О христианской святой мученице Акилине, в славянской интерпретации которая более известна как святая Акулина, православная церковь вспоминает 20 апреля (7 апреля по юлианскому стилю) в Акулинин день. На Руси этот праздник имеет множество названий – Акулина гречишница, Акулина комарница, Акулинин день. 20 апреля Акилена починается как покровительница посева гречишных культур. Святая Акулина известна во многих греческих месяцесловах. На славянский же язык житие мученицы было переведено в двенадцатом столетии. В России святая Акулина стала известна верующим в конце четырнадцатого века.
Акилина с детства проповедовала христианство
Святая мученица Акилина Старшая родилась в городе Библ. Это был финикийский город, сейчас там Ливия. Она жила, когда правил кровавый император Диоклитиан (284—305г).
Акилина родилась в конце III века в семье знатного господина Евтолмия. Ее родители — благочестивые христиане. С раннего детства прививали дочери любовь к Христу. В младенчестве Акилину крестили, а в возрасте двух лет умер ее отец. Она осталась с матерью без покровительства благородного рода.
Император Диоклетиан. В 303 году обязал христиан поклоняться языческим богам. Лишил христиан гражданских прав. Святая Акилина жила в его время.
С ранних лет Акилина отвергала идолопоклонничество. Она много молилась, почитала и горячо любила Христа.
В 12 лет Акилина проповедовала христианство среди сверстниц. Она рассказывала подругам о том, как Иисус Христос отдал жизнь за людские грехи, а затем чудесно воскрес. О том, что Царствие небесное ждет всех, кто уверует во Спасителя и будет жить праведно.
12 лет
В этом возрасте Акилина проповедовала христианство
Святая мученица Акилина — день памяти 26.06 н.ст. (13.06 ст.ст.)
Мученица Акилина |
Святая мученица Акилина
пострадала в правление императора Диоклитиана (284—305). Она родилась в 281 году в финикийском городе Библосе. Родители Акилины были христианами. Через четыре месяца после рождения мать принесла ребенка епископу Евфалию, который совершил над нею последование оглашения, а когда Акилине исполнилось шесть месяцев, епископ Евфалий крестил ее. В 283 году скончался отец святой Акилины Евтолмий. С юных лет святая Акилина усвоила правила христианского благочестия, которые ей внушала мать. Святая Акилина горячо любила Христа Спасителя и постоянно Ему молилась. Ее вера была настолько глубокой и горячей, что она не могла долго скрывать ее от язычников. В двенадцатилетнем возрасте святая Акилина стала проповедовать христианское учение среди своих сверстниц. Она убеждала их отречься от веры в бесчувственных идолов и уверовать во Христа. Святая Акилина рассказывала отроковицам о крестной смерти Господа Иисуса Христа, о Его воскресении, о спасении Им падшего человека. Однажды проповедь святой Акилины услышал некий Никодим, бывший слугой правителя той области Волусиана. Он сообщил об этом Волусиану, и тот приказал привести отроковицу к нему. Напрасны были уговоры и угрозы: святая Акилина не принесла жертву идолам. Тогда святую отроковицу стали бить по лицу, а затем, обнажив, бичевали. После пыток Волусиан предложил святой Акилине несколько дней для размышлений, но она отказалась. Тогда раскаленными прутьями ей пронзили голову через уши. Когда святая Акилина потеряла сознание, ее приняли за мертвую и бросили за город на съедение псам. Ночью святой мученице явился Ангел и исцелил ее. Он повелел ей идти к Волусиану и обличить ничтожность перед Богом его намерений. Святая Акилина благодарила Бога за свое исцеление и просила Его не лишить ее мученического венца. Она услышала голос свыше: «Иди, исполнится то, о чем ты просишь».
Св. мученица Акилина |
Руководимая Ангелом, святая Акилина пошла во дворец правителя. Городские ворота сами открылись перед ней. Святая беспрепятственно вошла в покои правителя и нашла Волусиана спящим. Когда он проснулся и увидел святую Акилину невредимой, то пришел в ужас и повелел страже стеречь ее до утра. Утром Волусиан, убедившись, что перед ним действительно мученица Акилина, повелел отсечь ей голову как волшебнице, не повинующейся царским указам о почитании языческих богов. Перед казнью святая отроковица молилась Богу и в ответ услышала голос с неба: «Приди, избранная дева, и прими уготованное тебе воздаяние». В тот же миг святая скончалась (+ 13 июня 293). Палач видел, что она умерла, но, боясь гнева Волусиана, отсек ей голову. Из раны вместо крови истекло молоко. Христиане с честью погребли тело святой мученицы Акилины в г. Библосе. От гроба святой отроковицы исцелялись многие больные. Позднее святые мощи (или их часть) были перенесены в Константинополь, где память святой мученицы Акилины стала торжественно праздноваться в храме ее имени. Последний в 532 году, в царствование Юстиниана, сгорел, но был восстановлен.
Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Акилина / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю / и, Тебе ищущи, страдальчествую, / и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою; / но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, / яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2:
Девства твоего добротами предочистивши душу твою, на высоту мучением востекла еси Акилино всечестная, любовию Жениха твоего Христа уязвившися, Емуже со ангелы предстоиши веселящися: с нимиже не престай моляся о всех нас.
(Минея июнь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; www.svetigora.com).
Вид с моря на современный город Библос. Ливан. |
Акилина спорит с городским правителем
На суде Волусиан спросил ее:
Это ты противишься царским законам и призываешь моих подданных почитать Распятого Человека? Известно ли тебе, что всех последователей Иисуса я приказал предавать всяческим мучениям и неминуемой смерти? Отрекись от своей веры в Распятие, юное дитя, чтобы мне не пришлось мучить и казнить тебя!
Акилина отвечала:
Если ты будешь истязать мое тело, ты подаришь мне мученический венец, которого я очень жду! Никакие увечья не заставят меня отказаться от моего Спасителя! Не медли и приступай скорее, и ты убедишься, как сильна и крепка моя вера.
Волусиан был ошарашен таким смелым ответом. Он попытался переубедить Акилину лаской и притворной жалостью:
Ты так молода и прекрасна, дитя! Я жалею тебя, потому что твое неокрепшее тело не выдержит моих пыток, и ты погибнешь в самом рассвете жизни! И Иисус твой тебя не спасет.
Но Акилина ничего не желала слушать — ни угроз, ни ласковых речей. Она просила мучителя быть с ней беспощадным, чтобы Волусиан сам увидел ее веру во Христа.
Народные приметы на 20 апреля
Люди на Акулинин день наблюдали за природой, искали приметы предстоящих событий. Так, ливень ознаменовывал плохой урожай яровых культур и малины. Мороз поутру был приметой хорошего урожая хлеба и гречихи. • Если в этот день на улице стояла теплая и солнечная погода, то пора класть на берег реки или иного водоема куски ткани или предметов женской одежды, чтобы задобрить просыпавшихся русалок. • Если 20 апреля лил сильный дождь, то урожай калины будет плохим. • Если ночное небо на Акулину было звездным, то вскоре уродятся лесные ягоды и грибы. • Низко летающие вороны предвещали ухудшение погоды. • Если на осине распускались сережки, то горох должен уродиться в достатке.
Именины 20 апреля на Акулинин день у Акулины, Аркадия, Георгия, Даниила, Евдокии, Петра.
Выбрать другой день памяти святого по дате рождения
Городской правитель приказывает избить Акилину
Тогда кровожадный правитель перешел от слов к действиям. Он приказал избить Акилину по лицу. А затем обнажить ее тело и бить плетями. Даже после этого девушка не сдавалась. Разъяренный Волусиан кричал:
Где же сейчас твой Бог?! Если Он есть, пусть явится и заберет тебя отсюда!
Акилина отвечала:
Глупый палач, Господь всегда со мной! Чем больше страданий выпадает на мою долю, тем больше сил и терпения Он мне дает.
Жития Святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского
(26 Июня по новому стилю)
Страдание святой мученицы Акилины.
В Палестинском городе Вивлос[1], где христиане появляются со времени святых Апостолов, жил христианин Евтолмий, честное супружество которого Господь благословил рождением отроковицы; названной Акилиной. Через четыре месяца со дня рождения малютки, мать принесла ее к епископу Евфалию, который огласил младенца, осенив его крестным знамением; затем по истечении двух месяцев, он окрестил отроковицу. На втором году Акилина лишилась отца, отошедшего в небесные селения, и осталась на попечении матери; последняя растила свою дочь, внушая ей правила благочестивой, христианской жизни; семи лет отроковица уже вполне усвоила эти наставления. С дальнейшим возрастом Акилина все более и более исполнялась Святого Духа, украшаясь благодатью Христовой, и она настолько прониклась ею, что в малых и еще несовершенных годах своей юности мужественно победила, как ничтожную вещь, указы нечестивых царей об обязательном для всех идолослужении. Об этом нам и предстоит теперь слово.
Когда Акилине, непрестанно призывающей в молитвах Бога, исполнилось десять лет, шел седьмой год царствования Диоклитиана[2], в это время начальство над Палестинской страной принял некий Волусиан, скорее порождение диавола, нежели человека. Не признавая истинного Бога, Творца всего существующего, Волусиан с ненасытной злобой начал гнать благочестивых последователей Христа Спасителя, и многие доблестные воины Христовы, мужественно перенесшие страдания, удостоились неувядаемых венцев. В эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговедения, часто обращалась к своим сверстницам с таким увещанием:
Какую пользу вам приносит почитание немых и бесчувственных идолов? Разве вы не знаете, что поклоняющиеся им с верой льстят себя праздной, пагубной, диавольской надеждой? Это боги мертвые и бессильные, могут ли оказывать благодеяния?
Какого же ты почитаешь Бога? спросили сверстницы Акилину.
Она отвечала:
Я поклоняюсь и почитаю достойного поклонения Единого Бога, сотворившего небо, землю, море и все, что их наполняет. Он изначала благотворит всем верующим в Него и на Него надеющимся и, как Всемогущий, будет изливать Свои благодеяния на призывающих Его до скончания мира.
Мы слышали, возразили собеседницы Акилине, что Бог, о Котором ты проповедуешь, умер на кресте, распятый иудеями.
Смерть над Ним, сказала на это святая, не имеет власти: Он не только Сам ожил, но оживил и умерших, искупив их честной Своею Кровью. Видя, что человек совратился с истинного пути, Он благоволил воплотиться, соделаться человеком, дабы, уничтожив прелесть диавольскую и подав нам благодать с истиной, возвесть и поставить на спасительную стезю павший человеческий род.
Но кто же Тот, о Ком говорят, что Он распят? продолжали допытываться сверстницы у Акилины.
Спаситель всех, возлюбивший человеческий род, отвечала она. Он добровольно претерпел страдания, чтобы из ветхого человека водой и Духом[3] соделать нового; Он взошел на Крест, желая спасти не только живущих на земле, но и освободить от смертных уз содержавшихся ее аде; Своим тридневным воскресением Он возвестил, как непреложную истину, что во второе Его пришествие для всех наступит восстание из мертвых.
Но если, недоумевали вопрошавшие Акилину, Тот, о Ком ты говоришь, оказал миру столь великие благодеяния, то почему иудеи, Его единоплеменники, не почитают Его за Бога?
Этот народ, объясняла святая отроковица, всегда уклоняется с правого пути; имея непокорную в своем ожесточении и ослепленную злобой душу, он обычно отвергает то, что истинно и праведно; потому-то иудеи отвергли и Благодеявшего им, предав Пилату для осуждения на крестную смерть.
Часто слышал подобные беседы блаженной Акилины со своими сверстницами один из рабов начальника области, по имени Никодим, который, наконец, и сообщил своему господину, что в городе живет отроковица, называющая бесами ничтожных, по ее мнению, богов и не повинующаяся указам царей о почитании последних, причем она, проповедуя о каком-то распятом Боге, отвращает некоторых от религии отцов. Услышав это, начальник области послал слуг схватить отроковицу. Взята была на страдание святая мученица Акилина во второй год правления областью Волусиана и на двенадцатом году от рождения. Когда она была приведена на нечестивое судилище, Волусиан, взглянув на нее, спросил:
Не ты ли противишься царским указам, совращая и других не почитать богов наших, а поклоняться Распятому Человеку? Разве тебе неизвестно повеление царей предавать исповедующих имя Иисуса всяческим мучениям, кончая смертной казнью? Поэтому отрекись от Распятого и принеси бессмертным богам достойные их честь и жертвы, чтобы мы не были вынуждены предать тебя мучениям.
Если ты, анфипат[4], отвечала святая Акилина, осудишь меня на горькие мучения, то через это доставишь мне нетленный венец, который я надеюсь восприять от моего Спасителя, так как исповедую имя Его, от Коего никогда, хотя бы даже в лютейших муках, не отрекусь. И так не медли, изобретай для меня, какие тебе угодно, мучения и убедишься самым делом, что я, вооруженная верой, не боюсь твоих мучений.
Тогда Волусиан начал с лаской увещевать святую отроковицу:
Видя твою раннюю юность и красоту, я жалею тебя, потому что, если предам тебя мучениям, неокрепшие члены твои сейчас же раздробятся; жестокие спекулаторы после лютых мучений предадут тебя горькой смерти, и ты в юности своей лишишься жизни, причем не поможет тебе исповедуемый тобой Бог христианский.
Я не прошу у тебя сожаления, возразила святая Акилина Волусиану, ты, думая оказать мне милосердие, еще более вредишь мне, пытаясь отторгнуть меня от истинного Бога. Молю тебя, не жалей, но отнесись ко мне с самой беспощадной жестокостью, и тогда из моего терпения узнаешь, что надеющиеся на Христа не бывают побеждены.
Анфипат, убедившись, что никакие увещания не могут рабу Христову заставить отказаться от исповедания Иисуса, приказал бить ее по лицу со словами:
Вот начало мучений, сладостно и приятно ли оно тебе?
Бесчеловечный мучитель! воскликнула Акилина, так как ты осмелился бить в лице созданную по образу Божию, то знай, что и Тот, Кого образ я ношу, не простит тебе этого в день Своего суда.
Я полагаю, сказал судья, что наши великие боги, держащие теперь в руках своих спасение всего мира, и в том грядущем веке также будут иметь в своей власти спасение всех.
После этих слов он приказал обнажить отроковицу и, простерши, бить ее двум воинам, присоединяя к пытке такие речи:
Где теперь Бог твой, Акилина, о Котором ты говорила, что Он не окажет мне прощения на своем суде? Пусть Он придет сюда и избавит тебя от моих рук.
Затем Волусиан велел бьющим остановиться и сказал святой Акилине:
Послушай меня, желающего тебе добра: оставь свое безумие и, если хочешь избавиться мук, откажись от христианской ереси: из рук моих вышел ли избавленным хоть один из надеющихся на Того, Который Сам не оказал Себе избавления, когда Его распяли? Кого, из почитающих Иисуса, оставили жить на земле цари наши?
Неужели ты думаешь, безжалостный палач, отвечала святая Акилина, что я чувствую причиняемые мне мучения? Знай же, что Бог мой подаст мне крепость и терпение несравненно больше тех ухищрений, какие ты изыскиваешь против меня по внушению отца своего диавола.
Волусиан, приведенный в недоумение таким мужеством блаженной отроковицы, сказал ей:
Я оставлю тебе несколько дней на размышление, чтобы ты, по здравом рассуждении, поклонилась богам и тем сохранила себе жизнь, получив в тоже время от царей достойную награду.
На сколько же дней ты даешь мне ослабу? спросила святая Акилина.
На сколько ты хочешь, отвечал Волусиан.
Так я прошу тебя, сказала мученица, не оставлять мне даже и часа на подобного рода размышления: с малых лет я научена поклоняться только Единому Богу, притекая к Тому, Который, живя на небесах, милостивым оком взирает на земных чад Своих.
Видя твердую любовь отроковицы к Богу, Волусиан сказал сам себе: напрасны увещания и труды мои! И в раздражении он приказал раскаленными железными прутьями просверлить святой голову через уши. Когда раскаленные прутья проходили через мозг отроковицы, то последний вместе с кровью вытекал из ноздрей ее. Но и в таких великих страданиях мученица молилась Богу: «Господи мой, Иисусе Христе! Со дней детства моего руководивший меня, просветивший лучами правды Твоей тайные мысли моего сердца и утвердивший меня в брани против диавола Твоею могущественной и непобедимой силой, Ты, открывавший верующим бездны истинной и великой премудрости, доведи до конца подвиг мой и сохрани неугасимым светильник девства моего, чтобы я вместе с мудрыми девами могла войти в Твой чистый чертог и там удостоилась воссылать Славу Тебе, Совершителю моих желаний».
После этой молитвы святая Акилина от невыносимых страданий точно мертвая упала на землю. Анфипат, подумав, что она действительно умерла, приказал выбросить ее вне города на съедение псам; он не считал достойной обычного погребения мученицу, как нарушительницу царских повелений и хулительницу римских богов. И целый день лежала святая Акилина, поверженная при дороге. В полуночный час блаженной отроковице явился ангел Господень и, коснувшись ее, сказал: «Встань и будь здорова! Иди и обличи Волусиана, ибо как сам он, так и намерение его ничтожны перед Богом».
Тотчас же святая Акилина поднялась невредимой и говорила, воссылая хвалу Богу: «Благодарю Тебя, Творец моей жизни, возвращающий мне здоровье и избавляющий от нечестия Своих рабов, Ты, Господи, превечен и нет иного кроме Тебя Бога. Об одном я смиренно молю Тебя: когда я окончу подвиг страдания моего, увенчай меня венцем славы Твоей, и, наслаждаясь осуществлением Твоих обетований, я воспою Тебя тогда среди лика святых, пострадавших за исповедание имени Твоего».
Господь свыше отвечал на молитву смиренной рабы Своей: «Иди, исполнится то, о чем ты просишь». Услышав это, блаженная отроковица с чувством неизреченной радости пошла в город. Когда она достигла городских ворот, последние открылись сами собой; руководимая ангелом Господним святая Акилина достигла дворца Волусиана и, войдя беспрепятственно внутрь его, стала перед спящим анфипатом. Последний, проснувшись, заметил предстоящую; в ужасе он позвал своих кувикулариев[5] и спрашивал их: «Кто эта, стоящая перед моими глазами?»
Кувикуларии, подняв светильники, сказали: «Без сомнения, это Акилина, которую ты после ее смерти от мучений, повелел бросить на съедение псам».
Еще более ужасался анфипат, слушая кувикулариев; однако повелел до утра держать под стражей отроковицу.
С наступлением дня Волусиан снова потребовал к себе на суд святую Акилину. Он начал его вопросом, обращенным к отроковице:
Ты ли это, Акилина?
Неужели ты, беззаконник, имея ослепленные очи душевные отцом твоим диаволом, не видишь теперь и телесными очами? спросила в свою очередь блаженная отроковица.
Действительно, я, предстоящая перед тобой раба Господня, есть Акилина.
В сильном недоумении, протирая глаза, анфипат рассуждал сам с собой: «Какие же мучения могут ей повредить, если она не умерла, несмотря на то, что из сгорающей главы ее истек мозг?»
Подумав это, он издал следующее определение об усечении мечом отроковицы: «Акилину, защитницу безбожной ереси христианской, хотя и юную летами, но великую волшебницу, не почитающую бессмертных богов и не повинующуюся царским повелениям, мы в продолжение долгого времени и старательно увещевали, однако же не могли отвратить ее от безумия, поэтому, после многих мучений, ни мало не коснувшихся этой волшебницы, определяем предать ее смерти вне города через усечение главы».
После смертного приговора святую Акилину повели на место казни; когда его достигли, блаженная отроковица испросила себе время для молитвы. Возведя очи к небу, мученица молилась такими словами:
«Всесильный Господи и Боже мой! Благодарю Тебя, приведшего меня на конец моего подвига: славлю Тебя, Боже мой и Творче всех, что не бесплодно я свершила течение моего страдальческого поприща; благословляю Тебя, Создатель всего, что Ты посрамил мучителя, и меня удостаиваешь нетленного венца; приими в мире дух мой, да оставив земное, улучу небесное».
В ответ на молитву блаженной с неба послышался голос: «Приди, избранная дева, поправшая ярость мучителя и стершая подвигом твоим диавольское жало, и приими уготованное тебе воздаяние».
И сейчас же, вслед за гласом, святая мученица Христова почила сном смертным, прежде нежели палач поднял меч над ее главой. Палач, хотя и видел это, но, не осмеливаясь нарушить повеление анфипата, отсек мечом главу уже умершей, причем из раны вместо крови истекло молоко. Присутствовавшие при казни христиане взяли мощи мученицы, как драгоценность ни с чем не сравнимую: умастив останки ценными ароматами и обвив новыми пеленами, они с честью похоронили их в гробнице, в самом городе Вивлос. И многие исцеления изливались на болящих от гроба святой мученицы Акилины во славу Христа Бога нашего, во веки славимого со Отцом и Святым Духом. Аминь[6].
Кондак, глас 2:
Девства твоего добротами предочистивши душу твою, на высоту мучением востекла еси Акилино всечестная, любовию Жениха твоего Христа уязвившися, Емуже со ангелы предстоиши веселящися: с нимиже не престай моляся о всех нас.
__________________________
1 Вивлос, или Библос, город, собственно, в Финикии.
2 В царствование Диоклитиана (284305 гг.) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение священных книг, вместе с тем христиане лишились гражданских прав, чести, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким образом, указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили перед императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастью для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании второго указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец, в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсеместное гонение христиан. Из-за этого указа более всего пролилось христианской крови: он действовал целых 8 лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство «дозволенной религией». Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало окончательную победу над язычеством.
3 Т.е. водой крещения, возрождающего к новой жизни и благодатью Святого Духа укрепляющего в ней (ср. Ин.3:56).
4 Т.е. областеначальник.
5 Т.е. постельничих.
6 Святая мученица Акилина скончалась в 283 году, 13 июня. Святые мощи ее или часть их были перенесены в Константинополь, и память ее торжественно праздновалась в храме ее имени. Последний в 532 году, в царствование Юстиниана, сгорел, но был восстановлен. Упоминание об этом храме встречаем в стишном прологе XII века.
Ангел исцеляет Акилину
Мученица целый день пролежала в придорожной пыли — измученная, но непокоренная. Той же ночью Акилине явился ангел Божий и исцелил ее. Он велел ей возвратиться к правителю и сказать о том, что его намерения ничего не стоят.
Под защитой ангела Акилина вернулась в город, легко вошла во дворец, а затем и в личные покои Волусиана. Как только правитель открыл глаза, то увидел перед собой Акилину — целую и невредимую. Волусиан ужаснулся и приказал страже схватить и охранять воскресшую девочку до утра.
Традиции и обряды на Акулинин день
20 апреля Акилена пробуждала русалок от зимней спячки, во всяком случае древние славяне считали именно так. Дабы умаслить русалок, защитить мужиков и детей от напасти, женщины выносили на Акулинин день на берег платья или ткань. Когда шли к реке по воду брали с собой полынь или чеснок как средство отпугивания хвостатых красавиц, иначе русалка могла защекотать до смерти. О самих русалках судачили, будто бы ими становились девушки умершие перед замужеством, покончившие собой от несчастной любви, а также задушенные матерями. Крестьяне ждали Акулининн день и за неделю до него сеяли гречиху. Отсюда и название праздника — Акулина гречишница. На сам Акулинин день варили гречневую кашу. Кашу ели сами, угощали нищих и немощных. За угощение по традиции благодарили и желали хозяевам богатого урожая гречихи. Кроме того, 20 апреля Акилена пробуждала насекомых, появлялись оводы, мухи и комары, приносившие страдания и боль домашним животным своими укусами. Животные в попытке найти убежище от этих насекомых убегали с пастбищ. Отсюда и другое название праздника 20 апреля Акилена — Акулина комарница.
Канон святой мученице Акили́не Старшей, Библосской (Финикийской)
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ:
Посѣ́ченый несѣко́маго пресѣчѐ, и҆ ви́дѣ со́лнце зе́млю, ю҆́же не ви́дѣ, лю́таго врага̀ вода̀ потопѝ, и҆ непроходи́мое про́йде і҆и҃ль, пѣ́снь же воспѣва́шесѧ: гдⷭ҇еви пои́мъ, сла́внѡ бо просла́висѧ.
Препросла́влена хрⷭ҇тꙋ̀ женихꙋ̀ твоемꙋ̀ на нб҃сѣ́хъ вои́стиннꙋ ра́дꙋющисѧ предстои́ши. тѣ́мже тѧ̀ на землѝ благоче́стнѡ сла́вѧщыѧ моли́твами твои́ми воспросла́ви, честна́ѧ, и҆ себѣ̀ прича́стники сотворѝ, гдⷭ҇еви пою́щыѧ: сла́внѡ бо просла́висѧ.
Въ тѧ̀ все́льшисѧ бл҃года́ть дх҃а, твою̀ дꙋ́шꙋ чи́стꙋ, сла́внаѧ, совершѝ, и҆ ра́нами тѣ́ла краснѣ́йши была̀ є҆сѝ. тѣ́мже тѧ̀ жени́хъ дꙋ́шъ, чи́стꙋ до конца̀ нетлѣ́ннꙋ сꙋ́щꙋ, себѣ̀ ѡ҆брꙋчѝ, прехва́льнаѧ.
Зимѣ̀ ле́стнѣй земны̑ѧ концы̀ и҆спо́лншей дре́вле лю́тѣ, и҆спо́лнена сꙋ́щи дх҃а, ꙗ҆́кѡ мꙋ́ченица неле́стнаѧ гдⷭ҇и вседержи́телѧ, дости́гла є҆сѝ ве́снꙋ жи́зненнꙋю, и҆ побѣ́дꙋ взѧла̀ є҆сѝ побѣди́тельнꙋю, а҆кѷлі́но сла́внаѧ, бг҃омꙋ́драѧ, досточꙋ́днаѧ.
Бг҃оро́диченъ:
И҆́же безнача́льномꙋ ѻ҆ц҃ꙋ̀ ссꙋ́щный, вни́де во ᲂу҆тро́бꙋ твою̀, чл҃вѣ́къ бы́въ, и҆ спасе́ ны ѕло́бою прекло́ншыѧсѧ, и҆ ле́стїю врага̀ порабощє́нныѧ, мр҃і́е бг҃оневѣ́сто. Сегѡ̀ ра́ди вѣ́рою тѧ̀ и҆ любо́вїю ᲂу҆бл҃жа́емъ.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ:
Ты̀ є҆сѝ ᲂу҆твержде́нїе притека́ющихъ къ тебѣ̀, гдⷭ҇и, ты̀ є҆сѝ свѣ́тъ ѡ҆мраче́нныхъ, и҆ пое́тъ тѧ̀ дꙋ́хъ мо́й.
И҆стка́ла є҆сѝ ри́зꙋ свѣ́та благода́тїю, сла́внаѧ, кро́вїю твое́ю, а҆кѷлі́но мꙋ́ченице, свѧще́ннѡ ѡ҆багри́вши.
Оу҆ѧзви́ласѧ є҆сѝ любо́вїю бжⷭ҇твенною ꙗ҆́вѣ, всечестна́ѧ: тѣ́мже тве́рдѡ, ꙗ҆́звы же и҆ болѣ̑зни лю̑тыѧ претерпѣ́ла є҆сѝ.
Всю́ тѧ ѡ҆свѧтѝ и҆зба́витель, честна́ѧ, гдⷭ҇ь, все́ю крѣ́постїю сего̀, а҆кѷлі́но, ѿ дꙋшѝ возлюби́вшꙋ.
Бг҃оро́диченъ:
Невѣ́стꙋ тѧ̀ безневѣ́стнꙋ, и҆ чи́сто, чⷭ҇таѧ, селе́нїе і҆и҃сово, свѧтѣ́йшꙋ херꙋві̑мъ вѣ́мы.
Сѣда́ленъ, гла́съ и҃.
Добродѣ́телей ѡ҆сїѧ́вшисѧ бжⷭ҇твеннымъ свѣ́томъ, страда́льческимъ ᲂу҆краси́ласѧ є҆сѝ, пресла́внаѧ честна́ѧ, вѣнце́мъ, и҆ красна̀ добро́тами бы́вши, вѣ́рою всѣ́хъ влⷣцѣ ᲂу҆невѣ́стиласѧ є҆сѝ вои́стиннꙋ, нескве́рнаѧ, нетлѣ́ннаѧ. Тѣ́мже нбⷭ҇нымъ сподо́биласѧ є҆сѝ черто́гѡмъ, до́брѣ пострада́вши, и҆ льсти́ваго побѣди́вши, а҆кѷлі́но бг҃омꙋ́драѧ: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, согрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе дарова́ти чтꙋ́щымъ любо́вїю ст҃ꙋ́ю па́мѧть твою̀.
Бг҃оро́диченъ:
Бжⷭ҇твеннаѧ ски́нїѧ была̀ є҆сѝ сло́ва, є҆ди́на пречⷭ҇таѧ мт҃и дв҃о, чистото́ю а҆́гг҃лы превозше́дшаѧ, па́че всѣ́хъ менѐ пе́рсть бы́вша, ѡ҆скверне́на плотски́ми прегрѣше́ньми, ѡ҆чи́сти моли́твъ твои́хъ бж҃е́ственными вода́ми, подаю́щи, чⷭ҇таѧ, ве́лїю ми́лость.
Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ:
Нескве́рнаѧ а҆́гница сло́ва, нетлѣ́ннаѧ дв҃а мт҃и, на крⷭ҇тѣ̀ зрѧ́щи повѣ́шена и҆зъ неѧ̀ безъ болѣ́зни прозѧ́бшаго, мт҃рски подо́бнѡ рыда́ющи, вопїѧ́ше: ᲂу҆вы̀ мнѣ̀, ча́до моѐ, ка́кѡ стра́ждеши во́лею, хотѧ̀ и҆зба́вити ѿ страсте́й безче́стїѧ человѣ́ка.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ:
Оу҆слы́шахъ, гдⷭ҇и, смотре́нїѧ твоегѡ̀ та́инство, разꙋмѣ́хъ дѣла̀ твоѧ̑, и҆ просла́вихъ твоѐ бжⷭ҇тво̀.
Го́рдагѡ ѕмі́ѧ ты̀ не́мощїю тѣ́ла низложи́ла є҆сѝ, воева́вши свѣ́тлѡ, и҆ томи́телей на́глость потреби́вши.
Мꙋче́нїѧ свѣ́тлостїю, и҆ дѣ́вства бж҃е́ственными добро́тами, а҆кѷлі́но, была̀ є҆сѝ влⷣцѣ невѣ́ста и҆зрѧ́днаѧ.
Течє́нїѧ крове́й твои́хъ многобо́жїѧ ѻ҆́гнь погаси́ша, чꙋде́съ же стрꙋи̑ человѣ́кѡвъ ѡ҆мыва́ютъ недꙋ́ги.
Бг҃оро́диченъ:
Дрема́нїемъ ᲂу҆ны́нїѧ мѧ̀ со́нъ грѣхо́вный, ѻ҆трокови́це, пости́же, бо́дренною моли́твою твое́ю возста́ви мѧ̀ къ покаѧ́нїю.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ:
Ѿ но́щи невѣ́дѣнїѧ, бг҃овѣ́дѣнїемъ просвѣти́вый концы̀, просвѣти́ мѧ ᲂу҆́тромъ чл҃вѣколю́бїѧ твоегѡ̀, гдⷭ҇и.
Волнꙋ́емѣй ꙗ҆́коже свирѣ́пѣющꙋсѧ мо́рю, ле́сти и҆ногда̀ ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ ѡ҆кормлѧ́ема, а҆кѷлі́но мꙋ́ченице, хрⷭ҇то́вою благода́тїю.
Смотрѧ́ющи, мꙋ́ченице, къ вѣнцє́мъ, под̾ѧ́ла є҆сѝ тве́рдѡ растерза̑нїѧ ᲂу҆дѡ́въ твои́хъ, и҆ нꙋ́жднꙋю сме́рть.
Свѣтоѧвле́ннѡ ᲂу҆краси́ласѧ є҆сѝ, сꙋпоста́ты са́мыѧ ᲂу҆ди́вльши, кра́сною твое́ю добро́тою, и҆ дꙋше́внымъ воста́нїемъ.
Бг҃оро́диченъ:
И҆зба́вленнїи всѝ прароди́тельнагѡ ѡ҆сꙋжде́нїѧ ржⷭ҇тво́мъ твои́мъ, ра́дꙋйсѧ, тебѣ̀ приглаша́емъ, ѡ҆бра́дованнаѧ препѣ́таѧ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ:
І҆ѡ́нꙋ въ ки́тѣ, гдⷭ҇и, є҆ди́наго всели́лъ є҆сѝ, мене́ же свѧ́заннаго. мре́жами вра́жїими, ꙗ҆́кѡ ѿ тлѝ ѻ҆́наго, спасѝ.
Послѣ́довати хрⷭ҇тѡ́вымъ сла̑внымъ вожделѣ́ла є҆сѝ страда́нїємъ, дѣ́во, и҆ мꙋжемꙋ́дреннѡ претерпѣ́ла є҆сѝ, бїє́нїѧ, и҆ расторга̑нїѧ ст҃а́гѡ твоегѡ̀ тѣлесѐ.
Многови̑дныѧ болѣ̑зни претерпѣ́ла є҆сѝ, ѻ҆гнѧ́ же небрегла̀ є҆сѝ болѣ̑зни. тѣ́мже, а҆кѷлі́но, и҆ болѣ̑зни на́шѧ всѧ̑ ѡ҆блегча́еши моли́твами твои́ми.
Смотрѧ́ѧ свы́ше, чꙋдѧ́шесѧ ли́къ а҆́гг҃льскїй, сла́внаѧ дѣ́во, терпѣ́нїю твоемꙋ̀, ка́кѡ безплѡ́тныѧ врагѝ, съ пло́тїю побѣжда́ла є҆сѝ благода́тїю.
Бг҃оро́диченъ:
Да бг҃ъ чл҃вѣ́къ бꙋ́детъ, бг҃ъ ви́дѣнъ бы́сть чл҃вѣ́къ, дв҃о, и҆зъ твои́хъ ложе́снъ несказа́ннѡ ро́ждсѧ: и҆ є҆́же бѣ̀, пребы́въ неизмѣ́ненъ.
Конда́къ, гла́съ в҃.
Дѣ́вства твоегѡ̀ добро́тами пред̾ѡчи́стивши дꙋ́шꙋ твою̀, и҆ на высотꙋ̀ мꙋче́нїемъ востекла̀ є҆сѝ, а҆кѷлі́но всечⷭ҇тна́ѧ, любо́вїю жениха̀ твоегѡ̀ хрⷭ҇та̀ ᲂу҆ѧзви́вшисѧ, є҆мꙋ́же со а҆́гг҃лы предстои́ши веселѧ́щисѧ: съ ни́миже не преста́й молѧ́сѧ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ:
Ѻ҆́троцы є҆вре́йстїи въ пещѝ попра́ша пла́мень дерзнове́ннѡ, и҆ на ро́сꙋ ѻ҆́гнь преложи́ша, вопїю́ще: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е, во вѣ́ки.
Тѣлесѝ стра́ждꙋщꙋ, бг҃омꙋ́драѧ, неради́ла є҆сѝ, смотрѧ́ющи сꙋ̑щаѧ та́мѡ воздаѧ̑нїѧ, и҆ свѣ́тъ, и҆ сла́вꙋ, а҆кѷлі́но, и҆ бж҃їю красотꙋ̀, и҆ бжⷭ҇твенное весе́лїе.
Нескве́рно носѧ́щи тѣ́ло, и҆ се́рдце гдⷭ҇еви соедине́но, предъ сꙋди́щемъ, чⷭ҇таѧ, мꙋчи́телей предста́ла є҆сѝ, неразꙋмѣ́юща мꙋчи́телѧ ѡ҆блича́ющи, бг҃омꙋ́драѧ.
Мі́ра и҆змѣни́ла є҆сѝ тлѣ́ннаго, премі́рныѧ ра́ди жи́зни нетлѣ́нныѧ, и҆ вре́менныѧ пи́щи, пребыва́ющею, дѣ́во, и҆ тѣле́снымъ ѻ҆брꙋ́чникомъ безсме́ртнаго жениха̀.
Трⷪ҇ченъ:
Пѣ́сньми бжⷭ҇твенное є҆динонача́лїе, тричи́сленное ᲂу҆́бѡ ли́цы пресла́вно, є҆стество́мъ же про́сто сꙋ́ще почита́емъ, вопїю́ще: гдⷭ҇и бж҃е, благослове́нъ є҆сѝ во вѣ́ки.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ:
Бг҃оглаго́ливїи ѻ҆́троцы, въ пе́щи со ѻ҆гне́мъ пла́мень попира́юще, поѧ́хꙋ: благослови́те, дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
Просвѣще́на сїѧ́нїемъ чⷭ҇тоты̀, и҆ ѡ҆багрє́нїи кро́вными и҆спещре́на, предстои́ши, а҆кѷлі́но дѣви́це, хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ на́шемꙋ.
Чиста̀ же́ртва принесла́сѧ є҆сѝ, и҆ приноше́нїе пресвѣ́тло, и҆ ꙗ҆́кѡ бл҃гово́нный ѳѷмїа́мъ, а҆кѷлі́но бг҃омꙋ́драѧ, хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ на́шемꙋ.
Недꙋ́ги разли̑чныѧ человѣ́кѡмъ цѣли́тъ, и҆ ѿгонѧ́етъ де́мѡнскїй вре́дъ, ст҃о́е тѣ́ло твоѐ, а҆кѷлі́но, во гро́бѣ, пресла́внаѧ, лежа́щее.
Бг҃оро́диченъ:
Нетлѣ́нное сло́во, па́че сло́ва тлѣ́нїѧ на́съ всѧ́кагѡ и҆збавлѧ́юща родила̀ є҆сѝ: сегѡ̀ ра́ди тѧ̀ всѝ, дв҃о, сла́вимъ.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ:
Вои́стиннꙋ бцⷣꙋ тѧ̀ и҆сповѣ́дꙋемъ, спасе́ннїи тобо́ю, дв҃о чⷭ҇таѧ, съ безпло́тными ли̑ки тѧ̀ велича́юще.
На крⷭ҇тѣ̀ пригво́ждшемꙋсѧ сп҃сꙋ, дв҃а сраспѧ́тсѧ нра́вомъ пра́вымъ, и҆ ѕмі́евꙋ главꙋ̀ попра́вши.
Красна̀ добро́та твоѧ̀, и҆ вели́ко твоеѧ̀ дꙋшѝ благоро́дїе, пребога́таѧ, бг҃ови́днѡ, а҆кѷлі́но, ны́нѣ ꙗ҆вле́нно бы́сть.
Совокꙋ́пльшисѧ съ ли̑ки безпло́тныхъ, и҆ съ мꙋ́ченическими собѡ́ры, прехва́льнаѧ, ѡ҆ на́съ всѣ́хъ бг҃а молѝ.
Пресла́внаѧ твоѧ̀ па́мѧть всѣ́хъ созыва́етъ ра́достнѡ, а҆кѷлі́но, пѣ́ти твоѧ̑ сла̑вныѧ, мꙋ́ченице, болѣ̑зни и҆ страда̑нїѧ.
Бг҃оро́диченъ:
Гла́съ тебѣ̀ а҆́гг҃ловъ, пречⷭ҇таѧ, вопїе́мъ: ра́дꙋйсѧ, спасе́нїе всѣ́хъ человѣ́кѡвъ, и҆ сла́вныхъ мꙋ́чєникъ бжⷭ҇твенное вѣнча́нїе.
Мученица Акилина Старшая, Библосская, икона в рамке 8*9,5 см
Житие мученицы Акилины Старшей, Библосской (Финикийской)
Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (284–305). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: «Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук». Святая отвечала: «Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения».
Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее тело на съедение псам за городом. Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: «Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом». Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить ее до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя. В ответ на молитву послышался глас, призывавший ее в Небесные обители, и вслед за тем мученица предала дух свой Богу († 293). Палач боялся нарушить приказание правителя, и уже скончавшейся отсек ей голову. Христиане с честью погребли тело мученицы. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь и положены в созданном в ее честь храме.
Тропарь мученице Акилине Библосской, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Акилино,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученице Акилине Библосской, глас 2
Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Акилино, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Молитва мученице Акилине Библосской
О святая, Акилино. Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоящи Престолу Божию, приими моления наша и ко всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святая Акилина была дочерью благочестивых родителей, живших в греческой деревне Загливери возле Фессалоник (ныне Салоники).
В то время Греция находилась под властью Османской империи и в деревне проживали как греки, так и турки. Однажды отец девушки поссорился с соседом турком и, ударив его, убил. Этого человека схватили и привели к паше, чтобы он вынес убийце смертный приговор. Желая спасти свою жизнь, этот несчастный человек принял ислам. Когда это произошло, святая Акилина была еще младенцем. Ее мать оставалась христианкой и воспитывала дочь в Христовой вере.
По прошествии некоторого времени турки стали давить на отца Акилины, чтобы он заставил ее принять мусульманскую веру. Когда девушке исполнилось восемнадцать лет, отец стал уговаривать ее перейти в ислам, поскольку османы ему говорили, что это рано или поздно произойдет, но чтобы они больше не беспокоили, лучше это сделать раньше. Но Акилина ответила, что никогда не предаст своего Господа, умершего за людей, и готова претерпеть мучения и даже смерть ради Него.
Когда отец увидел непоколебимость своей дочери, то отправился к туркам и сказал, что раз он не может ее победить, то они могут с ней поступить как захотят. Тогда за святой отправили слуг, которые должны были арестовать ее. Мать подбадривала дочь, чтобы она оставалась крепкой духом в исповедании Христа и перед лицом предстоящих мучений. Напоследок Акилина попросила молиться за нее.
Девушку связали и привели к судье, а мать не пустили, и она вернулась домой. Судья спросил Акилину, станет ли она мусульманкой, на что святая ответила, что не отречется своей веры и Господа Иисуса Христа. Эти слова рассердили судью, и он приказал привязать девушку к столбу и бить ее палками. Наказание происходило достаточно долго, но Акилина мужественно все переносила.
Затем она вновь предстала перед судьей и другими турками, которые уговаривали ее, льстя и обещая всяческие блага и дары за отказ от христианства. Один богач даже предложил Акилине выйти замуж за ее сына, если она станет мусульманкой. Но и это никоим образом не изменило убеждений святой угодницы. Тогда ее вновь долго избивали палками, а после еще раз допросили.
Во время истязаний одежда Акилины совершенно порвалась, так что больше не покрывала ее тело. Судья спросил, как ей не стыдно появляться обнаженной перед столькими людьми, а потом снова призвал ее принять ислам, иначе ее ждут тяжкие пытки.
Вновь получив отказ, судья повелел беспощадно бить святую, пока она не станет мертвой. После жестоких истязаний ее кровь наполнила землю, на которую упали части ее плоти. Акилину отдали одному христианину, чтобы он отвел ее к матери. Когда она увидела почти мертвую дочь, святая сказала, что сохранила свою веру, как ее и наставляли. Окончив слова, Акилина упокоилась, приняв венец мученичества. Это произошло в 1764 году.
Поскольку похоронить тело девушки не разрешили на мусульманском кладбище, то христиане сделали это в другом месте, которое до сегодня не известно. Ныне Закливери украшает великолепный храм в честь мученицы Акилины. Сохранился и ее отчий дом на окраине городка.
Память новомученицы Акилины отмечается 10 октября.