День памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского (1932)

21 июня ст.ст./4 июля н.ст.:

Преподобноисповедник Георгий (Лавров) в начале 20-х годов ХХ столетия был насельником Данилова монастыря и почитался как известный московский старец. Он был воспитанником Оптиной пуcтыни, затем настоятелем Мещовского монастыря. По рассказам батюшки своим духовным чадам, в 1918 г. он был арестован и приговорен к расстрелу и только чудом избежал смерти. В 1920 г. отец Георгий отбывал заключение в Таганской тюрьме в Москве. Там он освоил основные медицинские навыки и как санитар помогал другим арестованным, и при этом тайно исповедовал заключенных.

В Таганской тюрьме в это же время находились многие архиереи, например, митрополит Кирилл (Смирнов), настоятель Данилова монастыря епископ Феодор (Поздеевский) и другие. Митрополит Кирилл, увидев в отце Георгии явный дар Божий к утешению страждущих, благословил его на старчество. Владыка Феодор после своего освобождения в 1922 году взял «на поруки» в монастырь отца Георгия. Послушанием батюшки в Даниловом была исповедь.

Слух о любвеобильном даниловском духовнике быстро облетел всю Москву. В будни в маленькой церковке на первом этаже Храма Святых Отцов семи Вселенских Соборов, а в праздники – в Троицком соборе, около раки с мощами преподобного князя Даниила Московского, принимал отец Георгий «скорбный московский люд, текущий рекой в заветный уголок утешения».

К духовному окормлению батюшки прибегал и простой народ, и интеллигенция – врачи, инженеры, актеры, ученые. На каждой службе к нему на исповедь стояла большая очередь. К отцу Георгию стало ходить много молодежи. Архимандрит Георгий привлекал к себе людей своим добрым и простым отношением ко всем, душевной теплотой, умением утешать в скорбях и жизненных невзгодах. «Отец Георгий учил внимательно относиться к людям и усердно исполнять свои семейные и служебные обязанности. Он требовал от духовных детей постоянства в вере и ежедневной молитвы, пусть краткой по необходимости, но внимательной и искренней, и доказательства веры добрыми делами. Всегда говорил, что нужно и можно быть подвижником в повседневной жизни, – вспоминал один из духовных чад архимандрита Георгия. – Батюшка советовал жить трудовой, размеренной, мирной и благочестивой жизнью. Не поощрял пустой болтовни о религии за увеселительным чаем и говорил, что веру нужно утверждать в себе, в семье и в окружающих постоянными добрыми делами, соединенными с молитвою».

В 1928 году архимандрит Георгий был арестован. Его обвинили в том, что он «играл роль «старца» в черносотенном Даниловом монастыре», что количество его духовных детей достигало тысячи человек, и он вел среди них антисоветскую пропаганду». Архимандрит Георгий был сослан на 3 года в Казахстан, за любимым духовником последовали некоторые из его духовных чад, чтобы облегчить отцу Георгию тяготы ссылки, многие приезжали навестить батюшку, хотя путь был далек и небезопасен.

В Кара-Тюбе у батюшки начался рак гортани. Срок его ссылки кончился, однако власти затягивали освобождение. Скончался архимандрит Георгий в Нижнем Новгороде, куда его привезли в 1932 году уже смертельно больным. Кончина отца Георгия была необычной. Он почувствовал облегчение от болезни и мог подолгу беседовать с приехавшими к нему духовными чадами. Среди них был архимандрит Сергий (Воскресенский), который в последние минуты земной жизни старца преподал ему Святые Дары. Батюшка взял Чашу в руки, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, тихо скончался.

В 2000 году Архиерейским Собором в числе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской архимандрит Георгий (Лавров) был причислен к лику святых, его святые мощи были обретены и перенесены в Покровский храм Данилова монастыря.

Известный московский батюшка – протоиерей Василий Серебренников, в 20-е годы исповедовавшийся у архимандрита Георгия, вспоминал об этом так: «У отца Георгия была особая доброта, духовная. К нему подходишь и, как бы ни волновался, – успокоишься. Впоследствии таких исповедей, как у отца Георгия, мне не удалось переживать. Это был необыкновенный духовник». И в наше время верующими замечено, что преподобный Георгий помогает чистосердечно покаяться на исповеди, умиряет в ссорах, утешает в скорбях и болезнях, особенно онкологических.

Молитва преподобному Георгию Даниловскому

О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие вожелал еси, в нем же подвизався, любовь Христову стяжал еси, в немже подвизався, любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающим к тебе: последи же изгнания и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси. И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую миром и благочестием укрепи, да чистым житием благоугодим Богу, Ему же всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь.

Распечатать

3 июля 2017

ГЕОРГИЙ

Преподобноисп. Георгий (Лавров). Фотография. 20-е гг. ХХ в.

Преподобноисп. Георгий (Лавров). Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Лавров Герасим Дмитриевич; 28.02.1868, дер. Касимовка Елецкого у. Орловской губ.- 4.07.1932, Н. Новгород), преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Род. в крестьянской семье. Окончил 3 класса сельской школы. В детстве вместе с родителями ездил на богомолья по св. местам. В одну из поездок в Троице-Сергиеву лавру отрок Герасим молился у св. мощей прп. Сергия Радонежского о даровании ему счастья и услышал в ответ в душе слова: «Иди в Оптину». Мальчик упросил родителей поехать в козельскую Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. (впосл. Макариева), к-рая произвела на него глубокое впечатление. Постепенно созревало желание поступить туда на иноческое жительство. В 1890 г., после смерти отца, Герасим ушел в Оптину пуст. и трудился послушником на кухне, в пекарне, на свечном заводе, в поле и на рыбной ловле. В 1894 г. проходил послушание при казначее, затем помощником ризничего. 10 окт. 1898 г. определен в число братии мон-ря; 23 июня 1899 г. пострижен в монашество с наречением имени Георгий в честь вмч. Георгия. 24 окт. 1902 г. рукоположен во диакона. За годы пребывания в обители Г., наблюдая сотни людей, приходивших со страданием и горем к оптинским старцам, сердцем постигал, что более всего человеку необходимы любовь, милость, доброта.

2 янв. 1914 г. Г. перевели в мещовский Георгиевский мон-рь. Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1915 г. он был назначен на должность настоятеля с рукоположением во иерея, хиротония состоялась 1 янв. 1916 г. 3 янв. 1916 г. награжден набедренником, 2 нояб. 1917 г.- наперсным крестом. Несмотря на связанные с войной и революцией трудности и бытовые неустройства, приобретенное в крестьянской молодости умение рачительно хозяйствовать, опыт послушания, полученный в Оптиной пуст., доброта и мудрость в отношениях с людьми помогали Г. успешно справляться с управлением мон-рем.

9 дек. 1918 г. ворвавшиеся в мещовский мон-рь большевики арестовали настоятеля. Г. обвинили в хранении в мон-ре оружия и принадлежности к «тайному заговору». 4 июня 1919 г. ревтрибуналом в Мещовске он был приговорен к расстрелу. В ожидании своей участи в камере смертников Г. сохранял самообладание, утешал заключенных, убеждая их не терять надежду. Когда тюремный сторож предупредил о расстреле в ближайшую ночь, во время молитвы Г. было видение калужского купца, к-рого он когда-то напутствовал перед смертью, а потом позаботился о его семье. Купец сообщил, что добрые дела не забываются и расстрела не будет. В связи с обращением верующих с телеграммой на имя В. И. Ленина с просьбой о пересмотре дела Г. был переведен из Мещовска в Москву. 30 сент. 1919 г. он подал прошение в Политический Красный Крест («Общество помощи политическим заключенным») с просьбой принять его дело для защиты в кассационном отделе при ВЦИК. По амнистии 5 нояб. 1919 г. расстрел заменили 5 годами лишения свободы. Г. отбывал срок в Бутырской и Таганской тюрьмах, работал тюремным санитаром. В заключении близко познакомился с настоятелем Данилова московского монастыря еп. (впосл. архиеп.) Волоколамским Феодором (Поздеевским) и митр. Казанским Кириллом (Смирновым), от к-рого получил благословение на старчество.

Преподобноисп. Георгий (Лавров) в ссылке. Худож. З. И. Осколкова. Нач. 30-х гг. ХХ в. (ч. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова монря)

Преподобноисп. Георгий (Лавров) в ссылке. Худож. З. И. Осколкова. Нач. 30-х гг. ХХ в. (ч. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова монря) В 1922 г. по ходатайству еп. Феодора (Поздеевского) Г. был досрочно освобожден на поруки, принят в Данилов мон-рь и возведен в сан архимандрита. Мудрость, доброта и праведная жизнь Г. вскоре стали широко известны в Москве. В мон-ре ему предоставили келью на нижнем этаже храма в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. Напротив кельи находился домовый храм св. праведных Захарии и Елисаветы, где Г. по будням принимал приходящих на исповедь и за советом. В праздники он исповедовал в левом приделе Троицкого собора, за ракой с мощами св. блгв. кн. Даниила. На исповедь к нему обычно выстраивалась большая очередь.

Старец ко всем относился по-доброму, обращался со словами «золотце», «золотой мой», «деточка». Для детей у него всегда в кармане рясы были конфеты, пряники, др. сласти. Исключительное внимание Г. уделял молодежи, считая, что путь человека складывается смолоду. Он призывал прихожан свидетельствовать о верности Богу делами, говорил, что можно и нужно быть подвижником в повседневной жизни. Церковные начала Г. почитал святыми и требовал от духовных детей постоянства в вере. Ежедневную домашнюю молитву, посещение церковных богослужений, знание служб считал обязательными. Чтением Слова Божия, и в первую очередь св. Евангелия, рекомендовал заниматься постоянно; говорил, что чтение св. отцов «согревает душу». Старец благословлял людей учиться, приобретать специальность по своим способностям и возможностям, развивать данные Богом таланты и не обращать внимания на неустройство быта. Нек-рые духовные ученики старца впосл. стали видными учеными, к лику святых были причислены священномученики Ленинградский митр. Серафим (Чичагов) и прот. Владимир Амбарцумов, к-рых Г. наставлял на подвижничество. В самое сложное время старец оставался твердым сторонником единства церкви. Во время разногласий, возникших из-за «Декларации» 1927 г.митр. Сергия (Страгородского), Г. убеждал не вносить в церковную жизнь разделения.

Рака с мощами преподобноисп. Георгия (Лаврова) в ц. Покрова Пресв. Богородицы Данилова мон-ря. Фотография. 2002 г.

Рака с мощами преподобноисп. Георгия (Лаврова) в ц. Покрова Пресв. Богородицы Данилова мон-ря. Фотография. 2002 г.

Г. был арестован 19 мая 1928 г. Следствие обвинило его в «использовании религиозных предрассудков в антисоветских целях», в призывах жертвовать на помощь ссыльным. На допросах Г. держался мужественно и спокойно, не давая поводов обвинить других. 15 июня 1928 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ он был приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Каратюбе в Казахстане. Страдая в отдаленной пустынной местности от трудных условий жизни и болезни (рак гортани), Г. особенно тяжело переживал оторванность от участия в церковной жизни. Находясь вдали от своих духовных детей, Г. продолжал быть для них добрым наставником, со многими вел переписку. Духовные чада не оставляли старца. Изгнанническую долю разделила с ним Т. Б. Мельникова. Спустя нек-рое время приехала Е. В. Чичерина (впосл. мон. Екатерина). В соседнем райцентре Джамбейта поселились духовные дети Г., по окончании медицинского ин-та в Москве выбравшие это место для работы, чтобы быть рядом со старцем. Через них передавались почта, посылки, организовывались приезды к батюшке его чад.

В ссылке Г. постоянно пребывал в трудах: заготовлял топливо, ухаживал за коровой, мастерил во дворе, помогал советами по хозяйству местным жителям-казахам, чем завоевал их доверие и любовь. Жизнь старца, послушниц и гостей определялась церковным уставом и богослужебным кругом. Домовый храм устроили в комнате, где жил Г. Богослужения совершались во все праздничные дни, а Великим постом ежедневно, утром и вечером. Хор образовался из духовных детей старца и ссыльных. Постоянно читалось дневное житие. Службы не отменялись ни по какой причине, и даже в дни тяжелой болезни Г., уже с трудом говоривший, не оставлял церковной молитвы.

