Что должно быть в храме
Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит — это часовня.
Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме — это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.
Например, иконы в храме — это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.
То же самое — крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.
К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы — в Русской православной Церкви, — но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.
Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.
Алтарь в храме и Престол
Как мы уже сказали, престол — это единственная, на самом деле обязательная часть для храма, поскольку ради Престола и вокруг него храм возводится. Освященный престол сам по себе делает помещение храмом. В месте, где Престол, человек сам по себе должен радоваться и трепетать — в памяти о бескрайней Любви Божией и земном Его пути.
В первые века христианства престолом служили гробницы с мощами и останками святых или мучеников. Сейчас эта традиция сохранилась, но видоизменилась: в алтарях церквей стоят не гробы, но все равно престол должен быть освящен правящим архиереем и иметь ковчежец с частицей мощей какого-либо святого. Только в таком случае на Престоле может совершаться Литургия!
Наличие Престола подразумевает, что есть и алтарь — святая святых любого храма. В алтарь по традиции могут заходить только служители храма, либо — по благословению настоятеля.
Патриаршее богослужение. фото: patriarchia.ru
Символика
Алтарь символизирует собой Царствие Небесное, место пребывания Бога. Также он напоминает о Сионской Горнице, где Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю. Этой Вечери мы приобщаемся на каждой Божественной Литургии, так как в Горнем мире не существует времени. Православные христиане веруют, что алтарь – место пребывания особой Божественной благодати. В алтаре храма всегда находится ангел, данный ему при освящении. Если храм окажется разрушен, ангел останется на своем месте до самого Второго Пришествия и кончины видимого мира.
Иконостас в храме
Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон — храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он — естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни — например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.
Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».
На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью. Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом.
Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях — если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.
Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами — то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, главные Церковные Праздники, Спаситель, Божия Матерь…
Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su
Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой — не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и — Общим действом для всей Общины.
Жертвенники на Храмовой горе [↑]
Место, на котором стоял жертвенник в Иерусалимском Храме, на горе Мория, она же Храмовая гора, было особым. Согласно Мидрашу, отсюда Вс-вышний взял землю, чтобы сотворить Первого человека, Адама. После изгнания из Ган Эдена Адам соорудил здесь жертвенник, на котором впервые была принесена жертва Б-гу.
На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также Ноах (Ной), когда он и его семья вышли из Ковчега после окончания Потопа.
После смерти Ноаха землю, на которой находился жертвенник (гору Мория, впоследствии Храмовую гору), унаследовал его сын Шем. Он был первосвященником и приносил жертвы Вс-вышнему от имени всего человечества (Берешит 14:18, Таргум Йонатан; Берешит раба 26:3, 43:6; Зоар хадаш 22
).
Еще при жизни Шема право быть служителем Вс-вышнего было передано праотцу Аврааму и его потомкам (ср. трактат Талмуда Недарим, л.32Б
).
На этом же месте произошел важнейший эпизод нашей истории — жертвоприношение Ицхака — Акедат Ицхак
(дословно — «связывание Ицхака»), когда Вс-вышний, желая испытать веру Авраама, повелел ему принести в жертву своего сына Ицхака. И отец, и сын бесприкословно подчинились желанию Б-га, и лишь когда прозвучал голос: «Не протягивай своей руки к отроку…» (
Берешит 22:12
), Авраам опустил занесенный над Ицхаком нож и принес в жертву барашка, приготовленного Вс-вышним для этой цели.
В храме может быть несколько алтарей
Если размеры храма позволяют, то в нем стараются сделать два или три алтаря, но в принципе их может быть сколько угодно (например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади — 11 алтарей и Престолов).
Зачем нужно несколько алтарей?
Причин две. Одна — сугубо каноническая. По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а значит и в одном алтаре) может служиться только одна Литургия. В крупные праздники Литургия в одном храме может служиться и дважды и даже трижды (например, на Пасху). Для таких случаев и проектируется несколько алтарей.
Подмосковная Зосимова пустынь в Рассудово. Главный храм. В кадре видны центральный алтарь и чуть дальше — еще один.
Вторая причина: «идейная» и она как бы «добавляется» к канонической. Например, у основателя храма, города или монастыря, где храм воздвигнут, могут быть особо чтимые святые или праздники. Алтари освящаются в память о них, и в соответствующие праздники там служится литургия.
Разумеется, количество алтарей продумывается на стадии проекта.
Иконы в храме
Икона с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете
Православный храм нельзя представить себе без икон. Даже самый бедный сельский храм старается их иметь в достатке — пусть даже в «распечатанном» виде.
Иконы — то есть написанные по особым правилам образа святых и Церковных праздников — присутствуют в храмах в следующих видах:
- Иконы на стенах.
Это те иконы, которые, если можно так сказать, наиболее доступны для прихожан. К ним прикладываются, перед ними ставят свечки. - Роспись храма
(фрески). - Иконы на иконостасе.
- Иконы, выносимые по случаю
(например, иконы святых, которые кладутся в центре храма на аналой в дни соответствующих праздников). Речь не о том, что эти иконы принципиально прячутся куда-то, чтобы раз или два в год дать к ним «доступ», а в том, что пространство храма ограничено и для всех икон просто не хватает места.
Икона Праздника на аналое. Фото: blagoslovenie.su
Клирос, что это?
Клирос в храме — это место для хора. Чаще всего он располагается сбоку в передней части — возле иконостаса сбоку. В некоторых храмах — у задней стены напротив иконостаса (например, на балконе сверху).
Все клиросы объединяет, пожалуй, одно: поющих стараются сделать незаметными для прихожан — чтобы ни те, ни другие не отвлекались. Например, если клирос в храме расположен перед иконостасом, он отделяется перегородкой. А если хор поет на балконе у «задней стены», то его и так не видно.
Хор во время патриаршего богослужения. Фото: patriarchia.ru
Из чего строились жертвенники? [↑]
До возведения Мишкана, по всей вероятности, жертвенники складывали из нескольких камней. Именно так объясняет Раши слово «мизбеах» (Раши на Дварим, 12:3
).
В Мишкане жертвенник был деревянный, обложенный медью и полый внутри. Во время стоянок его наполняли землей, поэтому Вс-вышний, приказывая Моисею (Моше) построить его, называет его земляным (Шмот, 20:21
).
В Гильгале — первом лагере евреев в Эрец Исраэль — был воздвигнут жертвенник из камней, взятых из Иордана, в память о чудесном переходе через эту реку (Дварим, 27:2 и комм. Раши
).
В Шило, Нове и Гивоне также были жертвенники, сложенные из цельных (неотесанных) камней, а, по другому мнению, в Шило был медный жертвенник, полый и внутри наполненный камнями (Звахим, л.61Б
).
В Первом Иерусалимском Храме был медный жертвенник, как сказано в книге Диврей а-Ямим: «И сделал жертвенник медный: двадцать локтей длина его, и двадцать локтей ширина его, и десять локтей вышина его» (Диврей а-Ямим 2, 4:1
), а во Втором — каменный.
Камни «брались из долины Бет Керем: копали до девственной почвы и оттуда приносили камни цельные, на которое не поднято железо» (мишна Мидот,3:4
).
Предписание строить жертвенник из камней, на которые «не поднималось железо», было дано еще Моше: «чтобы ты не занес твоего меча над ними (тем) осквернил его» (Шмот, 20:22
).
В Мишне объясняется: «Потому что железо сотворено, чтобы укорачивать дни человека, а жертвенник сотворен, чтобы удлинять дни человека: укорачивающее не должно быть поднимаемо на удлиняющее» (Мидот, 3:4
).