Значение слова храм
— центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар.3:1), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см.
ниже). Храм заменил скинию (
см.
), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.
Храмом в Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Цар.1:9 ; 1Цар.3:3 ; Пс.5:8 ; Пс.26:4 ; Пс.137:2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор.3:16 -17; 1Кор.6:19) и Сам Господь Бог и Агнец Его (Отк.21:22 ; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).
В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Цар.6:5,17,22; 2Пар.3:13) и все здание целиком (3Цар.6:10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лук.19:45,47), то имеются в виду только дворы (·возм.
, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также
см.
Лук.2:27,37; Лук.18:10 ; Деян.3:1 ; Деян.5:20,25; Деян.21:26 -30; Деян.22:17 ; Деян.24:18 ; Деян.26:21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного —
см.
ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.
1. Храм Соломона.
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд.3:12).
На храм было израсходовано (по 1Пар.22:14 ; 1Пар.29:4,7): 3888,03 т
золота, 36612
т
серебра, много больше 648
т
меди и более 3600
т
железа (
см.
3Цар.7:47 ; 1Пар.22:14 ; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней —
см.
1Пар.29:1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1
·в.
равнялась примерно 1
кг
серебра в год (
см.
деньги). (
см. тж
Соломон)
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в ·3Цар.
6; 3Цар.7:15 -51; 2Пар.3:1 -5.1. Он был длиною 35
м
, шириною 10
м
и состоял из трех частей: притвора — глубиной 5
м
, средней части — глубиной 20
м
и дальней части (Святого-святых, давира) — глубиной и высотой 10
м
. Высота средней части была равна 15
м
. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар.3:4 — 60
м
).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9 м
(3Цар.7:15 ; 4Цар.25:17 ; Иер.52:21) или 17,5
м
(2Пар.3:15, но,
·возм.
, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5 м
. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Цар.6:9,15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Цар.6:4).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Цар.6:22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть — «горницы») (2Пар.3:4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2 мм (2,9 г
золота на см2) (2Пар.3:8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Цар.6:29) и драгоценные камни (2Пар.3:6).
Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар.4:9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Цар.6:36 ; Иер.36:10).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.
) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
верхние (·возм.
, выходящие на север) (4Цар.15:35 ; 2Пар.23:20 ; 2Пар.27:3 ; Иер.20:2 ; Иез.9:2) (в 4Цар.11:6 названы Сур, а во 2Пар.23:5 — Иесод),
внутренние (Иез.8:3,14) (·возм.
, предыдущие),
восточные (Неем.3:29 ; Иез.8:16 ; Иез.10:19 ; Иез.11:1 ; Иез.43:1 ; Иез.46:1) (в 1Пар.9:18 названы царские, а в Иер.17:19 — сынов народа),
Гаммифкад (Неем.3:31),
жертвенника (Иез.8:5),
новые (Иер.26:10 ; Иер.36:10) (·возм.
, верхние),
северные (Иер.8:14) (·возм.
, верхние),
третий вход (Иер.38:14),
Шаллехет (1Пар.26:16).
Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5 м
и 10 x 10
м
в плане (2Пар.4:1).
Храм строился 7,5 лет (3Цар.6:1,38) и был освящен около 962 ·г.
·до-РХ
.
Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Цар.14:26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Цар.15:18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Цар.14:14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Цар.16:8), а за ним — Езекия (4Цар.18:15 -16). Манассия окончательно осквернил храм (4Цар.21:5,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Цар.24:13), а при втором (в 586 ·г.
·до-РХ
) — полностью разрушил его и сжег (4Цар.25:9). После этого, как видно из Иер.41:5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (
см.
Массифа,в).
2. Храм Зоровавеля.
В 536 ·г.
·до-РХ
персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд.1:1 -3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд.3:2), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд.3:8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд.4:21), но,
·возм.
, не полностью (Езд.5:16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (
см.
Персия) в 520
·г.·до-РХ
и были завершены через четыре года, то есть в 516
·г.·до-РХ
(Езд.6:15).
По повелению Кира храм мог быть размерами 30 м
высоты и 30
м
в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд.6:3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг.2:3). В Мишне — одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.
Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг.2:9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 ·г.
·до-РХ
(
см.
обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (
см.
ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.
После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея VII (181-146 ·гг.
·до-РХ
) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.
3. Храм Ирода.
Ирод Великий (см.
Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20
·г.·до-РХ
) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.
Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Иоан.2:20), но завершилось только в 64 ·г.
, всего за шесть лет до полного разрушения храма.
По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мар.13:1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50 м
, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков — царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250
м
. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мат.4:5 «крыло храма».
Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян.3:2,10).
Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян.21:27 -29, ·срн.
Еф.2:14).
Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мар.11:16), ходить в грязной обуви.
Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мат.21:13) храм как и предсказал Господь (Лук.13:2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 ·г.
— мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (
см.
Иерусалим)
4. Храм Иезекииля.
В ·Иез.
40 — 43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.
Этот храм — величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.
По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (Иоан.4:21 -24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (Отк.21:22). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иез.43:7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.
Отличие 1. Происхождение слов
Слово «храм» появилось на Руси и обозначало «хоромы», «храмину». И само слово полисемантично, то есть не относится к какой-либо конфессии. Например, в православии храм — это церковь или собор, в исламе — мечеть, в иудаизме — синанога.
Слово «церковь» пришло в русский из греческого и переводится как «дом Господа». Это изначально слово, которое используется только в христианской культуре. Это и есть главное отличие храма от церкви.
Слово «собор» произошло от однокоренного «собрание», тоже на Руси. Его можно встретить так же только в христианской культуре.
Отличие 3. Статус
Соборным храм называют в том случае, если его назначают важнейшим зданием в городе или храмовом комплексе.
Обычно это и самый большой храм или церковь. В нем так же проводятся службы, а люди могут приходить помолиться. Но службы проводит высшее духовное сословие из различных православных сооружений. Надо понимать, что собор — это один из видов церкви, а значит, более узкое понятие.
Церковь не имеет такого статуса, это второстепенный храм. Еще ниже находится часовня, в которой нет даже алтаря и не проводятся литургии.
Рекомендации
- Историческая Англия. «Подробная информация из базы данных перечисленных зданий (1064646)». Список национального наследия Англии
. Получено 25 ноября 2016. - Сайт библиотеки Внутреннего храма (Проверено 10 августа 2018 г.)
- «ФОНД-ХРАМ РЫЦЕЙ». Храмовая церковь
. Получено 8 февраля 2022. - Архивы Почетного общества Внутреннего храма, ТЕА: отчеты об управлении [sic] Храмовой церкви (1613–1996)[1]
- «Круглая церковь». Храмовая церковь
. Получено 8 февраля 2022. - Аманда Руджери (13 мая 2016 г.). «Скрытый мир тамплиеров». BBC Travel
. Получено 8 февраля 2022. - «Лондонская энциклопедия» Hibbert, C; Вайнреб, Д; Кей, Дж .: Лондон, Пан Макмиллан, 1983 (ред. 1993, 2008) ISBN 978-1-4050-4924-5
- Чучела не на своих прежних местах
- Старые церкви Лондона
Кобб, G: Лондон, Бэтсфорд, 1942 г. - «Лондон: городские церкви» Певснер, N / Bradley, S New Haven, Yale, 1998 ISBN 0-300-09655-0
- Историческая Англия. «Подробная информация из базы данных перечисленных зданий (1064646)». Список национального наследия Англии
. Получено 23 января 2009. - Сервисный лист В архиве 28 января 2012 г. Wayback Machine
- Левер, Дэвид (1961). Духовная песня, история храмового хора и история богослужения в храмовой церкви, Лондон
, Союз тамплиеров, ASIN B0014KQ33I - »Когда конь выиграл шпоры
Либера (солист: Бен Кроули); LiberaUSA, 2006 (Youtube). Смотрите также: Замок Хевер и Церковь Святой Троицы, Стратфорд-на-Эйвоне. - Ханс Циммер делает саундтрек к фильму «Интерстеллар» (2014)
- «Национальный регистр трубных органов — НПОР». www.npor.org.uk
. Получено 14 мая 2022. - Сайт Хора церкви Храма В архиве 30 марта 2012 г. Wayback Machine
- «Кто есть кто». www.templechurch.com
. Получено 14 мая 2022. - «Храмовая церковь». Библиотека Внутреннего Храма
. Получено 14 мая 2022. - Барнс, Джон (1979). Опережая свое время: епископ Бирмингема Барнс
. Коллинз. п. 76. ISBN 0-00-216087-0 . - Беллот, Хью Х.Л. (1902). Внутренний и Средний Храм: юридические, литературные и исторические ассоциации
. Лондон: Methuen & Co.CS1 maint: ref = harv (связь) стр. 231 - Фостер, Джозеф (1891). Выпускники Oxonienses: Балгай, Николас
.
1
. п. 61. Получено 31 августа 2022. - «Мастер, Томас (MSTR573T)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - «Миклетуэйт, Пол (MKLT606P)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - ^ аб
«Мастер Нового Храма».
Журнал палаты общин
.
3
: 596–598. 19 августа 1644 г. - Индервик, Ф.А., изд. (1898). Календарь записей внутреннего храма
.
2
. стр. ciii – civ. Получено 31 августа 2022. - ^ аб
Индервик, Ф.А., изд. (1898).
Календарь записей внутреннего храма
.
2
. стр. civ – cv. Получено 31 августа 2022. - ^ аб
Индервик, Ф.А., изд. (1898).
Календарь записей внутреннего храма
.
2
. стр. cxxii – cxxiii. Получено 31 августа 2022. - «Болл, Ричард (BL623R)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - «Шерлок, Томас». Словарь национальной биографии
. Лондон: Смит, Элдер и Ко. 1885–1900. - «Николс, Сэмюэл (NCLS731S)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - «Шарп, Грегори (SHRP735G)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - «Уоттс, Джордж (WTS718G)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - Фостер, Джозеф. «Терлоу, Томас». Выпускники Oxonienses
— через Wikisource. - «Пирс, Уильям (PR763W)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - «Киплинг, Томас (KPLN764T)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - «Реннелл, Томас (RNL773T)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - «Бенсон, Кристофер (BN804C)». База данных выпускников Кембриджа
. Кембриджский университет. - Гриффит-Джонс, Робин; Парк, Дэвид, ред. (2010). Храмовая церковь в Лондоне: история, архитектура, искусство
. Вудбридж: Бойделл Пресс. п. 85. ISBN 978-1-84383-498-4 . - Джеймс Райли Хилл, III (1992), Упражнение на бесполезность: предварительныеРеволюционный Карьера и влияние лоялиста Джеймса Симпсона [неопубликованная диссертация на степень магистра]
, Колумбия, Южная Каролина: Университет Южной Каролины, OCLC 30807526. - Стюарт Хэндли (май 2009 г.). «Тремейн, сэр Джон (бап
. 1647,
d
. 1694)».
Оксфордский национальный биографический словарь
(онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. Дои:10.1093 / ссылка: odnb / 27692. (Подписка или Членство в публичной библиотеке Великобритании требуется.)
Похоронен в церкви
- Сэр Ричард Четвод, шериф Нортгемптоншира (1560–1635).
- Сильвестр де Эвердон, Епископ Карлайла и Лорд-канцлер Англии (умер в 1254 г.).[39]
- Сэр Энтони Джексон (1599–1666).
- Джеффри де Мандевиль, первый граф Эссекс (умер в сентябре 1144 г.).
- Уильям Маршал, первый граф Пембрук (1146–1219).
- Уильям Маршал, 2-й граф Пембрук (1190 — 6 апреля 1231).
- Гилберт Маршал, 4-й граф Пембрук (1194-27 июня 1241).
- Доктор Ричард Мид (1673–1754).
- Уильям Петит, барристер, ученый-юрист и хранитель документации в Башня Лондона (1640/1641 — 3 октября 1707 г.).
- сэр Эдмунд Плауден (1518–1585).
- Фрэнсис Джеймс Ньюман Роджерс (1791–1851).
- Джон Селден (1584 — 1654), английский юрист
- Джеймс Симпсон (1737–1815), генеральный прокурор колонии Южная Каролина. Его жена, которая умерла раньше, похоронена в Южном трансепте г. Вестминстерское аббатство.[40]
- сэр Джон Тремейн (1647–1694).[41]
- Роберт де Ветерипоинт, Шериф Уэстморленда (умер в 1228 г.).