Эту фразу сказал Иисус Христос, обстоятельства в канонических Евангелиях различаются
Фраза эта звучит из уст Иисуса Христа. Он произносит её в известной проповеди на равнине. Текст очень похож на содержание другой, нагорной проповеди. Возможно, евангелисты подразумевают одни и те же события.
До конца не установлено, где именно происходили действия. На счёт Нагорной проповеди есть мнение, что речь о холме Гора Блаженств, ведь реальных гор в той местности нет. Также существуют разногласия на счёт того, произносил ли Мессия всю нагорную проповедь разом, либо её содержание — это компиляция из различных цитат Спасителя, записанных в разное время.
Гора Блаженств — возможно, именно тут Иисус Христос произнёс: «Прощайте, и прощены будете»
- Цитаты о прощении из канонических евангелий
В Евангелии от Луки Иисус Христос уделяет внимание вопросу взаимоотношений с врагами:
(Лк. 6:35–38)
«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»
Аналогичный эпизод есть и в Евангелии от Матфея в описании нагорной проповеди. Вот интересующая нас цитата:
(Мтф. 6:14)
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»
То же самое Христос говорит в Евангелии от Марка, но при других обстоятельствах — при посещении Иерусалима:
(11:25–26)
«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших»
Лишь в Евангелии от Иоанна нет подобного эпизода. Это и понятно: текстологическая экспертиза показывает, что первые три Евангелия имеют тесную связь, возможно, общие первоисточники. Евангелие от Иоанна — более позднее и более самостоятельное произведение.
Тему прощения в этом тексте Иисус Христос поднимает уже после Воскресения:
(Иоанн. 20:23)
«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»
Как видим, тут уже совсем иной тон. Это не наставление для верующих, а руководство для апостолов. Здесь Спаситель не учит жить праведно, а рассказывает ученикам об их особых преимуществах.
Воскресший Христос разрешил ученикам прощать грехи от имени Бога
Пример покаяния ниневитян и притча о нечистом духе
Мф 12:38–45
…Некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
На что здесь обратить внимание
«“Ниневитяне”: жители города Ниневии, столицы Ассирийского государства <…> Пророк Иона, по повелению Божию, призывал их к покаянию; они вняли пророческому гласу его, и их искреннее, глубокое раскаяние отдалило на два века погибель города, которою грозил им Бог чрез пророка» (Епископ Михаил (Лузин), 1830–1887).
[На притчу о нечистом духе:] «Так бывает и со всяким человеком, если он после покаяния не будет бороться со своими устарелыми греховными привычками: как голодные звери, они после этого накинутся на его бедное сердце с еще большей лютостью» (Архиепископ Никон (Рождественский), 1851–1919).
Иона пророк в чреве кита. Византия. IX в. Псалтирь Пантократора иллюминированная. Athos, Pantokr. 61. Греция. Афон, монастырь Пантократора
Библия о прощении грехов говорит, что он Бог может их простить человеку
Почему для нас так важно, что пишет Библия о прощении? Дело в том, что именно на его фундаменте стоит православное учение. Это вопрос не обид или упрёков. Всё куда глубже: дело в отношениях человека и Всевышнего.
В православном представлении почти каждый грешен. В жизни такого человека не может быть надежды на Царство Небесное, достигнутое своими силами. Но Бог простит, поскольку Он всемилостивый.
Прощение — это надежда верующего православного христианина, а потому всё, что сказано в Библии на эту тему очень важно.
Начало проповеди Господа Иисуса Христа
Мф 4:12–13, 17
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан подстражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском <�…> С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
На что здесь обратить внимание
«Христос пришел в том числе для того, чтобы дать людям образ. Поэтому Он делал даже то, в чем не имел нужды: принял обрезание, крещение. Он знал, что в веках люди будут смотреть на Него как на образец, и учитывал это. А так как начало духовной жизни есть покаяние, Он начал Свою проповедь именно с этого, чтобы никто потом не говорил: ну, этому Иоанн Предтеча учил, а Иисус — нет. Покаяние — необходимое условие встречи с Богом» (Протоиерей Димитрий Смирнов, 1951–2020).
В Библии сказано, что Бог прощает грехи
Библия обращается к теме прощения нередко, хотя это и не самый популярный мотив Священного Писания.
Такой богатый смыслами набор текстов, как псалмы, разумеется, затрагивает этот вопрос:
(Псалом 102:10–12)
«Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши»
Уже здесь, в ветхозаветном тексте прослеживается важнейшая мысль для православия — прощение человека Богом из милости.
Та же мысль всплывает и далее:
(Псалом 129:3–4)
«Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою»
Хотя ветхозаветный Бог часто преподносится как безжалостный, мы видим, что Он идёт верующим навстречу и предлагает человеку отчиститься от греха:
(Исаия 1:18)
«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю»
При этом Бог стирает грехи навсегда. Он требователен, но не злопамятен:
(Исаия 43:25)
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну»
43 глава книги Исаии: Я Сам изглаживают преступления твои и грехов твоих не помяну
Главный мотив Бога — милость из любви
Но почему Бог прощает грехи? Потому что мы такие хорошие? Вовсе нет. Он делает это из милости:
(Исаия 55:7)
«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив»
А откуда эта милость берётся? Сама по себе? Нет. Как мы помним, Бог есть любовь. И он прощает нас, потому что любит миловать:
(Михея 7:18–19)
«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши»
Некоторые верующие спрашивают: “Почему я не чувствую себя прощённым?”
Предлагаем вам четыре возможных варианта. Выберите, какой из них является ответом для вас:
- Вы раскаялись в своём грехе, попросили у Господа прощения, но не чувствуете себя прощённым, потому что чувство вины, которое вы ощущаете – есть работа дьявола. Он есть клеветник (Откровение 12:10), который клевещет Богу на вас, а вам напоминает о ваших прошлых грехах, чтобы вы не чувствовали себя прощённым и оправданным. В данном случае вам нужно перестать прислушиваться к лжи сатаны, и начать прислушиваться к истине Слова Божия, которое вечно и неизменно. Если Бог пообещал простить, то Он это сделал.
- Вы раскаялись в своём грехе и попросили у Господа прощения, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что вы живёте не верой, а чувствами. В вашей ситуации мы хотим вам напомнить библейскую истину: «Праведный верою жив будет». (Римлянам 1:17, Евреям 10:38, Галатам 2:11). Перестаньте постоянно полагаться на свои чувства, и начните жить верой.
- Вы попросили у Бога прощения за свои грехи, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что ваше покаяние не было до конца искренним, и теперь Господь обличает вас через вашу совесть.
- Вы попросили у Бога прощения за свои грехи, но не чувствуете себя прощённым, возможно, потому, что вы продолжаете жить во грехе. Покаяться – значит – не только осознать и раскаяться в своём грехе, но и отвернуться от него и больше его не повторять. Если же вы живёте в грехе, то призываем вас перестать грешить и обратиться к Господу за прощением грехов.
Бог прощает тех, кто проявляет любовь к другим
А как добиться этой милости? Она безусловна или требует каких-то усилий со стороны верующего? Да, справедливости ради надо сказать, что существуют такие учения, где Бога представляют как безусловно любящее и всегда милующее существо.
Есть даже такая идея, что ада нет, мол, Бог после смерти всех помилует и вознаградит. Туда же добавляют мысль о том, что наличие условий милости — это ограничение свободы воли.
Исповедь — способ попросить прощения у Бога, но также нужно научиться прощать самому
Но в полемику с этими воззрениями вступать не будем. Верить чему-то — это право каждого. Мы же здесь изложим исключительно православный взгляд на ситуацию. Он основан на тексте Священного Писания. Что же оно сообщает нам?
Грехи человеку прощаются пропорционально тому, сколько он любит сам:
(7:47–48)
«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи Луки»
Интересная математика. А как же считать? Вероятно, это всё же образное, а не прямое выражение. «Мало любит» может говорить о привязанностях, любви избирательной — только к себе или только к близким. Бог же ждёт от человека любви более широкой — к врагам, например. И не только любви, но и её проявлений.
Апостол Павел призывает быть сострадательными друг к другу
И каковы же эти проявления? Апостол Павел поясняет:
(Еф 4:31–32)
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»
А вот уже и прямые рекомендации от Иисуса Христа:
(Мф 5:44–45)
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
Мф 9:10–13
…Многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
На что здесь обратить внимание
«“Праведниками” в данном случае Господь называет тех ослепленных самомнением фарисеев и книжников, которые всю сущность религии свели к исполнению обрядового закона… Не видя своих грехов и страстей, но скрупулёзно, до мелочей исполняя всю эту внешнюю сторону религии, они считали себя праведниками, гордо презирая свой народ… так что уже не способны были к духовной жизни, к покаянию. Поэтому Господь осудил их. Но тем самым Он осудил таких же и “праведников”-христиан, которые, исполняя церковные правила, обряды, обычаи, погрязают при этом в тщеславии, гордыне, осуждении всех и вся, уча и командуя. Господь с гневом отвергает таковых и говорит, что пришел не к этим лжеправедникам, а только к тем верующим, которые, видя свое греховное состояние, смиряются и каются» (Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов).
Один из способов выразить любовь — прощать врагов
Вряд ли для православного человека есть более желанный способ удостовериться в любви Божией, чем получение спасения. Но всё же это неправильные приоритеты.
Это эгоистичный мотив. Во главе всего должны быть отношения с Богом, а не страх того, что случится с душой после смерти. Если ты хороший человек — тебе и бояться нечего, и Бог тебя любит. А любит, значит прощает.
Но, как мы уже разобрались, Всевышний ждёт проявлений любви и от человека. И одно из них — это всепрощение. Отвечая апостолу Петру, Иисус сказал в следующем отрывке всем нам:
(Мф 18:21–22)
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз»
Прощение — это жертва, и самую тяжёлую принёс Бог, чтобы простить человечество
Легко сказать, но сложно сделать, не так ли?
Но Спаситель хочет, чтобы мы поняли — для Него это тоже не только слова. Любовь — это часто жертва. И чтобы доказать свою любовь к человечеству, Он приносит серьёзную жертву — идёт на крест.
Иисус Христос умер на кресте из любви к человечеству
Это пример любви, отваги и конечно же прощения — ведь жертва на кресте — это именно проявление прощения. А много ли мы способны сделать, чтобы простить другого человека? Нам подчас сложно просто забыть обиду. Пострадать за грехи кого-то другого — это вообще выглядит немыслимо.
Для человека немыслимо пострадать за чужие грехи, но Бог просит всего лишь прощать
И всё же на это решается, как учит православное учение, самое могущественное существо во Вселенной:
(Луки 24:46–47)
«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима»
Проповедь Иоанна Предтечи о делах покаяния
Лк 3:10–14
Спрашивал его [Иоанна Предтечу. — Прим. ред.] народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
На что здесь обратить внимание
«Настоящие плоды покаяния — это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей» (Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин, 1852–1904).
Рембрандт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1635
Православие учит принять Христа, чтобы получить прощение
Апостолы сообщают, как людям принять жертву Христа и получить прощение Всевышнего:
(Деяния 3:19–20)
«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа».
(1. Иоанна 1:9)
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»
Притча о мытаре и фарисее
Лк 18:9–14
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
На что здесь обратить внимание
«Богу внешняя человеческая праведность совершенно не нужна, Богу нужны только внутренние качества души. И мотивация фарисея — это есть гордость, а мытарь, который не может свои глаза возвести на небо, ступил на путь смирения. И если смиренному человеку может Бог подать благодать, которая его очистит и спасет, то фарисею — не может… Это невозможно, потому что гордость противна самой природе Божества» (Протоиерей Димитрий Смирнов, 1951–2020).
Мытарь и фарисей, Джеймс Тиссо
Мало принять Спасителя, нужно ещё и начать жить по-христиански: в любви и прощая
Чтобы спасение не превратилось в эгоистическое бегство от ада, мало просто покаяться и начать жить в лоне православной Церкви. Важнее всего — пример Христа.
Наиболее ценно для человека — жить, как жил Мессия: по любви. И одно из наставлений Иисуса — научиться прощать:
(Лк 17:3–4)
«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, — прости ему».
(Кол 3:13)
«…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
Эту длинную цепочку рассуждений Спаситель уложил в простое и доступное «прощайте, и прощены будете». Об этом прекрасно написал прп. Максим Исповедник:
«Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братиям».
Но никто не сравнится здесь с Иисусом Христом, который смог проиллюстрировать принцип Божественного прощения вот в такой притче:
(Евангелие от Матфея 18:23-35)
«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Покаяние Симона Петра под влиянием чудесного улова рыбы
Лк 5:3–10
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
На что здесь обратить внимание
«Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности» (Святитель Николай Сербский, 1881—1956).
«Слыша евангельский рассказ об улове рыб и об ужасе апостола Петра… мы должны испытывать страх за ту легкость, с которой мы приближаемся к Богу, ожидая от Него встречи лицом к лицу. К Богу мы должны… идти с духом сокрушенным, сердцем смиренным, идти, сознавая, что никакого права мы не имеем на эту встречу и что если она случится, то только по безграничной, непонятной Божией милости» (Митрополит Сурожский Антоний, 1914–2003).