Весной 1932 г. Г. был освобожден (с задержкой на год) без права проживания в Москве и 12 др. городах, переехал тяжелобольным в Н. Новгород. После кончины его отпевал духовный сын архим. Сергий (Воскресенский), впосл. митр. Виленский и Литовский. Г. был погребен на Бугровском кладбище в Н. Новгороде.

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Мощи Г. обретены 28 сент. (11 окт.) 2000 г. и перенесены в Москву в храм св. Отцов семи Вселенских Соборов Свято-Данилова мон-ря.

Арх.: ГАРФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 207; ОРРГБ. Ф. 203. К. 1. Д. 3; РГАЛИ. Фонд И. К. Фортунатова; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2159. Д. 2210; Ф. 1267. Оп. 2. Д. 393; Оп. 1. Д. 4. Архивное дело Р-2. Оп. 1. Д. 1137.

Лит.: Калужский церк.-обществ. вестн. 1915. № 32; 1916. № 2; 1917. № 35-36; У Бога все живы: Восп. о даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). М., 1996; Старец прот. Тихон (Пелих): Жизнеописание. Проповеди. Дневники. Серг. П., 2000. С. 38-44; ЖНИР. Июнь-Авг. С. 45-69.

Игум. Дамаскин (Орловский)

Иконография

Сохранился прижизненный набросок Г., сидящего в рясе и епитрахили в келье возле аналоя, сделанный худож. З. И. Осколковой в нач. 30-х гг. XX в. в Каратюбе (Церковно-исторический музей Данилова муж. мон-ря в Москве).

Преподобноисп. Георгий (Лавров). Средник иконы-триптиха. 2001 г. Мастер В. В. Трубина (ц. Покрова Пресв. Богородицы Данилова монря)- Преподобноисп. Георгий (Лавров). Средник иконы-триптиха. 2001 г. Мастер В. В. Трубина (ц. Покрова Пресв. Богородицы Данилова монря)- К прославлению Г. в 2000 г. в иконописной мастерской Даниловой обители В. В. Трубиной была написана аналойная икона (в наст. время в верхнем храме св. Отцов семи Вселенских Соборов мон-ря) с поясным изображением святого, к-рая впосл. послужила иконографическим образцом для др. произведений. Образ создан на основе фотографий Г. 20-х гг. XX в., представляет его в монашеском одеянии — клобуке и мантии, с наперсным крестом, благословляющей десницей и четками в левой руке; в икону врезан мощевик.

К перенесению мощей святого в 2001 г. тем же иконописцем исполнена житийная икона-триптих, помещенная в киоте над его ракой в нижнем храме Покрова Богородицы собора св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря. Средник воспроизводит 1-й образ по композиции и деталям изображения (за исключением наперсного креста с украшениями), по сторонам расположены на отдельных досках по 3 клейма с сюжетами: благословение отрока Герасима на монашество у мощей прп. Сергия Радонежского; рукоположение Г. во иерея в Оптиной Введенской пуст.; Г. причащает в Калуге умирающего купца; молитва святого в тюрьме об избавлении плененных; Г. благословляет паству в Даниловом мон-ре; обретение мощей святого в Н. Новгороде.

На пасхальном яйце, изготовленном в иконописных мастерских Данилова мон-ря, Г. изображен вместе с блгв. кн. Даниилом Московским в рост, на фоне храмов и стен обители. Там же написано неск. икон новомученика первоначального извода для монастырского скита прп. Сергия Радонежского в Рязанской обл. и подворья в Далматове, а также по частным заказам. В музее мон-ря находится живописный портрет Г. нач. XXI в. работы К. и С. Кузнецовых, выполненный по фотографии.

Лит.: У Бога все живы: Восп. о даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). М., 1996. С. 46.

М. Н. Кречетова

Георгий Победоносец – помощник православных верующих

Святой великомученик пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане и после восьмидневных тяжких мучений, в течение которых он не переставал прославлять Бога, был обезглавлен.

С изображением Георгия Победосносца сталкивались практически все россияне, даже не исповедующие православную веру. Всё просто: этот святой изображен на гербе столицы России. Туда его лик попал не случайно, ведь великомученик является покровителем Москвы. Однако не одни москвичи попали под опеку праведника. Другим верующим также стоит заказать икону Георгия Победоносца. В чем помогает этот святой и чьим покровителем он является? В частности, особенно опекает великомученик таких верующих:

  • Военнослужащие.
  • Депутаты Государственной думы, госслужащие.
  • Крестьяне и фермеры, занимающиеся скотоводством и земледелием.
  • Православные грузины.

Исходя из вышеуказанного, верующие обращаются с молитвами к Георгию Победоносцу с прошениями о сохранении жизни и здоровья военных, о ратных подвигах и победе на поле боя. Депутаты и госслужащие просят мудрости в управлении державными делами. Люди, проживающие в сёлах и деревнях, молятся великомученику об успехах в земледелии, хороших урожаях, во избежание засухи, ливней, града, нашествия вредителей. Также великомученик спасает верующих от нападения диких зверей. В житии описано одно из чудес, совершенное святым угодником — чудо о змее, державшем в страхе целый народ в земле Палестинской.

Особое место на иконостасах христиан Грузии занимает икона Георгий Победоносец. Что означает это? Всё просто: этот святой считается покровителем Грузии. Великомученик был родственником равноапостольной Нины, просветительницы грузинского государства. Кроме того, в разных языках явственно прослеживается связь имени Георгий и названия страны Грузии.

Также Георгий Победоносец является небесным покровителем православных мужчин, носящих имена Георгий, Егор, Юрий. У этих людей обязательно должна быть икона Георгий Победоносец. В чем помогает святой своим подопечным? Во всяком благом деле, помощи в котором просят верующие.

Однако молиться святому могут не только люди, перечисленные выше. Любой верующий в час скорби или нужды, либо просто имея такое желание, может молитвенно обратиться к великомученику. Кстати, необходимо не только просить помощи святого, но и не забывать поблагодарить за оказанное им молитвенное заступничество.

Виды икон с изображением великомученика

Гораздо удобнее молиться святому, когда перед глазами есть его иконописное изображение. Древние и современные иконописцы изображают великомученика в различных образах. Среди них:

  • Воин на коне, побеждающий змия.
  • Пеший воин с копьём и/или мечом в руках.
  • Мученик с крестом в руках (в полный рост).
  • Мученик с крестом в руках (погрудное изображение).
  • Святой восседает на троне, а на его голову ангел возлагает венец.

Какой образ приобрести – решать вам. Святые отцы не давали рекомендаций по этому поводу, поэтому выбор зависит исключительно от ваших предпочтений. В православных храмах по всему миру находятся святыни различных иконографических типов и все они одинаково почитаемы.

Хотите приобрести икону Георгий Победоносец? Подобные мысли говорят о стремлении чаще молиться дорогому сердцу святому. Не стоит откладывать покупку в долгий ящик: закажите образ великомученика и молитесь ему в любое время суток!

Кем был святой Георгий

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра святая равноапостольная Нина известна тем, что обратила в православную веру Грузию. Именно она установила 23 ноября как день его памяти, который до сих пор является одним из важных праздников в Грузии.

Известна легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки спорят о том. что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил «змию люту». Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.

Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидает мученическая смерть, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю рабов, а затем явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).

«Георгий Победоносец – святой, которого удивительным образом чтит не только весь христианский мир, но и мусульманский, – сказал корреспонденту «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Он был свидетелем веры – его жизнь и смерть прославляют Христа, и он был мучеником. По-гречески это одно и то же слово – «мартир», потому что свидетель Христов – это человек, который готов пострадать за Христа, за свою веру. В современном языке это слишком разные понятия. Свидетель на суде пришел, посвидетельствовал и ушел. А мученика должны обязательно как-то мучить, в чем мы часто не видим ни свидетельства, ни большого смысла. И нам иногда трудно представить себе, что, когда речь идет о вере, это одно и то же – быть честным свидетелем, как на суде, где нельзя солгать, и быть мучеником».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: