Новый Завет состоит из 27 книг. Самые главные из них — Евангелия, описывают жизнь и деятельность Иисуса Христа. Евангелий всего 4 — от Марка, Луки, Матфея и Иоанна.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Такими словами начинается четвертая книга Нового Завета — Евангелие от Иоанна.
О жизни Христа нам рассказывают Евангелия
Автором Евангелия считается апостол Иоанн
Церковь считает автором Евангелия Иоанна Богослова
В современной науке существует 23 гипотезы об авторстве Евангелия. Больше всего распространены три:
Автором был апостол Иоанн Зеведеев. Он пишет сам о себе в Евангелии:
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?»
(Ин. 21:20)
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его
(Ин. 21:24)
У Евангелия было несколько авторов, которые писали со слов очевидца. Члены общины, которую называют «Иоанновой школой», возможные ученики апостола Иоанна, составили текст Евангелия с его слов.
Автора установить невозможно. «Любимый ученик» — аллегорическая вставка, которая должна была придать тексту авторитет.
Церковная традиция считает автором Евангелия апостола Иоанна Богослова.
Ириней Лионский указывал, что апостол Иоанн написал свое Евангелие в Эфесе Асийском.
Ориген и Климент Александрийский сообщают, что Евангелие от Иоанна написано после остальных. Однозначно Иоанна в качестве автора указывает Тертуллиан.
Смотри также статью 4 евангелиста
Из Откровения Иоанна Богослова церковная традиция взяла символы для евангелистов. Иоанну Достался орел
Когда появилось Евангелие?
Как ты думаешь, когда Христос жил на Земле среди людей, Евангелие уже было? Нет. Точнее, не было Евангелия такого, каким мы привыкли его видеть, — не было книги, которую можно взять в руки, полистать, почитать. Живым, воплощенным Евангелием был тогда Сам Иисус. Он ходил с учениками по Палестине, проповедовал, рассказывал притчи, совершал чудеса, учил апостолов, а потом принял смерть на Кресте, воскрес и вознесся на Небеса.
Но вот после Вознесения ученики Иисуса остались без Учителя. Наверное, тогда-то и появилась первая книга — Евангелие? Опять — нет. Книга в первые годы после Вознесения Христа была не нужна. Потому что все ещё всё помнили. В Палестине было много людей, которые своими глазами видели и своими ушами слышали Иисуса и даже сами участвовали в событиях Его жизни. Им не нужны были никакие записи.
Шли годы. Верующих становилось всё больше. Христианские общины росли, возникали за пределами Палестины, в землях, где жили другие народы. Люди пересказывали друг другу то, что услышали от апостолов. Но ведь ты знаешь, как трудно пересказать кому-то что-то слово в слово! Помнишь игру «испорченный телефон»? Один передает другому фразу по памяти, своими словами, и смысл её немного меняется. Потом — ещё немножко. И ещё… Кто-то что-то забыл, додумал, дофантазировал по-своему. А кто-то специально переиначил смысл. И вот уже от начальной фразы не осталось ни словечка…
Когда это просто игра — ладно, поиграли и забыли. А если слова, которые ты передаёшь, касаются веры, спасения души, разве можно тогда их искажать? Нельзя! Потому что от них зависят жизни людей. Эти слова должны быть записаны!
Вот поэтому и появились уже в виде книг Евангелия, составленные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Конечно, попытки записать историю Иисуса делали не только они, но чем же отличаются эти евангелисты и почему только их творения в конце концов остались в Библии? Кроме того, что евангелисты входили в круг учеников Христа во время Его земной жизни, они имели еще и благодать Святого Духа — особые дары от Бога, позволявшие им написать Евангелия так, чтобы в них было правильно, без ошибок и искажений выражено всё самое главное. Если другие люди могли путаться в рассказе об Иисусе, пересказывая то, что сами не видели, то евангелисты все время «сверялись» с Богом.
Однако если ты будешь читать их Евангелия очень внимательно, то заметишь, что рассказы о некоторых событиях у них в каких-то деталях различаются! Как же так? А всё дело в том, что, обладая той самой благодатью, каждый из евангелистов оставался абсолютно свободным человеком, а ведь все люди видят события немного по-разному. Ты только представь, что в Евангелиях все повторялось бы точь-в-точь, даже самые маленькие подробности. Тогда наверняка нашелся бы человек, который сказал бы: да они просто сговорились, сами все выдумали и записали как под копирку! А так видно, что Евангелия — это свидетельства живых, но разных людей.
Но вот ещё вопрос. Почему же Евангелий целых четыре, неужели не хватило бы одного? Нет, не хватило бы. Во-первых, именно все четыре книги, дополняя друг друга, в необходимой мере рассказывают нам, нынешним христианам, самое главное о жизни и учении Христа. А во-вторых, это связано с тем, когда и как именно создавалось каждое из Евангелий. Ведь апостолы писали свои книги в разное время и для разных людей. Узнаем, как это было!
Иоанн Богослов считается автором Евангелия, Откровения и Посланий
О жизни апостола Иоанна Богослова известно немного. Вместе со своим старшим братом Иаковом был призван Христом.
Христос прозвал братьев Зеведеевых «сыновьями грома» за порывистость характера
Вместе с другими апостолами сопровождал Христа.
После Распятия ему для проповеди досталась Малая Азия.
Диакон
служитель христианской церкви. Первых семь диаконов назначили апостолы
До Успения Богородицы Иоанн оставался в Иерусалиме, потом вместе с одним из семи диаконов Прохором отплыл в город Эфес.
Попал в кораблекрушение, но был спасен Господом.
В Эфесе творил чудеса, одним из которых было разрушение храма Афродиты. За это Иоанна сослали на остров Патмос.
В ссылке на Патмосе Иоанн написал Откровение
Из ссылки Иоанну разрешил вернуться император Нерва.
Апостол вернулся в Эфес и жил там до смерти. В последние годы жизни он и написал Евангелие.
Иоанн Богослов
единственный апостол, умерший своей смертью
Священно Предание утверждает, что умер апостол Иоанн в возрасте ста с лишним лет.
Евангелие от Иоанна сохранилось на самых древних папирусах
Папирус Райленда со стихами из Евангелия от Иоанна содержит древнейший фрагмент новозаветных книг. Датируется началом II в
Епифаний Кипрский утверждает, что Иоанн написал Евангелие, когда ему было 90 лет.
Схожие данные приводит Исидор Севильский: он пишет, что Иоанн написал Евангелие при Нерве, после возвращения в Эфес.
В Эфесе Иоанн написал Евангелие
В противовес Феофилакт Болгарский и Никифор Каллист сообщают, что Евангелие было написано через 32 и 36 лет после Распятия, т.е. в 60-е годы I в.
71
в этом году римляне подавили восстание в Иудее и разрушили Иерусалим
Евфимий Зигабен пишет о том, что Евангелие было написано спустя много лет после разрушения Иерусалима.
Наиболее распространенной точкой зрения является первая: Иоанн написал евангелие в конце 90-х гг. I в.
Евангелие от Иоанна раскрывает богословские идеи христианства
По своему содержанию и стилистике Евангелие от Иоанна отличается от остальных, синоптических Евангелий. Византийский богослов XI в. Евфимий Зигабен сформулировал это отличие так:
Книга Ефимия Зигабена Толкование на Евангелие Купить на OZON.ru
Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их истину и достоверность.
Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими,
чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими,
и больше всего на богословское учение о Спасителе, как наиболее необходимое ввиду появления ересей.
Другие евангелисты пропустили это вследствие несовершенства слушателей, так как еще не утвердилась проповедь,
а Иоанн приводит и это учение, так как вера уже возрастала и верующие становились понятливее, присоединив и другие главы, опущенные предыдущими евангелистами
Иоанн прозван Богословом за духовную высоту написанного Евангелия.
Евангелие от Иоанна слабо связано с остальными по стилистике и содержанию
Общими для всех четырех Евангелий является описание Страстей Христовых.
Больше всего сходств у Евангелия от Иоанна с Евангелием от Луки (отрубание Петром уха стражника, пелены во гробе, слова Пилата о невиновности Христа), меньше — с Евангелиями от Матфея и Марка (хождение по воде).
Евангелие от Иоанна обрисовывает духовные идеи, которые в дальнейшем будут разрабатывать Отцы Церкви.
Евангелия от Марка, Луки и Матфея за их схожесть называются «синоптическими», от греч. «соединение»
Евангелие имеет ряд особенностей:
- автор использует античное понятие логоса по отношению к Богу;
- вводит тему Вечной Жизни;
- раскрывает Божественное Достоинство Христа;
- содержит пространные беседы Христа с людьми (диалоги);
- включает эпизоды, которых нет в других Евангелиях;
- самое глубокое в богословском смысле.
Почему Иоанн не сообщает о таких важных событиях, как Рождество Спасителя или Его Преображение?
Потому, что он хотел не заново рассказать обо всех событиях, связанных со Христом, а только дополнить других евангелистов, чьи воспоминания к тому времени уже были записаны. Целью Иоанна было досказать самое важное из того, о чем по каким-то причинам умолчали Матфей, Марк и Лука, которых в библейской науке принято называть «синоптиками» (от греч.Συνοπτικός – описывающие что-либо вместе). Именно поэтому Евангелие от Иоанна может показаться тематически почти не связанным с тремя другими. Сюжетных «пересечений» всего несколько: насыщение пяти тысяч человек, хождение по водам, Тайная вечеря, отречение Петра, суд у Пилата, распятие – вот, по большому счету, и всё… Да и эти события описываются существенно иначе, чем у «синоптиков».
Например, в рассказе о Тайной вечере нет слов: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26: 26, 28). Зато Иоанн вспоминает, как Иисус Христос омыл ученикам ноги перед трапезой и заповедовал им следовать этому примеру любви.А затем подробно пересказывает прощальную беседу Спасителя с апостолами.
Целью Иоанна было не просто рассказать, как всё было, а подчеркнуть главное: Иисус Христос – не просто Учитель, а Сын Божий, во всем равный Богу Отцу.
Я и Отец – одно, – говорит Иисус спорившим с Ним иудеям. – Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин 10: 30, 38).
Один из учеников, Филипп, обращается к Иисусу со словами: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас, – а в ответ слышит: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Ин 14: 6-11).
Завершая беседу с учениками, Христос возносит молитву к Богу: Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин 17: 5).
Он не исправляет апостола Фому, который, убедившись в Его воскресении, восклицает: Господь мой и Бог мой! Наоборот, Спаситель подтверждает его правоту: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20: 28, 29).
Подобных мест в Евангелии от Иоанна очень много.
Евангелие делится на четыре части
Богословы разделяют Евангелие от Иоанна на 4 смысловые части: Пролог (1:1-1:18), Книга знамений (1:19-12:50), Книга славы (12:51-20:31), Эпилог (21)
1 глава содержит основные идеи о Христе:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…
(Ин. 1:1)
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Ин 1:12-14)
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа…
(Ин. 1:17)
Евангелие перекликается с книгой Бытия:
В начале сотворил Бог небо и землю…
(Быт. 1:1)
Поставленная в Прологе проблема о том, кто же все-таки такой Христос, нитью проходит сквозь Евангелие. Люди, которые встречают Христа, пытаются понять, кто он. Некоторым удается.
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
(Ин 4:28-29)
а некоторым нет:
Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?
Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его.
(Ин. 7:31-32)
«Книга знамений» говорит о похождениях Иисуса
С Ин. 1:19 начинаются описания похождений и чудес Иисуса. Во 2-й главе описано первое его чудо — превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.
Изгнание торговцев из храма — популярный сюжет, описанный во 2-й главе
Глава 3 и глава 4 содержат диалоги с Никодимом и самарянкой.
Диалоги Христа с людьми — отличительная особенность Евангелия от Иоанна
Диалоги в Евангелии написаны, чтобы открыть читающим правильное понимание жизни. Иисус говорит о Таинстве крещения — новом рождении человека для Бога:
…кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…
(Ин. 3:5)
…кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную…
(Ин. 4:14)
Глава 6 содержит знаменитый сюжет о насыщении людей пятью хлебами и двумя рыбами
Глава 7 и глава 8 включают проповеди Иисуса и его обличение фарисеев.
Глава 9 — исцеление слепого и диалог. Очередное посрамление фарисеев:
…грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу…
(Ин.9:25)
Смысл диалога — увидевший свет Бога не должен возвращаться во тьму неверия.
Глава 11 рассказывает о воскрешении Лазаря
Примечания
- «To most modern scholars direct apostolic authorship has therefore seemed unlikely.» «John, Gospel of.» Cross, F. L., ed. The Oxford dictionary of the Christian church. New York: Oxford University Press. 2005
- [www.britannica.com/EBchecked/topic/304610/Gospel-According-to-John Gospel According to John
, Encyclopædia Britannica] - «John, Gospel of.» Cross, F. L., ed. The Oxford dictionary of the Christian church. New York: Oxford University Press. 2005
- Merrill F. Unger, The New Unger’s Bible Dictionary
, Chicago: Moody, 1988; p. 701 - ↑ 12
[www.reformed.org.ua/2/183/8/Guthrie Д. Гатри. Введение в новый Завет. Евангелие от Иоанна] - [azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=4#sel= Уильям Баркли «Комментарии к Новому Завету»]
- Bruce, F.F. The New Testament Documents: Are they Reliable?
p.7 - Евсевий Кесарийский, Церковная история, Книга 3
- [www.bible-center.ru/book/interpretation/faith Епископ Кассиан Безобразов, Толкование на Евангелие от Иоанна]
- K. Rudolph. Gnosis: the Nature and History of Gnosticism. Harper, San-Francisco, 1987. P. 305.
- ↑ 12
[azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_54 Толковая Библия А.П. Лопухина и преемников]
«Книга славы» содержит наставления Христа
Тайная вечеря ‒ сюжет 13-й главы
14 глава, как и 15 глава, содержит наставления Христа своим ученикам и дает понимание пути к Богу:
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня…
(Ин. 14:6)
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца…
(Ин. 14:25)
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают…
(Ин.15:6)
Глава 17 содержит молитву Иисуса об учениках, об их верности и единстве.
Глава 19 описывает Страсти Христовы и совпадает с другими Евангелиями.
Глава 20 рассказывает о Воскресении
Заканчивается Евангелие простыми и понятными словами:
Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
(Ин. 21:25)
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
игумен Варфоломей (Васюков) Отличительные черты Евангелия от Иоанна.
1. Вступление. Что такое Евангелие? Почему в Церкви 4 Евангелия. 2. Основная часть. Цели написания Евангелия. Личности Евангелистов. Отличительные черты Евангелия от Иоанна. 3. Заключение. Понимание смысла Евангелия возможно только в Церкви Христовой.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(Ин.1,1) Этими дивными словами первых строк своего Евангелия апостол Иоанн заставляет читающих и слушающих оставить все земное и услышать Слово Божие. Евангелие от Иоанна отличается от трех Евангелий. Исследованиям этих отличительных черт и посвящено мое малое сочинение. Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога «усты ко устом». Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал писание, чтобы при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и потом послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси, и наши нравы испортятся: то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретической ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно. Слово «евангелие» в Новом Завете означает добрую весть о том, что Христос совершил примирение людей с Богом и принес нам величайшие блага – главным образом основал на земле царство Божие (Мф.4,23), учение Господа Иисуса Христа, проповеданное им Самим и Его апостолами о Нем, как о Царе этого царства, Мессии и Сыне Божием (2Кор.4,4) , все вообще новозаветное или христианское учение, прежде всего повествование о событиях из жизни Христа, наиболее важных(1Кор.15,1-4), а потом и изъяснение значения этих событий(Рим.1,16). Будучи собственно вестью о том, что Бог совершил для нашего спасения и блага, евангелие в то же время призывает людей к покаянию, вере и изменению своей грешной жизни на лучшую(Мк.1,15, Флп.1,27). Наконец, выражение «евангелие» употребляется иногда для обозначения самого процесса проповедования христианского учения. В Церкви Христовой как драгоценное сокровище соблюдаются четыре Евангелия. «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть, Ибо, так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так Церковь рассеяна по всей земли, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово, восседающее на Херувимах и все содержащее, открывшись человекам, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним Духом». Эти слова говорит святой Ириней Лионский (кн.3 слово 11, ст.8 ). Все четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его преславном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу , не имеющую между собой никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном. Как сообщает блаженный Феофилакт Болгарский, Матфей раньше всех написал Евангелие для уверовавших евреев спустя восемь лет по вознесении Христовом, Марк, спутник и ученик апостола Петра, — спустя десять лет, Лука по прошествии пятнадцати, и самое последнее Евангелие написал апостол Иоанн после тридцати двух лет.
Говоря об отличительных чертах Евангелия от Иоанна, считаю необходимым кратко остановиться на цели написания евангелий и на личностях самих святых евангелистов.
Святой евангелист Матфей был в числе двенадцати апостолов, призванный самим Христом Спасителем. Написав свое Евангелие для евреев, святой Матфей ставит своей главной целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки, что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве уясняется и воспринимает свой совершеннейший смысл. Поэтому он и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет.
Евангелист Марк не состоял в числе двенадцати апостолов, поэтому он не мог быть постоянным спутником и слушателем Господа, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. апостола Петра. Климент Александрийский утверждает, что евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди св.ап Петра, которую святой Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Самое содержание евангелия свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников.
На Евангелие от Луки явно сказалось влияние святого апостола Павла, спутником и сотрудником которого был святой Лука. Как «Апостол язычников» святой Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия – Христос пришел на землю не для иудеев только , но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей.
Возлюбленный ученик Христов Иоанн был свидетелем событий и чудес совершенных Спасителем мира в Его земной жизни: первого чуда претворения воды в вино на браке в Кане Галилейской, воскрешения дочери Иаира, славного преображения Господня на Фаворе и других. Он слышал Божественного Учителя и слово Его он записал в Святом Евангелии и передал нам. Святитель Иоанн Златоуст говорит: « Будем внимать не рыбарю, не сыну Зеведееву, но тому, кто ведает глубины Божия, то есть , Духу, движущему эту лиру. Он ничего человеческого не будет говорить нам, но все, что ни скажет, будет из глубины Духа, из тех тайн, которых даже и ангелы не знали прежде, нежели они совершились. И ангелы вместе с нами чрез глас Иоанна и чрез нас научились тому, что мы познали». По свидетельству Мураториева канона, Иоанн написал свое евангелие по просьбе малоазийских епископов, желавших получить от него наставление в вере и благочестии. Климент Александрийский прибавляет к этому, что сам Иоанн заметил некоторую неполноту в сказаниях о Христе, содержащихся в первых трех евангелиях, которые говорят только о телесном, то есть о внешних событиях в жизни Христа, и потому сам написал евангелие духовное. Евсевий Кесарийский со своей стороны прибавляет, что Иоанн, посмотрев и одобрив три первые евангелия, нашел все-таки в них недостаточно сведений о начале деятельности Христа. Блаженный Иероним говорит, что поводом к написанию евангелия послужило появление ересей, отрицавших пришествия Христа во плоти. Святой апостол Иоанн при написании своего евангелия, с одной стороны, хотел восполнить пробелы, замеченные им в первых трех, с целью изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать только как о «Сыне человеческом», а, с другой стороны, дал верующим в руки оружие для борьбы с появившимися ересями. Что касается самого евангелиста, то он определяет цель своего евангелия так: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его»(Ин.20,31). Святой Ириней Лионский говорит нам: «Эту веру возвещает Иоанн, ученик Господа, и чрез возвещение Евангелия имеет в виду устранить заблуждение, посеянное между людьми Керинфом и еще ранее его так называемыми николаитами, которые суть ветвь ложно называемого знания(гносиса), дабы посрамить их и убедить, что Один Бог, сотворивший все Словом Своим». Ясно, что апостол Иоанн писал свое Евангелие для того, чтобы дать христианам опору для их веры во Христа именно как в Сына Божия, потому что только с такой верой можно достигнуть спасения, или, как выражается Иоанн, «иметь в себе жизнь». Евангелие от Иоанна начинается изложением учения о Божестве Христа и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры, каковы, например, беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом и о таинстве искупления(Ин.3,1-21), беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истиною(Ин.4,5-42), беседа о хлебе, сшедшем с небес(Ин.6,48-58) и о таинстве причащения, беседа о пастыре добром(Ин.10,11-18), и особенно замечательна по своему содержанию прощальная беседа с учениками на Тайной вечери с заключительной дивной, так называемой «первосвященнической молитвой» Господа(Ин.17). Тут мы находим и целый ряд собственных свидетельств Господа о Себе Самом,как о Сыне Божием. За учение о Боге Слове и за раскрытие всех этих глубочайших и возвышеннейших истин и тайн нашей веры святой апостол Иоанн и получил наименование «Богослова». Чистый сердцем девственник, всецело, всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, святой Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви. Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему, как Иоанн в своем Евангелии и трех Соборных посланиях. Поэтому его еще называют «апостолом любви». Важной особенностью Иоаннова евангелия является еще и то, что в то время, как первые три евангелия повествуют, главным образом, о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, святой Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудеи. Благодаря этому мы можем увидеть, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилеи, Господь путешествовал в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три, а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял крестную смерть. Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет, а прожил Он на земле всего тридцать три с половиной года.
Завершая свое краткое повествование отмечу, что первые три евангелия от Матфея, Марка и Луки называются Церковью синоптическими (синоптики с греческого означают- вместе смотрящие), потому что они изображают жизнь Христа так, что их три повествования без большого труда можно просматривать за одно и соединять в одно цельное повествование.
Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех как излагаемым материалом, так и самим стилем, формой изложения. Евангелие от Иоанна Церковь величает духовным. Свое повествование святой Иоанн завершает: «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то , думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь»(Ин. ). Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом: «Так как этот евангелист сказал меньше других, то говорит, что и все прочие сказали не все, но столько, сколько нужно было для привлечения слушающих к вере. А если бы, говорит, все было описано, то думаю, что и мир не вместил бы книг». Эти слова обличают сектантов, отвергающих Священное Предание и поэтому искажающие Божественное Откровение, которое хранимо в Церкви Православной. Подобает быть нам верными чадами Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (Мф. 16,18).
1. Библия 2. Новый Завет. 3. Толковая Библия 4. святитель Иоанн Златоуст 5. Блаженный Феофилакт 6. святой Ириней Лионский 7. К познанию Библии. О Евангелии