50 лет назад, в 1971 г., на экраны вышел фильм «Возвращение «святого Луки».
Картина была снята на основе реальных событий. О том, как похитили и как удалось спасти шедевр мирового значения, рассказывает писатель, общественный деятель, вице-президент Российского союза криминалистов и криминологов, с 2000 по 2016 г. заместитель Генпрокурора России Александр Звягинцев:
– Поскольку разговор пойдёт о реальных событиях, отмечу, что ровно 55 лет назад, в феврале 1966 г., был вынесен приговор человеку, который похитил шедевр Франса Халса из ГМИИ им. Пушкина… А началась история за год до того.
9 марта 1965 г. в зале музея, где проходила выставка западноевропейской живописи XV – XVIII вв., появился скромно одетый молодой мужчина. Он подошёл к «Святому Луке», достал из кармана нож, несколькими движениями вырезал полотно из рамы и спокойно покинул музей. Никто его не остановил. Лишь на следующий день один из смотрителей увидел на стене пустую раму. Поднялась суматоха, вызвали милицию…
У нас музеи не грабят?
Не успела оперативно-разыскная группа вернуться из музея на Петровку, 38, как её руководителя вызвали для отчёта. Дело о похищении картины Халса было взято под особый контроль Генеральной прокуратурой Советского Союза. Кража произведения искусства мирового значения – дело незаурядное. Но причина повышенного внимания со стороны властей крылась ещё и в другом. Буквально за пару недель до этого министр культуры СССР Екатерина Фурцева находилась во Франции. И, узнав, что с начала 1960-х гг. из тамошних музеев и частных коллекций было похищено 130 работ старых мастеров, заявила: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят!»
В общем, она была права. В последний раз ограбление ГМИИ им. Пушкина случилось в далёком 1927 г. – тогда из музея похитили полотно Тициана «Се человек!». С тех пор всё было тихо. За посягательство на государственные ценности в особо крупных размерах запросто можно было получить высшую меру. Да и сбыть шедевр, по большому счёту, некому…
А тут такой конфуз! Словом, картину надо было найти в кратчайшие сроки, иначе на репутацию государства ляжет позорное пятно.
Руководитель оперативно-розыскной группы Сергей Дерковский.
Похищенного из ГМИИ Тициана тогда вернули благодаря обещанному НКВД и Наркомпросу вознаграждению. Руководитель оперативно-разыскной группы Сергей Дерковский, который занимался поисками «Святого Луки», на это рассчитывать не мог. Равно как и на помощь общественности или сведущих коллег: дело было засекречено. А в МУРе ещё не было специального отдела, который занимался бы кражами произведений искусства.
Но Дерковский был крепкий профессионал и прежде всего задался вопросом: почему именно «Святой Лука»? Неужели преступник был таким почитателем таланта Халса? Вряд ли, скорее выполнял чей-то заказ… И едва ли заказ принадлежал советскому ценителю искусства. Картину, висящую в государственном музее, мог заказать только западный коллекционер.
55 лет назад дело о похищении из Музея имени Пушкина картины Франса Хальса «Святой Лука» было раскрыто. Преступник наказан, полотно возвращено государству. Однако многое в этой истории остаётся неясным до сих пор.
«В СССР музеи не грабят»
От новоиспечённых «историков» советского кино нередко приходится слышать, будто фильм «Возвращение «Святого Луки»» сняли специально, чтобы отвлечь внимание советских граждан от подлинных обстоятельств дела. Господа исследователи, судя по всему, времена СССР не застали, иначе они знали бы, что никаких отвлекающих манёвров государству не требовалось на том простом основании, что об этой краже никто, кроме лиц, причастных к расследованию и сотрудников музея, не знал. Ну не было в Советском Союзе криминальной хроники в нынешнем её изводе.
Екатерина Фурцева
Имелась причина и, так сказать, репутационного порядка. Незадолго до кражи министр культуры Екатерина Фурцева была с деловым визитом во Франции. Услышав, что за последние пять лет (дело было в 1965-м) из французских музеев и частных собраний украли почти полторы сотни картин старых мастеров, Екатерина Алексеевна воскликнула: «В Советском Союзе музеи не грабят!» И была совершенно права: невыгодное это дело и опасное! За посягательство на государственные ценности в особо крупных размерах запросто можно было получить высшую меру. Да и сбыть шедевр по большому счёту было невозможно. Неудивительно, что предыдущее ограбление музея, всё того же ГМИИ, произошло в 1927 году. Украденные тогда полотна Тициана, Рембрандта и Карло Дольчи нашли только в 1931-м, но с тех пор музейщики спали спокойно.
Не было печали, так подай! Эх, не знала Екатерина Алексеевна, чем такие заявления заканчиваются! Директор Лувра в своё время тоже заявлял во всеуслышание, что ограбить его музей невозможно, а вскоре Винченцо Перуджа умыкнул «Джоконду». По иронии судьбы похититель «Святого Луки» тоже оказался столяром…
Таинственный мсье ван Берг
9 марта 1965 года Музей имени Пушкина был закрыт для посетителей — санитарный день, но сотрудники, не связанные с экспозицией, трудились как обычно. И вот среди бела дня некто входит в зал, где висит полотно Хальса, вырезает его из рамы и исчезает. На пустую раму, оставшуюся висеть на своём месте, как и в фильме, обратили внимание только на следующий день. На месте преступления никаких следов не обнаружили, но ясно было, что работал дилетант. Профессионал отделил бы подрамник от рамы и вынул полотно целым. А тут картину грубо вырезали даже не по обводу рамы, а на расстоянии примерно 5 см от неё, да ещё и тупым ножом, судя по следам, перочинным.
Особого отдела, специализирующегося на краже произведений искусства, в МУРе тогда ещё не существовало. Расследование поручили подполковнику Сергею Дерковскому, возглавлявшему отдел, занимавшийся расследованием хищений государственного имущества. Дело взяла под особый контроль прокуратура. Основная версия следствия — картину выкрали по заказу какого-нибудь помешанного на Хальсе коллекционера, скорее всего, иностранного. То, что это был заказ, сомнений не вызывало: в том же зале висели картины куда более ценные.
Опрос смотрителей залов привёл следствие к некоему интуристу, ходившему в музей несколько дней кряду и часами простаивавшему перед некоторыми картинами, делая какие-то пометки в блокноте. Им оказался гражданин Бельгии Жак ван дер Берг, искусствовед, неоднократно бывавший в Советском Союзе и замеченный в попытках установить контакты с подпольными торговцами антиквариатом. К предприимчивому голландцу отправляют так называемую ласточку: красивая девушка представляется дочерью подпольного коллекционера, намекает, что хочет продать картину, а когда мсье Жак клюёт на приманку, демонстрирует мастерскую копию Рембрандта. Ван дер Берг просит сутки на размышление, но, видимо, заподозрив неладное, поутру отправляется в Шереметьево и регистрируется на ближайший рейс в Брюссель. Самолёт задерживают, перепуганному голландцу устраивают не только обыск, но и личный досмотр, но ничего не находят, и горе-контрабандист отбывает восвояси.
Тот самый «Святой Лука»
Терзания столяра-недоучки
За несколько месяцев следствие не продвинулось ни на шаг. И вот в августе на тогдашнем Калининском проспекте у магазина «Мелодия», где можно было с рук купить у заезжего иностранца вожделенную импортную пластинку, к хорошо одетому господину подошёл молодой человек и предложил купить полотно уровня Рембрандта за 100 тыс. рублей. Господин на ломаном русском с сильным немецким акцентом ответил, что сам он не коллекционер, но поможет найти покупателя. «Немец» оказался сотрудником КГБ. Случайность? Скорее закономерность: в те времена на Калининском и улице Горького сотрудников «конторы» фланировало больше, чем настоящих зарубежных гостей.
Истинный профессионал, ситуацию этот человек просчитал мгновенно — слишком велика была запрошенная незнакомцем сумма. За парнем установили наружное наблюдение. Прямо с Калининского тот направился в ГМИИ и вошёл через служебный ход. Личность установили без труда: им оказался 27-летний столяр-краснодеревщик Валерий Волков.
В музей он устроился по рекомендации главного хранителя, с которым случайно познакомился, уступив пожилому человеку место в трамвае. Представился выпускником Суриковского института, обаял и получил работу. Временную, поскольку «по рассеянности» всё никак не мог занести в отдел кадров диплом. И, хотя музейные кадровики уже начали грозить ему увольнением, в характеристике, хранившейся в его личном деле, чёрным по белому значилось: «За время работы в музее он всегда был дисциплинирован, исполнителен. Он интересуется вопросами прошлого и настоящего изобразительного искусства и литературы. Как правило, он умеет содержательно заполнить свой досуг чтением, посещением выставок и т. п.»
Валерий Волков
На встречу у бассейна «Москва» «посредник» с Калининского прибыл в «Мерседесе» последней марки с номерами ФРГ. Роль «покупателя» сыграл офицер внешней разведки, фигурировавший в деле как Леонид Краснов. Прижимистый «иностранец» затеял торг и сбил цену до 60 тысяч. Все вместе доехали до Остоженки, тогдашней Метростроевской. «Посредник» остался в машине, «покупатель» с «продавцом» пошли за товаром. Волков долго петлял по дворам, «наружка» потеряла их из виду больше, чем на полчаса. Наконец оба появились. Волков нёс в руках большую кукольную коробку, красиво перевязанную лентой. Внутри было полотно Хальса. О том, что это подлинник, свидетельствовал красный инвентарный номер Эрмитажа «1850» в правом нижнем углу картины.
На следствии Волков сначала заявил, что нашёл картину в котельной музея, но, когда на допросе всплыло имя его девушки, признался: Хальса он украл для некоего коллекционера, обещавшего ему взамен подлинный диплом Суриковского института, который с него всё настоятельнее требовали в музее. Мечтавшего стать художником Волкова в институт не приняли из-за судимости: в 1957 году он получил три года за кражу, а с дипломом столяра-мебельщика, полученным в ПТУ, в таком статусном музее делать нечего.
Заказчиком Волков назвал Валерия Алексеева. Недоучившийся филолог работал слесарем (!) на комбинате бытовых услуг, а в кругу фарцовщиков и подпольных коллекционеров был известен под кличкой Искусствовед. И вот тут над вроде бы ясным ходом следствия опускается завеса тумана. Если это так, то Искусствовед не мог не знать, как следует обращаться с произведениями искусства, и должен был объяснить это своему подельнику. Да и тот, проработав почти два года в музее, какими-то знаниями должен был обладать. Но Волков варварски вырезает полотно, сворачивает его красочным слоем внутрь, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах, и держит за печкой (во всяком случае, именно оттуда он вынул свёрток с картиной для показа «покупателю»). В результате состояние картины было ужасающим. В здравом уме ни один коллекционер её не купил бы, ведь в подпольных условиях реставрировать такую вещь практически невозможно.
Нет ответа и на главный вопрос: кто был подлинным заказчиком преступления? Алексеев в те поры коллекционером ещё не являлся и такими средствами располагать не мог. Зато на роль посредника вполне подходил. Чей заказ он выполнял? Может быть, мсье ван дер Берга? А тот, до смерти перепуганный досмотром в аэропорту, так и не рискнул вернуться в СССР за своим «заказом»?
На суде Алексеев отрицал своё участие в организации кражи и назвал обвинения против него «провокацией против советских коллекционеров живописи». Известно, что в связи с этим делом он дважды подвергался судебно-психиатрической экспертизе в Институте имени Сербского и был признан не отвечающим за свои поступки. За какие именно — неясно, материалы дела открыты не полностью. Напрашивается вывод, что за Алексеевым могла стоять фигура большего масштаба, чем голландский искусствовед. Но из тени она так и не вышла…
Волков, по его словам, когда ему в музее пригрозили увольнением из-за отсутствия диплома, забрал у Алексеева так и не проданную за пять месяцев картину, чтобы самому найти покупателя. Следствие считало, что именно Алексеев задумал и организовал кражу (у столяра-недоучки на это просто не хватило бы ума), но собрать веские доказательства так и не смогло. Вся вина легла на Волкова. Он получил 10 лет тюрьмы. А полотно отправилось к одному из лучших реставраторов Советского Союза Степану Чуракову. Чтобы вернуть его к жизни, мастеру потребовалось два с половиной года. После реставрации картина вернулась в Одессу.
Проклятие, которого не было
Трудную судьбу хальсовых евангелистов и самого художника зачастую объясняют проклятием, которое на него наложили. Он действительно кончил свои дни в богадельне, всеми забытый. Легенда гласит, что это дело рук Барбары Клаас по прозванию Малле Баббе — хозяйки одной из харлемских харчевен, завсегдатаем которой был Франс. В Харлеме эту женщину считали ведьмой, и на беду Хальса ей не понравился портрет, написанный с неё художником. Она якобы требовала его уничтожить, автор не согласился, и с того момента карьера его пошла под гору. Всё бы хорошо, но картина — за рубежом она считается самой узнаваемой работой мастера — написана в 1635 году, когда Хальс ещё был более чем успешен.
По другой версии, так отомстила Хальсу его незаконнорождённая дочь. Художник, действительно отличавшийся завидным темпераментом, случайными связями не пренебрегал. В соблазнении собственной служанки наверняка греха не видел, а учитывая сварливый нрав второй супруги, он вполне мог выставить мать своего будущего ребёнка на улицу — у него законных было двенадцать душ. Несчастная женщина умерла в нищете, а дочка спустя 20 лет встретила отца на улице, и тот отказался её признать. С тех пор Хальс якобы не создал ни одного великого полотна.
Впечатляет, однако и тут концы с концами не сходятся. Так называемый закат Хальса начался где-то в сер. 1650-х годов, когда художнику перевалило за 70. Зачать ребёнка в 50 он, конечно, мог, тем более что его последний законный ребёнок появился на свет примерно в это время. Но, согласитесь, даже сегодня в таком почтенном возрасте трудно сутками не отходить от холста, обслуживая многочисленных заказчиков. А при здравом размышлении мы придём к выводу, что всё в судьбе Хальса совсем неплохо: большую часть жизни он оставался и востребован, и состоятелен, а после смерти вошёл в тройку величайших живописцев голландского Золотого века, заняв место рядом с Рембрандтом и Вермеером. Да и многострадальные его евангелисты здравствуют всем на радость…
Обретение шедевра
Ценность «Святого Луки» очень высока. Франс Халс совершил революцию в живописи. Он писал свои картины без предварительного рисунка, без подмалёвки. Его стихия – голландские улочки и кабаки с их балагурами, весёлыми пьяницами, гулящими женщинами, смеющимися ребятишками… Что же касается религиозной тематики, то тут надо привести слова американского искусствоведа Сеймура Слайва: «Шанс найти религиозную живопись Халса примерно такой же, как найти натюрморты работы Микеланджело». Практически ноль.
Статья по теме
«Старики-разбойники». «Третьяковку» обокрали по сценарию фильма 1972 года Но внезапно ноль превратился в осязаемый шедевр. Работы Халса попали к нам в известной мере случайно –
Екатерина II скопом купила на аукционе множество полотен голландских мастеров. Неподписанные полотна Халса, посвящённые евангелистам, долго хранились в запасниках Эрмитажа, потом их отправили на юг: «Для украшения католических храмов Таврической губернии». Цикл разделили, причём сам «Лука» исчез из поля зрения и объявился на одесском «Привозе», где его купили за смешную цену 9 руб. и отправили в музей. Авторство приписали «неизвестному русскому художнику», полотна так и лежали в запасниках Одесского музея, пока искусствовед Ирина Линник не обнаружила их там и не замерла в изумлении, распознав кисть великого мастера.
Впрочем, в изумлении тогда замер весь мир искусства. А значит, западные коллекционеры не могли не заинтересоваться вновь обретёнными шедеврами…
Франс Халс, «Евангелист Лука». репродукция
Апостол и евангелист Лука, чем помогает
Молитвы, обращены к лику апостола Луки, помогают в духовном просветлении, избавляют от сомнений и заблуждений, помогают постигнуть смысл жизни. Также прочитанная молитва апостолу евангелисту Луке поможет исцелить болезни телесные и душевные, укрепит семейные узы, защитит от ошибок и позволит искренне раскаяться в совершенных грехах.
Подвижник является покровителем докторов, редакторов, журналистов, живописцев и фермеров. Так что, имея дома икону Святого, вы всегда сможете попросить у него помощи в трудную минуту.
Осечка «ласточки»
Разумеется, оперативно-разыскная группа МУРа работала в этом направлении. В один момент казалось даже, что дело близко к раскрытию. Сотрудники Пушкинского музея вспомнили иностранца, который подолгу простаивал перед картиной «Святой Лука» и делал какие-то заметки в блокноте. Выяснили, что это был бельгийский искусствовед Жак Ванденберг. В СССР он уже бывал и даже пытался установить контакты со спекулянтами антиквариатом.
За ним установили слежку, а потом послали агента – симпатичную девушку, так называемую «ласточку». Девушка рассказала легенду, что её отец занимается коллекционированием предметов искусства, а сейчас ищет покупателя, чтобы сбыть ценную картину. Все были уверены, что Ванденберг согласится. Однако на следующее утро выяснилось: бельгийский турист только что зарегистрировался на рейс Москва – Брюссель. Самолёт задержали, Ванденберга пригласили на досмотр. Обыскали багаж, провели личный досмотр, но ничего не нашли.
Между тем с момента похищения минуло почти полгода, а зацепок не было никаких. Фурцева чуть ли не ежедневно призывала к ответу министра охраны общественного порядка РСФСР Вадима Тикунова, требуя найти картину, но он только руками разводил. Оперативники сбились с ног. И тогда решили подключить КГБ, самую мощную и оснащённую в ту пору организацию.
Статья по теме
О чём скрипит музей. Зачем Марина Лошак пускает всех в свой кабинет?
Почитание апостола Луки
Лука родился в Антисхии и был очень образованным человеком. В юности он изучал греческую философию, медицину и живопись. Во времена жизни Иисуса Христа Лука встретился с ним лицом к лицу, слушал его проповеди, после чего был впечатлен и сильно уверовал в них. Через время мужчина был включен в число семидесяти апостолов. Он был рядом с Христом в момент его смерти и искренне скорбил на Голгофе.
В день своего воскрешения Христос утешил проповедника и предстал перед ним и другими своими сподвижниами. После этого ученик Христа был отправлен на проповедь из Иерусалима в Эммаус.
После снисхождения Святого Духа к Апостолам, Лука вернулся домой в Антиохию и начал работать с апостолом Павлом, с которым путешествовал в Рим. Вместе с Павлом мужчина путешествовал по разным странам в 49-52 и 53-58 гг.
Лука является автором одной из Евангелие, именно поэтому его часто изображают на своих иконах евангелисты. Он написал первый прижизненным образ Божией Матери, и таким образом положил начало традиции иконописания. Из-под руки мастера вышли такие иконы: Владимирская, Иверская, Тихвинская, Ченстоховская, Эдесская, а также много других святынь, которые были благословлены самой Святой Марией.
После того, как Павел умер, Лука продолжил его дело, проповедовал Евангелие в Италии и Македонии. Проповедник написал три иконы Божией Матери и лики Святых Петра и Павла, именно поэтому он считается основателем христианской иконографии.
Лучшая статья для Вас, переходите: Иконы святого Иоанна Предтечи значения и в чем помогают
В старости праведник продолжил путешествовать и проповедовать в Ливии, Верхнем Египте и Греции. В 84 года он написал «Деяния Апостолов», когда повесили его на оливе в Фивах. Поэтому образа евангелиста Луки могут включать в себя данный сюжет или признаки мученической смерти. Во времена правления Императора Константина, мощи апостола были перевезены в Константинополь.
Счастливый случай
В августе 1965 г. на проспекте Калинина (сейчас – Новый Арбат) к мужчине в дорогом костюме иностранного кроя подошёл юноша и предложил купить полотно «уровня Рембрандта» за 100 тыс. руб. Иностранец на хорошем немецком языке сказал, что сам он не коллекционер, но помочь может. Молодой человек очень обрадовался. Он даже представить себе не мог, что случайный прохожий, которого он принял за немца, был сотрудником КГБ!
За юношей установили слежку. Каково же было изумление «наружки», когда молодой человек направился прямо к Пушкинскому музею и зашёл в него через служебный вход! Это был сотрудник ГМИИ, реставратор Валерий Волков.
Похититель шедевра – реставратор Валерий Волков.
На роль иностранного коллекционера подобрали сотрудника внешней разведки – назовём его Леонид Краснов. Он блестяще знал немецкий, а на родину приехал в отпуск.
У Волкова не возникло ни тени сомнения, что перед ним иностранец. Краснов, как подобает «настоящему немцу», поторговался и сбил цену. Объяснил, что тогда он сможет отдать всю сумму наличными и сразу покинет СССР. Важно было не смутить похитителя картины.
Проклятие Халса?
На решающую встречу одетые в «фирму» сотрудники КГБ прибыли на «Мерседесе» последней модели с номерами ФРГ.
Волков привёл Краснова к старинному дому неподалёку и вынес газетный свёрток. Это и был «Святой Лука». Причём в жутком состоянии. Злоумышленник не только варварски вырезал картину из рамы, но и свернул её красочным слоем внутрь, что категорически запрещено – слой ломается. А потом несколько месяцев хранил полотно за печкой. Почему он, реставратор, так варварски обращался с шедевром? Почему испортил полотно, если собирался его продать? Почему, в конце концов, он похитил именно Халса? Объяснений от Волкова так и не добились.
Он был приговорён к 10 годам лишения свободы. «Святого Луку» восстанавливали 2,5 года. Один из лучших реставраторов СССР, Степан Чураков, увидевший, во что превратился шедевр, разволновался так, что на некоторое время потерял голос.
Кстати, о том, что Франс Халс, а также все его картины прокляты, существует много легенд. По одной из версий, это сделала харлемская ведьма Малле Баббе, которой не понравился её портрет, написанный художником… Как бы то ни было, счастья своим владельцам они, по всей видимости, не приносили.
«Рембрандт на вынос». 11 громких случаев похищения картин
В ночь с 10 на 11 апреля 1934 года была похищена створка Гентского алтаря с изображением «Праведных судей» художника Яна ван Эйка. 25 ноября 1934 года житель Гента Арсен Кудертир, умирая, сообщил на исповеди, что створку похитил он и спрятал у себя в столе. Однако обнаружить её не удалось, и в 1945 году она была заменена копией. Public Domain
Исчезнувшим считается «Портрет молодого человека» кисти Рафаэля, оцениваемый в 100 миллионов долларов. Полотно принадлежало польскому роду Чарторыйских и было конфисковано нацистами в 1939 году. Незадолго до окончания Второй мировой войны картина попала в руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. С тех пор её судьба остается неизвестной. Public Domain
Одно из самых громких и дерзких ограблений XX века произошло 18 марта 1990 года, когда был ограблен Музей Гарднер в Бостоне. В этот день в музей проникли злоумышленники в полицейской форме и вынесли с собой тринадцать экспонатов Рембрандта, Вермеера, Дега, Мане. Самые ценные из украденных работ — это единственный существующий морской пейзаж Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском» 1633 года. Public Domain
И «Концерт» Яна Вермеера, созданный художником в 1664 году. Public Domain
В канун нового 1999 года из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде была украдена картина «Вид на Овер-сюр-Уаз» Поля Сезанна. Её стоимость оценивается в 5 миллионов долларов. Public Domain
«Вид на море у Схевенингена» — картина известного нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в августе 1882 года в Гааге. Картина была похищена прямо из Музея Винсента Ван Гога 7 декабря 2002 года. Public Domain
Вместе с ней преступники прихватили ещё одну работу художника «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Public Domain
В 2010 году из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля были украдены «Маки» Ван Гога, стоимостью около 50 миллионов долларов. Спустя пару лет британские эксперты заявили о том, что подлинные «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году. Public Domain
В 2010 году в Париже из Музея современного искусства пропала картина Пабло Пикассо «Голубь с зелёным горошком» стоимостью около 30 миллионов долларов. Public Domain
«Мост Чаринг-Кросс» — цикл из тридцати семи картин французского художника Клода Моне, нарисованных в период с 1899 по 1904 г. Одна из картин 1901 года написания была украдена 16 октября 2012 из музея «Кюнстхал» в Голландии. В 2013 году мать одного из подозреваемых созналась, что сожгла картины в печи в своём доме, чтобы уничтожить улики. При обыске её дома в печи были обнаружены пигмент и гвозди, соответствующие времени написания картин. Public Domain
И, наконец, упомянутый в Книге Рекордов Гиннесса как наиболее часто похищаемое полотно «Портрет Якоба де Гейна III» Рембрандта, написанный в 1632 году. Это одна из самых маленьких по размеру работ художника, с чем и связаны многочисленные попытки её воровства. Портрет носит прозвище «Рембрандт на вынос», так как с 1966 года её крали целых 4 раза. Public Domain
«Рембрандт на вынос». 11 громких случаев похищения картин
В ночь с 10 на 11 апреля 1934 года была похищена створка Гентского алтаря с изображением «Праведных судей» художника Яна ван Эйка. 25 ноября 1934 года житель Гента Арсен Кудертир, умирая, сообщил на исповеди, что створку похитил он и спрятал у себя в столе. Однако обнаружить её не удалось, и в 1945 году она была заменена копией. Public Domain
Исчезнувшим считается «Портрет молодого человека» кисти Рафаэля, оцениваемый в 100 миллионов долларов. Полотно принадлежало польскому роду Чарторыйских и было конфисковано нацистами в 1939 году. Незадолго до окончания Второй мировой войны картина попала в руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. С тех пор её судьба остается неизвестной. Public Domain
Одно из самых громких и дерзких ограблений XX века произошло 18 марта 1990 года, когда был ограблен Музей Гарднер в Бостоне. В этот день в музей проникли злоумышленники в полицейской форме и вынесли с собой тринадцать экспонатов Рембрандта, Вермеера, Дега, Мане. Самые ценные из украденных работ — это единственный существующий морской пейзаж Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском» 1633 года. Public Domain
И «Концерт» Яна Вермеера, созданный художником в 1664 году. Public Domain
В канун нового 1999 года из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде была украдена картина «Вид на Овер-сюр-Уаз» Поля Сезанна. Её стоимость оценивается в 5 миллионов долларов. Public Domain
«Вид на море у Схевенингена» — картина известного нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в августе 1882 года в Гааге. Картина была похищена прямо из Музея Винсента Ван Гога 7 декабря 2002 года. Public Domain
Вместе с ней преступники прихватили ещё одну работу художника «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Public Domain
В 2010 году из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля были украдены «Маки» Ван Гога, стоимостью около 50 миллионов долларов. Спустя пару лет британские эксперты заявили о том, что подлинные «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году. Public Domain
В 2010 году в Париже из Музея современного искусства пропала картина Пабло Пикассо «Голубь с зелёным горошком» стоимостью около 30 миллионов долларов. Public Domain
«Мост Чаринг-Кросс» — цикл из тридцати семи картин французского художника Клода Моне, нарисованных в период с 1899 по 1904 г. Одна из картин 1901 года написания была украдена 16 октября 2012 из музея «Кюнстхал» в Голландии. В 2013 году мать одного из подозреваемых созналась, что сожгла картины в печи в своём доме, чтобы уничтожить улики. При обыске её дома в печи были обнаружены пигмент и гвозди, соответствующие времени написания картин. Public Domain
И, наконец, упомянутый в Книге Рекордов Гиннесса как наиболее часто похищаемое полотно «Портрет Якоба де Гейна III» Рембрандта, написанный в 1632 году. Это одна из самых маленьких по размеру работ художника, с чем и связаны многочисленные попытки её воровства. Портрет носит прозвище «Рембрандт на вынос», так как с 1966 года её крали целых 4 раза. Public Domain
А фильм «Возвращение «Святого Луки» имел громкий и заслуженный успех – он по сей день входит в топ-10 отечественных детективов. Другое дело, что из всей съёмочной группы с реальной историей похищения картины был знаком разве что Сергей Дерковский – он принимал участие в написании сценария. Остальные долгое время пребывали в неведении. Вот что мне рассказал Олег Басилашвили, который сыграл в фильме роль предприимчивого махинатора-спекулянта Юрия Лоскутова: «Тогда всё скрывали, ничто не должно было волновать наши сытые и полные счастья умы. Я только сейчас узнал, что в действительности эта картина была похищена! Тогдашние средства массовой информации очень многое от нас скрывали». Зато кино очень понравилось Брежневу – говорят, это единственная картина, которую он посмотрел до конца, не заснув.