Что такое причащение в церкви и как проходит в наше время

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 11.05.2019

Что такое причащение и как оно проходит в современной церкви? Каким образом практиковалось причащение церкви первого столетия и какова история причащения в церкви? Мое личное изучение говорит о том, что причащение в ранней церкви сильно отличалось от практики современных христианских церквей. Правда ли, что современная практика причащения произошла из ритуала? Как должны причащаться современные христиане?

Примечание редактора: ниже мы предлагаем вам краткий ответ на вопрос, но если вы хотите узнать больше, то прочтите эту статью о причащении и его истории.

Ответ:

Причащение в церкви: история и практика первых христиан

В христианском движении в мире существуют разные практики причащения. Я не уверен, на какую именно современную практику причащения вы ссылаетесь. Я не знаю, с какой практикой вы знакомы и о чем именно говорите, что немного усложняет мой ответ вам. Я могу рассказать лишь о том, что мы видим в Библии, и поделиться опытом причащения в ранней церкви.

Иисус сказал: «Делайте это в память обо Мне». У нас есть пример того, что делал Иисус на Тайной Вечере. Мы можем прочесть об этом во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна (немного удивительно, почему Иоанн не описал это событие).

Потом Он взял чашу и, возблагодарив Бога, сказал: «Возьмите её и обнесите всех, ибо говорю вам: не буду пить вина виноградного, пока не придёт Царство Божье». Затем Он взял хлеб и, возблагодарив Бога, преломил его и дал им всем, сказав: «Это — Тело Моё, за вас отдаваемое. Ешьте хлеб в память обо Мне». (От Луки 22:17-19)

В ночь перед Пасхой (еврейским праздником Седер) Иисус сделал то, что потом вошло в традицию. Во время Пасхального Седера Иисус взял хлеб (Матфея 26:26 для примера), затем передал его по кругу, говоря: «Это Мое тело». Большинство христиан, не являющихся католиками или православными, верят, что Иисус говорил образно. Он не имел в виду, что этот хлеб и есть Его тело, тем более, что хлеб был у Него в руках (фактически Его тело и передавало хлеб). Другими словами, хлеб есть символ Его тела. Подобным образом можно сказать и о чаше. Затем Иисус передает чашу с вином по кругу, говоря: «Это Моя кровь». Возможно, что наиболее важный отрывок находится в первом послании Коринфянам:

Ибо я получил от Господа то учение, которое передал вам. Господь Иисус в ту ночь, когда отдали Его убийцам, взял ломоть хлеба и, вознеся благодарность, преломил его и сказал: «Вот Моё Тело для вас. Делайте так в память обо Мне». Также взял Он чашу вина после того, как съели они ужин, и сказал: «Эта чаша — новое соглашение, скреплённое Кровью Моею. Когда бы вы ни пили, делайте это в память обо Мне». Всякий раз, когда едите вы этот хлеб и выпиваете чашу, вы возвещаете смерть Господа, пока не придёт Он. (1-е Коринфянам 11:23-26)

Здесь апостол Павел напоминает, что Иисус сказал делать это «в память» о Нем. Насколько я понимаю, главной целью церемонии причащения является воспоминание. Это не воссоздание распятия, как считают некоторые, а воспоминание о нем. Согласно апостолу Павлу, когда мы причащаемся, мы вспоминаем, что Иисус сделал для нас и провозглашаем Его смерть, пока Он не вернется. Мы воспринимаем хлеб и вино как символы Его тела и Его крови, вспоминая о том, что Он сделал для нас.

Правила причастия в церкви. Как готовиться к причастию?

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит, если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Но, к сожалению, большинство людей во время причастия похожи на детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих их ценности.

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х ристу, Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Канон Ангелу Хр анителю, Последование ко святому причащению*. *Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Причащение в ранней церкви

Как причащение проходило в ранней церкви? Существуют свидетельства, что это была очень простая церемония с хлебом и вином. Все доказательства указывают на то, что причащение проходило каждую неделю по воскресеньям (или вечером в субботу, т. к. день считался от заката до заката, а не от 12 ночи до 12 ночи). Помимо прочего ранняя церковь ела совместно, они называли это «праздником любви», но эти праздники были отделены от причащения. Существуют доказательства, что ранняя церковь допускала до причащения только верующих, хотя возможно, что это было сделано скорее из-за безопасности, а не из-за теологии. Так что с библейской точки зрения это вопрос открытый — приглашать неверующих присоединиться к причащению или нет. Церковь, которую я посещаю, позволяет причащаться всем желающим.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как правильно причащаться и исповедоваться?

Практика в современной церкви

Вот, что я думаю, мы должны делать сегодня на причащении в церкви. Нам не нужны «священники», чтобы причащаться. Нам не нужны особые церемонии или предписанные слова. Мы не видим этого в истории ранней церкви, как не видим этого и в Библии. В церкви, частью которой я являюсь, у нас простая церемония, которая проходит каждую неделю. Мы разделяем друг с другом хлеб и вино (или виноградный сок). Мы призываем людей вспомнить смерть, захоронение и воскресение Христа. Мы надеемся, что это не становится просто бессмысленной традицией или привычкой. По этой причине обычно один из братьев делает небольшое учение из Библии, которое помогает сфокусироваться на причащении.

Некоторые церкви создают целые церемонии вокруг причащения. Некоторые учат, что только «священники» могут проводить эту церемонию. Некоторые учат, что причащение (они называют это «евхаристией») — это воссоздание жертвы Христа. Некоторые даже воспринимают слова Христа «это Мое тело» и «это Моя кровь» буквально и верят, что, когда священник проводит церемонию, хлеб и кровь буквально изменяют свою структуру, становясь плотью и кровью Христа. Но это теологическая ошибка. Я полагаю, что вы посещаете церковь, где причащение проходит примерно так, как оно проходило в ранней церкви и как оно описано в Библии.

Причащение детей

В Православной Церкви принято причащать детей с самого раннего возраста. Покрестили ребеночка — и можно подносить ко святым дарам, перед этим спросив благословения у священника. Подходить к причастию желательно натощак (это не распространяется на грудных малышей и тех деток, что не могут так долго без еды).

Причастие детей после семи лет требует специальной подготовки, как и для взрослых.

У католиков существует другая традиция. У них к причастию в первый раз приходят приблизительно в 10-12 лет после катехизации (изучение основ христианского вероучения). Первое Причастие — это отдельный праздник, к которому основательно готовятся (даже шьют новые наряды и потом вместе фотографируются).

Как бы там ни было, за этими внешними атрибутами не стоит терять главного — важности евхаристии как акта соединения человека с Богом. Это важно в любом возрасте, а деткам это просто необходимо для гармоничного развития и приобщения к Церкви.

Какими должны быть хлеб и вино на причащении?

Должны ли христиане причащаться настоящим пресным хлебом в церкви? Сколько должно длиться причащение — минут десять или сопровождаться полуторачасовой проповедью? И еще: не могли бы вы объяснить, почему хлеб во время причащения не превращается в тело (плоть) Иисуса, а вино – в Его кровь, как меня учили в детстве?

Некоторые люди говорят, что причащение (причастие) должно быть только настоящим вином, а не соком. Некоторые считают, что использование виноградного сока во время причащения показывает неуважение к смерти Христа. Так как же быть — как правильно по Библии?

И еще. В книге Деяний говорится «они постоянно пребывали… в преломлении хлеба» — здесь говорится о христианской трапезе или причащении?

Ответ:

По поводу «настоящего пресного хлеба»: здесь мы по традиции, восходящей к ветхозаветной Пасхе, используем хлеб без закваски. Иисус не дал указаний, каким именно хлебом причащаться, очевидно, оставив за нами право выбора.

То же относиться и к вопросу о длительности причащения. Оно вполне может быть самой длинной частью богослужения. Я сочувствую, если вам приходится высиживать полтора часа каждое воскресенье. (Длинная проповедь – это замечательно, но, как говорится, «наш разум может воспринять не больше, чем могут выдержать наши седалища!») Лично для меня важно, чтобы сказанное на причащении заставляло задуматься. Но от длительности, как причащения, так и проповеди редко зависит их качество.

Наконец, что касается доктрины пресуществления. Если считать, что хлеб и вино буквально являются плотью и кровью Христа, то это порождает некоторые противоречия:

  • В 6-й главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о хлебе и вине, физически присутствуя среди учеников. Как элементы причащения могли быть телом Иисуса, если Он находился за столом вместе с двенадцатью учениками?
  • Пить кровь было строго запрещено иудейским законом.
  • Если пресуществление действительно имеет место, то на каждом причащении Христос вновь приносится в жертву. Но послание к Евреям подчеркивает, что жертва Христа была принесена «раз и навсегда».

Я верю, что этот вопрос о вине на причастии попадает в категорию «мнения». Лично я, читая в Библии о «плоде виноградном», думаю о вине, а само выражение может означать ферментированный или не ферментированный виноградный сок. Некоторые церкви, уважая чувства людей, имеющих алкогольную зависимость, подают на причащении только виноградный сок или же предлагают и сок и вино. Другие используют только вино. Я думаю, что присутствие обоих напитков на причащении будет хорошим решением, при условии, что они как-то разделены между собой или отличаются по виду.

И снова скажу — на причащении я предпочитаю вино. Другие чувствуют, что это ошибочно или не мудро. Компромисс в этом вопросе может быть хорошим решением, т. к. нет никакого доктринального учения, способного повлиять на наш выбор. Позвольте каждому делать свой выбор в этом вопросе в духе милосердия (будет полезно прочесть Римлянам 14 главу).

Теперь давайте посмотрим, являлось ли причащение простой трапезой?

И они проводили время в постоянном приобщении к апостольским учениям и в общении друг с другом, ели все вместе и молились вместе. И чувство благоговейного трепета овладело каждым, и много чудес и знамений совершено было апостолами.

Все уверовавшие держались вместе и делились друг с другом всем. И стали они продавать своё имущество и владения свои и раздавать всем, кто в этом нуждался. Каждый день они собирались вместе в храме, а в домах у себя ели все вместе, радостно и щедро делясь друг с другом пищей, восхваляя Бога и радуясь доброму отношению всего народа. А Господь ежедневно прибавлял к ним спасённых. (Деяния 2:42-47)

Как вы заметили, фраза «преломляли хлеб» имеет двойной смысл, и может обозначать в Библии и христианскую трапезу и причащение. Относится ли она к причащению или нет – это можно определить только из контекста. Я думаю, что отрывок 2:42 относится к Вечере Господней, а 2:46 – к обычной трапезе.

Из Нового Завета и ранних описаний жизни церкви видно, что первые христиане регулярно праздновали Вечерю Господню – еженедельно или даже чаще:

В воскресенье, когда мы собрались вместе, чтобы совершить вечерю Господню, Павел беседовал с нами. Намереваясь отплыть на следующий день, он говорил до полуночи. (Деяния 20:7)

Даглас Джакоби

Перевод: Анастасия Соколова

Можно ли не христианину причащаться в церкви?

Могут ли те, кто пока не стали христианами, принимать участие в причащении в церкви, мы точно не можем знать, т.к. нет прямых отрывков из Библии по этой теме. Это серая область, и ответ зависит от мнения людей. Из практики ранней церкви мы знаем, что в конце первого века те, кто не был частью церкви, не допускались до причащения. Но у нас нет прямых доказательств об этом. Итак, хотя пример ранней церкви показывает, что она склонялась к исключению некрещеных из причащения, свидетельства того, что некрещеные могут принимать участие в причащении, очень сильны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: