Почему православные крестятся справа налево, а католики слева направо? Причины, фото и видео

Традиция осенять себя крестным знамением уходит так глубоко в древние времена, что невозможно отследить, когда она возникла. Исследования П.П. Сойкина, автора Православной богословской энциклопедии, позволяют говорить о том, что впервые ритуал появился в апостольские времена.

По записям одного из первых теологов Тертуллиана, жившего в 160-220 годах, символ креста использовался его современниками повсеместно: до и после выхода из дома, перед трапезой, деловыми переговорами, при прощании или встрече.

Церковные книги упоминают Иоанна Предтечу (Иоанн Креститель), как одного из первых, кто использовал крестное знаменье. На самом деле можно только гадать, откуда появилась традиция, но факт неоспорим – крестное знамение неотъемлемая часть христианства и один из важнейших его ритуалов. Но почему православные крестятся справа налево, а католики наоборот? Разберемся в этом вопросе.

Православные правила крещения

Церковных догм на эту тему нет. Традиционная версия говорит о том, что православные люди теоцентричны, то есть воспринимают Бога, как первооснову всего происходящего в мире. Символично ведение руки справа налево означает, что человек призывает на себя божью благодать. Крест – просьба спасти и сохранить от бед, болезней, нечистой силы.

Также в христианской традиции правую сторону принято отождествлять с божественным, а левую – с демоническим. Поэтому крестясь справа налево православные показывают победу светлых ангельских сил над тьмой ада. При этом 3 соединенных пальца символизируют Святую Троицу, а два прижатых к ладони – человеческую и божественную сущность Иисуса Христа.

Интересно: Почему православное Рождество не совпадает с католическим? Причины, фото и видео

Спасение от чего обещано тем, кто будет веровать и креститься?

Во-первых – от рабства греху, когда, говоря словами апостола Павла, не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7: 15). Во-вторых – от рабства сатане, который обманом и клеветой на Бога спровоцировал грехопадение Адама и его жены. В-третьих – от смерти, которая подчинила себе весь мир в результате грехопадения человека. Но спасением в православном христианстве называется не только освобождение от этих трех видов рабства. Спасение – это предельное сближение и вступление в сыновние отношения с Богом, достижение единства с Богом, обретение того Царства небесного, где будет Бог все во всем (1 Кор 15: 28). Сам Христос называет спасение жизнью вечной, о которой мы пока мало что можем сказать, кроме того, что она будет непредставимо прекрасной, радостной и, говоря словами митрополита Сурожского Антония, переливающейся через край от избытка полноты. Как писал об этом апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2: 9).

Католические правила крещения

Хотя официальный раскол христианства на православных и католиков произошел в 1054 году, традиция креститься справа налево сохранялась в обеих конфессиях. Более того, малограмотные люди того времени часто осуществляли ритуал наоборот, и никто не придавал этому особого значения.

Изменил все Папа Римский Пий V в 1570, когда своим указом обязал всех католиков креститься открытой кистью слева направо. Пальцы при этом олицетворяют 5 ран Иисуса Христа.

Такой порядок также показывает, что человек не ждет божьей благодати, а самостоятельно ее призывает. Наилучшим образом отражено в девизе Тамплиеров: Deus Vult – этого хочет Бог. Речь идет о том, что человек сам совершает поступки и отвечает за то что происходит в мире, но делает это по воле и с благословенья Создателя. Символически движение руки демонстрирует вознесение души от темных греховных сил (левая сторона) к светлым небесным (правая).

Стоит отметить и традицию, которая в православии не сохранилась – малый крест. При совершении мессы в храме или при бытовых обстоятельствах указательным пальцем католики изображают фигуру креста на лбу, губах и сердце. Фома Аквинский писал в своих работах, что крестное знамение – это не только оберег, но и дань памяти тем страданиям, которые Иисус Христос понес ради спасения рода человеческого.

Вполне возможно, что крестное знаменье – это один из древнейших защитных символов в истории человечества. Следует помнить, изначально, правильной считалась именно православная версия ритуала.

Почему христиане убеждены, что человек не может спастись, если не примет крещения?

Христиане – это те, кто верует Господу Иисусу Христу. И в утверждении, что некрещеный человек не может наследовать Царствие Небесное, они опираются на слова Самого Христа. Во-первых – Его наставление ученикам в конце Евангелия от Марка: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16: 16). Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Христос объясняет Своему последователю из числа фарисеев, Никодиму: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3: 5,6). В-третьих, Евангелие от Матфея завершается знаменательным призывом Господа к ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28: 19, 20). Здесь хотя и не говорится напрямую о спасительности крещения, но поручение крестить людей звучит как прямая и неотменяемая заповедь Спасителя.

А некрещеный человек? Он не попадет в Царство Небесное ни при каких обстоятельствах?

Как бы хотелось иногда ответить: ну, конечно, и некрещеный человек тоже может спастись, если будет верить в Бога и потрудится над собой! Но Христос сказал очень ясно: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 5), – и эти слова трудно перетолковать в каком-то ином смысле. В древней Церкви, правда, было представление о «крещении кровью»: мученики, уверовавшие во Христа перед самой смертью и не успевшие принять крещение, не просто считались христианами, но даже прославлялись как святые. Такое «крещение кровью» принял, скажем, один из римских воинов, которые охраняли Севастийских мучеников: видя стойкость и мужество христиан, раздетых и загнанных в ледяное озеро, он сам уверовал во Христа, встал в их ряды и был прославлен как один из них. Но мученики, пусть даже не успевшие креститься, страдали не просто так – они сознательно участвовали в страданиях Христовых, шествовали на свою Голгофу по примеру Господа. В этой жизни мы все страдаем, но далеко не любое страдание может быть «приравнено» к крещению, а только такое, которое человек осмысленно «посвящает» Христу, переживает как свое личное соучастие в Его Крестной Жертве. Такие страдания называют «страданием за Христа». Да ведь и само крещение – вовсе не способ избежать страдания. Это посвящение всей своей жизни, всего, чем она наполнена, – и радости, и горя, – Христу. Это приобщение к Его жизни и Его смерти, добровольное вхождение в них. Если же этого нет, если, страдая, человек не стремится подставить плечо под Крест Христов, тогда он страдает впустую, является просто бессмысленной жертвой зла, в котором после грехопадения лежит весь мир (ср. 1 Ин 5: 19). И даже нельзя сказать, что жертвой безвинной: ведь у всякого найдется за душой что-нибудь такое, что действительно заслуживает наказания…

Как совершать крестное знамение в разных ситуациях

При входе в церковь нужно трижды перекреститься, стоя лицом к ней. После каждого крестного знамения кланяются в пояс.

Находясь перед святой иконой в храме, крестятся однократно. После этого нужно поставить церковную свечу, произнести молитву вслух или мысленно.

свеча

Пребывая в православной церкви во время литургии или чтения акафиста, одновременно с сотворением креста также необходимо выполнять поклоны. Делается это тогда, когда священником произносятся слова «Господи, помилуй!» и «Аминь».

Сотворить крест нужно, проходя или проезжая мимо церкви. Таким жестом мирянин показывает свою принадлежность к православию и выражает соблюдение религиозных правил.

Если человек самостоятельно читает молитвенный текст дома, следует креститься в начале и в конце беседы с Богом. При этом надо быть у иконы с горящей свечой. Во время домашней молитвы выполняется неглубокий поясной поклон, говорящий о почтении к Господу и смирении перед Его Волей.

Христианин, желающий перекрестить другого человека или предмет, делает это по зеркальному принципу. В подобном случае крест делается в правую сторону, затем налево.

Перед входом на кладбище и уходя с него, крестятся трижды. Прежде чем начинать уборку в месте погребения усопшего, крестное знамение выполняют один раз, читают молитву и просят прощения у покойного.

Крестное знамение ни в коем случае нельзя выполнять небрежно или поспешно. Нужно всегда помнить, что это исцеляющее, говорящее о вечной жизни знамение, данное нам самим Спасителем.

«Кто будет веровать и креститься»… А как связаны друг с другом крещение и вера?

Крещение – это исполнение, практическое выражение веры во Христа. Конкретный шаг, совершая который, человек не просто декларирует свое согласие с евангельскими истинами, но заключает личный завет со Христом, вступает с Ним в союз. Что делают девушка и юноша, если любят друг друга и хотят всю жизнь провести вместе? Вступают в брак, приносят взаимные обещания любви и верности друг другу, так? Вот и отношения христианина с Богом чем-то напоминают такой брачный союз. И даже много чем. Недаром Сам Господь в Священном Писании уподобляет Свои отношения с верующими браку. В книгах Ветхого Завета Он неоднократно сравнивает израильский народ, уклонившийся от Него в язычество, с распутной женой (например, в книге пророка Осии). А Новый Завет часто рисует Христа в образе Жениха, вступающего в брак с Церковью. В чинопоследовании крещения есть момент, когда священник спрашивает человека, над которым совершается таинство: «Сочетаваешися ли Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»), – совсем как на церемонии бракосочетания. И тот должен ответить: «Сочетаваюся» («Сочетаюсь»), – и «Верую Ему, яко Царю и Богу». Вера человека во Христа как Царя и Бога и, что еще важнее, его вера Христу – вот что свидетельствуется фактом крещения. Как писал живший за границей известный русский священник и богослов Александр Шмеман (1921-1983), слово «вера» в его греческом варианте – πίστις (а Евангелие изначально написано по-гречески) – означает не столько «согласие разума с набором правил и предписаний», сколько – и прежде всего – «доверие, безусловную преданность, полную отдачу себя тому, кому дóлжно повиноваться и за кем дóлжно следовать, что бы ни случилось».

То есть крещеный человек становится святым?

Разговор о святости – долгий и совсем не простой. Святость – свойство Самого Бога, Который до конца непознаваем, поэтому что такое святость, определить не так легко. Можно уверенно сказать одно: человек, принявший крещение, призван к святости, но достигает ее далеко не сразу и не всегда. Крещение не лишает человека свободы воли и не превращает его в бесплотного ангела. Он так же подвергается разным соблазнам и искушениям, так же может оступиться и согрешить. Просто ему, в отличие от некрещеного, доступна благодатная помощь Божия, чтобы справляться со всем этим. И, даже если он оступится и упадет, то сможет подняться, покаяться и продолжить путь.

Но ведь в крещении прощаются все грехи?

Да, после крещения человек начинает жизнь «с чистого листа», все его прошлые грехи изглажены и забыты. Но то грехи – конкретные поступки, слова или мысли, нарушающие заповеди Божии. Иначе обстоит дело со страстями – «искривлениями» человеческой души, внутренними предрасположенностями к дурным поступкам. Внешне они могут быть незаметными и до поры никак не проявляться, но именно они и подводят человека к совершению конкретных грехов. Может быть, человек ни разу ничего не украл, но очень неравнодушен к деньгам, сребролюбив. И в какой-то критической ситуации эта его страсть может «выстрелить», привести к совершению греха. То же и с другими страстями. Страсти, к сожалению, остаются с человеком и после крещения. Но с благодатной помощью Божией теперь он может с ними бороться и даже мало-помалу их преодолевать. В этом помогают церковные таинства – прежде всего Покаяние (исповедь) и Причащение Святых Христовых Таин – Его Тела и Крови. Но возможность прибегать к этим таинствам открывается для человека только после того, как он принял таинство Крещения. Все таинства совершаются исключительно в Церкви, ведь она – тело Христово, пространство, где Бог может действовать в согласии с людьми (а не «поверх» их воли). А членами Церкви мы становимся как раз в крещении.

Крестное знамение: как возникло и что означает

Правило, требующее от христиан осенять себя крестом, появилось еще в эпоху пребывания Иисуса на Земле. Крестились рукой люди, безраздельно принимавшие веру Христову, осознающие огромное значение мук Божьего Сына.

Раньше крестное знамение выглядело по-другому. Христиане, проживающие в Африке, делали его с помощью всей ладони. Другие народы изображали крест одним пальцем. В Египте принято было наносить на разные области тела крестообразные татуировки, стремясь таким образом всегда иметь с собой символ веры.

Вариант сотворения крестного знамения, максимально приближенный к его современному виду, сформировался во времена апостольских проповедей. Именно в этот период установилась традиция креститься, складывая пальцы руки определенным образом.

Знамение по-христиански означает веру в единого Бога. Сотворенный крест символически изображает распятие Божьего Сына, великую жертву, принесенную Мессией во имя всего человечества. Поначалу эта фигура выполнялась двумя перстами, чем обозначалась двойственная природа Спасителя (Божественная и человеческая). В 1657 году по инициативе патриарха Никона она стала троеперстной, несущей в себе смысл Святой Троицы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: