Знаменного распева).
10. «Родился еси яко Сам восхотел» – cтихира на стиховне, самогласна, глас 2 (Знаменного распева).
11. «Вознесля еси во славе, Христе Боже наш» – тропарь Вознесению Господню (Греческого распева в изложении архим. Матфея).
12. «Вознесля еси во славе, Христе Боже наш» – тропарь Вознесению Господню, глас 4 (обиход Синодального хора по А.Д. Кастальскому).
Вход Господень в Иерусалим
1. «Величаем Тя, Живодавче Христе…» – величание в Неделю ваий (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского. Подарено В.С. Комаровым, регентом Патриаршего собора).
2. «Величаем Тя, Живодавче Христе…» – величание в Неделю ваий (Знаменного распева в гармонизации А. В. Касторского в переложении архим. Матфея).
3. «Днесь благодать Святаго Духа…» – стихира на «Господи, воззвах», самогласна, в Вербное воскресенье, глас 6 (Знаменного распева).
4. «Днесь благодать Святаго Духа…» – стихира в Неделю ваий (напев Троице-Сергиевой Лвры в изложении иером. Нафанаила).
5. «На престоле на небеси…» – кондак в Неделю ваий, глас 6 (в редакции Д. Соловьева).
6. «Из уст младенец…» – прокимен на утрени в Неделю ваий, глас 4 (Знаменного распева в гармонизации архим. Матфея).
7. «Всесвятый Дух, апостолы научивый…» – cтихира на литии в Неделю ваий, глас 1 (Знаменного распева).
8. Стихиры на «Господи, воззвах..» и литии в великую вечерню на Вербное воскресенье, глас 6 (Киевского распева).
9. «Сокрушившему брани мышцею Своею…» – трипеснец на повечерии в Неделю ваий (напев ирмология Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).
Фото середины 80-x гг. XX века
День Святой Троицы. Пятидесятница
1. «Величаем, величаем Тя…» – величание в день Святой Троицы (муз. Б.С. Додонова).
2. «Величаем Тя, Живодавче Христе…» – величание (Знаменного распева в гармонизации Б.М. Ледковского).
3. «Егда снизшед языки слия…»– кондак Пятидесятнице (Греческого распева в гармонизации Д. Соловьева в переложении архим. Матфея).
4. «Егда снизшед языки слия…»– кондак Пятидесятнице, глас 8 (Греческого распева).
5. «Придите людие, Триипостасному Божеству поклонимся» – глас 8 (напев Троице-Сергиевой Лавры в переложении архим. Матфея).
6. «Придите людие, Триипостасному Божеству поклонимся» – глас 8, самоподобен (напева Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации иером. Нафанаила (Бачкало)).
7. «Придите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» – глас 8 (напев Троице-Сергиевой Лавры в изложении архим. Матфея).
8. «Дух Твой благий наставит мя…» – прокимен на утрени (напева Киево-Печерской Лавры).
9. «По восстании, Христе, еже от гроба…» – cедален по полиелее, подобен «Повеленное тайно» (напева Киево-Печерской Лавры).
10. «Видехом Свет истинный» – стихира на «Господи, воззвах» (напева Соловецкого монастыря в гармонизации архим. Матфея для однородного хора).
11. «Во пророцех» – стихира на литии, глас 2 (Знаменного распева в гармонизации Д.М. Яичкова).
12. «Бог Господь и явися нам» – тропарь и кондак Св. Троице (напева Киево-Печерской Лавры).
13. «Бог Господь и явися нам» – тропарь Пятидесятнице и всем русским святым, 8 глас (напева Троице-Сергиевой Лавры в изложении архим. Матфея).
14. «Бог Господь и явися нам» – тропарь Пятидесятнице (Греческого распева в гармонизации архим. Матфея).
15. «Бог Господь и явися нам» – тропарь Св. Троице, глас 8 (Греческого распева в гармонизации Д. Соловьева).
16. «Благословен еси, Христе Боже наш» – тропарь Св. Пятидесятнице (Муз. С.И. Зубачевского, переложение архим. Матфея для мужск. хора).
17. «Благословен еси, Христе Боже наш» – тропарь Св. Пятидесятнице (муз. прот. Христофора).
