Марк — один из семидесяти апостолов. Тех, которые проповедовали христианство в I веке. Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. О жизни святого известно из текстов Нового Завета и свидетельств древних писателей. Святой присутствовал при аресте Христа и воспоминания об этом перенесёт на страницы своего Евангелия.
Картина художника Валантен де Булонь «Апостол Марк», XVII век
Матфей, Лука, Марк, Иоанн — святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна. Святой Матфей считается автором первого Евангелия.
Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. Апостол Лука был первым иконописцем. Святой Иоанн написал пять книг для Нового Завета.
Кто такие апостолы? 12 учеников Христа
Сын Павла и Марии, будущий апостол Марк, родился в Кирене (современная Ливия). Вскоре после его рождения семья перебралась в Иерусалим.При появлении на свет получил двойное имя Иоанн-Марк. Иоанн — еврейское имя, Марк – латинское.
Апостол происходил из рода священников, из колена Левина. Родился в состоятельной семье, что обеспечило святому хорошее образование. Он изучал иврит, греческий язык, латынь.
В Иерусалиме мама Марка, Мария, становится одной из первых последовательниц Иисуса Христа. В её доме собирались христиане, верующие в Него, поэтому Марк ещё юношей присоединился к общине Иисуса. Существует предание, что сама Тайная Вечеря происходила в доме у матери Марка.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. По преданию, она происходила в доме Марии, матери Марка
Позже, когда апостол напишет Евангелие, в рассказе об аресте Христа он упомянет одного молодого человека. По преданию, считается, что Марк описывает себя.
«Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них».
(Мк.14:51-52)
Павел Попов, «Взятие Христа под стражу». Убегающий от стражи обнажённый юноша — семнадцатилетний апостол Марк
После вознесения Иисуса на небо, во времена гонения христиан, дом матери святого служил пристанищем и для некоторых апостолов. Стал он временным жильём и для апостола Петра, который впоследствии испытывал к Марку тёплые отеческие чувства и называл его в посланиях своих «сын мой». А Святой Варнава, доводившийся Марку родным дядей, познакомил племянника с апостолом Павлом.
Апостол Варнава, дядя и ближайший друг Святого Марка. Проповедовали вместе христианство несколько лет
В начале 40-х гг. Варнава берёт племянника в миссионерское путешествие, которое возглавляет апостол Павел. Вместе с ними Святой Марк был в Селевкии, затем пустился в путь на остров Крит. Его апостол прошёл весь с востока на запад. Оттуда он отправился в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром посетил Рим.
Апостол Пётр являлся учителем Марка. Во время миссионерства в Риме, Марк был ему переводчиком и помощником в становлении христианской общины
В Риме Пётр и Марк нашли уже существующую христианскую общину. Апостол Пётр своим словом и чудесами умножил римскую церковь, а Марк стал его правой рукой. Марк был переводчиком между Петром, который плохо говорил по-гречески, и его слушателями.
Святой Марк выполнял свою миссионерскую работу среди еврейской диаспоры в Риме, которая насчитывала около 45 тысяч человек.
4 евангелиста
Именно в Риме, по мнению многих, Марк написал Евангелие для язычников и уверовавших в Него. Церковные писатели того времени свидетельствуют, что Евангелие от Марка является записью рассказов Петра. Сам Пётр подтвердит точность и правдивость составленной Марком книги и одобрит её для чтения в церквях.
Евангелие от Марка, первая страница в рукописном варианте
По велению своего старшего друга и товарища, Марк отправился в Египет.
В Александрии святой основал церковь и стал первым епископом Александрийским. В этом городе апостол составил чин Литургии для христиан и фактически создал церковную иерархию. В Александрии он основал училище, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы церкви, как Григорий чудотворец, Климент Александрийский, святитель Дионисий и др.
Климент Александрийский получил образование в христианском училище, основанным Святым Марком
Литургия Святого Марка – классический образец александрийского богослужения. Благодаря своей краткости и чёткости, она была популярна во многих местах христианского мира до XII века. Затем её вытеснила Литургия византийского происхождения.
После того, как евангелист Марк основал фундаменты церкви, многие египтяне отошли от язычества и приняли христианство, что вызвало обеспокоенность Рима.
Марк — первый епископ и первый мученик Александрийской церкви.
25 апреля 68 г. праздник Святой Пасхи совпал с торжеством в честь египетского бога Сераписа. В этот день язычники схватили Марка в храме во время богослужения, избили и бросили в темницу.
На следующий день на шее святого завязали верёвку, а другой конец привязали к быку. Целый день животное водили по улицам. Израненный Марк волочился за ним по земле. К вечеру все улицы города были в крови апостола. Потом его отвязали и посадили обратно в тюрьму.
Мученичество Святого Марка. Язычники связали Марка и таскали по улицам города в течение нескольких дней.
Ночью Марку явился Иисус и сказал, что тот завтра умрёт. С утра пытка повторилась. Бык тащил святого на верёвке, пока его голова не оторвалась от туловища. Потом христиане забрали тело Святого апостолаи его голову и похоронили.В IV веке н.э. над могилой Святого Марка построили церковь.
Евангелие Святого Марка
Марк, Лука, Матфей, Иоанн — святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна.
Евангелисты. Слева направо сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк
Евангелие от Марка — вторая книга Нового Завета. Но некоторые современники считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и стало основой для написания благой вести Луки и Матфея.
Евангелие было написано примерно в 60-70-е гг.
Святое Евангелие Марка является самым коротким из четырёх. Оно делится на 2 части и состоит из 16 глав. Было написано на греческом языке и в разговорном стиле. В первых восьми главах показаны истории чудес Христа, в доказательство, что он сын Божий.
По этой причине лев был выбран в качестве символа Святого Марка. Лев возвышается над другими животными, так же, как Иисус Христос представлен в Евангелии от Марка всемогущим и царственным.
Апостол Марк и его символ — царственный лев. Именно таким Марк описал Иисуса в своём Евангелии: всемогущим и всесильным.
Существует две версии места написания — Рим и Александрия.
Ещё в 200 г. Климент Александрийский заявил, что благая весть апостола написана в Риме. Имеется ряд факторов, которые подтверждают его слова:
- Марк — единственный евангелист, который использует несколько типичных римских слов по-гречески.
- Апостол использует латинские слова и выражения, которые употреблялись в Риме.
- В Евангелии от Марка нет подробностей иудейской жизни.
- Использует принятое в Риме времяисчисление.
- Евангелие написано по-гречески для обхвата наибольшей аудитории. В то время греческий язык считался международным.
В Евангелии от Марка больше внимания уделяется поступкам Христа, а не его речам.С особым чувством написано о воскрешении Христа и встрече с учениками в Галилее.
«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.» (Мк.16:14-15)
Цели Евангелия от Марка:
- Доказательства, что Иисус Христос — сын Божий.
- Укрепление в вере новообращённых христиан и наставление их.
- Привлечение новых последователей к христианской вере.
Но также для первых поколений христиан важно было не только показать божественный уровень Христа, но и настоять на том, что это был человек, иначе его страдания смешны. Во второй части Евангелия Марк описывает слова Иисуса, объясняющие необходимость искупления грехов человеческих смертью на кресте.
Молитвословия
Тропарь, глас 3
[3]
У верхо́внаго Петра́ научи́вся,/ апо́стол Христо́в был еси́/ и, я́ко со́лнце страна́м возсия́л еси́,/ Александри́ом удобре́ние быв, блаже́нне:/ тобо́ю Еги́пет от пре́лести свободи́ся,/ ева́нгельским твои́м уче́нием просве́щ вся,/ я́ко свет, столп церко́вный./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять чту́ще, све́тло пра́зднуем,/ Ма́рко, Богогла́се,/ моли́ тобо́ю благовести́маго Бо́га,// да согреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим
.
Кондак, глас 2
С высоты́ прии́м благода́ть Ду́ха,/ ри́торская плете́ния разруши́л еси́, апо́столе,/ и, язы́ки вся улови́в, Ма́рко всесла́вне,/ твоему́ Влады́це приве́л еси́,// Боже́ственное пропове́дав Ева́нгелие
.
- Тропарь, глас 4, из греческой Минеи [4]
Петро́в спутеше́ственник/ и о́бщник свяще́нный,/ сло́ва служи́тель и прозорли́вец му́дрый/ яви́лся еси́, апо́столе./ Те́мже Спа́сово Благове́стие боже́ственное, Ма́рке, начерта́еши,/ я́ко таи́нник небе́сный.// Сего́ ра́ди, евангели́сте, тя любо́вию велича́ем
.
Собор Святого Марка в Венеции
В 828 году в Египте правят арабы-мусульмане, которые разрушают христианские храмы для возведения мечетей. Венецианские купцы взяли на себя миссию спасти святые мощи от осквернения и перевезти их себе на родину. В Аквилее Марка особо почитали, как основателя христианской общины.
По преданию, купцы взяли священную реликвию, перенесли к себе на корабль и обложили свиными тушами. Мусульмане, проверявшие товар, побрезговали к ним притрагиваться. Так мощи святого были доставлены на Адриатику, в Собор Святого Марка. Раньше мощи святого хранились в нижней части храма, теперь покоятся в каменном саркофаге в алтаре собора.
Собор Святого Марка в Венеции на главной и единственной площади города
С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.
Флаг Венеции с символом Святого Марка — львом
День памяти святого православная и католическая церкви отмечают 25 апреля по восточному календарю.
Отрывок, характеризующий Апостол Марк
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул. – Он! он и есть! – Эка шельма, – сказал Денисов. – Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул. Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились. – Ну ловок, – сказал эсаул. – Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор? – Это кто? – спросил Петя. – Это наш пластун. Я его посылал языка взять. – Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. – Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона. – Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. – Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими. Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад. – Ну, бг’ат, тепег’ь поедем обсушимся, – сказал он Пете. Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова. – Ну где пг’опадал? – сказал Денисов. – Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом. – Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?.. – Взять то взял, – сказал Тихон. – Где ж он? – Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму. – Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг’ивел? – Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо? – Эка бестия!.. Ну?.. – Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь. – То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза. Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило. – Ты дуг’ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег’вого не пг’ивел? Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон. – Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит. – Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо… – Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова. – Вот я те всыплю сотню гог’ячих, ты и будешь дуг’ака то ког’чить, – сказал Денисов строго. – Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу. – Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча. Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст. Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился. Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно. Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю. – Ну, г’асскажи ты мне пг’о себя, – сказал он. Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было. Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Интересные факты из жизни апостола
- Святой Марк присутствовал на празднике в Кане Галилейской, когда Иисус Христос превратил воду в вино;
Иисус превращает воду в вино
- Иоанн-Марк младше Иисуса Христа на 15 лет;
- По преданию, после того как апостол принял мученическую смерть, язычники хотели сжечь его тело. Когда развели костёр для этого, произошло землетрясение и всё померкло; Язычники в страхе разбежались, после чего христиане смогли похоронить Марка в каменной гробнице;
- Икона Святого Марка защищает семью от разлада, укрепляет отношения в браке.
Икона Святого Марка, Россия, XIX век.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Крипта
Крипта — специальное помещение, находящееся под землей и изначально предназначенное для хранения реликвий. Здесь до перенесения под золотой алтарь хранились мощи святителя Марка.
Оформление крипты историки относят еще к временам первой базилики. В центре помещения высится небольшая часовня, богато отделанная мрамором. Именно в часовне первоначально захоронили мощи апостола. Некоторый период крипта оставалась закрытой для посещения, но со времен падения Венецианской республики здесь вновь проводятся богослужения.
Баптистерий
Баптистерий — оформленное мрамором и великолепной мозаикой помещение храма, предназначенное для крещения младенцев. Здесь в самом центре находится каменная купель, накрываемая бронзовой крышкой. В баптистерии установлен памятник дожу Андреа Дандоло, который считается самым почитаемым и значимым в истории республики.