18. «Царю Небесный» – стихира на стиховне, 6 глас (Киевского распева по методике А.Д. Кастальского).
19. «Царю Небесный» – стихира на стиховне (муз. прот. Д.В. Аллеманова, переложение архим. Матфея).
20. «Царю Небесный» – стихира на стиховне (Знаменного распева).
21. “Дух Твой благий наставит мя…” – прокимен Св. Троицы на утрени (Напева Киево-Печерской Лавры)
22. “Видехом свет истиный….” – стихиры на “Господи воззвах”, глас 2 (Знаменного распева)
23. “Бог Господь и явися нам…” – тропарь Св. Троицы (Напева Киево-Печерской Лавры)
24. “Царю небесный…” – молитва Святому Духу, глас 6, подобен “Отчаяни есмы” (Для малого хора в изложении архим. Матфея)
25. “Царю небесный…” – молитва Святому Духу (Знаменного распева в изложении В.А. Фаеева)
Рождество Пресвятой Богородицы
1. “Помяни, Господи, Давида” – антифоны Рождества Богородицы
2. «Помяни, Господи, Давида…” – величание на Рождество Богородицы (Знаменного распева по обиходу А. В. Касторского в переложении архим. Матфея)
3. “Грядите, людие, поим песнь Христу Богу” – ирмосы Первого канона Рождества Богородицы, глас 2 (Напева Киево-Печерской Лавры) Ирмосы. Напев КПЛ.
4. “Днесь иже на разумных престолех почиваяй” – стихира на “Господи воззвах”, глас 6 (Знаменного распева)
5. “Начало нашего спасения” – стихира на литии в День Рождества Богородицы, глас 1 (Знаменного распева)
6. “Сей день Господень” – стихира по 50-м псалме, глас 6.
7. “Рождество Твое Богородице Дево” – тропарь Рождества Богородицы (Греческого распева)
Сретение Господне
1. “Отрыгну сердце мое слово благо…” – антифоны службы Сретению (Знаменного распева в гармонизации Д. Соловьева)
2. “Величаем Тя, живодавче Христе” – величание на Сретение Господне (Знаменного распева по обиходу А. В. Касторского)
3. “Величаем Тя, живодавче Христе” – величание на Сретение Господне (Путевого распева)
4. “Богородице Дево, упование христианам” – задостойник Сретения Господня (В переложение Е.Ст. Азеева)
5. “Богородице Дево, упование христианам” – задостойник Сретения Господня (По Ирмологию Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева)
6. “Сушу глубокородительную землю…” – ирмосы службы Сретению (по Ирмологию нотного пения Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, 1904 г.)
7. “Богородице Дево, упование христианам…” – Припевы Сретению на 9 песни (По Ирмологию Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева)
8. “Младенствуеши мене ради…” – cедален по полиелее, подобен “Удивися Иосиф” (Напева Киево-Печерской Лавры)
9. “Да отверзется дверь небесная днесь” – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме, 6 глас (Знаменного распева в гармонизации Д. Соловьева)
10. “Да отверзется дверь небесная днесь” – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме, 6 глас (В изложении архим. Матфея)
11. “Да отверзется дверь небесная днесь” – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме (Киевского распева в гармонизации архим. Матфея)
12. “Ветхий деньми…” – стихира на литии службы Сретению Господню, глас 5 (Знаменного распева)
13. «Бог Господь” со стихами и “Радуйся, благодатная Богородице Дево” – тропарь Сретению (Греческого распева в изложении архим. Матфея)
Успение Пресвятой Богородицы
1. “Величаем Тя, Пренепорочная Мати…” – величание Успению Божией Матери (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского)
2. “Ангели Успение Пречистыя видевше…” – задостойник на Успение Богородицы. (Знаменного распева в гармонизации П.Г. Чеснокова, ор. 22 №17)
3. “Преукрашенная Божественною славою…”– ирмосы Успению Божией Матери (Напева Киево-Печерской Лавры в изложении А. Фатеева, взяты из нотного обихода Глинской пустыни).
4. “В молитвах неусыпающую Богородицу” – кондак Успению Божией Матери, глас 2 (Знаменного распева)
5. “В молитвах неусыпающую Богородицу” – кондак Успению Божией Матери (Напев Валаамского монастыря)
6. “Егда изшла еси Богородице Дево” – стихира “И ныне…” на стиховне, глас 4 (Знаменного распева)
7. “На безсмертное Твое успение…” – стихира “И ныне…” на хвалитех (Знаменного распева)
8. “На безсмертное Твое успение…” – стихира “И ныне…” на хвалитех (Напева Киево-Печерской лавры)
9. “Апостоли от конец…” – светилен Успению Божией Матери (Знаменного распева в гармонизации Е.С. Азеева)
10. “Апостоли от конец…” – светилен Успению Божией Матери (Знаменного распева в гармонизации Гр.Ф. Львовского в переложении для мужск. хора архим. Матфея)
11. “О, дивное чудо!” – стихира Успению Божией Матери на “Господи воззвах”, самоподобен (двенадцатистрочный, напева Киево-Печерской Лавры)
12. “Подобаше самовидцем Слова…” – стихира Успению Божией Матери на литии, глас 1 (Знаменного распева)
13. “Подобаше самовидцем Слова…” – стихира Успению Божией Матери на литии, подобен “Все отложше”
14. “В преставлении Твоем, Мати Божия…” – тропари на Блаженнах в день Успения Божией Матери
15. «В Рождестве девство сохранила еси…» – Тропарь Успения Божией Матери (муз. А.Е. Ставровского)
Тэги: Нотный архив, Архимандрит Матфей (Мормыль)
Оглавление
В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице!
15-го августа Финляндская Православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Богословские основания почитания события земной кончины Божией Матери могут быть обнаружены в творениях великих отцов и учителей Церкви, являвшихся, как правило, Поучениями и торжественными Словами по случаю праздника. Об Успении Пресвятой Богородицы писали св. Епифаний Кипрский, св. Модест Иерусалимский, св.Андрей Критский, св.Иоанн Солунский, св.Григорий Турский, св.Иоанн Дамаскин, а также авторы многочисленных богослужебных текстов.
Выражение «Успение Пресвятой Богородицы» означает окончание земной жизни Девы Марии и фигуративно описывает смерть как сон, в полном соответствии с христианскими представлениями, выраженные апостолом в словах: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1.Фесс.4:14). Глубокая вера христиан в жизнь после смерти, в воскресение, когда души умерших вновь и навечно обретут свои тела, позволяла видеть смерть не концом всего, а переходом в состояние ожидания всеобщего воскресения и вечной славы. Исходя из такого представления о смерти, христиане уже во времена ранней Церкви видели смерть мучеников и святых как некое засыпание (церк.-слав. «успение»), как рождение к новой жизни.
Относительно преставления Богоматери Церковь хранила глубокое молчание на протяжении первых четырех веков. У древних духовных писателей и церковных историков не было единого мнения относительно года окончания земной жизни Пресвятой Богородицы. Евсевий Кесарийский указывает 48 г. по Р. Х., Ипполит Римский — 43 г. по Р. Х., Епифаний Кипрский — 25-й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист — 44 г. по Р. Х. Актуальной же тема Успения Пресвятой Богородицы стала лишь второй половине V – началу VI веков. Распространение сюжетно-тематической линии Успения Пресвятой Богородицы именно тогда может отчасти быть объяснено ее созвучностью определенным процессам, происходящим в области мысли и веры Византии в раннее время. В качестве возможных причин этого прорыва, предполагают появление целой плеяды деятельных женщин-политиков и проистекающего из этого стремительного роста влияния женщины при византийском дворе, а также углублявшееся в ходе христологических споров понимание Церкви роли Девы Марии в деле боговоплощения и спасения.
Наряду с множеством противоречивых деталей, ранние источники содержат ряд общих для всех них фактов земной кончины Богородицы. В числе их: весть о грядущей кончине, переданная Марии ангелом или Самим Господом, Ее смерть в Иерусалиме, принятие Христом души Богородицы, присутствие при этом событии апостолов, погребальное шествие в Иосафатскую долину, перенесение тела и/или души Богородицы в Рай и ярко-выраженную враждебность иудеев к совершению погребения. По существу, именно этими деталями и исчерпывается раннее предание об Успении Пресвятой Богородицы — в остальном же источники расходятся. Для Восточной Церкви изначально было свойственно глубокое понимание события важности события Успения, но без конкретизации этапов загробной участи Богородицы.
Установление 15-го августа как дня поминовения Успения Пресвятой Богородицы проходило поэтапно, пока не было окончательно санкционировано указом императора Маврикия, ближе к концу VI века. На Западе это нововведение было утверждено папой Сергием ( 701) приблизительно полвека спустя. Поэтому современное богослужение праздника Успения Пресвятой Богородицы имеет целый ряд особенностей, вызванных влияниями литургической среды как Святой Земли, так и, считавшегося, своего рода эталоном, богослужения столицы Византийской империи — Константинополя.
Развитие богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы на протяжении веков представляет собой процесс кристаллизации священных форм, выражающих веру поколений молитвенников Церкви в победу Христа над смертью, которая ярчайшим образом была засвидетельствована в успении и принятии в небесную славу Его Пречистой Матери. Удивительно, что именно радость от этого вознесения, или взятия Божией Матери на Небо с телом является основным мотивом успенского богослужения: суть этого события, если следовать богослужебным текстам, заключается в том, что после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и тело Её, уподобившись телу Воскресшего Господа Иисуса Христа, пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения. Сеется, говорит Апостол, «в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42-44).
В Богоматери Церковь традиционно видит, словами Акафиста Пресвятой Богородице «Начальницу мысленного наздания«, то есть начаток духовного воссоздания человечества — первый случай или пример такого воссоздания. Таким образом, в Успении Божией Матери уже фактически нашли свое первое осуществление самые вожделенные чаяния христианства. В Её примере — залог воскресения и воссоздания всего человечества. Вот в чем слава Богоматери и вот почему так радостно мысленно созерцать и воспевать эту славу.
Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы, глас 1
В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.
Кондак праздника Успения Пресвятой Богородицы, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
События праздника
Когда дни земной жизни Божьей Матери подходили к концу, она вернулась из мест (Афон, Кипр, Эфес), где проповедовала Евангельскую весть, в Иерусалим. У Богородицы было множество врагов и завистников. Они стремились если не убить, то заключить в тюрьму, но Бог хранил Её. Дни и ночи она проводила в молитве. Часто ходила ко Гробу Господню, зажигала там лампады и молилась. Ненавистники Богоматери решили воспрепятствовать Ей в этом. Первосвященник выставил вокруг Гроба стражу. Но Богородица всё равно приходила туда — Господь скрывал Её от взоров солдат.
Однажды во время молитвы Богоматери явился архангел Гавриил и возвестил о скорой Её кончине. Услышав это, Богородицы стала молится Сыну, чтобы Он дал ей попрощаться с апостолами. И Господь перенёс своих учеников, которые разошлись по земле в разные стороны с проповедью, в дом Пресвятой Богородицы. В тот день не было с апостолами только Фомы.
Три часа прощались апостолы с Девой Марией, напоследок Она одарила их своим благословением. По прошествии этого времени свечи в комнате вдруг померкли и вокруг Богоматери разлилось божественное сияние. С небес спустился Господь с ангелами и некоторыми ветхозаветными пророками, взял душу Богородицы и вознёс Её на небеса.
Торжественная похоронная процессия к месту погребения возмутила врагов Иисуса и Его Пречистой Матери. Они хотели убить апостолов и уничтожить тело Богородицы, но Господь отделил процессию невидимой стеной. Озлобленные жители города и их слуги слышали пение. Однако ни учеников Христа, ни одра Богоматери не видели. Так процессия дошла до Гефсимании, где и была похоронена Пречистая Богородица.
Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень сокрушался, что не успел проститься с Богородицей, поэтому решил поклониться Её святому телу. Но, подойдя ко гробу, апостол увидел, что он пуст. Тело Девы Марии исчезло, оставив во гробе лишь благоухающие одежды.
Что такое Успение Богородицы
Успение Богородицы открывает нам одно из чудес, совершённых Господом после Вознесения Его на небеса. Мы знаем о жизни Богоматери после этого события только по апокрифам (не включённые в канон Священного Писания древние религиозные тексты). А также по преданиям, относящимся к I — VIII векам. Успение — это блаженная кончина Пресвятой Богородицы.
Успение Пресвятой Богородицы (православная икона)